Какие можно привести примеры слов с корнем раст - рос -ращ? Как пишется «рос(т) — рас(т) — ращ». Указатель слов к разделу «Орфография

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Орфограмма в корне слова — тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с чередующимися гласными. В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения — слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост — это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.

Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-

Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: — ст и — щ. Правильный выбор гласной в данном случае — основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности — корень. На него опирается слово — первый строительный элемент языка.

Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.

Исторические особенности

Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского — языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму — с -а (растение, отращивать, произрастать).

В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.

Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый — кто уже вырос, поросль — уже поросла).

Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

Исключения

Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть «в рост»), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Правописание корней.

12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть — вре ́д , препода ва́ть — препода ́ть , притя ну́ть — притя ́нешь .

Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать — вта птывать , но сить — на шивать , и т. п.

13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака , во лдырь , ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

14. Корни с чередованием о — а . Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

а) В корне кос — кас (кос нуться — кас аться ) пишется а -а- : кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .

б) В корне лож — лаг (предлож ить — предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .

в) В корне клон — клан (поклон — клан яться ) под ударением может быть и о , и а о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .

г) В корне твор — твар (твор чество — твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .

д) В корне гор — гар (гор еть — загар , нагар ) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .

е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха , в остальных случаях пишется а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

ж) В корне зар - зор (заря - зори - зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.

з) В корне раст - рост (расти - росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).

Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.

и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): ра вномерный , ра внозначный , сра внить , всё ра вно , а также в словах: ра внение , ра вняйсь , ра вняясь , пора внялся , ра внина ; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы) и т. п., уро вень , ро вня .

dictionary.liferus.ru

Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова

В корне р а ст- и р о с- выбор напи­са­ния бук­вы «а» или «о» зави­сит от нали­чия в корне соглас­ных «ст» и «щ» .

В корне раст-/ращ-/рост-/рос глас­ные чаще все­го явля­ют­ся без­удар­ны­ми, напри­мер:

р а сте́ние - вы́р а щен­ный - вы́р о сток - по́р о сль.

Но про­ве­рять их уда­ре­ни­ем, как чаще все­го и посту­па­ют с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, не сле­ду­ет, так как глас­ные а//о явля­ют­ся чере­ду­ю­щи­ми­ся .

Эти чере­ду­ю­щи­е­ся кор­ни воз­ник­ли исто­ри­че­ски в резуль­та­те вли­я­ния ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка:

корень рос- явля­ет­ся искон­но рус­ским, а корень раст-/ращ- - ста­ро­сла­вян­ским.

В напи­са­нии слов с эти­ми кор­ня­ми вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

Написание слов с корнем раст-/ращ-

Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ» , напри­мер:

  • вы́р а ст у - вы́р а щ енный;
  • р о сли́ - вы́р о сли.
  • Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

  • позар а ст али тро­пин­ки;
  • прор а ст ить вовре­мя;
  • подр а ст ить дочь;
  • цве­ты разр а ст ались;
  • возр а ст ной актер;
  • нар а ст ающий гул;
  • прор а щ енное семя;
  • выр а щ енный уро­жай;
  • нар а щ ение.
  • Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

    Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в сереб­ре.

    Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают - под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли. Вот как силь­но под­рос­ли! (Елена Трутнева).

    Написание слов с корнем рос-/рост-

    В сло­вах с кор­нем рос-, за кото­рым не сле­ду­ют букв «ст» и «щ» , выбе­рем бук­ву «о» :

    У лес­ной рябин­ки вырос­ли вол­нуш­ки пря­мо на тро­пин­ке.

    Мы сто­им две-три минут­ки, точ­но к месту при­рос­ли: голу­бые неза­буд­ки, неза­буд­ки рас­цве­ли (Е. Трутнева).

    Исключения :

    Все про­из­вод­ные сло­ва сохра­ня­ют ука­зан­ные напи­са­ния, напри­мер:

  • росток - рост­ки, росто­чек, рост­ко­вый, росто­вой;
  • ростов­щик - ростов­щи­чий, ростов­щи­ца, ростов­щи­че­ский, ростов­щи­че­ство.
  • Ранней вес­ной упа­дет семеч­ко с ели во влаж­ную зем­лю, про­рас­тёт. Покажется малень­кий росток. Он даст жизнь ново­му дерев­цу (Г. Скребицкий).

    Видеоурок «Чередующиеся гласные в корнях РОС, РАСТ, РАЩ»


    russkiiyazyk.ru

    Буквы «О и А» в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-

    Цели и задачи:

    • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
    • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
    • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
    • Оборудование:

      • Ноутбук.
      • Мультимедийный проектор.
      • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
      • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
      • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
      • Ход урока

        1. Организационный момент.

        — Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

        2. Проверка домашнего задания.

        — Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

        Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

        • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
        • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
        • Затем осуществляется совместная проверка.

          Устный опрос:

          — Над какими орфограммами работали?

          — От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

          — Как проверить безударную гласную в корне слова?

          — Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

          3. Закрепление.

          1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

          — Какие корни встречаются в этом слове?

          — Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

          — Составьте и запишите предложение с этим словом.

          (В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

          — Что растет по берегам реки? (слайд 3)

          — Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.

          (У берега растет высокий камыш.)

          — Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

          2) — После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

          — Что растет на берегу? (слайд 4)

          Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

          Учащийся читает стихотворение.

          Р_сти, р_сти яблонька
          Подр_стай!
          Цв_ти, цв_ти яблонька
          Расцв_тай!
          З_лотое солнышко,
          Жарче грей!
          Выр_стайте яблоки
          Поскорей!
          Р_сла, р_сла яблонька
          Подр_сла.
          Цв_ла, цв_ла яблонька
          Отцв_ла.
          Отр_хнула яблонька
          Свой наряд,
          И поспели яблоки
          Для ребят.

          — Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

          — Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

          3) — Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

          — А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

          — Это письмо от ребят. Прочитаем его.

          У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

          Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

          — Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

          — Где находился садик? Кто его вырастил?

          — Как двор выглядел сначала?

          — Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

          — Как разрастался сад?

          — Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

          (вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

          — Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

          — Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

          — Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

          (бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

          — Проверим, правильно ли мы распределили слова.

          5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

          4. Итог урока.

          — С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

          Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос- и -лаг- (-лож-). 5-й класс

          Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

          Формирование УУД:

          Познавательные метапредметные умения

        • Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
        • Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
        • Уметь работать с толковым словарем.
        • Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.
        • Коммуникативные метапредметные умения

        • Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.
        • Регулятивные метапредметные умения

        • Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
        • Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
        • Исправлять речевые недостатки.
        • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

          Учащимся предлагается решить два ребуса.

          В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:

          – По каким правилам пишем эти слова?

          Развитие «Я – концепции»

          2 этап (слайды 6, 7, 8)

          Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

          – Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
          – Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.

          Затруднение. Проблемная ситуация.

          Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.

          Оч…ровать красотой
          Заг…дать желание
          Небо в з…рницах
          Подг…ревший пирог
          Прил…гать усилия
          Дети подр…стают

          Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.

          Формируемые УУД

          Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

          Поиск разнообразных способов решения задач

          3 этап (слайды 9, 10, 11)

          Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.

          Поразмышляем!

          – Вот вам карточки с группами слов.
          Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о , а когда а.

          Сделайте вывод.
          (Работа в парах)

          Карточка 1

          Буквы о-а в корне -лаг- — -лож-

        • Предла гать – предло жить
        • Сла гаемое – сло жение
        • Прила гать – прило жение
        • Карточка 2

          Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — -рос-

        • раст — раст ение
        • -ращ — выращ енный
        • -рос — зарос ли
        • Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.

          На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».

        • Отрасль – отдельная область науки, производства.
        • Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
        • Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
        • Структурирование знаний
        • Использование речи для регуляции своего действия
        • 4 этап (слайды 12, 13)

          Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

          Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)

          Вставьтепропущенныебуквы:

          1) изл_гать,
          2) пол_гать,

          3) сл_гаемое,
          4) предл_гать,

          5) возл_гать,
          6) изл_жение,

          7) возл_жить,
          8) пол_г,

          9) перел_жить,
          10) распол_гать,
          11) сл_гать,
          12) предпол_гать

          13) прил_гательное,
          14) р_стение,
          15) прор_сти,

          16) отр_сль,
          17) р_стовщик,

          18) р_сток,
          19) подр_сли,

          20) прор_сти,
          21) выр_щенный,

          22) дор_сти,
          23) р_стительность,

          24) возр_ст,
          25) прир_сти.

        • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
        • Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы
        • 5 этап (слайд 14)
          Этап включения в систему знаний и повторения

          Определите «третийлишний»

          • прилагать, ловить, помирить;
          • усложнить, положить, изложение;
          • произрастать, потрясти, излагать.
          • Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.

            Формируемые УУД

          • Развитие «Я концепции»
          • Владение диалогической формой речи.
          • Писк разнообразных способов решения задач
          • Структурирование знания
          • 6 этап (слайд 15)

            Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

            На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.

              Вообще-то, по правилу в этом корне с чередующимися безударными гласными а пишется перед -ст- и -щ-: растение, вырасти, прирастать, отрастать. Исключения: росток, Ростов, Ростислав.

              Буква о пишется, если нет -ст- и -щ-: вырос, оброс, заросли.Исключение: отрасль.

              Правописание гласных А и О в корнях РАСТ - РАЩ и РОС.

              Букву А нужно писать перед согласными СТ и Щ, а перед согласным С пишем букву О.

              Например,

              выращенный - выращенная - выращенное - выращенные, выращивали - выращиваем и т. п. (пишем букву А, потому что перед Щ),

              растение, растили, вырастили, прорастили, возрастной, возраст, подрасти и т. п. (пишем букву А, потому что перед СТ),

              выросли, переросли, заросли, поросль, недоросль и т. п. (пишем букву О, потому что перед С).

              Есть и слова-исключения, правописание гласных в которых нужно просто запомнить, так как они не подчиняются правилу выше (см. картинку ниже):

              Как вариант: растение, возраст

              проросли, выросли

              пророщенный.

              Слов с чередующимися гласными на правило раст - рос - ращ достаточно много в русском языке. Известны слова

              растение и возраст, но росточек.

              Правило простое, при внимательном прочтении и выполнении нескольких упражнений определить, какую гласную писать не составит труда.

              Примеры слов с корнем РАСТ:

              Растаем, прирастаем, вырастать, растение, возраст, вырастить, подрастающий, разрастись, нарастание, растительность, возрастной.

              Примеры слов с корнем РОС:

              Заросли, росла, выросла, выросший, срослось, недоросль, перерос, приросли.

              Примеры слов с корнем РАЩ:

              Сращивание, отращивать, выращивать, наращивание, заращивать, выращенный.

              Что бы не путаться какую нужно писать гласную в корне, запоминаем правило:

              Гласную А - пишем перед СТ, Щ

              Гласную О - пишем в остальных случаях

              Есть слова исключения, которые нужно запомнить: ростовщик, отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

              Корень -раст- в таких словах: растение, возраст, возрастание, вырастить, нарастить, растущий, дикорастущий, разрастись, возрастающий, возрастной, растительность, взрастить..

              Корень -рос- в таких словах: заросли, выросли, поросль, недоросль, рос, подрос, выросший, переросший...

              Корень -ращ- в таких словах: наращивание, проращивать, сращивать, выращивать, ращу, взращенный...

              Корень -раст-

              Раст-ет, -раст-ение, -раст-ить, -раст-ил, вы-раст-ил - все слова происходят от слова растение.

              Корень -рос-

              Рос-ток, по-рос-ль, вы-рос-, -рос-товщик, -Рос-тов, -рос-а, с-рос-лись.

              Корень -ращ-

              вы-ращ-ивать, с-ращ-ивать, на-ращ-вивать - все слова происходят от слова ращу.

              Корни -раст- и -рощ- относятся к правилу чередования гласных с -а-а на -о- и наоборот. Правило гласит: буква -о- пишется в корне слова перед всеми согласными, кроме -ст- и -щ-щ. Перед -ст-, -щ- пишется буква -а-. Из этого правила и происходит два схожих корня, несущих один смысл -рас-, -раст-, -рощ-. Пример: вырАщивать, вырОс.

              Раст: вырастили, растение, возраст, растить, растущий

              Рос: рослый, росток, подросток, вырос, заросли, зарос

              Ращ: выращу, выращивание, взращу, приращивание, наращивание

              Вот только некоторые примеры слов с этими корнями. Остальные слова можно найти в интернете

              Не всегда можно проверить безударный гласный в корне слова. Это нельзя сделать в случае чередования гласных о//а, как, например, в корне раст-/ращ-/рос- .

              Примеры слов с корнем раст-/ращ- :

              растение, расти, растет, растущий, прирастет, растениеводство, пышная растительность, растительное масло, отрасти, отращнная борода, зарасти, правильно заращенный, вовремя прорасти, прорастать, проращенное зерно, подрастать, подрасти, подрастающее поколение, взрастить, взращнный, нарасти, нарастить, нарастающий, прирасти, прирастить, приращнный, срастаться, дорасти до полки, выращивать, выращенный.

              Примеры слов с корнем рос-:

              водоросли, водорослевый, поросль, порослевый, росла, подросли, наросла, приросла, проросла, отросли, срослись, доросла до крыши, выросла быстро.

              Запомним написание слов-исключений : росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик и производных слов - отраслевой, ростковый, заросток, проросток, подростковый, ростовщица, ростовский и пр.

              В корне с орфограммой Чередующиеся гласные в корне раст-// -рос-//-ращ- перед ст пишется буква а, перед с - буква о, перед щ - буква а.

              Примеры слов с корнем -раст -

              • раст ение,
              • расти,
              • подрастать,
              • взрастить,
              • возрастать
              • возраст.

              Примеры слов с корнем -рос -

              • выросли,
              • поросль,
              • подрос,
              • заросли.

              Примеры слов с корнем -ращ -

              • наращивать,
              • выращивать,
              • взращивать.

              Необходимо помнить об исключениях : росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

              раст - возраст,

              раст - возрастание,

              раст - вырастить,

              раст - растущий.

              рос - заросли,

              рос - выросли,

              рос - поросль,

              рос - подрос,

              рос - выросший.

              ращ - наращивание,

              ращ - проращивать,

              ращ - сращивать,

              МОУ Саранинская СОШ

              Урок русского языка в 5классе

              с использованием ИКТ

              на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».

              Цели урока :

              1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных

              о – а в корнях раст/ращ/рос.

              2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .

              Ход урока.

              I. Организационный этап .

              II. Повторение.

              На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

              Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

              Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?

              Рассказать правило по таблице.

              VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.

              Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а

              1. р…стительность

              2. взр…щенный

              3. выр…сла

              4. подр…стает

              6. вр…сли

              7. прор…сти

              8. пор…сль

              9. р…сток

              10. выр…стим

              VII. Подведение итогов урока .

              Что нового мы узнали на уроке?

              Чему научились?

              Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

              Что можем сказать принцессе Орфографии?

              VIII. Домашнее задание:

              1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)

              2. Выполнить упражнение 441.

              учитель русского языка

              МОУ Саранинская СОШ

              с использованием ИКТ

              на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».

              Тип урока: изучение новой темы.

              Цели урока:

              1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.

              2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.

              3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.

              Ход урока.

              I. Организационный этап.

              II . Повторение.

              1. На доске текст (можно на интерактивной):

              Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!

              Задания учащимся:

              Прочитайте текст.

              Изменилось ваше настроение? Почему?

              Назовите наречия, которые встречаются в тексте.

              По каким признакам вы определили, что это наречия?

              2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.

              · Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.

              · Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.

              Сформулируйте общее правило.

              Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.

              III . Определение цели урока.

              Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?

              Какую тему мы должны изучить на уроке?

              Какая проблема стоит теперь перед нами?

              IV. Изучение новой темы.

              1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:

              ГОРЯЧ…

              ПЕВУЧ…

              Вопросы и задания учащимся:

              К каким частям речи относятся слова?

              В каких морфемах пропущены буквы?

              Какие гласные нужно написать на конце наречий?

              После каких согласных пишутся гласные о и е?

              Сформулируйте правило.

              2. Чтение правила по учебнику.

              Что показалось знакомым?

              Что нового появилось в правиле правописания наречий?

              3. Вывешивается таблица.

              Расскажите правило по таблице.

              V. Тренировочные упражнения.

              1. Упражнение 212 самостоятельно

              В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?

              Что нужно запомнить о наречии ещё ?

              Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?

              Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.

              VI. Проверочная работа.

              На доске слова (можно на интерактивной).

              О или е?

              1. больш…й

              2. пейзаж…м

              3. похож…

              4. манящ…

              5. хорош…

              6. сердц…м

              7. свеж…

              8. ещ…

              9. роднич…к

              10. свеч..й

              11. общ…

              12. о лучш…м

              13. зайч…нок

              14. скрипуч…

              Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.

              Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13

              Каким правилом пользовались, выполняя задание?

              Какое слово является исключением?

              VII . Домашнее задание.

              1. Выучить правило.

              VIII . Работа по развитию речи.

              Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.

              Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.

              А музыка поможет создать весеннее настроение.

              Звучит пьеса «Белые ночи».

              Учащиеся читают миниатюры.

              Какую роль выполняют наречия в тексте?

              Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?

              Предмет Русский язык

              Дата 26.01.2009

              Класс 5 «Б»

              Тема урока «Правописание гласных А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»

              Тип урока: объяснение нового.

              Уровень подготовленности класса: средний.

              Цели урока:

              Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

              Практические:

                совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

                формировать орфографическую зоркость;

              Общепредметные:

                обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

                развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

                дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

              Принципы обучения: дидактические:

                научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

                доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

                наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

                систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

              Методы преподнесения знаний: слово учителя с репродуктивной беседой.

              Методы формирования знаний: постановка вопросов:

                фронтальный опрос (для закрепления новых орфографических понятий);

                взаимоопрос (повторение правила написания А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ).

              Методы формирования умений:

                нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

                подбор примеров слов с данной орфограммой.

                выборочно-распределительный диктант.

              Методы контроля: выборочный диктант с сигнальными карточками (используется во время подведения итогов урока).

              План урока.

              1. Организационный момент – 1 мин.
              2. Мобилизующий этап – 5 мин.
              3. Формулирование темы и цели урока – 5 мин.
              4. Изучение нового материала – 8 мин.
              5. Закрепление изученного материала – 15 мин.
              6. Итоги урока – 2 мин.
              7. Постановка домашнего задания – 2 мин.

              8. Рефлексия– 2 мин.

              ХОД УРОКА

              I. Организационный момент.

              II. Мобилизующий этап.

              Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

              На доске написаны слова:

              1) Предл..гать, распол..житься, р..стения;
              2) Прир..щение, изл..гать, пол..жить;
              3) Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

              Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

              Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться -ЛАГ-, -ЛОЖ- , а в слове растения – в корне -РАСТ-.

              Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

              Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение . Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

              Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

              Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла . Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС- .

              III. Формулирование темы и цели урока.

              Цель: учить формулировать тему и цели урока.

              Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

              Ученики. Мы выделили слова растения, приращение , выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“ .

              Учитель пишет тему урока на доске.

              Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

              1. Познакомиться...
              2. Учиться находить и правильно писать...

              Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

              IV. Изучение нового материала.

              Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

              1. Работа с учебником, с. 169.

              Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ?

              Правило повторяют 2 – 3 ученика.

              2. Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток , отрасль , Ростислав.

              V. Закрепление изученного материала.

              Цель: закрепить полученные знания.

              1. Упражнение 437 (устно)

              2. Выборочно-распределительный диктант.

              Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.

              3. Упражнение (запись на доске)

              1) выр..стить, возр..ст, ...
              2) ср..щение, выр..щенный, ...
              3) выр..с, водор..сли, ...

              Справка: нар..стание, взр..щённый, выр..сший, недор..сль, пор..сль.

              Учитель. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. (Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки)

              Учитель. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов. (Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, какая гласная пишется в корне)

              Учитель. Какое слово можно включить в первую цепочку? Запишите это слово. Объясните постановку буквы А в корне слова.

              Учащиеся выполняют задание и вместе с учителем проверяют его. Аналогичным образом они работают с остальными цепочками слов.

              4. Выборочный диктант.

              1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
              2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
              3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
              4) Рис растёт на болотистых местах.
              5) Берег моря покрыт водорослями.
              6) Эти места удивляют богатой растительностью.

              5. Работа в тетрадях с печатной основой. (тест 11, задание 4)

              VI. Итог урока.

              Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

              Дети повторяют правило. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

              VII. Домашнее задание . Параграф 84, упр.441.

              VIII . Рефлексия

              Что нового узнали на уроке?

              Каким способом?

              Что еще нужно сделать?

              Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала(+).

              Хорошо Понял, но

              понял не все.

              материал.

              Активно На уроке

              работал было

              на уроке. скучно.

              Спасибо за работу, оценки за урок…

              Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

              Тип урока: изучение нового материала

              Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

              Цели урока:

                Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

                Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

                Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

              Оборудование:

              интерактивная доска, , , карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2008.)

              ХОД УРОКА

              слайда

              Этапы урока

              Слайд 1

              1. Организационный момент
              2. Запись темы урока, постановка целей

              3. Актуализация знаний.
              Фронтальный опрос
              - Что такое чередование?
              - Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
              - Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-

              Слайд 2

              Проверочная работа
              Вставь пропущенные буквы
              предл…гать ничью
              прил…жение к журналу
              популярное изл…жение
              пол…жение дел
              пол…гаться на коллектив
              разл…жить растения
              изл…гать программу
              ул…житься в секунды
              отл…жить визит
              возл…жить ответственность
              распол…гать данными
              прил…гать усилия

              Слайд 3

              4. Объяснение нового материала
              4.1. Наблюдения по таблице, формулирование вывода

              Слайд 4

              4.2. Сравниваем выводы с правилом в учебнике п.85

              Слайды 5-9

              4.3. Лексико-орфографическая работа. Запишите слова-исключения. Почему они являются исключениями?

              Слайд 10

              5. Закрепление
              5.1 Развитие устной речи. Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов
              Прор…сли р…стки, повыр…сли, да ростом р…стки не выр…сли.

              Слайд 11

              5.2.Самостоятельная работа упр.437.
              Один учащийся работает за компьютером (режим пауза), остальные в парах.
              Вишенка р…сла, подр…стала, и, наконец, выр…сла; сберегли р…стение; выр…щенный школьниками сад; небольшой р…сточек.
              Проверка, анализ ошибок

              Слайд 12

              5.3. Конструирование. Составьте словосочетания по картинке с корнем –раст- // -рос-//-ращ-

              Слайд 13 или интерактивное задание

              5.4. Распределительный диктант. Интерактивное задание
              Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение
              По какому принципу можно распределить слова на группы?

              Слайд 14

              6. Подведение итогов урока
              - Какую орфограмму изучили?
              - От чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-?
              - Какие есть слова-исключения?
              - В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-

              Слайд 15

              7. Домашнее задание
              п.85 выучить, п.84 повторить упр.441

              Разработка сайта 2007-2010 © (Счетчик показов: 1492651)
              При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на обязательна.