Изучаем различные профессии вместе с детьми.

Дети растут быстро, и с каждым днем задают все больше и больше вопросов. И так хочется рассказать им все как можно интереснее и красочнее! В этот раз мы попробуем рассказать детям о профессиях. Их очень много, все они интересные, но мы попробуем объяснить детям, что такое профессия и расскажем об основных профессиях.

Итак, рассказываем детям о профессиях при помощи сказки!

Сказка о пропавших профессиях

Жили были две маленькие девочки – Катя и Лера. Они были сестрами и были очень любопытными. Каждый день они задавали своим маме и папе очень много вопросов, так, что те просто не успевали на них отвечать:

— А зачем?

— А почему?

И поэтому мама с папой называли их почемучками. И вот однажды маленькие девочки гуляли во дворе и весело играли. Катя достала из кармана конфету, которую захватила с собой из дома, развернула ее, быстро сунула в рот и бросила фантик на землю. Лера, видя, как весело подхватил ветер бумажку и понес ее на дорогу, сделала со своим фантиком то же самое. Девочки весело засмеялись и хотели продолжить свою игру в догонялки, но тут увидели, как какой-то старичок в измазанном фартуке и с метлой в руках поднял брошенные ими фантики и печально покачал головой:

— Разве можно так поступать? – спросил он. Кто же из вас вырастет?

— Я буду принцессой! – сказала Катя

— И я буду принцессой! – подтвердила Лера.

— Каждая девочка мечтает стать принцессой… — ответил старичок. Но какая польза от принцесс? Вы бы лучше подумали, какую профессию вы себе выберете, когда вырастете.

— Профессию? – спросила Катя – а что это такое? Она вкусная? Большая? А почему она так называется?

— Вы не знаете что такое профессия? – удивился старичок. Но вы же уже такие большие! Каждый человек в этом мире приносит пользу другим, делая свою работу. Доктора лечат заболевших людей, водители водят автобусы, парикмахеры делают людям красивые прически и стригут волосы…

Но старичок не успел договорить – девочки хором перебили его:

— Фиии… это же скучно! Мы будем веселиться и играть, и всем все приказывать!

Старичок снова печально покачал головой и стукнул своей метлой по земле три раза, а потом произнес волшебные слова:

Закрутись весь мир на месте,

Взвейтесь ветры надо мной,

Пусть профессии как звери

Убегут все до одной!

И в этот миг все вокруг стало кружиться вокруг девочек – летали дома, деревья, и даже качели с детской площадки. Катя и Лера от страха закрыли глаза ладошками и прижались друг к другу. Когда все стихло, они открыли глаза и увидели, что все стоит на своих местах, но что-то было не так.

На улице было много мусора, стоял ужасный запах…

— Фууу… — сказала Лера. – Почему тут никто не убирает?!

— Да, — ответила Катя – принцессам тут точно не место!

И девочки решили пойти домой – играть им уже не хотелось. Но дома их ждал неприятный сюрприз – дом был каким-то не таким – он был весь потрескавшийся, некрасивый, словно его давно никто не ремонтировал.

— Мам, а можно нам чего-нибудь вкусненького? – спросила Лера.

— Увы, сказала мама. Вы же знаете, что у нас в городе пропали все профессии. Больше никто не печет сладкие булочки, потому что пекарь совсем разучился печь. И на шоколадной фабрике больше никто не работает – все кондитеры забыли, как они делали шоколадки и конфеты. Да и в магазине больше ничего не купить – там нет больше продавцов, и его закрыли. Люди разучились делать полезные дела, они забыли свои профессии.

— Но неужели мы теперь не сможем ничего купить? – удивилась Катя.

— Не сможем… — грустно вздохнула мама. Ведь чтобы магазин снова заработал, нужен продавец – человек, который будет продавать то, что есть в магазине, брать у покупателей денежку и давать им то, что они хотят, выкладывать товары на прилавок. Да и продавать больше нечего. Раньше у нас был пекарь – он пек вкуснейшие пирожки и булочки, разный хлеб.

— И ходил в белом колпаке и фартуке! – закончила за нее Катя.

— Да, — ответила мама. – но больше он не умеет этого делать – его профессия куда-то пропала. И водитель, который управлял машиной и привозил в магазин продукты, разучился водить машину. Он ничего не может привезти.

Катя и Лера расстроились и пошли гулять – ведь дома было скучно. Город стал совсем другим. Никто не подметал дорожки, на клумбах не росли цветы, на детской площадке были сломанные качели и никто их не чинил.

К больным больше не приезжали доктора. Ведь доктор – это тоже профессия. Именно доктор лечит все болезни – и больное горло, и насморк, и если кто-то поранился. Доктора всегда спешили на помощь к заболевшим, а когда помощь нужна была очень срочно – приезжали на специальной машине, которая так и называлась – «скорая помощь». Девочки все это знали, и помнили, что на той машине еще всегда был нарисован красный крест. Но только сейчас они поняли, что доктор – это нужная и полезная профессия, без которой очень плохо.

По городу больше не ездили автобусы – всем людям приходилось ходить пешком, как бы далеко ни нужно было добираться. Ведь пропала и профессия водителя. Да, это те самые водители, которые каждый день управляют автобусами и возят много людей по городу.

Но самое страшное было то, что пропали и воспитатели в детском садике, и учителя – больше некому было учить детей полезным вещам и грамоте. Ведь учитель – это тоже профессия. Учителя учат детей считать, читать, писать, рассказывают им о том, как устроен наш мир, каким он был раньше, и многое другое. А воспитатели учат самых маленьких простым, но очень нужным вещам – лепить, рисовать, учить стишки, танцевать, и даже просто правильно вести себя и за столом, и на прогулке.

Катя и Лера посмотрели друг на друга и поняли, что они сделали большую глупость и обидели того старичка. Ведь профессии действительно важны и нужны, и каждую профессию нужно уважать.

— А что за профессия – принцесса? – спросила Лера Катю.

— Не знаю… — ответила Катя. – наверное это бесполезная профессия. И зря мы ее выбрали…

— Но как теперь вернуть все обратно? Ведь это из-за нас все люди разучились делать свою работу! – спросила Лера.

— Может, нам просто нужно исправить нашу ошибку? Помнишь, папа с мамой всегда говорили – если ты сделала что-то не так – надо просто попросить прощения и исправить свою ошибку? – ответила Катя

— Да, точно! – согласилась Лера. Бежим скорее! Нам нужно найти того старичка!

Девочки побежали обратно во двор, но старичка там не было. Только горы мусора – ведь мало кто бережет труд дворника, и многие просто бросают мусор на землю.

Катя и Лера увидели, как среди всего этого мусора лежат и их бумажки от конфет. Лера подняла свою бумажку, выбросила ее в мусорное ведро, и сказала:

— А вот я, когда вырасту, стану поваром!

— Почему именно поваром? – спросила Катя, выбрасывая в мусорное ведро и свою бумажку.

— Потому что я хочу готовить вкусненькое для всех!

— Это здорово! – сказала Катя. – А я буду художницей и буду рисовать самые красивые картины, чтобы у каждого в доме было красиво!

И тут случилось чудо. Все вокруг снова закружилось и завертелось, и через минуту все вернулось обратно, как будто ничего и не было.

И девочки взялись за руки, чтобы пойти домой помочь маме готовить и убираться дома. Они больше не хотели быть принцессами, они поняли, что существует много интересных и полезных профессий, и каждый ребенок и взрослый может выбрать себе ту, которая ему понравится больше всего. Но самое важное то, что каждая профессия приносит другим людям пользу!

Вот так, сказкой, можно рассказать детям о профессиях интересно и непринужденно. И, согласитесь, здесь есть над чем поразмыслить и побеседовать с ребенком, начиная с элементарного вопроса для ребенка: «А какие профессии знаешь ты?»

И в довершение темы «детям о профессиях» хочу добавить несколько стихотворений (в этот раз автор уже не я:)), которые помогут вам более полно раскрыть детям эту интересную тему:

Продавец

Строитель

Все родители рассказывают своим детям о профессиях . Мы с Олесей начали изучать профессии в 2 года по книгам из серии «Школа семи гномов». А недавно у нас появилась новая серия книг по профессиям и называется она «Кем быть?»

Детям о профессиях — книги «Кем быть»?

Замечательное издательство «Настя и Никита «, с которым мы познакомились благодаря волшебному проекту «Школа Сказки «, прислало нашей Олеси в подарок пять книг из серии «Кем быть?» . Эти книги — небольшие — размером чуть больше ученической тетрадки. Но, качество у них превосходное — книги очень приятно держать в руках.

Обложки — мягкие, но достаточно прочные. И наполнение книг — очень интересное. В книгах очень много картинок и мало текста, но информации для дошколят — хватит с избытком. Здесь и взрослые в каждой книжке откроют для себя что-нибудь новое.

Книги серии «Кем быть» построены следующим образом.

Во-1, рассказывают чем полезна конкретная профессия.

Во-2, раскрываются основные специфические черты (умения и навыки, а так-же вещи, которые требуются специалистам)

В-3, дается историческая справка: что было раньше в данной профессии и что теперь, да еще в разных странах.

В-4, предлагаются задания по теме профессии

В-5, дается творческое задание — изобразить что-нибудь по профессии, которой посвящена книга.

Детям о профессиях — спасатель

Эта книга рассказывает о людях-героях, которые спасают людей, даже рискуя своей жизнью. Спасатели:

  • тушат пожары
  • вывозят людей из затопленных мест
  • разбирают завалы после землетрясений
  • расчищают дороги от снежных завалов
  • спасают лыжников в горах
  • оказывают помощь людям, пострадавшим в авариях
  • ищут людей, заблудившихся в лесу
  • помогают животным, попавшим в беду

Детям о профессиях — «Спасатель»

Спасатели работают в специальной одежде, которая в огне не горит и не рвется. На голове у спасателей шлем, защищающий от ударов, защитные очки берегут глаза от искр. На нос одевается дыхательный аппарат, чтобы можно было дышать воздухом, когда вокруг все задымлено.

Спасатели на воде одевают специальные гидрокостюмы, в которых бывает сухо и тепло даже в ледяной воде.

У спасателей есть поисковые приборы и специальные инструменты:

  • виброфон — помогает искать людей под завалами
  • видеожндоскоп — тоненький шланг с маленькой видеокамерой. Этот шланг проходит даже в узкую щель и камера транслирует на компьютер все, что происходит под завалом
  • микрофон — усиливает даже самые слабенькие звуки и передает их в наушники
  • мощные кусачки, которые разрезают железо, как ножницы бумагу
  • бензорез — «пила», которая распилит и кирпичную стену и стальную дверь
  • расширитель — инструмент, помогающий поднять и раздвинуть преграды на пути спасателей.

Детям о профессиях — «Спасатель» — коллаж 2

Спасателями могут работать только сильные и выносливые люди, поэтому они постоянно занимаются спортом.

В книге «Спасатель» даются простые советы деткам, чтобы не попасть в беду:

  • не баловаться со спичками и электроприборами
  • не играть с ртутным термометром
  • не залезать на подоконник
  • не купаться без взрослых в водоема

Все дети должны запомнить телефон спасательной службы: 112

В книжке есть задания, позволяющие ребенку побывать спасателями и найти грибников, затерявшихся в лесу.

А еще можно пофантазировать и нарисовать как сам ребенок спасает попавших в беду.

Детям о профессиях — «Спасатель» — коллаж 3

Книгой «Спасатель» Олеся была просто очарована. Ее покорили люди, которые рискуя собственной жизнью, спасают незнакомых людей.

Детям о профессиях — пекарь

Пекарь печет главный продукт для русского человека — ХЛЕБ.

Детям о профессиях — «Пекарь»

Чтобы испечь хлеб нужны:

  • дрожжи

В сдобные булочки добавляют еще масло, сахар, молоко и яйца.

У каждого пекаря есть такие вещи, как весы, сито, квашня (или дежа — емкость куда кладут тесто), скалка, доска, нож, противень. И самое главное — печь!

Художник Диана Лапшина вот так изобразила работу пекаря — коротко и ясно:

Детям о профессиях — работа пекаря

В книжке «Пекарь» рассказывается о разновидностях хлебов в России и зарубежных странах:

А в конце книги — правила бережного отношения к хлебу.

Нельзя оставляеть недоеденные куски — лучше взять хлеба поменьше, но доесть его до конца.

Хлеб нужно хранить бережно. Несвежий хлеб нельзя выбрасывать — лучше отдавать его птицам.

В конце книги «Пекарь» задания — распутать лабиринты, вспомнить какой хлеб как называется и нарисовать свой хлеб.

Профессия «Пекарь» привлекла Олесю больше всего — дочка хочет сама печь вкусный хлебушек.

Детям о профессиях — портной

Детям о профессиях — «Портной»

Для того, чтобы сшить одежду портному нужны:

  • выкройки
  • ножницы
  • сантиметр (измерять человека и ткань)
  • булавки
  • иголки, нитки и наперсток
  • швейная машинка
  • утюг.

Для шитья используется много красивых и полезных мелочей — ленточки, тесьма, кружева, пуговички, крюки, кнопки, застежки-молнии. Все это называется фурнитура.

Шьют одежду из самых разных тканей:

  • из льна (травка с голубыми цветами)
  • из хлопка (на его стебельке бывает ватное «облачко»)
  • из шелка (нити делают гусенички- шелкопряды, свивая себе домик)
  • из шерсти овец и коз
  • из нефти, каменного угля, металла и еловых шишек.

Когда Олеся узнала, что шелк делают из коконов шелкопрядов, то очень огорчилась, что люди разрушают домики маленьких гусеничек.

А меня удивило, что для одежды используют такие неподходящие материалы, как нефть, уголь, металл и еловые шишки. Никогда об этом не слышала.

В книге доступно показано, как шьют одежду портные в ателье и на фабрике.

Из исторического экскурса: первую одежду делали из шкур животных, потом научились делать ткани и просто оборачивали ее вокруг тела. Потом появились бродячие портные, которые шили одежду, переходя из города в город. И теперь одежду шьют и на фабриках и в ателье. А самых искусных мастеров называют кутюрье.

В книжке показана традиционная одежда людей из разных стран.

В конце книжки «Портной» есть советы детишкам по бережному отношению к одежде.

Обращайся с вещами аккуратно! Вешай одежду в шкафчик.

Если одежда испачкалась, ее нужно постирать и погладить. А если одежда порвалась, то ее нужно заштопать.

В конце книги — задания на внимание: найти отличия в одежде детей и распутать ошибки художника при одевании сказочных героев.

Ну и, конечно, нужно придумать и нарисовать собственный наряд.

Задания по теме «Портной»

После прочтения этой книги, Олесе сразу захотелось шить и для себя.

Детям о профессиях — шофер

Эта книжка будет хитом у мальчиков от 2-х до 6-7-ми лет. Ну и нашей Олесе она тоже понравилась.

Детям о профессиях — «Шофер»

В книге «Шофер» достаточно подробно расписано устройство машин и снаружи и внутри.

Кратко, но понятно рассказывается, как управлять машиной.

Показаны основные знаки, которые знают все шоферы.

На веселых картинках показана история автомобилей: от первых машин, напоминающих кареты и двигавшихся со скоростью лошади и до современных гоночных автомобилей.

В конце книги дается веселое задание — найти ошибки художника, изобразившего летающий и плавающий автомобиль. Есть серьезное задание — вспомнить как называются части машин.

И творческое задание — нарисовать машину своей мечты.

Задания, связанные с профессией «Шофер»

Детям о профессиях — художник

Начинается книга со слов «Посмотри, как мир вокруг прекрасен! Все, что мы видим — леса и сады, дома и людей, — можно нарисовать. Занимается этим художник.»

Детям о профессиях — «Художник»

Художник рисует разными красками:

  • акварель — легкая, прозрачная краска: сквозь одну линию видно другую
  • гуашь — непрозрачная, неблестящая густая краса
  • масло — яркая, блестящая, густая краска.

Для рисования художник берет еще и пастель, карандаши, тушь и уголь.

Для работы художнику нужно:

  • кисточки разных форм и размеров
  • простые карандаши
  • палитра
  • холст
  • мольберт
  • этюдник

Самые главные цвета красок — красный, синий и желтый. Из них можно получить множество оттенков.

Художники работают так:

1. Делают пробные рисунки карандашом — наброски (эскизы).

2. Намечают карандашом основные линии и подрисовывают детали.

3. Пишут картину красками, подбирая нужные цвета и оттенки.

Художники пишут картины на разные темы:

  • портреты
  • натюрморты
  • пейзажи

Некоторые художники изображают картины из жизни и исторические события. Это жанровая живопись.

Профессия художника очень разнообразна. Есть художники-модельеры, художники-ювелиры, художники-миниатюристы, художники-керамисты, художники-конструкторы.

А некоторые художники сами не рисуют, а помогают восстанавливать и сохранять ценные картины. Это художники-реставраторы.

В работе над мультфильмами и книгами тоже многое зависит от художника.

В конце книги ребенок может попробовать себя в роли художника — нужно раскрасить бабочек и нарисовать свой шедевр на свободную тему.

Нам понравились все книги серии «Кем быть» — они доступно и интересно рассказывают детям о профессиях взрослых. Но, особенно, Олеся восхищалась книгой «Спасатели». Дочку покорили люди, которые рискуя собственной жизнью, спасают незнакомых людей. А для себя Олеся выбрала профессию «Пекарь» — дочке самой захотелось печь вкусненький хлебушек.

Знакомство младших школьников с профессиями

О профессиях с любовью

Бежит неутомимо время,

Проходит жизнь, как тень от облаков.

Дороже всех наград и премий

Слова любви моих учеников.

Они идут у них от сердца,

О чистом чувстве говоря …

Они со мной – и сразу верится,

Что жизнь – то прожита не зря!

В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей по профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей».

Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Итак, профессий великое множество. Есть особенно привлекательные с точки зрения заработка – экономист, банкир, инженер- нефтяник, продюсер. Есть профессии «для души», не стольденежные, но дающие удовлетворение честолюбивым амбициям – актёр, телеведущий, менеджер. Но как быть, если ты совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в Академию художеств девяти лет отроду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я – вундеркинд»?

Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

Цель профориентации в начальной школе :

  • расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;
  • расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;
  • развитие мотивации к учёбе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
  • Выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;
  • Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Задумывалась ли я, учитель с большим стажем о важности данной проблемы? Нет. Решение пришло позже. Многое приходится осуществлять в процессе работы по данной проблеме.

Знакомство с профессиями в своём классе я начала в 2010– 2011 учебном году. В 2011 – 2012 году эту работу я продолжила. Дети моего класса познакомились с 9 разными профессиями: кондитер, моряк дальнего плавания, лётчик, воспитатель детского сада, архитектор, геолог, журналист, врач, полярник.

Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл.

Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду. Лекарства и т. д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.

Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему. Хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живётся тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим.

В работе по профориентации я использовала самые разнообразные формы работы: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, создание поэтического альбома «Все работы хороши, выбирай себе на вкус», «Мудрые мысли о труде и выборе профессий» и другие виды работы.

Экскурсии на предприятия,

Классный час «О профессиях с любовью»

Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру,

расширять знания и представления о профессиях;

обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Что такое профессия?

Знаете ли вы, что такое профессия?

Профессия Давайте вместе вспомним некоторые из них. (Ответы детей)

Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу. Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа7 Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему7 (Ответы детей).

Взрослые спешат на работу.

Твоё призвание

Строитель нам построит дом.

И мы в нём дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьёт портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастёшь

И дело по душе найдёшь!

Чему первым делом

Научится кошка?

- Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?

-Летать!

Чему первым делом

Котёнок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

О какой профессии вы мечтаете? Почему?

Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?

Если у вас любимое занятие? Расскажите о нём.

Столько есть профессий разных,

Всех их нам не перечесть:

Есть врачи и водолазы,

Токари, шахтёры есть.

Учит в школе нас учитель,

А портной костюмы шьёт.

Строит новый дом строитель,

Капитан корабль ведёт.

Главное – не ошибиться,

Выбирая, кем же стать?

Парикмахером, певицей.

Или на Луну летать.

Выбираем профессию вместе

Путешествие по страницам журналов

О том, чем занимаются люди разных специальностей и чем интересна каждая из профессий, мы можем узнать не только из книг, но и из журналов. Так многие номера детских журналов посвящены разным профессиям. Вот они – перед вами. (Показываются подшивки разных журналов)

Из них вы можете подробно узнать о таких специальностях, как дизайнер, эколог, педагог. медик, журналист и т.д. Я прочитаю отрывки из этих журналов, а вы догадайтесь, о какой профессии идёт речь. (Журнал «Клёпа»)

До сих пор люди этой профессии спорят о том, как следует оценивать знания школьников. У нас пятёрка – лучшая оценка, а в Германии лучшей оценкой считается единица, во Франции результаты ученика оценивают по десятибалльной системе; в США вместо цифровых оценок используются первые буквы алфавита: А, В, С и т. д. Непонятно, как же добиться похвалы от родителей? Скорей бы уж эти педагоги договорились между собой!

(Отрывок, посвящённый профессии « педагог»).

Узнать о профессиях вы можете и из стихов. Например, ответ на вопрос «Кем быть?» вам поможет найти стихотворение Владимира Маяковского, которое так и называется «Кем быть?» А ответ на вопросы «Какого цвета ремёсла?», «Чем пахнут ремёсла?» нам даст Джанни Родари.

Давайте узнаем, чем пахнут разные профессии, прочитав стихотворение и вставляя пропущенные слова.

Желающим выдаются тексты четверостиший стихотворения. Ребята по очереди читают, вставляя пропущенные слова.

У каждого дела запах особый,

В булочной пахнет тестом и … (сдобой ),

Мимо столярной идёшь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей … (доской ).

Пахнет маляр скипидаром и …(краской ),

Пахнет стекольщик оконной … (замазкой ).

Куртка шофёра пахнет … (бензином ).

Блуза рабочего – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - … (лекарством ) приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за … (плугом).

Рыбой и морем пахнет … (рыбак ).

Только безделье не пахнет никак.

Дети сочиняют стихи

светофор – шофёр

взор – прокурор

сыр - кассир

помощник – сапожник

пример – офицер

самолёт - пилот

океан – капитан

ночи – рабочий

принцесса стюардесса

коварный – пожарный

огурцы – продавцы

талант - музыкант

зритель – укротитель

свист – тракторист

лист - журналист

крыжовник – садовник

с зерном - агроном

житель - строитель

хор - дирижёр

молодец - певец

Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдёте какое – то хобби, увлечение, то ваша жизнь станет ярче,

разнообразнее и содержательнее.

«Ищи ошибку»

Наш знакомый мальчик Петя

Неплохой парнишка, но…

Говорит, что все на свете

Знает он давным – давно.

Как – то собрались ребята

Во дворе у нас гурьбой.

САНИТАР, - спросила Ната,-

Это кто ещё такой?

А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.

СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…

- Погодите, - крикнул Вова,-

Спросим Петю Иванова.

Петя так сказал: - Друзья!

Вам на всё отвечу я!

Все профессии я знаю.

Так! Вниманье! Объясняю!

САНИТАР – на санках мчится,

Ничего с ним не случится!

Тут со мною вы не спорьте!

По горам, по перевалам

Всё идёт ГОРНЯК усталый.

Он к горам давно привык,

Покорит он горный пик.

Под морзянки бодрый свист

Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,

Он в вязании на спицах

Лучший наш специалист!

Ищет клады КЛАДОВЩИК

И находит в тот же миг!

А потом он эти клады

Бережно хранит на складе.

Собирает БАНЩИК банки,

А потом хранит в Сбербанке.

Очень ими дорожит,

Банк с ружьём он сторожит.

МЕЛЬНИК стены белит мелом

И рисует между делом –

На асфальте, мелом тоже,

Всем портреты. Так похожи!

В офисе ОФИЦИАНТ

Всем покажет свой талант:

Вмиг бумаги разнесёт,

К телефону позовёт.

Вот в машину МАШИНИСТ

Вновь закладывает лист.

От начала и до точки.

Операция идёт:

Кровь вливается больному …

Он уже здоров – и дома.

А ПЕЧНИК печёт печенье,

Очень вкусное, с вареньем!

Может булочку испечь.

Ах, была бы только печь!

Дорогие наши дети!

Что здесь перепутал Петя?

Он ошибок мно- о -го сделал!

Почему же? В чём тут дело?

Помогите поскорее

Разобраться что к чему …

Если Петя подоспеет,

Объясните и ему!

В заключение занятия детям предлагается придумать забавные истории о том, что бы случилось, если бы какую – нибудь работу выполняли люди совершенно другой профессии

Что случилось бы, если:

  • двор подметала балерина;
  • уроки в школе вёл укротитель тигров;
  • булки и калачи пёк врач;
  • тушил пожары водолаз;
  • лечил больных библиотекарь;
  • дома строил писатель;
  • костюмы шил моряк;
  • книги в библиотеке выдавал дворник;
  • рыбу ловил музыкант.

Все работы хороши, выбирай, что нравится,

Об этом мы и говорим.

Наш классный час кончается!

Мастер – класс. Знакомство с самой вкусной профессией «КОНДИТЕР»

В мире тысячи профессий, каждый человек выбирает себе профессию по душе. Это хорошо, что вы уже задумываетесь о том, кем стать потому, что к выбору профессии надо готовиться заранее. Профессий великое множество, а сегодня мы познакомимся с одной из них с самой вкусной профессией.

А что же это за профессия? (КОНДИТЕР)

С этой профессией нам помогли познакомиться мамы нашего класса Задушнова Елена Николаевна и Колотилова Виктория Петровна. Они провели мастер – класс по изготовлению пирожных, тортов с ребятами нашего класса, познакомили с историей появления этой профессии. А в конце нашей встречи мы с ребятами пили чай со своими изделиями.

Профессия « кондитер» всегда была на особом счету. В некоторых европейских странах производители кондитерских изделий должны были обладать не только знаниями в области их приготовления, но и умением рисовать. Лепить и создавать замысловатые геометрические формы. Наиболее активно кондитерское искусство стало развиваться в Италии в 15 веке. А до той поры в Европу кондитерские изделия завозили только арабы. По сей день арабские страны славятся своим разнообразием сладостей, к тому же, именно арабы, впервые стали использовать варку сахара для получения новых видов кондитерских изделий. Однако. Главным достижением в изготовлении кондитерских изделий древности считается открытие закваски, благодаря чему, ещё в Древнем Египте стали выпекать дрожжевые пирожки. Первый мармелад начал изготавливаться на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье ещё в период крестовых походов: греческие кондитеры выпаривали и сгущали фруктовый сок в неглубоких металлических блюдцах, которые ставили на солнце. В Европе фруктовые кондитерские изделия появились в 16 веке. Когда на рынок стал поступать дешёвый американский сахар. Во Франции мармелад начали производить в 18 веке из яблок, айвы и абрикосов, и по сей день самым лучшим считается мармелад, производимый именно из этих фруктов.

Профессия – моряк

Встреча с папой – моряком дальнего плавания Мальцевым Андреем Павловичем

Андрей Павлович рассказал о трудностях профессии моряка дальнего плавания, показывал модели кораблей, особенности этих судов. Приводил примеры необычных случаев, которые происходили с ним во время дальних странствий. Показывал ребятам кораллы, морских ежей, различные морские раковины. Ребята подготовили и рассказали стихотворение о профессии моряка.

Мой папа – капитан

Папа знает всё на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан,

Ведь мой папа – капитан!

Мы достанем карту мира,

Станем вместе изучать.

Вот - высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это – южная Анапа,

Это северный Ямал.

Обо всём расскажет папа –

Он ведь всюду побывал!

Подрасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Профессия ГЕОЛОГ

Чтоб алмазы отыскать,

Золото и руды,

Нам не нужно ожидать

Никакого чуда.

Путь к сокровищам таким –

Будет труден, долог,

Но всегда пробьётся к ним,

И найдёт геолог.

Он готовится зимой

К летней экспедиции:

Компас надо взять с собой,

Чтоб не заблудиться.

Карту, молоток, рюкзак.

А ещё нельзя никак

В походе без тетрадки.

Чтоб породы описать

И убрать сомненья,

Где геологу искать

Потом месторожденье.

Это он добудет нам

Камень драгоценный.

Нефти вызовет фонтан

Из пластов подземных.

Скажет, где должна стоять

Буровая вышка,

Даже если возражать

Станет бурый мишка.

И в тайге, где кедр растёт,

И в пустыне жаркой

Нам геолог достаёт

Из земли подарки.

Кто – то спрятал их от нас,

Тех подарков груду,

Уголь каменный и газ –

Голубое чудо.

Нам без них не обойтись,

Ни зимой, ни летом.

На геолога учись,

Открой Земли секреты!

В своём рассказе Алексей Николаевич особое внимание остановил на минералах. Он рассказал о том, что минералы – это природные образования, выращенные в определённых условиях и при определённом давлении. Они обладают определённой химической формулой и формируются чаще всего в виде отдельных кристаллов или их агрегатов (сростков). А горные породы состоят из множества «перемешанных» минералов и, значит, обладают очень сложным химическим составом. Познакомил с «Детской энциклопедией», книгой академика А.Е. Ферсмана «Занимательная минералогия». Алексей Николаевич показал настоящую коллекцию разнообразных минералов. Показал несколько ярко иллюстрированных книг о минералах и горных породах, рассказал об особенностях образования месторождений нефти, газа, каменного угля, месторождениях золота и других полезных ископаемых.

Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдут какое – то хобби, увлечение, то их жизнь станет ярче,

разнообразнее и содержательнее.

Журналист

С профессией журналиста нам помогла познакомиться мама –

Захарова Мария Александровна

Читая газеты и журналы, каждый из вас, ребята, сталкивается с работой журналиста. Это он собрал, обработал, а потом грамотно, литературно, интересно и доступно изложил полученную информацию в виде небольшой заметки или большой статьи, очерка, репортажа или интервью с известными людьми. Не только газеты и журналы создаются золотыми перьями и талантом журналистов, но и теле – передачи (то есть СМИ – средства массовой информации). Но помимо умения писать, у журналистов есть ещё одна возможность путешествовать и часто бывать там, куда обычным людям вход воспрещён, - должны, же они освещать те или иные события. И это, конечно, очень заманчивая перспектива. Журналист должен быть человеком коммуникабельным, - это бесспорно. И смелым. Ведь работать приходиться и в «горячих точках», и участвовать в криминальных расследованиях, и добывать закрытую информацию. А чтобы добиться успеха в данной профессии – нужно просто много и добросовестно работать. И любить своё дело.

Мария Александровна объяснила и провела в игровой форме как правильно взять интервью у собеседника.

Эти встречи помогают ребятам узнавать о многих нужных профессиях, вызывают чувство гордости за своих родителей, желание познакомиться с другими профессиями.

Литература

  1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №3 2012 год стр.50- 53 «О профессиях и не только» Людмила Ивановна Хлыстова г. Миасс, Челябинская область
  2. Детская энциклопедия «Я б в рабочие пошёл …» профессии, которые всегда нужны и всегда в почёте. №5 2012 год.

Познавательный журнал для девочек и мальчиков

3. Журналы «Праздники в школе» - «Шаг в профессию» 2012 год

стр.17 – 24 «О профессиях с любовью», стр.43-50 «Уважая всякий труд», «День открытых дверей» 2011 год стр. 99 -120 «Слово профессионалам», «На крыльях мечты», 2007 год стр. 3 -15 «О профессиях с любовью», стр.16 -32 «Любимые книги читая, профессии мы выбираем», стр. 118 -125 «Профессия каждая – самая важная»

Мальцев Андрей Павлович

О профессиях с любовью

  • формировать реалистические представления о труде людей;

Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако, ключевая задача – формирование внутренне готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Выявить знания детей о профессиях помогла игра «Ищи ошибку»

Прочитав стихотворение В.В. Агафоновой и О.Л. Соболевой «Путаница о профессиях», прошу детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

Наш знакомый мальчик Петя

Неплохой парнишка, но…

Говорит, что все на свете

Знает он давным – давно.

Как – то собрались ребята

Во дворе у нас гурьбой.

САНИТАР, - спросила Ната,-

Это кто ещё такой?

А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.

СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…

- Погодите, - крикнул Вова,-

Спросим Петю Иванова.

Петя так сказал: - Друзья!

Вам на всё отвечу я!

Все профессии я знаю.

Так! Вниманье! Объясняю!

САНИТАР – на санках мчится,

Ничего с ним не случится!

Он ведь мастер в санном спорте,

Тут со мною вы не спорьте!

По горам, по перевалам

Всё идёт ГОРНЯК усталый.

Он к горам давно привык,

Покорит он горный пик.

Под морзянки бодрый свист

Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,

Он в вязании на спицах

Лучший наш специалист!

Ищет клады КЛАДОВЩИК

И находит в тот же миг!

А потом он эти клады

Бережно хранит на складе.

Собирает БАНЩИК банки,

А потом хранит в Сбербанке.

Очень ими дорожит,

Банк с ружьём он сторожит.

МЕЛЬНИК стены белит мелом

И рисует между делом –

На асфальте, мелом тоже,

Всем портреты. Так похожи!

В офисе ОФИЦИАНТ

Всем покажет свой талант:

Вмиг бумаги разнесёт,

К телефону позовёт.

Вот в машину МАШИНИСТ

Вновь закладывает лист.

Тук – тук – тук! Помчались строчки

От начала и до точки.

Операция идёт:

КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдаёт.

Кровь вливается больному …

Он уже здоров – и дома.

А ПЕЧНИК печёт печенье,

Очень вкусное, с вареньем!

Может булочку испечь.

Ах, была бы только печь!

Дорогие наши дети!

Что здесь перепутал Петя?

Он ошибок мно- о -го сделал!

Почему же? В чём тут дело?

Помогите поскорее

Разобраться что к чему …

Если Петя подоспеет,

Объясните и ему!

Какие вопросы поставим?

Что такое профессия?

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг).

О некоторых из них и пойдёт разговор.

Иногда человек долго и мучительно ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё – таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.

Ежедневно миллионы людей спозаранку выходят из дома и куда – то спешат. Куда направляются они так рано?

Взрослые спешат на работу.

А что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?

Для этого нужно, прежде всего, найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и удовольствие

Выбрать себе профессию по душе – дело непростое, но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.

Твоё призвание

Строитель нам построит дом.

И мы в нём дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьёт портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечёт в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастёшь

И дело по душе найдёшь!

Чему первым делом

Научится кошка?

- Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?

-Летать!

Чему первым делом

Котёнок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их мамы и папы не знают,

Кем станут, как вырастут, дети.

1. Профессия – моряк

Встреча с родителями.

Мальцев …

Мой папа – капитан

Папа знает всё на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан,

Ведь мой папа – капитан!

Мы достанем карту мира,

Станем вместе изучать.

Вот - высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это – южная Анапа,

Это северный Ямал.

Обо всём расскажет папа –

Он ведь всюду побывал!

Подрасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Профессия ГЕОЛОГ

Встреча с буровиком – геологом Алексеем Николаевичем Холодком.

Чтоб алмазы отыскать,

Золото и руды,

Нам не нужно ожидать

Никакого чуда.

Путь к сокровищам таким –

Будет труден, долог,

Но всегда пробьётся к ним,

И найдёт геолог.

Он готовится зимой

К летней экспедиции:

Компас надо взять с собой,

Чтоб не заблудиться.

Карту, молоток, рюкзак.

А ещё нельзя никак

В походе без тетрадки.

Чтоб породы описать

И убрать сомненья,

Где геологу искать

Потом месторожденье.

Это он добудет нам

Камень драгоценный.

Нефти вызовет фонтан

Из пластов подземных.

Скажет, где должна стоять

Буровая вышка,

Даже если возражать

Станет бурый мишка.

И в тайге, где кедр растёт,

И в пустыне жаркой

Нам геолог достаёт

Из земли подарки.

Кто – то спрятал их от нас,

Тех подарков груду,

Уголь каменный и газ –

Голубое чудо.

Нам без них не обойтись,

Ни зимой, ни летом.

На геолога учись,

Открой Земли секреты!

Встреча с лётчиком

Поэтическая игра «Буриме»

Ведущий раздаёт карточки, на которых записаны рифмы.

Дети сочиняют стихи

светофор – шофёр

взор – прокурор

сыр - кассир

помощник – сапожник

пример – офицер

самолёт - пилот

океан – капитан

ночи – рабочий

принцесса стюардесса

коварный – пожарный

огурцы – продавцы

талант - музыкант

зритель – укротитель

свист – тракторист

лист - журналист

крыжовник – садовник

с зерном - агроном

житель - строитель

хор - дирижёр

молодец - певец

Взлетает в небо самолёт

Им управляет ас – пилот.

А на земле ждёт вертолёт,

Когда его возьмут в полёт. (Маша Ломанова)

Есть, ребята, наука такая,

Что расскажет нам о полётах:

Авиация – вещь не простая-

Самолёты, небо, пилоты. (Захаров Илья)

В небе самолёт летит

И мотор его шумит.

Мы отправились в полёт,

Чтобы встретить Новый год! (Маша Вещикова)

Снится мне, что я пилот!

Завожу свой самолёт!

Поднимаюсь в небеса-

Вижу горы и леса,

Моря синего краса,

Золотистые луга

И зелёные поля –

Там, внизу моя Земля!

Высоко над нею мчится,

То ли ветер, то ли птица.

Быстрокрылый чудо – борт –

Мой любимый самолёт. (Моручков Юрий)

Архитектор- строитель

Герой Антарктиды

Профориентационная работа в начальной школе.

О профессиях с любовью

В настоящее время большое внимание уделяется школе как одному из главных институтов социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект, как самоопределение человека. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей».

Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Итак, профессий великое множество. Есть особенно привлекательные с точки зрения заработка – экономист, банкир, инженер- нефтяник, продюсер. Есть профессии «для души», не столь денежные, но дающие удовлетворение честолюбивым амбициям – актёр, телеведущий, менеджер. Но как быть, если ты совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в Академию художеств девяти лет отроду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я – вундеркинд»?

Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Цель этого этапа – развитие познавательных способностей на основе разных впечатлений о мире профессий, формирование добросовестного отношения к труду.

Задачи профессиональной деятельности в начальной школе:

  • познакомить с разнообразием мира профессий;
  • дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
  • формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности;
  • вызывать интерес к окружающему миру;
  • формировать реалистические представления о труде людей;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности;

Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако, ключевая задача – формирование внутренне готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

В этом учебном году знакомство с миром профессий я проводила в своём

2 «А» классе. В нём 27 самых различных детей: мальчиков и девочек.

Выявить знания детей о профессиях помогла игра «Ищи ошибку»

Прочитав стихотворение В.В. Агафоновой и О.Л. Соболевой «Путаница о профессиях», прошу детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

Наш знакомый мальчик Петя

Неплохой парнишка, но…

Говорит, что все на свете

Знает он давным – давно.

Как – то собрались ребята

Во дворе у нас гурьбой.

САНИТАР, - спросила Ната,-

Это кто ещё такой?

А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.

СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…

- Погодите, - крикнул Вова,-

Спросим Петю Иванова.

Петя так сказал: - Друзья!

Вам на всё отвечу я!

Все профессии я знаю.

Так! Вниманье! Объясняю!

САНИТАР – на санках мчится,

Ничего с ним не случится!

Он ведь мастер в санном спорте,

Тут со мною вы не спорьте!

По горам, по перевалам

Всё идёт ГОРНЯК усталый.

Он к горам давно привык,

Покорит он горный пик.

Под морзянки бодрый свист

Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,

Он в вязании на спицах

Лучший наш специалист!

Ищет клады КЛАДОВЩИК

И находит в тот же миг!

А потом он эти клады

Бережно хранит на складе.

Собирает БАНЩИК банки,

А потом хранит в Сбербанке.

Очень ими дорожит,

Банк с ружьём он сторожит.

МЕЛЬНИК стены белит мелом

И рисует между делом –

На асфальте, мелом тоже,

Всем портреты. Так похожи!

В офисе ОФИЦИАНТ

Всем покажет свой талант:

Вмиг бумаги разнесёт,

К телефону позовёт.

Вот в машину МАШИНИСТ

Вновь закладывает лист.

Тук – тук – тук! Помчались строчки

От начала и до точки.

Операция идёт:

КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдаёт.

Кровь вливается больному …

Он уже здоров – и дома.

А ПЕЧНИК печёт печенье,

Очень вкусное, с вареньем!

Может булочку испечь.

Ах, была бы только печь!

Дорогие наши дети!

Что здесь перепутал Петя?

Он ошибок мно- о -го сделал!

Почему же? В чём тут дело?

Помогите поскорее

Разобраться что к чему …

Если Петя подоспеет,

Объясните и ему!

Тема первого занятия « ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ»

Какие вопросы поставим? (Что такое профессия? Что такое специальность? Какие бывают профессии? Нужны ли знания о профессиях? Для чего?)

Что такое профессия?

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг).

О некоторых из них и пойдёт разговор.

Иногда человек долго и мучительно ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё – таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.

Ежедневно миллионы людей спозаранку выходят из дома и куда – то спешат. Куда направляются они так рано?

Взрослые спешат на работу.

А что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?

Для этого нужно, прежде всего, найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и удовольствие

Выбрать себе профессию по душе – дело непростое, но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.

Твоё призвание

Строитель нам построит дом.

И мы в нём дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьёт портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечёт в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастёшь

И дело по душе найдёшь!

Чему первым делом

Научится кошка?

- Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?

-Летать!

Чему первым делом

Котёнок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их мамы и папы не знают,

Кем станут, как вырастут, дети.

Встречи с представителями разных профессий

1. Профессия – моряк

Встреча с родителями.

Мальцев …

Мой папа – капитан

Папа знает всё на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан,

Ведь мой папа – капитан!

Мы достанем карту мира,

Станем вместе изучать.

Вот - высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это – южная Анапа,

Это северный Ямал.

Обо всём расскажет папа –

Он ведь всюду побывал!

Подрасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Профессия ГЕОЛОГ

Встреча с буровиком – геологом Алексеем Николаевичем Холодком.

Чтоб алмазы отыскать,

Золото и руды,

Нам не нужно ожидать

Никакого чуда.

Путь к сокровищам таким –

Будет труден, долог,

Но всегда пробьётся к ним,

И найдёт геолог.

Он готовится зимой

К летней экспедиции:

Компас надо взять с собой,

Чтоб не заблудиться.

Карту, молоток, рюкзак.

А ещё нельзя никак

В походе без тетрадки.

Чтоб породы описать

И убрать сомненья,

Где геологу искать

Потом месторожденье.

Это он добудет нам

Камень драгоценный.

Нефти вызовет фонтан

Из пластов подземных.

Скажет, где должна стоять

Буровая вышка,

Даже если возражать

Станет бурый мишка.

И в тайге, где кедр растёт,

И в пустыне жаркой

Нам геолог достаёт

Из земли подарки.

Кто – то спрятал их от нас,

Тех подарков груду,

Уголь каменный и газ –

Голубое чудо.

Нам без них не обойтись,

Ни зимой, ни летом.

На геолога учись,

Открой Земли секреты!

В своём рассказе Алексей Николаевич особое внимание остановил на минералах. Он рассказал о том, что минерал – это природное сообщество, выращенное природой в своих подземных лабораториях. Он обладает определённой химической формулой и формируется чаще всего в виде отдельных кристаллов или их агрегатов (сростков). А горные породы состоят из множества «перемешанных» минералов и, значит, обладают очень сложным химическим составом. Познакомил с «Детской энциклопедией», книгой академика А.Е. Ферсмана «Занимательная минералогия»

Встреча с лётчиком

Поэтическая игра «Буриме»

Ведущий раздаёт карточки, на которых записаны рифмы.

Дети сочиняют стихи

светофор – шофёр

взор – прокурор

сыр - кассир

помощник – сапожник

пример – офицер

самолёт - пилот

океан – капитан

ночи – рабочий

принцесса стюардесса

коварный – пожарный

огурцы – продавцы

талант - музыкант

зритель – укротитель

свист – тракторист

лист - журналист

крыжовник – садовник

с зерном - агроном

житель - строитель

хор - дирижёр

молодец - певец

Вот какие стихи написали ребята после встречи с лётчиком Александром Алексеевичем Кононовым

Взлетает в небо самолёт

Им управляет ас – пилот.

А на земле ждёт вертолёт,

Когда его возьмут в полёт. (Маша Ломанова)

Есть, ребята, наука такая,

Что расскажет нам о полётах:

Авиация – вещь не простая-

Самолёты, небо, пилоты. (Захаров Илья)

В небе самолёт летит

И мотор его шумит.

Мы отправились в полёт,

Чтобы встретить Новый год! (Маша Вещикова)

Снится мне, что я пилот!

Завожу свой самолёт!

Поднимаюсь в небеса-

Вижу горы и леса,

Моря синего краса,

Золотистые луга

И зелёные поля –

Там, внизу моя Земля!

Высоко над нею мчится,

То ли ветер, то ли птица.

Быстрокрылый чудо – борт –

Мой любимый самолёт. (Моручков Юрий)

Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдут какое – то хобби, увлечение, то их жизнь станет ярче, разнообразнее и содержательнее.

МАСТЕР - КЛАСС (профессия кондитера)

Архитектор- строитель

Герой Антарктиды

Профориентационная работа в начальной школе.

О профессиях с любовью

В настоящее время большое внимание уделяется школе как одному из главных институтов социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект, как самоопределение человека. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей».

Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Итак, профессий великое множество. Есть особенно привлекательные с точки зрения заработка – экономист, банкир, инженер- нефтяник, продюсер. Есть профессии «для души», не столь денежные, но дающие удовлетворение честолюбивым амбициям – актёр, телеведущий, менеджер. Но как быть, если ты совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в Академию художеств девяти лет отроду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я – вундеркинд»?

Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Цель этого этапа – развитие познавательных способностей на основе разных впечатлений о мире профессий, формирование добросовестного отношения к труду.

Задачи профессиональной деятельности в начальной школе:

  • познакомить с разнообразием мира профессий;
  • дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
  • формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности;
  • вызывать интерес к окружающему миру;
  • формировать реалистические представления о труде людей;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности;

Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако, ключевая задача – формирование внутренне готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

В этом учебном году знакомство с миром профессий я проводила в своём

2 «А» классе. В нём 27 самых различных детей: мальчиков и девочек.

Выявить знания детей о профессиях помогла игра «Ищи ошибку»

Прочитав стихотворение В.В. Агафоновой и О.Л. Соболевой «Путаница о профессиях», прошу детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

Наш знакомый мальчик Петя

Неплохой парнишка, но…

Говорит, что все на свете

Знает он давным – давно.

Как – то собрались ребята

Во дворе у нас гурьбой.

САНИТАР, - спросила Ната,-

Это кто ещё такой?

А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.

СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…

- Погодите, - крикнул Вова,-

Спросим Петю Иванова.

Петя так сказал: - Друзья!

Вам на всё отвечу я!

Все профессии я знаю.

Так! Вниманье! Объясняю!

САНИТАР – на санках мчится,

Ничего с ним не случится!

Он ведь мастер в санном спорте,

Тут со мною вы не спорьте!

По горам, по перевалам

Всё идёт ГОРНЯК усталый.

Он к горам давно привык,

Покорит он горный пик.

Под морзянки бодрый свист

Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,

Он в вязании на спицах

Лучший наш специалист!

Ищет клады КЛАДОВЩИК

И находит в тот же миг!

А потом он эти клады

Бережно хранит на складе.

Собирает БАНЩИК банки,

А потом хранит в Сбербанке.

Очень ими дорожит,

Банк с ружьём он сторожит.

МЕЛЬНИК стены белит мелом

И рисует между делом –

На асфальте, мелом тоже,

Всем портреты. Так похожи!

В офисе ОФИЦИАНТ

Всем покажет свой талант:

Вмиг бумаги разнесёт,

К телефону позовёт.

Вот в машину МАШИНИСТ

Вновь закладывает лист.

Тук – тук – тук! Помчались строчки

От начала и до точки.

Операция идёт:

КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдаёт.

Кровь вливается больному …

Он уже здоров – и дома.

А ПЕЧНИК печёт печенье,

Очень вкусное, с вареньем!

Может булочку испечь.

Ах, была бы только печь!

Дорогие наши дети!

Что здесь перепутал Петя?

Он ошибок мно- о -го сделал!

Почему же? В чём тут дело?

Помогите поскорее

Разобраться что к чему …

Если Петя подоспеет,

Объясните и ему!

Тема первого занятия « ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ»

Какие вопросы поставим? (Что такое профессия? Что такое специальность? Какие бывают профессии? Нужны ли знания о профессиях? Для чего?)

Что такое профессия?

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг).

О некоторых из них и пойдёт разговор.

Иногда человек долго и мучительно ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё – таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.

Ежедневно миллионы людей спозаранку выходят из дома и куда – то спешат. Куда направляются они так рано?

Взрослые спешат на работу.

А что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?

Для этого нужно, прежде всего, найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и удовольствие

Выбрать себе профессию по душе – дело непростое, но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.

Твоё призвание

Строитель нам построит дом.

И мы в нём дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьёт портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечёт в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастёшь

И дело по душе найдёшь!

Чему первым делом

Научится кошка?

- Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?

-Летать!

Чему первым делом

Котёнок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их мамы и папы не знают,

Кем станут, как вырастут, дети.

Встречи с представителями разных профессий

1. Профессия – моряк

Встреча с родителями.

Мальцев …

Мой папа – капитан

Папа знает всё на свете,

Знает, где родится ветер,

Как бушует океан,

Ведь мой папа – капитан!

Мы достанем карту мира,

Станем вместе изучать.

Вот - высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это – южная Анапа,

Это северный Ямал.

Обо всём расскажет папа –

Он ведь всюду побывал!

Подрасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Профессия ГЕОЛОГ

Встреча с буровиком – геологом Алексеем Николаевичем Холодком.

Чтоб алмазы отыскать,

Золото и руды,

Нам не нужно ожидать

Никакого чуда.

Путь к сокровищам таким –

Будет труден, долог,

Но всегда пробьётся к ним,

И найдёт геолог.

Он готовится зимой

К летней экспедиции:

Компас надо взять с собой,

Чтоб не заблудиться.

Карту, молоток, рюкзак.

А ещё нельзя никак

В походе без тетрадки.

Чтоб породы описать

И убрать сомненья,

Где геологу искать

Потом месторожденье.

Это он добудет нам

Камень драгоценный.

Нефти вызовет фонтан

Из пластов подземных.

Скажет, где должна стоять

Буровая вышка,

Даже если возражать

Станет бурый мишка.

И в тайге, где кедр растёт,

И в пустыне жаркой

Нам геолог достаёт

Из земли подарки.

Кто – то спрятал их от нас,

Тех подарков груду,

Уголь каменный и газ –

Голубое чудо.

Нам без них не обойтись,

Ни зимой, ни летом.

На геолога учись,

Открой Земли секреты!

В своём рассказе Алексей Николаевич особое внимание остановил на минералах. Он рассказал о том, что минерал – это природное сообщество, выращенное природой в своих подземных лабораториях. Он обладает определённой химической формулой и формируется чаще всего в виде отдельных кристаллов или их агрегатов (сростков). А горные породы состоят из множества «перемешанных» минералов и, значит, обладают очень сложным химическим составом. Познакомил с «Детской энциклопедией», книгой академика А.Е. Ферсмана «Занимательная минералогия»

Встреча с лётчиком

Поэтическая игра «Буриме»

Ведущий раздаёт карточки, на которых записаны рифмы.

Дети сочиняют стихи

светофор – шофёр

взор – прокурор

сыр - кассир

помощник – сапожник

пример – офицер

самолёт - пилот

океан – капитан

ночи – рабочий

принцесса стюардесса

коварный – пожарный

огурцы – продавцы

талант - музыкант

зритель – укротитель

свист – тракторист

лист - журналист

крыжовник – садовник

с зерном - агроном

житель - строитель

хор - дирижёр

молодец - певец

Вот какие стихи написали ребята после встречи с лётчиком Александром Алексеевичем Кононовым

Взлетает в небо самолёт

Им управляет ас – пилот.

А на земле ждёт вертолёт,

Когда его возьмут в полёт. (Маша Ломанова)

Есть, ребята, наука такая,

Что расскажет нам о полётах:

Авиация – вещь не простая-

Самолёты, небо, пилоты. (Захаров Илья)

В небе самолёт летит

И мотор его шумит.

Мы отправились в полёт,

Чтобы встретить Новый год! (Маша Вещикова)

Снится мне, что я пилот!

Завожу свой самолёт!

Поднимаюсь в небеса-

Вижу горы и леса,

Моря синего краса,

Золотистые луга

И зелёные поля –

Там, внизу моя Земля!

Высоко над нею мчится,

То ли ветер, то ли птица.

Быстрокрылый чудо – борт –

Мой любимый самолёт. (Моручков Юрий)

Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдут какое – то хобби, увлечение, то их жизнь станет ярче, разнообразнее и содержательнее.

МАСТЕР - КЛАСС (профессия кондитера)

Архитектор- строитель

Герой Антарктиды

Разное:

Боксерман Ю., Юльева Т. "Одиссея голубого огня" - "Газпром - достояние России": о газовиках и газовой промышленности, о том, как образовались нефтяные и газовые месторождения, где и как добывают природный газ, каким образом передают его на большие расстояния (Ср-Ст).

Стороженко В. "Семь раз отмерь…." - в популярной форме об экономике и экономистах, правда, в условиях планового хозяйства.(Ср-Ст)

Сухорукова А. "Часовых дел мастера" - о труде часовых мастеров на фоне истории часов и Петродворцового часового завода. (Ср)

Цветов А. "Юный редактор стенной газеты" - кое-что об азах журналистики: макет, заголовки, передовицы, как вести работу с корреспондентами. (Ср)

Членов А.

  • "Как Алешка жил на Севере" - маленькая повесть о том, какая такая Арктика, что такое полярная станция и чем занимаются работающие на ней люди. (Д)
  • "Лесная повесть" - о городской девочке, приехавшей на летние каникулы в гости к дедушке-леснику.(Мл)

    Шим Э. "Деревянная книга" - рассказы, занимательных историй и даже сказки о профессии столяра, о деревьях, о том, какие разнообразные вещи можно из них сделать. Много полезных практических советов. (Ср)

    Шнитников В. "Как я стал натуралистом" - известный ученый-зоолог просто и занимательно рассказывает, как в нем сложился натуралист-ученый, как у него, начиная с детского возраста, зарождались и развивались интересы к природе и к научным исследованиям. (Мл)

  • Перед Вами плакат «Профессии в картинках для детей». С помощью него Вы сможете в простой и непринужденной форме рассказать о профессиях детям.

    На плакате собраны такие профессии для детей, как: хирург, полицейский, официант, мясник, садовник, водопроводчик, парикмахер, политик, певец, портной, зубной врач, уборщик, ученый, пожарник, кассир, медицинская сестра, космонавт, оптик, фермер, врач, курьер, строитель, скульптор, повар, архитектор, детектив, водитель общественного транспорта, секретарь, оператор, учитель, ветеринар, механик, бизнесмен, мусорщик, художник, водитель, стилист, электрик, юрист, менеджер по продажам, плотник, горничная, бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист. Здесь вы сможете узнать многое о профессиях летчика, пожарного, врача, которые считаются одними из самых опасных. В этом вам помогут картинки, стихи, загадки, рассказы, фото, видео презентация, песни и мультфильм.

    Как работать с карточками?

    Картинки и фото «Детям о профессиях» Вы можете распечатать и повесить дома на уровне глаз ребенка, иногда подходите к нему и рассказывайте о профессиях детям. Такой плакат с иллюстрациями и фото будет лучшим вариантом знакомства детей с профессиями.

    Как еще с помощью этого плаката можно рассказать о профессиях детям?

    Распечатайте сразу два плаката, один из них разрежьте на карточки и соотносите с ребенком нужные профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). Можно также взять лупу и искать какую-то конкретную профессию с детьми, например, врача, пожарного или летчика. Когда Вы ее найдете, поговорите немножко об этой профессии с детьми. Когда Ваш ребенок будет хорошо ориентироваться в профессиях - разнообразьте занятия - спрашивайте его, чем занимается тот или иной человек данной профессии? Таким образом, получится хорошая беседа о профессиях с детьми.

    Скачать бесплатно плакат с картинками и фото «О профессиях детям» можно здесь. Нажмите на картинку: Игры с плакатом «О профессиях детям» расширят кругозор ребенка, разовьют его внимательность, память, мелкую моторику пальцев рук.

    Попробуйте и Вы поиграть со своими детьми. Кроме того, здесь Вы можете бесплатно скачать карточки с профессиями для детей - профессии в картинках и фото (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.).

    Песни, стихи, загадки и рассказы

    Изучить с ребенком профессии помогут песни, стихи, загадки, рассказы для детей. В каждом из них отражены самые ответственные и нужные профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). Кем бы ребенок ни хотел стать, он должен осознать, в чем сложности или преимущества разных видео деятельности. Песни, стихи, рассказы и загадки помогут ему это сделать без труда.

    Сборник стихов о профессиях

    Кроме того, рассказы, загадки, песни и стихи на тему «Профессии» можно использовать на тематическом вечере, посвященном различным призваниям. Короткие загадки, рассказы, стихи и песни могут пригодиться даже в детском саду, если проходит соответствующее занятие. Скачать песни, загадки, рассказы и стихи для детей о профессиях можно на сайте.

    Видео материалы

    По методике Домана

    от Клуба увлеченных мам

    Отдельные профессии

    Бухгалтер

    Полицейский

    Пожарный

    Строитель

    Архитектор

    Мультфильм, видео презентация – тоже прекрасные помощники взрослого в работе с детьми. В них представлено описание многих видов деятельности (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.).

    Видео презентация, тематические ролики, мультфильм представляют любую профессию, которая может быть интересна малышу. Если мультфильм преподносит изображения в рисованном виде, то видео презентация дает возможность ребенку представить, как выглядит представитель той или иной профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). В этом отношении видео презентация превосходит мультфильм. Ее можно применять на уроках и тематических занятиях. В то же время смотреть мультфильм с детьми бывает намного интереснее, преподнося попутно свой рассказ.

    Презентация или мультфильм могут содержать небольшой рассказ или стихотворение о профессии, например, врача или пожарного, фото представителей какого-то рода деятельности. Составить рассказ по ним воспитатель или родитель вполне сможет сам. Старших детей можно попросить самостоятельно сочинить рассказ о деятельности пожарного, врача, летчика и т.д. Спросите детей, почему работа учителя и врача считается самой сложной и ответственной. Кстати, именно во врача ребята часто играют в детстве. Чем же привлекает их эта работа? Наверное, возможностью помочь другим?

    Любая профессия нужна и важна: дети должны это знать. Прививать уважение к чужому труду необходимо уже с самого раннего возраста.