Как научится петь в домашних условиях если нет голоса. Как научиться петь в домашних условиях? Правила и упражнения для самостоятельного обучения пению в домашних условиях

Большинство людей предполагают, что научиться красиво петь всего за 1 день невозможно, ведь если природа не заложила певческий талант, то можно и не пытаться, будет только зря потрачено время. Однако, многие на собственном опыте убедились, что самостоятельной практикой и тренировками можно добиться хороших результатов.

1 этап: постановка правильного голоса при помощи физических упражнений

Если от природы нет большого таланта к пению, стоит его создать самостоятельно и отточить на начальном этапе. Существуют специальные, эффективные физические упражнения, к которым прибегают даже знаменитые вокалисты, звезды шоу-бизнеса.

  1. Наклоны вперед.

Многим знакомо это упражнение, которое большинство выполняло на уроках физкультуры еще со школьных времен. Ноги необходимо расставить на ширину плеч, а руки протянуть вдоль туловища. Далее из этой позиции следует совершить плавный наклон вперед и направить прямые руки к полу, практически или полностью дотягиваясь до него кончиками пальцев. При наклоне необходимо активно вдыхать носом, а выпрямляясь ‒ делать пассивный выдох ртом.

Наклоны вперед и выпрямления делайте со скоростью обычного шага. Выполните 12 подходов, по 8 наклонов туловища вперед в каждом. Упражнение полезно не только для певцов, но и для тех людей, кто хочет справиться с болевыми ощущениями в сердце и печени или облегчить приступы астмы. К этому упражнению прибегают даже вокалисты с прирожденным талантом к пению.

  1. Обхват себя руками.

Суть упражнения состоит в том, чтобы «обнимать» своими руками собственные плечи. Руки держите параллельно друг другу, но не перекрещивайте. Совершая собственное объятие, вдыхайте резко носом. Выдох делайте с разведением обеих рук в стороны. Упражнение выполняется резко. Оно помогает привести в тонус все органы, участвующие в образовании звуков. От упражнения стоит воздержаться, если оно причиняет боль.

2 этап: распевка

После подготовки организма к пению при помощи упражнений, можно приступать к распевкам. Существует несколько разных методик, но классической остается та, которая использовалась еще в школе, преподавателями музыки. Распевку можно делать, напевая комбинацию из звуков «и», «у», «о», «э», комбинируя эти звуки с другими буквами алфавита.

Наиболее хорошие варианты распевок для раскрытия голоса:

  • «кру-кри-крэ-кро»;
  • «лу-ли-лэ-ло»;
  • «ри-ру-ро-рэ»;
  • «ши-шэ-шу-шо»;
  • «ги-гэ-гу-го».

Рекомендация: следите за собственным организмом, проводя распевку. Прислушивайтесь к ощущениям, уточняйте их. Пропевайте высокие ноты расслабленно. Чем выше звук, тем глубже следует делать зевок. Распеваясь, не поджимайте голос и ни в коем случае не пойте через силу. Распевки пишутся для людей с разными возможностями. Если не получается выполнить какую-то, можно ее пропустить, чтобы не надорвать голосовые связки. Начинайте распеваться приглушенно, а затем, по мере «разогрева» аппарата увеличивайте звук.

Другие варианты распевок:

  1. «Бом-бом-бом».

Распевка отлично подходит для новичков. Старайтесь петь букву «б» четко, одними губами. Переходя на «о», расслабляйтесь, пропевайте этот звук по инерции. Следите за тем, чтобы «бом» не превращалось в «бам». Букву «м» задерживайте в зубах, аккумулируйте в ней вибрацию, которая пригодится в дальнейшем пении.

  1. «Бом-мо-бом-мо».

Распевка похожа на предыдущую, только в ней основной принцип заложен в перенесении на звук «о» в слоге «мо» накопленную вибрацию. Челюсть при этом свободно двигается, а гортань не напрягается.

  1. Звук пылесоса или «вф-вф-вф».

Распевочное упражнение помогает промассажировать голосовые связки. Выполнять его следует, набирая в легкие воздух, и раскачивая звук на наиболее комфортных для себя нотах. Пойте распевочную фразу ровно, не издавайте «прыгающих» звуков.

Возможно, сделать так, чтобы звук не прыгал, будет достаточно сложно. Поэтому, для поддержания равномерного потока выходящего изо рта воздуха, представьте себе, что него льется вода равномерной струйкой. Вода не бьет точками и не прерывается.

Распевку проводите с расслабленной шеей. Проверяйте рукой, чтобы мягкое место под подбородком не было зажато и напряжено. Распевка продолжается около 2-3 минут.

  1. Звук сирены.

Для этой распевки нужно представить себя сиреной. Не всем такая распевка под силу. Распеваться следует грудным голосом (обычным, разговорным).

  1. Мычание.

Для этой распевки нужно выбрать для себя комфортную позу. Лягте или прислонитесь спиной к стене, но это не обязательно, можно и выполнять упражнение сидя. Главное ‒ расслабиться и не зажиматься. Нужно представить, как через тело проходит длинная веревка. Представьте, что она выходит из головы, и другой ее конец привязан к потолку. Веревка туго натянута. Теперь нужно попробовать замычать «м-м-м» тем голосом, которым вы обычно разговариваете. Не повышайте голос, чтобы не надорвать связки. Мычите так около 2-3 минут.

  1. «Бо-да-бо-да».

Эта распевка на чередование гласных и согласных. Фразу следует пропевать на одном дыхании. Вначале делайте короткий вдох, а затем дышите на ударных слогах в этой фразе.

  1. Любая распевочная фраза, например: «во са-ду ли, в о-го-ро-де».

Чередуйте распевочную фразу с любой распевкой на чередование звуков.

Распевка ‒ неотъемлемая часть подготовки к пению. Если петь сразу, без нее, особенно неподготовленному человеку можно запросто приобрести проблемы, связанные с голосом.

3 этап: приступаем к пению

Каждый человек от рождения обладает по-своему настроенным голосом. Мировая практика доказала, что петь может научиться каждый человек. Поэтому, если вы размялись и спели распевки, перед тем, как начинать петь, важно избавиться от психологических аспектов зажатости.

Включите музыку, под которую собираетесь петь. Если есть песня, наложенная на музыкальную композицию, будет неплохо вначале прослушать ее, чтобы потом повторить.

Советы для тех, кто начинает петь:

  1. Пойте отдельные ноты в унисон под такие инструменты, как гитара, фортепиано, гармошка. Найдите в интернете записи композиций под эти инструменты.
  2. Пойте в доступном для себя диапазоне. Если, прослушав песню, вы поняли, что артист берет высокие ноты, которые вы не в состоянии физически взять, пойте на первых порах как сможете. Не обязательно, чтобы ваш голос сливался со звучанием музыкального инструмента.
  3. Записывайте собственное пение при помощи звукозаписывающей аппаратуры. Прослушав запись, вы поймете свои сильные и слабые стороны и сделаете соответствующие выводы.
  4. Записав пение, постарайтесь найти среди музыкальных исполнителей тех, кто поет в аналогичной с вами тональности. Пойте с этим исполнителем как на караоке, контролируя собственные действия и звуки.
  5. Набирайте воздух для пения животом. Если для этой цели будет использована грудная клетка, при исполнении композиций можно просто задыхаться. Чтобы почувствовать и развить такой вид дыхания, прислонитесь к стенке и положите ладонь на живот. Почувствуйте, как он втягивается и выпячивается при дыхании во время пения.
  6. Дышите естественно во время пения. Старайтесь, чтобы дыхание было энергичным, но бесшумным и непродолжительным.

Следуя такой методике самостоятельного обучения пению, можно достичь определенных результатов уже после дня занятий. Конечно, чтобы результат был очевидным, надо не заканчивать тренировки, а уделять этому занятию в день около часа. Этот подход поможет сформировать неплохую техническую базу.

Человек сегодня может заниматься любимым делом лишь потому, что у него есть на это желание и время. Благодаря современным технологиям, занятиям и методикам, возможно все – даже научиться петь. Как же это сделать, если от природы вы не располагаете ни слухом, ни голосом, мы расскажем в этой статье.

Разумеется, вы не научитесь за один день петь «Арию Кармен», но при помощи регулярных тренировок вы добьетесь отличного результата и сможете хорошо петь в кругу своих знакомых и друзей. А это уже довольно не мало.

Ну что, готовы научиться петь? Тогда мы с радостью вам раскроем секреты подготовки, расскажем об упражнениях, распевках и особых методах настоящих певцов. Итак, поехали!

Как научиться петь самостоятельно в домашних условиях?

Причин, чтобы научиться вокалу, есть очень много. Это может быть желание подарить песню любимому человеку или же спеть на вечеринке. И даже если с детства в голове звучит фраза: «У тебя вообще нет голоса», просто забудьте ее – настало время научиться петь. Это ваша жизнь, это ваше время. Все зависит только от вас!

В случае если вы приступаете к таким занятиям самостоятельно, то помните, что они должны быть систематичными. Как и любое другое творческое занятие, пение требует определенных усилий. Специалисты часто говорят: успех – это лишь 10% таланта и все 90% труда. Приготовьтесь работать над собой, изучите видеоуроки, пообщайтесь со знакомыми вокалистами, они обязательно подскажут вам, с чего следует начать. И не ошибутся, если порекомендуют начать именно с физических упражнений и дыхания. Вы удивлены?

Как научиться петь если нет голоса? В первую очередь заняться собственным телом, связками и дыханием. Разумеется, настрой на хороший результат не помешает и здесь. Просто забудьте, что у вас нет слуха или голоса, замените это на упорство и желание.

Найдите себе источник вдохновения – любимую песню, либо композиции в исполнении самого любимого артиста. Во время прослушивания музыки вы будете сами учиться петь, подражая голосу кумира. Если у него самого есть голос.

Все дело в настройке звучания и тренировке голосовых связок. А теперь начнем упражнения, которые вам помогут научиться петь, если вы еще считаете, что у вас точно нет голоса.

Упражнения для постановки голоса

Начнем с самого простого: с тренировки дыхательной системы, так как это хорошо сказывается на постановке голоса. Обязательно возьмите на вооружение специальные занятия и не забывайте их выполнять.

  • Наклоны. Ваша исходная позиция: в положении стоя руки свисают вдоль туловища, ноги расставлены на ширине плеч. Наклоняемся вперед, опустив вниз руки, почти до самого пола. Контролируем дыхание. Наклон – быстрый вдох носом, исходная позиция – выдох ртом. Не спешите и следите за собственными ощущениями. Повторите наклоны восемь раз, а потом сделайте еще двенадцать подходов.
  • Дыхание. Прежде чем научиться самостоятельно петь, все-таки нужно прислушаться к различным рекомендациям специалистов. И вот, о чем они сообщают. Красиво петь вам поможет так называемое брюшное дыхание. При этом способе грудь и плечи остаются неподвижными, ваша диафрагма работает над тем, чтобы сформировать звук. Для того, чтобы научиться дышать диафрагмой, необходимо занять положение лежа, выпрямиться, положить руки на живот. Дышите, поднимая ваш живот при вдохе и медленно опуская при выдохе. Видите как двигается ваша рука? Теперь попробуйте повторить то же дыхание, но в положении стоя. Это будет сложнее. Однако вам нужно постоянно тренироваться и вскоре вы будете легко брать высокие ноты, не переживая, что вам не хватит воздуха.
  • Скороговорки. Регулярно тренируйте дикцию. Это поможет развивать речевой аппарат и быстро запоминать тексты песен.

Распевки для улучшения голоса

Наверное, все артисты хорошо знают, что путь на большую сцену всегда начинается с распевки. Совершенно не важно, поете ли вы с друзьями под гитару или же желаете научить пению своего ребенка. Вам надо уметь распеваться для того, чтобы ваш голос лился без препятствий.

Для того, чтобы научиться хорошо петь в домашних условиях, вам нужно:

  • Пропеть различные гласные звуки. Гласные звуки потому так и называют, что их всегда можно пропеть. Для каждого отдельного звука есть свои особенности артикуляции. Ученик при этом должен стоять перед зеркалом и следить за собственным лицом. Для формирования звука «а» мы открываем широко рот, будто тянемся подбородком к груди. Звуки «э» и «е» мы стараемся пропеть, подобно настоящим оперным певцам, приоткрывая свой рот в полуулыбке. «И» - мы улыбаемся и постепенно тянем рот к ушам. «О» - мы зажали бублик между губами. «Ы» - мы хотим накрасить губы и чуть улыбаемся. Повторяя такие упражнения перед зеркалом, вы уже за один день сможете запомнить положение рта и губ.
  • Разогреть связки. Быстро вспоминаем все распевки, которые знакомы нам еще с уроков музыки в школе. Правда же, учительница не говорила вам, что у вас отсутствует голос или слух – у нее пели все.
  • Не переусердствовать. Не пытайтесь петь слишком высоко или громко. Посмотрите кинофильм Евгения Ташкова «Приходите завтра». Он рассказывает о начинающей певице Фросе Бурлаковой. Уверены, что вы почерпнете в нем очень много интересного, полезного для себя и собственного голоса.
  • Берегите голос. Лучше не пойте на улице, а также не употребляйте перед пением горячего шоколада/кофе или холодных напитков.

Как научиться красиво петь?

Иногда к нам приходят мысли, что было бы очень хорошо не просто уметь петь, а петь - красиво. А надо-то всего лишь подготовить себя и собственный голос к полноценному публичному выступлению. Прослушайте композицию в записи: и в этот момент зарисовывайте графики движения мелодии. Ведь все знают, что ноты бывают низкие и высокие, короткие и длинные. Изучите песню, зафиксируйте, когда мелодия опускалась вниз и когда поднималась. Контролируйте собственный голос в соответствии с данным графиком. За сколько вы научитесь петь красиво, применяя этот способ, зависит лишь от вас. Возможно, за неделю вы сможете натренируетесь так, что хозяева караоке-бара вообще не захотят вас отпускать.

Не забудьте еще один очень важный нюанс, если вы не знаете как научиться петь если нет голоса – всегда выбирайте знакомую вам песню в своей тональности. Иначе вы сильно рискуете оказаться в весьма неприятной ситуации. И самое основное – не останавливайтесь в собственных достижениях. Ведь ваше желание, как и упорные тренировки помогут вам раскрыть свой потенциал, а также развить собственный природный голос.

Видео уроки: Как научиться петь, если нет голоса?




Помните главное — всё в ваших руках и зависит только от вас!

Многие из нас хотят научиться петь, и у каждого человека есть песня или несколько песен, которые они мечтают красиво исполнить. Мы отнекиваемся, что у нас нет ни слуха, ни голоса, когда нас просят спеть, но при этом с огромным удовольствием подпеваем любимым вокалистам на кухне или в душе. Возможно, некоторые из вас сами иногда сочиняют и прокручивают мелодии у себя в голове. Как спеть песню, да так, чтобы самого себя проняло и слушателя зацепило? Как научиться не просто шептать себе под нос, но и восхищать своих друзей или публику в караоке? Давайте разберёмся в 7-ми незамысловатых шагах, которые помогут нам спеть песню красиво

Все мы в той или иной степени подвержены чувству страха и чувству стыда. Об этом я подробнее писала в . В этом нет ничего необычного, ведь мы живём в социуме, где существуют нормы и стандарты. Живые примеры великолепных исполнителей и шикарных вокалистов заставляют нас молчать. Забудьте об этом! Каждый выражается так, как может, главное — вложить в исполнение песни свою душу и свои эмоции. Сейчас вы не рвётесь на большую сцену, поэтому пусть ответственность вас не тяготит. В крайнем случае вы повеселите своих друзей, а это тоже дорогого стоит. Отнеситесь к своему пению с легкостью, с юмором! Между прочим, существует теория, что человек сначала запел, а потом уже заговорил. Спеть песню может любой, и сделать это по-своему. Так что, первый мой совет — расслабьтесь!

Шаг 2. Постепенно увеличивайте количество слушателей

Никто вас не заставляет сразу демонстрировать своё творчество родителям или друзьям, а вот показать преподавателю то, что вы можете на сегодня, — это верное решение. Ведь он может вас направить и стать первым понимающим слушателем, а не просто пресечь на корню ваши начинания. Часто мы слышим в ответ: “Тебе не надо петь”. Но если вы хотите петь — пойте и никого не слушайте, значит, вам нужно выпустить свои эмоции, значит, это важно для вас. Сначала старайтесь спеть песню наедине с собой , потом спойте её педагогу или действительно хорошему товарищу, родителям. Потом соберите компанию из 3-5 человек, спойте для них. Да, вам будет трудно переходить с одной ступени на другую, но каждый раз вы будете преодолевать себя, а потом выступите у приятельницы на юбилее или начнёте сольную карьеру.

Кстати, есть ещё такой запасной прием: найдите себе напарника или напарницу, которая тоже хочет петь. Возьмитесь вдвоём за это дело, ведь в компании всегда веселее, и вам будет проще начать демонстрировать свои вокальные умения.

Шаг 3. Тренируйтесь петь не только с исполнителем, но и под минус

Минус — это инструментальная “дорожка” без вокала. Обычно пение вместе с исполнителем не вызывает большой сложности, а вот спеть песню под минус без поддержки вокальной “дорожки”, конечно, будет не так просто. Но для того и существуют ступени. Без достижений на одном этапе переход к другому невозможен. Итак, тренируйте с исполнителем первый куплет вашей любимой песни. Потом сделайте то же самое под минус. Не допускайте самую распространенную ошибку — не спешите спеть песню от начала и до конца . Когда вы закончили с первым куплетом, проанализировали недочёты, когда вы уже уверенно вступаете в нужных местах и делаете это ритмично и чисто — переходите к припеву и затем далее. Не думайте, что вам всегда будет достаточно 2-3 раз. Сделайте это, если не все сразу хорошо получается, и 20-40 раз. Даже профессиональные вокалисты перед записью тренируются очень долго, уж поверьте! Если вы не знаете, где найти минус, я советую вам зайти сюда: http://x-minus.me. Между прочим, там можно изменить темп и тональность, но это не всегда хорошо отражается на качестве минуса.

Шаг 4. Записывайте своё исполнение и анализируйте

Я думаю, что для вас не является секретом то, что мы сами свой голос слышим иначе, нежели окружающие. Если вы запишете себя на микрофон или диктофон, то поймёте, как звучите на самом деле. Не всегда нам это нравится, но факт остается фактом. Для того, чтобы улучшить и полюбить свой голос, необходимо над ним работать. О том, как это делать, вы можете прочесть .

Работая над определенной композицией, вам постоянно нужно записывать себя на диктофон. И здесь не следует спешить. Сначала мы записываем первый куплет: без минуса (чистый голос), потом под минус, анализируем все ритмические и интонационные неточности, следим за дикцией, исправляем ошибки и снова записываем. Всегда делайте работу над ошибками. Эта рекомендация актуальна не только для статьи “Как спеть песню”.

Шаг 5. Наиграйте вокальную партию на фортепиано или попросите педагога/музыканта сделать это для вас

Вам важно слышать мелодию не только в песне со словами, но и отдельно от аранжировки, без слов. Таким образом, ваш мозг запоминает главное: звуки, которые вам необходимо воспроизвести со словами. Слушая вокальную партию в исполнении клавишных, постарайтесь представить расположение звуков: который из них выше, который ниже, на сколько тонов. Даже если вы совсем не знакомы с музыкальной грамотой, следовало бы изучить хотя бы азы. В скором времени я обязательно подготовлю статью о музыкальных интервалах. Если у вас нет возможности наиграть вокальную партию, то знайте, что наша академия “Свободный Голос” оказывает эту услугу. . После получения материала, вы будете петь сольфеджио: вместо слов произносить названия нот, которые вы пропеваете. Также полезно пропевать вокальную партию на разные гласные или сочетания звуков.

Шаг 6. Работайте с текстом песни

Спеть хорошо песню без эмоций просто невозможно. Если вы будете бесчувственно проговаривать текст, попадая в ноты и ритм, то главная составляющая будет все равно упущена.

Итак, в работе над текстом есть два аспекта :

Картинка/эмоция. Вам следует четко определить, о чём вы поёте. Не важно, ваша это песня или она написана кем-то другим. Найдите в ней себя, ведь она вам близка, если она вам нравится. Рисуйте картинки у себя в голове, проговаривайте каждую фразу со смыслом, представляйте людей и ситуации, которые сопровождают эту песню. Спеть песню красиво — значит прожить каждое слово в ней.

Дикция. Слова необходимо не только прочувствовать, но и чётко произнести, чтобы ваш слушатель наслаждался красотой вашего пения, а не пытался вычленить, есть ли в ней какой-либо смысл. Даже если вам кажется, что в жизни у вас с дикцией всё в порядке, не поленитесь выполнить простое упражнение, потому что в песне дикция должна быть ещё лучше. Что касается исполнения песен на иностранном, в частности, английском языке, то здесь лучше написать транскрипцию.


Шаг 7. Обозначьте дату, когда вы исполните эту песню на публике

У вас обязательно должна быть конечная цель, которая будет вас вести. Возможно, это будет ваш день рождения, который вы собираетесь отпраздновать в караоке, где вы наконец-то решитесь спеть для друзей. Возможно, вы просто хотите сделать сюрприз любимому человеку. Вы можете запланировать, пойти на студию и записать свою песню под минус, как делают мои ученики. Я считаю, что это достижение! 😃

Фантазия у вас есть, а смысл вы уловили. Нам нужна цель, чтобы к ней идти! Так поставьте же её!

Я думаю, что вы разобрались с тем, как спеть песню . Если у вас остались вопросы — пишите в комментариях. Если вам нужна помощь в подготовке песни, то!

Елена СКОРОХОД

Кристина Иванова

Если ты умеешь ходить — значит, ты умеешь танцевать. Если ты умеешь говорить — значит, ты умеешь петь.

StockLite, Shutterstock.com

Сколько раз мне приходилось слышать «да мне медведь на ухо наступил», «да куда мне — ни слуха, ни голоса», «не умею я петь…» и похожие обреченные утверждения. И всякий раз я отвечаю, что петь могут все, и умеют очень многие, просто не все об этом знают. Как же научиться петь? В первую очередь, вы должны осознать, что вы это можете!

«У меня нет слуха, поэтому я не умею петь»

Почему-то под выражением «у меня нет слуха», многие имеют в виду «у меня нет абсолютного музыкального слуха, я не могу сходу распознавать все звуки, что не дает мне возможности моментального и точного их воспроизведения». Да, абсолютный слух принято считать даром свыше, вроде как особенностью настоящего профессионального музыканта, но давайте разберемся, что такое абсолютный слух и насколько он важен в умении петь?

Человек, обладающий абсолютным слухом, способен определить высоту любого отдельно взятого звука, воспроизведенного голосом или на инструменте, не прибегая к сравнению этого звука с другим. Базируется такой слух на особом виде долговременной памяти на высоту и тембр звука. Проявляется такая способность зачастую еще в юном возрасте, обычно когда ребенок узнает названия нот. По сути, если ты хоть раз услышал «си бемоль первой октавы» и знаешь, что это именно «си бемоль первой октавы», то в дальнейшем ты его попросту будешь «узнавать».

Есть два вида абсолютного слуха:
- пассивный — умение распознавать звуки, но не воспроизводить их на заданной высоте;
- активный — умение как распознавать звуки, так и воспроизводить их на заданной высоте.

Но нельзя разделять эти понятия бездонной пропастью. Пассивный абсолютный слух — это всего лишь менее развитый активный абсолютный слух. Носителей этого «дара» в чистом виде не так уж много, намного больше людей, обладающих интервальным (относительным) слухом, то есть способностью максимально точно определять высоту звука, сравнивая его с эталонным звуком (к примеру, нота «ля» первой октавы, которую «выдает» камертон, и на которую ориентируются все профессиональные музыканты).

Так что же нам дает абсолютный слух?

Абсолютный слух упрощает слуховой анализ звука, дает возможность аналитически воспринимать музыку, но не обеспечивает понимание музыки, музыкальность. Музыкальный слух — это целая система разновидностей слуха, с помощью которых мы можем воспринимать и воспроизводить музыку. Разберемся во всем этом слуховом разнообразии.

Внутренний слух — возможность мысленного представления мелодии «про себя», то, о чем говорят «у меня весь день эта песня в голове крутится».

Интонационный слух — способность услышать то, что «говорит» нам музыка, ее выразительность (как мы распознаем интонацию в разговоре — вопросительная, отрицательная и т. д.). Интонационный слух делится на звуковысотный и мелодический . Звуковысотный слух дает возможность певцу, что говорится, «попасть в ноту», услышать и воспроизвести конкретное и правильное звучание, а мелодический, в свою очередь, обеспечивает восприятие всей мелодии, а не только отдельных звуков и интервалов.

Гармонический слух совершенно необходим в хоровом пении. С его помощью мы слышим аккордовые сочетания звуков, гармонические созвучия (способность «вести» свою партию и слышать остальные).

Ладовый слух дает возможность чувствовать «напряжение», «разрешение», основные ладово-тональные функции. Именно этот слух помогает нам определять конец музыкальной фразы или ее продолжение.

Полифонический слух — способность слышать одновременно несколько «голосов» в музыке («полифония» — многоголосье). Особенно ярко это выражено в органной музыке, где одновременно проводится от двух и более музыкальных линий.

Ритмический слух дает нам возможность воспроизводить музыку путем активного ее «переживания», определения эмоциональной выразительности ритма.

Тембральный слух — это то, как мы определяем «окраску» звуков. Мы отличаем «писклявый» голос от «бархатного» благодаря тембральному слуху.

В полноценном восприятии и воспроизведении музыки нам не обойтись одним лишь абсолютным слухом. Б. М. Тепловым в его статье «Психология музыкальных способностей» раскрыта тема развития музыкального слуха. Он впервые представил, что, хоть абсолютный слух и является врожденным качеством, можно развить в себе навыки максимально точного звуковысотного определения.

Определив три основные музыкальные способности, на которых по сей день строится музыкальное воспитание, Теплов не внес в них абсолютный слух: «Абсолютный слух, будучи способностью, в высокой мере ценной для музыкальной деятельности, не составляет всё же необходимого условия полноценного переживания музыки. Поэтому он и не может быть отнесён к числу основных музыкальных способностей». Вернемся к основным музыкальным способностям :

1. Ладовое чувство . То самое чувство, что дает нам возможность узнавать мелодию, точность интонации.

2. Способность к слуховому представлению . Воспроизведение мелодии по слуху (в первую очередь — в пении), то, что мы называем внутренним слухом.

3. Музыкально-ритмическое чувство (пританцовывание в такт музыке — не что иное, как проявление музыкально-ритмического чувства).

Самое главное, что в каждом человеке с рождения заложены все эти способности, и одна без другой существовать не может. Проявляются они по обыкновению раньше остальных. Первые проявления могут возникнуть и на первом году жизни, что, несомненно, свидетельствует о музыкальной одаренности, но позднее проявление музыкальных способностей совсем не означает их слабость или полное отсутствие.

Развить в себе музыкальный слух можно, в первую очередь, изучением музыкально-педагогических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, гармонии. Но самый эффективный метод — слушание.

Слушайте побольше музыки, напрягайте свой внутренний слух, услышьте музыку внутри себя, и она польется звонким ручейком.

Обновлено 14.08.2012
Статья размещена на сайте 2.08.2012

    Ну, вот всемирный интернет поможет во всем, даже в том на что намека нет. Повеселило однако

    Научим петь на уровне мировых звезд за 10 уроков. Обратная связь по каждому уроку от профессионала.

    В данном курсе ты узнаешь все тонкости и секреты профессионального вокала, собранные в течение 20 лет преподавания. Ты получишь самые важные основы, после чего сможешь выбрать любую музыку для души - от джаза до рока и любых других направлений!

    С нами ты гарантированно запоешь красиво и профессионально!

    Раскройся навстречу миру! Люби, цвети, наполняйся счастьем и ПОЙ!!!

    помогите, слуха нету но очень хочу научится петь. Обожаю музыку это моя жизнь.

    Кстати, мой педагог по кларнету (училась я не на вокале, а совсем наоборот, а оркестр в школе был только струнный... за это в хор и сослали) объяснял, почему выбрал этот инструмент: "Петь я люблю, а голос противный... вот я и играю вместо того, чтобы петь". Так что слуха мало, нужен еще и не совсем мерзотный тембр и достаточно сильный звук.

    Ну и у нас, баб, есть такая пакостная физиологическая особенность: в критические дни связки не слушаются вообще никак.

    • Мария Семенихина, за 2 дня до начала менструации и во время петь вообще нельзя. наблюдается отечность мышц и при большой нагрузке можно запросто получить кровоизлияние в связку. я молчу про узелки и несмыкание.

      • нет. у солирующих певиц в театре, которым присуща большая нагрузка, выходные три дня во время месячных. (2 дня до и 1-й день)даже есть такая поговорка(лучше ты не побудешь звездой три дня,чем уйдешь со сцены на три месяца). график спектаклей расписывается исходя из менструального цикла певицы. а в полголоса петь тем более опасно. доказано,что даже если человек не работает, а просто присутствует на репетиции, то его связки находятся в том же напряжении, что и в активном участии в занятии нет разницы,петь вполголоса, в полную силу или "про себя", нагрузка все равно будет.

        • Кристина Иванова, везет же некоторым... Кстати, некоторые педагоги по вокалу считают, что это предрассудки и все дело в неправильной постановке голоса.

          • Мария Семенихина, профессиональный педагог обязан знать физиологию.против природы не попрешь. и неправильная постановка может навсегда лишить человека не то, что петь, но и нормально говорить. но что касается менструаций-большая нагрузка действительно опасна, поэтому если есть возможность,лучше не петь и меньше говорить.

            • Кристина Иванова, три ха-ха четыре разана мне с первого курса стояло клеймо "радость фониатра" ("с такой манерой говорить останешься вообще без голоса"), но я окончила филфак и уже 12 лет работаю преподавателем, в том числе читаю лекции (при месячных, с простудой или все вместе)... что за зверь этот самый фониатр - в глаза не видела.

              • Почти все годы учебы в муз. школе для взрослых во время месячных таскалась на хор как паинька, нажрамшись нурофену, и никого не интересовало, месячные у тебя, депра или воспаление хитрости... Последний год, правда, забила... я училась на коммерческом отделении и меня бы за непосещение хора не выдворили.

                • Кристина Иванова, а прогулы отрабатывать кто будет? Уж лучше попеть вполноги при месячных, чем потом таскаться на отработки.

                  Кстати, есть еще такая проблемка (кой хрен проблемка, ПРОБЛЕМИЩА): если человек физически неспособен петь в ансамбле? Ну вот соло - нормально, даже в ноты попадает в 97% случаев, и даже почти не хочется его сунуть башкой в унитаз, чтоб не действовал на нервы своим богомерзким тембром... А поставь его в ансамбль и дай партию не первого голоса - все, и сам валится, и других сбивает. Вот физически не может петь НЕ то, что поют соседи, а то, что у него прописано в партии (причем опять-таки соло он свою партию споет нормально). В хоре хоть его партию поет не один человек, можно за кем-нибудь спрятаться или вообще не петь, а в ансамбле? (У меня была такая проблема. когда я в хоре пела: ну вот начало Кармины Бураны, с очень мерзотными интервалами, и если сразу не попадешь - будет грязь... я просто отмалчивалась... причем на сдаче партий я честно пела выученное и получала свой зачет, а вместе - не получалось ну просто никак!). Играть на фоно всю партитуру, кроме своего голоса, и петь свое - пробовала, НЕ ПОМОГАЕТ. Кстати, судя по воспоминаниям Коровина, у Шаляпина (ага, у великого Шаляпина) была та же проблема - не умел подпевать вторым голосом цыганские романсы...

                  • Мария Семенихина, на благо стройности звучания ансамбля трудится гармонический слух исполнителя. партии порой сложны для запоминания не очень-то мелодичны по отдельности. вам нужно тренироваться не одной или с ф-но,а именно с теми людьми, с кем вы поете. делать упражнения. элементарные раскладывать аккорды и их обращения и пропевать с закрытым ртом. тихонечко, слушая друг друга. в ансамблевом пении важно не только рубить свою партию, как танк, а слушать соседей. съехал ведущий голос на полтона- и ансамбль должен съехать...

                    • Кристина Иванова, так я сейчас конкретно ни с кем не пою. Надо мне это больно. Да и в любом ансамбле самодеятельном такого сольфеджера просто поколотят: не умеешь попадать в партию - сиди лажай у себя на кухне, без тебя мы бы спокойно порепетировали часик и разбежались, у нас дети из садика не забраны - диссер не написан - белье замочено, а ты со своими бананами в ушах и немецким формализмом всех задерживаешь...

                      «Физиологическое отклонение» может быть только одно. За наличие музслуха как такового отвечает, если не путаю, белые волокна в нижней лобной извилине правого полушария головного мозга. Если белых волокон много – музслух хороший, если мало – не очень хороший, но может развиваться, если совсем-совсем мало – увы, развиваться нечему. Собственно, с этого я и начала первый свой коммент) Либо есть, тогда запоешь-заиграешь, либо нет – тогда увы, свободно музицировать не будешь. Зато можешь стать хорошим слушателем, восприятие музыки от отсутствия музслуха не страдает, пример тому – Стивен Фрай.

                      Я читала) Я много чего на себе испробовала в плане развития слуха. Из последних вариантов были – Бережанский и Огороднов. Ничего не помогло. Попробую привести аналогию, навеянную "Иолантой", - не вполне точную, но тем не менее внятную. Представьте себе, что вы беседуете с дальтоником. Дальтоники – это не те, которые путают красный и зеленый цвета. Дальтоники это в большинстве те, кто не различает оттенки какого-либо цвета, например, красного. Т.е. он видит лишь яркий красный цвет и не отличает красный от темно-красного, светло-красного, вишневого, малинового, розового, оранжевого, желто-оранжевого. А теперь вам нужно объяснить этому человеку, что такое розовый цвет и объяснить, что вот эти розы – они розовые, а не красные. Как вы это будете делать? Как объяснить человеку, что такое розовый цвет? Если он его просто не видит, если для него это всё – просто красивое красное, и все тут. Подчеркну – человек не слепой, он нормально воспринимает мир, просто вот такая проблема с оттенками красного. А теперь перенесем ситуацию на звуки. Человек не глухой, нормально слышит и воспринимает музыку, но вот хоть ты тресни, не объяснить ему, чем первая ступень отличается от третьей, а кварта от септимы. Как розовое для дальтоника) Теперь чуть-чуть конкретики: я знаю людей, которые после нескольких лет упорных занятий вокалом и музыкой не могут построить терцию от тоники. Я и сама такая же. Просто не слышу, то есть – «это все «красное» и что такое «розовое»?». Радует то, что я хотя бы понимаю, что я «звуковысотный дальтоник». Хотя петь люблю)) как, наверно, и любой нормальный человек.

                      • Василиса Живаго, я сама по методике Огороднова занималась (и даже была знакома с ним лично и его семьей, до сих пор дружу с его внучкой)... и тоже ноль эффекта.

                        • Василиса Живаго, интересный случай....вы знаете, многие мои сокурсники,которые всю жизнь занимались исключительно вокалом не могли различать и строить интервалы. они пели шикарно,диапазон - грандиозный, тембр - изумительный, но пели хорошо они только то, что хорошо знали и то, что нравилось, все остальное - не шло. ну вот хоть тресни. поэтому для профессионального овладевания вокальной техникой важен не только вокал...вполне возможны у вас какие-то физиологические отклонения,это не исключается.

                          Забавный у нас с вами получается диалог) Я всего лишь хотела похвалить вас за хорошо написанную статью, полезную для многих не-музыкантов, которые подумывают об обучении. И просто «для галочки» отметить, что если изначально слуха нет, то вряд ли человек сумеет свободно и красиво петь. А в итоге выходит какая-то странная дискуссия…

                          • Василиса Живаго, но этим самым вы подводите под черту саму цель статьи - сказать людям, что научиться петь свободно и красиво МОЖНО(!)...
                            я наоборот согласен с автором - нужно как можно больше слушать музыку, воспитывать слух - учить мозг слушать и чувствовать музыку --- доверьте это дело мозгу, все остальное он сделает на автомате, такой уж он великий и неизведанный... ведь мозги то у всех есть, и функция у всех них одинаковая.

                            Оценка статьи: 5

                            • Ануар Шапшан, я ведь отметила спецом, что бывают случаи, подчеркиваю – случаи, подчеркиваю – бывают, когда человек не научится петь свободно и красиво. Но это не означает, что он, к примеру, не научится играть на инструменте. Я в свое время, не имея слуха, играла на фоно по нотам и наизусть по выученным нотам лучше многих ребят, у которых слух был. На экзаменах пятерки и похвалы получала в ассортименте)) Упорная была, думала, что если упрямо долбить эту стенку, то в конце концов что-нибудь да получится. У меня есть дальняя знакомая – тоже «глухарь». Так вот она в свое время окончила муз.школу (правда, завалив сольфеджио;). Обожает музыку, разбирается в ней, всю жизнь прекрасно играет по нотам. Подрабатывает учительницей по фоно. Но при этом, вот не поверите – вообще не умеет петь, напевать, не может повторить ни одной, даже самой простенькой мелодии по слуху, подобрать что-либо на фоно по слуху тоже не может, никак. Нету слуха. Зато по написанным нотам играет великолепно. Вот ведь какие чудеса случаются))) При любом раскладе, занятия музыкой и вокалом очень полезны всем.

                              • Василиса Живаго, спасибо. не то чтобы дискуссия,это просто я лезу с помощью,когда не просят.параллельно отстаивая идею о том, что петь могут все. почитайте работы Теплова, там как раз о том,что слух есть у всех и каждого. просто он "дремлет")))

                                Я начала учиться музыке в 6 лет - фоно+хор+сольфеджио. Честно училась до 14-ти, к этому возрасту стало окончательно понятно, что слух не развивается, забросила регулярные занятия. Иногда играла-пела, потом сознательно бросила на много лет. Позднее решила восстановить навыки и заодно поучиться вокалу, в том числе и по всяким альтернативным методикам обучения. Результат ровно тот же - муз.слуха нет А насчет "слушания музыки" и "воспитания слуха" ... Он у меня воспитан, выдрессирован и обучен многим кунштюкам, за исключением одного - умения не фальшиво воспроизводить услышанное.

                                • Василиса Живаго, вы знаете расположение клавиш?знаете, что если нажать первую из двух черных, это до диез(ре бемоль)?так вот, голосом мы воспроизводим те же самые ноты, нужно запомнить в каком положении связок "выходит" нужный звук. вокал - это сложнее, чем ф-но. сколько лет Вы учились играть на инструменте?Вам приходило в голову, что Вы не сможете научиться играть на ф-но, потому что у Вас слух не развивается?за 8 лет постоянных занятий слух НЕ МОЖЕТ не развиться. может, все дело в том, что он развивался не так быстро, как вам хотелось? или Вы не так усердно трудились над этим, изначально махнув рукой, что ничего не выйдет?очень часто причиной проблемы непопадания в ноты служит психологическая, эмоциональная зажатость. возможно, вы просто боитесь спеть неправильно,(кто-то посмеялся, или вам указали на ваш промах)и от страха, напряжения, мозг просто искажает звук.

                                  • Кристина Иванова, спасибо за содержательную и подбадривающую статью!!!
                                    Иногда очень важно услышать/прочитать что, то что тебе кажется проблемой или неразрешимой задачей, оказывается нормальным явлением, которое можно преодолеть и которое уже преодолели другие люди.
                                    Слишком многого испугались, застеснялись в детстве, а теперь избавиться от этих комплексов не можем. Проблема не так страшна, как то, что мы к ней накрутили.

                                    Кристина, вы пишете о голосе. Я же - о муз. слухе. Если его нет от природы, то даже самая филигранная работа с хорошим преподавателем не поможет, увы. К примеру, у меня голос в результате долгих попыток научиться петь "поставлен", певческое дыхание присутствует. И толку?)) Я своим поставленным голосом радостно фигачу мимо нот и ничего с этим поделать не могу, слуха не было и нет.

                                    • Василиса Живаго, слух воспитывается. Вы "фигачете мимо нот", значит, нужно развивать в себе внутренний слух. Если голос поставлен, то вы слышите, какой звук вы воспроизводите, значит слух есть. все дело в том, что именно Вам нужно не больше петь, а больше слушать. В развитии гармонического и внутреннего слуха помогает хоровое пение. вы одновременно поете, воспроизводите звук на определенной высоте, но и слушаете, что поют другие, тем самым сохраняя балланс/гармонию между звучанием вашего голоса и других. музыкальность воспитывается годами, она впитывается с молоком матери и первыми услышанными колыбельными. Золтан Кодай утверждал, что для развития музыкальности не стоит пренебрегать фольклором, ведь то, что столько лет передается в нашем сознании и подсознании может работать в нашу пользу. мировые вокальные школы (имеются ввиду национальные:итальянская, немецкая, русская) были основаны на народных истоках. русским присуща балладность, распевность....украинцам та же распевность но в миноре, некий "плач"....крымских татар отличает особенный семидольный размер. никогда европеец не будет петь так, как афроамериканец, потому что чтобы так петь, им нужно быть.воспитывайте свой слух, слушайте разную музыку,ищите то, чего не хватает Вам в Вашем пении.

                                      • Кристина Иванова, ви таки будете смеяться, но все Балканы (населенные отнюдь не крымскими татарами)поют на 7/4, а севернорусские песни не очень похожи на южнорусские, не говоря о том, что аутентичный русский фольклор порой звучит очень непривычно(настолько, что когда я как-то поставила про моем знакомом баянисте запись мезенских бабушек, - не бурановских - поющих историческую песню 18 века "Нам не дорого ни злато, чисто серебро", баянист сказал: "Это НЕ русская музыка!").
                                        Мне мама в качестве колыбельной пела Чайковского "Спи дитя мое усни"... а слух у меня все равно не очень чтобы очень.

                                        • Мария Семенихина, есть такое понятие, как музыкальная интерпретация. это что-то вроде того,как люди, говорящие на одном языке используют разные диалекты, или как одну и ту же вышиванку вышивают везде по-разному.основа-одна, а вариаций много.

                                          • Кристина Иванова, ну на Балканах без тюрок (точнее, ТУРОК) не обошлось Кстати. ритмических проблем с исполнением сербских песен в таком глючном размере у меня нет Исполнитель со слуха может выучить все, главное - ему не показывать НОТЫ, в которых проставлен размер 7/4 или 11/4 и штук 7 знаков у ключа а то в обморок свалится...

                                            Жду продолжения!

                                            Оценка статьи: 4

                                            Статья хорошая, сразу видно, что написана музыкантом-профессионалом. Но. Если слуха нет, человек петь не будет. И все тут. Как ни бейся, бесполезно. Проверено личным опытом.

                                            • Василиса Живаго, все дело в том, что и обезьяну можно научить петь, но это будет не так быстро, как хотелось бы. ведь у обезьяны таланта к пению куда меньше, чем у человека. и важен выбор методики, ведь обучение пению схоже с работой хирурга. главное - не навредить в такой филигранной работе. "сломать" голос очень легко. некомпетентность многих преподавателей помноженная на неправильную самостоятельную работу учеников порой не только не улучшает певческие навыки, а напротив, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. голосовые связки - это самый уязвимый орган человеческого организма. их состояние реагирует даже на плохое настроение и повышенное атмосферное давление. связки - это мини-мышца, которая при нагрузке, как и любая другая мышца - претерпевает изменения. их нужно постоянно тренировать, чтобы не потерять гибкость, ведь именно из-за того, что связки не разогретые, не эластичные - большая нагрузка приводит к их несмыканию (что называется "сорвать голос") мало учиться петь, необходимо соблюдать гигиену голоса. быть вокалистом-это как быть спортсменом, нужно соблюдать режим и вести определенный образ жизни.

                                              Кристина, а что касается "редактор убрала" - впредь не обещайте, а просто пишите.

                                              Оценка статьи: 5

                                              Ну, почему так бесцеремонны наши читатели! Чтобы показать, как надо писать, надо написать такую статью, чтобы все носы утерли!
                                              Кристина, мне лично вы словно Америку открыли. Всю жизнь считаю, что мне медведь на ухо наступил. Хотя я опознаю, когда фальшивят, но сама пою так же, как пел Вячеслав Старостин. Кстати, Вячеслав, так вы научились петь?
                                              У меня родственница закончила хоровое отделение, но я даже не пыталась заставить ее меня поучить. Я просто знаю, что у меня нет слуха.
                                              Пересмотрю свои возможности в соответствии с вашей статьей.

                                              Оценка статьи: 5

                                              • Любовь Дубинкина, я пишу о том,что знаю сама. я занимаюсь музыкой 16 лет. меня с 5 лет отдали в музыкальную школу учиться музыке. Я не была особенно талантливым и одаренным ребенком, у меня не было от природы абсолютного слуха и широкого певческого диапазона. моя первая преподаватель пения сказала мне:"девочка, ты не будешь петь, ты вообще никакая", но я своим трудом доказала ей, что это неправда. сейчас у меня высшее музыкально-педагогическое образование и куча всевозможных достижений на всевозможных конкурсах, фестивалях, проектах. все, что я могу сейчас я сделала сама, работая с изначально скудным материалом и развивая в себе способности, поэтому я хочу рассказать всем не только то,что научиться петь может каждый, но и как это сделать. я стараюсь убрать то(не лишнее, нет!), что не особенно нужно в полупрофессиональном/пользовательском уровне овладевания вокалом, чтобы читателю было понятней(я считаю,что если делать что-то, то нужно делать хорошо, и теория несомненно важна). сейчас я владею тремя инструментами: фортепиано, блок-флейта и голос. голос-это такой же инструмент, как и все остальные. он просто нетемперированный(основное отличие скрипки от гитары,к примеру, в том, что гитара - темперированный музыкальный инструмент, т.е., у нее есть лады, струны, и определенные комбинации воспроизводят определенные аккорды(отдельные звуки,интервалы), а скрипка таких делений не имеет, и скрипач должен интуитивно(но на самом деле путем постоянной практики,порой многолетней) "опознать", какую струну ему зажать и где. ведь на самой скрипке это не написано.), и певец должен сам, исходя из своих ощущений, управлять своим голосом.

                                                Название не соответствует содержанию. Тройка - за наличие хоть какой-то информации

                                                Оценка статьи: 3

                                                • Ольга Романова, читайте внимательно,и будет Вам счастье. видите, в названии статьи большими буквами написано "первый шаг"? Так вот, уважаемый читатель, спешу сообщить, что НЕВОЗМОЖНО в одной статье на 3 тыс. знаков открыть великую тайну пения. в самой последней строчке статьи я написала, что об остальном расскажу в других статьях, но редактор убрала это многообещающее "потом". Пение, как и любое другое воспроизведение музыки - в первую очередь - система. Эта статья раскрывает первый и самый важный этап в овладении певческими навыками, ведь пение, это в первую очередь не работа связок, а работа мозга. есть на ШЖ статья о том, как петь. все просто, открыл рот, под телефонный гудок что-то там проблеял, и все, ты -певец. я, как педагог, не могу себе позволить изложение ложной информации, да еще и в подобном стиле. научиться петь можно лишь учась петь. а какое вы представляете себе обучение без базовых знаний?

                                                  • Кристина Иванова, базовые знания по теории музыки в очень отдаленной степени могут помочь научиться именно петь. Я знаю огромное количество людей, которые всю жизнь, лет по 40-50 поют без всяких теоретических знаний. И поют не на пьяных гулянках и застольях, а в академических хорах! Любительских, конечно.

                                                    Оценка статьи: 4

                                                    • Алина Быстрова, умеешь петь-пой. не умеешь - учись. мы говорим о тех, кто петь не умеет вообще никак, но хочет научиться. камерные церковные хоры на 98% состоят из прихожан(я сама в таком пела почти 6 лет). они поют чисто, ровно ВМЕСТЕ. у всех хорошо развит слух, все знают 7 нот и умеют читать с листа. все, этого достаточно для хора. для солирующего исполнителя хор полезен, что говорится, в малых дозах, для развития слуха, но постоянное пение в хоре-искажает тембр. делает его тусклым, бесцветным, как раз таким, чтобы в ансамбле он нигде не выделялся, или как говорят "не вылазил". можно петь и без теоретических знаний. можно петь как попало и знать, что это как попало. можно петь абы как, и думать, что ты минимум Кабалье. все зависит от того, какие цели ставит перед собой человек. если он хочет петь в хоре, он идет и поет в хоре. если он хочет петь у костра под гитару, он разучивает песни, облагораживает звук и поет. если он хочет петь все что угодно и где угодно....тут не обойтись без знаний. можно, не спорю, применить метод "делай вот так", но человек будет уметь делать только так и никак иначе. а знания дают ему свободу.

                                                      • Кристина Иванова, я НЕ говорила о церковных хорах. В нашем городе 4 камерных хора, базирующихся в ДК. В вашем понимании хор - это только кучка совместно распевающих псалмы прихожан? Хорошенький же вы музыкант в таком случае! Певцы - только попсовые звезды, хоры - только церковные... Хочешь петь - учи академическое определение слуха. Откуда такая узость? И откуда такое неуважение к оппонентам, выражающееся в том, что вы не желаете потрудиться и писать грамотно по-русски, начиная каждое предложение с большой буквы?

                                                        Оценка статьи: 4

                                                        • Алина Быстрова, special for you: камерный хор не обязательно должен состоять из прихожан и базироваться в церкви. Я взяла его за пример. Нет никакой узости, мне посчастливилось побывать и поработать в разных музыкальных и немузыкальных сферах. Есть несколько видов ансамблевого пения, различающихся по направлениям: народный, камерный и эстрадный. Духовная музыка - основа камерного пения. Камерный хор не поет "калинку-малинку" и "убей мою подругу". Есть масса хороших больших и маленьких камерных ансамблей, исполняющих как Генделя, так и Чеснокова. Певцы - это не только попсовые звезды, не знаю,откуда у Вас такая информация. Простите меня за мои строчные вместо заглавных, но я верю,что смысл сказанного не меняется от размера первых букв после точки. С уважением,ваш автор.

                                                          • Кристина Иванова, вы, возможно, будете очень удивлены, но камерные хоры поют и "Калинку", как и другие многие русские народные песни в обработке. Камерные хоры, представьте, поют русскую и зарубежную классику, народные песни в обработке для хора, духовную музыку. И не надо тут тыкать всем свое музыкальное образование. По тому, ЧТО и КАК вы пишете, видно, что вам еще учиться и учиться!

                                                            Оценка статьи: 4

                                                            • Алина Быстрова, послушайте, я написала статью о том, что знаю сама, о том, чему училась многие годы и о том, как я в себе эти знания синтезировала и поделилась ими с читателями. я ничего никому не тыкаю. вы, к примеру,филолог,-я не лезу к вам с утверждениями, что жи-ши вообще-то через ы пишется, а еще через ю, э и й. потому что у меня кто-то из знакомых так пишет.

                                                              Мое образование - это то, к чему я приложила массу сил, на что потратила уйму времени,и я не позволю никому мне хамить. вам не нравится то, что я пишу и как я пишу- не читайте, ради бога. разве это сложно?прочитала первый абзац, подумала "бред..." и закрыла вкладку.

                                                              Духовная музыка - основа камерного хора(хоть стреляйте!). любительские хоры могут петь что угодно, хоть жанну агузарову. камерный хор - это небольшой ансамбль, обычно собран из самых "удачных"(ярких,профессиональных)"голосов"(солистов, исполнителей),потому что в камерном хоре важно не кол-во,а качество. даже если по одному человеку на партию. популярным он стал во второй половине ХХ века, как раз тогда,когда вводилась в репертуар камерного хора духовная музыка(потому что только такой хор сможет спеть сложную эмоционально и технически композицию). если вы считаете, что духовная музыка - это псалмы и отче наш, то в ваших силах узнать кто такие Бах и Гендель и какую музыку писали они. пы.сы. сейчас на оргАне играют всё подряд, но не забывайте,для чего он был придуман и где использовался. так и с камерным хором. классика-это духовная музыка. то, что поют ваши знакомые - это их право, и они могут называться хоть трижды камерными. я лишь говорю о том, что несет в себе это понятие.

                                                              Владимир Морозов, вот, снова..."голоса нет"....чем-то вы говорите,я надеюсь?Если Вас природа не наделила тембром Лучиано Паваротти, то не спешите расстраиваться. Даже его тембр при неумелом пользовании будет самым обычным и может быть даже совсем неинтересным. и наоборот, любой голос можно "сделать" красивым. голос-это инструмент. если лупить по клавишам рояля - получится громко, но не факт, что красиво. а если знать, как правильно нажимать на клавиши, с какой силой и частотой? если Вы играете на ударных и гитаре, то Вы в любом случае человек музыкальный. чувство ритма и звуковысотный слух вам присущ. да и внутренний тоже, (вы ведь, когда играете, пропеваете мелодию внутри себя?)дело за малым)))

                                                              В юности учился петь под гитару... Блеял тихонечко, бренькая в три аккорда, пока не подсказали "Пой в полный голос. Громко!.. Если получится, продолжай. Если нет - бросай эту затею"

Почти во всех любительских или начинающих группах на позицию орущего ртом становятся либо основатель, либо обладатель самой мощной энергетики для заведения толпы, либо тот, кто просто . Если ты хочешь правильно научиться петь, и чтобы твой вокал не путали со звуками испражнения, то тебе нужно усвоить хотя бы азы правильной постановки голоса.

Эти правила п рименяются в академическом вокале, после которого, в принципе, можно петь все, что душе угодно. Даже если от природы у тебя все с кладывается и звучит неплохо , а все мышцы спроектированы самим Орфеем, занятия с профессионалом все равно будут очень полезны .

Как научиться петь: дыхание

Важная часть, одна из основ. Дыхание в вокале берется не грудью, а всей нижней частью живота, и это аксиома. В оздух вдыхается только через нос, можешь забыть о быстрых и громких вдохах через рот. Дыхание держится с помощью диафрагмы, и тут есть два тонких момента. Во-первых, ее нельзя держать расслаблено, так как звук просто не будет соединятся с воздухом. Во-вторых, ее нельзя перенапрягать, так как в данном случае звук тоже будет не соединяться, а « отрываться» от дыхания, которое зажимается диафрагмой и не дает голосу выйти наружу.

При правильно поставленной дыхательной опоре, когда воздух соединяется со звуком, ты будешь чувствовать своеобразный столб, который будет идти от горла до паховой области во время очередного завывания. Также немаловажным является расход воздуха при пении. Д ля правильного понимая принципа советую сделать полный вдох и постепенно, как можно медленнее, выдыхать воздух. Словно на занятиях йогой. При неправильном расходе ты просто не сможешь до конца допеть даже две-три строчки текста, судорожно вдыхая кислород, как будто тебя топили в тазике. В целом, понять, как правильно брать и держать дыхание - одна из самых простых, но в тоже время главных задач в вокале, и этим занимаются в первую очередь.

Избавить тело от зажимов и правильно открывать рот

Следующая важная задача, без которой невозможно научиться нормально петь - это снятие зажимов твоего тела, в частности, начиная от шеи до макушки. Признаться, нередко бывают исключения и человек изначально поет хорошо, при этом не чувствуя и не понимая, как именно ему удается петь свободно . Но таких людей очень немного.

Мышц, участвующих в пении, несколько десятков, и каждая должна работать в правильном режиме. Е сли слышишь, что твое пение оставляет желать лучшего, и на первом занятии сказали, что есть зажатости, то готовься: в ближайшие несколько месяцев тебе придется усердно их устранять. Чуть прижал глотку - звук паршивый, н е открыл до конца рот - звук паршивый, д рожат губы и поджимается подбородок - звук все еще паршивый!

Чтобы правильно звучать, ты должен запомнить одну вещь: нижняя челюсть и вся нижняя часть головы, включая шею, должны быть максимально расслаблены, как у спящей красавицы. Ты не должен чувствовать ни малейшего напряжения в этих зонах, так как в противном случае звук будет держаться этими мышцами, не давая выйти ему в полном объеме. Даже когда напрягается задняя часть шеи, это отражается на звуке, поскольку сказывается на всех остальных мышцах.

Нижняя челюсть при пении должна просто падать вниз, так как открываем рот мы верхней челюстью. Как только ты снимешь все зажатости и полностью расслабишь нижнюю часть головы и шею, то сразу почувствуешь разницу. З вук будет лететь наружу спокойно, без каких-либо преград. Некоторые люди даже представить не могли, что у них может быть такой голос и были искренне удивлены своим новым звучанием . Вообще, к огда звук не держится и не остается внутри тела, он способен лететь очень далеко, да так, что ранним утром на безлюдной улице тебя можно будет услышать почти с другого конца города.

Но это еще не все. Когда все зажатости сняты, наступает следующий и важнейший момент.

Открывать и держать открытой глотку

У всех нас есть второй рот. Нет, не как у Чужого. Я имею в виду т у часть тела, куда в первую очередь валится вся еда и льется весь алкоголь, и ее нужно научиться чувствовать и контролировать. Лишь п равильно открывать свой обычный рот не поможет тебе разрывать толпы юных поклонниц.

Глотка, или второй рот, должен работать синхронно с твоим обычным ртом. И если для последнего тебе нужно лишь подобрать оптимальные параметры , то глотку ты должен хорошо раскрывать и держать все время, вплоть до конца твоей музыкальной карьеры. На самых верхних нотах делать это надо так, чтобы язычок, который висит у тебя на верхнем небе, уходил вверх полностью, когда звук с воздухом начнет вылетать из твоего рта.

Говоря проще, ты должен подтягивать верхнее небо вверх, при этом опуская еще и гортань. Самый простой пример для понимания - зевок. Когда будешь зевать, обрати внимание, как свободно и широко раскрывается твоя глотка. Теперь ты должен научится делать это без природных механизмов твоего тела. Конечно, тебе не нужно раскрывать так рот на всем диапазоне, но на самых верхних нотах ты должен ощущать так называемый пред-зевок.

Есть е ще один пример, чтобы понять ощущения. Если ты глотал какой-нибудь большой кусок еды, который не до конца разжевал, то в спомни как медленно он проходил вниз по глотке. Примерно так ты и должен открывать ее . Главное — научиться не напрягать при этом корень языка и сам язык. Так он будет закрывать проход твоего второго рта. Если во время пения твоя глотка не будет достаточно раскрыта, звук будет слабым и тусклым, неоднородным.

Кроме того , открывать глотку и петь нужно стараться в вертикальном положении, а не в горизонтальном, для более собранного и звонкого звука, поднимая вверх небную занавеску. Для того, чтобы научиться все это делать, а так же помочь мышцам быстрее адаптироваться к новой работе, можно начать с самого простого и одновременно очень действенного способа. Постарайся к аждый день читать все статьи или книги в слух, при этом проговаривая все на открытой глотке. Еще одним отличным тренингом будет все то же самое проделывать со скороговорками.

Направление звука вперед, работа с резонаторами

Следующий шаг: направление звука вперед и к резонаторам . В зависимости от типа голоса, у тебя будут разные преимущества в музыкальных диапазонах. Если твой тип - тенор, то у тебя будут сильные верха, но слабый грудной резонатор. Если бас, то грудь будет отвечать на ура, но головной регистр будет хромать. Позанимавшись несколько лет, ты, конечно, выровняешь голос на всем своем диапазоне. Однако это тяжелая и рутинная работа, которой нужно посвящать время.

Оставив резонаторы, так как работа с ними должна происходить в последнюю очередь, обратим внимание на важную вещь - направление звука. К ак часто бывает в мире вокала, лучший метод - ощущать, визуализировать и представлять. Весь з вук должен выходить наружу, вперед, а не оставаться в тебе. Одна из точек для его направления - место между корнями зубов и верхним твердым небом.

Направление звука и набивание резонаторов - очень долгое и непростое занятие, если ты достигнешь в нем мастерства, то можешь с гордостью называть себя эталонным вокалистом. После освоения этих умений остаются упражнения на технику. Т ак как совершенству нет предела, можно и нужно делать их постоянно и бесконечно .

Все могут научится правильно петь. Важно понимать, что у каждого человека есть свой диапазон и потенциал голоса, поэтому ты не обязательно будешь звучать как Лучано Паваротти, но, скорее всего, сможешь научиться петь как Стинг. Однако б ез помощи наставника все это с делать будет трудно , так как оценить самого себя непросто.

Мы всего лишь изложили основные принципы правильной постановки вокала, но если хочется круто и правильно звучать, а главное, быть профессионалом, то стоит идти к преподавателю. Ж елательно начиная с академического вокала. Помните, что голос - это тоже инструмент, и фальшивить на нем еще хуже, чем на всем остальном.