История возникновения русских отчеств и фамилий. Когда у русских появились отчества

Отчества - форма именования лица по отцу, обязательная для официального определения личности, является распространенной у славянских народов , стран бывшего СССР. Отчество на данном этапе употребляется во всех документах, определяющих положение личности, а также в официальных указах о награждении, в приказах о кадровых назначениях, в списках избирателей, часто в именовании третьих лиц.

Использование отчества в сфере неформального общения очень ограничено, отчествами редко пользуются близкие между собой люди и родственники. Стоит отметить, что при оформлении документов ключевым идентификатором является фамилия , потому отчество и имя может обозначаться в виде инициалов, тогда как фамилия указывается в полном виде всегда.

Если оценивать развитие практики применения отчеств в славянской культуре, то в первую очередь нужно рассматривать этот вопрос в контексте русской культуры, потому как именно она долгое время, впрочем, как и сейчас, оставалась доминирующей среди славянских культур.

Важно отметить то, что развитие и укрепление применения отчеств связано с эволюцией общественных и государственных отношений. Кода формирование русского общества только набирало обороты, идентификация лица в обществе имела совсем иной вид, нежели теперь, широко применялись различные прозвища .

Прозвища имели отношение в первую очередь к некоторым отличительным чертам из носителя, тем самым они подчеркивали его неповторимость и уникальность. Важно отметить, что не все прозвища были приятными для их носителя, потому как выбирались не им самим, а иными людьми.


Будет уместным отметить отдельные важные этапы в развитии использования отчеств, это прежде всего дофамильный , то есть до XVII-XVIII вв., и современный , в основном XIX-XX вв. Социальная значимость русских отчеств в дофамильный период была более заметной. С появление фамилий отчество стало нести иные функции, стало в некотором роде классовым показателем.

Довольно продолжительное время право иметь отчество принадлежало исключительно представителям знати и правящей верхушки общества. Кроме того, право именоваться по отчеству могло быть получено законодательным путем, однако на практике это было не очень распространено. Только с 1692 года царский указ дозволил «имена дьяков в боярских книгах и списках ныне и впредь писать по прежнему и по сему своему Великих Государей указу с отчествы» .

С принятием христианской веры, широкое распространение получили имена святых, что стало причиной появления множества людей с одинаковыми именами. Для того, чтобы сохранить способность идентифицироваться по имени люди стали шире использовать различные прозвища.

Из-за ситуации описанной выше полное имя уже не несло такой информации о связи человека с его родом. Использование отчеств стало важной вехой, это позволило сохранить точность идентификации лица, в то же время, наделяя полное имя более точной информацией о родовой связи человека. Кроме того, важно обратить внимание на то, что не все отчества отражали связь родственную, потому как в некоторых случаях при усыновлении ребенку давали отчество нового приемного родителя.

С XVIII века Екатерина II установила четкие нормативы использования отчеств для разных сословных групп . Таким образом, было законодательно ограничено использование отчеств для более низких сословий.

Годами позже крестьянской среде и среди слуг употребление отчества стало выполнять функцию возрастной характеристики. В русской литературе XVIII-XIX веков имеется много примеров именования таких лиц только одним отчеством: пожилая няня Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, нянька Татьяны Лариной Филипьевна в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, крестьянка Федосеевна в рассказе И. А. Бунина. В дворянской же среде начиная со второй половины XVIII в. обращение к лицу только по отчеству считалось признаком дурного тона.

В XIX веке после того как за фамилией закрепилась основная функция официальной персонификации лица снизилась социальная роль отчества . Как и на западе, в России нормой при официальной записи лица становится обозначение титула, чина, должности и фамилии, реже имени и фамилии. Получило распространение использование инициалов вместо полного имени и отчества. Только в конце века в документах, удостоверяющих личность, запись отчества становится обязательной. Эта традиция сохранилась до наших дней.


На характер человека влияет множество разнообразных факторов, в том числе и его отчество. Люди с одинаковым отчеством в некоторых ситуациях себя ведут похожим образом. По мнению некоторых ученых, отчество заключает в себе генную информацию, заложенную самой природой, это некий генный код, передаваемый из поколения в поколение. Отчество выражает принадлежность человека к определенному роду и дает ему дополнительное имя - имя по отцу.

Отчество дополняет психологическую картину имени человека , разнообразит его новыми красками. Отчество как бы дополняет сложившийся портрет. Оно изменяет его коренным образом, а уточняет, делает мягче или обостряет некоторые грани, делает их более явными.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что обладателям более грубых отчеств, твердой артикуляции приходится в жизни не так просто, как их тезкам с отчествами более мягкими, спокойными. Характер обладателей менее грубых отчеств гораздо более покладист.

Отчества - весьма примечательный компонент русской системы имен, далеко не в каждом языке они есть. Нет, это не такое исключительное явление, как обычно принято думать. Некоторые другие народы тоже пользовались или пользуются до сих пор патронимическими именами. Например, исландцам отчество даже заменило фамилии. Но все же это явление не рядовое.

Неизвестно, употреблялись ли отчества до 10-го века в разговорной речи, но, по крайней мере, первым письменным источником, подтвердившим их существование, стал список послов, датируемый 945-м годом. Выглядели отчества того времени не совсем так, как мы привыкли - окончаний -ович/-евич еще не существовало. Вместо этого имена писались примерно так: Головня Остромыслов сын, Всеволод Щукин сын и т.д.

Следующие несколько веков были временем экспериментов, временем становления отчеств. Иногда они не употреблялись совсем, а иногда предпринимались попытки присоединить к личному имени не только имя отца, но и деда, прадеда и прапрадеда. Таким образом, потомок знатного рода носил в своем имени целое родословное древо. Известны даже отчества, если можно их так назвать, образованные от материнского имени. Например, в конце 12-го века в Галиции правил князь по имени Олег Настасьевич. Следы матронимических имен и до сих пор встречаются в некоторых русских и украинских фамилиях : Мотрич, Хиврич, Катриченко, Машков, Анненков.

К 12-му веку отчества прочно вошли в обиход. Вероятно, не в последнюю очередь этому поспособствовало христианство, сузившее ассортимент используемых имен до тех, которые были указаны в святцах. Многие носили одинаковые личные имена, и потребовались дополнительные опознавательные знаки для правильной идентификации личности. К тому же отчество являлось как бы наглядным воплощением родословной, заверяя имущественные и наследственные права носителя.

Отчества образовывались с помощью нескольких разных суффиксов. Иногда по старинке писали, например, Демид Алексеев сын, иногда слово "сын" отбрасывалось, и использовалась сокращенная форма: Алексеев, Ильин, Сергеев. Появились современные формы на -евич/-ович, -ич. Использовался также старинный суффикс -ль, ныне вышедший из употребления - в современном русском языке обнаружить его можно только в названиях некоторых городов, таких как Переяславль.

Обращение по отчеству было лестным и почетным, оно давало почувствовать человеку, что он не один, за ним стоит вся сила рода. Поэтому даже незнатные люди стремились включить в собственное имя имена своих отцов и дедов. Например Петр, сын Ивана и внук Волка, назывался так: Петр Иванов сын Волков. Надо заметить, что существовали отчества, образованные не только от крестильных имен, но и от мирских, прозвищных. Происхождение фамилий обычно восходит именно к ним.

Однако обращению по отчеству придавалось настолько важное значение, что, в конце концов, простолюдинам попросту запретили им пользоваться. Бояре хотели иметь исключительное право на родословную. Так что незнатным по рождению людям отчество могло быть пожаловано только за особые заслуги лично государем. Окончательно навела порядок в этой дискриминационной системе Екатерина II. Согласно правительственному приказу писаться с полным отчеством (то есть на -ович/-евич) имели право только представители первых 5 рангов. Особы 6-8-го ранга могли пользоваться менее почетным полуотчеством (на -ов/-ев, -ин), всех прочих следовало записывать только по имени и фамилии.

В устной речи правила, конечно, не были так суровы, как в официальной документации. Называться по отчеству могли даже простые крестьяне. Часто использовалось даже не имя-отчество, а только отчество, что подчеркивало уважительное и в то же время очень теплое и дружественное отношение говорящего. К концу 18-го века, однако, такое обращение начало считаться дурным тоном.

Отношение к патронимическим именам начало меняться со второй половины 19-го века. Государство наконец разрешило пользоваться ими всем слоям населения. И не просто разрешило, а вменило в обязанность - в документах появилась соответствующая графа, обязательная к заполнению. И именно это впервые пошатнуло статус отчеств.

В настоящее время мы все чаще пренебрегаем ими, следуя западному образцу. Сохранятся ли отчества в будущем? Зависит от нас.

Взгляните на наши другие статьи об истории рода:

Сегодня в паспорте у каждого русского обязательно записано отчество. Но так было не всегда. Считается, что отчества на Руси появились лишь примерно в середине Х века.

Как «величали» на Руси

Первые упоминания отчеств историки обнаружили в списках русских послов, относящихся к 945 году. Правда, писались они не так, как сейчас, а например: «Владимир, сын Глеба», или: «Святослав, сын Игоря».

На Руси и сегодня сохранилась поговорка: «Как вас звать-величать?» Слово «величать» означало «возносить, чествовать». Отчество позволяло человеку возвеличить свой род. При этом, древнерусских князей принято было величать не только по отцу, но и упоминать дедов и прадедов. Так, киевского князя Владимира Красно Солнышко официально называли: «князь Владимир Святославич, внук Всеволож, правнук Олегов». Употребление отчества подчеркивало связь с родом.

Отчество как привилегия

Само слово «отчество» появилось в XI веке. Первые отчества на Руси заканчивались на суффикс «-ич»: Святославич, Ярославич, Изяславич. С XV столетия вошли в обиход отчества современного типа с суффиксом «-ович» или «-евич»: Глебович, Евсеевич. Но их первоначально имели право носить исключительно представители высшей знати. Бояре средней руки и представители иных сословий называли себя просто: «Михаил Архипов сын Васильев». Это означало, что деда Михаила звали Василием, а отца – Архипом.

Людям незнатного происхождения привилегия носить отчества с суффиксом даровалась лишь за особые заслуги. Их называли «именитыми», так как они получали право прославить имена своих предков.

Порядок использования отчеств закреплялся в официальных документах, таких, как «Табель о рангах» Петра I и «Чиновная роспись» Екатерины II. В зависимости от ранга человек мог носить отчество на «-ов» или «-ович». Так, простой крестьянин мог именоваться Петром Михайловым, а чиновник высокого ранга – Павлом Сидоровичем. Представители купеческого сословия получили право именоваться по отчеству лишь в петровскую эпоху.

Простым людям стали давать отчества намного позднее. Обычно их именовали по отцу. Так, Иван, сын Петра, становился Иваном Петровичем. Василий, сын Афанасия – Василием Афанасьевичем.

В старину отчества могли образовываться не только от имени отца, но и матери. Вероятно, это происходило в тех случаях, когда у ребенка не было отца или по какой-то причине главой семьи становилась женщина. Тогда детям давали отчества – Настасьевич, Авдотьевич, Ефросиньевич. Такие отчества называются матронимами. Впоследствии многие из них превратились в фамилии: например, Катин или Машков. Сегодня отчество дают только по имени отца.

Что изменилось в ХХ веке?

Однако обращение по отчеству вошло в широкое употребление лишь в XVIII-XIX столетиях в среде интеллигенции. У многих крестьян фамилии и отчества появились лишь после отмены крепостного права. А после Октябрьской революции отчества вошли в обязательное употребление независимо от социальной принадлежности граждан.

Любопытно, что в России сохранилась традиция обращаться к друзьям или знакомым без имени, только по отчеству: Иваныч, Трофимыч, Петровна, Андреевна… Чаще всего такое наблюдается в сельской местности или небольших населенных пунктах.

Какую функцию сегодня выполняет отчество? Прежде всего оно способствует более точной идентификации человека: ведь людей с одинаковыми именами и фамилиями очень много, и только по отчеству порой можно как-то их различить.

Надо, однако, сказать, что обнаруженные в списках послов отчества были по форме не такими, как сейчас, о каких мы говорили в предыдущей статье, они были описательными, то есть называли имя отца в сочетании со словом «сын», иначе говоря, были словосочетаниями по типу: Иван, сын Глеба; Василий, сын Петра и т.д. Это то же самое, что мы имеем и сегодня, например, у некоторых тюркских народов: Абай Кунанбай улы - в казахском, где «улы» - означает «сын» (в притяжательной форме), то есть Абай сын Кунанбая; Ахмет Эрдоган оглы - в азербайджанском и турецком языках, в которых «оглы» - сын, и т.д. То же и у семитов, ср.: еврейское бен Гурион - сын Гуриона, где «бен» - сын; арамейское бар Йохай - сын Йохая, где «бар» - сын; арабское ибн Мухаммед - сын Мухаммеда и т.д. (Сразу оговоримся, что наименования эти являются не отчествами, каковых в прямом смысле у этих народов нет, а фамилиями, о чём подробнее см. ниже.)

Надо сказать, что на Руси использовали не только имя отца, но ещё и деда, прадеда, прапрадеда и т.д. Но так величали в основном князей, и чем древнее был род князя, тем дольше звучало его полное имя-отчество, тем величественней он выглядел. Так, например, киевского князя Владимира называли Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур Великого Владимира (того самого - Красного Солнышка). Кто знаком с древнерусским эпосом ХII века «Слово о полку Игореве», тот помнит его точное название: «Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова» («Святославль» - др.-русск. форма притяжательного прилагательного «святославий», или «святославич»)

Однако эта традиция не нашла широкого распространения и как норма не закрепилась - по вполне понятной причине: это было очень длинно, а потому и неудобно практически (пока обратишься, забудешь что и сказать хотел).

Таким образом, закрепилось «одноэтажное» отчество только по отцу, хотя оно и претерпело длинную историю своего становления, превратившись в «-овичей/-евичей» и «-овн/-евн» в сочетании с именем отца - в тех их функциях, о которых мы говорили в предыдущей статье. Хотя надо сказать, что в жизни бывали случаи, когда «отчество» образовалось и от имени матери (в таком случае его точнее было бы назвать словом «материнство»): Павел Настасьевич, Михаил Катеринин и под. Но эта форма не закрепилась в традиции по вполне понятным причинам: на Руси, как и у других народов, родовая, наследственная линия, по крайней мере в историческую эпоху, всегда велась по мужским предкам. О наличии же таких отчеств в прошлом говорят соответствующие фамилии, в которые они со временем превратились: Катеринин, Марьин, Апроськин (от Апроська - фонетической модификации (варианта) имени Офроська от Ефросинья/Офросинья/Опросинья/Опроська/, а с учётом аканья в южнорусских говорах - Апроська).

С тех же древнерусских времён известны отчества и у женщин, и тоже, несомненно, как их величание. Помните, в том же «Слове о полку Игореве»: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи...» («Ярославна рано плачет в Путивле на городской стене, приговаривая/причитая...»). Понятно, простую женщину из «подлых» (т.е. «низких», корень «под» - в др.-р. означал «низ», ср. «подовый хлеб», испечённый на поду, то есть на «низу»; подошва - нижняя част обуви) «величать» бы не стали, так как незнатные люди не имели права пользоваться отчествами, но ведь о таких не писали и эпосы, другое дело - жена князя.

Постепенно, примерно с ХV столетия, отчества на «-ович/-евич» становятся показателем особой привилегии, такое право незнатным людям даровалось лично царем за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому Государству, повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семёна (Иоанникиевича) Строганова писаться с «вичем» и даровал им особое звание «именитых людей». В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.

Исторически сложилась такая градация в общественном положении людей по знатности: холопы отчества вообще не имели; просто знатные люди получали, так сказать, полуотчество: Пётр Осипов (то есть по-современному Осипович) Васильев (фамилия); отчества же на -ович/-евич официально получали лишь знатные люди, они стали как бы знаком того, что человек, их носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке. Бывший притяжательный суффикс -ович/-евич (в значении принадлежности к отцу по его имени) практически перестал в полной мере выполнять роль суффикса, начав употребляться даже самостоятельно и превратившись в особый показатель привилегированности, родовитости лиц (сословий), как это присуще частицам «де» во французском языке (de Gol), «фон» и «цу» в немецком (von Bismark, zu Guttenberg), «ван» в голландском (L. van Bethofen). В соответствии с таким положением «вичем», как титулом, можно было награждать, что и делали русские цари.

Начиная с правления Петра I, графа «Отчество» становится обязательной во всех документах. При Екатерине II употребление разных форм отчества было законодательно закреплено. В её Чиновной росписи, составленной в соответствии с петровской Табелью о рангах, указывалось, что особ первых пяти классов следовало писать с отчеством на -вич, с шестого по восьмой - именовать полуотчествами (сын Петров, Иванов и т.д.), всех же остальных - только по именам.

Надо, однако, сказать, что формы отчества на -ов/-ев (полуотчества) до XIX века включительно употреблялись лишь в канцелярской речи и в официальных документах, а если и в живом общении, то, как правило, в официальных ситуациях (при знакомстве, представлении и т.п., что отражено в русской классической литературе - у того же Тургенева, Пушкина и др.). В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга или только по именам (при равном положении), или, если того требовали перечисленные в предыдущей статье ситуации, то и по отчествам, но в такой форме, которая стала единственной и привычной нам сегодня, то есть с суффиксами -ович/-евич, -овна/-евна, -ич/-инична.

Нельзя не упомянуть ещё об одной форме уважительного обращения (величания), которая существовала в древней Руси и оставила следы в языке, но не прижилась, отчеством не стала, вытесненная патронимической формой по отцу, ставшей единственной и официальной типа Иванович/Ивановна, Ильич/Ильинична.

Возможно, Вам, уважаемый читатель, приходилось слышать такие фамилии, как Петрищев, Иванищев, Братищев, Батищев и под. Вы не задумывались над тем, как они произошли и что первоначально означали? Судя по суффиксу -ев- (разновидность суффикса -ов- после мягкого согласного, в данном случае -щ-), это та же модель, по которой образованы фамилии Иванов, Петров, Сидоров, то есть как, скажем, Николаев, Юртаев, Гуляев и под. наименования по отцу. Но что такие фамилии могли означать? Почему не Петров, Иванов, Братов, Батин (от «батя») (ср. Старостин, Катеринин и под.), а Петрищев, Иванищев, Братищев, Батищев? Сама их модель говорит о том, что образованы они от форм имён - соответственно Петрищ-е (а не Пётр), Иванищ-е (а не Иван), от существительных братищ-е (а не брат), батище (а не батя), которые, в свою очередь, образованы при помощи суфф. -ищ(е). Так что же это за образования?

Одним из значений суффикса -ищ(е) в русском языке является увеличительное значение, ср.: дом - домище (большой дом), рука - ручища (большая рука), человек - человечище (большой, выдающийся человек) и т.п. Это же значение - увеличительное - имели и имена собственные типа Иванище или нарицательные существительные братище (при обращении к старшему брату), батище (уважительное к батя - отец). И хотя сегодня это выглядит довольно-таки странным, но на Руси такие формы употреблялись вплоть до ХVII - ХVIII вв., многочисленные примеры чего даёт частная переписка этого времени, изучению языка которой автор этих строк посвятил многие годы. Такие образования выполняли тоже «величательную» роль: обращаясь так к адресату, пишущий (или говорящий) выражал такой «увеличительной» формой своё к нему почтение, то есть как бы «увеличивал» его - величал, превращая Ивана в Иванище, батю (отца) - в батище, старшего брата - в братище и т.д. И хотя такие формы в качестве отчеств не получили развития, но о том, что они существовали, со всей очевидностью говорят сохранившиеся соответственные фамилии, примеры которых были приведены выше (Иванищева и Братищев, например, были моими студентами в Омском университете).

Но и это ещё не всё: мало того, что обращающийся называл адресата увеличительной формой имени, он, чтобы усугубить величание, себя называл формой уменьшительно-уничижительной.

Вот примеры из документов частной переписки ХVII - ХVIII вв., изданной Институтом русского языка АН СССР:

«Государю моему Дмитрию Ивановичу сынишко твой Федотко благословения прошу и челом бью...»; «Братище государь мой Борис Андреевич, здрав буди на веки раб твой Ивашка Пазухин челом бьёт...»; «Государю моему батюшку Семену Ивановичу дочеришка твоя Улятка... челом бью...»; «Благодетелю моему Федоту Дмитриевичу... братишко твой Никишка Коломнин челом бьёт...»; «Государю моему Тимофею Семёновичу женишка твоя Катюшка челом бьёт...»; «Государю моему дядюшке Кондратию Васильевичу и государыне тётушке Ульяне Онтипьевне племянничишко ваш Федька Глазков с женишкою Марфицею и сынишком Яшкою челом бьём...»; «Государю моему батюшку Мартину Васильевичу... дочеришка ваша Федорка благословения прошу и челом бью» и т.д., и т.д.

Вот такая интересная, экспрессивная и разнообразная по языковым формам система выражения уважительно-почтительных отношений между людьми существовала в русском языке на протяжении его развития. Однако существующие сегодня в трёх восточнославянских языках отчества на -ович/-евич, -овна/-евна, -ич/-инична в многолетней борьбе за выживание победили своих конкурентов и являются сегодня единственной патронимической формой, входящей в полное имя человека.

Естествен вопрос, существуют ли отчества в других языках мира? Википедия даёт на этот вопрос утвердительный ответ, называя языки и приводя соответствующие примеры, в которых в полных именах (названиях) людей существует элемент «сын» или «дочь». Такие примеры из тюркских и семитских языков были приведены в начале статьи. Википедия, помимо них, называет ещё и скандинавские языки, болгарский и даже вйнахские (чеченский и ингушский), имея в виду фамилии, в основе которых лежат бывшие патронимические формы по отцу или по матери с элементом «сын» или «дочь», например, швед. Нильссон (сын Нильса), норв. Эстридсен (сын Эстрида), Свенсдоттир, где доттир - дочь (дочь Свена. Ккстати, «доттир» - содержит тот же индоевропейский корень, что и нем. Tochter, русск. «дочь», лит. dukte и т.д.), Сноррадоттир (дочь Снорри) и т.д.

С этим, однако, нельзя согласиться. Все приведённые примеры из тюркских, семитских, скандинавских и др. названных Википедией языков отчествами не являются, потому что не выполняют ни одной из присущих им функций. Во-первых, и это самое главное, все они являются фамилиями. Во-вторых, параллельно с ними, не существует ещё одной, третьей формы, которая выполняла бы патронимическую функцию, называя, помимо родовой, семейной фамилии, имя отца (или наоборот: если принять эти формы за отчества, то параллельно с ними отсутствует ещё одна, третья форма со значением родовой фамилии). Наконец, эти формы не употребляются в живой речи как вежливое, почтительное обращение, что является главной и очевидной функцией русских отчеств - «величания» по батюшке.

Таким образом, подводя итог нашему разговору об отчествах, мы имеем полное основание сказать, что форма отчества в том её обычном понимании, какое сложилось в нашем менталитете и функционирует в речевом поведении, присуща только русскому языку (повторяю, в его широком понимании, под которым я здесь имею в виду все три восточнославянских языка - великорусский, белорусский и малороссийский). Это явление совершенно уникально как языковой феномен и весьма удобно в практическом отношении, а потому отказываться от него в речевом общении на русском языке не только нет никаких оснований, но и просто неразумно.

Д-р Р. Гайгер

Ost-West-Panorama - 2012

Далеко не во всех странах мира к человеку обращаются по имени и отчеству. К примеру, в Великобритании, Франции, Германии и во многих других странах Европы отчеств как таковых не существует. Однако на Востоке есть традиция прибавлять имена отца, деда и прадеда к имени сына.

На Руси передать свое уважение к собеседнику возможно было через традиционное обращение, прибавляя отчество к имени .

Исстари, чтобы спросить у человека отчество, собеседник задавал вопрос: «Как Вас звать-величать?» . В XXI в. такую фразу встретишь нечасто.

Значение слова «величать» в русском языке – «чествовать или именовать», оно относится определенно к отчеству.

Возникновение отчества. Когда на Руси появились отчества?

Историки относят возникновение русских отчеств ко времени первых князей. Рядом с именами отчества были обнаружены учеными в документах, датированных еще 945 годом. Это были найденные списки древнерусских послов в других государствах. Следует отметить, что в те времена отчества имели другой вид: Олег сын Святослава, Иван сын Василия.

Примечательно, что в Древней Руси, как и на Востоке, имена знатных людей, особенно это относилось к князьям, дополняли именем его отца, его деда, прадеда и, что неудивительно, прапрадеда. Таким образом, наши предки показывали древность своего рода , которая была особенным поводом для гордости.

Давность рода служила своеобразным показателем необходимого уважительного отношения: чем старше род, тем более вежливыми были люди вокруг. Например, князь Ярослав сын Олега, внук Святослава, правнук Игоря, праправнук Рюрика. В разговорной же речи отчества русских людей употреблялись гораздо более простые и были созвучны современным : Святославич.

В обыденных разговорах хороших знакомых давно общепринято обращаться лишь по отчеств у, не используя имя, что само по себе считается вежливым отношением. Например, вместо Александр Сергеевич, сказать просто Сергеич.

Как образуются отчества?

В старину на Руси только мужчина был основным кормильцем в семье. Поэтому с тех самых времен отчества традиционно - это производная имени отца - главы семьи. Однако все же бывали исключительные случаи: очень редко ребенок получал отчество, основанное на имени матери. Это явление получило название матроним или матчество. Иногда матронимы образовывали фамилии. Они немногочисленны, но все же имеют место быть, например: Катин или Машков.

В наши дни новорождённых регистрируют при выписке из роддома, указывая в свидетельстве о рождении фамилию, имя и отчество, образованное от имени отца. По отчеству традиционно называют только взрослых, а к детям и подросткам обращаются лишь по имени.

Статья подготовлена специально для сайта "Семейная фамилия".