Какое количество фишек в нардах должно быть. Правила игры в длинные нарды

Одним из важнейших аспектов игры в нарды является удвоение ставок. А еще одним моментом является фишки, то есть, сколько фишек в нардах, столько и безлунных и лунных дней месяца. Нарды представляют из себя настольную игру на двух игроков.

Быстрый ответ: количество фишек может быть различным. Чуть позже аналог игры появился в Европе, а точнее - в Римской империи. Правда, правила в каждой стране были своими собственными.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с обратной активной ссылкой на наш сайт, не закрытой от индексации поисковыми системами.

Нарды – очень популярная и старая игра, которой уже порядком пяти тысяч лет. Нарды являются весьма старинной восточной игрой, разновидностей которой существует великое множество. Нарды связаны с древними символами. Игровая доска разделена на две части. Каждая из частей обладает двенадцатью пунктами, которые в свою очередь соответствуют двенадцати месяцам.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В НАРДЫ

У каждого из двух игроков имеется по пятнадцать фишек определенного цвета. Таким образом, нарды представляют собой целый мир со своей определенной философией, логикой, законами, правилами и красотой. Как правило, пункты выкрашены в чередующиеся цвета, то есть четные и нечетные пункты выделяются каким либо определенным цветом. Многие слышали про нарды, но считают, что эта игра сложная или долгая, даже ни разу в нее не поиграв.

Современные правила появились в 1743 году в Британии. При своем большом сходстве, эти игры имеют ряд отличий, которые изменяют игровой процесс. Обойдя круг, фишки возвращаются в дом и выводятся с поля. Кто это делает первым, тот и победитель. Конечная четверть игрового поля (где вначале стоит 5 фишек) называется домом. Самая дальняя – 24-я ячейка, она же – 1-й пункт для противника.

Также этим определяется первоначальное расположение фишек. Если значения выпали одинаковые, то проводят повторные броски до появления разных результатов. Игрок, начиная игру, передвигает фишки на количество ходов, равное выпавшим значениям обоих кубиков. Далее в коротких нардах игроки по очереди выбрасывают по два кубика и двигают свои фишки от ячеек с большими номерами к меньшим (по часовой стрелке).

Особенности игры в длинные и бешеные нарды

Одним ходом можно брать с головы только одну фишку, если только не выпал дубль на кубиках. На фишки соперника свои ставить нельзя. И хоть по правилам нельзя ставить подряд 6 фишек, можно поставить 5, тем самым затруднив задачу противнику.

В нардах 15 белых и 15 черных фишек. Доска для игры в нарды имеет прямоугольную форму. На игровом поле находится 24 пункта, по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункты нумеруются от 1 до 24. Для каждого игрока своя нумерация. Для удобства, обычно, пункты раскрашены в два цвета – чётные в один, нечётные в другой. Цель игры – бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Нарды — это целый мир, со своими законами, логикой, философией и красотой. В нардах всего 30 фишек, из них 15 черных и 15 белых. Плюс два кубика, благодаря которым игроки по очереди делают ходы. Расставляться фишки на поле могут по-разному. Нарды — древняя восточная игра, очень популярна и в наше время. В игре берут участие два игрока.

Если посчитать сколько всего фишек, то окажется тридцать, по пятнадцать разного цвета и два зарика (по русски кубика). Кстати нарды в Узбекистане зачастую называли шиш-беш, что означало в переводе на русский шесть-пять. 30 фишек. 15 из которых белого цвета, а остальные 15 — черного. Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила.

Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три — при них мешают фишки противника, стоящие на голове. До окончания своего хода игрок может передвигать свои фишки по своему усмотрению, если это не противоречит настоящим Правилам.

Если фишки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь фишкой, то она оказывается запертой. Не запрещено строить блоки из 6 фишек, однако все пятнадцать фишек противника запереть нельзя.

Оставьте, пожалуйста, свой ответ на вопрос: Сколько в нардах должно быть фишек? Отменить ответ

Не считается ошибкой ход «пробегом», т.к. он делается во время хода игрока и не создает помех своему оппоненту. Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (фишки «не идут»), то очки игрока пропадают, а фишки не двигаются вообще. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах.

Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Примечание: термином «камень» в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах. Например, камень «четыре-три». Длинные нарды, так же, как и короткие, позволяют обеим соперникам иметь ровно по пятнадцать фишек. Таким образом, все различия заключаются только в том, что можно делать в игре и чего делать нельзя.

Короткие нарды - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Пункты объединены в группы.

В коротких нардах можно выбить блоты - ячейки с одной фишкой противника. Всего в нардах насчитывается 30 фишек. Шашки отличаются цветом (черные и белые). Не важно, сколько фишек в нардах, выигрыш очень зависит от случайных значений выпавших кубиков. Всего в этой игре 30 фишек – по 15 штук у каждого игрока. В коротких нардах нумерация ячеек индивидуальна для каждого игрока. В древности все, что связано с нардами имело свои символы.

Количество фишек для покера

Сколько фишек нужно для полноценного покерного турнира в безлимитном Техасском Холдеме (no-limit Texas Hold"em poker tournament)? Есть ли зависимость между цветом фишки и ее номиналом? Как правильно распределить начальные фишки среди участников турнира? На все эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье…
Есть много факторов, на которые вы должны обратить внимание перед покупкой своего покерного набора. Соотношение фишек для покера будет зависеть от количества игроков заявленных в покерном турнире – чем больше участников, тем больше фишек высокого номинала им потребуется в дальнейшем, так как по мере вылетов игроков, среднее количество фишек в стеке будет расти, и необходимость фишек с малым номиналом отпадает сама собой. Тип покерного турнира также влияет на комплект фишек для покера (техасский холдем, стад покер или игра на кеш), фишки, в которых Вы будете нуждаться для игры в лимитированный покер немного отличаются от покерных фишек, нужных для игры в безлимитный покер (на этой странице мы рассматриваем вариант домашнего или профессионального покерного турнира в безлимитный покер техасский холдем). Так же большое значение имеет количество стартовых фишек, розданных в начале игрокам Вашего покерного турнира.

Количество игроков

Вообще, Вы должны иметь в наличии приблизительно 500 фишек для покера в трех или четырех различных цветах, чтобы принимать до 10 человек у себя за покерным столом, приблизительно 1000 фишек в четырех или пяти цветах, чтобы принимать до 20 гостей на Вашем покерном турнире. Ниже приведена таблица, в которой описывается рекомендованное общее количество фишек, количество фишек, розданное с самого начала каждому игроку, а также их соотношение в зависимости от номинала покерных фишек.
Имейте в виду, что опция рэбая (Вы даете возможность участникам турнира докупать фишки на игру, как правило, ограниченное количество и только после того как игрок проиграл свой начальный стек) увеличит общее количество покерных фишек нужных для игры. Вас выручит абгрейд по цвету (о нем ниже…), то есть, когда надобность в фишках низкого номинала отпадает, мы их размениваем на фишки высшего номинала.

Абгрейд по цвету (color-up)

Правила абгрейда по цвету (color-up) (выписка из правил утвержденных Мировой Ассоциацией Организаторов Покерных Турниров ):
когда фишки низкого номинала не используются в обязательных ставках – большом блайнде, маленьком блайнде или в антэ, а попросту занимают место на столе, тогда организатор покерного турнира или его главный наблюдатель дает команду произвести обмен. Объясним на примере: допустим у нас 5 игроков, мы меняем красные фишки с номиналом 5 на зеленые фишки с номиналом 25, обмен производит дилер. После обмена у игрока занимаемого место №1 (место маленького блайнда) остались 3 красные фишки номиналом 5, которых естественно недостаточно для обмена на одну зеленую фишку номиналом 25, у места № 2 (место большого блайнда) в излишке 2 красные фишки, у места № 3 – 1 фишка, у места № 4 – 4 фишки, на 5-ом месте только 3 фишки лишние. Что же делать в такой ситуации?
Дилер раздает им карты, картинкой к верху, чтобы все видели, в зависимости от количества фишек в остатке – место № 1 получает 3 карты, место № 2 – 2 игральные карты, место № 3 – 1 карту, место № 4 – 4 карты, место № 5 – 3 карты.
Дилер собирает у игроков их красные фишки, всего их получается 13, меняет их в банке на 2 зеленых фишки с номиналом 25. Но все еще остались 3 красные фишки с номиналом 5 – если сумма номинала остатка фишек больше половины или равно половине номинала фишки, на которую производится обмен (на самом деле это очень просто – у нас есть три фишки по 5, то есть сумма 15 – это больше половины от 25) то он выдает еще одну фишку большего номинала, в нашем случае зеленую с номиналом 25, если бы остаток красных фишек был бы всего 2, то они бы автоматически перешли бы в банк.
Далее идет розыгрыш фишек старшего номинала, мы помним, что их всего 3, а игроков 5. Игрок, у которого старшая карта (например: у места № 5 из трех карт выпал Червовый Король) – забирает себе первую зеленую фишку, дальше повезло игроку № 3 – у него Бубновая Дама и третью фишку с Крестовой Десяткой забирает место № 4. В этом розыгрыше есть несколько нюансов – игрок не может вылететь из турнира в результате этих действий, то есть, если у игрока осталась всего одна фишка номиналом 5 – ему в любом случае достанется зеленая фишка номиналом в 25. если у 2 участников равная карта и осталась только одна зеленая фишка номиналом 25 – то смотрят по других картах, если и тут паритет – то фишку забирает место, которое находится ближе к дилеру.

Стартовые фишки

Количество и номинал фишек зависит от турнира, который Вы проводите. Если это Т100 турнир (общая сумма у Вас на руках около ста) то Вы в основном должны запастись фишками низкого номинала – 1, 5, 10, если это Т10000 турнир (по аналогии – общая сумма у Вас на руках 10000), то здесь самыми ходовыми будут фишки с номиналами 25, 50, 100, 500.

Сразу нужно сказать, что нет никаких "стандартных" правил для обозначения цвета и номинала покерных фишек, каждое покерное заведение может использовать свои собственные цвета.

В таблице показано наиболее часто встречаемое привязывание номинала к цвету фишек.

Номинал в 1 как правило обозначается белыми фишками, за 5 отвечает красный цвет, если есть фишки номиналом 10 – то это синие фишки, зеленый цвет почти всегда отвечает номиналу в 25, если используем номинал в 50 – то это синий цвет (не целесообразно использовать фишки номиналом 10 и 50 в одной игре, выбираем какой то один номинал – он то и будет синим), за 100 отвечает черный цвет, фишка в 500 зачастую бывает пурпурная иногда розовой, за номинал в 1000 отвечает желтый или оранжевый цвета, 5000 бывают серыми, розовыми или оранжевыми ну а за 10000 отвечает светло голубой или ярко красный.

Сколько цветов нужно для турнира?

В основном, Вам будут нужны где-то 4-5 основных цветов, соотношение между ними должно быть 4/3/2/1. Если у вас набор на 1000 фишек (с номиналами 5, 25, 100 и 500) то он должен выглядеть так – 400 фишек с номиналом 5, 300 фишек с номиналом 25, 200 фишек с номиналом 100 и только 100 фишек с номиналом 500. Конфигурация покерного комплекта из 500 фишек следующая – 200 фишек (номинал 5), 150 фишек (номинал 25), 100 фишек (номинал 100), 50 фишек (номинал 500)
Распределение фишек для покера за пропорцией 4/3/2/1 не есть всеми принятый стандарт, но есть точкой опоры для конфигурации Вашего собственного покерного набора.

Слишком много цветов, хорошо это или плохо?

Покупая себе слишком много покерных фишек разных цветов, Вы столкнетесь с большими трудностями при формировании своего турнирного набора для покера. Если уж у Вас получились фишки одного цвета лишние, а еще, каких то не хватает, Вы смело можете присвоить и одним и другим один и тот же номинал (например, 5), конечно это годится для покера в домашних условиях, для клубного спортивного покера такой вариант не приемлем, так как выставит Вас в дурном свете.

Какие номиналы фишек нужны для игры?

Вообще то, основными номиналами покерных фишек являются 1, 5, 25, 100, 500, 1000, 5000, 10000. Все зависит от выбранного Вами турнира, если это Т100, используйте фишки с номиналом 1, 5, 10 (здесь возможно применение фишек с номиналом 2 или 10). Если это турнир, где каждый игрок начинает с суммой в 1000 - номинал Ваших фишек должен быть 5, 25, 100, и 500, для Т10000 турниров - 25, 100, 500 и 1000.
Мы играем в покер давно, купили набор для покера 300 фишек (100 белых фишек – присвоили номинал в 10, 100 синих фишек – номинал 20, 50 черных – номинал 50, 50 красных – номинал 100), согласитесь очень «не стандартно». В то время мы не были знакомы с «рекомендациями», тем ни менее это не мешает нам получать удовольствие от игры. Играем в Т1000 (10 белых, 10 синих, 5 черных, 5 красных фишек)

Сколько покерных фишек нужно игрокам для старта?

В этой части мы представляем несколько вариантов распределения стартовых фишек среди участников, начнем с турниров Т1000 :

Пример № 1:
Общей сложности у игрока в распоряжении есть 41 фишка 20x5, 16x25, 5x100, хорошая комбинация, для 10 игроков в покер Вам нужно всего 410 фишек. Этот вариант еще и очень гибок, ведь стоит добавить к бай-ину одну или две пурпурные фишки с номиналом 500, и мы получаем игры Т1500 и Т2000, которые встречаются не так уж и редко.

Пример № 2:
Очень практичное распределение фишек, рекомендуем использовать его в Ваших домашних турнира.

Пример № 3:
Этот вариант приемлем только для домашних турниров, и редко используется в официальных играх.

Пример № 4:
Такую пропорцию рекомендуем использовать для больших турниров, или если Вы имеете строго ограниченное число фишек. Если Вы выбрали этот вариант из-за большого количества участников в Вашем покерном турнире, запаситесь фишками с номиналом 500, 1000 и 5000, так как Вам придется неоднократно делать апгрейд по цвету (color-up).

Здесь мы коснемся турниров в формате Т10000


Пример № 1:
Достойное Вашего внимания распределение начальных фишек покерного турнира. Всего вначале участнику доступно 46 фишек, если их много не обойтись без обмена по цвету – на завершальной стадии турнира вводим розовые фишки с номиналом в 5000.
стандарт:
С таким раскладом стартовых фишек играют профессионалы на WSOP (World Series of Poker), очень практичный вариант, так 85% Вашего капитала сосредоточено в 6 фишках, а фишек низкого номинала как раз достаточно на начальном этапе игры – рекомендуем всем.

Вот и все, надеемся, хоть немного помогли Вам в составлении своего собственного турнирного покерного набора.

Многие слышали про нарды, но считают, что эта игра сложная или долгая, даже ни разу в нее не поиграв. Эта игра полна символики - 12 ячеек - месяцев, 30 фишек - дней/ночей, и на костях сумма противостоящих сторон равна количеству дней в неделе.

Современные правила появились в 1743 году в Британии. Сколько фишек в нардах - зависит от игры, их количество может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. В нарды играть несложно (игроки от 6 лет), она с простыми правилами, один тур длится примерно 10-20 минут. Еще интересно то, что игра зависит от случайного значения кубиков, поэтому не нужно просчитывать каждый ход как в шахматах.

Короткие нарды или длинные?

Есть два основных вида — короткие и длинные нарды. Короткие требуют более высокого уровня мастерства игрока, поэтому турниры проводятся в основном по этому типу игры. Короткими их называют не по тому, сколько фишек в нардах, а из-за их динамичности и увлекательности. При своем большом сходстве, эти игры имеют ряд отличий, которые изменяют игровой процесс.

Общего в них то, что они рассчитаны на двух игроков, каждому выдается по 15 одноцветных фишек, они расставляются в доме — своем углу игрового поля.

Одним из главных отличий является расстановка фишек и возможность разыграть битые шашки. Во время игры фишки проходят все игровое поле (в коротких нардах ходы ведутся в противоположных направлениях, в длинных нардах — в одном, против часовой стрелки). Обойдя круг, фишки возвращаются в дом и выводятся с поля. Кто это делает первым, тот и победитель.

Игровое поле, кубики и фишки - одни и те же при игре в любые нарды. Сколько фишек должно быть, зависит не только оттого, длинные это нарды или короткие, но и от вариации любой из этих игр. Обычно их от 5 до 15 у каждого игрока.

В можно выбить блоты — ячейки с одной фишкой противника.

В длинных нардах обычно фишки находятся вне доски и по одной вводятся на игровое поле. Запрещается выставлять 6 фишек подряд, нельзя занимать поле, в котором уже стоит фишка противника, нет возможности выбивать фишки.

В коротких нардах нумерация ячеек индивидуальна для каждого игрока. Конечная четверть игрового поля (где вначале стоит 5 фишек) называется домом. Самая дальняя - 24-я ячейка, она же - 1-й пункт для противника. Расстановка 15 фишек происходит так: 2 шашки на 24-й ячейке, 5 - на 13-й, 3 - на 8-й и 5 - на 6-й.

В длинных нардах дом представляет собой последнюю четверть поля, за 18 ячеек от головы.

Ход игры

Перед тем как начать игру, сколько фишек в нардах выбрали игроки, такое количество и расставляются вдоль своей стенки по всей длине. Далее они, в зависимости от значений, выпавших на кубике, перемещаются по полю. Можно ходить одной или двумя фишками. Если на кубиках выпал дубль, то ход повторяется теми же или другими фишками на такое же количество ходов.

Для выбора очередности кидают кубик (еще называется костью или зарой). Первым делает ход тот, у кого выпало самое большое значение. Также этим определяется первоначальное расположение фишек. Если значения выпали одинаковые, то проводят повторные броски до появления разных результатов. Игрок, начиная игру, передвигает фишки на количество ходов, равное выпавшим значениям обоих кубиков.

Далее в коротких нардах игроки по очереди выбрасывают по два кубика и двигают свои фишки от ячеек с большими номерами к меньшим (по часовой стрелке). Фишки одного цвета могут стоять одна над другой, это называется «на голове». Одним ходом можно брать с головы только одну фишку, если только не выпал дубль на кубиках. На фишки соперника свои ставить нельзя. Если допустимого хода нет — он пропускается.

Стратегии игры

Не важно, сколько фишек в нардах, выигрыш очень зависит от случайных значений выпавших кубиков. Но есть, кроме воли случая, некоторые стратегии игры, выстраивающие её ход так, чтобы противник был вынужден пропускать свои ходы. Поэтому рекомендуется не собирать фишки компактно, а распределять максимально по поверхности. И хоть по правилам нельзя ставить подряд 6 фишек, можно поставить 5, тем самым затруднив задачу противнику. Если нет какого-то стратегического хода, нужно стараться брать за ход по одной фишке с головы, иначе противник быстро доберется до 1 сектора несколькими своими фишками и перекроет вам выходы.

Многие слышали про нарды, но считают, что эта игра сложная или долгая, даже ни разу в нее не поиграв. Эта игра полна символики - 12 ячеек - месяцев, 30 фишек - дней/ночей, и на костях сумма противостоящих сторон равна количеству дней в неделе.

Современные правила появились в 1743 году в Британии. Сколько фишек в нардах - зависит от игры, их количество может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. В нарды играть несложно (игроки от 6 лет), она с простыми правилами, один тур длится примерно 10-20 минут. Еще интересно то, что игра зависит от случайного значения кубиков, поэтому не нужно просчитывать каждый ход как в шахматах.

Короткие нарды или длинные?

Есть два основных вида — короткие и длинные нарды. Короткие требуют более высокого уровня мастерства игрока, поэтому турниры проводятся в основном по этому типу игры. Короткими их называют не по тому, сколько фишек в нардах, а из-за их динамичности и увлекательности. При своем большом сходстве, эти игры имеют ряд отличий, которые изменяют игровой процесс.

Общего в них то, что они рассчитаны на двух игроков, каждому выдается по 15 одноцветных фишек, они расставляются в доме — своем углу игрового поля.

Одним из главных отличий является расстановка фишек и возможность разыграть битые шашки. Во время игры фишки проходят все игровое поле (в коротких нардах ходы ведутся в противоположных направлениях, в длинных нардах — в одном, против часовой стрелки). Обойдя круг, фишки возвращаются в дом и выводятся с поля. Кто это делает первым, тот и победитель.

Игровое поле, кубики и фишки - одни и те же при игре в любые нарды. Сколько фишек должно быть, зависит не только оттого, длинные это нарды или короткие, но и от вариации любой из этих игр. Обычно их от 5 до 15 у каждого игрока.

В коротких нардах можно выбить блоты — ячейки с одной фишкой противника.

В длинных нардах обычно фишки находятся вне доски и по одной вводятся на игровое поле. Запрещается выставлять 6 фишек подряд, нельзя занимать поле, в котором уже стоит фишка противника, нет возможности выбивать фишки.

В коротких нардах нумерация ячеек индивидуальна для каждого игрока. Конечная четверть игрового поля (где вначале стоит 5 фишек) называется домом. Самая дальняя - 24-я ячейка, она же - 1-й пункт для противника. Расстановка 15 фишек происходит так: 2 шашки на 24-й ячейке, 5 - на 13-й, 3 - на 8-й и 5 - на 6-й.

В длинных нардах дом представляет собой последнюю четверть поля, за 18 ячеек от головы.

Ход игры

Перед тем как начать игру, сколько фишек в нардах выбрали игроки, такое количество и расставляются вдоль своей стенки по всей длине. Далее они, в зависимости от значений, выпавших на кубике, перемещаются по полю. Можно ходить одной или двумя фишками. Если на кубиках выпал дубль, то ход повторяется теми же или другими фишками на такое же количество ходов.

Для выбора очередности кидают кубик (еще называется костью или зарой). Первым делает ход тот, у кого выпало самое большое значение. Также этим определяется первоначальное расположение фишек. Если значения выпали одинаковые, то проводят повторные броски до появления разных результатов. Игрок, начиная игру, передвигает фишки на количество ходов, равное выпавшим значениям обоих кубиков.

Далее в коротких нардах игроки по очереди выбрасывают по два кубика и двигают свои фишки от ячеек с большими номерами к меньшим (по часовой стрелке). Фишки одного цвета могут стоять одна над другой, это называется «на голове». Одним ходом можно брать с головы только одну фишку, если только не выпал дубль на кубиках. На фишки соперника свои ставить нельзя. Если допустимого хода нет — он пропускается.

Стратегии игры

Не важно, сколько фишек в нардах, выигрыш очень зависит от случайных значений выпавших кубиков. Но есть, кроме воли случая, некоторые стратегии игры, выстраивающие её ход так, чтобы противник был вынужден пропускать свои ходы. Поэтому рекомендуется не собирать фишки компактно, а распределять максимально по поверхности. И хоть по правилам нельзя ставить подряд 6 фишек, можно поставить 5, тем самым затруднив задачу противнику. Если нет какого-то стратегического хода, нужно стараться брать за ход по одной фишке с головы, иначе противник быстро доберется до 1 сектора несколькими своими фишками и перекроет вам выходы.

Нарды – одна из древнейших настольных игр, история которой уходит на несколько тысячелетий до н.э.. До сегодняшнего дня неизвестно, какая страна является родиной нард, но во время раскопок на территории современного Ирана в городе, являющимся археологической памяткой культуры, Шахри-Сухте была найдена древнейшая игровая доска. По мнению археологов, ее возраст превышает 5000 лет.

Схожая доска была найдена и в гробнице Тутанхамона. Сегодня настольная игра видоизменилась, но сохранила древние элементы. Сложно сказать, сколько фишек в нардах было несколько тысячелетий назад, но именно эта игра из столетия в столетие распространялась по всему миру.

История происхождения игры в нарды

Нарды не всегда были только игрой. 3000 лет до н.э. это было средство для предсказания судеб правителей Персии. Считалось, что игровое поле символизировало небо, сколько фишек в нардах , столько и звезд. Символическими были и цифры. Так, отметки для фишек в количестве 12 штук обозначали количество месяцев года, общее количество пунктов (24) обозначают часы в сутках, сумма чисел на противоположных сторонах кости равна 7, то есть количеству планет, а разделенная на 4 части игровая доска – соответственно времена года.

Существует легенда, согласно которой в VI веке между индийцами и персами развязался спор. Чтобы проверить мудрость друг друга, индийцы первыми отправили своим оппонентам игру шахматы, будучи уверенными в том, что персы не справятся со столь сложной игрой. Разгадать загадку шахмат удалось персидскому мудрецу Вазургмихру. Он в свою очередь отправил индейцам нарды, которые тогда носили название нэв-ардашир, но эту хитроумную игру индейцы не осилили и за 40 дней.

Старинные названия нард в различных регионах земного шара

Нарды во многих странах имели свое название, которое, как правило, с местного наречия переводилось как «настольная игра». Англичани называли ее Backgammon, итальянцы – Tavola Reale, французы – TricTrac, турки – Tavla. Во времена Римской империи по всей территории Западной Европы эта настольная игра была известна как «Ludus duodecim scriptorum». Перевод с латыни звучит как «12 скриптограм на доске».

В период Средневековья данная игра называлась французским словом TricTrac. Но играть в нарды того времени могли только знатные лица. В целом считается, что нарды имеют восточное происхождение. В данном случае речь идет именно о «длинных нардах». Что касается «коротких», их усовершенствовал Эдмонд Хойл в средине XVIII века. Англичанин предоставил свою версию «коротких» нард – Backgammon (с галльского – «небольшое сражение»).

Особенности игры

Конструктивно нарды включают игровую доску с двенадцатью пунктами по обеим сторонам игрового поля, по 15 шашек для обеих играющих сторон, одну или две пары зар (игральных костей). Каждый пункт представлен вытянутым треугольником правильной формы, причем нередко для удобства пункты с четными и нечетными числами раскрашиваются в разные цвета.

Полоса, разделяющая доску на две части имеет название бар. Это место, куда ставятся сбитые в процессе игры шашки противника. В некоторых моделях нард может присутствовать и «куб удвоения». В отличие от стандартных костей на нем цифры являют собой геометрическую прогрессию, а именно 2, 4, 8, 16, 32 и 64.

Сегодня нарды популярны во всех странах. В каждой европейской и восточной столице действуют клубы, в которых проводятся турниры по нардам международного масштаба. В Азербайджане проводят наиболее известный чемпионат мира по нардам Gizil Zar, победитель которого получает игральные кости из чистого золота.