История создания картины памятник церкви на нерли. Церковь покрова на нерли описание фото история

В отличие от своего отца, Юрия Долгорукого, Андрей не любил Киев . По «ряду» Юрия как раз ему должен быть достаться Киев, а Суздальская земля отходила к младшим сыновьям. В 1149 году Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. Судя по всему, о нелюбви Андрея к Киеву знали ростово-суздальские бояре, которые чем-то соблазнили Андрея Юрьевича. Возможно, они считали его удачным кандидатом на роль князя-марионетки. Так или иначе, в 1155 году Андрей совершает решительный шаг — тайком от отца выезжает со всем своим двором из княжеского села Вышгород под Киевом и держит путь на Владимир. С собой князь «захватил» икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой (ныне она известна как Богоматерь Владимирская).

По легенде, не доезжая до Владимира, кони, которые везли икону, встали и отказались идти дальше. Князь постановил, что это место особо любо Богу, назвал его Боголюбовым и устроил здесь свою резиденцию. В то время Клязьма протекала под самым Боголюбским холмом, и новое княжеское село контролировало место впадения в Клязьму реки Нерль, «запирая» водный путь из Ростова и Суздаля . Таким образом, Андрей, получивший прозвание Боголюбский, сразу же показал, что он сам станет править своей землей, держа бояр под контролем.

Здесь и построили не имеющий аналогов в древней Руси замок, состоявший из Рождественского собора, окованного золотом (следы от гвоздей в сохранившихся нижних частях здания действительно нашли археологи), переходов, двух лестничных башен и самого дворца.



Рождественский собор XVIII века и уцелевшие фрагменты дворца Андрея Боголюбского. Историк архитектуры Владимир Владимирович Косточкин (1920-1992) в книге «Древнерусские города» так писал о Боголюбове: «Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура. Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского». Фото автора

Судя по всему, дворец разрушился еще в домонгольское время, а вот собор имел все шансы дойти до наших дней — но увы… В 1722 году Рождественский собор рухнул по вине игумена монастыря Аристарха. Собор показался невежественному владыке недостаточно светлым, и он велел проломить в его стенах огромные окна. Древний памятник разрушился. Уцелели только башня и переход. Их решили оставить, а на фундаментах обрушившейся церкви построить новую.

Фрагменты домонгольского памятника оставили не из любви к древности. Дело в том, что за 20 лет до катастрофы церковь канонизировала Боголюбского. Князь погиб в 1174 году мученической смертью — его убили бояре-заговорщики. Израненный князь Андрей сполз из своей опочивальни по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за «столпом восходным» и был здесь добит убийцами. Место гибели вновь канонизированного святого подлежало сохранению.

Но руины дворца все-таки не самое главное детище князя Андрея, дошедшее до наших дней. Еще в километре с небольшим, посреди луга на берегу речки Нерль стоит церковь, которая является одним из самых известных памятников древнерусского зодчества, символом Руси. И в то же время история храма Покрова на Нерли сама по себе очень непроста, как в ключе понимания ее замысла, так и в ключе отношений храма с самой православной церковью.

С самого начала все, что было связано со строительством этого храма, не укладывалось в традиционные рамки. Начнем с того, что это первый Покровский храм на Руси, а сам праздник Покрова в числе главных праздников Владимира установил сам Андрей Боголюбский с епископом Федором в обход санкции митрополита.

Строили храм, разумеется, по канонам строительства русского белокаменного зодчества. Нам хорошо известны постройки отца Андрея Юрьевича, знаменитого Юрия, прозванного за маниакальное стремление получить киевский престол Долгоруким — сохранившиеся храмы в Переславле-Залесском и Кидекше. Однако мастеров Андрею прислали «от немець». По свидетельству Лаврентьевской летописи (запись о строительстве во Владимире под 1160 годом), строительную артель Боголюбского составляли «из всех земель все мастеры» . Предполагается, что руководил ей зодчий, присланный Боголюбскому Фридрихом Барбароссой.

Летописи не упоминают о возведении храма, но, скорее всего, подразумевают его, говоря про строительную деятельность князя Андрея в Боголюбове: «И постави… две церкви камены во имя святыя Богородицы». Один из них — Рождества Богородицы во дворце, а второй — Покрова Богородицы в устье Нерли. Более позднее Житие Боголюбского дает нам точные данные — сообщается, что храм «единым летом соверши», то есть построен за год, и упомянуто, что Покрова на Нерли — храм-мемориал в память об умершем в 1165 году сыне Боголюбского Изяславе. То же Житие отмечает, что это еще и памятник победы Боголюбского над булгарами в 1164 году (Изяслав скончался от ран, полученных в сражении). Так и гуляет по научной литературе датировка 1165 или 1166 год, с которой трудно не согласиться, хотя есть попытки датировать храм и другими годами, в том числе 1158-м.

Раскопки, проведенные вокруг храма в 1950-х годах великим знатоком древнерусской архитектуры Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), показали, что Покрова на Нерли, силуэт которого всем хорошо знаком благодаря своей лиричности, изяществу и совершенству, выглядел на самом деле совсем не так.

Человек, имеющий представление о домонгольской архитектуре, знает, что в те времена храмы завершались не луковичной главой, а шлемовидной, более приземистой. Главу этой церкви заменили на луковичную только в 1803 году.

Кроме того, результаты раскопок сильно удивили ученых: церковь, оказывается, окружали с трех сторон галереи, скорее всего в половину высоты здания. А сам же храм пришлось строить на искусственном холме. Дело в том, что, судя по всему, площадку для строительства выбрал сам князь, но в те времена весной уровень воды здесь повышался на три с половиной метра. Так что пришлось специально повышать рельеф, а фундаменты церкви опускать на глубину 5,3 метра!

Склоны холма также были облицованы камнем, а к реке, скорее всего, спускалась лестница: здесь обустроили пристань. Реконструкция первоначального облика дает совершенно непривычную нам картинку, поэтому неудивительно, что ее не сразу приняли в научной среде. Но с археологией все-таки не поспоришь.

Таким образом, у Боголюбского получился не просто храм-мемориал, а парадный памятник, встречавший корабли, которые шли из Суздаля и Ростова во Владимир. Вероятно, князь лично водил дорогих гостей на богослужение (летопись отмечает такую причуду Андрея).

Время изменило облик храма Покрова. Но и не только время. История взаимоотношения Покрова на Нерли с официальной церковью оказалась очень непростой. Самой большой угрозе здание подверглось в 1784 году. Игумен Боголюбского монастыря решил выстроить новую колокольню, а чтобы не тратиться на покупку камня, тут же нашел его источник — церковь Покрова. Постройка ветхая, небольшая, но на колокольню хватит, а что храм древний, так это неважно. Духовное начальство добро на разборку храма выдало, спасла только жадность : игумен не сошелся в цене за разборку с подрядчиками. Сейчас вам, конечно, могут изложить другую версию — скромно умалчивая о том, кто заказал снос храма, расскажут о чуде: якобы мастеру, пришедшему разбирать храм, попала в глаз золотая соринка с купола (тогда он был золоченым), ну и мастер, разумеется, отказался от кощунственного замысла.

И все же храм пострадал от церковников почти столетием позже. Без ведома органов, отвечавших за охрану памятников (такие уже были), и епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена (1827-1882) местные духовные власти приступили к полной переделке здания. Пока ученые хватились, неспециалисты сбили остатки древней росписи XII века в куполе и барабане, переделали кровлю и заменили часть наружной скульптуры «безобразными подделками», как охарактеризовал их приехавший на место археолог Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884).

Увы, живопись храма погибла навсегда. Но осталась скульптура. Возможно, именно с романским зодчим следует связать то, что при князе Андрее впервые в домонгольской архитектуре фасады храмов начали украшать полноценной скульптурой, впоследствии ставшей обязательной во владимиро-суздальском зодчестве. Покрова на Нерли — первый из таких памятников, дошедших до нас. Впрочем, возможно, влияние оказала и грузинская скульптура (у Андрея были связи с Грузией, и его старший сын Юрий в итоге стал первым мужем знаменитой царицы Тамары). На соборе Свети-Цховели в древней грузинской столице Мцхете можно увидеть очень похожую фасадную резьбу.

Кстати, со скульптурой Покрова на Нерли связан любопытный казус, на примере которого можно проиллюстрировать степень доказательности некоторых построений в искусствоведении.

В центральных закомарах собора изображен человек с псалтирью (музыкальный инструмент), которого слушают звери. Чтобы ни у кого не было сомнений (так принято, скажем, в иконописи), сверху написано, кто это. Человек с псалтирью — царь Давид. Очень похожая фигура изображена и на более позднем (лет на 25-27) Дмитриевском соборе, но без подписи. Замечательный (говорю без ироничных ноток) искусствовед Георгий Карлович Вагнер (1908-1995), крупнейший специалист в области древнерусской белокаменной резьбы, построил очень красивую теорию. Дмитровский собор «принимает» эстафету у Покрова на Нерли. Поэтому на нем изображен сын Давида, тоже царь и тоже любитель песни — Соломон. В работах Вагнера приводилась масса логичных аргументов в пользу этой практически безупречной теории. И я прекрасно помню свое недоумение, когда, уже изучив труды Вагнера, я приехал во Владимир и увидел возле фигуры в центральной закомаре Дмитриевского собора открывшуюся при реставрации надпись «Давид»! Впрочем, домонгольские памятники Владимира — тема для отдельной статьи.

Многие скульпторы пытались в свое время восстановить положение рук у статуи Венеры Милосской. Но все реконструкции казались чем-то чужеродным. Так и Покрова на Нерли именно в таком виде нам — и простому богомольцу, и туристу, и фотографу — кажется совершенной. Сколько удачных снимков этого волшебства я бы ни сделал, при первой возможности снова приеду в Боголюбово к храму Покрова на Нерли.

Новости партнёров

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня я расскажу вам о Храме, который считается самым красивым храмом из тысяч храмов России. Расскажу, чем он так прекрасен, где он находится и как до него добраться. Фотографии, которые представлены здесь, сделаны во время моей поездки " - Боголюбово - " 25 августа 2012 г.
Называется этот Храм - церковь Покрова на Нерли.
Этот небольшой, изящный храм стоит на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму. Находится он недалеко от Владимира, в полутора километрах от Боголюбова. Весной эти места заливает вода и добраться сюда становится невозможно. Ну если только на лодке или вертолете.

Реклама — поддержка клуба

В Боголюбово сразу после монастыря сворачиваем направо и движемся до железнодорожной станции. Отсюда мы уже пойдем пешком. Идем по переходу над ж/д путями на другую сторону. Лестница, скажу вам, неслабая. Испытала на себе. Да еще если с колясочкой. Для тех, кто бережет силы (а их лучше поберечь, путь неблизкий), есть лифты. Фото лифтов, перехода отправлены в конец статьи. Это в нашем путешествии не главное, но существенное. Поскольку мы в начале на восторженной ноте лифты даже не увидели.

Перешли переход. Здесь стоит несколько лотков с сувенирами, платками и проч. продукцией. Цены вполне нормальные. Можно на обратном пути закупиться.
Взгляд вперед - и вот она наша цель, чудо чудное, белокаменный храм вдали, а вокруг огромный зеленый луг. Свобода!!!

Расстояние неблизкое. Вариантов добраться туда два: пешочком по дорожке или в открытой повозке, запряженной лошадью. Конечно, мы выбрали первый вариант. Дорога к Храму должна быть такой - не простой и быстрой, а прочувствованной и неспешной...



Прошли мимо повозок и двинулись вперед. Кстати, столь прелестную дорожку сделали достаточно недавно. Еще 5 лет назад люди ходили к церкви Покрова на Нерли по бездорожью .

Боголюбовский луг, на котором стоит Храм, место также очень примечательное. На щите, который стоит здесь у дорожки, написано: " Боголюбовский луг занимает площадь 153 га. Расположен в пойме рек Клязьмы и Нерли. Уникален своим разнотравьем - более 200 видов травянистых растений произрастают здесь. Впервые эта особенность была выявлена в 60-е годы 20 века в результате исследований, проведенных под руководством профессора ВГПУ Николая Ярошенко. Среди них виды охраняемые на территории Владимирской области: ирис сибирский, кувшинка белоснежная и др."



А вот он и Храм.

Церковь стоит на холме. Холм искусственный - в его толще находится сложный фундамент высотой 5,3 м. Фундамент был создан зодчими для того, чтобы защищать Храм от весенних паводков. Гениальное решение.

Если вы приедете сюда весной в марте, апреле или даже начале мая, то застанете вот такую картину:


В этот раз мы увидели Храм таким:

Когда-то холм был облицован белым камнем и вокруг Храма была галерея. Посмотрите фото реконструкции Н.Н. Воронина.

Считается, что идеальная точка, откуда получаются самые красивые фотографии вот эта (см. ниже). При съемке с этого места Храм предстает во всей своей красе, отражаясь в воде озера. Но к концу лета озерцо обмельчало, заросло. Церковь отражается в воде лишь частично. Но любоваться ее совершенством нам это не мешало.

Так в чем же феномен церкви Покрова на Нерли? А феномен в сочетании рукотворного и природного - идельных пропорций, изящности самого Храма, его белокаменной резьбе, линиях и окружающей его природе. Тишина, умиротворение, уединенность только подчеркивают красоту и неповторимость этого места.



Церковь Покрова на Нерли была построена за несколько месяцев в 1165 году. Князь Андрей Боголюбский повелел вздвигнуть Храм в честь победы над Волжской Булгарией и в память любимого сына Изяслава, который погиб в этом походе. Храм стал первой церковью на Руси, посвященной новому празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Ниже на фотографии вы видите фигуру библейского царя Давила с псалтырью в руке - древним музыкальным инструментом. Вокруг него звери и птицы - львы, голуби, олени, завороженные его игрой, а также грифоны - мифические персонажи. Такой сюжет имеется на всех трех фасадах церкви.

Рядом с церковью стоит вот такая техническая постройка. За ней имеются туалеты.

Еще немного о резьбе стен. На стенах над окнами также располагается ряд женских масок, в каждой из которых запечатлен определенный образ: доброта и злость, гордость и наивность, надменность и доверчивость.



Храм Покрова на Нерли - типичный образец Владимирско-Суздальской школы белокаменного зодчества. Это небольшая одноглавая четырехстолпная церковь. Все ее вертикальные детали призваны подчеркивать ее легкость, изящество и стройность. Она, как свеча, устремлена вверх. Высота Храма 20 метров.

Стены храма очень толстые - около 1 метра. Внутри церковь очень маленькая. Мне она показалась просто крошечной. В церкви работает Церковная Лавка.



Вот такое Чудо построили зодчие почти тысячу лет назад... И стоит оно поражая воображение, радуя душу. Трудно найти такие слова, чтобы выразить все, что я чувствовала, видя этот Храм, находясь рядом с ним. И лучше не скажешь, чем сказал о церкви Покрова на Нерли Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий:

Обратно мы поехали на повозке. Сил уже почти не осталось. Стоит это удовольствие 150 руб. с человека. С нашего маленького человечка взяли 50 руб. За "карету" нашей принцессы не взяли ничего. Взгромоздились вчетвером плюс малышка плюс коляска и помчались.

Мы едем-едем-едем. На лугу пасутся ко... Правильно, коровы!



Вот так и закончилось наше путешествие к Храму Покрова на Нерли... На память мы купили магнитики, колокольчики, а также дудочку и трещетку для нашей маленькой путешественницы. Но на этом наши приключения в этот день не закончилось - мы отправились в . Но об этом в следующий раз.

А на последок, как и обещала, фото с перехода на Боголюбский монастырь, фото самого перехода через ж/д пути и фото лифта у станции. Думаю, что на обратной дороге вы точно воспользуетесь его услугами.







Церковь Покрова на Нерли́ (Покров на Нерли́ ) - белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от , выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину - 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма - 1158 год.

Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса).

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси [источник не указан 1093 дня ] .

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.

В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей.

Покрова на Нерли

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём - небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Давид-псалмопевец, львы и грифоны

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь

Современное положение

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.

Храм Покрова на Нерли считается одним из самых красивых в России. Он расположен на холме в окружении заливных лугов, органично сливаясь с окружающим пейзажем. Белокаменный храм Покрова на Нерли называют поэмой, запечатленной в камне. Русские мастера сумели с помощью камня выразить идею, являющуюся краеугольным камнем любой религии, - это превосходство духовного над материальным.

С 1992 года этот белокаменный памятник стал объектом Всемирного наследия Юнеско.

Адрес

Храм Покрова на Нерли находится по адресу - Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово.

Как добраться до храма Покрова на Нерли

На автобусе, электричке или автомобиле ехать до станции Боголюбово , расположенной в 10 км от города Владимира по направлению к Нижнему Новгороду .

Если Вы приехали на автомобиле, необходимо оставить машину на стоянке у ж/д станции Боголюбово. Затем идти пешком по мощеной дорожке около 1,5 км или за отдельную плату воспользоваться повозкой, запряжённой лошадьми.

Из истории

В 1164 году великий князь владимирский Андрей Боголюбский вместе с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием провел поход на Волжскую Булгарию и разрушил несколько булгарских крепостей. В этом походе погиб Изяслав, любимый сын князя.

После победоносного похода Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой он возвел несколько храмов.

Согласно самой распространенной версии, первый храм, посвященный Святой Деве Марии, князь построил в 1165 году на берегу реки Нерли, на границе своего княжества. По преданию, церковь была возведена в память об Изяславе, поэтому ее облик пронизан не только спокойствием, но и грустью.

Надо отметить, что некоторые историки придерживаются версии, согласно которой, церковь на Клязьме была возведена в 1158 году, то есть еще до успешного похода Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию и гибели Изяслава.

Место для строительства князь выбрал в 1,5 км от своего замка в Боголюбово , там, где река Нерль впадает в Клязьму и каждую весну разливается большое половодье.

В этом месте был сооружен специальный холм из глины и булыжников, в котором построили фундамент будущей постройки. По легенде, камень для строительства был привезен в качестве контрибуции из Волжской Булгарии самими булгарами.

Возведенный Храм Покрова на Нерли выглядит легким и светлым и, словно вырастает из зеленого холма. Русские мастера использовали все средства, чтобы сделать строение изящным, стройным и устремленным ввысь.

Когда весной разливается Нерль, вода подступает к церкви со всех сторон. Оставаясь на островке, храм отражается в быстротекущих водах.

В 1784 году это удивительное творение русских зодчих только чудом избежало гибели. Игумен Боголюбова монастыря предложил разобрать церковь, чтобы использовать ее камни для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ дал разрешение, но, к счастью, игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками и церковь была спасена.

Храм Покрова на Нерли - архитектура

Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

В XII веке это удивительное строение казалось сверхъестественным чудом. Только мастера, обладавшие настоящим талантом и смелой инженерной мыслью, могли создать храм, вот уже более 800 лет стоящий на холме над бурными водами разлива Нерли и Клязьмы.

Архитектура церкви несложна: это одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм высотой 20 метров, его отличительная черта - изысканность пропорций и простота композиции. Отдельные строительные приемы позволили создать впечатление легкости, устремленности ввысь и воплотить совершенно новую художественную идею - победы духа над материей.

Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

  • Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола
  • Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.

Белокаменная резьба

Как и многие храмы владимиро-суздальского зодчества, церковь украшена белокаменной резьбой. На трех ее фасадах мы увидим композицию с изображением царя псалмопевца Давида, сидящего на троне. С обеих сторон от него изображены голуби и фигуры львов. Еще ниже проходит пояс из 21 женских масок, символизирующих посвящение храма Пресвятой Богородице.

Первоначально вокруг церкви проходила открытая белокаменная галерея высотой 5,5 метров, основанием которой служили белокаменные столбы. Пол галерей был покрыт яркими майоликовыми плитками, а в юго-западном углу располагалась лестница, по которой можно было подняться на хоры.

Парапет украшала резьба с изображением грифонов и других мифических животных, в том числе барсов. Установлено, что фигура вставшего на дыбы барса - это древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира. Смысл остальных фигур пока остается неразгаданным.

Внутреннее оформление

При оформлении внутреннего пространства зодчие также стремились подчеркнуть устремленность ввысь. Своды поддерживаются четырьмя столбами, которые слегка суживаются к верху, благодаря чему, высота строения зрительно увеличивается.

Ранее на куполе находилось изображение Христа-Пантократора с архангелами и серафимами, пол был покрыт цветными майоликовыми плитами, а стены расписаны фресками. Росписи были уничтожены во время обновления церкви в 1877 году.

Храм Покрова на Нерли является шедевром мирового зодчества, он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе стоит на небольшом пригорке.

Весной он похож на лебедя, возвышающегося над гладью вод, а зимой, словно памятник, выглядывает из снежных сугробов. С приходом лета легкая и сверкающая белизной церковь, словно свеча, возвышается среди зелени обширного заливного луга.

Храм Покрова на Нерли приписан к Боголюбовскому монастырю . После реставрации он приобрел практически первоначальный облик и в настоящее время совместно используется церковью и музеем-заповедником.

Церковь Покрова на Нерли — это выдающийся памятник русской архитектуры, расположенный вблизи поселка Боголюбово во Владимирской области. Храм Покрова на Нерли является ярчайшим образцом зодчества, который воплотил в себе ярчайшие отличительные черты владимиро — суздальской школы.

Эта небольшая по размеру церковь построена в 1165 году по заказу князя Андрея Боголюбского. Во времена правления князя был построен Успенский собор, Золотые ворота, ансамбль Боголюбского замка и самое совершенное из всех сооружений — церковь Покрова на Нерли.

История постройки.

Церковь была построена в память о погибшем княжеском сыне Изяславе. Однако исследования наших дней доказывают, что возведение церкви было осуществлено в 1158 году — то есть храм был построен на целых 7 лет ранее даты, принятой считать традиционной.

Освящение храма было произведено в честь праздника Покрова Богородицы, и церковь была посвящена именно пресвятой Богородицы.

В образе этой постройки зодчие воплотили идею красоты и совершенства родной земли, гордости за свою родину. Чем ближе подходишь к ней, тем более четко и явственно видны ее спокойные, уравновешенные формы.

Для постройки сооружения использовался белый камень, привезенный из Поволжья, где на тот момент существовало Булгарское царство. Но современные научные изыскания показывают, что эта легенда не имеет под собой исторически подтвержденных фактов.

Особенности архитектуры.

Выбранное для постройки будущей церкви Покрова было расположено в низине, на просторном заливном лугу. Поэтому был насыпан холм высотой 3 метра, который занимал площадь размером 23 сотки. На этом рукотворном холме, кроме самого храма располагались и все остальные постройки.

Сначала возвели искусственную возвышенность, которую облицевали белым камнем. Фундамент был построен в характерной для древнерусских храмов манере. Он был ленточным, сделанным из необработанного природного камня — дикаря, соединенного между собой известковым раствором.

Глубина фундамента составляет около полутора метров, и его продолжает основание стен высотой 3 метра 70 см. Стены были укреплены вязким грунтом рукотворного холма и таким образом фундамент уходил в глубину более чем на 5 метров.

От первоначальной постройки церкви сохранились только его основные размеры. храма крестово — купольного типа, и отличается простотой форм, сдержанностью и изысканностью четких линий. У Покровской церкви всего одна глава, а весь периметр постройки украшен аркатурно — колончатыми поясами и порталами.

Стены постройки возведены строго вертикально, но были найдены оптимальные пропорциональные соотношения, благодаря которым они имеют вид наклоненных внутрь. Этот фактор создает визуальное ощущение значительной высоты постройки.

Церковь с трех сторон имеет входы, которые украшены роскошными резными порталами. Фасады украшены скульптурами — нежными девичьими головками, которые символизируют весну и пробуждение природы. Церковь Покрова окружает невысокая галерея.

В оформлении столбы сделаны немного сужающимися в верхней части, что тоже помогает визуально увеличить высоту потолков в помещении церкви. В декоре стен Покровской церкви щедро используются резные рельефные изображения.

Центр композиции занимает фигура царя Давида, который восседает на троне. Среди других рельефных фигур можно заметить львов, птиц и женских лиц. Однако первоначальные внутренние росписи были уничтожены во время реставрационных работ в конце XIX века (1877 год).

Церковь Покрова на Нерли по праву считают одним из самых совершенных образцов древнерусской . На сегодняшний день Покровская церковь находится под охраной государства и располагается на территории природного заповедника.