Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться. Что означают чувства верности и преданности другому человеку

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.

Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».

Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.

Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.

В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.

Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.

На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.

Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».

И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.

И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…


Разум – это способность человека творчески и логически мыслить, обобщать результаты познания. Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, сознавать окружающее. 25 слов

Оба эти компонента являются составляющими человеческой личности. Чтобы человек оставался в гармонии с самим собой, необходимо, чтобы чувство и разум находились в согласии. Если разум одержит верх, то человек станет чёрствым, бездушным, эгоистичным. Если в личности восторжествуют только чувства-страсти, а разум отойдёт на второй план, то человек может перестать контролировать себя, начать разрушать всё вокруг. Но есть люди, которые живут чувствами и совершают добрые поступки, имеют благие намерения.

Что может произойти от преобладания одной составляющей над другой? Какова разница между чувством, ведомым добрым сердцем, и чувством, движимым страстями?

Проблема диссонанса между разумом и чувством в русской литературе затрагивается весьма часто.

По традиции писатели отдавали первенство чувствам. Я абсолютно согласна с ними. Человек, личностью которого овладевают чувства, чистые и искренние, но не низкие и животные страсти, гуманен и добр по отношению к окружающим, заботится об их благе, готов на безвозмездную помощь, неравнодушен к бедам посторонних людей. Олицетворением чистоты, гуманности и сострадания является Соня Мармеладова, главная героиня романа Фёдорова Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Соня – человек, живущий по божьим законам, с пониманием относящийся к проблемам других, готовый помочь в трудную минуту, разделить страдания.

Семья Мармеладовых находилась в бедственном положении, а нищете. Соне пришлось пойти на преступление, совершить насилие над собой: заняться проституцией. Несмотря на такую страшную цену, она решается на этот грех ради спасения своих близких от голодной смерти. Также Соня оказывает помощь Раскольникову. Она поддерживает его в трудный для него момент жизни, идёт за ним на каторгу, тем самым помогая его душе исцелиться и воскреснуть. Человек, ведомый искренними чувствами и благородными целями, заботится о благе ближних, не имея от этого выгоды. Он обладает такими качествами, как милосердие, бескорыстие, доброта. Такой человек способен совершать высокие, нравственные поступки под влиянием высоких духовных чувств.

Если чувства-страсти поработят человека, это может привести к его нравственной гибели. Тот, кто попал под влияние животных, низких страстей, становится способным на омерзительные, гадкие поступки. Аркадий Иванович Свидригайлов –полная противоположность Сони Мармеладовой- такой человек. В его жизни бушуют страсти. Он сладострастный, циничный. Свидригайлов загубил жизни других людей, в том числе своей жены, Марфы Петровны, которую, по слухам, отравил. Аркадий Иванович относится к типу людей, попавших под пагубное влияние страстей-разрушителей. Люди, чувства которых ведомы такими страстями, становятся эгоистичными, их поступки губительны для окружающих. Ими движут не высоконравственные чувства, а животные инстинкты.

Человек является разумным существом. Эта черта отличает его от других биологических видов. Но человек, полностью попавший под контроль холодного, расчетливого разума, становится циничной, холодной машиной, способной на аморальные поступки. Проблема победы разума над чувством ярко выражена в главном герое романа «Преступление и наказание» - Родионе Романовиче Раскольникове. Он – раб своей теории, являющейся плодом его больного разума. Суть данной теории состоит в том, что, по его мнению, люди делятся на два разряда: «право имеющих», которым всё дозволено, и « тварей дрожащих», которые должны подчиняться им. Эта идея одержала над личностью Раскольникова верх, стала им управлять, привела его к убийству, жестокому и безжалостному. Он убил старуху-процентщицу Алёну Ивановну. Одно преступление повлекло за собой другое.Он случайно убил сестру старухи, Лизавету, неожиданно появившуюся на месте преступления. Ещё более омерзительный герой, живущий разумом - Пётр Петрович Лужин, «двойник Раскольникова». В основе его теория лежит идея о сильной личности, поставившей себя выше других. Он, ничем не брезгуя, добивается своих целей, использует людей для своей выгоды, не чувствуя при этом мук совести. Он бесчувственная, эгоистичная натура. Показателем этого является, к примеру, случай с Соней. Лужин подставил и опозорил её, обвинив в воровстве денег, которые сам и подбросил беззащитной девушке. Если разум перейдёт границы дозволенного и поработит сознание человека, он может направить его на ложный путь, сделать его беспощадным и жестоким.

Конфликт между разумом и чувством знаком практически каждому человеку. Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то склоняется в сторону чувств. Одни люди под воздействием чувств-страстей становятся аморальными, низкими и безнравственными, других людей чувства облагораживают, ведут к совершению благородных, высоконравственных поступков. С.Я.Маршак написал: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». Это означает, что разум и чувство должны поддерживать друг друга, гармония между ними необходима, и хотя достичь её крайне трудно, нужно стремиться к этому. 60 слов(без цитаты в кавычках)


Человек оставляет себя в человеке. В этом не только бессмертие рода человеческого, но и счастье каждой личности. Смысл твоей жизни в конечном счете заключается в том, чтобы повторить себя в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь после смерти остаться в сердце живущего, воспитай Человека. Оставить себя в Человеке - это значит не только в буквальном смысле родить сына. Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы, юноша и девушка, сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как граждане и тем счастливее ваша личная жизнь. Единство гражданского и личного сливается и запечатлевается в вашем ребенке, потому что он - ваше личное счастье и в то же время надежда народа; слово Отечество - самое прекрасное в нашем языке слово не только потому, что оно отражает величественную гражданскую, всенародную сущность, но и потому, что оно уходит своими корнями в глубоко личное.
Каждому поколению юношей и девушек я рассказываю быль «Две матери», которая глубоко потрясла меня как воспитателя. Она учит, что патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца. Любовь - тончайшие корни верности. Одна из тончайших вещей во всей системе воспитания - это утверждение в юной душе чувства верности великому и непоколебимому - Отечеству, чувства непримиримости к измене, вероломству, лицемерию. Верность высоким идеалам и принципам коммунистической нравственности - это, образно говоря, острие той бритвы, имя которой - совесть. Только тогда, когда мы сумели утвердить верность великому, возвышенному, непоколебимому, мы можем говорить о чистой и чуткой совести, о способности человека к самовоспитанию. Верность в великом и непреходящем - отношении к Отечеству, к моральным ценностям народа - имеет своими тончайшими и вечно неиссякающими источниками любовь к людям, с которыми человек с первых шагов своей жизни связан кровно и духовно. Важно воспитать человека, верного другому человеку, заслуживающему любви, самоотверженной заботы, самопожертвования. Быть готовым отдать свою жизнь во имя счастья дорогого для меня человека - с этого начинается гражданская приверженность и самоотверженность. Через духовную жизнь отроческого и юношеского коллективов красной нитью должна проходить мысль и забота: у каждого из нас будут дети; не так трудно любить, ласкать их, пробудить у них мысль о том, что он, сын мой, дорог мне... но неизмеримо труднее утвердить в его душе чувство ответственности передо мной за каждый свой шаг, чувство верности и приверженности мне как живому воплощению того, что уже прожито, пройдено, запечатлено в памяти. Каждому поколению юношей и девушек, идущих в самостоятельную жизнь, я напоминаю о том, что они отвечают перед обществом, перед народом за то, какие у них будут дети.
Отец и мать, вырастившие верного сына Отечества, создают себе живой и нетленный памятник. Если же сын ваш станет изменником Родины, народа - и такое бывает, и такие суровые слова надо говорить будущим матерям и отцам, - вы достойны презрения и великого забвения. Измена, предательство - самое страшное, самое гнусное преступление. Помните, будущие матери и отцы, что презренное семя измены и предательства - эгоизм, себялюбие. Верность великому и священному начинается с того, что почувствовал ваш сын, прикасаясь к отцовскому хлебу, какие мысли взволновали его душу, когда он увидел мать, отца, пришедших с работы уставшими и нуждающимися в заботе и покое, как забилось в груди вашего сына сердце в те мгновенья, когда он понял, что его нерадивость или беззаботность - отцовское горе.
Перед выпускным вечером мы вместе с юношами и девушками, которые через несколько дней получат аттестат, едем в лес. Там среди цветущей природы происходит одна из самых задушевных наших бесед. Я мысленно называют эту беседу одним из последних наставлений будущим отцам и матерям. Для нее я подбираю слова, которые прикоснулись бы к сокровенным уголкам гражданской совести.
«Помните, - говорю я юношам и девушкам, - что высшая честь человека - дать обществу настоящего гражданина; если вы сумеете датьу вы получите большое отцовское и материнское счастье. А в этом счастье, в сущности, и заключается смысл вашей жизни. Вдумывайтесь, юноши и девушки, в эти мои слова: как страшной беды, опасайтесь того, чтобы сознание ваше отгоняло неприятные мысли. Все нежелательное, неприятное, трудное надо впитывать, жадно впитывать своим сознанием. Изгнав из своей души нежелательное, неприятное один раз, вы привыкнете делать это всегда; вы станете никудышными отцами и матерями и поэтому никчемными гражданами, и счастье ваше будет призрачным. Запомните, юные граждане, что сердце, которое только потребляет счастье, впитывая его, как сухая земля ненасытно впитывает капли влаги, и не излучает ни одной искры радости для других людей, - такое сердце становится себялюбивым, эгоистичным, ему чужды высокие порывы и стремления. Как орел в своем стремительном полете опасается врезаться в острую скалу, так и вы, будущие отцы и матери, опасайтесь скупости своих сыновей на отдачу счастья другим людям. Тот, кто не знает счастья творения счастья для других людей, не может постигнуть, что такое Родина, не испытывает чувства личной причастности, приверженности к святыням народа.
Каждый человек ответствен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь... Но самая высокая и благородная, самая трудная и неумолимая ответственность - это ответственность отца за сына. Высшим судьей в этом долге и в этой ответственности является народ, Отечество и собственная наша совесть. Каждый из вас, юноши и девушки, будет хлеборобом или врачом, слесарем или инженером, каменщиком или учителем... Но каждому из вас быть также отцом и матерью. Отцовство и материнство, труд наших забот и нашей любви, наш мысленный взор в прошлое и в будущее - всё это создает народ. Народ прекрасен и могуч до тех пор, пока строго и требовательно, непримиримо к злу материнство и отцовство.
Юное сердце бьется учащенно и дыхание замирает в груди, когда юноша встречается глазами с взглядом девушки, каждое ваше прикосновение друг к другу порождает трудно постижимую волну чувств, надежд, мечтаний. Вы живете мечтой о счастье; старшие поколения передают вам бесценное богатство, имя которому - Родина, социалистический строй, свободный труд. Но это богатство становится счастьем лишь тогда, когда оно наполняется трепетным биением человеческих сердец. Всё дается и передается вам старшими поколениями, но творить человека никто за вас не будет. Это ваш труд. Мир как бы вновь рождается с рождением каждого человека. За то, каким станет ваш мир, отвечаете вы.
Вы не раз вслушивались и вдумывались в наши отцовские и материнские поучения о любви. Сколько бы ни поучали сына и дочь мать и отец, как любить и как творить человека, этих поучений будет недостаточно, какими бы правильными они ни были. Ни в одной сфере нравственности нет столько недоучек, как в любви, в строительстве того очага, где сливается личное и гражданское, - семьи. Мы хотим, чтобы из нашего гнезда не вылетел ни один недоучка. Как страшной болезни, опасайтесь видеть в любви только смутное «влечение сердца», что-то стихийное и непостижимое, властвующее над вами. Мудрость человека заключается в том, что он властелин своего сердца. Любовь - это огромный, поистине человеческий труд. Ваша нравственная чистота измеряется, кроме всего прочего, также и тем, как вы умеете любить. Любовь - это, образно говоря, тончайший инструмент творения человека, и только так и надо относиться к любви.

«Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В нем автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории восстания Пугачева? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, или, если и занимались, то показывали однобоко. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева.

Он сам едет в Оренбургскую губернию, расспрашивает оставшихся в живых очевидцев и участников бунта, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Его трактат «История пугачевского бунта» воспринимался современниками как научный труд.

Если «История пугачевского бунта» - историческое сочинение, то «Капитанская дочка» написана совсем в другом жанре. Это историческая повесть. Главный принцип, которому Пушкин следует, создавая свое произведение, - это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде «Капитанской дочки» можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. С другой стороны, Гринев - офицер, призванный присягой усмирять бунт. И мы видим, что он действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает твердым отказом, так как присягал государыне-императрице.
В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал дворянина. Дворянин по своему социальному происхождению, Гринев отвергает восстание «как бессмысленный и беспощадный бунт», кровопролитие.

Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, - говорит Гринев,- данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты...»

Образ Гринева показан «в двух измерениях»: Гринев - юноша, недоросль и Гринев - старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; говоря о бегстве из осажденного Оренбурга, появляется интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет показать взгляд героя на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.
Значительное место в романе занимает и антипод Гринева, его враг-друг Емельян Пугачев. Их первая встреча происходит в главе «Вожатый», в следующий раз Пугачев - уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в Белогорскои крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать».

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном герое этого чудесного произведения, на образе самого автора, который присутствует в романе незримо, как бы все время наблюдая за событиями и поступками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: «Не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный!» Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору.

Сам факт выбора рассказчика - большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность романа «Капитанская дочка». Пушкин сумел донести до нас много интересных деталей из истории восстания Пугачева.

Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них - добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводили диспут на тему «Что такое честь», один мой одноклассник прямо так и высказался: «Честь в наше время - привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути». С этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь - основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому - все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.
Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался - нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай - это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести - полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия «честь и благородство» вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден.

А ведь Швабрин - образованный человек, он не был «недорослем», каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность - две разные вещи. Более того - огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.

Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других - приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому - тоже благородство Петра, проявившего в отношении «вожатого», который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение.


Страница: [ 1 ]

1. Определите, какая тема вам кажется наиболее конкретной и понятной.

2. Подумайте, какие книги к этой теме вы вспоминаете, поскольку без опоры на художественный текст написать сочинение не получится.

3. Непременно помните, что каждая тема содержит в себе вопрос, на который надо ответить.

Алгоритм работы над сочинением

1. Выбрав тему для своего сочинения, определите проблему (вопрос), который содержится в теме сочинения.

2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.

3. Подберите два произведения, на материале которых вы будете доказывать свою точку зрения.

4. Продумайте сценарий своей работы (то есть построение работы, её композицию). Здесь можно написать план.

5. Напишите черновик.

6. Перечитайте черновой материал, подумайте, есть логика в построении Вашей работы. Внесите необходимую правку в построение. Перечитайте ещё раз и внесите правку в речевое оформление текста.

7. Перепишите набело.

8. Перечитайте написанное два раза – сначала проверьте, нет ли у Вас орфографических ошибок, затем проверьте пунктуацию.

Например, Вы выбрали тему «Что важнее при принятии сложных решений – разум или сердце?». Если мы переосмыслим эту тему в проблему (то есть главный вопрос, на который будем отвечать), то следует ответить на вопрос: «К чему должен прислушиваться человек, принимая решения: к разуму или чувствам?»

1. Мир, лишённый теплоты чувств, жесток и бесчеловечен (Гоголь «Шинель», Мёртвые души» (капитан Копейкин), , «Бедные люди», Замятин «Мы», Хаксли «О дивный новый мир», Брэдбери «451 градус по фаренгейту»).

2. Сердечные порывы бывают очень привлекательны в людях (небогатый Гринёв отдаёт заячий тулупчик Пугачёву; Андрей Болконский подхватывает упавшее знамя и увлекает бегущих солдат в атаку). Но не следует забывать и о том, что поддавшись чувствам, люди могут совершать непоправимые ошибки (Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»).

3. Конфликт разума и чувств может быть разрушителен для человека (Достоевский «Преступление и наказание», Тургенев «Отцы и дети»).

4. Человек может прийти к гармонии разума и чувств (Толстой «Война и мир», Пьер Безухов, Наташа Ростова).

В заключении следует сделать вывод: Разум и чувства должны дополнять друг друга. Прислушиваясь только к голосу разума или полностью отдаваясь чувствам, люди теряют полноту восприятия мира и совершают ошибки.

В работе над сочинением очень помогает план. Что такое хороший план сочинения? Это структура Вашей работы (то есть кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в Вашей работе).

На черновике можно хаотично набросать всю сумму мыслей, которые пришли Вам в голову. Здесь же можно вспомнить и книги, которые послужат иллюстрациями Ваших тезисов. Кроме того, можно сделать наброски вступления и заключения.

Любопытно рассмотреть пример плана сочинения на тему «Мнимая и подлинная дружба».

1. Пушкин «Евгений Онегин», Онегин и Ленский, отсутствие настоящей духовной близости, «от делать нечего друзья».

Тургенев «Отцы и дети», Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, со стороны Аркадия – подражание, слепое следование за старшим другом).

2. Гончаров «Обломов», Обломов и Штольц, теплота отношений, доверие, забота.

Толстой «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, интеллектуальная и духовная общность, поиск смысла жизни, страсть к познанию истины).

План-конспект

Вступление.

Дружба – одна из вечных человеческих ценностей. Что же является основой настоящей дружбы?

II. Основная часть. Примеры истинной и мнимой дружбы в изображении русских поэтов и писателей.

1. Тема дружбы в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский.

2. Тема дружбы в романе Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

3. Тема дружбы в романе Гончарова «Обломов». Илья Обломов и Андрей Штольц.

4. Тема дружбы в романе Толстого «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов.

На эту тему есть много других замечательных произведений: Конан Дойль «Рассказы о Шерлоке Холмсе», Киплинг «Маугли», Андерсен «Снежная королева», Денисова «Подумаешь, звёзды», Железников «Чучело» и др.

III. Вывод. Настоящие друзья всегда нуждаются друг в друге и всегда готовы помочь. Они могут быть совершенно непохожи, но их связывает духовное родство, душевная близость. Настоящие друзья готовы многое простить друг другу. Они нужны друг другу не только в горе, но и в радости.

Когда Вы будете завершать работу над черновиком, необходимо сделать следующее:

Свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;

Убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;

Проверить, правильно ли выделены абзацы;

Сделать речевую правку;

Проверить орфографию;

Проверить пунктуацию.

Тематическое направление «Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед велением чувства и подсказкой разума.

Толковый словарь.

Разум – способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, интеллект.

Чувство – эмоция, переживание; осознанное отношение к чему-нибудь (чувство долга).

Возможные темы сочинений.

Что важнее: разум или чувство?

Что слушать: разум или сердце?

Что значит испытывать благородные чувства?

Что такое истинные чувства?

Можно ли идти на поводу у своих эмоций?

Когда разум становится опасен?

Нужно ли давать волю чувствам?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

В чём сила человеческого чувства?

Чувства созидающие и разрушающие.

Карамзин «Бедная Лиза»

Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»

, «Мцыри»

Тургенев «Ася», «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди»

Толстой «После бала», «Война и мир», «Анна Каренина»

Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи»

Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

Замятин «Мы», «Пещера»

Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

Распутин «Прощание с Матёрой»

Нагибин «Старая черепаха», «Зимний дуб»

Железников «Чучело»

Алексин «Раздел имущества»

Трифонов «Обмен»

Тематическое направление «Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным ценностям или идти путём предательства, лжи, лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали своё внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Толковый словарь.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его принципы (долг чести, дело чести); хорошая репутация, доброе имя.

Бесчестие – отсутствие чести, достоинства; оскорбление, позор.

Возможные темы сочинений.

Как Вы понимаете слово «честь»?

Как Вы понимаете слово «совесть»?

Что такое «честь» и «бесчестье»?

Что значит быть человеком чести?

Что есть истинная честь и что есть мнимая?

Как связаны понятия «предательство» и «бесчестие»?

Возможен ли компромисс с совестью?

Устарело ли сегодня понятие «честь»?

Что помогает человеку сделать выбор между честью и бесчестьем?

Почему многие писатели говорили о необходимости быть верным долгу и чести?

Согласны ли Вы с утверждением Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять»?

Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

Рылеев «Иван Сусанин»

Гоголь «Тарас Бульба»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Толстой «Война и мир»

Куприн «Поединок», «Юнкера», «Куст сирени»

Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»

Булгаков «Белая гвардия»

Быков «Сотников», «Обелиск»

Каверин «Два капитана»

Гроссман «Жизнь и судьба»

План-конспект сочинения на тему «Что значит идти дорогой чести?»

I. Вступление. Что такое честь, достоинство человека?

II. Основная часть. Жизненный путь Петра Гринёва – дорога чести и добра.

1. Дом и семья Гринёвых.

2. Заповеди отца.

3. Первые самостоятельные шаги Гринёва (нелепый проигрыш в бильярд, грубость по отношению к Савельичу).

4. Гринёв и Швабрин.

5. Гринёв и Пугачёв (нравственный выбор – погибнуть или стать предателем; смелость Гринёва и его верность долгу вызывают уважение Пугачёва).

III. Заключение. Главная награда на пути чести – доброе имя.

Подберите материал к сочинению на тему «Что такое «честь» и «бесчестье»?»

Пушкин «Капитанская дочка»

Пётр Андреевич Гринёв и Алексей Иванович Швабрин.

1. Социальное положение Гринёва и Швабрина.

Молодой офицер Гринёв и опытный военный, бретёр (вот уж пятый год как к нам переведён за смертоубийство) Швабрин.

2. Добрый Гринёв («Вы всякому человеку готовы помочь», - пишет в письме Маша Миронова) и злобный Швабрин (угрозы Маше – «Он обходится со мной очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею…»).

3. Жалостливый Гринёв («Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне стало жаль бедного старика…»). Жестокий Швабрин.

4. Искренний Гринёв («Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих… и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным»). Лживый Швабрин. («В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника»).

5. Честный, принципиальный Гринёв («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»). Бесчестный, беспринципный Швабрин («С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»).

Толстой «Война и мир»

Князь Василий Сергеевич Курагин и князь Николай Андреевич Болконский.

1. Курагин – важный чиновник, влиятельный человек, много лет служит при дворе. Самоуверенный и пустой человек. Общается с людьми ради выгоды.

Болконский – пожилой человек с тяжёлым характером, генерал-аншф в отставке, служил во времена Екатерины II, был лично знаком с императрицей, старый товарищ Кутузова, но никогда не пользуется своими связями. Живёт в своём имении Лысые горы. Умный и проницательный человек.

2. Курагин – равнодушен к своим детям. Обеспокоен лишь поиском подходящий партий для них. Ему не свойственны такие качества, как духовное богатство, патриотизм, благородство.

Болконский – к детям относится строго, предъявляет высочайшие требования, держится с ними достаточно жёстко, но любит их. Он трудолюбивый человек (мемуары, математика, занятия в мастерской, работа в саду, строительство). Обладает чувством долга, порядочности, благородства. Воспитывает те же качества в детях (Андрей Болконский начал службу в армии с нижних чинов).

Можно попробовать написать сочинение на тему «Что помогает сделать человеку выбор между честью и бесчестьем?» , используя следующий план:

I. Вступление. Как я понимаю слова «честь» и «бесчестье»?

II. Основная часть. Повесть Быкова «Сотников». Нравственный выбор героев между честью и бесчестьем.

Какие нравственные качества дают человеку перед лицом смерти сделать выбор между честью и бесчестьем? Автор отвечает на этот вопрос, сравнивая двух героев.

Сотников – работал в школе, в 1939 году его призвали в армию, на войне командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, Сотников попал в плен, бежал, попал в партизанский отряд. Оказавшись в плену у полицаев, Сотников пытается взять вину на себя, чтобы спасти люди, помогавшие партизанам (староста и Дёмчиха). Герой убеждён: лучше выбрать смерть, чем оказаться предателем.

Рыбак – сильный человек, мужественный боец, был старшиной в стрелковой роте. После ранения он оказался в глухой деревне, где его выходили местные жители. Рыбак уходит в лес к партизанам. Во время похода постоянно помогает больному Сотникову. Однако в ситуации выбора между жизнью и смертью Рыбак выбирает жизнь ценою бесчестья – предательства. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно бы было опереться в момент выбора. Став полицаем, он участвует в казни Сотникова Его жизнь оплачена казнью невинных людей. (Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение»).

III. Вывод. Путь чести выбирают люди с твёрдыми нравственными принципами, которые закладываются в детстве и укрепляются всю жизнь. Человек должен стараться не позволять себе морально падать ни при каких обстоятельствах.

Тематическое направление «Победа и поражение».

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными обстоятельствами в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Толковый словарь.

Победа – успех в битве при полном поражении противника; успех в борьбе за что-нибудь, достижение чего-нибудь в результате преодоления чего-нибудь.

Поражение – неудача в войне, борьбе, разгром.

Возможные темы сочинений.

Что такое победа?

Можно ли преодолеть самого себя?

Что значит победа над самим собой?

Какую победу можно назвать настоящей?

Что является залогом победы в бою?

Когда победа равносильна поражению?

Чему нас учат поражения?

Как поражения помогают узнать самого себя?

Победа, которую мы не забудем.

Согласны ли Вы с утверждением «Нужно уметь достойно проигрывать»?

Согласны ли Вы с утверждением «Характер человека определяется не тем, как он наслаждается победой, а тем, как он сносит поражения»?

Пушкин «Капитанская дочка»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Тургенев «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание»

Толстой «Война и мир»

Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Каверин «Два капитана»

Васильев «В списках не значился»

Быков «Сотников»

Носов «Красное вино Победы»

Хемингуэй «Старик и море»

Тематическое направление «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, который предотвращает ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Толковый словарь.

Опыт – отражение в сознании людей законов объективного мира; совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений, то есть жизненный опыт.

Ошибка – неправильность в действиях, мыслях.

Возможные темы сочинений.

Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?

«…Опыт, сын ошибок трудных…» (Пушкин)

Путь к истине лежит через ошибки

Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

Почему нужно анализировать свои и чужие ошибки?

Какие ошибки невозможно исправить?

Что такое заблуждение?

Какой опыт даёт человеку война?

Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Фонвизин «Недоросль»

Грибоедов «Горе от ума»

Пушкин «Евгений Онегин»

Лермонтов «Герой нашего времени»

Островский «Гроза», «Бесприданница»

Гончаров «Обломов»

Тургенев «Отцы и дети»

Достоевский «Преступление и наказание»

Толстой «Война и мир»

Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Вишнёвый сад»

Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи».

Пастернак «Доктор Живаго»

Булгаков «Мастер и Маргарита».

Попробуйте выполнить следующие задания:

Прочитайте варианты вступлений и сформулируйте подходящие к ним темы сочинений. Напишите свой вариант вступительной части сочинения на одну из предложенных выше тем.

1. Тема ____________________________________________________________

Человеческую жизнь часто сравнивают с дорогой. Одни просто идут по ней, не задумываясь о конечной цели. Другие точно знают свой путь и никогда не отступают от него. Третьи ищут верный путь, порой сбиваясь с дороги. Мне кажется, что каждый шаг на дороге жизни – это крупица нашего опыта, даже если этот шаг сделан не в ту сторону.

2. _______________________________________________________________

Каждому из нас хорошо известна пословица «Человек учится на ошибках».

В этом высказывании много жизненной мудрости. К сожалению, мы устроены таким образом, что, пока сами не попадём в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем для себя верных выводов.

Можно попробовать написать сочинение на тему «Путь к истине лежит через ошибки» , используя вот такой план.

I. Вступление. Путь к истине – это путь познания самого себя.

II. Основная часть. Жизненные поиски Пьера Безухова – путь проб и ошибок.

Образ Пьера Безухова в романе Толстого «Война и мир»

1. Образ Пьера Безухова – один из самых важных в романе. Герой изображён в постоянном развитии. Весь жизненный путь Пьера – это поиски самого себя, своего места в жизни, поиск истины.

2. Неудачный брак.

3. Неудачные преобразования в южных имениях.

4. Разочарование в масонстве.

5. Пьер на поле Бородина и в плену.

III. Заключение. Созидательная сила наших ошибок в том, что они открывают новые возможности для поиска истины.

Попробуйте самостоятельно подобрать материал для написания сочинения на тему «Человек учится на своих ошибках». (Можно вспомнить Тургенева «Отцы и дети», Достоевского «Преступление и наказание»).

Родион Раскольников убеждается в ошибочности своей теории, противоречащей общечеловеческой морали и христианской этике.

Вывод: Человек, совершивший ошибки и сделавший из этих ошибок правильные выводы, сегодня на порядок мудрее, чем вчера.

Подумайте, какой материал Вы бы подобрали к сочинению на тему «Какие ошибки невозможно исправить?»

Например, можно подумать о том, что самые страшные ошибки человек совершает тогда, когда идёт на сделку с совестью и от этого страдают невинные люди (Булгаков «Мастер и Маргарита», Понтий Пилат).

А можно вспомнить рассказ Паустовского «Телеграмма».

Скорее всего, мы придём к выводу, что есть такие ошибки, которые невозможно исправить, как нельзя воскресить мёртвого или вернуть себе честь или утраченное достоинство.

Тематическое направление «Дружба и вражда».

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Толковый словарь.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью.

Возможные темы сочинений.

Кого можно назвать настоящим другом?

Что такое мнимая и подлинная дружба?

Когда друг становится врагом?

Согласны ли Вы с утверждением, что дружбе нужно учиться?

Согласны ли Вы с утверждением о том, что настоящий друг познаётся в беде?

Согласны ли Вы с высказыванием «Из двух друзей один всегда раб другого?»

Что помогает людям преодолевать конфликты?