Как правильно подбирать роликовые коньки. Как выбрать роликовые коньки по размеру и другим параметрам

Как правильно выбрать роликовые коньки, чтобы они подошли, были удобными и недорогими? (10+)

Подбираем роликовые коньки

У человека, который захотел приобрести первые роликовые коньки в своей жизни (или же он катался на них, но только в детстве), появляется много вопросов. Какие ролики купить? На что стоит обратить внимание? Как правильно их выбрать? В данной статье мы постараемся ответить на все основные вопросы, возникающие у новичков, и отметить важные моменты, относящиеся к выбору роликовых коньков.

Самое главное, что Вам следует знать, - это то, что если Вы хотите качественные роликовые коньки, то никогда не стоит покупать их от «китайских» производителей, которые никому не известны. Даже несмотря на то, что Вы не хотите ставить мировые скоростные рекорды, не задумываетесь о первых местах в разных соревнованиях, Вы собираетесь всего лишь кататься раза 2 в неделю, то все равно Вам выбирать нужно качественный товар. Если же Вы купите дешёвые ролики от никому не известных производителей (на рынке или же с витрин магазинов), то это может испортить Вам ноги, настроение и скорее всего отобьёт у Вас желание (или же Вашего ребёнка) вставать на них ещё когда-нибудь.

Для того, чтобы выбрать правильные роликовые коньки, Вам следует понимать, для чего именно Вам они необходимы. Выбирать лучше всего из следующих видов: агрессивное или скоростное катание, слалом или простая езда, а может просто катание в удовольствие на городских «покатушках».

Виды роликовых коньков

Чем же отличаются между собой ролики? Давайте рассмотрим основные их виды:

  • Ролики для агрессивного катания . Они включают в свой состав жёсткий и тяжёлый ботинок, маленькие колеса, низкую раму, на них довольно проблематично развить большую скорость. Сконструированы они только для трюкового катания, новичкам, которые не имеют представления о базовых навыках катания, это вряд ли станет подвластным. Ведь стоит отметить, что на подобных роликах учиться не так просто. Выходит, что подобные коньки нельзя покупать новичкам. Вообще существует не так много производителей, которые занимаются производством роликов для агрессивного катания.
  • Роликовые коньки для скоростного катания или беговые . Они предназначены для марафонского или скоростного катания. Покупают их в основном «скоростники»-профессионалы. Но учиться в них кататься довольно проблематично. Тем более, что они маломанёвренные и не очень подходят для покатушек по городу.
  • Роликовые коньки для слалома . Этот вид роликов не очень сильно отличается от основной массы роликов для фитнеса. Наиболее популярными моделями, которые продаются в России, выступают от компании Rollerblade ролики Twister. На подобных роликах можно учиться кататься, но они имеют довольно высокую ценовую планку, а для новичков это нецелесообразно.
  • Ролики для FreeSKate или ФСК . Данная серия роликовых коньков предназначается для «полуагрессивного» катания. Они отлично подойдут для катания по городу, а также для выполнения разных трюков. Стоит уточнить, что по своей конструкции они включают в свое строение особенности как агрессивных роликов, так и роликов для фитнеса. Кстати, они имеют высокие скоростные качества. Если не рассматривать ценовой уровень подобных роликов, то они неплохо подойдут для новичка, имеющего амбициозные цели. В текущем году в категории фрискейтовых роликов имеются такие достойные модели, как K2 IL Capo, K2 The Don, Rellorblade Fusion X7, Rollerblade Fusion X5.
  • Специальные роликовые коньки . В эту категорию входят мало распространённые и узкоспециализированные роликовые коньки. Например, "внедорожники" и ролики для хоккея. На самом деле подобная категория не предназначается для начинающих роллеров. При покупке подобного вида роликов Ваше обучение лишь замедлится и усложнится.
  • Фитнес ролики . Это самые распространённые роликовые коньки. Они предназначены для отдыха на роликах, а также получения полного удовольствия от непринуждённого катания. Это отличный вариант для новичков. Но эта категория имеет свои отличия и особенности.

Чаще всего советуют новичкам начинать именно с «фитнес» роликовых коньков. Конечно же, на это существует несколько причин:

  • Цена . Ролики для фитнеса стоят в несколько раз дешевле, чем специализированные.
  • Обычно в течении первого сезона катания на роликах человек определяется, в каком направлении он хочет дальше развиваться, после этого он их меняет. Стоит только представить себе, если вдруг Вы захотели заниматься трюковым катанием, приобрели дорогие ролики, но через год выяснилось, что это Вам больше неинтересно. Конечно же, станет обидно.
  • Особенности строения роликовых коньков . Специализированные ролики обычно имеют довольно специфическое строение. Некоторые модели вообще принято характеризовать, как «испанские сапоги». Новичок, начавший свой роллерский путь с подобных агрегатов, скорее всего после этого закинет их навсегда в «тёмный угол».
  • Разные техники катания . Большая разница, в каких роликах Вы проедете, например, 30 километров, на беговых или фрискейтовых, как говорится, «Это небо и земля».

Если Вы подбираете роликовые коньки для фитнеса для мужчин, то Вам следует обратить внимание на такие модели, как K2 IL Capo 2009, Rollerblade SPARK X1 2010, Rollerblade Spark 2009, Rollervlade Spark Pro 2009. Для девушек же подойдут такие роликовые коньки, как Rollerblade Spark W 2009, K2 Helena 80 W 2009, Rollerblade Spark LX W W 2009, Rollerblade Activa 360 W 2009.

Стоит отметить, что для детей раздвижные ролики фитнес категории представлены обычно отдельным товарным рядом. Наиболее отличительной чертой подобных роликов выступает возможность изменения размера ботинка. С помощью подобной особенности Вам не надо будет каждый год покупать своему ребёнку новые ролики из-за того, что старые просто стали малы.

Базовые характеристики роликовых коньков

Выбор цвета, дизайна и т. д. роликовых коньков стоит оставить лишь на Ваш вкус. Но отдельно стоит рассмотреть базовые характеристики роликовых коньков.

Ботинки

  • Жёсткие . Роликовые коньки произошли от горнолыжных ботинок, это очень сильно проявляется на некоторых агрегатах. В этом случае ботинок выполнен из пластика, он жёсткий, а внутри у него есть сапожок, который при необходимости можно вынуть и постирать, даже некоторое время в нем можно ходить. Подобный ботинок содержит хорошую боковую поддержку для ноги, износостойкость и ударопрочность, но при этом он тяжёлый и довольно часто натирает ноги. Для крепления в подобных ботинках применяют клипсы.
  • Мягкие . Производители роликов с некоторого времени перешли на мягкий ботинок, в нем сочетается также и пластиковая конструкция. Но в отличии от жёсткого ботинка, данная конструкция облегчена и имеет мягкий несъемный (в большинстве случаев) сапожок. Подобная конструкция позволила сделать ролики лёгкими, комфортными и с отличной вентиляцией. Но из-за подобной конструкции порой бывает недостаточно боковой поддержки. В отличие от жёсткого ботинка в данной конструкции используется 3 вида крепления: пяточный ремень, шнуровка и клипса. Благодаря этому можно намного проще отрегулировать необходимую силу крепления

Клипса и манжета

Главной функцией этой связки выступает фиксация голеностопна. Кстати, для роллера очень важной является боковая поддержка ноги. Слишком мягкий каф или слабо затянутая бакля могут привести к перелому голени. Порой вместо бакли применяется ремень с липучкой. Но роликов с последним видом крепления стоит избегать.

Кстати, боковая поддержка проверяется следующим образом: попробуйте завалить ролик наружу и вовнутрь ступни. Но подобные «испытания» следует производить лишь при правильно одетом роликовом коньке. Если он слишком просто заваливается, то для Вас в данной модели боковая поддержка недостаточная.

Если же Вы не можете примерить ролик, то следует обратить внимание на брендовую марку. Боковая поддержка роликовых коньков от мировых брендов идеально подходит для обычного роллера.

Пяточный ремень

Из названия уже сразу становится понятно, что он предназначен для фиксации пятки. Порой вместо пяточного ремня устанавливается бакля. Кстати, в последнем случае, нога будет зафиксирована намного лучше, но подобный уровень фиксации потребуется только фрискейтерам и слаломистам. Для фитнес-катания Вам вполне хватит обычной липучки.

Рама

  • Металлическая . Создаётся из лёгких магниево-алюминиевых сплавов. Подобные рамы имеют высокую жёсткость, благодаря чему лучше передаётся толчковое усиление, но неровности амортизируются намного хуже. Конечно, подобную раму можно погнуть, но для этого Вам придётся хорошенько постараться.
  • Углепластиковая или карбоновая (cc или carbon composite). При катании по неровной поверхности рамы меньше «отдают» по ногам. Они немного тяжелее металлических и несколько хуже передают толчковое усиление из-за того, что они мягче. Подобные рамы не гнутся, но при большой нагрузке они могут треснуть.

Колеса

Обычно они различаются по диаметру, измеряются в жёсткости и в миллиметрах в условных единицах. Допустим, на колёсах написано 78/80А, это обозначает, что жёсткость у них - 80А, а диаметр - 78 мм. Чем больше диаметр колеса, тем быстрее можно на них разогнаться, тем меньше они будут чувствительны на асфальтовые неровности. Но при покупке колёс, после стирания базовых (шедших в базовой комплектации), следует не забывать про длину рамы роликовых коньков, которая указывается между центрами крайних колес.

Подшипники

Они различаются как маркой, так и классом точности: ABEC-9, ABEC-7, ABEC-5, ABEC-3, ABEC-1. В фитнес роликах среднего уровня установлены ABEC-5 или ABEC-3, но следует отметить, что на качество самих роликов принципиально они никак не влияют, не слушайте «происки» продавцов об их различии. Подшипники - это расходный материал, в любой момент можно заменить третьи на пятые. Сами цифры рассказывают о классе точности подшипника, о скорости, которую он может выдать. Но порой вообще невозможно отличить третьи от пятых. В самом ролике 8 подшипников (в каждом), получается, что на каждое колесо - по 2 штуки. Самое главное, что Вам стоит запомнить это следующее: не стоит из-за классов подшипников отдавать предпочтение тем или иным роликовым конькам.

Штатный тормоз или штатник

На счёт этого очень любят поспорить роллеры. Даже несмотря на то, что он является достаточно полезным и удобным устройством. Его включают в ролики специально для новичков, ведь тормозить с его помощью намного проще, чем другими способами. Помимо этого, его применяют не только новички, многие опытные роллеры также его используют. Этот тормоз снимают только те, кто занимается активно слаломом, хоккеем или фрискейтом, в подобных дисциплинах штатник - это очень серьёзная помеха.

Какие же выводы можно сделать из всего выше сказанного?

Самые подходящие для новичка роликовые коньки - фитнес модели, при их выборе стоит обратить внимание на то, как сидит ролик на вашей ноге, а после этого уже следующее: какая у него рама, колеса и подшипники.

Чтобы не начинать с бесконечно длинных предисловий о прелестях и пользе катания на роликовых коньках, сразу определимся с установкой: мы хотим купить роликовые коньки и, столкнувшись с огромным разнообразием видов, нуждаемся в совете.

Советовать нам будет профессиональный инструктор Андрей Коробейников .

Фото: flickr.com / US CPSC

«Начнём с того, что советовать, какие ролики выбрать, нужно только человеку начинающему. А для таких есть только один выбор - стандартные фитнес-ролики. Подбирать нужно будет только отдельные характеристики в рамках этого класса роликовых коньков. Всё остальное — агрессивные, беговые, внедорожные — это узкоспециализированные ролики, на которые новичка ставить не стоит, а иногда и просто опасно. Если человек будет готов сделать свой выбор, он сам это поймёт, но тогда ему уже мои советы будут не нужны, он в этом вопросе к тому времени будет разбираться достаточно хорошо», — с ходу начал объяснять Андрей.

Несмотря на такой старт, во второй части статьи мы всё же расскажем и о других классах роликовых коньков, их особенностях и предназначении. Пока же попросим Андрея дать советы, как же правильно выбрать обычные роликовые коньки — фитнес-ролики, как он их назвал.

«Главный совет — ни за что не покупайте дешёвые китайские ролики. Это настолько неприятно, что потом и кататься больше не захочется. Это и опасно — в китайских роликах не соблюдены меры предосторожности, поэтому очень легко получить травму практически на ровном месте — из неправильной конструкции рамы, башмака и тормоза», — напутствовал инструктор.

Ботинок

Фото: flickr.com / Joe Loong

Первое, на что все обращают внимание в роликах — ботинок. Ещё бы, ведь он составляет три четверти от всех роликов и, как кажется, является главной деталью в коньках.

В глобальном смысле ботинки делятся по типу на две большие категории: жёсткие и мягкие. Их очень легко распознать визуально. Жёсткие ботинки сделаны из разных сплавов пластика, мягкие же похожи на обычные кроссовки — в них используются те же разработки для вентиляции ноги, те же материалы.

«По большому счёту, решающих преимуществ ни у того, ни у другого вида ботинка нет — это дело вкуса. Главное — не выбирать ботинок на вырост, если, например, речь идёт о ребёнке. Для таких целей есть специальные детские ролики с раздвигающимся ботинком. Они покрывают от трёх до пяти размеров, чтобы не было необходимости менять пару каждый год. Нужно, чтобы ботинок плотно облегал всю ногу, крепко фиксируя голень и нога в голеностопном суставе не могла выгнуться в бок даже теоретически. Чем плотнее ботинок держит ногу, тем лучше. Во многом это зависит от креплений, на которые застёгивается ботинок. Шнурки можно выбирать только в сочетании с клипсами. Я бы советовал выбирать клипсы, которые не нужно постоянно подгонять под размер и затягивать — есть такие, которые можно просто застёгивать и расстёгивать лишь раз, изначально выбрав степень натяжения. Всё остальное — дело вкуса», — советует Андрей Коробейников.

Важный совет: если вы собираетесь кататься на роликах в своё удовольствие, а не планируете использовать их как средство для передвижения по городу, не покупайте коньки с отстёгивающимся ботинком. Такая конструкция только с виду кажется удобной. Пользоваться же в реальной жизни вы ей будете редко, а сам механизм крепления рамы с колёсами к ботинку не считается надёжным и часто ломается, заставляя идти в магазин за новой парой роликов.

Колёса

Фото: flickr.com / Nigel Kwan

Второй из списка трёх важнейших компонентов роликовых коньков — это, собственно, колёса, на которых и предстоит ездить. От них во многом зависит скорость роликов, их мягкость и устойчивость.

Выбор колёс заключается в выборе двух важных факторов: размера колес и жёсткости материала, из которого они сделаны. Размер обозначается в миллиметрах и для фитнесс-роликов обычно варьируется от 76-ти до 100-а миллиметров, а жёсткость обозначается цифрой от 72-х до 85-ти с заглавной буквой А рядом, например 82А — самая популярная жёсткость для фитнесс-роликов. Чем цифра меньше, тем колёса мягче.

«Всё просто: чем больше колёса роликов, и чем они мягче, тем более мягко будут катиться ролики, тем комфортнее будет вам на них кататься. У нас в стране на обычной улице асфальт далеко не ровный и состоит из сотен тысяч маленьких выступающих камешков, поэтому на маленьких колёсиках с большой жёсткостью вы будете себя чувствовать так, как будто едете по кухонной тёрке. Я бы советовал для максимального комфорта выбирать колёса диаметром от 84-х и до 100-а миллиметров с показателем жёсткости не выше 80-82А. Чем меньше жёсткость, тем быстрее будут стираться колёса, но в любом случае при катании раза два-три в неделю даже самых мягких колёс должно хватить на сезон», — объяснил инструктор по катанию на роликовых коньках.

АиФ.ru настоятельно советует не покупать ролики с колёсами, или отдельно колёса, на которых отсутствует маркировка, соответствующая описанным принципам. Такие колёса в основном — китайская продукция, которая быстро выйдет из строя.

Подшипники

Фото: flickr.com / Jan Andersen

Третья из важнейших составляющих правильного выбора роликов — шарикоподшипники, или просто подшипники. Как и у колёс, у них есть специальная маркировка, которая позволяет сделать правильный выбор. Подшипники, которых на каждое колесо необходимо по две штуки, разделяются на 5 классов точности и обозначаются: ABEC-1, ABEC-3, ABEC-5, ABEC-7 и ABEC-9.

«Не вдаваясь в подробности конструкции, объясню, что нужно знать новичку. Чем цифра на подшипнике после аббревиатуры ABEC выше, тем подшипник будет ехать быстрее. Но тем он будет и хрупче. Стандартный выбор для начинающих — ABEC-3. Подшипники этого класса обеспечивают достаточно быструю езду и вполне долговечны. Они нормально реагируют на не самые точные при учёбе шаги, когда сильно стукаешь коньком об асфальт. После того, как техника сформировалась и ты уверенно стал держаться на коньках, следующие подшипники можно взять класса ABEC-5», — пояснил Андрей.

Для обычных роликов двух этих классов достаточно. Они обеспечивают нужную скорость, комфорт и надёжность. Отметим, что, вопреки многим инструкциям, когда подшипники начинают шуметь, шипеть и, не хотелось бы, конечно, но скрипеть, не стоит их смазывать, лучше просто купить новые. Они легко меняются и универсальны — продаются в любом магазине, где торгуют хорошими роликовыми коньками.

Остальные классы, ABEC-1, ABEC-7 и ABEC-9, предназначены для специализированных роликов. Первые прочны и поэтому используются для выполнения трюков, в которых нужно часто прыгать и приземляться всей массой на колёса. Последние два — гоночные. Они хрупкие и не выдержат езды по российскому асфальту. Они стоят дорого и их придётся менять очень часто.

И, как обычно, мы должны посоветовать не покупать ролики с подшипниками, или подшипники отдельно, на которых нет маркировки с буквами ABEC и нечётными цифрами от 1 до 9.

«Я бы ещё посоветовал вместе с роликами купить и защиту. Шлем для людей, которые делают свои первые шаги, может и будет небольшим перебором, доставляющим дискомфорт, но перчатки и наколенники — полезная вещь, которая убережёт от царапин и ссадин и сэкономит деньги на покупку новых джинсов. Налокотники же помогают весьма редко — катаясь на роликах, сложно приземлиться на локти», — подсказал инструктор.

Мы перечислили три основных момента, на которые стоит обратить внимание при выборе роликов. Остальное — цвет, материалы, цена, дизайн — на выбор покупатели и вряд ли повлияет на качество катания.

Можно приступать к знакомству со специализированными моделями роликовых коньков.

Агрессивные ролики

Фото: flickr.com / mmphotography.it

Ролики для агрессивного стиля катания — специальные коньки, предназначенные для тех роллеров, которым наскучило пересчитывать километры парковых дорожек и захотелось испытать настоящих острых ощущений. На этих роликах прыгают, катаются по перилам, выполняют трюки в рампах и халфпайпах, съезжают со ступенек…

Логично, что коньки, используемые для таких целей, должны быть максимально выносливыми и ударостойкими.

«Отличить такие ролики очень просто. Они очень широкие. Внешняя часть ботинка выполнена исключительно из жёсткого пластика. Массивную пластиковую раму, в отличие от фитнесс-роликов, где рама может быть и металлической, и углепластиковой, украшают четыре малюсеньких колёсика. У таких роликов нет тормоза, а посередине между колёсами имеется специальная пластиковая вставка, предназначенная для скольжения по перилам, чтобы рама в том месте, на котором скользишь, не протиралась слишком быстро и не трескалась», — рассказал Андрей.

Если в обычных роликах колёса размером 76-100 миллиметров обладают жёсткостью 72-85А, то в арессивных размер не превышает 64-х миллиметров, а зачастую может достигать и 44-х миллиметров. Ступица в таких колёсах не имеет спиц, чтобы те не ломались при частых прыжках. Жёсткость же колеса — не ниже 85А. Иногда этот показатель достигает и 100А. Есть ещё и миниатюрные колеса с показателем жёсткости 50R — в два раза жёстче 100А.

«Такие колёса ставят на место второго и третьего обычного колеса, чтобы места в середине рамы для катания было больше, а сцепления колёс с поверхностью — меньше. Тогда колёса не будут цепляться за поверхность, по которой скользишь», — объяснил Андрей.

Сами ролики практически неубваемы. Редко менять приходится только колёса и подшипники с маркировкой ABEC-1.

Беговые ролики

Фото: flickr.com / Adam Lederer

Как следует из названия, беговые роликовые коньки предназначены исключительно для бега. Это профессиональный спортивный снаряд. На них проводятся отдельные соревнования, но они же служат и отличной заменой обычным конькам, на которых выступают конькобежцы.

Как и коньки для бега отличаются от обыкновенных коньков, в которых мы катаемся зимой на катках, беговые ролики отличаются от фитнесс-моделей.

Первое, главное и самое заметное отличие — пять колёс вместо четырёх. Удлинённая рама и увеличенное количество колёс обеспечивают максимальную устойчивость и сцепление с дорогой, что необходимо особенно в поворотах, в которые на этих роликах спортсмены входят на огромных скоростях. Последнее время, кстати, появилось много моделей с четырёхколесной удлинённой рамой, которая продолжает выполнять функции пятиколёсной благодаря колёсам с повышенным сцеплением с поверхностью и с увеличенным диаметром — более 100-а миллиметров.

Вторая особенность — заниженный ботинок. Иногда эти ботинки сравнивают с кандалами — так сильно они фиксируют голеностоп. Это необходимо для максимальной передачи энергии толчка роликам, большей безопасности и нивелирования погрешностей, чтобы спортсмен мог максимально использовать свою технику.

«Беговые ролики — это область высоких достижений. В них всё рассчитано до миллиметров. В рамах используются космические материалы, чтобы, сохранив жёсткость и прочность, максимально облегчить конструкцию. Подшипники чаще всего используют ABEC-7 или АВЕС-9. Колёса тоже специальные, с увеличенным диаметром в 90-100 миллиметров, а иногда и больше. Кроме того, профиль колёс похож на заточенный карандаш. Это сделано для максимального сцепления в поворотах. В некоторых, профессиональных моделях, ботинок подгоняется под ногу спортсмена с помощью уникальных материалов, деформируемых под ногу под действием высоких температур», — рассказал инструктор.

Внедорожники

Фото: flickr.com / Ian Kennedy

Всегда есть люди, которые цивилизованным асфальтовым дорожкам города или скейтпарку предпочитают дикое, но свободное бездорожье. Для них производят автомобили-внедорожники, горные dirt-велосипеды, специальную обувь. Не забыли о любителях природы и производители роликовых коньков.

Если обычные ролики традиционно «боятся» даже небольшого дождика: подшипники портятся, скользят на влажной поверхности... То специальные ролики-внедорожники избавлены от этих напастей. Но, чтобы достичь этого, производителям пришлось попотеть.

Внедорожники больше остальных специальных моделей отличаются от фитнес-роликов. Они могут быть четырёхколесными: два маленьких колеса посередине и два огромных резиновых надувных колеса размером от 200 миллиметров, располагающиеся за пяткой и перед носком ролика. Могут быть и трёхколесными — с тремя большими резиновыми надувными колесами не менее 150 миллиметров, расположенными в ряд под ботинком. Бывают и двухколёсные модели — в них нет колёс под ботинком, вместо них сплошная рама, а два колеса расположены за пяткой и перед носком.

Такие колёса повышают проходимость, не застревают даже в достаточно больших выемках в «дороге», ездят по траве, а специальные водостойкие подшипники не боятся влаги. Рамы в таких роликах выполнены из специальных металлических сплавов. Здесь уже не имеет значения вес, главное — прочность.

«Покупать внедорожные ролики как первые — нет смысла. Для катания на них нужна особая техника и немалый опыт. А учиться кататься при таких особенностях очень сложно. Если уж хотите колесить по бездорожью, то лучше год поучиться на недорогих фитнесс-моделях, и только потом браться за внедорожники», — советует Андрей Коробейников.

Существуют также специальные ролики для игры в хоккей, для слалома, для фрирайда… Но эти модели мало чем отличаются от обычных фитнес-роликов или от агрессивного варианта роликовых коньков.

Прежде чем покупать роликовые коньки, необходимо получить базовую информацию об этом спортивном инвентаре. Ролики являются важной частью устроенной системы конька, нередко спроектированной с учётом различных комбинаций свойств. Конечно же, важным для выбора видится подбор роликовых коньков по размеру и конфигурации. Также имеют значение: уровень мастерства, конкретная спортивная дисциплина, виды поверхностей и условия катания. Эти знания помогут роликовые коньки или в случаях необходимости заменить ходовые ролики на уже имеющемся инвентаре.

Колёса (диски) роликовых коньков – аксессуар такой же важный, как, например, шины для автомобиля. На практике используются системы с набором дисков:

  • различного диаметра (миллиметры),
  • разной конструктивной формы (профиль),
  • разной степени твердости (единицы Шора),
  • различной степени ката (отзывчивость и сцепление).

Конструкция каждого ролика несёт уникальный отпечаток, помогающий определить, как тот или иной ролик работает в условиях различных конькобежных дисциплин и на поверхностях катания.

Роликовые коньки для отдыха обычно наделяются небольшими, средней мягкости колесами, имеющими хорошие сцепляющие свойства в плане управления скоростью и вибрацией.

Скоростные роликовые коньки оснащаются более крупными, высокой степени жёсткости роликами, поскольку гонки обычно выполняются на предсказуемых поверхностях.

Система конька на роликах: 1 — манжета; 2 — футеровка; 3 — зажим микрометрической затяжки; 4 — поддержка язычка; 5 — фрамуга; 6 — колесо (ролик); 7 — H-блок (бочка); 8 — мост; 9 — днищевая пластина

Если приоритетом является маневренность, здесь лучший вариант для выбора — роликовые коньки, оснащённые роликами малых диаметров.

Основные компоненты колесного диска (ролика):

  • полиуретановая шина,
  • подшипник,
  • распорки,
  • ступица или сердечник.

Промышленный стандарт размера диаметра большинства роликовых колесных дисков — 24 мм. Диаметр роликов традиционно измеряется в миллиметрах. Кроме этого применяется идентификатор Шора , определяющий жёсткость материала дисков.

Профиль ролика фигурного инвентаря

Размер и профиль колёс-роликов, конечно же, оказывают определённое влияние на или выполнять трюки.

Профиль роликов конька определяется формой этих деталей, вид на которую открывается идеально, если смотреть от головной части конструкции.

Профиль показывает, какой частью ролики больше всего касаются поверхности, когда пользователь катается на роликовых коньках. В зависимости от бренда и моделей, предлагается многообразие профилей дисков, и каждый обычно предназначен для достижения определённой цели в катании.

Размеры диаметров колёс-роликов различаются в зависимости от дисциплины катания. Однако:

  • хоккейные,
  • рекреационные,
  • фигурные,
  • танцевальные,

все эти дисковые разновидности допускают работу в рамках освоения многих спортивных дисциплин.

Единственное, что должен знать пользователь — всех свойств колеса-ролика, необходимых для конкретной деятельности, можно достичь только с родными роликами – соответствующими по техническим свойствам конкретной дисциплине.

Рекреационные ролики обычно позиционируются универсальным исполнением, но опять же, конкретных спортивных преимуществ роликов и в этом случае достичь сложно.

Профиль (форма) важен для ходовых качеств ролика. К примеру, более широкое и плотное колесо обладает увеличенной тягой и сцеплением, но при этом отмечается сопротивление качению и скольжению.


Разновидности форм: 1 — под агрессивный стиль; 2 -рекреационная; 3 — хоккейная; 4 — скоростная. Детальный ряд: 5 — втулка; 6 — распорка; 7 — подшипник

Фигуристы агрессивного катания предпочитают уменьшенные в диаметре плоские ролики. Такой профиль диска более надёжен для захвата и контроля.

Роллеры, предпочитающие скоростное движение, выбирают высокие и узкие ролики. Этот профиль даёт меньшее сопротивление качению и более отзывчив на действия спортсмена.

Расклад роликовых вариаций коньков

Ролики 42-72 мм для агрессивного катания. Колёса короткие, широкие, с закругленным профилем и прочным ядром. Такой инвентарь используется для агрессивного катания.

Ролики 72-80 мм для слалома. Колёса средней высоты, закруглены для лучшей маневренности. Напоминают профили фигурных и хоккейных коньков, конструкции которых сочетают свойства маневренности и хорошего сцепления.

Ролики 64-80 мм для стандартного катания. Есть вариант хоккейной модификации, где катки имеют тот же диаметр но более широкие и закруглены для лучшего сцепления.

Ролики 68-76 мм для художественного (фигурного) или конькобежного спорта. Художественные или фигурные катки имеют среднюю высоту, слегка закруглены для обеспечения хорошей маневренности и сцепления.

Ролики 70-78 мм для общего рекреационного катания. Рекреационные диски имеют среднюю высоту, средний профиль, поэтому оснащённые ими роликовые коньки с успехом могут применяться как универсальный спортивный инвентарь.

Ролики 76-90 мм для профессионального катания на роликовых коньках. Нередко характеризуются «фитнес-колесами», отличаются большим размером высоты и утончённым профилем колеса. Удобны для преодоления дальних расстояний.

Число Шора – идентификатор жёсткости ролика

Числом Шора описывается степень твердости колеса. Обычно идентификатор — это второе число общего параметра, нанесённого на колесо, дополненное буквой «А». Например, обозначение «76 мм /78А» означает размер диаметра 76 мм при твёрдости 78А.

Чем больше число Шора, тем сложнее конструкция колеса, тем долговечен материал. Однако слишком жёсткое исполнение даёт грубый ход и не обеспечивает хорошего сцепления. Меньшее число Шора — мягче колесо, лучший и плавный ход, но долговечность ограничена.


Расклад маркировки: 1 — наименование бренда; 2 — наименование продукта; 3 — размер диаметра в миллиметрах; 4 — степень жёсткости (твёрдости) по методике Шора

Верхний порог идентификатора жёсткости роликов равен значению 100А. Значения Шора рекреационных роликовых коньков обычно находятся в диапазоне 78А-82А.

Для коньков, предназначенных к использованию в спортзалах, эти параметры, как правило, составляют 72A — 78A. Роликовые коньки для уличного применения имеют идентификатор 80A — 84A.

Универсальные рекреационные колеса могут использоваться с разными типами роликовых коньков. Этот вариант предпочтителен для начинающих спортсменов, пока что не уверенных в конкретных потребностях, не определившихся с дисциплиной и стилями катания.

Большая часть трех-, четырех-, пяти- колесных, так называемых линейных коньков, отличаются наличием колёс, которые имеют одинаковый размер и располагаются по шасси на одном уровне.

Выстроенная таким образом колесная система обеспечивает одновременное касание опорной поверхности. Такая конфигурация характерна стабильностью хода для большинства случаев катания, обеспечивает хорошую скорость, но ограничивает маневренность.


Линейная конфигурация — наиболее распространённая среди всех существующих вариантов. Характерна расположением дисков строго на одной линии

Нередко применяется другая линейная установка со всеми колесами, полностью соприкасающимися с поверхностью катания. Называется инсталляция «hilo». Такая конфигурации характерна уменьшением диаметров колёс по направлению к передней части рамы.

Такой конфигурацией обеспечивается скоростной режим от задних больших колес и маневренность с хорошей устойчивостью от меньших колес передней части. Для подобной конструкции требуется специальная рама.

Роликовые коньки под Wheel Rocker

Иногда добавление только одного ролика на колесной раме может существенно увеличить функциональность по отношению к определённому виду дисциплин.

Криволинейная колесная база или дополнительный ролик качания, позволяют делать более сложные повороты и открывают новые возможности для фигуристов.


Пример конфигурации Wheel Rocker часто используемой любителями уличных гонок с препятствиями. Возможны разные вариации роликов по степени жёсткости, форме, диаметру

Оптимальная линия роликовых коньков достигается установкой высоты колёс таким образом, чтобы имитировать изогнутое основание ледяного конька.

Этого можно достичь путём регулировки положения эксцентриковых прокладок, тем самым поднимая «каблук» или «пальцы стопы», опуская средние колеса.

Аналогичный эффект достигается путём смешивания размеров диаметров роликов. Рокировка колёс значительно облегчает маневрирование, выполнение упражнений на ногах. Существенно легче делать развороты. Роликовые коньки становятся более отзывчивыми.

На практике применяются три вида конфигурации:

  1. Полная.
  2. Фронтальная.
  3. Балансировочная.

Полная конфигурация имитирует кривую лезвия ледяного конька. Часто используется начинающими фигуристами, любителями фристайл-слалома, спортсменами, практикующими артистический стиль.

Полная конфигурация предполагает контакт одного-двух колёс с поверхностью катания. На таких роликовых коньках легко поворачиваться, но при скоростях относительно медленных. К тому же при полной конфигурации сложно поддерживать равновесие.

Фронтальная конфигурация часто практикуется уличными городскими фигуристами. Этот вариант предполагает использование передних катков, что помогает справиться с качением, трудным для стабилизации.

Достаточное число катков находятся в контакте с поверхностью, что способствует поддержанию стабильности на разумных скоростях.

Балансировочная конфигурация предполагает установку с использованием малых в диаметре, жёстких внутренних колёсных дисков.

Балансировочная конфигурация традиционно используется фигуристами агрессивного стиля для лучшего контроля в случаях преодоления уступов и бордюров и прочих препятствий.

Если вы решили освоить новый для себя способ активного отдыха – катание на роликах, то неизбежно столкнётесь с проблемой выбора коньков. Проблема будет состоять в том, что спортивные магазины предлагают очень большой выбор моделей, различных по назначению, качеству и цене.

Мы поможем вам несколькими советами, воспользовавшись которыми вы сможете легче определиться в принятии решения.

Основные детали роликовых коньков

Мужские или женские?
Модели для сильной половины человечества отличаются от женских визуально – более узкой формой колодки, высоким подъемом и низким размещением поддерживающей клипсы. Кроме того, конструкция коньков для мужчин - более жесткая. Ведь они зачастую мужчины практикуют более экстремальное катание, поэтому их ноги нуждаются в дополнительной поддержке.

Для детей-роллеров
Поскольку дети весьма быстро растут, то в детские ролики обладают специальной телескопической системой, позволяющей раздвинуть ботинок на пару размеров, за счет этот срок эксплуатации роликов продлевается на нескольких лет. Помимо этого, в моделях коньков для деток зачастую предусмотрены дополнительные колесики для стойкости и ортопедическая стелька.

Кроме того, роликовые коньки разделяются в зависимости от стиля катания:

  • любительский,
  • фитнес,
  • урбан,
  • агрессив.

Любительские - это коньки для новичков. В них есть пяточный тормоз, а подшипники ставятся такие, которые не позволят слишком быстро разгоняться.

Ролики для фитнеса считаются наиболее легкими и скоростными, однако, не очень прочными. Они подходят не только для прогулочного катания, но для более спортивного с оздоровительной целью. Такой тип роликов так же можно рекомендовать начинающим.

Урбан - это довольно скоростная езда с несложными трюками, (различные повороты и прыжки). Поэтому новичкам следует учесть, что специально для трюков нужны ролики с тяжелым, однако в то же время мягким ботинком, обладающим хорошей амортизацией, надёжными креплениями и плотной фиксацией.

Агрессивный - это высший пилотаж езды на роликах с многочисленными акробатическими элементами. Такие модели выпускают с короткими, низкими и весьма прочными рамами, которые могут выдерживать сильнейшие удары, и жестким ботинком, что практически не ломается и не боится прямых ударов.

Тип ботинка

Ботинки роликовых коньков могут быть жесткими, мягкими, есть так же комбинированный вариант.

Жёсткий ботинок: выполнен из пластмассы, внутри находится мягкий «сапожок». Обеспечивает хорошую фиксацию ноги и защиту от ударов.

Мягкий ботинок: гибкость и мягкость таких коньков даёт катающемуся максимум комфорта; отлично фиксирует голеностоп и позволяет выполнять усложненное трюковое катание.

Комбинированный вариант: пластмассовые детали укрепляют мягкий ботинок. Наиболее удачный вариант для новичков в роллерном катании.

Важная деталь - колеса

Роликовые колёса различаются по диаметру, степени жёсткости и материалу изготовления.

Чем больше диаметр , тем ниже маневренность и выше скорость. Поэтому крупные колёса оптимальны для спокойной езды, а маленькие - для агрессивной. Соответственно, для любительского катания следует отдать предпочтение колёсам с диаметром от 76 мм. до 78 мм. Это наиболее часто встречающиеся размеры роликовых колёс в спортивных магазинах.

Жёсткость роликовых колёс маркируется в «единицах А». От неё зависит степень сцепления с поверхностью, а кроме того, долговечность роликов. Самые мягкие - колеса с жесткостью 80А и 82А - ставят на коньки начального уровня, детские и фитнесовые модели. Средняя жесткости - 83А, 84А и выше - наиболее жесткие. Их, как правило, ставят в модели «агрессив», потому что благодаря им можно очень быстро ездить. К тому же они отлично амортизируют дорожные неровности, но, к сожалению, значительно быстрее стираются. Ну, и если вы обладаете большим весом, то следует учитывать возможную деформацию слишком мягких колёс, то есть в таком случае вам следует выбрать колёса пожёстче.

Материал роликовых колёс не менее важен, чем размер и жёсткость. Не стремитесь за минимальной ценой на коньки, поскольку они наверняка укомплектованы пластмассовыми колёсами, которые не только не позволят вам научиться кататься из-за крайне плохой управляемости, но и будут грохотать на всю округу, что так же не добавит удовольствия к процессу катания.

Роликовые коньки - универсальный вид активного отдыха. Экстрим, трюки, спокойное катание или гонки на скорость - каждый способ предполагает особенные коньки.

Разбор полетов

Прежде чем покупать коньки на колесах, подумайте, как именно вы будете кататься. Ролики для трюков и прыжков надежнее защищают ногу, но просто кататься на них крайне неудобно и тяжело. Коньки для фитнеса от попыток экстрима быстро развалятся, зато на них удобнее объезжать различные препятствия. Есть и переходные варианты. Если вы сами не знаете, чего хотите, начните с самой простой модели, но будьте готовы к тому, что уже к концу сезона захочется ее поменять на ту, которая даст вам больше возможностей в выбранном стиле катания.

КАТЕГОРИЯ ОСОБЕННОСТИ
Recreation и Fitness Самые распространенные коньки для «просто катания»: высокий «сапог» (чаще мягкий или полумягкий), 4 колеса 76-90 мм, тормозная накладка сзади. Категорически не подходят для прыжков и трюков, не очень скоростные, зато маневренные, позволяют ехать по прямой, делать повороты, «фонарики» и т. п. Recreation, как правило, делают из более дешевых материалов, они менее долговечны
Agressive Ролики для трюков в рампе, прыжков с трамплина, езды по лестницам, сальто и т. п. Самые прочные, но тяжелые и плохо катятся по прямой. Массивный жесткий (сплошной пластик) ботинок, короткая рама, жесткие колеса 55-58 мм. Просто ездить неудобно и тяжело, скорость не разовьешь
Freeskate Соединение фитнес- и агрессивного катания для тех, кто ездит по улице, периодически запрыгивая на бордюры, парапеты, перила и т. п. Внешне похожи на Fitness, но рама короче и жестче, ботинок прочнее и жестче держит ногу
Race Ролики для гонок на скорость. Низкий ботинок (не как сапог, а как кроссовок), очень легкий и жесткий. Рама длинная, в ней или 5 колес фитнес-диаметра, или 4 колеса по 10 см. Скорость очень высокая, тормозов нет, плохая маневренность, требуют хорошего асфальта. Кататься там, где много людей, откровенно опасно
Training Промежуточный вариант между фитнес- и гоночными коньками. Ботинок ниже фитнеса, но не такой жесткий, как у гоночных. Рама и колеса те же, но колеса обычно более мягкие - они медленнее и комфортнее гоночных на плохом асфальте. Маневренность плохая, тоже не для езды в парках, где много гуляющих
Kids (раздвижные) Главная особенность детских роликов - раздвижной ботинок, которого хватает на 3-4 размера, пока нога растет. Ботинок пластиковый, высокую скорость не наберешь
Quads (квады) Ролики, на которых 4 колеса, расположены в 2 линии. Намного устойчиее, но менее маневренны, чем обычные. Колеса расположены не на раме, а на платформе. Она может быть жестко прикреплена к ботинку или, наоборот, пристегиваться ремнями к любой обуви. Сейчас очень модны в Европе
Off-road (внедорожники) Для езды по очень плохому асфальту или твердой грунтовке. Отличительная черта - 3 колеса (реже - 4 в 2 линии, как на квадах) по 15 см с надувными шинами и мощным протектором. Ботинок примерно как в фитнесе. Ездить на таких роликах очень тяжело, даже физически подготовленным людям приходится часто отдыхать

Ботинок

Жесткий - из пластика, внутри мягкий сапожок. Надежно держит ступню и голеностоп, но плохо проветривается и сильно сдавливает ногу.

Мягкий - несъемный сапожок из жесткой ткани или кожзаменителей. Легкий, хорошо вентилируется. Снаружи силовая манжета из пластика.

Гибридный - имеет жесткий внешний полуоткрытый пластиковый сапожок и внутренний мягкий. Хорошо держит ногу, неплохо вентилируется, комфортен. Встречается среди fitness, freeskating.

Карбоновый - типичен для роликов race.

Рама

В дешевых моделях ее делают из полимерных материалов - например, высокопрочного нейлона. В более дорогих - из армированного пластика или алюминия. Последние варианты более жесткие, поэтому толчок ногой выходит более мощным, но все камешки и выбоины на асфальте будут ощущаться по полной программе. Низкая рама, почти закрывающая колеса, - атрибут aggressive.

Вырез в раме

Вырез в раме посередине нужен для freeskate-катания, чтобы скользить по трубам и перилам.

Колеса

Цифры на колесах обозначают диаметр в миллиметрах, а цифры с буквами - жесткость колеса. Например, 80/82А означает: диаметр - 80 мм, жесткость - 82А. Чем выше вторая цифра (перед буквой А), тем жестче колесо. Чем больше диаметр колеса, тем быстрее вы поедете и меньше будете ощущать неровности асфальта. Чем жестче - тем опять-таки выше скорость, но ощутимее выбоины и камешки и выше риск соскользнуть на повороте. Чем мягче колесо, тем оно комфортнее и устойчивее, но быстрее сотрется. Оптимальный выбор для новичка - колеса диаметром 78-82 мм и жесткостью 78А-82A.

Застежки

Шнуровка и/или клипсы (бакли). Как правило, в верхней части одна бакля, а на подъеме - шнурки или еще пара клипс. Бакли быстрее и удобнее застегивать, но шнуровка равномернее затягивает ботинок. Ролики для спортивного катания (aggressive, race) всегда на шнурках.

Тормоз

«Башмак» на одном коньке со сменной накладкой - ведь она стирается об асфальт. Не используется на коньках для спортивного катания (aggressive, race, freeskating).

Отстегнись и пешком

Ролики со съемной рамой делают многие производители. По сути это высокие ботинки наподобие треккинговых, к которым крепится рама с колесами. Удобно, если надо зайти в магазин, метро или ресторан, куда не пускают на роликах. Однако при катании жесткость соединения ботинка с колесами часто кажется недостаточной, а при ходьбе - ботинки слишком жесткими. В общем, подойдут нетребовательным роллерам и тем, кому часто приходится менять ролики на обычную обувь.

Колесо-каблук

«Хилисы», они же роликовые кроссовки, - это кроссовки с колесом в пятке. На передней части стопы можно ходить, на пятках - ездить. Полноценным катанием это назвать трудно, зато нет проблем, например, спуститься по лестнице. Колесо при ходьбе не мешает, лишь создает ощущение невысокого каблука. Кроме того, его можно снять и заменить заглушкой (специальный ключ и заглушка идут в комплекте) или новым колесом.