Как установить поклонный крест. Поклонный крест: казнить нельзя помиловать

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.

Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Приметный крест недавно был установлен на вершине г. Афон.

Кресты - заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими, которое является подлинным шедевром древнерусского искусства.
Много таких крестов - заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси.

"Крест - хранитель всей вселенной"

Увековечение памятных Церкви мест уходит корнями в древний Иерусалим, где храмы, часовни и святые места напоминают о наиболее значимых, в истории Церкви, событиях. Так были некогда воздвигнуты храм Соломона (ныне не существует), храм Рождества Иисуса Христа, часовня Гроба Господня, Стена Плача и т.п. Эта традиция была почерпана Русской Православной Церковью у Византии еще в Х в. н.э. и сохраняется по сей день.
Традиция установки поклонных крестов на Руси существовала издревле. Поклонный крест мог ставиться в любом месте (чаще на возвышенном) по различным причинам: в случаях переселения деревни (на старом месте и на том, которое хотят заселить), на перекрестках дорог и за селением (как знак родовых границ), на курганах.

В истории раскола Русской Православной Церкви XVII в. наблюдается разное отношения к восьмиконечному кресту противоборствующих сторон. Последователи реформ патриарха Никона (имевшие прокатолическую ориентацию) резко отрицательно относились к сему древнему Православному изображению креста и даже наложили на восьмиконечное (в древности - "осьмиконечное") изображение анафемы (проклятия). Сторонники древнего Православия (старообрядцы или староверы) напротив, с особой ревностью хранили "осьмиконечный крест" и относились к нему, как к символу чистоты веры. Со временем отношение новообрядцев ко кресту изменилось. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1971 г. анафемические клятвы (проклятия) были отменены. Старообрядцы же по сей день не изменили своего благоговейного отношения к восьмиконечному кресту, считая его символом торжества Православия.
… В подножье креста уложили камни так, чтобы получилась небольшое возвышение. Это каменное возвышение в Православии символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос.
… Крест было решено устанавливать большего размера, т.к. первый из отдаленных точек центра города не был заметен на сопке. Его размер был более 7 метров в высоту, изготовлен из бруса 20х20 см.

Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря - Георгий Кожокарь.
- Раньше во всех православных монастырях были собственные кресторезные мастерские, а мастера назывались “крестичниками” или “резами”. Крестами благословлялись благотворители и жертвователи, их изготавливали и просто на продажу. Конечно, с закрытием монастырей эта традиция прервалась.

Восьмиконечный крест - самый распространенный в России, традиционный для нее. Вот как он выглядит. Над средней, самой длинной перекладиной этого креста находится короткая перекладина, а под ней - короткая косая, верхний конец которой обращен на север, нижний - на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках: «Иисус Назорей Царь Иудейский», нижняя - подножие, на которое опирались ноги Иисуса, изображенное в обратной перспективе. Форма этого креста более всего соответствует тому, на котором реально был распят Иисус, поэтому он уже не только знамение, но и образ Креста Христова...

Восемь концов его означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь будущего века, Царство Небесное. Тот конец, который указывает вверх, - символ пути в Небесное Царство, открытого Христом. Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, означает, что c его пришествием в земной жизни людей было нарушено равновесие пребывания всех без исключения во власти греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения, путь человека из области тьмы в область света небесного. Вот это движение от земли к небу и обозначает косая перекладина восьмиконечного креста.

Когда на нем изображен распятый Христос, крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и содержит в себе всю полноту Крестной Силы. Поэтому на Руси восьмиконечный нательный крестик издревле считался самой мощной защитой от всякого зла - как видимого, так и невидимого.
Семиконечный крест. Верхняя перекладина одна и косое подножие, имеющее глубокий мистический и догматический смысл.

До пришествия Христа священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, который освящался, как это и сейчас делается у христиан, через миропомазание. Значит, крестное подножие - это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя, добровольно заплатившего своей смертью за чужие грехи. Подножие Святого креста открывает одну из его таинственных сторон. У пророка Исаии, за сотни и сотни лет до рождения Христа, читаем, как говорит сам Господь своему избраннику: «Прославлю подножие ног Моих» (Исх. 60, 13).

Семиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма, подобные кресты воздвигались на куполах русских храмов. И именно такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Шестиконечный крест. Это - тоже один из самых древних русских крестов. Например, поклонный крест, установленный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Почему она наклонная здесь, в этом варианте креста? Смысл символичен и глубок.

Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в момент реального распятия Иисуса на кресте - между двумя разбойниками. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту есть слова о том, что «между двоих разбойников мерило праведное обретется». Мы знаем, что во время казни один из разбойников хулил Иисуса, второй - напротив, говорил о том, что сам он понес казнь справедливо, за грехи свои, а Христа казнят невинно.

Знаем, что Иисус в ответ на это искреннее покаяние сказал разбойнику, что грехи с него снимаются, что «сегодня же» он будет вместе с Господом в раю. И в шестиконечном кресте наклонная перекладина нижним концом символизирует страшную тяжесть нераскаянного греха, влекущего во тьму первого из разбойников, вторая, устремленная вверх, - освобождение покаянием, через которое и пролегает путь в Царство Небесное.

Чаще всего воздвигали высокие (до 9-10 метров в высоту} деревянные восьмиконечные кресты, а также так называемые трехчастные (голгофские) кресты с копием и тростью, к которым по чтимым церковным праздникам православные шли крестными ходами для молитвы и поклонения. Нередко на месте водружения креста впоследствии воздвигали часовни и храмы, ведь с освящением креста освящается и защищается от всего нечистого сама местность.

Поклонный крест изготовлен из бруса лиственницы длиной 6 метров (1,5 м - в земле и 4,5 м - над землей). Надпись "Спаси и сохрани" сделал Александр Быстрых, руководитель творческой мастерской Серовского металлургического завода.

С приходом христианства в русской православной традиции стали широко использовать большие деревянные резные поклонные кресты . На Русском Севере такие кресты сохранились до нашего времени. В основном они датируются 19 веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге.
Различают несколько видов резных деревянных поклонных крестов , которые внешне выглядят одинаково и являются, по существу, изображением голгофского креста . Высота поклонных крестов обычно достигала 7-9 метров. Часто крест дополнялся орудиями страстей Господних: копием Лонгина (Копье Судьбы, Копье Христа) (слева) и тростью с губкой (справа). Обычно для устойчивости и сохранности нижняя часть поклонного креста устанавливалась в сруб (ряж), заполненный камнями, олицетворяющий Голгофу. Вершина креста защищалась кровлей.
Среди русских резных поклонных крестов различают, обетные , благодарственные , кресты заместители храма , межевые , охранительные , памятные , поминальные , придорожные , приметные кресты .
Обетный крест - во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм, часовню. Место для них выбирали самое заметное, чтобы каждый идущий мимо мог почтить крест крестным знамением и молитвой. У поморских рыбаков и Соловецких монахов была традиция ставить обетный крест перед выходом в море, чтобы благополучно вернуться домой. Скопления обетных крестов располагались у морских стоянок Анзера (мыс Капорский) и гавани Большого Заяцкого острова. А по счастливом возвращении они ставили уже благодарственные кресты .
Благодарственный крест ставится в благодарность Господу за избавление от врагов, от различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, за дарование наследника и т. п. Сотни крестов устанавливались мореплавателями на Соловках "в благодарность" за благополучное окончание трудных морских путешествий. Кресты устанавливались и в местах спасения мореплавателей после кораблекрушения.
Крест – заместитель храма ставится на месте сгоревшего или разрушенного храма или на месте закладки будущего храма.
Межевой крест – таким крестом отмечали границы (межи) сельскохозяйственных угодий.
Охранительный крест - охранительный знак, охраняющий от разбоя, неурожая, сглаза. Некоторые деревни были буквально окружены такими крестами. Они ставились повсюду, где появлялась нечисть: на полях, на перекрестках дорог, рядом с деревенскими домами. Охранительные освятительные кресты устанавливались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага.
Памятные кресты воздвигались в память о каком-либо событии (основание деревни или несчастный случай) или об умерших или пропавших без вести людях.
Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто такие кресты можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.
Придорожный крес т устанавливался у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».
Приметный (маячный , навигационный ) крест - знак поморов, нанесенный на лоцманские карты. Такой крест служил ориентиром для мореплавателей, поэтому его высота достигала 10-12 м, при этом верхний конец наклонной перекладины указывал строго на север. Такие кресты были распространены в северной поморской культуре.
В 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи поклонных крестов соловецких были уничтожены. Но в глухих уголках архипелага (мыс Колгуев) появлялись новые, наспех сколоченные узниками концлагеря кресты. Традиция воздвижения многометровых поклонных крестов возродилась на Соловках в 1990 г. после восстановления Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1992 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II был освящен и воздвигнут поминальный поклонный крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (где во времена лагеря был штрафной изолятор). В июле 1994 г. в память о всех новомучениках был воздвигнут поминальный поклонный крест у горы Голгофы на острове Анзер.

Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

Поклонные кресты. Что это такое?

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

Золотой стандарт ответственно устанавливает исторические размеры православного поклонного креста. Это руководство по его изготовлению и установке.

«Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать».

КУПИТЬ КНИГУ

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

  1. Миссионерские.

    Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством.

  2. Навигационные (они же «приметные»).

    Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека.

  3. Межевые или, как их еще называют – придорожные.

    Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город(или село-деревню и тому подобное)мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий.

    У таких крестов даже своя особая конструкция: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец». Иногда такими крестами отмечались освобожденные от захватчиков селения и города. Места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно.

  4. Памятные (благодарственные, обетные).

    Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм.

    Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим.

  5. Охранные.

    Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скревны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые огорода отмечены аж с четырех сторон подобными символами.

    Такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».

  6. Кресты – заместители церквей, храмов и часовен.

    Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.

    Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.

  7. Поминальные.

    Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.

Как воздвигали Поклонные кресты

Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.

Подытожим: зачем устанавливают Поклонные кресты?

Чуть выше мы с вами выяснили, что Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:

  • Место утраченной церкви или кладбища;
  • Святой источник;
  • Место, на котором стояли языческие идолы;
  • Гиблые, опасные места;
  • Въезд в город;
  • Место гибели;
  • Место массовых крещений и так далее.

И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». И то, что традиция эта очень и очень древняя, даже если не брать в расчет Русь, а заглянуть еще дальше – в Римскую Империю, во времена правления Константина (312 год). По легенде, накануне его сражения с Максенцием (заклятый враг, кстати), Константину приснился сон, в котором он увидел крест с посланием: «Сим победишь!». Действительно, победил, а после своей триумфальной победы установил на главной площади Рима памятник, изображающий, естественно, себя любимого с копьем, а копье это было увенчано, как раз, крестом и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана».

Фото поклонных крестов

Вопрос-ответ

Друзья, мне частенько задают некоторые вопросы, касающиеся поклонных крестов, их установке и так далее. Чаще, конечно, про установку. Так вот, я решила на некоторые из них дать ответ. Ответы не с потолка беру, с различных сайтов (авторитетные источники, между прочим) православной тематики.

  • Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

    Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

  • Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

    Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим.

    Крестовский Мост - Православная газета (www.krest-most.ru)

Но я отвлеклась. Так вот, традиция эта древняя, но жива до сих пор(и даже больше, чем жива). Поклонные кресты до сих пор продолжают оберегать наши города, и напоминать о прошлом, иногда печальном, иногда нет. И думаю, что еще очень и очень долго мы будем встречать деревянные кресты, возвышающиеся вдоль дорог.

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о символах Православия. В предыдущем номере мы рассказали, что такое часовня. Следующий вопрос, на который нам ответил Иерей Сергий Свирепов, настоятель Троицкого собора и клирик Богоявленского храма Серпухова:

Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный - возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах...

Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест - знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Мне самому, к слову, не раз приходилось совершать восхождение на две кавказские горы, вершины которых также увенчаны большими восьмиконечными крестами.

Может быть, прозвучит удивительно, но сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже ранее принятия ею христианства. Ибо согласно «Повести временных лет», бабушка святого Крестителя Руси князя Владимира, Ольга, начала сокрушать языческие капища вместе с идолами, «и на тех местах нача кресты Христовы поставляти». Её внук, князь Владимир Красно Солнышко продолжил эту благочестивую традицию возвдвижения крестов, устанавливая их на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Много замшелых каменных крестов там и тут словно вырастают прямо из земли, например, на древней Псковщине или в Тверской области.

Традиция установления больших крестов в России очень древняя, и основная цель их устроения - напомнить путнику о вечном, о необходимости воздохнуть Богу в молитве и поклониться Христу. Но наверняка воздвигались все эти многочисленные кресты по разным причинам. Этот вывод легко сделать даже из современной традиции устанавливать кресты, например, на въезде в город, или на месте автокатастрофы - очевидно, что разные мотивы побуждают людей ставить такие кресты.

Кстати, определимся и с терминами. Оказывается, называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» (как нам, скорее всего, хотелось бы) не совсем верно. Современные исследователи-ставрографы («ставрос» по-гречески - крест, ставрография - наука, изучающая кресты) называют такие кресты монументальными. Все монументальные кресты различаются по причинам их устроения. Здесь можно выделить несколько больших групп.

Поклонными в старину назывались кресты, которые ставились на месте разрушенных храмов - там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Такие кресты в Серпуховском районе установлены в деревнях Каргашино и Прилуки на месте, где были до основания разрушены храм и часовня Рождества Пресвятой Богородицы.

На Руси было много так называемых обетных крестов. Само слово «обетный» говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, по обещанию. Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота, в надежде на скорое избавление, люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Сохранились известия о том, что подобные кресты были установлены государями Иваном Грозным и Петром Великим. Первым за рождение наследника, вторым - как благодарность за спасение в шторм. Место для обетных крестов выбирали самое заметное - на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим, чтобы каждый идущий мимо почтил крест молитвой.

Существовала традиция охранных крестов - они были воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Такие кресты иногда ставили просто в гиблых и опасных местах: они должны были обезопасить это место от повторения подобных несчастий.

Были весьма популярны в дореволюционной России межевые или придорожные кресты. Как раз их мы и видим чаще всего сейчас, ибо ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог. Такими придорожными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий, а подчас и освобожденные от захватчиков селения и города, то есть, места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно. Подчас у придорожных крестов и конструкция была особая: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец».

Были и внерелигиозные цели установки крестов: например, навигация. Приметные (до 14 метров в высоту) кресты располагались по берегам Белого моря и служили своего рода маяками, навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани - верхний конец наклонной перекладины всегда указывал точно на север, и сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам.