Каким шаром играют в русский бильярд. Русский бильярд

В русском – 16.
В американском пуле – от 4-х до 16-ти, в зависимости от разновидности игры.
В английском снукере – 22.

Дополнительно

Бильярд или биллиард – собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех бильярдных игр является передвижение с помощью кия. Говоря о происхождении бильярдной игры, невозможно точно установить время её появления. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия, по утверждению одних – Индия, по мнению других – Китай. Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Théorie mathématique du jeu de billard» в 1835 году. Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа. БИЛЬЯРД, м. – род стола с закраинами и шестью подвесными к углам и посреди длинных краев кошелями, для известной игры, и сама игра, посредством кия и костяных . Бильярд составлен из двух круглых четырехугольников, устанавливается и укрепляется по уровню и обтягивается сукном, без шва.

Русский бильярд – собирательное название нескольких разновидностей игры на . Русский бильярд представляет собой разновидность лузного бильярда, со своими особыми требованиями к оборудованию для игры. Основные характерные особенности: относительно крупные шары, незначительно уступающие по размерам створу лузы ширина створа угловой лузы 72-73 мм, средней лузы 82-83 мм), все шары одного цвета с номерами от 1 до 15, биток жёлтый. Шары для игры в бильярд делают из фенолоальдегидной смолы. Существует несколько официально признанных разновидностей русского бильярда, из которых наиболее просты правила свободной пирамиды , или американки.

Трюки в бильярде

Недавно с другом ходил играть в бильярд, Я думал все просто гоняй шары и только, оказывается там правила есть.

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд - это разновидностьлузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды). Все соревнования по русскому бильярду проходят на инвентаре, подходящим техническим требованиям ФРБ (Федерация Русского бильярда).

Главные параметры: размеры стола 3600 х 1800 мм; диаметр шара 68 - 70 мм, размер угловых луз 72-73 мм, средних луз 80 -81 мм.

Расстановка шаров

До старта партии все 15 прицельных шаров при помощи треугольника ставятся плотно друг к другу. Центр переднего шара должен быть на задней отметке, основание пирамиды располагается параллельно заднему борту.

Удар по битку выполняется наклейкой кия по направлению продольной оси. При ударе минимум одна нога бильярдиста должна иметь контакт с полом.
Все шары должны стоять неподвижно, а забитые в нарушение правил, не заказанные, а также выскочившие нужно выставлять.
Удар заканчивается при остановке всех шаров, находящихся на столе.
За неправильные удары назначается штраф. К таковым относят:
Двойной удар - при нем наклейка кия соприкасается с битком дважды.
Пропих - при этом ударе игроком проталкивается одновременно прицельный шар и биток.
Нажим - при нем битком вдавливается соприкасающийся с ним (либо находящийся около лузы) прицельный в саму лузу или, вдавливается бортовой шар, что перемещает его в иную позицию.
Промах - при нем биток не соприкасается ни с одним прицельным.
Розыгрыш права первого удара

Игроки находятся около переднего борта на разных сторонах от продольной линии. Место они выбирают по согласию либо жребием. Затем бильярдисты устанавливают по шару в доме и наносят одновременный удар, посылая их к заднему борту. Выбор получает тот, чей шар, отрикошетив от заднего борта, остановится ближе всего к переднему борту.

Розыгрыш проигран, когда шар:

не дотронулся до заднего борта;
прикоснулся с длинным бортом;
пересек продольную линию;
выскочил либо упал в лузу.
Сыгранный

Шар является сыгранным, когда в результате верного удара он попадает в лузу. Бильярдист сохраняет право сделать следующий.

Зависший шар

Если во время удара он остановился в створе лузы в неустойчивом положении, а потом упал в нее до завершения удара, то он считается сыгранным. Если же он упал в лузу уже после завершения удара либо из-за сотрясения стола, то такой не будет засчитан, судья установит его на первоначальное место.

Выскочивший шар

Выскочившим признается тот, который покинул во время удара поверхность стола, не упав в лузу. Прицельный выскочивший шар ставится после удара на заднюю отметку, штраф не накладывается, сыгранные бильярдистом засчитываются. Если стол покидает биток, то игрок получает штраф, забитые им шары не идут в зачет, а биток ставится на стол, исходя из правил конкретной игры. Если шар, который покинул игровую поверхность бильярдного стола, заденет над ней одежду игрока или кий, то это будет нарушение правил, за него полагается штраф. Если он возвращается на стол, то остается в игре, а ежели покидает его, то считается выскочившим. Не считается нарушение правил, если шар задевает осветительные приборы, скобу лузы или верхние части бортов, а затем вернется на стол.

Выставление шаров

Не заказанные, забитые в нарушение правил и выскочившие прицельные выставляются судьей на заднюю отметку. Если эта отметка занята, то их ставят близко (но не прямо в плотную) к загораживающему шару по продольной линии по направлению к заднему борту. Если данная часть продольной линии уже занята, то он выставляется в сторону центральной отметки.

Вступление в игру соперника

Соперник входит в игру тогда, когда игрок не сыграл шар либо нарушил правила. Если на бьющего бильярдиста наложен штраф, то его соперник, может с учетом сложившейся на столе ситуации потребовать исполнить следующий удар, сказав: «Играй дальше». Незафиксированный выигрыш Если по невнимательности судьи и соперников игра продолжилась несмотря на тот факт, что бильярдист выиграл в партии (сыграл восемь или заработал 71 очко и больше), то при обнаружении данного обстоятельства ему сразу присуждают победу в партии, несмотря на все произошедшие далее события.

Штраф в русском бильярде налагается в таких случаях:

когда удар произведен не наклейкой кия;
когда очередной удар исполнен до завершения предыдущего;
когда после удара биток вылетел за границы игровой поверхности;
за нанесение двойного удара (пропих);
за туш любого из шаров на поверхности бильярдного стола во время игры - кием, мелом, машинкой, руками, элементами одежды и т. п.;
когда начальный удар сделан по битку, находящемуся за пределами дома (Моска, РП);
за невыполнение игроком правил отыгрыша; - за промах;
Американка

При этой разновидности русского бильярда биток может в пределах дома располагаться в любом месте (но только не на линии дома, поскольку она к нему не относится).

После разбития пирамиды битком, игрок в Американку может выбрать любой шар в качестве битка. Считается попаданием в лузу и падение прицельного шара, и битка (но только после соударения о прицельный шар). Забивший шар бильярдист вправе нанести следующий удар. Правила отыгрыша заключаются в том, что когда не сыгран ни один шар, то после соприкосновения битка с прицельным минимум кто-то из них обязан коснуться до 2-х различных бортов (либо, попав в один борт, довести второй шар до иного борта), или соприкоснуться с одним бортом, а потом пересечь центр стола (либо перекатить через него иной шар), или пересечь его, а далее коснуться борта либо довести иной шар до борта). Победившим признается то бильярдист, который первым забьет 8 шаров.

Все мероприятия по русскому бильярду проводятся на инвентаре согласно техническим требованиям Федерации Русского бильярда. Основные параметры: размер стола 3600 х 1800 мм; размер шара 68 – 70 мм, размер угловых луз 72 + 1 мм, средние лузы 80 + 1мм.

1.1. Расстановка шаров

Перед началом партии все 15 прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу, при этом передний шар располагается на задней отметке, а основание пирамиды должно быть параллельно заднему борту.

1.2. Удар

Удар – собственно удар кием по битку и последующее движение шара (шаров).

Удар по битку должен выполняться наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.

В момент удара все шары должны быть неподвижны, а не заказанные, забитые с нарушением правил и выскочившие шары должны быть выставлены.

Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и заканчивается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола (вращающийся на месте шар считается движущимся).

Двойной удар, пропих, нажим и промах – неправильные удары, за которые налагается штраф.

Двойной удар – удар, при котором наклейка кия касается битка два раза.

Пропих – удар, при котором игрок проталкивает одновременно биток и прицельный шар.

Нажим – удар, при котором биток вдавливает соприкасающийся с ним или близко расположенный к лузе прицельный шар в эту лузу либо, вдавливая бортовой шар, перемещает его в другую позицию.

Промах – удар, при котором биток не касается ни одного прицельного шара.

1.3. Розыгрыш права выбора удара

Игроки располагаются у переднего борта по разные стороны от продольной линии. Место игроки определяют по взаимному согласию или жребием. Затем они устанавливают по одному шару в доме и одновременно производят удар, посылая шары к заднему борту. Право выбора удара получает игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему борту.

Розыгрыш считается проигранным, если шар:

  • не коснулся заднего борта;
  • пересек продольную линию;
  • коснулся длинного борта;
  • упал в лузу или выскочил.

Если правила нарушили оба соперника или оба шара остановились на одинаковом расстоянии от переднего борта, розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право сам произвести удар либо уступить его сопернику.

1.4. Положение шара

Положение шара на игровой поверхности стола определяется положением его центра относительно разметки стола.

Шар, стоящий точно на линии, считается расположенным за ней относительно игрока, выполняющего удар.

1.5. Начальный удар

Игрок, определенный розыгрышем права выбора удара, выполняет начальный удар в первой партии.

1.6. Сыгранный шар

Шар считается сыгранным, если в результате правильного удара шар падает в лузу. За игроком сохраняется право на следующий удар.

Шар, отразившийся от скобы лузы на игровую поверхность стола, сыгранным не считается.

1.7. Зависший шар

Если при ударе шар останавливается в створе лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в нее до окончания этого удар, такой шар считается сыгранным. Если же зависший шар падает в лузу после окончания удара или сотрясения стола, этот шар не засчитывается, судья устанавливает его на прежнее место, игра продолжается.

Если игрок выполняет удар по зависшему шару, а затем последний до соударения с битком падает в лузу, судья восстанавливает прежнее положение шаров, удар повторяется, штраф при этом не налагается.

1.8. Отыгрыш

Отыгрыш – это удар, установленный правилами конкретной игры.

1.9. Выскочивший шар

Выскочившим считается шар, покинувший при ударе игровую поверхность стола и не упавший в лузу.

Выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку после удара, штраф при этом не налагается, а сыгранные шары засчитываются.

Если выскакивает биток, на игрока налагается штраф, забитые при этом шары не засчитываются, а биток выставляется на игровую поверхность стола согласно правилам конкретной игры.

Если покинувший игровую поверхность стола шар задевает над ней кий, одежду и т.п. игрока, это считается нарушением правил, и налагается штраф. Если такой шар возвращается на игровую поверхность стола, он остается в игре, а если покидает ее – считается выскочившим.

Шар остается в игре, если он, отразившись от верхней части борта, скобы лузы или осветительного прибора, возвращается на игровую поверхность стола. Нарушением правил это не считается.

1.10. Выставление шаров

Не заказанный, забитый с нарушением правил и выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Если задняя отметка занята, то шар выставляется как можно ближе (но не в плотную) к мешающему шару на продольной линии в сторону заднего борта, а если эта часть продольной линии занята, то в сторону центральной отметки.

Если выставляется несколько шаров, первый из них выставляется аналогично, а остальные располагаются вплотную друг к другу.

Запрещается любая разметка кроме установленной.

Запрещается использование бильярдного инвентаря (за исключением кия) для измерения расстояния между шарами, шаром и бортом и т. п.

1.13. Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру после того, как игроком не был сыгран шар или имело место нарушение правил.

Если на выполнявшего удар игрока налагается штраф, его соперник, оценив игровую позицию, имеет право потребовать от игрока выполнить следующий удар: «Играй дальше».

1.14. Вмешательство соперника

Если соперник нанесет удар не в свою очередь или коснется какого-либо шара, на него налагается штраф, судья восстанавливает прежнее положение шаров, и игра продолжается.

1.15. Вмешательство постороннего лица

Если шары приходят в движение в результате вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем воздействия игрока), судья восстанавливает прежнее положение шаров, и игра продолжается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, например падения осветительного прибора.

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнования.

1.16. Незафиксированный выигрыш

Если по недосмотру судьи и игроков игра продолжается несмотря на то, что один из игроков выиграл партию (сыграл 8 шаров либо набрал 71 очко или более), сразу после обнаружения этого обстоятельства ему присуждается победа в партии, даже если после незафиксированного выигрыша на него был наложен штраф или соперник тоже закончил партию.

1.17. Штраф

Штраф на игрока налагается в следующих случаях:

  • если удар выполнен не наклейкой кия;
  • если удар выполнен не в направлении продольной оси кия;
  • если при выполнении удара ни одна из ног игрока не касалась пола;
  • если очередной удар выполнен до окончания предыдущего удара;
  • если в результате удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола;
  • за туш любого шара на игровой поверхности стола в любой момент игры – кием, машинкой, мелом, рукой, одеждой и т. п.;
  • при неправильном ударе по битку, соприкасающемуся с прицельным шаром;
  • за двойной удар;
  • за пропих;
  • за нажим;
  • за промах;
  • если начальный удар выполнен по битку, расположенному вне дома;
  • за невыполнение правил отыгрыша;
  • за нанесение запрещенной разметки;
  • за вмешательство в игру соперника.

Если при ударе нарушено несколько правил, штраф налагается в одинаковом размере.

Шары, забитые с нарушением правил, не засчитываются и выставляются на игровую поверхность стола.

ФБСР организует и проводит соревнования по следующим видам Пирамиды:

1. Пирамида свободная.
2. Пирамида комбинированная.
3. Пирамида динамичная.
4. Пирамида классическая.

2. Столы, шары и оборудование

Спортивные бильярдные игры проводятся на столах, имеющих разметку основных линий и точек комплектом из шестнадцати шаров с использованием киев, машинок, мелков, соответствующих стандартам ФБСР.

Шары, которыми ведется игра, маркированы. Пятнадцать из них белого цвета, они могут иметь собственные номера с первого по пятнадцатый. Шестнадцатый шар отличается от остальных цветом (как правило, жёлтый), он не имеет номера и используется всегда при начальном ударе как "биток".

В комплект оборудования для игры могут входить: удлиненные и укороченные машинки и кии, полки для расстановки забитых шаров, суконные и льняные салфетки для протирания киев, шаров и рук, и др. Для замеров на столе игрокам разрешается использовать только кий, нанесение дополнительных разметок на столе запрещается.
Кроме этого для игроков должны быть оборудованы индивидуальные места в зоне игрового стола для наблюдения за игрой соперника и отдыха в процессе игры.

3. Исходное положение шаров на столе

Перед началом встречи пятнадцать прицельных шаров устанавливаются на игровой поверхности стола с помощью треугольника в пирамиду. Шары располагаются вплотную друг к другу в соответствии с правилами конкретной игры.

Передний (головной шар) пирамиды располагается на задней точке стола, а основание пирамиды устанавливается параллельно линии заднего борта.

Шестнадцатый шар (биток) располагается в «доме».

Положение шара на столе определяется точкой касания шара игровой поверхности стола.
Шар, расположенный на линии «дома», считается вне «дома».

Средняя линия не является частью ни одной половины стола. Если шар расположен на средней линии, то он считается на противоположной стороне стола, откуда производится удар.

4. Удар по битку

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.

Началом удара считается момент соприкосновения наклейки кия и битка, вследствие которого биток приходит в движение, а окончанием удара – остановка движения всех шаров на игровой поверхности стола.
Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Очередной удар по битку разрешается наносить только тогда, когда все шары на столе прекратили движение после предшествующего удара, а также на стол выставлены или сняты шары, в соответствии с правилами игры.
Удар кием по битку должен исключать контакт наклейки кия с битком в момент его соприкосновения с прицельным шаром (двойной удар, пропих, нажим), а также касание битка наклейкой кия более одного раза.
Удар по битку, когда он соприкасается с прицельным шаром, можно наносить кием под углом не менее 45 градусов к линии центров этих шаров.

При ударе по близко стоящим шарам (на расстоянии менее размера грани стандартного кубика мела) биток после соударения с прицельным шаром своей поверхностью не должен проходить далее центра прицельного шара в исходном положении перед ударом.
Перебрасывание битка через блокирующие прицельные шары ударом наклейки кия в нижнюю часть сферы битка не допускается, за это налагается штраф. Разрешается специальный удар с подскоком - "джамп", когда удар по битку производится наклейкой кия в верхнюю часть сферы шара.

5. Удар битком по прицельному шару

Удар битком по прицельному шару может производиться как напрямую, так и от борта или нескольких бортов. Обязательным условием правильного удара является соударение (касание) битка и прицельного шара. Все события для оценки правильности удара битка по прицельному шару рассматриваются после соударения битка и прицельного шара.

Удар битком по прицельному шару считается правильным, если выполнено хотя бы одно из следующих условий: после удара битка по прицельному шару любой из шаров:
- упал в лузу, кроме битка в игре "Пирамида классическая";
- коснулся двух разных бортов или после касания борта довел до второго борта любой другой шар (коснулся бортового шара);
- коснулся борта и перекатился через среднюю линию стола или перекатил через неё любой другой шар;
- перекатился через среднюю линию стола и коснулся борта или довёл до борта любой другой шар (коснулся бортового шара).

Удар битком по прицельному шару, который касается борта, засчитывается и как удар по прицельному шару, и как касание битком борта. Игрок, делающий такой удар, обязан объявить судье (сопернику) - "удар по бортовому шару". Судья (соперник) должен убедиться в этом и учесть это обстоятельство при оценке правильности удара по прицельному шару. Если "удар по бортовому шару" не объявлен, то считается, что прицельный шар не касался борта.

Удар битком в сторону от соприкасающегося прицельного шара не засчитывается как игра по этому шару. При ударе по линии близкой к касательной этим шарам прицельный шар должен обязательно переместиться, иначе удар квалифицируется как штрафной.

6. Начальный удар и его розыгрыш

В качестве битка при начальном ударе во всех играх Пирамиды используется шар, отличающийся от остальных цветом. Биток считается введенным в игру после удара по нему из исходного положения наклейкой кия.

Игрока, которому надлежит первым произвести начальный удар во встрече, определяет тот из двух соперников, который выиграет розыгрыш перед началом первой партии. Далее до конца встречи соблюдается очередность.

Розыгрыш производится по следующей процедуре:
Соперники располагаются у переднего борта стола по разные стороны от осевой линии. Они используют при розыгрыше только свою половину стола, ограниченную: длинным бортом, осевой линией и передним и задним бортами.
По команде судьи они производят удар «с руки из дома», посылая шар дуплетом от заднего борта к переднему. Касание переднего борта при этом не обязательно.

Розыгрыш выигрывает тот игрок, чей шар остановится ближе к переднему борту, именно он и определяет – кто производит «начальный удар».

Розыгрыш считается проигранным, если шар:
- не коснулся заднего борта;
- зашел на половину соперника или коснулся длинного борта;
- упал в лузу или выскочил за борт.

Розыгрыш повторяется, если оба соперника нарушат правила розыгрыша или их шары остановятся на одинаковом расстоянии от переднего борта.

Розыгрыш заканчивается, как только один из игроков выполнит эту процедуру без ошибки или выиграет розыгрыш.

Начальный удар не является заказным, он производится ударом битка «с руки из дома» по прицельным шарам, установленным в исходное положение. Шары, упавшие в лузы при начальном ударе, кроме битка в "Пирамиде классической", засчитываются и дают право продолжить игру из сложившейся позиции.

При начальном ударе должно быть выполнено хотя бы одно обязательное условие: после удара битка по прицельному шару (шарам):
а) любой из шаров упал в лузу, кроме битка в игре "Пирамида классическая";
б) не менее трёх прицельных шаров коснулись борта (бортов);
в) два прицельных шара коснулись борта (бортов) и при этом любой прицельный шар перекатился через среднюю линию стола.

Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему условия, но ни один из шаров не упал в лузу, то в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если условия начального удара не соблюдены или имели место другие нарушения, то на игрока налагается штраф, а его соперник имеет право:
- принять сложившуюся позицию шаров на столе и сам продолжить игру;
- заставить нарушителя произвести следующий удар из этой позиции;
- установить исходное положение шаров на столе и сам произвести начальный удар;
- заставить нарушителя произвести начальный удар из исходного положения еще раз.

Если начальный удар повторяется после штрафного начального удара из исходного положения, то шар со стола на полку за штраф снимается после правильного завершения начального удара.

7. Игра «с руки из дома»

При игре «с руки из дома» нельзя располагать биток на линии "дома". Игрок при этом может играть любой шар, расположенный вне «дома», и в любую лузу. Если игрок намерен сыграть шар, расположенный в "доме", то, перед первым касанием с этим шаром, биток должен сначала коснуться шара или борта, расположенных вне "дома".

Если игрок при подготовке к удару устанавливает биток на линии "дома", или выносит его за линию, судья (соперник) должны предупредить игрока о нарушении правила удара из "дома". Игрок при этом обязан установить шар в "доме". Если он игнорирует предупреждение и делает удар из такой позиции, ему объявляется штраф. Если предупреждения не последовало, то удар из "дома" считается выполненным правильно.

8. Сыгранные, выскочившие и зависшие шары

Шар считается сыгранным (забитым), если вследствие удара он падает в лузу и остается там.
Шар, покинувший игровое поле стола вследствие удара, считается выскочившим. Шары, выскочившие из лузы на игровую поверхность стола, считаются не сыгранными и остаются в игре.

Если выскочивший шар отразился от предмета, не являющегося элементом стола (мел, машинка, осветительный прибор и др.) и возвратился на стол, то он также считается выскочившим. Игра при этом продолжается из сложившейся позиции.
Если за борт выскакивает прицельный шар или несколько шаров, или они забиты с нарушением правил игры, то эти шары выставляются на точку №3, а если она занята, или нужно выставить несколько шаров, то на линию возврата (линию от этой точки до центра заднего борта).

Если в процессе игры биток выскакивает за борт, или забит в лузу, и им предусматривается продолжение игры, то он вводится в игру ударом «с руки», в соответствии с правилами конкретной игры.

Если правилами предусматривается продолжение игры "с руки из дома", а все прицельные шары окажутся при этом в «доме», то «дом» переносится для очередного удара на противоположную сторону стола - симметрично стандартному положению. Удар битком производится оттуда аналогичным образом.

Шары, остановившиеся (зависшие) в створе лузы, но упавшие затем в нее до прекращения движения всех других шаров на столе, считаются сыгранными.

Шары, зависшие в лузе и упавшие в нее после прекращения движения всех шаров на столе, как правило, вследствие внешнего воздействия, возвращаются на место в створ лузы.

9. Выставление шаров на стол и снятие шаров со стола в процессе игры

При выставлении шаров на стол и снятии шаров со стола в процессе игры, когда это предусмотрено правилами, игрок не должен касаться других шаров на игровой поверхности стола, в противном случае на игрока налагается штраф.
Если снятие или выставление шаров затруднено, из-за близко расположенных других шаров, игрок должен пригласить для этой процедуры судью.

Если судья коснётся или переместит шары на столе в процессе выставления или снятия шаров, то он должен восстановить их положение с максимальной точностью. Действия судьи при этом оспариваться не могут.

10. Вмешательство в игру постороннего

Организатор соревнования и судьи должны обеспечивать условия, исключающие возможность вмешательства в игру посторонних лиц, а если такое происходит, то действовать при этом незамедлительно в соответствии с Правилами.
Если вследствие вмешательства в игру постороннего, шары на столе приходят в движение, то позиция шаров восстанавливается и игра продолжается на общих основаниях. Штраф на игроков при этом не налагается.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилам «начального удара». При этом предусматривается розыгрыш начального удара.

Решение на эти действия принимает судья.

Аналогичным образом судьи действуют и при чрезвычайных ситуациях (аварии, ветре, сотрясении бильярдного стола и др.).

11. Вмешательство в игру соперника

Вмешательством в игру соперника считаются действия или слова, оказывающие влияние на результат спортивной борьбы.

Судьи обязаны решительно пресекать вмешательство в игру соперника и предупреждать игроков при этом о "неспортивном поведении".

Если соперник переместит положение шара (шаров) на столе, то их положение восстанавливается, виновному в этом объявляется штраф.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, а оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду. Игра продолжается «с руки из дома» по правилу «начального удара». Решение на «начальный удар» в этом случае принимает соперник нарушителя.

Если соперник остановит или помешает движению шара в сторону лузы, то шар при этом считается сыгранным, а виновному объявляется штраф.

12. Штрафы

За нарушение Правил игры с игроков взимается штраф. Это или снятие шара со стола на полку соперника игрока-нарушителя или перерасчет текущего счета очков для игры «Пирамида классическая». Шар при этом снимает соперник игрока-нарушителя после выставления на стол всех, предусмотренных правилами, шаров.

Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений – штраф берется в одинарном размере.
Шары, упавшие в лузы при штрафном ударе в промежутке от начала до завершения удара, не засчитываются и выставляются на точку №3 и линию возврата. Если нарушение правил, предусматривающие штраф, произошло после завершения удара, то забитый шар засчитывается, а штрафные санкции сохраняются.

Если при штрафном ударе биток покидает игровое поле стола и им предусмотрено продолжение игры, то она продолжается в соответствии с правилами конкретной игры.

По выставленным шарам и ими можно играть сразу после выставления, если это не противоречит правилам конкретного вида игры.

Штрафы налагаются в следующих случаях:
1.При выскакивании любого шара за пределы игровой поверхности стола.
2.При касании любого шара на столе: одеждой, машинкой, мелом и пр.…
3.При неправильном ударе по битку.
4.При неправильном ударе по прицельному шару.
5.При неправильном начальном ударе.
6.При неправильном ударе «с руки».
7.При неправильном ударе по соприкасающимся и близко стоящим шарам.
8.При замедленной игре.
9.При вмешательстве в игру соперника с перемещением шара (шаров).

После штрафа соперник игрока-нарушителя имеет право продолжить игру сам или заставить нарушителя продолжить игру.

13. Пассивная и замедленная игра

Если в процессе игры после серии ударов (более трех раз подряд обоими игроками) позиция прицельных шаров на столе принципиально не изменяется и это ведет к затягиванию времени игры, судья может приостановить игру и продолжить её из исходного положения. Перед этим он предупреждает игроков о пассивном ведении игры.

Судья при этом расставляет все оставшиеся прицельные шары на столе в форме пирамиды в исходное положение (по возможности симметрично) и продолжает игру «с руки из дома» по правилу «начального удара». При установке пирамиды не заполняется её основание, головной шар располагается на третьей точке. Если прицельных шаров, которые ставятся в пирамиду, менее четырёх, то при начальном ударе при этом достаточным является доведение до борта одного прицельного шара. Игрок, выигравший розыгрыш, определяет - кто производит этот удар.

Если игрок на подготовку и выполнение ударов затрачивает много времени и затягивает игру, то судья (соперник) может потребовать контроль игрового времени. На подготовку и выполнение ударов при этом игрокам представляется не более 45 секунд. Время засекается судьей по секундомеру после полной остановки шаров на столе. В течение партии игрок может взять один раз дополнительное время с уведомлением судьи на оценку позиции - 45 секунд и общее время этой паузы не должно превышать 90 секунд.

Если игрок не укладывается в отпущенное время, судья подает команду «Стоп!», право удара переходит к сопернику. Позиция шаров при этом сохраняется, а на нарушителя налагается штраф.

14. Игры с ограничением времени встречи

Игры в Пирамиду могут проводиться с ограничением времени встречи или партий. Условия ограничения времени определяются в Положении о соревновании. При этом возможны два варианта проведения соревнований.

Первый вариант: Встреча проводится до определённого количества побед в партиях, но при этом устанавливается время продолжительности встречи.

Если к исходу отведённого времени ни один из соперников не выиграл оговоренного количества партий, то победителем объявляется игрок, у которого больше побед в партиях на момент окончания времени встречи. Если на этот момент счёт по партиям равен, то победитель определяется по количеству забитых шаров (очков) в последней партии на момент окончания времени встречи.

Второй вариант: Встреча состоит из серии партий по правилам конкретных пирамидных игр. Каждая партия ограничивается временем.

Если при розыгрыше партии в заданное время ни один из игроков не забивает необходимого количества шаров (очков) для победы, то победа в партии присуждается по текущему счёту на момент окончания времени, отведённого на партию.
Победителем встречи объявляется игрок, который первым выиграет обусловленное количество партий.

Контроль игрового времени возлагается на судейскую коллегию и осуществляется с помощью секундомера или специальных часов со звуковым сигналом. В процессе встречи строго фиксируется именно игровое время, из которого исключаются перерывы на нужды игроков и разъяснения и действия судей по игровым ситуациям.

Бильярд - отличный способ весело провести время и поиграть в азартную игру. Чтобы научиться нормально играть в бильярд, достаточно сыграть в него несколько раз. Обычный обыватель наверняка даже не представляет, сколько существует видов бильярда. А сегодня мы с вами поговорим о русском бильярде и его правилах.

Правила игры в русский бильярд

Первое, что нужно сделать, - это собрать шары в бильярдном треугольнике. Разместить их нужно на задней линии. Она находится посередине между крайними и средними лузами. В этом треугольнике помещается 15 штук.

Первый удар наносится по отдельному шару красного цвета - битку. Его забивать в лузу не нужно. Он должен врезаться в игровые шары - они белого цвета. И их необходимо закатывать в лузы.

Этот удар наносится с передней линии. Она расположена с противоположной стороны от задней линии. Расстояние между этими линиями равно половине бильярдного стола.

Кий - инструмент для нанесения ударов по битку. Перед ударом необходимо смазать его бильярдным мелом. На вид они выглядят как маленькие кубики синего цвета. Для хорошей игры необходимо освоить правильную технику нанесения удара. При ударе одна нога обязательно должна стоять на полу. Нельзя садиться на стол и наносить удар - это является нарушением правил.

А также есть и другие нарушения:

  1. Нанесение удара до полной остановки шаров после удара предыдущего игрока.
  2. Нанесение удара вне очереди.
  3. Удар по битку нанесён неправильно.
  4. Касание руками шаров.
  5. Шар выскочил за пределы бильярдного стола.
  6. Биток упал в лузу.
  7. Биток в движении не задел ни одного белого шара.

Игрок, нарушивший правила , пропускает ход.

В бильярд играют два игрока. Каждый из них по очереди наносит удары по битку. При попадании белого шара в лузу после удара игрока, он наносит его ещё раз.

Каждый белый шар, упавший в лузу, перемещается на полку. У каждого игрока есть полки, на которых лежат забитые шары. Он считается забитым, если он остановился рядом с лузой, но потом упал в неё. Это должно произойти до полной остановки других белых шаров. Если это произошло после остановки, например, кто-то из игроков потряс стол, то забитым он не считается.

Если ваш уровень начинающий или любительский, то игра ведётся либо по очкам, либо по количеству шаров. Профессионалы играют только по количеству .

Так, для победы необходимо забить 8 штук . Так как всего в игре их участвует 15, то 8 является достаточным количеством для победы.

Если вы играете по очкам, то здесь немного другая концепция. Все шары имеют свой номер от 1 до 15. Это число и является очками. То есть, если вы забили шар, на котором написана цифра 9, это значит, что вы заработали 9 очков. В конце игры все очки подсчитываются.

Этот вариант идеально подходит для начинающих либо просто для людей, играющих в бильярд для удовольствия. Иными словами, для тех, кто не имеет в этом деле профессионального интереса .

Профессионалы же, считают игру по очкам несправедливой. И, в принципе, с ними можно согласиться. Представьте, если первый игрок забьёт 6 шаров с самыми большими очками, а второй игрок другие 9. По очкам выиграет тот, кто сбил меньше шаров. А в бильярде главное, - это сколько шаров вы закатили.

Пирамида

Существует несколько разновидностей игры в бильярд . Некоторые из них называются пирамидами. О них мы сейчас и поговорим. Наиболее известные из них:

Профессиональные игроки в бильярд считают правильным играть в пирамиды только для развлекательных целей. При подготовке к соревнованиям, они стараются играть по утверждённым правилам.

Вот что нужно сделать для того , чтобы обучиться игре в русский бильярд:

  1. Видео прекрасно поможет вам понять суть игры. Посмотрите несколько обучающих видеороликов о том, как играть в русский бильярд правильно.
  2. Посетите бильярдный клуб и попросите обучить вас профессионала.
  3. Поработать над техникой удара. Именно правильный удар по битку является залогом успеха в игре.
  4. Поиграть в различные пирамиды, о которых было сказано выше. Они тоже увеличивают навыки.

При игре в бильярд не нарушайте правила техники безопасности. Ни в коем случае не стоит размахивать кием, и класть руки на стол во время движения игры. Известны случаи с ушибами пальцев. А главное - играйте правильно, и тогда, у вас все получится.

Теперь вы знаете как научиться играть в русский бильярд . Если вы действительно захотите этому научиться, то начинайте прямо сейчас. И тогда, вы точно будете постоянно выигрывать у своих друзей.