Какие буквы обозначают шипящие согласные звуки. Ж, Ш, Ч, щ – шипящие согласные звуки

Цель:

Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .

Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».

Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

План урока.

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

3.Постановка учебной задачи.

5.Физминутка.

6.Работа с учебником.

7.Работа в тетрадях.

8.Заключительная часть.

9.Уборка рабочих мест.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – все в порядке.

2.Речевая разминка.

Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.

3.Постановка учебной задачи.

Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)

Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .

Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).

Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

2. Чтение слов в столбиках.

3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].

Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.

Сравните слова: читать и считать.

4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.

Чтение правила.

5.Работа в паре

Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»

6.Работа со стихотворением.

5.Физминутка.

Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повёз.

6.Работа с учебником.

Учитель читает Поташникова «Сосульки»:

Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Беседа по тексту.

7.Работа в тетрадях.

1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).

2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).

3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)

8.Заключительная часть.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).

С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).

Рефлексия.

Теперь наш урок подходит к концу.

На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».

Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.

9.Уборка рабочих мест.

Цель: формирование умения применять на практике правила правописания гласных после шипящих.

  1. Отрабатывать навык распознавания в словах шипящих звуков, правильного обозначения на письме сочетания этих звуков с гласными А, У.
  2. Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
  3. Развивать память, мышление, внимание.
  4. Прививать интерес к поэтическому слову через творчество А.С.Пушкина.

Оборудование:

  1. Буквы ч, щ.
  2. Запись для чистописания.
  3. Словарное слово ветер + зашифрованное.
  4. Тесты.
  5. Тренажеры.
  6. Рожицы (веселая, грустная, с вопросом).
  7. Песочные часы.
  8. Слайды. (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. И работая дружно, у нас все получится.

Урок будет необычным еще и потому, что он сказочный. Вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы оправимся в путешествие. Запись числа, в классе.

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте - море, волны плещут (все это изображено на доске, звучит музыка моря), открывайте глаза. Помогите вспомнить строчки из сказки “О царе Салтане”:

Ветер по морю гуляет...

Дети.

И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку эта сказка, то отправиться в путь корабль сможет только тогда, когда вы расскажете все о буквах, которые видите на доске.

На доске: Ч Щ

/Это буквы согласные, обозначают глухие всегда мягкие звуки/

II. Минутка чистописания

Давайте пропишем эти буквы. Определите закономерность написания букв в цепочке.

Ч щ чч щщ ччч щщщ

/Сначала по одной букве Ч Щ, затем по две буквы и т.д/

Какое соединение между данными буквами?

/Верхнее/

Пропишите строчку сочетаний, не нарушая закономерности.

Вспомните правила, которые связаны с этими буквами.

/ЧА–ЩА пиши с буквой а

ЧУ–ЩУ пиши с буквой У/

Почему пишутся именно буквы А и У, а не Я, Ю?

Сформулируйте тему и цель урока.

III. Словарная работа

Итак, мы отправляемся в путь.

(Звук отправления)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...

В строчках, которые я сейчас произнесла, спряталось словарное слово. Расшифруйте его. (Приложение 2)

В е е р т
(Карточка со словом ветер)

Найдите в слове безударную гласную.

/Это безударная гласная е/

Запишите слово в словарь, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

Составьте предложение из двух слов со словом ветер.

Распространите его, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.

/На улице дует сильный ветер/

Запишите это предложение по памяти.

IV. Изучение нового материала

И вдруг нам навстречу –

Слайд 3

Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
С ними дядька... (Д. Черномор)

У. Черномор приготовил вам задание. В строчках, которые он вам покажет, надо найти слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу, записать их в тетрадь и объяснить их написание.

Работаем у доски по цепочке. (Текст читают дети, выбирают слово с сочетанием ча–ща, проговаривают правило, записывают слово, подчеркивают орфограмму)

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

/Слово туча – встречается сочетание ча, пишем с буквой а, потому что ч и так обозначает мягкий звук/

Слайд 5

В синем небе звезды блещут ,
В синем море волны хлещут .

Слайд 6

Вот что, князь, тебя смущает !
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.

В этих строчках найдите слово с орфограммой, с которой знакомились на предыдущих уроках.

/Не тужи, орфограмма жи/

Вспомните правило написания сочетаний ЖИ–ШИ.

Физкультминутка

Продолжаем путешествие, а пока наш корабль плывет немного отдохнем.

Я буду произносить слова. Если в слове встречается шипящий звук [ч] или [щ], то вы приседаете и громко произносите этот звук. Если этих звуков не услышите, то высоко подпрыгиваете.

Царь, могучий, корабельщики, батюшка, честной, ткачиха, повариха, Бабариха, бочка, зверушка, запищал.

V. Закрепление изученного

У. Молодцы, продолжаем путешествие.

Слайд 7

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...

Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?

Д.

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые...

На доске картинка: белки.

В каждом орешке слово.

Прочитайте написанные слова по цепочке.

Задача, добыча, роща, щётка, щи, пища, пещера, чудо, чугун, свеча.

/Слова с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и слова без этих сочетаний/

Значение каких слов вам непонятно?

На какие две группы можно их разделить, учитывая тему урока?

В парах выполните следующее задание: выпишите только слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, сочетания подчеркните.

Какие слова вы выписали? Один человек читает слова и называет сочетания, остальные проверяют свои записи.

VI. Самостоятельная работа

Слайд 10

Море весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана...

А в царстве славного Салтана:

Слайд 11

Петушок с высокой спицы
Стережет его границы...

На доске картинка: петушок.

Петушок из “Сказки о золотом петушке” предлагает вам поработать в парах сменного состава.

Ребята 2-го и 1-го вариантов поменяйтесь местами. Ваша задача – выполнить тест (тест только сильным ученикам).

Задание: тест

Выберите правильный ответ:

Что можно увидеть, написать, напечатать?

1. Звук.
2. Букву

Выберите шипящие согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук.

1. Щ, Ч.
2. Ж, Ш.

Зачеркните неверный ответ

1. Буквы Ч, Щ любят Я, Ю.
2. Буквы Ч, Щ любят А, У.

Вставьте нужные гласные после шипящих

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ – слоги эти заучу!
Щ..ка, рощ.., каланч…,
Ч…до, ч…сики, све ч….
ЧА и ЩА; ЩУ и ЧУ –
Я пятерку получу!

Подпишите листочки и передайте на первую парту.

Молодцы! Вы очень дружно поработали в парах.

А теперь я попрошу вас сесть на свои места.

VII. Работа с учебником

У нас в классе появился шум.

У. Ребята, прислушайтесь:

Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют...

Даже волны услышали наш шум.

Рыбка из сказки “О рыбаке и рыбке” нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдем следующие ориентиры: страница 40, упражнение 67. Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? Выполняем эту работу по вариантам. Первому варианту - выполнить 1 и 2 строчки упражнения, второму – 3 и 4.

Дети выполняют задание. Проверка идет выборочно.

VI. Домашнее задание

Дома выполните работу соседнего варианта. Упр. 67 (1, 2 строка), (3, 4 строка).

Пока мы работали, подошёл еще один герой.

Слайд 15

А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.

Из какой сказки этот герой?

Говорит Балда:
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам, тебе враженок задачу.

Выполните задание по тренажерам.

На выполнение задания даю 2 минуты.

Подпишите листочки и передайте их на первую парту.

Вот и сказке конец, а кто слушал...

Д. Молодец.

А вместе со сказкой закончился и наш урок, пора возвращаться в класс.

(Звучит музыка моря)

Закройте глаза и представьте - море, волны плещут (все это изображено на доске, звучит музыка моря), открывайте глаза.

Слайд 17

VIII. Подведение итогов по всему уроку

Путешествуя по сказкам Пушкина, чему вы научились?

IX. Рефлексия

Те, кто теперь сможет всегда правильно писать слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ встаньте к значку “Я всё понял” (веселая рожица).

Те, у кого есть затруднения, встаньте к значку “У меня есть вопросы”.

Те, кто пока ничего не поняли, встаньте к значку “Пока не всё понятно”.

На следующих уроках вы будете продолжать и, наверное, тогда вы все сможете встать к значку “Я все понял”.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Тема урока «Шипящие согласные звуки».

Цели: проводить наблюдения над особенностью произношения шипящих звуков; формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами; учить работать с текстом; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

    создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);

    содействовать формированию навыков грамотного письма;

    развивать у учащихся связную устную и письменную речь.

    привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока:

    Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем свой урок.

Мы с русским языком идём в дорогу.

А настроение хорошее берём в подмогу.

Настроение каково?

ВО-О-О!

Слайд 1.

Дети, сегодня нас ждёт необыкновенное путешествие в страну мультипликации. Мы оказались на чудесной сказочной поляне. Где же мы?

Слайд 2

Нарисована страна
Милых кругленьких зверьков
Из конца в конец она
В тыщу кроличьих прыжков.

Так к кому в гости мы попали?

Правильно. Нас пригласили к себе Смешарики. (Слайд3 )

    Актуализация знаний.

Итак, начинаем путешествие.

Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош! (Слайд4)

Ребята, Крош любит шутить, он такой весельчак. Спрятал тему нашего урока, зашифровал её. Давайте поиграем с Крошем в его игру. (Слайд5)

На доске предложения:

    Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Волки рыщут, пищу ищут.

Как называются эти предложения?

Как читают скороговорки?

Давайте произнесём сначала медленно, а потом быстро.

Трудно было произносить? Кто догадался, какие звуки учат произносить эти скороговорки?

    Целеполагание

Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? (Слайд 6) (Шипящие согласные звуки)

Какие цели поставим? (Научиться правильно произносить шипящие согласные; научиться различать их в словах)

Познавательная задача урока: что такое шипящие согласные звуки.

(Слайд7)

    Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысление новой информации, то есть усвоение исходных данных .

    1. Работа по учебнику.

Упр. 1 (с. 104)

Прочитайте.

О чём этот текст?

Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

Все встанем. Представили себя воздушным шариком . Начинаем сдуваться, издаём звук. А теперь мы – жуки . Пожужжали. Какие звуки мы произносили? Твердые они или мягкие?( Слайд 8, 9)

2.Первичная проверка понимания. Слайд 10

Эти задания придумал для вас Ёжик.

Слайд 11

Работа со скороговорками . (Одну списать в тетрадь , подчеркнув буквы, которыми обозначены шипящие звуки. )

Слайд 12

Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!

Она, действительно, очень любит читать книги. И вот однажды она читала своё любимое стихотворение, а бабочки играя, прикрыли несколько слов в нём. Давайте прочитаем этот отрывок и вставим нужные слова. Слайд13-16

Молодцы! Вы справились. Как довольна вашими ответами Нюша.

    Физкультминутка.( Слайд17 )Совунья предлагает вам отдохнуть. Она любит организовывать утреннюю зарядку. Её девиз - «Даешь здоровый и веселый образ жизни!» (Музыкальная физкультминутка)

А мы идём в следующий дом.

    Продолжение работы по теме урока.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.

VIII . Словарная работа. Слайд18

Вот ещё мы видим домик,
И сердечко на двери,
А внутри полно бумаги,
На бумаге той стихи.
Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты
Гор он ярый созерцатель,
С Нюшей- музой красоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну конечно же – Бараш.

Бараш предлагает вам пословицу. Прочитай её .

Слайд19

    Знакомство с новым словом.

Всякая работа легка, коли с охотой ее делаешь.

Сколько в слове слогов?

Какой ударный?

Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

Разделите слово для переноса.

Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

Устно- составить предложение с новым словарным словом.

3. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Слайд 20 .

В этом доме пахнет мёдом,

Вокруг дома огород.

Не знакомый с гололёдом,

Танцор диско в нём живёт.

Лучше нету землеведа,

Он талантлив там и тут

Добродушного медведя

Все Копатычем зовут.

Копатыч очень деятельный медведь, трудолюбивый, щедрый. Он очень любит своих друзей и с их помощью надеется проверить ваши знания о шипящих согласных.

Работа в парах. Слайд 21 .

В этой сказочной стране все дружат, помогают друг другу в трудные минуты, вместе радуются и вместе грустят. А ведь это здорово, когда у тебя есть друзья.

Задание: восстановить стихотворение. Подчеркнуть шипящие. Придумать название к стихотворению.

1 .Утром дед спросил у внучки

Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

Я не белоручка! (7 шипящих)

2 .День пришёл весенний дружный.

Выбегаю на крыльцо.

Солнце в небе, солнце в луже.

Оба светят мне в лицо. (3 шипящих)

3 . Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?(5 шипящих)

Слайд 22

Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус.

Ну конечно же – Лосяш!

Посмотрите, ребята, сколько книг. Лосяш их все перечитал. Он знает много чего интересного. А для вас он приготовил такое задание.

Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими согласными

Игра «Чёрное-белое»

Слайд 24 .

Пин приготовил для вас ребусы .

Он из груды металла может собрать все, что угодно, и это «все, что угодно» будет как угодно работать. Результат предугадать практически невозможно. Но для него главное не результат, а процесс. Слайды 25-27 .

IX . Рефлексия . Слайд 28.

Закончите предложения:

На уроке я узнал …

Самое интересное задание было …

Затруднение у меня вызвало …

Я могу себя похвалить за …

X . Подведение итогов урока.

Слайд 29 .

Смешарикам очень понравилась ваша работа на уроке, и они приготовили для вас подарки. Это раскраски с героями любимого мультфильма.

Но перед вручением они хотели бы ещё раз услышать о шипящих звуках:

Какие согласные звуки называются шипящими?

Сколько их?

На какие группы делятся шипящие?

Вот мы всех зверят узнали,
Круглых, словно шарики,
И скажите нам в финале,
Их зовут Смешарики! Перечислите всех смешариков в чьих именах есть шипящие звуки. (Крош, Ёжик, Нюша, Бараш, Лосяш, Кар-Карыч, Копатыч) Слайд 30

Детям вручают подарки-раскраски от Смешариков.

Какое настроение у вас в конце урока? (Слайд 31) .

Спасибо за урок!
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

Коровы - пищат

сороки - трещат

мыши - летают,

медведи - мычат,

петухи - пасутся,

дятлы – стучат,

рычат,

спят



Значение ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ в Словаре лингвистических терминов

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ

Нёбные (нёбно-зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
    (грамм.) — в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции — глухой ш и звонкий ж, а …
  • ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
    (грамм.) ? в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции? глухой ш и звонкий ж, …
  • ЗВУКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗВ́УКИ РЕЧИ (лингв.), миним. единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляц. деятельности человека и имеющие определ. акустич. и связанные с …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. consonantes). — Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее …
  • ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (linguales priores) — согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках …
  • НЁБНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или палатальные (лат. palatales) — звуки человеческой речи (гласные и согласные), производимые при пассивном участии нёба. Так как активную роль …
  • ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет в …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (лат. consonantes). ? Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе всеобщее …
  • ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (linguales priores) ? согласные звуки человеческой речи, при произношении которых активным органом является передняя часть языка. Язык при этих звуках …
  • НЁБНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или палатальные (лат. palatales) ? звуки человеческой речи (гласные и согласные), производимые при пассивном участии нёба. Так как активную роль …
  • ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? образуются из музыкального тона, результата деятельности голосовых связок (так называемого голосового тона), модифицируемого различными положениями полости рта, которая играет …
  • МАКСИМ ГОРЬКИЙ в Цитатнике Wiki.
  • ЗМЕЙ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    змеи бывают плавучие, летучие, бронголовые, плюющие ядом, есть просто шипящие, но обладающие дурным глазом, …
  • АЛФАВИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Алфавит, от названий первых 2 букв греч. алфавита — «альфы» …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • ФОНЕТИКА в Литературной энциклопедии:
    [от греческого слова ph?n??— голос, звучащая речь] — отдел языковедения 797 (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется …
  • СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    иначе — древне-церковнославянский язык — наиболее древний из письменных славянских языков (см.), распространившийся среди южных, восточных и отчасти …
  • ОРФОГРАФИЯ в Литературной энциклопедии:
    [греч. orth?s — «правильный», graph? — «письмо»], или правописание, — система общепринятых правил письма для какого-нибудь языка. Так, из возможных …
  • ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    принадлежит к романской группе яз., являясь в настоящее время государственным и лит-ым яз. Испании, всех стран Средней и …
  • БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    принадлежит к восточной (русской) ветви славянских языков (см.). В состав его вошли говоры древних радимичей, дреговичей, смоленских и полоцких кривичей …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, …
  • МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык монголов, основного населения МНР, а также Внутренней Монголии и отдельных групп, живущих в разных провинциях КНР. Число …
  • КАРЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык карелов, относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских языков. На К. я. в СССР говорят 92 тыс. чел. (1970, …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в лингвистическом смысле) — в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    двадцать пятая буква русской азбуки, обозначающая собой обыкновенно согласный спирант глухой, переднеязычный, альвеолярный, корональной артикуляции. В большинстве великорусских говоров ш …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • ФАХАК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Tetrodon fahaka) — рыба из семейства скалозубовых (Gymnodontes), относящегося к подотряду твердочелюстных (Plectognathi) в отряде костистых рыб; характеристику семейства и …
  • СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    звуки (лат. consonantes) - Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе …
  • СЛУХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - С. есть специальная функция уха, возбуждаемая колеблющимися телами в окружающей среде - воздухе или воде. В слуховом аппарате мы …
  • СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только …
  • РЕЧЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    образуется в полости рта и глотки" благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, …
  • ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (portuguez, lusitano, прежде lingvagem) — представляет собой западную ветвь языков Пиренейского п-ова и, подобно прочим романским наречиям, развился из провинциальной …
  • НАТУРАЛЬНАЯ ГАММА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Н. гамма есть тот ряд звуков, который получается при колебании тела, издающего звук, или столба воздуха. Звуки Н. гаммы, или …
  • МУЗЫКА
  • КОРДИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ГОЛОС, В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (вокальн.; vox — лат., voce — итал., Stimme — нем., voix — фр.) — в вокальной музыке Г. считается совокупность …
  • ГЛУХАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Глухарь или глухой тетерев, мошник, моховик, моховой тетерев (TetroUrogallus) - самый крупный из тетеревов; от других тетеревов онотличается сильно округленным …
  • АССИБИЛЯЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    т. е. превращение в сибилянт, свистящий или шипящий звук; термин этот, теперь почти не употребляющийся в лингвистике, заменен другим, именно …
  • АЛБАНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    По общему мнению новейших лингвистов, на нем говорили древние иллирийцы. Почти до последних времен им никто научно не занимался и …
  • СЮСЮКАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -аю, -аешь; несов. (разг.). 1. Говорить, заменяя шипящие звуки свистящими. 2. перен. Подделываться под детскую речь (неодобр.). С. с …
  • ШИПЕТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -плю, -пишь; несов: 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука "ш". Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от …
  • ШЕПЕЛЯВЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -яв. Произносящий свистящие звуки (< с>, < з>) как шипящие ("ш", < ж>). Ш. старик. Шепелявая …
  • ЛЕБЕДЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, мн. -и, -ей, м. и (устар. и в народной словесности) -и, мн. -и, -ей, ж. Большая водоплавающая птица …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? двадцать пятая буква русской азбуки, обозначающая собой обыкновенно согласный спирант глухой, переднеязычный, альвеолярный, корональной артикуляции. В большинстве великорусских говоров …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) ? отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • ФАХАК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Tetrodon fahaka) ? рыба из семейства скалозубовых (Gymnodontes), относящегося к подотряду твердочелюстных (Plectognathi) в отряде костистых рыб; характеристику семейства и …