Как организовать изучение второго иностранного языка по фгос. Знакомимся с фгосом по английскому языку

Изучение иностранного языка требует определенных норм и систем, по которым этот язык изучается. Сегодня мы поговорим о федеральном государственном образовательном стандарте по изучению английского языка. Или проще ФГОС . ФГОС по английскому языку — каким должен быть урок?

Важнейшая задача современного школьного образования — это формировать у ребенка желание и умение овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а так же способность строить дальнейшее направление собственного образования. Об этом, о том, как эффективно провести урок по английскому языку, о том, как привить любовь к иностранной речи и о многом другом мы и поговорим в данной статье.

Чтобы у вас в дальнейшем не возникало вопросов с этим понятие, для начала, разберемся, что это такое. Федеральный государственный образовательный стандарт — это определенные требования и правила, которые должны реализовывать начальные, средние, высшие учебные заведения, которые состоят на государственной аккредитации.

Другими словами, это образовательные программы, содержащие в себе нормы и стандарты для образования, требуемые государством. Разработка ФГОС осуществляется согласно с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Проекты ФГОС, замечания и изменения принимаются Министерством Образования и Науки РФ.

Основные нормы ФГОСа по английскому языку

Основная цель занятий по английскому, согласно стандартам ФГОС, — это формирование коммуникативной компетентности. Это означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.

Благодаря формированию коммуникативной компетентности, учащиеся должны быть способными:

  • Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском
  • Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного общения
  • Уметь задать вопрос, построить диалог по-английски
  • Владеть различными видами речевой деятельности: письмо, чтение, диалог, монолог.

Коммуникативная компетентность включает в себя предметные компетенции: языковая, речевая, компенсаторная, социокультурная, учебно-познавательная. Основой, все же служит, речевая компетенция. В свою очередь, речевая компетенция включает в себя четыре вида речевой деятельности, которые помогают развить коммуникативные умения: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Вот краткое ознакомление с федеральными государственными стандартами ФГОС по английскому языку. Перейдем непосредственно к строению лекции.
Основные стандарты проведения современного урока

Уроки по ФГОСу — что это?

Итак, мы вкратце разобрались, что такое ФГОС. Если это определенные нормы и стандарты образования, то это и определенные нормы и правила проведения урока. Современная лекция по ФГОСу — это учебная ситуация, задача, которая ставится перед детьми, и которую они должны решить. Участие учителя в решении ситуации должно быть минимальным, он только направляет детей, помогает им, но не делает все сам.

То же самое касается и занятия по английскому. Будь то работа с текстом, объяснение нового грамматического материала, словарная работа, — перед детьми ставится задача, с которой они должны справиться самостоятельно, учитель лишь направляет их.

Грамотно организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь логическое начало и такое же окончание. Вы должны спланировать свою деятельность и деятельность учеников, четко сформулировать тему, цель, задачи лекции. Учитель должен организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся. Вывод учащиеся должны сделать сами. Максимум участия учеников и только направляющая деятельность учителя.

Рассмотрим основные этапы комбинированного урока по государственным стандартам:

  • Организационный момент
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к обучению
  • Актуализация опорных знаний
  • Первичное усвоение новых знаний
  • Первичная проверка понимания
  • Первичное закрепление
  • Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  • Рефлексия (подведение итогов).

Что касается форм и методики работы по проведению урока, то здесь уместно говорить об индивидуальных, групповых, дифференцированно-групповых, фронтальных, академических, досуговых, интерактивных формах работы. Важно применять методику проблемного, исследовательского, проектного, развивающего, личностно-ориентированного, продуктивно-технологического, рефлексивного обучения.

Средства обучения должны быть современными. Это и компьютер, и диапроектор, интернет, аудио-видео материалы. И, конечно, еще никто не отменял стандартной наглядности: картинки, иллюстрации, карточки, книги, учебники и т. д.

Что касается современных уроков, то здесь придут на помощь всевозможные фильмы и мультфильмы на английском языке , с субтитрами или без. Аудио материалы, такие, как песни, стихи, тексты и диалоги, также помогут вам в вашей работе.

Прогресс не стоит на месте, образование тоже. Поэтому, чем современнее ваш урок, тем он быстрее идет в ногу со временем.

Пахотно-Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

ПОДГОТОВИЛА

Дронова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2016 год

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - о риентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций.

Основная идея, заложенная во ФГОС, – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

ФГОС ООО включает в себя систему основных требований:

К результатам освоения ООП ООО

К структуре ООП ООО

К условиям реализации ООП ООО.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

При этом перед учителем встают новые задачи:

    Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

    Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

    Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

    Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

Обучение в сотрудничестве

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

    деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;

    выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);

    задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Вот один из видов работы с использованием технологии обучения в сотрудничестве. Например, при изучении творчества одного из поэтов класс делится на группы. Количество учащихся в группе соответствует количеству заданий для группы. Например, это могут быть темы творчества поэта либо при изучении биографических данных писателей этапы жизненного пути. Задания внутри группы участники распределяют сами, готовятся и обсуждают в группе. Затем происходит перегруппировка, и обсуждение идет среди участников одной темы, где вырабатывается наилучший вариант презентации своего материала. После чего учащиеся возвращаются в свои группы и рассказывают о результатах встречи экспертных групп.

Вот еще одно из заданий. Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья. В соответствии с этим, класс делится на 5 групп, для того чтобы каждая из них определила своё понимание счастья из предложенных литературных цитат.

1. Первая группа получила высказывание О. Мандельштама: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?»

В чем заключено счастье для автора этих строк? (радость от самого пребывания на земле)

А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что жив? (Буратино, Колобок, лягушка-путешественница)

2. Вторая группа: «Счастье – в окладе большом и власти…» (Эдуард Асадов) А это что за счастье? (материальное благополучие)

Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? («Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)

3. Третья группа «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах? (общение, дружба, любовь)

Дружбе, любви посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? («Мой первый друг, мой друг бесценный» Пушкина и Нагибина, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Ася», «Первая любовь»Тургенева, « Я вас любил» Пушкина и др.)

4 группе были предложены слова Э.Асадова «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» Слова, говорящие сами за себя. (творчество)

Примеры из литературы можете привести? («В прекрасном и яростном мире» Платонов, «Два капитана», «Открытая книга» Каверин, «Слепой музыкант» Короленко).

5 группа «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен). В чем секрет вашего счастья? (делать счастливыми других). Как вы понимаете эти слова? (дарить своё сердце, жить ради других)

Кого из героев литературы и в жизни вы можете назвать? (Павел Корчагин из романа « Как закалялась сталь» - и его прототип – сам Николай Островский; «Овод» роман Этель Лилиан Войнич, Образ Данко из легенды Изергиль).

Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Так, при изучении деепричастного оборота возможно выбрать задание самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

1 группа.

А)Расставьте знаки препинания в предложениях.

2 группа.

А) Расставьте знаки препинания в предложениях.

Б) Подчеркните деепричастные обороты.

3 группа.

А) Перестройте предложения в соответствии со схемами

Принцип дифференциации может быть использован и в домашнем задании:

Изучение романа М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени»

1) Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч».

2) Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче.

3) Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения М.Ю. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа.

Использование дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать его деятельность, воспитывать потребность узнавать все больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.

Одним из эффективных средств , способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. В процессе такой систематической работы на уроке формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. На таком уроке обучающиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы активизируют мыслительную деятельность обучающихся и в общем способствуют формированию различных компетенций (знаний, умений, навыков).

Не секрет, что современные учебники не всегда содержат в необходимом количестве задания, способствующие формированию УУД. Вот пример трансформации задания по русскому языку.

Исходное задание. Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма. (Приводятся предложения из рассказа Л.Кассиля).

Возможный вариант трансформации задания:

Составьте из данных предложений связный текст. Подчеркните слова, которые служат средствами связи последующих предложений с предшествующими.

Обсудите в парах:

    Каким этот текст является – письменным или записанным устным?

    К кому он обращен?

    Зачем Л. Кассиль нам его рассказывает?

Вариант 1.

Перескажите этот текст от лица одного из ребят, которые участвовали в описываемых событиях. Адресат – родители этого мальчика/девочки, которые спросили, что происходило во дворе. Подумайте, какой стиль будет уместен в данном случае?

Вариант 2.

Представьте, что вы стали свидетелем описанных Л. Кассилем событий и решили написать о поступке ребят в местную газету. Придумайте для этой заметки название.

Подумайте над тем:

    В каком стиле вы будете писать?

    Какова будет ваша цель (проинформировать читателей, пробудить в них те или иные чувства, призвать к чему, убедить в чем-то)

Объем заметки на ваше усмотрение.

Такие задания способствуют развитию коммуникативных навыков.

Интегрированные уроки

Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Цель интегрированного урока - дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.

Например, по теме «Определение научного понятия» (6-й класс) предлагаются следующие задания:

Задание 1. Найдите в данных текстах специфические конструкции, свойственные научному стилю, с помощью которых можно дать понятие о научном предмете.

1) Природа – весь мир, который нас окружает. Это Солнце и звезды, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения и животные. Мы сами также являемся частью природы.

2) Живые тела – организмы. К ним относятся бактерии, грибы, животные, человек. Тела природы постоянно изменяются. Эти изменения называют явлениями.

Задание 2. Прочитайте текст и скажите, о чем в нем идет речь. Дайте заглавие тексту.

Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год. Продолжительность года составляет 365 суток 5 час. 48 мин. 46 сек. Ось Земли сохраняет постоянное направление в пространстве. Прибор, который показывает, как происходит обращение Земли вокруг Солнца, называется теллурий (от лат. «теллус» – земля). (Г.С. Калинова и др. Естествознание.)

Задание 3. Обратите внимание на правописание имен собственных (Земля, Солнце). В каком случае мы пишем эти слова с маленькой (строчной) буквы? Выпишите термины, необходимые для понимания текста (ось Земли, теллурий). Задайте к тексту вопросы. Перескажите текст, пользуясь изученными конструкциями.

Поскольку в качестве материалов для подобных уроков можно использовать тексты из учебников по любому предмету, не будет преувеличением сказать, что русский язык является средством, способным интегрировать практически все предметы школьной программы в единое целое.

Игровые технологии

Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду ― незаметных и тихих. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.

На уроках русского языка могут использоваться игры со словами, игры-консультации, викторины.

Задание 1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

МЕ()ОЛАД ЖЕЛ()СИН ТАМ()КА

ВАМ()АТ

ДРА()УРА

КИШ()ЕЙ

КАР()ЕМЕЦ

ВАМ()АМИДА

ВОС()АРЬ

ВОК()ЕЖЬ

ПО()ОТОК

У()ОВА

ГОР()ОЛАД

НА()НЯ

ЗА()ЕЦ

СВИР()НИК

КАР()НА

ПО()АТКА

АМ()АК

ГО()КОТ

КОВ()НЯ

КАБ()ОШКО

ФОР()НИК

Задание 2. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.

Задание 3. Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился оксюморон: вода, мошенник, гром, мудрец, дурак.

Учитель может проводить уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВН, уроки - ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки. Игровые технологии будут эффективными, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.

Метод проектов

Что же может стать содержанием исследования по литературе и русскому языку?

Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее.

На мой взгляд, самый эффективный вид проекта - мини - проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка.

Результат проектной деятельности:

словарик,

морфологический портрет слова,

энциклопедия одного слова,

сборник иллюстраций,

сборники собственных творческих работ,

стенгазета,

видео- или слайд-фильм,

лингвистический анализ текста,

публикация,

буклет,

презентация

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Информационные технологии

Повысить интерес к изучаемым предметам, активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их творческий потенциал помогает использование информационно-компьютерных технологий. Учитель должен владеть многими педагогическими технологиями и, в том числе, информационными и применять их в образовательном процессе

Компьютер стал привычным атрибутом на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности. ИКТ позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков

Мы используем следующие варианты применения ИКТ :

    создание презентаций к урокам (и учениками, и учителем),

    работа с ресурсами Интернет,

    работа с интерактивной доской,

    использование готовых обучающих программ,

    разработка и использование собственных авторских программ.

Для того чтобы вызвать интерес к литературному произведению, просматриваем фрагменты фильмов, спектаклей. На уроках литературы звучат аудио-записи.

Использование информационных технологий позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников. Это может быть заочная экскурсия по литературным местам, знакомство с творчеством писателя, подготовительная работа к сочинению по картине…

И эта работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельной работы по поиску информации, включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика.

Таким образом, вышеизложенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Использование современных технологий формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Реализация ФГОС ООО в школе положила начало формированию опыта на основе методологии компетентностного и метапредметного подходов, разрабатываемых в работах И.А.Зимней, А.В. Хуторского, В.В. Краевского, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.Л.Андреева и др.

Ведущей идеей использования компетентностных заданий является ориентация на достижение метапредметных результатов для формирования ключевых компетенций, необходимых для эффективной деятельности в различных сферах жизни.

Основой для развития познавательной стратегии школьников являются КОЗы – компетентностно-ориентированные задания. Данный вид заданий можно классифицировать по структуре и характеру выполнения на творческие (эвристического характера, не содержащие чётких требований к структуре и порядку выполнения) и структурированные (соответствующие определённой структуре).

Специфика компетентностных заданий в том, что их решение всегда предполагает обращение к личному опыту ученика, социальную и личностную значимость, использование лингвистических, культуроведческих, коммуникативных знаний в практической деятельности.

Компетентностно-ориентированные задания структурированного типа ( КОЗ ы) представляют собой способ формирования и развития у учащихся таких компетентностей , как информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем.

Каждая компетентность при разработке КОЗ представляется несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях (низкий, средний, высокий).

Коммуникативная компетентность включает следующие аспекты: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация.

Информационная компетентность: планирование и поиск информации, извлечение первичной информации, извлечение вторичной информации, обработка информации.

Компетентность разрешения проблем. Идентификация (определение) проблемы, целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы, использование ресурсов, оценка действий, оценка результата/продукта деятельности, рефлексия (оценка собственного продвижения).

Компетентностно-ориентированное задание : во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура состоит из определенных элементов.

Компетентностно-ориентированное задание состоит из: 1) стимула; 2) задачной формулировки; 3) источника информации; 4) бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ); 5) инструмента проверки.

Алгоритм введения КОЗ структурированного типа выглядит следующим образом.

1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой).

2. Формулировка задания:

текст задания должен начинаться с глагола;

в тексте задания указано, ЧТО делать, и есть указание на то, КАК делать (в зависимости от уровня).

3. Информация, необходимая для решения данной задачи.

4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).

От обычного задания КОЗ отличается тем, что ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:

использования дополнительных возможностей изучаемого материала;

адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.

Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать:

организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя;

укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением содержания на основе дополнения полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.

Для оценивания результатов КОЗ используется 3 варианта: 1. Ключ тестового задания. 2. Модельный ответ (для самопроверки обучающимся или проверки учителя). 3. Критерии оценивания (для учителя).

Актуальность применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, состоит в направленности на формирование универсальных учебных действий, лежащих в основе базовых компетентностей личности (информационной, коммуникативной, решения проблем и т.д.). Применение подобного рода заданий положительно влияет на мотивацию учебной деятельности, стимулирует активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия, например, немецкий язык , если в штате есть учитель немецкого языка .

Проверьте наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Оптимальный вариант – немецкий, французский, итальянский или испанский языки, так как по ним в федеральном перечне есть учебники.

Учтите мнение родителей учеников. Для этого попросите классных руководителей провести опрос.

Обратите внимание, школа вправе отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.

В каких классах ввести второй иностранный язык

Введите изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах. Этого требует ФГОС ООО.

В начальных и старших классах вводить второй иностранный язык не нужно. Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). В учебные планы на уровне ССО должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия». Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Изучение второго иностранного языка можно ввести с 6-го класса. ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

Как ввести второй иностранный язык

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника.

Учитель иностранного языка должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе (ЕКС работников образования). Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик . Предложите учителям основного иностранного языка (например, английского) пройти обучение по программам повышения квалификации и преподавать другой язык (например, немецкий).

Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. На начало 2018/2019 учебного года в этот перечень входили учебники для 5–9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Внесите приказом изменения в основные образовательные программы:

  • в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Пример посмотрите в разделе 1.2.5.4 ПООП ООО;
  • в содержательные разделы включите рабочие программы нового предмета. Программы разработайте самостоятельно. Создайте для этого рабочую группу и обсудите проекты программ на педагогическом совете;
  • в организационных разделах измените учебные планы – укажите в них новый предмет. Второй иностранный язык должен входить в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Внимание: в реестре ПООП есть примерные рабочие программы: «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов; «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (базовый уровень); «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (углубленный уровень); «Греческий язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов.

Сколько указать часов в учебном плане

Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы).

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.

Обратите внимание, для изучения второго иностранного языка можно разделить класс на группы.

Когда и как делить классы на учебные группы, школа решает самостоятельно. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учетом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности (п. 10.1 СанПиН школы), учебных пособий, учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

Выпускники 9-х классов вправе сдавать ГИА по второму иностранному языку. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский , .

Для всех желающих получить дистанционно без отрыва от работы или учебы среднее профессиональное образование в колледже Анны Муратовой открыт набор по 12 специальностям.

© Материал из Справочной системы «Образование»

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ФГОС 1. Цели и содержание обучения русскому языку в соответствии с 2. Цель 1) предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия; 2) заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый, проектируемый) результат действия или деятельности людей, на осуществление к-рого они направлены. (Философский словарь). 3. Основная цель обучения русскому языку в современной школе формирование языковой личности, то есть личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной на речевые поступки. 4. Цели обучения русскому языку определяются с учетом социального заказа, уровня развития методики преподавания русского языка и смежных с нею наук. Конкретизация целей обучения русскому языку представлена в Концепции филологического образования в школе 1: включение учащегося как языковой личности в культурноязыковое поле нации, общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России, осознание учащимся тесной связи между языковым развитием и интеллектуальным, социальным ростом, а также духовно-нравственным и эмоциональным совершенствованием; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у учащихся всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей в 1 См. Концепция школьного филологического образования, с. 8.

2 соответствии с коммуникативной целью и ситуацией общения, с нормами устной и письменной речи, нормами русского речевого этикета; освоение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования языка в речи, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных типов. 5. Образовательная цель ориентирована на результаты обучения, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты обучения русскому языку это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это жизненные установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т. п., в которых акцент делается на развитие эмоционально-волевой сферы личности. Метапредметные результаты обучения это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия (например, межпредметные связи между предметами русский язык родной язык, русский язык иностранный язык, русский язык литература и др.). Метапредметные результаты связаны с формированием УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных). УУД универсальные учебные действия основа самостоятельного успешного освоения новых знаний и умений на базе формирования умения учиться. УУД обобщенные действия, которые не только порождают мотивацию к обучению, но и позволяют учащимся ориентироваться в различных областях познания. Предметные результаты это результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, преломление универсальных

3 способов учебных действий через призму учебных предметов. Предметные результаты отражают освоение обучающимися содержания в соответствии с видами компетенций. Содержание обучения одна из основных категорий методики преподавания русского языка дает ответ на вопрос: чему учить? Это совокупность того, что обучающийся должен освоить в процессе обучения. В содержание обучения включены учебные действия с языковым материалом (анализ, синтез, наблюдение, моделирование, конструирование и др.), основные (базовые) умения. Основу содержания обучения русскому языку составляет усвоение понятий, приобретение знаний и способов (умений) их использования в практической деятельности. Содержание обучения русскому языку строится на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В содержании обучения русскому языку выделяются следующие основные линии: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (разделы «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»); содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (разделы «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»); содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (раздел «Язык и культура»). 1 1 Примерная программа по русскому языку 5 9 кл.: проект. 3-е изд. М.: Просвещение, С. 10.

4 Инновационные особенности содержания обучения русскому языку: ориентация на обучение всем видам речевой деятельности и формирование речемыслительных умений и способностей; ориентация на системность восприятия и усвоения учебного материала, демонстрацию внутрипредметных связей явлений языка и формирование на этой основе системы знаний, умений и навыков по предмету; усиленное внимание к употреблению в речи изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты); демонстрация эстетической функции языка, которая максимально проявляется в лучших образцах русской классической и современной художественной литературы; дифференцированное предъявление материала, использование заданий различной степени сложности, что позволяет обучать школьников любого уровня способностей и учитывать индивидуальные потребности ребёнка; развитие творческих способностей учащихся, расширение культурологического кругозора, фоновых знаний, формирование эстетического вкуса учащихся средствами предмета; формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, самоучителей, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам, мультимедийных средств и т. п.). 6. «Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе» (К. Д. Ушинский).

5 7. Термины «цель» и «содержание обучения» являются общепедагогическим, традиционно используются для описания системы обучения и развития учеников. 8. Целеполагание 9. Цели и задачи обучения русскому языку определяют содержание, а также основные стратегии преподавания русского языка как учебного предмета. 10. Источники 1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Методика обучения русскому языку. М.: ИЦ «Академия», Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 9 классы: проект. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Т. М. Воителева


Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5 класса (ФГОС) Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, Федеральный государственный стандарт общего образования

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 9 классы Аннотация к рабочим программам по русскому языку 5-9 классов по УМК М.Г. Баранова, Т А. Ладыженской.и др. Рабочая программа по русскому языку

Аннотации к рабочим программам по русскому языку 5-9 классы на 2015-2016чебный год Аннотация к рабочим программам по русскому языку 5-9 классов по программе М Г Баранова,Т А Ладыженской.и др Рабочие программы

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5-9 КЛАССЫ Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык» 5 а,б,в,г классы Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5-6 КЛАСС (ФГОС) Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования,

Современные требования к подготовке учащихся по русскому языку в период введения ФГОС ООО Учитель русского языка и литературы: Жданова Е.В. Базовые документы Федеральный образовательный государственный

Аннотация к рабочим программам «Русский язык» Наименование рабочей программы Рабочая программа 5-9 класс, ФГОС ООО Аннотация к рабочей программе Программа «Русский язык» для уровня основного общего образования

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык» 5 класс Общая характеристика программы Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного

Аннотация к рабочей программе по русскому языку (6 класс) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по русскому языку создана на основе «Федерального компонента государственных образовательных стандартов

Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов: закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. 273-ФЗ);

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык». 10-11 классы Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных

Аннотация к рабочим программам по русскому языку 5 класс 1.Нормативная база и УМК. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями

Аннотация к рабочим программам по русскому языку в 5-9 классах. 5 класс общеобразовательных учреждений: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 5 классов. Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются: Закон

Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык» Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень)

104 Методика А.Ф. Раджабова Применение метапредметного подхода на уроках русского языка как условие осознанного самоопределения личности ребенка в основной школе Осознать роль родного языка в жизни общества

Аннотация к рабочей программе по русскому языку (5 класс) Целью изучения русского языка является: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование

РУССКИЙ ЯЗЫК Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам

Аннотация к рабочей программе по русскому языку (9 класс) Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов: 1.Федерального закона от 29.12.2012 г.

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Русский язык», 8 класс Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон

Аннотация к рабочим программам по русскому языку (10-11 классы) Данная рабочая программа по русскому языку (профильный уровень) для учащихся 10 Б класса составлена на основе следующих нормативных документов:

Аннотация к рабочей программе основного общего образования по русскому языку (9 класс) Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 7 9 классы. Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е Издательство

Аннотация на программу «Русский язык» 5-9 класс. Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений по русскому языку Язык по своей специфике и социальной значимости явление

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы и ориентирована на преподавание по учебнику Русский язык. Практика. 5 класс:

Класс 5 Аннотации к рабочим программам по русскому языку Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова 170 ч (5 часов в неделю) Личностные - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения

Русский язык аннотация к рабочим программам (5-10 класс) Рабочие программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом

(3 часа в неделю. Итого 102 часа за год) Учебник(и): 1. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. Русский язык. М, «Просвещение», 2011 Контроль знаний по предмету: 23 часа (с указанием видов работ): 1) Развитие

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Раздел I. Статус документа Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы

Русский язык 10-11 Базовый уровень Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 10-11 классов МБОУ «Северодвинская гимназия 14» и разработана на основе следующих

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА 57 «ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ ШКОЛА» ГОРОД МОСКВА УТВЕРЖДЕНА приказом по ГОУ ЦО 57 от 2014 года Директор С.Л.МЕНДЕЛЕВИЧ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому

Формирование УУД на уроке ОБЖ ФГОС общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования. Особое место в реализации

Аннотация к рабочей программе дисциплины Русский язык и литература Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Русский язык и литература» в профессиональных образовательных организациях, реализующих

МОУ «Северская средняя общеобразовательная школа» Согласовано Утверждаю 2011 г Директор школы Бойко В.И. Зам.директора по УВР Приказ от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» 5 класс на 2011-2012

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 11 класс Данная рабочая программа по русскому языку разработана на основе Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования,

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык» Автор-составитель: Давыдова Наталья Николаевна 1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в пределах программы подготовки

Аннотация к рабочей программе по русскому языку основное общее образование, 6 класс Программа разработана на основе авторской программы по русскому (родному) языку М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧАРЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» «РАССМОТРЕНО» Руководитель МС Протокол от 201_ г. «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР 201 г. «УТВЕРЖДАЮ»

Аннотация к учебной программе по русскому языку в 5 классе 1.Рабочая программа по русскому языку для 5 9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 71 Калининского района Санкт-Петербурга «Рассмотрено» Методическим объединением русского языка и литературы Протокол

Аннотация к рабочим программам по русскому языку 5-9 кл. Основное общее образование (5, 6,7 класс по ФГОС ООО) 1.1. Рабочие программы по русскому языку для 5-7 класса составлены в соответствии с Федеральным

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Это отставание в развитии затрудняет овладение программой и требует

Аннотация к рабочим программам по предмету «Русский язык» в 5-9 классах (ФГОС) Рабочие программы составлены на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Аннотация программы «Русский язык» 5 класс Программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа составлена

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ШМО (ГМО) «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ 4 «РУССКИЙ ЯЗЫК 8-й

МБОУ «Северодвинская гимназия 14» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» 5 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 классов МБОУ «Северодвинская гимназия 14»

Пояснительная записка 0- классы (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ МО РФ от

Аннотация к рабочей программе. Русский язык. 10-11 класс. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. 1089 «Об утверждении

Аннотация к рабочим программам дисциплины «Русский язык» (10-11 классы, базовый уровень) Нормативные документы, на основании которых созданы рабочие программы 1. «Федеральный компонент государственного

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО к использованию в учебном процессе

Аннотации к рабочим программам по русскому языку параллель Наименование рабочей программы 5 класс Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной 6 класс Рабочая программа по русскому языку для

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 118 Рассмотрено: Принято на заседании Утверждаю: Зам. директора по УВР: научно-методического совета: Директор ГБОУ ЦО 118 / 20

Аннотация к программе по русскому языку Класс 5 Количество часов 204 (6ч в неделю) Программа: Программы для общеобразовательных учреждений «Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

Образовательная система «Перспектива» Аннотация к рабочей программе по русскому языку 1 4 класс Рабочая программа по русскому для 1-4 классов обеспечивает реализацию образования. Рабочая программа разработана

Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 1-4 классах Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Анцирская средняя общеобразовательная школа» "Утверждаю" "Согласовано" Рассмотрено директор школы Н.Е.Уткина зам. директора по УВР Л.П.Витман на

Содержание Русский язык класс Стр. 1 5 1 2 6 4 3 7 6 Пояснительная записка 5 класс. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ЧАЙКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ Согласовано на ШМО Протокол 1 от 28.08.2016 Согласовано: Зам.директора

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по русскому языку составлена на основании: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 1089 "Об утверждении федерального

Название составления Русский язык 5а Седельникова О.И. Рабочая программа по русскому языку на 2016-2017 учебный год составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе примерной программа по русскому

Современный урок русского языка с учётом требований ФГОС

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Последнее время одним из самых обсуждаемых вопросов в нашем обществе является проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО). Всем понятно, что работать по-старому нельзя: время не стоит на месте, новое поколение требует к себе нового подхода. И вот ФГОС – некоторыми непринятый, некоторыми непонятый. В такой ситуации лишь остаётся сетовать на образование. Но искать выход нужно, пусть даже методом проб и ошибок. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей, они относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку серьёзные требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты овладения не только предметными знаниями, но и умениями применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель непроводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

    мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

    целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

    осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

    коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

    взаимопроверка, взаимоконтроль;

    рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Чтобы подготовить урок русского языка с учётом требований ФГОС, необходимо тщательно продумать, подобрать и использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

    по поиску и обработке информации;

    обобщению способов действия;

    постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:

Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Максимум творчества и сотворчества;

Здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Моделируя урок русского языка, необходимо придерживаться следующих правил: 1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. 4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. 5. Продумать оптимальный темп урока, рассчитывая время на каждый его этап. 6. Продумать форму подведения итогов урока. 7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Основной упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В качестве примера:

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.) Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность. Существует немало приемов , которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них.

В своей работе стараюсь использовать компетентностно-ориентированные задания по русскому языку, часть заданий я беру из учебников, используя совершенно иную их подачу, часть разрабатываю самостоятельно. Например: Стимул Разговор на перемене двух учеников.
– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!
– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.
– Поможешь мне?
Задачная формулировка. Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».
Источник информации Алгоритм:
1. Выделяем корень.
2. ?
3. ?
4. Вставляем букву.
Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.
Инструмент проверки. Критерии оценки.
Умение выделять корень.
Умение определять лексическое значение корня.
Причина выбора гласной.
«Лишнее» слово
Корни с чередованием.
Корни с проверяемой гласной.
Примечание. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.
За неверный ответ ученик получает 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 8.
Подобного рода задания приведет к тому, что ученики впредь не будут бояться нестандартных заданий, и это вызовет интерес к изучению русского языка.

Применяю и такие приемы создания проблемной ситуации: побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся (например, на уроке по теме «Исторические изменения в морфемном составе слова» можно предложить ученикам поработать со словом «ряха», которое в древнерусском языке означало «красивая»). Главное, чтобы учитель творчески подходил к подготовке урока, к подбору заданий проблемного характера, нацеливающих ученика на поисковую или исследовательскую деятельность. Например: Стимул. Мама попросила пятиклассника Сашу написать на листике перечень покупок в магазине. Саша написал: Ш..колад, ч..рный кофе, сгущ..нное молоко, зубная щ..тка, расч..ска и т.д. В написании некоторых слов он засомневался, поможем Саше. Соответственно, дети и тему урока сформулируют «Буквы о/ё после шипящих в корне слова», и цель урока определят, и задачи поставят. Далее учитель управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащихся.

Приём «Перепутанные логические цепочки».
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Интеллектуальная разминка – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

Разминку можно проводить по-разному:

Что лишнее?

Обобщить – что это?

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-8 мин)

На данном этапе организуется подготовка к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Прием «Сорбонки» - карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти. Концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.

По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике». Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция , ударение .

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

    Слово, имеющее одно лексическое значение, - однозначное.

    Слово, имеющее несколько лексических значений, - мно­гозначное.

    Слово сходство по отношению к слову различие - антоним.

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по предложенному вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 2 - 3 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом ранее сказанное нельзя повторять! Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» (без комментариев). В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока, в ней условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Предложим ребятам поместить в корзину только слова с приставкой при- со значением «неполное действие». Таким образом, повышается внимание, они более сосредоточены: важно правильно вставить буквы и определить значение приставки.

пр…опасный, пр…скучный, пр…бивать, пр…ближаться, пр…байкальский, пр…бежище, пр…бавлять, пр…брежный, пр…вивать, пр…валиться, пр…вести, пр…вертеть, пр…вязать, пр…вокзальный, пр…тормозить, пр…гибаться, пр…двинуться,

В «корзину» поместили несколько слов, а работу проделали большую.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

1. Перестаю действовать – начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания применял?

3. Где возникло затруднение? (место)

4. Почему оно возникло? (причина)

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Этим процессом руководит учитель. На первых порах ис­пользуется подводящий диалог.

Какую же цель нам надо поставить? Тема, предложенная детьми, может и не совпадать с заплани­рованной. Тогда учитель, показав детям заготовленный им вариант, должен согласовать с ними формулировку темы.

Выявив способ действий, надо построить план. Можно предложить составить вместе план действий по выходу из затруднения. Как вариант, план готов, а дети расставляют последовательность действий.

2. Составить план прочитанного текста

3. Выписать ключевые слова

4. Заполнить слепую таблицу

5. Обсудить с товарищами

6. Рассказать изученный материал соседу по парте

7. Рассказать изученный материал классу

8. Выполнить практические задания по теме На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий т. е. перечислили какие понятия, способы действия им нужно уточнить и научиться правильно применять; выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5. Этап реализации построенного проекта.

Основной целью этого этапа – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (4-5 мин)

Основная цель - закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сна­чала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап со­провождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий, опираясь на только что повторенный на уроке алгоритм, образец рассуждения.

Уместны следующие виды работы: комментированное письмо, осложненное списывание, предупредительные диктанты, распределительные диктанты.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.).

8. Этап включения в систему знаний и повторения ( 7-8 минут)

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – соревнования, кроссворды, шарады, третий лишний и др. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. Примерные приемы работы:

«Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.

«Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.

Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Стадия рефлексии необходима не толь­ко для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:

1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? 3. 3. Какие идеи возникли во время выполнения задания?

4. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял …

    я понял, что…

Главное, что должен помнить каждый: задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную дея­тельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Информационные источники :

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.

4. Статья «Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, перспективы», Сорокун Л. М.

5. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.