Как человек создает проблемы самому себе. Зачем мы сами создаем себе проблемы

Почему она меня не любит, переживает Саша. Ведь я такой хороший. Ну да, я разбил ей балконную дверь. Но это ж я от нервов. Волновался очень. Это же потому, что она мне важна! Потому что я для нее все! Тому козлу вот в морду дал, который у нее время спросил. Защитил ее честь! Ну да, потом она меня выкупала у ментов. Но это ж все ради нее было! Неужели она не понимает, что у меня на душе?

Почему она меня не любит, недовольна Даша. Я же три года уже хожу к ней на массаж, каждую неделю. Ну да, не всегда получается прийти. То просплю, то забуду. Но я же устаю! Иной раз вообще ни на что сил нет, даже позвонить предупредить. Ну да, она ради меня приезжает в салон и зря ждет по часу. Но я же не ухожу к другому мастеру! Я же ее ценю! А что пропускаю, так у меня сумасшедший график, буквально голова кругом, неужели она не понимает?

Почему она меня не любит

Почему она меня не любит, страдает Паша. Я у нее на семинарах самый активный. То анекдот расскажу, то скаламбурю что-нибудь. Я же для нее стараюсь, чтобы веселее было. Ну да, перебиваю, отвлекаю. Задерживаю по часу, все разошлись уже, а я все вопросы задаю. Но я же хочу, чтобы она видела, что мне не все равно. Что я люблю ее предмет. Неужели она не понимает, что я стараюсь?

Почему она меня не любит, грустит Глаша. Ну да, я забыла паспорт в прошлый раз, не попали мы на рейс. Но я ведь не нарочно. Это с каждым может случиться. А когда я время перепутала, так это я просто волновалась перед поездом. Я ведь так люблю с ней ездить, с ней так интересно. Я ни с кем другим не хочу ездить! Когда я кошелек потеряла - она сразу сориентировалась, куда надо идти заявлять и как быстро получить деньги из дома, всего день на это и ушел, вот какая она молодец! Неужели она не понимает, что я ее самая верная подруга?

Если бы Саша был просто дурак, его бы, может, и любили. Но любить Сашу некогда. Надо вставлять стекло - вызывать мастера, с работы отпрашиваться ждать этого мастера, деньги ему платить. Осколки выковыривать из ковра. Ночевать без стекла опять же, в декабре-то. Про историю с милицией даже вспоминать не хочется - на такси домой за деньгами, да пока их уговоришь, а дома собака не выгуляна. Некогда Сашу любить, надо решать проблемы.

Была бы Даша просто курица, ее бы тоже любили. Постоянных клиентов все любят, даже если эти клиенты небольшого ума. Но массажистке некогда любить Дашу. Ей надо двигать других клиентов, перетрясти всю запись, чтобы Дашу принять, потом приехать по пробкам на час раньше. Чтобы Дашу не дождаться, не получить ни копейки, снова всех передвинуть как было, и так каждый второй раз. Не до любви тут.

Паша не самый тупой студент, и отчего бы его не любить. Если бы Паша не лез с ерундой, не мешал работать и не воровал время. И Глаша неплохая девушка, только она срывает планы и создает форс-мажоры. Когда ее любить, если ее надо все время выручать?

Человек, создающий проблемы, не должен удивляться, что его самого считают проблемой. Если у того, кто вам нужен, благодаря вам стало на одну проблему больше, он не станет любоваться вашим внутренним миром, он просто начнет держаться от вас подальше.

Либо вам придется эту проблему чем-то компенсировать.

Нет, не любовью. Это щенку, нагадившему на ковер, достаточно повилять хвостиком, чтобы загладить это недоразумение. Если вы не щенок, то, нагадивши на чужой ковер, вы обязаны как минимум принести новый ковер. А лучше два. Тогда вы будете не тем человеком, который испортил ковер, а тем, от которого ковров в доме прибавилось. А оттого, что вы снова придете в гости, вы им не станете, увы. Любовь не производит ковров. Она даже пятен не выводит.

Если вы надеетесь таким способом привлечь к себе внимание, то это плохая идея. Я знала человека, который рассчитывал заинтриговать свою зазнобу, регулярно царапая ей машину гвоздем. Спустя пару месяцев зазноба и правда заинтересовалась, кто же эта гнида, и зазнобин сожитель подкараулил соискателя буквально в момент очередного признания.

Еще я знала юношу, который боролся с равнодушием родителей, изображая острый психоз. Родители сперва не поняли, а потом сделались неравнодушны и вызвали спецбригаду на тему госпитализации. Или вот, к примеру, один интернет-пользователь переживал, что никто не заходит на его страницу. Поэтому он комментил чужие записи буквально не зная усталости, всюду порол чушь, мешал людям вести умные разговоры и вскоре был забанен всюду вплоть до сообщества "Малыши". Люди не любят проблем. Они их, как-то так сложилось, стараются минимизировать. Если вы не хотите, чтобы вас минимизировали - не будьте проблемой. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Как вы пришли к изучению трудностей, которые мы создаем друг другу?

Я начинал с изучения детского мышления, даже сам делал игрушки-головоломки. Лет пятнадцать я экспериментировал, а потом понял, что меня во всем этом интересует социальный аспект. Когда ребенку предлагают игрушку-головоломку, эту ситуацию обычно анализируют как встречу ребенка с объектом, в процессе которой он решает интеллектуальную задачу. Но для ребенка в основе этой ситуации лежит взаимодействие со взрослым, который эту игрушку принес. Ребенок пытается понять, чего же взрослый от него хочет и как он должен себя вести.

Это, конечно, очень сильно зависит от ребенка. Я как-то давал игрушку-головоломку ребенку трех лет. Он очень хорошо в ней разобрался, прекрасно мне все показал, а когда я продолжил расспросы, он в какой-то момент сказал мне: «Ну я же тебе уже все объяснил!» Имелось в виду: «Давай ты дальше будешь писать, а я буду играть с головоломкой». Бывают такие очень любознательные дети, которым действительно интересно устройство, а не то, зачем взрослый его принес. Но обычно дети рассматривают эту ситуацию как взаимодействие со взрослым, как повод поговорить.

И одновременно я понял еще одну вещь, меня просто осенило в какой-то момент: важно выяснить не только то, как мы помогаем ребенку в его исследованиях, но и то, как мы ему мешаем, как противодействуем исследовательскому поведению ребенка.

Мешаем? А зачем?

У взрослого может быть негативное отношение к исследовательскому поведению в целом. Он чувствует, что исследовательское поведение всегда опасно. Это оправданно - ведь когда вы обследуете новый объект, он может преподнести неприятный сюрприз. Даже на физиологическом уровне показано, что реакция на новизну всегда сопряжена с оборонительной реакцией, то есть когда исследуешь новое, ты должен быть готов в случае чего сразу отпрыгнуть. И многие взрослые интуитивно считают, что не надо ничего исследовать - целее будешь.

Еще может быть негативное отношение к исследовательскому поведению в определенных областях. Допустим, что-то считается неприличным. Нельзя, например, подслушивать, подглядывать. Или вмешиваются социальные стереотипы: «Этим не занимайся, это не для мальчиков».

Наконец, есть очень конкретные ситуативные запреты, связанные с соображениями безопасности: «Не подходи к утюгу, пока он горячий». Получается такая иерархия запретов на исследовательское поведение, связанная как с общими установками, так и с какими-то совершенно ситуативными вещами.

У таких опасений есть основания. Научится ли ребенок тому, что нужно, занимаясь самостоятельным исследованием мира? Он может научиться плохому и вредному.

Это очень важный вопрос. Исследовательское поведение и творческое мышление - это свободная деятельность. В какой степени мы можем гарантировать результат чужой творческой деятельности? Ответ такой: чем более она творческая, тем в меньшей степени мы способны контролировать ее результат. Формирование творческого мышления и тем более творческой личности с заранее заданными свойствами невозможно. Один человек может учить другого творчеству, если они оба талантливы, но взаимодействие двух талантливых людей всегда будет в значительной степени непредсказуемым.

И да, вы совершенно правы, все это может плохо закончиться. Научится не тому, пойдет вразнос, погибнет при проведении рискованного эксперимента. Из этих опасений и возникает противодействие творческой деятельности.

Так, может, и не надо слишком ее поощрять?

Родители не вечны, и настанет день, когда некому будет прикрыть вашего ребенка. Ему придется действовать в одиночку, творчески - в новых неопределенных условиях.

Так что поощрять обязательно надо. Здесь, конечно, многое зависит от ценностных представлений родителей о том, какое нас ждет будущее, что в нем понадобится. И что я могу сделать как воспитатель для того, чтобы ребенку там было хорошо. При этом родитель в любом случае столкнется с какими-нибудь неприятными последствиями своего выбора.

Какие бывают трудности

А для чего взрослые люди обычно создают друг другу трудности?

Я выделяю четыре вида трудностей. Первый тип - это деструктивные трудности. Они создаются другому для того, чтобы ему стало плохо. Из-за соперничества, например, или из ревности. Эта очень древняя история, осложнять конкурентам жизнь умеют даже бактерии.

Другой вид - диагностирующие трудности - более продвинут с точки зрения эволюции. Это, например, пробные атаки: чтобы понять, можно мне атаковать дальше или это опасная тварь, которая меня самого сожрет. Это подвид диагностирующих трудностей, направленный на последующее нанесение ущерба. Другая их разновидность - трудности, создаваемые ради самого исследования. Когда мне просто любопытно, кто передо мной. Сюда, конечно, относятся всякие психологические эксперименты. Или на бытовом уровне: подростки любят провоцировать других из интереса, как они отреагируют. Есть и третий подтип диагностирующих трудностей - это трудности, направленные на последующую помощь. Например, нагрузочные пробы в медицине. Человеку, потенциально больному диабетом, дают выпить натощак большое количество сахарного раствора. Ему от этого может поплохеть, но, глядя на динамику его состояния, врачи узнают, как ему лучше помочь. И в обучении они распространены: например, преподаватель проводит тестирование студентов, чтобы понять, как лучше дальше строить обучение, исходя из их уровня знаний.

Третий вид трудностей - конструктивные. Например, хищные животные приносят своим детенышам живую добычу, чтобы те тренировались. Живую, трепыхающуюся и обороняющуюся добычу - это сопряжено с опасностями и издержками. Но родитель на это идет, чтобы тренировать своего ребенка. Более того, животное может регулировать меру трудности задания, например, придавливая жертву в той или иной степени. Человек живет в мире созданных другими людьми конструктивных трудностей: детский сад, школа, вуз, да и вся общественная жизнь построены на конструктивных трудностях. Мы учимся всю жизнь, а овладение новыми умениями всегда сопряжено с трудностями.

Наконец, четвертый тип - игровые трудности. Все эти викторины или спортивные соревнования - от совершенно безобидных до смертельно опасных.

Так ведь чаще всего преодоление трудностей в игре - это обучающая ситуация, моделирующая реальную жизнь.

Да, границы между этими типами трудностей размыты, любые классификации мешают пониманию нюансов. Если мы возьмем игры древних индейцев, в которых последний тайм игрался головой капитана проигравшей команды, то это игра или не игра? Да и профессиональный спорт - это в какой-то степени игра, а в какой-то степени профессия.

Наверное, трудности - вещь очень субъективная? Если воспринимать ситуацию как игру, то трудности могут распознаваться как что-то приятное и интересное.

Конечно! Вообще исследования показывают, что дети изучают объекты с большим интересом, если объекты обладают умеренным для них уровнем трудности. Слишком простыми, как и слишком сложными делами, не интересно заниматься.

А разные общества как-то отличаются типами трудностей?

Мне кажется, что соотношение конструктивных, деструктивных и диагностирующих трудностей в том или ином обществе является важной характеристикой этого общества. Общество, где мало деструктивных трудностей, будет более миролюбивым.

Меру оценки трудностей пока не придумали. Я бы ввел показатель конструктивности или деструктивности трудности, основываясь вот на чем: если человек, или организация, или даже государство, после столкновения с трудностью может ставить и решать проблемы более трудные, то эта трудность была конструктивной. И наоборот.

О тех, кто не ищет легких путей

Есть ведь и люди, которые как будто неосознанно, но постоянно сами себе создают в жизни трудности и суровые испытания.

У психолога Вадима Петровского есть серия работ, посвященная тому, что он называет «риск ради риска» и «возгонка уровня трудности». Он экспериментально показал, что есть люди, которые устойчиво стремятся к границе заданной ситуации. Они приближаются к ней, чтобы проверить свои возможности и возможности границы. Классический пример - спортсмены-экстремалы, которые сами для себя создают опаснейшие ситуации. Это тоже исследовательское поведение. У детей, кстати, мотивация исследования границ тоже сильно развита. Они проверяют себя: смогу ли я повиснуть на руках, допустим, на опасной высоте или съесть что-нибудь несъедобное. И это часто кончается плохо.

Я не совсем таких людей имел в виду: те, кто ходит по краю, и те, кто сам себе создает проблемы, - это обычно совсем разные люди. Хотя, может быть, кое-что их объединяет - люди стремятся преодолевать трудности, чтобы чувствовать себя живыми. Как писал Пруст, «жизнь есть усилие во времени» - и если усилия нет, то и ощущения жизни нет.

Да, ты преодолеваешь трудности, чтобы почувствовать реальность своего существования. Особенно ее чувствуешь уже после испытания. Тут тоже очень по-разному может быть. Мне один человек рассказывал, как они с друзьями резко прекратили прыгать с парашютом после того, как один из них разбился. Я думаю, что они относились к этому как к игре. А реальная смерть все изменила. Но бывает и по-другому, когда это ощущение подлинности жизни в экстремальных условиях становится сверхценностью. Нередко, например, летчики не хотят уходить из своего летного дела, пытаются симулировать здоровье, когда им уже нельзя летать. Потому что для них полет - это некое совершенно иное качество бытия.

Зачем нужен меланхолик

А что мы знаем о стратегиях, которые люди применяют для того, чтобы справляться с трудностями?

Про это есть куча исследований. Выделяют три классические стратегии. Во-первых, стратегии, направленные на решение проблемы. Во-вторых, стратегии, направленные на эмоциональное совладание, - то есть когда человек пытается себя успокоить. Третий тип - это стратегии, изменяющие отношение к проблеме. Есть анекдот: человек, страдающий энурезом, встречается со своим старым знакомым. Тот советует ему сходить к психотерапевту. Через какое-то время они опять встречаются. «Ну как, помогла психотерапия?» - «О, да!» - «Прошел энурез?» - «Нет, но теперь я счастлив - теперь я им горжусь!»

Это, кажется, как раз то, что психотерапевты обычно и делают…

Некоторые - да, но лишь некоторые. При этом мы не можем сказать, какая стратегия совладания с трудностями самая лучшая. Применительно к разным ситуациям адекватны разные стратегии. Так, если объективно нет возможности решить проблему, а человек упорно следует первой стратегии, он эмоционально выгорает, может впасть в депрессию.

Когда в начале 90-х Ирак стал обстреливать Израиль ракетами и израильтяне прятались в бомбоубежищах, там провели интересное исследование. Оказалось, что эту ситуацию лучше переносят люди, у которых стиль совладания - эмоциональный. Они больше работают со своими эмоциями и в результате меньше страдают, часами сидя в бомбоубежище.

И с эволюционной точки зрения выгодно, когда в популяции есть разные типы реакции людей на трудные ситуации…

Да. Казалось бы, зачем нужен меланхолик - нытик и прочее. Но оказывается, группе нужен человек, который чутко реагирует на возможные опасности. Пусть это часто ложные тревоги, но в случае реальной угрозы он не проспит.

К какому будущему мы готовим детей

А вы не боитесь будущего без трудностей - когда работать за человека будут роботы, а думать - компьютеры? В таком будущем исследовательская активность не очень-то нужна.

А я не верю в такое будущее. Для ребенка все внове, и он будет исследовать мир так или иначе - так человек биологически устроен. Как обезьянка, он вначале будет все это исследовать. Сейчас ходит по сети забавное видео, кошка ездит на роботе-пылесосе, играет с ним. И ребенок будет использовать по отношению к такому объекту характерные для человека формы исследовательского поведения. Я думаю, появляется только больше стимулов для поумнения.

А что касается смартфонов, то по мере того, как компьютеры учатся исполнять какие-то человеческие функции, человек будет брать на себя другие дела. Компьютеры, как и пылесосы, просто высвобождают наши ресурсы, давая нам шанс заняться чем-то более толковым. Мне вспоминается высказывание про одну книгу: «Умные люди, прочитав эту книгу, стали еще умнее, а глупые - еще глупее». То ж и с компьютером.

А когда искусственный интеллект обгонит человеческий?

Я в это не верю - человеческий интеллект будет нужен всегда. Думаю, что наш интеллект будет гибридным или, как теперь говорят, дополненным. Наш разум станет мощнее за счет взаимодействия с разными компьютерными системами.

Так что же, не следует заботиться о том, чтобы искусственно создавать детям конструктивные трудности - они их сами найдут?

Трудности необходимы, и все мы создаем детям трудности, в том числе развивающие. Допустим, когда мы играем с ними в шахматы и не поддаемся или поддаемся умеренно, регулируя меру трудности. Тут, конечно, важен вопрос баланса - например, проигрыш сильно демотивирует детей, но ведь ребенок должен все-таки сталкиваться с тем, что может проиграть. Здесь нет простого решения, это искусство баланса. У человека должен быть опыт неудач. Если кто-то думает, что ему все удается, - это неадекватное отношение к жизни.

Это похоже на историю со стрессом - есть развивающий стресс и разрушающий стресс.

Совершенно верно. Если ребенок очень увлечен самой игрой, проигрыш не слишком его огорчит, ему интересно само это занятие. А проигрыш тогда - просто показатель того, что ты еще недостаточно знаешь. А если для тебя главное выигрывать в личностном плане, у проигрыша действительно могут быть деструктивные последствия. Тут важно не потерять доверие ребенка.

Есть такой приемчик, чтобы научить плавать, - бросание в воду. Когда-то давно я читал роман, в котором у персонажа был такой опыт в детстве, лет в пять-шесть. Его отец бросил в бассейн, чтобы он выплывал. А мать на это смотрела. И этот персонаж всю жизнь живет с ощущением того, что отец, может, и правильно сделал, но матери, которая стояла и смотрела, он этого простить не может. Такие вот тончайшие нюансы могут очень повлиять на результат.

Наверное, есть какая-то черта личности, которая позволяет одним людям легко переносить такие вещи, а другим - с трудом?

Есть люди, очень чувствительные к провокациям, они их воспринимают как подрыв доверия к миру. Я часто привожу студентам пример из рассказа про талантливого подростка-фехтовальщика, у которого была психологическая проблема: на тренировках он фехтовал очень хорошо, а в соревнованиях проигрывал, вел себя слишком скованно. У него был тренер, который использовал в том числе и разные провокации. Он считал, что все средства хороши для достижения результата.

Так вот, пришла пора какого-то ответственного выступления, скованный парень разминается, к нему подходит тренер и показывает дорогую шариковую ручку, в те времена они только появились и были большой редкостью. «Посмотри, что мне дали на время», - и отошел. Парню уже выходить, тут тренер возвращается: «Где ручка?» - «По-моему, там, на скамейке оставил». - «Нет ручки, - тренер говорит. - Мне же ее на время дали. Ты меня подставил». И парень в состоянии полной прострации выходит на помост и выигрывает, потому что у него сместилась психологическая доминанта. Тренер правильно понял, что его надо просто отвлечь. Когда парень спускается, его встречает улыбающийся тренер и говорит: «Я нарочно это сделал. Вот ручка, все хорошо». И тогда парень уходит из этой секции.

То есть это провальная стратегия?

Здесь важен вопрос о горизонте планирования, о том, какие цели ставит человек, создающий трудности. Тренер учитывал лишь короткий горизонт, ставя целью выиграть соревнования. Но с точки зрения далекого горизонта планирования, он не достиг своих целей - потерял талантливого спортсмена.

Этот спортсмен оказался чувствительным к обману, но при этом он бы хорошо справлялся с честно созданными, пусть и предельными трудностями. Если говорить о типах личности, есть люди, более чувствительные к физическим трудностям, а есть - к межличностным. Есть люди с бойцовскими качествами, которые проще справляются именно с трудностями, созданными другими, - просто потому, что их мобилизует бойцовская мотивация. А если противника нет, они не могут мобилизоваться. И есть люди, у которых опускаются руки, если они знают, что кто-то что-то специально делает против них, - одно это осознание полностью выбивает их из колеи.

Получается, есть чувствительность к физическим испытаниям - и есть этическая чувствительность. А каков их оптимальный уровень?

Я думаю, что оптимум здесь определяется нашими базовыми представлениями о будущем, о враждебности или доброжелательности этого мира. Если мы считаем, что все будет скверно, все будут грызть друг другу глотки, то мы должны, хочешь не хочешь, воспитывать в человеке бойцовские качества. А если мы верим, что все в мире будет хорошо, - наоборот, этическую чувствительность.

Я тоже хочу напомнить один рассказ - фантастический, «Все тенали бороговы». Дети случайно находят посылку, присланную из будущего. Там ученый проводил эксперимент с машиной времени, засунул в ящик свои детские игрушки и отправил в прошлое. И дети нашли эти игрушки-головоломки, специально созданные для того, чтобы приспособить мозг к восприятию неизвестного нам измерения пространства. Благодаря этим игрушкам их ум меняется, и они в итоге уходят из нашего мира, от переставших их понимать взрослых в иное измерение. В реальности мы тоже должны готовить детей к совсем другой жизни - в будущем, но сами не понимаем, какой будет эта жизнь и зачастую готовим их, наоборот, к жизни в прошлом.

Именно потому, что дети должны подготовиться к будущему, которого мы толком не представляем, мы и должны всячески способствовать развитию собственной исследовательской активности ребенка. Нужно мотивировать его на исследования, создавать для этого комфортные безопасные пространства. Хотя если личность творческая, то ее исследования наверняка коснутся и каких-то опасных или социально неприемлемых областей. Но мотивацию к исследованию мира развивать все равно надо. Тут мы как раз можем создавать «развивающие трудности», постепенно усложняя уровень задач, создавая проблемные ситуации.

Мне кажется, тут еще важно, что когда мы готовим детей к какому-то будущему, даже неосознанно, мы тем самым это будущее и создаем.

Да, конечно. И если мы будем готовить всех детей к жизни во враждебном агрессивном мире, то скорее всего таким мир и станет.

Особенности национальных трудностей

Но у нас, видимо, к счастью, не всегда получается задуманное. Советская школа вроде бы готовила детей к жизни в индустриальном будущем, пыталась формировать коллективизм и не слишком высоко оценивала индивидуальные творческие достижения. Но в итоге в России постоянно появляются инноваторы и творцы постиндустриальной экономики, такие как создатели «Яндекса» или «ВКонтакте». Иногда, правда, им приходится эмигрировать…

Тут можно вспомнить исследования Александра Аузана, декана экономического факультета МГУ. Он пишет о некоторых особенностях российской культуры, которые точно воспроизводятся десятилетиями, а может, и веками. Одна из этих особенностей - высокая индивидуальная креативность в сочетании с очень низкой договороспособностью и высокой конфликтностью. В результате у нас появляются уникальные решения и изобретения, но они не переходят на уровень массового производства. Потому что для этого надо объединиться, договориться, выдерживать стандарты. Аузан приводит слова одного западного бизнесмена: «Если вам нужно сделать уникальную сложную вещь, обращайтесь к русским. Но если вам нужно сделать десять одинаковых вещей - никогда не обращайтесь к русским».

Удивительно, вижу свой точный портрет. Но как эти черты формируются в детстве?

Это жутко интересный вопрос, почему российская культура так устойчиво воспроизводит эти качества личности. Тот же коллективизм ведь пытались создавать чисто формальными методами - он не опирался на реальные общие интересы, на важную в понимании всех участников совместную деятельность.

Лет десять назад проводили один психолого-экономический эксперимент, вокруг которого до сих пор не утихают споры. Есть три испытуемых, каждому из которых выдаются игровые деньги - по двадцать пластиковых жетонов. Заработанные в игре жетоны потом можно обменять на настоящие деньги. Жетоны можно вкладывать в общие проекты, которые приносят прибыль, она делится между всеми вложившими жетоны поровну. Возникает проблема халявщиков - они понимают, что когда другие вложатся, им достаточно вложить один жетончик - прибыль все равно делится поровну. Для того чтобы изучить отношение остальных к этому явлению, каждому участнику дается право штрафовать другого. Ты можешь заплатить один жетон для того, чтобы снять у другого три жетона. При этом вся группа теряет часть прибыли - эти четыре жетона выходят из игры, зато ты имеешь возможность выразить свое отношение к халявщику. Результат этого эксперимента в России был довольно неожиданным: европейцы часто штрафуют халявщиков, а у нас люди, наоборот, чаще штрафуют тех, кто вложил больше них.

Одно из объяснений состоит в том, что европейцы выстраивают стратегию, стараясь максимизировать сумму, которую они в итоге получат. А россияне больше ориентируются на то, чтобы обогнать других. Тогда оптимальная стратегия: самому вложить мало, при этом у тебя много останется, и как можно сильнее оштрафовать того, кто вложил много. Он и так много вложил, а тут ты его еще и оштрафовал. Получается как в анекдоте: Бог сказал человеку: «Проси, что хочешь, но имей в виду, для твоего соседа я сделаю это же вдвое». И человек говорит: «Боже, лиши меня одного глаза».

Но почему?

Сложно ответить. Есть такой важный для культуры показатель, выделенный Доджем и Куайе, - атрибуция враждебного намерения. Насколько мы склонны интерпретировать неприятности как чужие козни? В культурах, где этого меньше, развиты ценности сотрудничества. Для них неприятность - это не обязательно козни злодеев, а результат ошибки, стечения обстоятельств или медвежьей услуги. Этому способствуют неприятие насилия, отношения доверия и тепла в семье, ценности сотрудничества и поддержания общности. Но я думаю, что российская культура - это культура, в которой традиция атрибуции враждебного намерения очень сильно представлена. В таких культурах, согласно Доджу и Куайе, люди получают совсем иной личный опыт, включающий физическое насилие и чувство своей неуспешности в жизни, им прививают такие ценности, как личная честь, возмездие, умение постоять за себя. В итоге, что бы ни происходило, мы думаем, что это сделано плохими людьми нарочно. В ряде случаев это имеет основание, и возникает петля положительной обратной связи: люди настораживаются, в ответ тоже начинают действовать недоверчиво, создавая другим трудности, и так ситуация продолжает накручиваться.

Практически все ныне живущие люди занимаются одним, очень интересным делом. Они придумывают себе проблемы и начинают их переживать. В процессе переживания глубина проблемы только увеличивается и приводит к страданиям человека. Такая мысль на первый взгляд кажется абсурдной. Но если задуматься, то можно убедиться в ее правильности.

Мать или бабушка заболевшего ребенка, очень часто охают и вздыхают, почему тот заболел. В результате этого они нервничают, напрягаются и как следствие сами подрывают свое здоровье. Или другой пример.

Если студент вдруг обнаруживает, что за день до экзамена он ничего не выучил, и после этого начинает обдумывать проблему, то ему в голову придут такие мысли – «Я ничего не знаю, я не сдам экзамен, меня выгонят из института, в итоге жизнь моя пойдет под откос». Ну, или что-то подобное. В результате испорченное настроение, возможные проблемы со здоровьем и провал на экзамене.

Как уже было сказано выше, человек сам придумывает большинство проблем. Оправдания типа «Жизнь такая», «Эти проблемы созданы не мной, а окружающей действительностью» всего лишь плохая попытка снять с себя ответственность за происходящее. Все, что не связано непосредственно с выживанием, особой проблемой не является. Особенно это относится к таким вопросам как: «Где взять деньги на новый телефон?», «У соседа новая машина, а у меня старая, как получить новую?», «Начальство не ценит, как сделать, чтобы оценило?» и тому подобные.

Усугубляет проблему эффект повышения важности. Каждому действию человек склонен давать оценку. Если действие длится долго, то оценка вырастает. То же самое и с проблемой. Если она долго крутится в голове, то постепенно важность ее растет. Результатом становятся: некритичная оценка себя в окружающей действительности, нервное напряжение и многие другие негативные эффекты.

Так, у мамы или бабушки скачет давление и помощь приходится оказывать ей, а не ребенку. Студент не может запомнить даже элементарных определений, а на экзамене вспомнить хоть что-то. Вместо откладывания денег на новый телефон или поиска источника дополнительного дохода, человек покупает пиво, заливает свое горе и одновременно теряет имеющиеся деньги. Неуклюжие попытки выслужиться перед начальством приводят к еще большему снижению оценки с его стороны. И тому подобное и так далее.

Что делать?

    Перестать придумывать себе проблемы. Если таковые все таки появились, то задавать себе вопрос, «Это действительно проблема, или просто мимолетная слабость?». Конечно, это проще сказать, чем сделать, но тем не следует помнить, что большинство проблем мы придумываем себе сами, и в каждый конкретный момент времени у нас есть все, что необходимо. Если проблем у Вас много, сходите в больницу или лучше дом инвалидов. Многое в сознании перевернется.

    Прекратить обдумывать проблему. Очень многие люди пытаются предсказать, а что произойдет, если проблема усугубиться и реализуется худший вариант. Сознание в ответ на это способно выдать такиекартины, что любой фильм ужасов отдыхает.

    Вместо обдумывания проблемы, следует искать пути ее решения. Конечно, такой путь сложен. Гораздо легче обсасывать вероятные неприятности, чем пытаться найти их решение. Зато если научиться искать решения, то многих проблем попросту не станет. Либо Вы их решите, либо они отпадут сами собой.

    Альтернативный способ. Еще одним вариантом решения проблем является их игнорирование. , так как, большинство проблем надумано, а важность их преувеличена, то можно просто предоставить им, разрешиться самим. Как ни странно, но это часто работает. Особенно это связано с проблемами по основной деятельности человека. Конечно, в случае с больным ребенком его надо лечить, зато студент, «не парящийся» по поводу знаний перед экзаменом имеет некоторый шанс на сдачу. Примеров подобных «успехов» можно найти множество.

Резюмируя вышесказанное можно сформировать три коротких правила по решению проблем:

    «Решайте проблемы, а не обдумывайте последствия».

    «Предоставьте проблеме решиться самой».

Инструкция

Если вы сами не занимаете активную жизненную позицию, вы никогда не будете иметь то, что хотите. Почти каждая проблема, которая со временем нависает дамокловым мечом, на ранней стадии не представляет больших сложностей в разрешении. Это касается всех сфер жизни – финансовой, личной, семейной и так далее. Каждое утро возникают сотни дел, которые нужно выполнять последовательно, а не откладывать до какого-то момента. Иначе велика вероятность, что необходимость их разрешить возникнет в один момент. Такие авралы подрывают психические и физические силы. Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» дал очень дельный совет: «решайте самые неприятные вопросы с утра».

Стремясь избежать проблем, некоторые люди занимают позицию премудрого пескаря. Такая позиция «моя хата с краю» работает до поры до времени. Рано или поздно происходящее вокруг захватит вас в водоворот, а вы даже не будете знать, как со всем справиться и за что браться. Как и человек, выросший в стерильных условиях, может погибнуть от простейшей простуды, так и тот, кто всю жизнь прятался за спины других, самостоятельно не сможет справиться с элементарными проблемами.

Большой блок проблем, которые многих ставят в тупик и даже могут довести до самых черных мыслей, - это финансовые. Чтобы не создавать себе денежных ловушек, всегда планируйте свои расходы. Учитесь финансовой грамотности: обязательно делайте инвестиции, не вкладывайте все сбережения в один банк или пакет ценных бумаг. Перед тем как брать кредит, подумайте, сможете ли вы выплачивать каждый месяц определенную сумму, даже если потеряете работу? Даже имея стабильный заработок, ищите альтернативные источники дохода, в том числе и пассивные, которые не будут зависеть от вашей работоспособности.

В отношениях с людьми будьте правдивы. Иногда лучше ничего не сказать, чем соврать. Не лезьте в с кулаками, если можно разрулить конфликт словами. Всегда отвечайте за свои поступки и не бросайте слов на ветер. Умейте говорить «нет», когда это действительно нужно. Но если вы видите, что ближний вам человек не может самостоятельно решить проблему, а вы знаете, что это в ваших силах, помогите ему. Наверняка приобретенный опыт пригодится вам, к тому же вы приобретете союзника.

Не концентрируйтесь на прошлом и не пребывайте постоянно в мечтах. Крепко держитесь за землю, но устремляйте свой взгляд в будущее. Вы должны понимать, что именно сейчас вы закладываете основы своего благополучия. Если вы чувствуете, что выбранная профессиональная стезя приносит вам не только хорошие деньги, но и массу разочарований, вы живете в постоянном напряжении, потому что вам претит род занятий, – меняйте свою жизнь сейчас, потому будет только хуже. И если вы с этим смиритесь, то потеряете себя.

Улыбнись, пока не поздно! Свияш Александр Григорьевич

3. Как не создавать себе новых проблем?

Поэтому наша книга - об изменении себя и своей жизни Обратите внимание: об изменении себя…

Согласитесь, когда нас что-то не устраивает, в первую очередь хочется поменять окружение: родителей, детей, начальника, работу, образование, мужа или жену, друзей, страну, в которой родился… В общем, все, кроме себя.

Опыт работы с людьми привел нас к одному выводу Единственный эффективный путь изменения собственной жизни - это изменение себя, точнее, той своей части, которая и привела нас к трудной ситуации Именно поэтому большая часть нашей книги посвящена путешествию внутрь себя и своего отношения к миру И даже если вам кажется, что знаете о себе все (или почти все), работая с нашей книгой, будьте готовы увидеть в себе то, что раньше для вас не было очевидным!

Все, что происходит с нами в жизни, мы привыкли объяснять внешними причинами Например, нехватка денег объясняется неудачным образованием, местом работы или экономическим положением в стране Крах семейной или личной жизни объясняется, как правило, поведением партнера (или его родственников) и т. д. Согласитесь, совсем нетрудно найти внешнее объяснение! И, к сожалению, столь же малоэффективно В нашей книге будет предложен другой подход. Изучая свою повседневную жизнь, мы сосредоточим внимание на внутренних, во многом скрытых причинах, делающих нашу жизнь такой, какую мы имеем Другими словами, посмотрим внимательно, что именно внутри нас послужило созданию той или иной ситуации.

Не будем ждать понедельника!

Сколько раз вы решали: начинаю новую жизнь… с понедельника Да, именно с понедельника Потому что сейчас нет времени, одолевает усталость, невозможно сосредоточиться и т. д. Все! С понедельника я… - начинаю бегать по утрам - стану ходить в тренажерный зал - сяду на диету - буду искать новую работу - не буду больше ни с кем спорить - начну учить английский - подставьте собственный вариант:

____________________

Умная мысль Желание начать новую жизнь - не от хорошей жизни Б Крутиер К сожалению, обычно этот знаменательный понедельник так и не наступал или откладывался до лучших времен.

Вместе с нашей книгой мы предлагаем вам сделать шаг в «новую жизнь», не дожидаясь понедельника Потому что ее прочтение потребует от вас не только времени, но и активных действий Однако они не настолько сложны, чтобы сломать привычный образ жизни и оторвать вас от насущных дел Мы готовы многое отдать за решение своих проблем: время, деньги и т. д. Но только не свои собственные усилия и привычные стереотипы мышления. Это очень напоминает ситуацию, когда человек, страдающий перееданием, вместо того, чтобы правильно питаться, ест таблетки, облегчающие усвоение тяжелой пищи Мы же предлагаем вам путь чуть более трудоемкий, но гораздо более интересный и эффективный.

Попробуйте его, прежде чем разочарованно вздыхать: ничто мне не поможет… !!! Умная мысль Ничто не дается нам так дешево, как нам хочется.

Как работать с этой книгой?

То, что вы держите в руках, по сути своей книгой не является И построено оно не совсем обычным образом Поэтому нам меньше всего хотелось бы, чтобы вы прочитали ее, как обычную книгу, затем поставили на полку или отдали знакомым.

Можно сказать, что это не книга для прочтения. Это Дневник для самостоятельной работы Или Рабочая тетрадь для изменения самого себя. Так к ней и отнеситесь.

Почти каждый человек когда-нибудь, в разные годы своей жизни, мечтал завести дневник. Ведь в жизни столько всего интересного - почему бы это не записывать? Теперь у вас появилась подобная возможность. Только это не совсем обычный дневник. Вести его нужно будет по определенным правилам. Это может иногда показаться трудным, но в нашей книге вы найдете все необходимые пояснения и подсказки.

Работать нужно с ручкой или карандашом Выделите специальное время для этого, пусть его будет немного, но оно должно быть только вашим Пусть никто и ничто не отвлекает вас Ведь вы так редко выделяете время на то, чтобы позаботиться о себе!

Возможно, вам придется записать в этот Дневник очень личные вещи и вы не захотите, чтобы кто-то прочел их Тогда позаботьтесь заранее, чтобы этот Дневник был доступен только вам. Найдите место, где его не смогут прочитать ваши знакомые или родные Главное, чтобы вы сами его потом нашли В ходе ведения Дневника постоянно возвращайтесь к написанному и прочитанному Книга построена таким образом, что можно работать параллельно с несколькими разделами и параграфами Мы будем только рады, если в результате этой работы вся книга будет исписана вами и зачитана «до дыр». Пишите в табличках, пустых колонках, в специально отведенных для этого местах Пишите между строк, на полях. Здесь возможно ВСЕ! Пусть книга станет вашим другом и собеседником Подводный камень. Один, но большой Предупреждаем сразу: у нашей методики есть один серьезный недостаток. А именно: от одного только прочтения книги ни вы, ни ваша жизнь не изменятся!

Для того, чтобы эта книга не пролетела мимо вас как осенний лист, гонимый ветром, нужно как минимум выполнять упражнения и задания, данные в каждом разделе. И не забывайте, что во всех заданиях желательно не обманывать самого (саму) себя Иначе мы, авторы, сразу готовы выкинуть белый флаг. Так что вооружайтесь ручкой или карандашом - и вперед!

И еще одно маленькое дополнение Если вы не знакомы с книгами Александра Свияша, рекомендуем почитать, например, такие книги: «Как быть, когда все не так, как хочется», «Разумный мир Как жить без лишних переживаний» В трех первых главах мы кратко пересказываем основные идеи методики Разумного пути, но для полного ознакомления с ней неплохо иметь одну из этих книг у себя дома, если вы хотите работать с Дневником. Однако и без предварительного прочтения упомянутых книг здесь вы найдете все необходимое.

Счастливого, и, конечно же, Разумного пути! (Заметим, одно другому не противоречит)

Из книги 50 способов познакомиться и понравиться автора Вульф Шерин

Научитесь создавать себе тот минимум комфорта, который вам необходим Найти себе пару - это дело не пяти минут. Вы не обнаружите в этой книге какого-нибудь одного совета, последовав которому, вы наверняка и коренным образом измените свою личную жизнь к лучшему. Короче

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Важно не только изучать, но и создавать себя Один из самых важных вопросов, которые вы можете себе задать таков: «Каким человеком я должен быть, чтобы заслужить уважение тех людей, которые мне небезразличны, и чтобы прожить жизнь так, как мне хочется?»Познай самого себя –

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

Перестаньте создавать сложные проблемы. Питер А. не мог удержаться ни на одной работе. Его послужной список выглядел великолепно, потому что Питер умел представить свой парад различных мест работы как рост и многообразие опыта. Поэтому ему достаточно легко удавалось

Из книги Настоящих буйных мало... Технология прорыва в бизнесе и жизни автора Шубин Владимир Григорьевич

Глава 12 Откуда берется доверие, или Как его

Из книги Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания автора Аллахвердов Виктор Михайлович

IV. Заключительные злоключения вечных проблем в виде новых версий их решения И пусть то немногое, что мне удалось узнать, выйдет на свет дня, чтобы кто-нибудь лучший, чем я, смог угадать истину и в своем труде доказать и опровергнуть мою ошибку. И я порадуюсь, что всё же

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Могут ли ощущения создавать стыд? Мы воспринимаем мир глазами, ушами, носом, прикосновением и на вкус. Может ли вкус создавать стыд? Хозяйка, которая претендует на то, что щи будут вкусны, может испытать стыд, если люди, сидящие за столом, сделают брезгливые мины. Нетрудно

Из книги Музыка простыней. Раскрывая секреты сексуальной близости в браке автора Леман Кевин

ПОМНИТЕ О ТОМ, ЧТО СЕКСУАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС НЕОБХОДИМО СОЗДАВАТЬ Одна из наиболее потрясающих вещей в отношении секса заключается в том, что если вы только решитесь в него окунуться хотя бы на несколько минут, все ваши сомнения и колебания могут быстро смениться безумством -

Из книги Искусство помнить и забывать автора Лапп Даниэль

4. Можно ли в случае проблем с памятью самому поставить себе диагноз! Да, для того, чтобы решить, следует ли вам обратиться к врачу или психологу. Во-первых, определите степень серьезности ваших проблем. Экспертизу умственных способностей по методу Фольштейна - простой

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Свойство ума создавать образы и разделять их Мы живём в мире форм, поэтому свойство ума-вилы создавать образы и разделять их естественное. Если бы ум не отделял один образ от другого, он не смог бы действовать. Образ – это обрез, нечто вырезанное из окружающего

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Возникновение новых проблем Давайте рассмотрим еще один случай – возникновение новых проблем. Вы обсуждаете обманутое ожидание, и собеседник не только говорит о том, что возникли непредвиденные обстоятельства, но и совершает нечто, что гораздо хуже первоначальной

Из книги Созависимость - умение любить [пособие для родных и близких наркомана, алкоголика] автора Зайцев Сергей Николаевич

Глава 23. Не создавать условий для болезни Глава, в которой даются рекомендации для преодоления созависимых отношений и говорится о том, чем здоровая любовь отличается от вредящей заботы. Так как же преодолеть созависимые отношения? Что значит - изжить болезнь в себе?

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Как создавать ментальные карты Ментальные карты – простой, но очень действенный способ создания списка дел, необходимых для достижения цели. Они позволят вам определить, какую понадобится собрать информацию, с кем поговорить, какие мелкие шаги предпринять, сколько

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Привычка создавать эффективность вместо занятости Давай сейчас поговорим о времени и об умении быть его хозяйкой. Это удивительная привычка женского счастья дает ощущение, что все в твоей жизни идет так, как положено, дает умиротворение.Думаю, ты не раз замечала за собой

Из книги Настольная книга для девочек автора Луковкина Аурика

Глава VIII. Как преодолеть сложные ситуации и при этом не создать новых проблем Если тебя пригласили в гости Раньше ты все время ходила в гости с родителями и тебе не нужно было беспокоиться о всех тех трудностях, которые так часто возникают при походах в гости, – все за

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

42 Ставить новые вопросы, добиваться новых возможностей, рассматривать старые проблемы с новых точек зрения – вот то, что отличает настоящее продвижение науки Находить новые пути решения проблем – вот то, что позволяет с честью выходить из любых ситуаций.Существует

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Создавать – в этом сила Деньги – это не цель и даже не способ разбогатеть. Они являются всего лишь средством обмена, отражая ценность тех или иных услуг. Деньги появляются там, где есть деятельность, в результатах которой заинтересованы другие люди. А там, где нет пользы,