Как и где происходит процесс фотосинтеза у растений.

Молекулы хлорофилла и вспомогательных пигментов расположены в фотосистемах, подразделяемых на два типа: фотосистемы I и II (ФС1 и ФС11). Эти фотосистемы можно обнаружить в виде частиц в составе тилакоидных мембран. Каждая из таких частиц содержит пигментные молекулы, организованные в так называемый антенный, или светособирающий комплекс.

В состав светособирающего комплекса входят 200-300 пигментных молекул, которые накапливают световую энергию, как это показано на рисунке. Различные пигменты улавливают свет с различной длиной волны, что делает этот процесс более эффективным. Вся энергия передается от молекулы к молекуле и, в конце концов, на специализированную форму хлорофилла о, известную как Р 700 в ФСl и Р 680 в ФСl. Р 700 и Р 680 - это пигменты (Р), у которых максимумы пиков в спектрах поглощения составляют соответственно 700 и 680 нм (оба пика в красной области спектра).

В результате поглощения энергии молекулы хлорофиллов Р700 и Р680 переходят в «возбужденное» состояние и становятся источниками электронов, обладающих высокой энергией (как описывалось выше). Судьба этих электронов будет обсуждаться ниже. Теперь мы можем рассмотреть суммарный процесс фотосинтеза.

Для описания процесса фотосинтеза обычно используется следующее уравнение:

В таком виде уравнение удобно использовать, если надо показать образование одной молекулы сахара , однако это лишь суммарное отображение многих событий. Более подходящей формой записи является уравнение:

Соединения СН 2 О не существует в природе, это просто условное обозначение любого углевода.

Посмотрев на суммарное уравнение фотосинтеза , мы вправе задаться вопросом: какое сосдинение - диоксид углерода или вода - служит источником кислорода? Наиболее очевидным кажется ответ, что таким источником является диоксид углерода. Тогда для образования углевода оставшемуся углероду следует только присоединиться к воде. Точный ответ удалось получить в сороковых годах XX в., когда в распоряжении биологов оказались изотопы.

Обычный изотоп кислорода имеет массовое число 16 и обозначается как 16 O (8 протонов, 8 нейтронов). Существует еще редкий изотоп с массовым числом 18 (18 O). Это стабильный изотоп, но из-за большей, чем у 16 O , массы его можно обнаружить, используя масс-спектрометр, аналитический прибор, позволяющий выявлять различия между атомами и молекулами на основе значений их масс. В 1941 г. был проведен эксперимент, результаты которого суммированы в следующем уравнении:

Иными словами, источником кислорода является вода. В итоге уравновешенное уравнение выглядит как:

Это наиболее точное выражение процесса фотосинтеза , которое, кроме того, наглядно показывает, что вода не только используется при фотосинтезе, но и является одним из его продуктов. Данный эксперимент позволил заглянуть глубоко внутрь природы фотосинтеза, показав, что фотосинтез протекает в две стадии, первая из которых состоит в образовании водорода в результате расшепления воды на водород и кислород. Для этого требуется энергия, которую дает свет (поэтому процесс называют фотолизом: photos - свет; lysis - расщепление). Кислород высвобождается как побочный продукт. На второй стадии водород взаимодействует с диоксидом углерода, образуя сахар. Присоединение водорода - это пример химической реакции восстановления.

Тот факт, что фотосинтез является двухстадийным процессом, был впервые установлен в двадцатых-тридцатых годах XX в. Реакции первой стадии нуждаются в свете, поэтому они называются световыми реакциями. Реакции второй стадии света не требуют, поэтому они носят название темновых реакций, хотя и протекают на свету! Установлено, что световые реакции протекают на мембранах хлоропластов, а темновые реакции - в строме хлоропластов.

После того как установили, что темновые реакции фотосинтеза протекают вслед за световыми, в 1950-х годах оставалось только выявить природу этих реакций.

Вопрос 1. Что такое ассимиляция?

Ассимиляция, или пластический обмен, - это совокупность всех процессов биосинтеза, протекающих в живых организмах. Ассимиляция всегда сопровождается поглощением энергии, источником которой могут являться молекулы АТФ (например, в ходе биосинтеза белка) или солнечный свет (в случае фотосинтеза). Кроме энергии для осуществления процессов ассимиляции нужен материал, из которого организм сможет образовывать необходимые ему органические соединения. Для автотрофов это углекислый газ (CO2), вода, минеральные соли. Гетеротрофам нужны готовые органические соединения. В их числе так называемые незаменимые вещества: молекулы, которые гетеротрофы самостоятельно синтезировать не могут и должны получать с пищей. В случае человека это витамины, жирные кислоты с большим количеством двойных связей, многие аминокислоты.

Вопрос 2. Опишите известные вам типы питания.

Существует три типа питания.

Автотрофное питание. Автотрофные организмы способны самостоятельно синтезировать необходимые органические соединения, используя в качестве источника углерода углекислый газ. Источником энергии при этом является солнечный свет или окисление неорганических соединений.

Гетеротрофное питание. Гетеротрофные организмы в качестве источника углерода и в качестве источника энергии используют готовые органические вещества.

Вопрос 3. Какие организмы называют автотрофными?

Как указано в предыдущем ответе, автотрофными называют организмы, способные синтезировать органические вещества за счет энергии солнечного света или энергии, выделяющейся при окислении неорганических соединений. При этом источником углерода является углекислый газ. К организмам, использующим энергию солнечного света, относятся растения, цианобактерии и некоторые бактерии. Все они объединены в группу фотосинтетиков. Растения и цианобактериии (сине - зеленые водоросли) осуществляют фотосинтез с выделением кислорода; бактерии - без выделения кислорода. Автотрофов, использующих для получения энергии окисление неорганических веществ, называют хемосинтетиками. К ним относят несколько древних групп прокариот: серобактерии (окисляют сероводород до серы), железобактерии (окисляют Fe2+ до Fe3+) и др.

Вопрос 4. Почему у зеленых растений в результате фотосинтеза выделяется в атмосферу свободный кислород?

Если вода находится в жидком состоянии, то небольшая часть ее молекул обязательно распадается на ионы Н+ и ОН. Во время световой фазы фотосинтеза часть избыточной энергии хлорофилла тратится на превращение ионов Н+ в атомы водорода. Оставшиеся без своей "пары" ионы ОН отдают электроны хлорофиллу, превращаясь в свободные радикалы ОН. Радикалы активно взаимодействуют между собой, образуя воду и молекулярный кислород: 40Н -> 2Н2О + О2.

Таким образом, выделение в атмосферу свободного кислорода происходит в ходе световой фазы фотосинтеза. Источником кислорода являются молекулы Н20, в связи с чем описанный процесс называют еще фотолизом воды (разложением воды под действием света). Кислород является побочным продуктом фотосинтеза. Однако в ходе эволюции живые организмы быстро научились использовать его для дыхания, т. е. для более полного окисления органических веществ.

Вопрос 5. Каковы признаки гетеротрофного типа питания? Приведите примеры гетеротрофных организмов.

При гетеротрофном типе питания в качестве источника углерода и источника энергии организмы используют готовые органические соединения. Следовательно, гетеротрофные организмы полностью зависят от автотрофных, которые служат для них поставщиками органических веществ - прямыми (в случае травоядных) либо опосредованными (в случае, например, хищников). Гетеротрофные организмы - это все животные, грибы, большинство бактерий.

Вопрос 6. Как вы думаете, почему все живое на Земле можно назвать "детьми Солнца"?

Основным процессом, обеспечивающим появление на Земле органических веществ, является фотосинтез. Источником же энергии для фотосинтеза является солнечный свет. Почти все живые организмы используют энергию солнечного света, одни напрямую, запасая ее в виде органических соединений (фотосинтетики-автотрофы), другие опосредованно через использование готовых органических соединений, созданных растениями (гетеротрофы). Исключение составляет лишь уникальная группа бактерий-хемосинтетиков.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Пластический обмен. Фотосинтез уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вопрос 1. На какие эры делится история Земли? В истории Земли выделяют следующие эры, названия которых имеют греческое происхождение: катархей (ниже древнейшего), архей (древнейший), протерозой (первичная жизнь), палеозой (древняя жизнь), мезозой (средняя жизнь), кайнозой (новая жизнь). Вопрос 2. Как деятельность живых организмов повлияла на изменение состава атмосферы планеты? В состав древней атмосферы входили метан, аммиак, углекислый газ, водород, пары воды и другие неорганические соединения. В результате жизнедеятельности первых организмов в атмосфере начало снижаться
    Вопрос 1. За счет чего получают энергию автотрофы? Автотрофами называют организмы, способные создавать все необходимые им органические соединения. Энергию для синтеза органических соединений автотрофы получают за счет солнечного света (фотоавтотрофы) или за счет химических превращений минеральных веществ (хемотрофы). Гетеротрофами называются живые организмы, неспособные к самостоятельному синтезу нужных органических соединений и использующие для питания белки, жиры и углеводы, произведенные другими видами. При окислении органических веществ в клетках гетеротрофов выделяется энергия, которая используется ими
    Вопрос 1. Почему Солнце - главнейший источник энергии на Земле? Для синтеза органических веществ всем организмам необходима энергия. Основным источником первичных органических соединений на планете являются растения. Растения используют для их синтеза энергию Солнца. Другие живые существа обеспечиваются питанием, а следовательно, и энергией за счет веществ, полученных растениями. Таким образом, именно Солнце является главным источником энергии. Вопрос 2. Почему ассимиляция невозможна без диссимиляции, и наоборот? Процесс ассимиляции характеризуется образованием новых, необходимых клетке соединений.
    Вопрос 1. В чем состоят отличия между понятиями "условия" и "ресурсы"? Ресурсами называют вещества и энергию, вовлекаемые организмами в процессы их жизнедеятельности. Ресурс (в отличие от условий) может расходоваться и исчерпываться. При этом один и тот же фактор, например солнечное излучение или влажность, может рассматриваться и как условие, и как ресурс. Вопрос 2. Перечислите известные вам виды ресурсов животных и растений. Среди важнейших ресурсов животных и растений следует назвать энергетические и пищевые. Эти
    Вопрос 1. Почему можно говорить о взаимосвязи развития органического мира и эволюции биосферы? Биосфера - не только сфера распространения жизни, но и результат ее деятельности. Начиная с момента зарождения, жизнь постоянно развивается и усложняется, оказывая воздействие на окружающую среду, изменяя ее. Таким образом, эволюция биосферы протекает параллельно с историческим развитием органической жизни. Вопрос 2. Какие процессы были характерны для раннего этапа эволюции биосферы? Сначала живые организмы использовали органические соединения первичного океана, запасы которого
    Вопрос 1. О чем говорит длина цепи питания? Цепь питания обычно не может состоять более чем из 4-6 звеньев, включая организмы, потребляющие трупы животных, что объясняется потерей энергии на каждом ее уровне (в каждом звене). Длина цепи питания говорит об эффективности использования энергии в ее звеньях (чем полнее используется энергия, тем длиннее цепь). Вопрос 2. Почему численность (число видов) консументов в цепи питания сокращается? В цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического
    Вопрос 1. Сколько глюкозы, синтезируемой в процессе фотосинтеза, приходится на каждого из 4 млрд жителей Земли в год? Если учесть, что за год вся растительность планеты производит около 130 ООО млн т сахаров, то на одного жителя Земли (при условии, что население Земли составляет 4 млрд жителей) их приходится 32,5 млн т. Вопрос 2. Откуда берется кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза? Кислород, поступающий в атмосферу в процессе фотосинтеза, образуется из воды в результате

Вопрос 1. Что такое ассимиляция?

Ассимиляция, или пластический об­мен, — это совокупность всех процессов био­синтеза, протекающих в живых организмах. Ассимиляция всегда сопровождается погло­щением энергии, источником которой могут являться молекулы АТФ (например, в ходе биосинтеза белка) или солнечный свет (в слу­чае фотосинтеза). Кроме энергии для осу­ществления процессов ассимиляции нужен материал, из которого организм сможет обра­зовывать необходимые ему органические со­единения. Для автотрофов это углекислый газ (CO 2), вода, минеральные соли. Гетеротрофам нужны готовые органические соединения. В их числе так называемые незаменимые вещества: молекулы, которые гетеротрофы само­стоятельно синтезировать не могут и должны получать с пищей. В случае человека это вита­мины, жирные кислоты с большим количест­вом двойных связей, многие аминокислоты.

Вопрос 2. Опишите известные вам типы питания.

Существует три типа питания.

Автотрофное питание. Автотрофные организмы способны самостоятельно синтези­ровать необходимые органические соедине­ния, используя в качестве источника углерода углекислый газ. Источником энергии при этом является солнечный свет или окисление неорганических соединений.

Гетеротрофное питание. Гетеротроф­ные организмы в качестве источника углерода и в качестве источника энергии используют готовые органические вещества.

Вопрос 3. Какие организмы называют автотрофными?

Как указано в предыдущем ответе, автотрофными называют организмы, способные синтезировать органические вещества за счет энергии солнечного света или энергии, выде­ляющейся при окислении неорганических со­единений. При этом источником углерода яв­ляется углекислый газ. К организмам, исполь­зующим энергию солнечного света, относятся растения, цианобактерии и некоторые бакте­рии. Все они объединены в группу фотосин­тетиков. Растения и цианобактериии (сине- зеленые водоросли) осуществляют фотосинтез с выделением кислорода; бактерии — без вы­деления кислорода. Автотрофов, использую­щих для получения энергии окисление неорга­нических веществ, называют хемосинтети­ками. К ним относят несколько древних групп прокариот: серобактерии (окисляют се­роводород до серы), железобактерии (окисля­ют Fe 2+ до Fe 3+) и др.

Вопрос 4. Почему у зеленых растений в резуль­тате фотосинтеза выделяется в атмосферу свобод­ный кислород?

Если вода находится в жидком состоянии, то небольшая часть ее молекул обязательно распадается на ионы Н + и ОН. Во время свето­вой фазы фотосинтеза часть избыточной энер­гии хлорофилла тратится на превращение ионов Н + в атомы водорода. Оставшиеся без своей «пары» ионы ОН отдают электроны хлорофиллу, превращаясь в свободные ради­калы ОН. Радикалы активно взаимодействуют между собой, образуя воду и молекулярный кислород: 40Н -> 2Н 2 О + О 2 .

Таким образом, выделение в атмосферу сво­бодного кислорода происходит в ходе световой фазы фотосинтеза. Источником кислорода яв­ляются молекулы Н 2 0, в связи с чем описан­ный процесс называют еще фотолизом воды (разложением воды под действием света). Кис­лород является побочным продуктом фотосин­теза. Однако в ходе эволюции живые организ­мы быстро научились использовать его для дыхания, т. е. для более полного окисления органических веществ.

Вопрос 5. Каковы признаки гетеротрофного ти­па питания? Приведите примеры гетеротрофных организмов.

При гетеротрофном типе питания в качест­ве источника углерода и источника энергии организмы используют готовые органические соединения. Следовательно, гетеротрофные организмы полностью зависят от автотрофных, которые служат для них поставщиками органических веществ — прямыми (в случае травоядных) либо опосредованными (в случае, например, хищников). Гетеротрофные орга­низмы — это все животные, грибы, большин­ство бактерий.

Вопрос 6. Как вы думаете, почему все живое на Земле можно назвать «детьми Солнца»?

Основным процессом, обеспечивающим по­явление на Земле органических веществ, яв­ляется фотосинтез. Источником же энергии для фотосинтеза является солнечный свет. По­чти все живые организмы используют энергию солнечного света, одни напрямую, запасая ее в виде органических соединений (фотосинтетики-автотрофы), другие опосредованно через использование готовых органических соедине­ний, созданных растениями (гетеротрофы). Исключение составляет лишь уникальная группа бактерий-хемосинтетиков.

Фотосинтезом называют процесс, результатом которого является образование и выделение кислорода клетками растений и некоторыми видами бактерий.

Основное понятие

Фотосинтез - это не что иное, как цепочка уникальных физико-химических реакций. В чем же он заключается? Зеленые растения, а также некоторые бактерии поглощают солнечные лучи и преобразовывают их в электромагнитную энергию. Конечным результатом фотосинтеза является энергия химических связей разнообразных органических соединений.

В растении, которое осветили солнечные лучи, в определенной последовательности происходят окислительно-восстановительные реакции. Вода и водород, представляющие собой доноров-восстановителей, перемещаются в виде электронов к акцептору-окислителю (углекислому газу и ацетату). В результате образуются восстановленные соединения углеводов, а также кислород, который и выделяют растения.

История изучения фотосинтеза

На протяжении многих тысячелетий человек был убежден в том, что питание растения происходит по его корневой системе через почву. В начале шестнадцатого века голландским натуралистом Яном Ван Гельмонтом был проведен эксперимент с выращиванием растения в горшке. После взвешивания почвы до посадки и после того как растение достигло определенных размеров, им был сделан вывод о том, что все представители флоры получают питательные вещества в основном из воды. Этой теории придерживались ученые в течение двух последующих столетий.

Неожиданное для всех, но правильное предположение о питании растений было сделано в 1771 г. химиком из Англии Джозефом Пристли. Поставленные им опыты убедительно доказали, что растения способны очистить воздух, который ранее был не пригоден для дыхания человека. Несколько позже был сделан вывод о том, данные процессы невозможны без участия солнечного света. Ученые выяснили, что зеленые листочки растений не просто превращают полученный ими углекислый газ в кислород. Без этого процесса невозможна их жизнь. В совокупности с водой и минеральными солями углекислый газ служит пищей растениям. В этом заключено основное значение фотосинтеза для всех представителей флоры.

Роль кислорода для жизни на Земле

Опыты, которые были проведены английским химиком Пристли, помогли человечеству объяснить, почему воздух на нашей планете остается пригодным для дыхания. Ведь жизнь поддерживается, несмотря на существование огромного количества живых организмов и горение бесчисленного количества огней.

Возникновение жизни на Земле миллиарды лет назад было попросту невозможно. Атмосфера нашей планеты не содержала в себе свободного кислорода. Все изменилось с появлением растений. Весь находящийся сегодня в атмосфере кислород - это результат фотосинтеза, происходящего в зеленых листьях. Данный процесс изменил облик Земли и дал толчок к развитию жизни. Это бесценное значение фотосинтеза было до конца осознано человечеством лишь в конце 18 века.

Не является преувеличением утверждение, что само существование людей на нашей планете зависит от того, каково состояние растительного мира. Значение фотосинтеза заключено в его ведущей роли для протекания различных биосферных процессов. В глобальных масштабах эта удивительная физико-химическая реакция приводит к образованию органических веществ из неорганических.

Классификация процессов фотосинтеза

В зеленом листе происходит три важных реакции. Они и представляют собой фотосинтез. Таблица, в которую заносят данные реакции, применяется при изучении биологии. В ее строки вносят:

Фотосинтез;
- газообмен;
- испарение воды.

Те физико-химические реакции, которые происходят в растении при свете дня, позволяют зеленым листикам выделять двуокись углерода и кислород. В темное время суток - только первый из этих двух компонентов.

Синтез хлорофилла в некоторых растениях происходит даже при слабом и рассеянном освещении.

Основные этапы

Различают две фазы фотосинтеза, которые тесно связаны между собой. На первом этапе энергия лучей света преобразуется в высокоэнергетические соединения АТФ и универсальные восстановители НАДФН. Эти два элемента являются первичными продуктами фотосинтеза.

На втором (темновом) этапе полученные АТФ и НАДФН используются для фиксации углекислоты вплоть до ее восстановления в углеводы. Две фазы фотосинтеза имеют различия не только во времени. Они происходят и в различном пространстве. Тому, кто изучает по биологии тему "фотосинтез", таблица с точным указанием характеристик двух фаз поможет в более точном понимании процесса.

Механизм выработки кислорода

После поглощения растениями углекислого газа в них происходит синтез питательных веществ. Данный процесс осуществляется в зеленых пигментах, называемых хлорофиллами, под воздействием солнечных лучей. Основными составляющими этой удивительной реакции являются:

Свет;
- хлоропласты;
- вода;
- углекислый газ;
- температура.

Последовательность фотосинтеза

Выработка растениями кислорода осуществляется поэтапно. Основными стадиями фотосинтеза являются следующие:

Поглощение света хлорофиллами;
- разделение хлоропластами (внутриклеточными органоидами зеленого пигмента) полученной из почвы воды на кислород и водород;
- перемещение одной части кислорода в атмосферу, а другой - для осуществления дыхательного процесса растениями;
- образование молекул сахара в белковых гранулах (пиреноидах) растений;
- производство крахмалов, витаминов, жиров и т.д. в результате смешивания сахара с азотом.

Несмотря на то, что для осуществления фотосинтеза необходим солнечный свет, данная реакция способна протекать и при искусственном освещении.

Роль растительного мира для Земли

Основные процессы, происходящие в зеленом листе, уже достаточно полно изучила наука биология. Значение фотосинтеза для биосферы огромно. Это единственная реакция, приводящая к росту количества свободной энергии.

В процессе фотосинтеза каждый год происходит образование ста пятидесяти миллиардов тонн вещества органического типа. Кроме того, за указанный период растениями выделяется практически 200 млн. тонн кислорода. В связи с этим можно утверждать, что роль фотосинтеза огромна для всего человечества, так как данный процесс служит основным источником энергии на Земле.

В процессе уникальной физико-химической реакции происходит круговорот углерода, кислорода, а также многих других элементов. Из этого вытекает еще одно немаловажное значение фотосинтеза в природе. Данной реакцией поддерживается определенный состав атмосферы, при котором возможна жизнь на Земле.

Процесс, происходящий в растениях, ограничивает количество углекислого газа, не позволяя ему скапливаться в увеличенных концентрациях. Это также немаловажное значение фотосинтеза. На Земле благодаря зеленым растениям не создается так называемого парникового эффекта. Флора надежно защищает нашу планету от перегрева.

Растительный мир как основа питания

Немаловажна роль фотосинтеза для лесного и сельского хозяйства. Растительный мир является питательной базой для всех гетеротрофных организмов. Однако значение фотосинтеза кроется не только в поглощении зелеными листьями углекислого газа и получения такого готового продукта уникальной реакции, как сахар. Растения способны преобразовывать азотистые и серные соединения в вещества, из которых слагаются их тела.

Как же это происходит? Каково значение фотосинтеза в жизни растений? Данный процесс осуществляется посредством получения растением ионов нитратов. Эти элементы находятся в почвенной воде. В растение они попадают благодаря корневой системе. Клеточки зеленого организма перерабатывают ионы нитратов в аминокислоты, из которых слагаются белковые цепочки. В процессе фотосинтеза образуются и компоненты жиров. Они для растений являются важными запасными веществами. Так, в семенах многих плодов находится питательное масло. Этот продукт важен и для человека, так как находит применение в пищевой и сельскохозяйственной промышленности.

Роль фотосинтеза в получении урожая

В мировой практике работы сельскохозяйственных предприятий широко используются результаты изучения основных закономерностей развития и роста растений. Как известно, основой формирования урожая является фотосинтез. Его интенсивность, в свою очередь, зависит от водного режима культур, а также от их минерального питания. Каким же образом человек добивается увеличения плотности посевов и размеров листьев для того, чтобы растение максимально использовало энергию Солнца и забирало углекислый газ из атмосферы? Для этого оптимизируются условия минерального питания и водоснабжения сельскохозяйственных культур.

Научно доказано, что урожайность зависит от площади зеленых листьев, а также от интенсивности и длительности протекающих в них процессов. Но в то же время увеличение плотности посевов приводит к затенению листьев. К ним не может пробиться солнечный свет, и из-за ухудшения вентиляции воздушных масс в малых объемах поступает углекислый газ. В итоге происходит снижение активности процесса фотосинтеза и уменьшается продуктивность растений.

Роль фотосинтеза для биосферы

По самым приблизительным подсчетам, только автотрофные растения, обитающие в водах Мирового океана, ежегодно превращают от 20 до 155 млрд. тонн углерода в органическое вещество. И это при том, что энергия солнечных лучей используется ими лишь на 0,11%. Что касается наземных растений, то они ежегодно поглощают от 16 до 24 млрд. тонн углерода. Все эти данные убедительно говорят о том, насколько велико значение фотосинтеза в природе. Только в результате данной реакции атмосфера восполняется необходимым для жизни молекулярным кислородом, который необходим для горения, дыхания и разнообразной производственной деятельности. Некоторые ученые полагают, что в случае повышения содержания углекислого газа в атмосфере происходит увеличение скорости фотосинтеза. При этом атмосфера пополняется недостающим кислородом.

Космическая роль фотосинтеза

Зеленые растения являются посредниками между нашей планетой и Солнцем. Они улавливают энергию небесного светила и обеспечивают возможность существования жизни на нашей планете.

Фотосинтез представляет собой процесс, о котором можно говорить в космических масштабах, так как он в свое время способствовал преображению образа нашей планеты. Благодаря реакции, проходящей в зеленых листьях, энергия солнечных лучей не рассеивается в пространстве. Она переходит в химическую энергию вновь образованных органических веществ.

Человеческому обществу продукты фотосинтеза нужны не только для пищи, но и для осуществления хозяйственной деятельности.

Однако человечеству важны не только те лучи солнца, которые падают на нашу Землю в настоящее время. Крайне необходимы для жизни и осуществления производственной деятельности те продукты фотосинтеза, которые были получены миллионы лет назад. Они находятся в недрах планеты в виде пластов каменного угля, горючего газа и нефти, торфяных месторождений.