Как поступить в театральное. Шпаргалка для поступающих в театральные училища

Ну же, признайтесь, кто из вас не мечтал об актерской или - чем черт не шутит! - режиссерской карьере?Для тех, кто не готов выкинуть эту мечту на помойку - мануал о том, как подготовиться к поступлению, чего опасаться и как оно всё вообще происходит. Рассказывает Соня, студентка 2 курса режиссерского отделения РГИСИ.

Важная информация для начала:

1) Поступление в театральный институт не имеет ничего общего с поступлением в любой другой ВУЗ. Это огромный труд, который часто превращается в многолетнюю войну, годы подготовки и мучений. Баллы ЕГЭ, если вообще имеют значение, плюсуются на последних этапах прохождения творческого конкурса, состоящего из трех туров, нескольких консультаций и непредсказуемого количества дополнительных отборов.2) Для абитуриента театрального института мой опыт потрясающе ничтожен – всего 2 года, всего 3 города, всего 5 мастерских (для сравнения: моя нынешняя однокурсница поступала 6 лет, в среднем к 4 мастерам за один забег). Будьте готовы к тому, что с первого раза вы туда не попадёте.3) Универсального сценария поступления или подготовки нет и не может быть – каждый мастер ищет «своих» студентов. Чем вы ему понравитесь или не понравитесь – тайна. Очень часто по тем самым тайным причинам «скидывают» очень ярких и талантливых ребят. Увы, талант – ещё не гарантия поступления.4) Туры (при любом финальном раскладе) – сильнейшее эмоциональное впечатление, толпа новых людей, адреналин и опыт. Даже завидую тем, кто пойдёт поступать впервые.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БЫТЬ АКТЕРОМ

1

Вам повезло. 17-18 лет – самое время поступать на актёрство.

2

Тем не менее, без минимального опыта делать там нечего. До поступления лучше «пощупать» профессию – театральная студия, тренинги, книжки. А лучше бы почитать Станиславского и посмотреть много разного театра, в том числе классику типа Эфроса и Товстоногова в записях. Думаю, если вы стремитесь в театр, знать вы о нём должны много.

3

На туры требуется программа. Это проза, стихотворения, басни. Чем больше и разнообразней в жанрах она будет, тем уверенней вы себя будете ощущать в процессе. Материал должен быть «вашим», то есть:
  • не противоречить амплуа.
  • Девочки (понимаю, сама больше люблю Бродского), берите больше женской поэзии. И лучше бы не только Ахматову и Цветаеву, комиссию уже подташнивает;
  • что-то в этом материале вас должно цеплять. И если это сто раз читанный банальный текст, но вы уверены, что он «ваш», не бойтесь. Удивить мэтров оригинальностью получится вряд ли, а вот разозлить современной сверхзаумной прозой неизвестного автора можно. Режиссёрам такое простят. Актёры, будьте проще;
  • можно обратиться к репетиторам, театральным педагогам, и программу вам поставят. Но, как показывает опыт, это не всегда хорошо. Поставленные тексты слышно . Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно разобрать текст, то лучше готовиться самим. И над программой лучше начинать работать за год, а то и больше. В течение года она изменится, выровняется, станет «родной». А перед турами можно показаться знающему человеку, пусть вам что-то посоветуют. А не учат с вами интонации. А вообще – всё индивидуально. Опять.
  • 4

    Внешность имеет значение. Нет, речь не о красоте и даже не о весе. Очень важно понимать, кто вы есть на площадке. Природа подарила внешность романтической героини – значит, сделайте акцент на этом. Больше похожи на комедийного персонажа – прекрасно, не комплексуйте, читайте Хармса, подготовьте смешной танец, берите юмором. Театру нужны все. И берут всех.Но! Девочкам всё равно лучше надеть юбки/платья, более того, готовьтесь, что юбку попросят поднять, показать ноги, показать зубы. Лучше отказаться от яркого макияжа. Могут погнать смывать прямо из десятки, вам оно надо?Мальчикам проще. Опрятно выглядеть соответственно себе самому – вполне достаточно.

    5

    Советовать что-то по поводу туров почти бессмысленно. Всё зависит от мастера. Кого он ищет, какой внешний типаж предпочитает. Часто набираются целые курсы под конкретный спектакль. Всё, что вы можете – это максимально подготовиться заранее, а дальше импровизировать и не зажиматься. Хорошо, если помимо программы, у вас готова песня и танец. Если вы играете на музыкальном инструменте, жонглируете, крутите сальто – найдите способ это показать, все дополнительные навыки идут вам в плюс.Система с небольшими вариантами везде одна: запускают десятками, на первых консультациях и турах слушают очень быстро, просто убирают категоричные «нет», а потом начинаются развлечения. Тур, где вы читаете, поёте, делаете всё, что попросят, а по ходу могут давать задания от «покажи птичку» до «перечислите муниципальные театры своего города», после – отсев. И так, пока не останется узкая группа тех, кого мастер хочет видеть на курсе. И когда из 30 надо оставить 15, а талантливы все, начинается самый суровый этап – конкурс. Здесь роль играют секундные прорывы. Так что не расслабляйтесь, если прошли первый тур. Всё только начинается.

    6

    Блат имеет место, но мифы о нём преувеличены. Да, я слышала в коридоре ГИТИСа разговоры о том, кто кому сколько заплатил, и, наверное, такое бывает, но ни один мастер не возьмёт на курс патологическую бездарность, чтобы потом самому с этой бездарностью мучиться. Даже «блатные» учатся за какие-то заслуги.

    РЕЖИССУРА

    1

    Поступить на режиссуру в 17 лет, будучи к тому же (о ужас!) девочкой, почти нереально. Исключения были (кажется, в ГИТИСе, кажется, у Кудряшова). Поэтому, если сразу после школы вам взбрело идти в профессию… идите. Попробуйте. Мне обещали, что меня развернут с порога, в ГИТИСе я дошла до 3 тура, в ЕГТИ поступила и проучилась год. Опыт бесценный. Поступить в РГИСИ летом 2012 было в разы проще.

    2

    Любят брать взрослых (от 25 до 35), опытных мужчин. Набирают режиссёров не по 30 человек, а по 3-5 (если это актёрско-режиссёрский курс) или человек по 12-15, если курс чисто режиссёрский.

    3

    Требования к режиссёрам огромны. Чтобы заниматься этой профессией, надо быть больным.

    4

    См. все, что написано про актёров – это режиссёры тоже проходят. Требования к актёрской программе, правда, другие. Здесь уже будьте добры показать и знание литературы, и умение анализировать текст, и поднимать интересующую вас проблему и массу всего еще. При этом очень пристально смотрят на вас, как на актёра. Поэтому все правила про амплуа и присваивание текста в силе. Если курс режиссёрский, то – поздравляю – первые три курса играть друг у друга будете вы сами, так что при таком наборе на актёрство смотрят очень внимательно. И да, петь и танцевать тоже придётся (при поступлении в мастерскую, где я сейчас учусь, было аж 3 чисто актёрских отсева, только потом с нами заговорили про режиссуру).

    5

    Опыт имеет колоссальное значение. Именно поэтому не очень любят детей. У вас должны быть готовые постановки (конечно, ничего выше любительских театров и собственных проектов от вас не ждут), пусть одноактовка, пусть детский утренник, но вы должны что-то понимать в практике.

    6

    На первую же консультацию лучше принести экспликацию/экспликации и макет/макеты. Экспликация, говоря грубо, это ваша разработка пьесы. В принципе, есть примерный план такой работы (о чём хочу ставить, концепция, разбор по событийному ряду, сценография, костюмы, актёры…), но это тоже не обязательно. Интереснее понять ваше искреннее виденье пьесы. Кратко изложенное необычное решение, которым вы зацепите, запоминающийся макет, эскизы костюмов (не умеете рисовать – обратитесь к художникам, можно). Лучше, если вы везёте экспликацию по поставленной пьесе (тогда + фотографии, видео) и что-нибудь по классике.Можно везти и одну. А в некоторых мастерских её вообще никто не требовал. Зато Женовач в ГИТИСе без неё не пускал на порог. Например, я в свои 17 брала нереальным желанием и количеством проделанной работы, так что в ГИТИС я привезла сразу 2 макета и 3 экспликации, одна из них по готовому спектаклю, 2 по классическим пьесам. В этом году я поехала с 3 макетами и 5 разработками. И да, не обижайтесь, если ваши труды никто не прочитает. Скорее всего, о предложенном поговорят прямо на туре или попросят оставить. Так что умейте красиво изложить людям то, что написали.Если вы пишите стихи-пьесы-рассказы-картины – несите. Посмотрят, будут иметь в виду.

    7


    На сайтах ГИТИСа и РГИСИ представлены списки литературы для абитуриентов (разные школы – разные списки!). Это и пьесы, и литература по специальности. Но это – необходимый минимум, и надо знать кучу всего сверх. Во-первых, современные режиссёры и современная драма. Во-вторых, иметь сформированные пристрастия относительно драматургов и режиссёров из списка + осознавать ситуацию в театрах страны. В-третьих, режиссёру странно не иметь любимого писателя, художника, композитора, не знать историю, не понимать ничего в политике… В общем, вы поняли. В любое свободное от репетиций время, ваши лучшие друзья – книги. И, конечно, смотреть. Смотреть-смотреть-смотреть всё подряд, спектакли в городе, спектакли в записи, оперу, балет, хорошее кино.

    8

    Помимо экспликации, которую вы несёте, экспликацию надо писать там. Вам дают список пьес из того списка, который висит на сайте, вы выбираете, что больше нравится, и еще раз доказываете, что умеете это делать.

    9

    Отдельный тур – постановка этюда. Иногда в два этапа. Иногда индивидуально (кто-то делает одну работу, кто-то пять). Здесь всё зависит от того, что предложит мастер. Этюд «случай из жизни», или по событию, или по пословице, по картине, по пьесе, этюд на музыку. Готовиться заранее бесполезно, но тренироваться придумывать этюдные истории – можно.

    10

    Завершающий этап – коллоквиум. Тут вам как раз пригодятся прочитанные книжки и отсмотренные спектакли, хотя могут быть и сюрпризы. Например, мне показали картину и попросили рассказать, что произошло до запечатлённого момента. Да, могут проверить ваше умение анализировать, говорить, всё, что еще не поняли. Могут дать дополнительный этюд – не пугайтесь. Работайте и всё.

    11

    Сложно говорить, насколько сильно отличаются Москва, Питер и Екатеринбург (помимо количества человек на место), потому что поступаете вы всё-таки не в ВУЗ, как ни странно, а в конкретную мастерскую. Так что узнайте заранее, кто набирает (логично, что тот мастер, у которого сейчас 4 курс), поспрашивайте студентов. Поймите направление работы.Хотя ничто не поможет вам так, как умение быть собой. В результате выяснятся, что через все задания педагоги пытаются разглядеть вашу личность. И пока я это не осознала, никакая подготовка и выпученные горящие глаза меня не спасли. Только всё это плюс незаменимый вы.И еще одно: поступление – не самое сложное в театральном обучении. Настоящая работа начинается потом. Это сверхнагрузки, которые можно выдержать только при условии абсолютной любви к своему делу. Лекции по всем гуманитарным дисциплинам, сцендвижение, танец, акробатика, вокал, речь заканчиваются в три часа дня, а потом начинается мастерство – собственно, освоение профессии, которое заканчивается только за 10 минут до закрытия метро. А дальше – ночные репетиции, индивидуальная подготовка, потому что каждый день надо прыгать чуть выше своей головы.Готовы?

    Вступительные испытания в творческий ВУЗ мало похожи на экзамены в обыкновенный. На знания и результат по ЕГЭ иногда на них даже не смотрят или смотрят в последнюю очередь, когда все основные туры (их может быть с десяток) пройдены. Более важно уметь передвать эмоциональный настрой, выражать его всеми доступными способами. Школа-студия актёрского мастерства , поможет будущему артисту стать выразительнее.

    Сила слова

    Одним из важнейших характеристик актёра является речь. Её в первую очередь проверяют в творческих ВУЗах. Могут попросить прочитать прозу или стихи для поступления в театральный .

    В школе изучается множество произведений как российских, так и зарубежных авторов. Необходимо выбирать такое, чтобы максимально раскрыть свой дар чтеца. Главный критерий отбора - эмоциональная составляющая. Если текст не цепляет за душу, то можно его не читать. Размер не имеет особого значения. Важно, чтобы было желание заразить других мыслями автора произведения, то есть пережить суть стихотворения.

    Готовить надо несколько текстов, они должны иметь противоположное содержание, быть написаны разными поэтами. Если одно из произведений про любовь, то другое должно нести в себе другой смысл. Только так можно продемонстрировать себя с разных сторон и показать свою индивидуальность. Если произведение юмористическое, то упор делается на иронию, если философское, то - на размышления.

    Читая стихотворение нужно помнить:

    • произносить надо так, будто это собственное сочинение;
    • важно соблюдение стихотворного ритма;
    • необходимо встать на чью-то сторону в произведении;
    • рассказывая, следует показать какие мысли возникают у чтеца;
    • при чтении у слушателей должны рождаться образы;
    • стихотворение должно «брать за живое»;
    • если оно перестало вызывать бурю эмоций, необходимо другое.

    Хорошим выбором будут произведения классиков. Это показывает отличный вкус и профессионализм. Знать надо наизусть, ведь память - это пригодность артиста к работе на подмостках. Если тяжело запомнить произведение, стоить задуматься, а правильный ли выбор профессии сделан.

    Хореография

    Выбирая танец для поступления в театральный , крайне желательно не перебарщивать, если вы не поступаете на эстрадно-цирковое отделение. Слишком сложная композиция не нужна, как и в стихотворении в первую очередь важно проявление эмоций. Необходимо показать зрителю своё понимание создаваемого образа.

    По возможности лучше подготовить не один танец, хотя направление может быть любым, от народных до бальных. Музыкальное сопровождение лучше своё, но не факт, что оно потребуется. На экзамене могут попросить исполнить под другой аккомпанемент. Не стоит постоянно думать, что это экзамен. В будущей профессии он станет ежедневным. Самое главное чувствовать музыку, держать ритм и отдать эмоциональную составляющую, даже если танец очень простой. Показав характер танца, вы легко пройдёте испытания

    Поступил, что дальше

    Главные трудности начнутся в процессе учебы. Все нагрузки выдерживает тот, кто беззаветно предан театру. Лекции, репетиции, тренировки, в ненормированном времени самое малое, что ожидает будущего артиста.

    Если вы готовы посвятить себя профессии актера, то не сомневайтесь, вы обязательно добьетесь своего и будете востребованы!

    Щукинское: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

    О Театральном институте им. Б.Щукина. Театральный институт им. Б.Щукина – представитель вахтанговской школы мастерства актера, которая была основан в ноябре 1913 года группой студентов как любительская театральная студия. В качестве руководителя был приглашен молодой актер МХТ, ученик Станиславского, Евгений Багратионович Вахтангов. Весной 1914 года прошла премьера спектакля студийцов «Усадьба Ланиных», которая закончилась провалом, в ответ на который Е.Б. Вахтангов сказал «Давайте учиться!». 23 октября 1914 он преподал студийцам первый урок по системе Станиславского. Этот день считается днем основания Института им. Б.Щукина. Студия Вахтангова совмещала в себе школу и экспериментальную лабораторию и носила название одного из арбатских переулков, в котором тогда располагалась, — «мансуровская». В 1926 году студия получила название Театра им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нем театральной школой, которая в 1932 стала средним специальным театральным заведением. В 1939 году ей присвоено имя актера, любимого ученика Е.Вахтангова, Бориса Щукина. В 1945 году школа получила статус Высшего учебного заведения и с этого момента известна как Высшее театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

    Факультеты Театрального института им. Б.Щукина: актерский, режиссерский

    Актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина. Актерский факультет Театрального института им. Б. Щукина готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете составляет 4 года с очной формой обучения.
    Обучение на актерском факультете Щукинского может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.
    Особенность Театрального института им. Б.Щукина заключается в том, что здесь нет системы мастерских. На каждом курсе работают не «мастер» и его помощники, а вся кафедра мастерства актера. Художественный руководитель курса организует всю учебно-творческую работу на своём курсе и несёт за неё ответственность.

    Международные связи ТИ им Б.Щукина: поддерживается международный обмен, в институте обучаются студенты из Южной Кореи, США, Франции, Израиля, Эстонии, Латвии и стран СНГ

    Известные актеры, окончившие ТИ им. Б.Щукина: Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Маковецкий, Константин Райкин, Максим Суханов, Светлана Ходченкова, Владимир Симонов, Юлия Рутберг, Юрий Чурсин, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Никита Михалков (отчислен с 4 курса за съемки кино, перевелся на режиссерский во )

    Правила приема на актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина:

    Требования Театрального института им. Б.Щукина к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет.
    Прием в Театрального института им. Б.Щукина проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе

    1.Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Чтение наизусть программы из ряда литературных произведений различных жанров: рассказ, повесть, роман, пьеса. Также проводится проверка музыкальных и пластических способностей.

    Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

    2. I тур. Мастерство (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале.. Предполагает чтение наизусть стихотворения, басни (обязательно И.А.Крылова), прозаического отрывка, желательно подготовить несколько произведений каждого жанра). Исполнение несложных сценических этюдов на темы, предложенные комиссией по ходу экзамена. Проверку музыкальности, ритмических и речеголосовых данных — нужно быть готовым исполнить песню и танец, участвовать в выполнении специальных упражнений по проверке пластичности; иметь спортивный костюм и обувь
    На практическом экзамене по мастерству артиста Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: творческие, вокальные способности поступающего, их соответствие выбранной специальности и квалификации, наработанная техника абитуриента.

    3. Устный коллоквиум. Билеты по предложенному списку литературы. Оценивается по 100-балльной шкале. Собеседование по профессиональной ориентации. Выявляет: общий культурный уровень поступающего, знания в области драматургии, театра. Проводится индивидуально с каждым студентом.
    На устном коллоквиуме Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: культурный уровень, знания, эстетические взгляды абитуриента.

    4.Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2017-2018 гг.
    Порог положительной отметки 41 балл. В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в Театральный институт им. Б.Щукина: русский язык (сочинение) и литература (устно).

    Список документов в Приемную комиссию Театрального института им. Б.Щукина для абитуриентов очного отделения актерского факультета Щукинского:
    Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля.
    Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.
    1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
    2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
    3. Аттестат или диплом (подлинник);
    4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
    5. Медицинскую справку (форма 086/у), датированную текущим годом;
    6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
    7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

    Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:
    1. Справку с места работы;
    2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

    Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.
    Театральый институт им. Б.Щукина стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 210 000 рублей в год

    Темы и список литературы Театральый институт им. Б.Щукина:
    Темы к экзамену по литературе.
    1.Человек и история в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    2.Романтический герой в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова
    3.Смысл названия романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
    4. Какие исторические события отражены в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир»
    5. Обломов — «самый обобщенный русский национальный тип» (В.Соловьев)
    6.Можно ли назвать Базарова героем своего времени?
    7.Образ «маленького человека» в русской литературе Х1Х века
    8.»Вечные вопросы» в романах Ф.Достоевского
    9. Что вы знаете о Серебряном веке?
    10. Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
    11. Проза писателей военного поколения (одно из произведений Б.Васильева, В.Быкова, Ю.Бондарева, Г.Бакланова по собственному выбору)
    12. Каких современных писателей вы знаете?

    Вопросы к экзамену «Мастерство актёра» Собеседование.
    1.Прочитайте следующие пьесы, в каждой пьесе выберите роль, которую хотели бы сыграть.
    Объясните свой выбор.
    1. Н.Фонвизин «Недоросль»
    2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    3. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», «Каменный гость»
    4. А.С.Пушкин «Борис Годунов»
    5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Женитьба»
    6. И.С.Тургенев «Месяц в деревне»
    7. А.Н..Островский «Гроза», « Лес»
    8. А.П. Чехов «Чайка», « Дядя Ваня»
    9. А.П. Чехов «Три сестры», «Вишневый сад»
    10. М.Горький «На дне»
    11. М.Горький «Варвары», « Егор Булычев»
    12. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», « Гамлет»
    13. В. Шекспир «Король Лир», « 12 ночь»
    14. Ж.-Б. Мольер «Тартюф», « Дон Жуан»
    15. Ж.-Б. Мольер «Проделки Скапена»
    16. Ф.Шиллер «Коварство и Любовь»
    17. Г.Ибсен «Кукольный дом («Нора»)»
    18. Б.Шоу «Пигмалион»
    19. А.Н. Островский «Бесприданница»
    20. Что Вы знаете о Малом театре 19 века?
    21. Что Вы знаете о М.С. Щепкине?
    22. Что Вы знаете об Александринском театре 19 века? Каких актеров знаете?
    23. Что Вы знаете о К.С.Станиславском?
    24. Что Вы знаете о Московском Художественном театре? Каких актеров-мхатовцев Вы знаете?
    25. Что Вы знаете о Вс.Э.Мейерхольде?
    26. Что Вы знаете о М.А.Чехове?
    27. Что Вы знаете о Е.Б.Вахтангове?
    28. Что Вы знаете о Театре имени Вахтангова? Каких актеров-вахтанговцев Вы знаете?
    29. Современные театральные режиссеры. Назовите кого-нибудь из них.
    30. Расскажите о понравившемся Вам спектакле.
    31. Ваш любимый актер-актриса.
    32. Что Вы знаете о Г.Товстоногове, А.Эфросе, О.Ефремове, Ю.Любимове?
    33. Современные актеры театра и кино. Расскажите об одном из них.
    34. Как возникло у Вас желание поступить в театральный ВУЗ?
    35. Расскажите о театре Вашего города (об одном из театров).
    36. Как вы думаете, что важнее всего для актера, или какими качествами должен обладать актер?
    37. Оперный театр. Назовите известные Вам оперы.
    38. Балетный театр. Назовите известные Вам балеты.

    Как поступить в театральный — этим вопросом, пожалуй, хоть раз задавался каждый, кто живет любовью к кино и театру, кто видит себя исключительно на сцене или большом экране и мечтает о народной славе. Если вы готовы к тяжелой жизни студента-театрала, не против учиться с утра до ночи и каждый день работать над собой, то спешите ознакомиться с деталями процесса поступления и начинайте готовиться уже сейчас.

    Процесс поступления в театральные учебные заведения сводится к нескольким этапам, которые принципиально ничем не отличаются друг от друга.

    Отборочная консультация

    Сначала абитуриент проходит отборочную консультацию и предэкзаменационные прослушивания, которые называют турами.

    По прибытии в вуз нужно лично предъявить паспорт. В некоторых учебных заведениях, чтобы попасть на отборочную консультацию, необходимо заранее записаться, отправив письмо на адрес электронной почты, который можно узнать на сайте вуза, а в некоторых вы просто попадаете в живую очередь.

    Чтобы не пропустить период проведения этих прослушиваний, нужно узнать на сайте учебного заведения номер приемной комиссии и узнать даты. Консультации обычно начинаются уже в апреле.

    Предэкзаменационные прослушивания

    К турам готовят программу — подбирают определенный материал, с которым потенциальный студент будет выступать на прослушиваниях. Обязательно требуется подготовить стихотворение, отрывок из прозы, басню, которые учатся наизусть.

    На всех прослушиваниях читается одна и та же программа — выступив с одним материалом на отборочной консультации, больше не следует вносить изменения.

    Слушают абитуриентов члены комиссии — как правило, это несколько педагогов вуза и мастер — тот из них, кто набирает себе курс. Мастер может не слушать вас на первом туре, но непременно появится на следующих.

    Прослушивания с первого по третий тур считаются вступительными экзаменами. На них абитуриенты снова выступают со своей программой и выполняют дополнительные творческие задания.

    Всегда проверяют вокал — это не значит, будто вы станете певцом , но вокальная подготовка является важным навыком для работы в театре и кино. Но разные преподаватели могут просить показать что угодно — придется и станцевать, и проявить способности к импровизации, продемонстрировать другие свои таланты — игру на музыкальном инструменте, гимнастические навыки и т. п.

    Экзамены

    Апофеозом становится так называемый конкурс — финальный творческий конкурс при поступлении в театральный вуз. Отличается от предыдущих прослушиваний он тем, что количество поступающих существенно снижается, претензии к отбору ужесточаются, и слушать участников будет уже максимально большое количество педагогов во главе с мастером.

    Если поступающий раньше не демонстрировал свои вокальные умения и пластику, могут попросить показать их на конкурсе. Возможно, попросят сделать этюд — сыграть мини-сценку на заданную тему, рассказать скороговорки.

    После творческого конкурса остаются конкурсы общеобразовательные.

    Выпускники российских школ предоставляют свои результаты по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русском языку и литературе, а поступающие с высшим образованием, закончившие школу до 2009 года и иностранцы сдают экзамен по этим двум предметам в самом вузе.

    Абитуриенты в украинские вузы подают результаты Внешнего независимого оценивания (ВНО) по истории Украины и украинскому языку и литературе; экзамен по этим предметам сдают в вузе иностранцы, люди с высшим образованием и получившие среднее образование до 2008 года.

    Все поступающие пишут сочинение и участвуют в коллоквиуме. Этот этап является проверкой общей эрудиции и культурного фона абитуриента, поэтому при наличии пробелов по этой части стоит получше подготовиться: будут вопросы о литературе, истории, театре, теории сценического искусства.

    Только пройдя отборочную консультацию в учебном заведении, абитуриент может подать документы. Делается это, чтобы отсеять ненужных людей на начальных этапах и не тратить ресурсы на обработку лишней документации — желающих поступить в театральный вуз в России в основном приходится по двести человек на место и больше. В украинских вузах конкурс меньше в десять раз, но поступить по-прежнему очень нелегко.

    Следует подготовить такие документы:

    • заявление на имя ректора;
    • копия паспорта (показать оригинал в вузе);
    • копия справки о присвоении идентификационного номера;
    • аттестат о среднем образовании либо диплом;
    • результаты ЕГЭ либо ВНО;
    • медицинская справка формы №086-У;
    • фото 3 х 4 в количестве 6 шт.;
    • парням — военный билет либо прописное свидетельство.

    Вузы требуют подавать оригиналы документов. Поэтому если вы поступаете в несколько вузов сразу, придется сделать нотариально заверенные копии подлинников.

    Готовиться к поступлению в театральный нужно как минимум за год.

    Поступайте сразу во все театральные вузы выбранного вами города, дабы увеличить свои шансы. Не забудьте узнать подробную информацию о каждом вузе, какая там «школа», какие педагоги, кто мастер, который набирает курс.

    Не забывайте про самообразование — читайте много художественной литературы, ознакомьтесь с трудами Станиславского и Михаила Чехова (заодно на коллоквиуме не спутаете его с Антоном Павловичем), обязательно почитайте про историю театра.

    Приходить на прослушивание вы должны выспавшимися, здоровыми и в боевом расположении духа — будет обидно, когда из-за такого состояния вы не сможете поступить.

    Когда будете представляться комиссии, постарайтесь звучать ровно и уверенно, несмотря на внутренние переживания.

    Помните, по сути ваша основная задача — произвести впечатление именно на мастера. До начала прослушиваний узнайте, что это за человек, как он преподает, где он играл, какие спектакли он ставил — составьте мнение о том, что ему близко и чем его можно заинтересовать.

    Поступающие заходят на прослушивание десятками; в первую-вторую можно особо не стремиться, а вот дальше уже будьте поактивнее. Не тяните время: педагоги тоже люди, они устают, раздражаются, внимание к концу дня рассеивается, и вас могут просто не оценить по достоинству.

    Как составить программу

    Вопрос о подготовке программы должен беспокоить вас сразу же после вопроса о том, как поступить в театральный. Вы должны хорошенько продумать свой репертуар, изучить, пропустить через себя и потом на прослушиваниях не выглядеть фальшиво. По этой же причине не советуется менять программу во время туров — на качественную переподготовку уходит очень много времени.

    Подготовьте несколько вариантов каждого произведения, желательно по три стихотворения, басни и прозаических отрывка.

    Рекомендуемый список литературы часто вывешивают на сайтах вузов, не поленитесь и изучите, но можете попробовать выучить что-то по собственному желанию. Для прозы и стихов лучше выбирать что-то из классической литературы. Категорически не нужно читать свое авторское творчество — важно не то, умеете ли вы писать стихи , а то, как вы можете передать чужое послание зрителям. Ищете басни — берите Крылова и не ошибетесь.

    Главный принцип подбора произведений — готовьте, то что близко вам, то, что вы можете понять и передать зрителю.

    Постарайтесь выбрать разноплановые произведения, но в соответствии с вашим типажом. Оцените себя со стороны и решите, как себя подать: может быть вам подходит образ романтического героя, а может быть вы — натуральный комик? Несовпадение внешнего типажа и материала может оказаться фатальным для вашего театрального будущего.

    Желающие поступить в театральный часто обращаются за помощью к профессиональным педагогам, ходят на курсы, но помните: такой подход лишает ваше выступление индивидуальности, ведь все произведения и способ их подачи будут выбраны не вами. В любом случае, о подобном опыте подготовки комиссии лучше не говорить — все хотят, чтобы студент изначально не был приправлен чужим опытом и видением актерского мастерства.

    Выступая с программой, начинайте декламировать с той части произведения, на которой вы ставите главный акцент. Не думайте, будто сейчас вы расскажете вступление, а потом гениально подведете к яркому моменту — комиссия вас долго слушать не будет, а заинтересовать слушателей вы должны сразу же.

    Ваш внешний вид

    Девушкам нужно подчеркнуть свою женственность. Наденьте юбку либо платье средней длины, короткая юбка комиссию явно не обрадует, так же как и юбка в пол. И в целом не надевайте ничего вызывающего. Совсем плоская обувь или высокая шпилька — не вариант, выберите средний каблучок.

    Яркий макияж не одобряется, но и совсем без него приходить не стоит — остановитесь на натуральном легком макияже с акцентом на глаза. Волосы следует убрать в хвост, в любом случае возьмите с собой резинку.

    Юношам следует одеться просто и прилично: классические брюки, рубашка или футболка подойдут как нельзя кстати, а вот пиджак не надевайте — он не должен сковывать в движениях. Никаких экстравагантных нарядов и спортивной обуви, ваш выбор — туфли. Растительность на лице тоже не приветствуется, поэтому лучше гладко побриться.

    Помните, оценка актерского мастерства — само по себе действие довольно субъективное, и не расстраивайтесь в случае провала. Большинство известных актеров пробовали поступить в театральный и во второй раз, и в третий, прежде чем у них что-то вышло. В любом случае вы получаете ценный опыт и знания, которые в будущем сыграют вам на руку.

    Поступить в театральный вуз трудно, там всегда большой конкурс, даже в провинциальных на моей памяти было по 10-20 человек на маесто, а уж в Мск... Выбирать, какой лучше, нет смысла: этим вы только снижаете свои шансы на успех. Поступайте во все, которые сумеете охавтить за одну вступительную кампанию, выбирать будете в конце, если поступите сразу в несколько. Сначала все пробуются в московские вузы. В некоторых провинциальных вузах специально делается допнабор в августе, чтобы слетевшие с последних туров в Москве успели поступить. Ближайший к Мск - Ярославский.

    Что касается чтецкой программы и тд... Конечно, если есть возможность поучиться на подкурсах, это несколько повышает ваши шансы на успех. С другой стороны, истоии про людей, зашедших на прослушивание по дороге в магазин и взятых прямиком на конкурс (так называется послежний тур отбора), тоже не редкость. Такие люди в первую очередь берут тем, что относятся к результату легко, не заморачиваются, не зажимаются, ведут себя нагло и тем выделяются на фоне трясущихся и заикающихся от волнения кандидатов, с детства мечтавших посвятить себя искусству. Тем не менее, мой совет не ехать "на дурачка". Во-первых, описанные выше ситуации происходят преимущественно с юношами: их меньше в разы, для девушек конкуренция беспощадная. Во-вторых, даже если вы щедро одарены и созданы для театра, в ситуации прослушивания вам нужно это продемонстрировать в очень сжатый срок, как в рекламном ролике, чтобы замылившийся за день глаз отборщика мгновенно загорелся и выделил вас из толпы. Если вы до сих пор никак с театром не соприкасались, то найдите себе опытного рептитора (актера), которых подскажет вам, как выгоднее себя подать, какой выбрать репертуар (отрывок, стихи, басни или что там сейчас слушают). Где-то вас могут попросить спеть (будьте к этому готовы), если у вас есть какие-то дополнительные умения - музыкальные, танцевальные, спортивные - подготовьте короткий номер, который их при случае выгодно продемонстрирует. Но не лезьте с вашими шпагатами и сальто, пока вас о них не спросят. Это раздражает.

    Что еще в ваших силах? Проинформируйте себя о мастерах, набирющих курсы в год вашего поступления. Сходите (съездите) на выпускные спектакли, там вы увидите, кого они набрали в прошлый раз))) Прикиньте, похожи ли вы на кого-то из студентов (это подскажет вам, в каком "амплуа" вам выгоднее выступить на показе). Часто мастера сознательно или бессознательно выбирают одни и те же типажи и из сентиментальных соображений как минимум обратят на вас внимание, если вы напомните им кого-то с прошлого курса. Но это уже лирика. Кстати, многие театральные абитуриенты поступают не с первого, а со второго и третьего раза, что говорит о немаловажной роли опыта в этом деле. Но не забывайте, что с возрастом ваши шансы понижаются: в 20 - 21 год вам могут заявить, что вы уже "старая".

    И последнее: не зацикливайтесь на этом. Поступить в театральный институт еще значит стать звездой сцены. Конкуренция в актерской среде колоссальная, ежегодно пять московскх вузов выпускают каждый по 20-30-40-50 человек, из них в хорошие театры попадают единицы. Плюс из провинции тоже льется нескончаемый поток безработных... провинциальный театр - место для бессребреников с крепкими нервами. Кинематограф наш, простите, в плачевном состоянии, в Голливуд вы вряд ли попадете... короче говоря, подумайте несколько раз, стоит ли оно того, но если труба зовет, тогда езжайте и пробуйте. Учиться в театральном институте невероятно увлекательно. Такой веселой и насыщенной студенческой жизни не будет больше нигде (это вам не пять лет за партой сидеть). Но учтите, что и расслабляться много не придется. С первых курсов беспощадно отчисляют бездельников. Занятия начинаются утром и заканчиваются вечером. Курс станет вашей семьей, мастерство и сценречь - личной жизнью. Театральный вуз - секта, среда фанатиков. Если вы готовы к этому - тогда удачи. И да, оно того стоит.