Как освящают поклонный крест. Что представляет собой поклонный крест

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о символах Православия. В предыдущем номере мы рассказали, что такое часовня. Следующий вопрос, на который нам ответил Иерей Сергий Свирепов, настоятель Троицкого собора и клирик Богоявленского храма Серпухова:

Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный - возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах...

Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест - знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Мне самому, к слову, не раз приходилось совершать восхождение на две кавказские горы, вершины которых также увенчаны большими восьмиконечными крестами.

Может быть, прозвучит удивительно, но сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже ранее принятия ею христианства. Ибо согласно «Повести временных лет», бабушка святого Крестителя Руси князя Владимира, Ольга, начала сокрушать языческие капища вместе с идолами, «и на тех местах нача кресты Христовы поставляти». Её внук, князь Владимир Красно Солнышко продолжил эту благочестивую традицию возвдвижения крестов, устанавливая их на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Много замшелых каменных крестов там и тут словно вырастают прямо из земли, например, на древней Псковщине или в Тверской области.

Традиция установления больших крестов в России очень древняя, и основная цель их устроения - напомнить путнику о вечном, о необходимости воздохнуть Богу в молитве и поклониться Христу. Но наверняка воздвигались все эти многочисленные кресты по разным причинам. Этот вывод легко сделать даже из современной традиции устанавливать кресты, например, на въезде в город, или на месте автокатастрофы - очевидно, что разные мотивы побуждают людей ставить такие кресты.

Кстати, определимся и с терминами. Оказывается, называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» (как нам, скорее всего, хотелось бы) не совсем верно. Современные исследователи-ставрографы («ставрос» по-гречески - крест, ставрография - наука, изучающая кресты) называют такие кресты монументальными. Все монументальные кресты различаются по причинам их устроения. Здесь можно выделить несколько больших групп.

Поклонными в старину назывались кресты, которые ставились на месте разрушенных храмов - там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Такие кресты в Серпуховском районе установлены в деревнях Каргашино и Прилуки на месте, где были до основания разрушены храм и часовня Рождества Пресвятой Богородицы.

На Руси было много так называемых обетных крестов. Само слово «обетный» говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, по обещанию. Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота, в надежде на скорое избавление, люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Сохранились известия о том, что подобные кресты были установлены государями Иваном Грозным и Петром Великим. Первым за рождение наследника, вторым - как благодарность за спасение в шторм. Место для обетных крестов выбирали самое заметное - на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим, чтобы каждый идущий мимо почтил крест молитвой.

Существовала традиция охранных крестов - они были воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Такие кресты иногда ставили просто в гиблых и опасных местах: они должны были обезопасить это место от повторения подобных несчастий.

Были весьма популярны в дореволюционной России межевые или придорожные кресты. Как раз их мы и видим чаще всего сейчас, ибо ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог. Такими придорожными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий, а подчас и освобожденные от захватчиков селения и города, то есть, места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно. Подчас у придорожных крестов и конструкция была особая: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец».

Были и внерелигиозные цели установки крестов: например, навигация. Приметные (до 14 метров в высоту) кресты располагались по берегам Белого моря и служили своего рода маяками, навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани - верхний конец наклонной перекладины всегда указывал точно на север, и сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ8 (2012)

Кто имеет право установить поклонный крестОтвечает клирик храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, протоиерей Андрей Рахновский

Установка поклонных крестов - не только российская, а общехристианская традиция, которой многие сотни лет. Специалисты говорят, что на Руси поклонные кресты вблизи сел и городов, на развилках дорог существовали ещё до татаро-монгольского нашествия. Кресты бывают придорожные, памятные, то есть отмечающие особые события, благодарственные, поминальные. Причины для установки могут быть разными, но духовная суть одна - молитва, благодарность Богу. По словам святых отцов, поклонный крест - это духовный щит от врагов видимых и невидимых, часовой, лествица, которая соединяет молящегося с Небом. Иногда есть необходимость освятить место какого-то события, но нет возможности построить там часовню или храм. Тогда делают поклонный крест, чтобы любой проходящий, проезжающий мог здесь остановиться и помолиться. Установка совершается по благословению епископа или лица, которое епископ уполномочил такое благословение давать (это может быть и приходской священник).

- Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим. И верим мы - в Бога, для спасения души, а не вопреки дьяволу.

Под старой березой - крест. Большая дорога, белая…. Крестик совсем гнилой, в крапинках желтой плесени. Что тут было - никто не знает. Береза, может, видала, да не скажет. Федя говорит - давайте споем молитву, за упокой. И начинает, а мы за ним. На душе делается легче.

И.С. Шмелев. «Богомолье»

Из глубины веков

Поклонными крестами принято называть отдельно стоящие кресты на перекрестках дорог, примечательных местах, неподалеку от храмов и т.д. По сути, такой крест – это максимально сконцентрированное воплощение часовни – места молитвы и памяти. Эти малые архитектурные формы заимствованы нашими предками у христианской Европы, где кресты у дорог пришли на смену языческим идолам.

История поклонных крестов в России начинается со времен древнейших. В наших летописях есть упоминание, как проезжая русскими землями (а вернее – землями, которым предстояло в недалеком будущем стать русскими), святой Апостол Андрей Первозванный заночевал на днепровском берегу. «И заутро встав и рече к сущим с ним учеником: «Видите ли горы сии? – Яко на сих горах воссияет Благодать Божия; имать град велик бытии и церкви многи Бог воздвигнути имать». И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест , и помолился Богу, и слез с горы идее же послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе».

В XIX веке археолог К.А. Лохвицкий произвел раскопки в Киеве с целью найти возможное место установки апостольского креста, но не преуспел в этом. Многие историки считают упоминание о путешествии апостола Андрея по славянским землям недостоверным, сомневался в нем и автор «Повести временных лет» преподобный Нестор летописец, который в своем труде прямо указывал, что «апостолы к словенам не ходили». Однако, для христианского народа само появление легенды об апостольской проповеди в его землях или хотя бы о посещении учеником Христа этих земель – уже важный этап в истории.

Судя по данным археологии, поклонные кресты попали на Русь из Скандинавии, почти одновременно с принятием Христианства и утверждением во главе русского государства варяжской правящей династии. Не случайно один из древних каменных крестов предание связывает с именем брата легендарного Рюрика – Трувора. «Труворов крест» находится на кладбище, расположенном рядом со старым городищем Изборска, примерно в 5 верстах от существующей и поныне крепости. Специалисты считают его не поклонным, а могильным и относят к XIV – XV вв. Но сам наличие предания говорит о том, что возможно некогда на городище существовал и крест, действительно поставленный во времена князя Трувора. Всего на псковских и новгородских землях археологи насчитывают несколько сотен каменных крестов, поставленных в XII – XVII вв., а также несколько деревянных, которых, без сомнения, в прежние времена было гораздо больше.

Наиболее древним из них специалисты считают каменный крест, поставленный в самых верховьях Волги при впадении ее в озеро Стерж. На нем удалось разобрать следующую надпись:

В лето 6641 (1133)

Месяца июля 14 день

Почах рыти реку сю

Аз Иванко Павлович

I крестъ съ поставихъ

Иванко Павлович – был одним из посадников Господина Великого Новгорода, а этим крестом он отметил начало гидротехнических работ на важном торговом пути.

Но надписи на крестах отмечали не только памятные события, но часто содержали молитвы, в том числе и покаянные. Такие кресты часто встраивали в стены храмов. Например, на одном из крестов, вделанных в стену Борисоглебской церкви в Новгороде Великом, можно прочесть следующее:

«Исус Христос Царь Славы. Ника.

Господи, спаси и помилуй раба своего (оставлено место для имени)

Дай, Господи, ему здравие и спасение, отданье грехов, а в будущий век – жизнь вечную».

Археологи установили, что первоначально этот крест был установлен где-то в открытой местности, а затем, в 1377 году, перенесен и встроен в стену храма.

Возможно, перенос этого и других крестов поближе к храмам был вызван их, говоря современным языком, техническим состоянием. Есть также версия, что эти кресты использовали сторонники еретического учения стригольников, для своих тайных встреч, вот церковные власти и перенесли их к храму поближе.

В церкви Фрола и Лавра на Людогощинской улице в Новгороде сохранился богато отделанный деревянный поклонный крест, изготовленный, в 1359 году жителями Людогощинской улицы. В настоящее время святыня находится в Новгородском музее. На кресте можно увидеть 18 медальонов с изображениями святых, а вся поверхность - покрыта искусно сделанным орнаментом. Возможно, в древности он был еще и раскрашен яркими красками. Перед нами фактически часовня в миниатюре, сохранившаяся только благодаря пребыванию внутри храма.

Поклонные кресты на дальнем севере

Новгородские деревянные кресты дали начало поморской традиции. Пожалуй, ни в одном из регионов России не ставили так много крестов, как в окрестностях Белого моря. Поморы – потомки колонистов Господина Великого Новгорода, что переселились в эти края в XIII – XIV вв. - сохранили многие обычаи и предания домонгольской Руси. Именно в этих краях были собраны знаменитые русские былины, именно здесь дольше всего держался чистый древнерусский говор.

Поморские кресты – в основном деревянные, в этих северных краях дерево стоит долго. Ставили их и на местах ловли рыбы, и на приметных островках и мысах в качестве навигационных знаков, и рядом с жилищами, и по обету – за спасение на море. Два таких креста поставил на Соловках сам государь Петр Великий. Здесь традиция установки крестов продержалась дольше всего, некоторые кресты помечены 30-ми годами ХХ века.

Крестов в этих краях было множество, на одних Соловецких островах их было около 3000, поэтому иные из них дожили до нашего времени.

Поклонные кресты - памятники Хотя в наибольшей степени поклонные кресты получили распространение на русском севере, они встречались и в центральной России. Так, неподалеку от города Переславля Залесского на обочине дороги путники и по сей день могут видеть изящную шатровую часовню на четырех пузатых столбах. По преданию, она была поставлена царем Михаилом Федоровичем на том месте, где стоял памятный крест, воздвигнутый будто бы Иваном Грозным на месте рождения своего младшего сына – будущего царя Федора Иоанновича. Возможно, под сводом часовни первоначально действительно находился крест, но уже к XVIII веку от него осталось только название.

Переславская часовня является своеобразной отметкой смены традиций. На смену поклонным крестам стали приходить небольшие часовни, стоящие у перекрестков дорог или отмечающие памятные события. Возможно, это связано с тем, что к XVII веку одиноко стоящий крест стал у большинства жителей ассоциироваться с могилой.

Одним из последних поклонных крестов, поставленных уже в начале XVIII века, является Демидовский крест на берегу реки Чусовая. Надпись на нем свидетельствует, что на этом самом месте 8 сентября 1724 года родился Никита Акинфиевич Демидов, продолжатель славного рода уральских промышленников.

Итак, традиция постепенно прервалась, но ненадолго. При сооружении в 30-е годы XIX века памятников, посвященных событиям 1812 года, был выбран проект чугунной колонны, увенчанной золотой церковной главкой с крестом. По сути это было возвращение на новом художественном уровне к идее поклонного памятного креста. Увенчанная церковной главой колонна представляет собой часовню без здания, то есть тот же поклонный крест.

В более поздних памятниках, поставленных на полях сражений 1812 года, идея поклонного креста проявляется более отчетливо. Вообще, на рубеже XIX – XX веков русское общество все чаще начинает обращаться к истории. Все большее распространение получает русский стиль в архитектуре, и с течением времени здания, построенные в этом стиле, становятся все ближе к древним образцам. В качестве примера тут можно привести Федоровский собор в Царском селе или храм - памятник на Куликовом поле.

Поэтому, неудивительно, что в это время возрождается и традиция памятных крестов. В 1908 году был поставлен памятный крест на месте убийства командующего войсками московского военного округа Великого Князя Сергея Александровича. Памятник был выдержан в древнерусских традициях и представлял собой бронзовый крест с эмалевыми вставками с изображённым на нём распятым Христом. У подножья креста была надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят», а по всему кресту шла надпись «Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще бо живем, аще умираем Господеви есмь. Вечная память Великому Князю Сергею Александровичу, убиенному 4 февраля 1905 года. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Крест был уничтожен большевиками в 1918 году, но в настоящее время его копия восстановлена в московском Новоспасском монастыре.

Возрождение традиции установки поклонных крестов

В советское время поклонные кресты и часовни безжалостно уничтожались, в лучшем случае – извлекались из места установки и помещались в музеи.

После 1991 года традиция установки поклонных крестов буквально пережила новое рождение. Ставят кресты и на месте уничтоженных в советское время храмов, и, по подсмотренному у западных соседей обычаю, на въезде и выезде в населенный пункт, ставят кресты и как памятники, много крестов было поставлено и в честь начала 3-го тысячелетия христианской эры…..

Возродилась и древняя традиция отмечать крестами на обочинах дорог места аварий со смертельными исходами и этих крестов у нас, увы, больше всего.

Современные поклонные кресты часто имеют весьма значительные размеры (до 10 метров в высоту) и изготавливаются из самого разнообразного материала, причем, каменные встречаются довольно редко и имеют небольшие размеры.

Бутовский поклонный крест Одним из самых больших поклонных крестов в современной России, является крест, находящийся в подмосковном Бутово. Здесь на окраине столицы располагалось одно из самых зловещих мест советского времени – Бутовский полигон, на котором чекистами были расстреляны десятки тысяч русских людей. Почему-то именно Бутово облюбовали большевики для расстрелов священно и церковнослужителей – более двух тысяч человек были убиты именно здесь.

Возможно, именно поэтому в настоящее время исторический памятник федерального значения «Бутовский полигон» передан под управление Русской Православной Церкви. Рядом с местом захоронений воздвигнут большой храм, а около храма – огромный деревянный крест.

Его сделали в 2007 году на Соловецких островах из крепкой северной древесины. Поначалу планировали отправить его в Москву самолетом, но Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил вести его по воде, крестным ходом. Крест погрузили на баржу, и он поплыл, по Белому морю, по Беломоро-Балтийскому каналу, по Волге, над затопленным городом Мологой, по каналу имени Москвы дошел до столицы. Здесь его перегрузили на грузовик и по МКАДу провезли вокруг города в Бутово. Основанием кресту стал курган, насыпанный из разбитых камней снесенных московских храмов.

Огромный деревянный крест, прошедший тысячи верст по пути из одной русской голгофы на другую стал памятником всем русским людям, сгинувшим в большевистское время.

Иные специалисты составляют типологию поклонных крестов – эти вот памятные, поставленные в честь какого-то события, эти – поклонные, поставленные во славу Божию, но сами же признают – по сути никакого разделения нет. Для православного христианина, любой увиденный крест – повод осенить себя крестным знамением и помолиться. И не так важно находится ли перед нами древний камень, которому благочестивые руки придали форму креста несколько столетий назад, или соединенные сваркой два куска железа, изготовленные в какой-то придорожной мастерской. Крест остается крестом – напоминанием о Боге и символом нашего Спасения.

Появились еще в апостольские времена и обозначали просвещение той или иной земли светом и учения Христа. На Руси благочестивый обычай установки несколькими столетиями позже и получил особенное распространение в период татаро-монгольского нашествия.
Уже тогда воспринимался не только как сакральный символ, но и имел вполне практическое приложение – например, охранительную функцию.

Что представляют собой поклонные крестыВ большинстве случаев поклонные кресты изготавливаются из дерева, реже – из металла. Поскольку крест должен быть хорошо с большого расстояния, его габариты достаточно велики – начиная от 2 и более метров в высоту. Иногда крест устанавливают на особом постаменте - своеобразной горке, насыпанной из камней и символизирующей Голгофу и распятие Иисуса Христа. Чем отличаются поклонные крестыКак в прежние времена, так и сейчас, установка поклонного креста в любом месте имеет свою символику и глубокий смысл. Часть крестов устанавливаются, как или обетные. Их создатели хотят поблагодарить Бога за чудесное выздоровление, рождение долгожданного ребенка или любую другую неожиданную, а порой и невозможную милость.

Бывают случаи, когда поминальные кресты устанавливаются там, где совершались массовые убийства. Один из таких крестов установлен на Бутовском полигоне. Он был вырезан и привезен туда с Соловков в память о всех невинно пострадавших в период репрессий.

Соловецкий крест был изготовлен в Кресторезной палате Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Он достигает 12,5 м в длину и 7,6 м в ширину.

Межевые кресты возводятся вдоль дорог. Их основное назначение – возможность помолиться вдали от и получить благословение на дальнейший путь. На Руси, а позже и в Российской Империи, их всегда устанавливали при въезде в населенный пункт, на перекресте дорог или даже государственной границе.

В последнее время на дорогах все чаще приходиться сталкиваться с еще одной разновидностью крестов - поминальными. Они устанавливаются в месте внезапной гибели людей в память о них и в надежде, что верующие, видя этот крест, помолятся о душе усопшего.

Приметные кресты в современной России чрезвычайно редки. По обычаю, их устанавливали в качестве ориентира для моряков. Такие кресты сильно превосходили габаритами все прочие и достигали 10-12 метров в длину.

Один приметный крест сохранился до сегодняшнего дня – любой может увидеть его, проплывая мимо Святой горы Афон.

Кресты, которые часто использовались в обиходе любого верующего – надвратный и настенный. Один водружался над входом в жилище, второй располагали на стене дома.

Последняя разновидность поклонных крестов – те, что устанавливают на месте утраченного храма. Правда, в последнее время все больше возводимых крестов имеют совсем противоположный смысл и закладываются не только там, -то был храм, но и там, где его обязательно планируют построить. Главное, чтобы их никто больше не разрушал.