Келлер павел анатольевич дсзн биография. День десятый и последний

Продолжается серия встреч студентов ведущих университетов столицы с командой мэра. В этот раз с будущими специалистами познакомились заместитель префекта Западного административного округа города Москвы Мария Петросян, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Келлер и выпускник стажировки Юлия Ерофеева. Встреча прошла в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).

Как только зал наполнился, куратор мероприятия Нина Филимонова рассказала ребятам о программе правительственных стажировок «Москва моими глазами». Изначально в ней могли принимать участие только выпускники вузов, потом — только студенты, а с 2017 года проходить стажировку могут и студенты, и выпускники вузов. За прошедшее время стало больше направлений стажировки, увеличился список учреждений, готовых принять к себе молодых людей, у будущих и начинающих специалистов стало больше возможностей для самореализации и построения карьеры в Правительстве Москвы.

«Если вы готовы учиться, развиваться, работать на благо города — попробуйте свои силы, подайте заявку на сайте Карьерного портала Правительства Москвы», — обратилась к аудитории Нина. По ее словам, несмотря на то, что конкурс довольно сложный и включает написание эссе и отборочные испытания, он очень полезен для всех участников и дает возможность прокачать самые разные навыки.

«В нашем веке у нас нет времени на раскачку, но пока вы учитесь, у вас есть возможность пробовать и выбирать. Стажировка дает хороший профессиональный опыт в серьезных городских структурах плюс предложение о работе — если вы хорошо себя проявите. Вас посмотрят как минимум трое руководителей, и вы сами можете изучить разные городские структуры, определиться, что вам интересно, — рассказал модератор встречи ректор Университета Правительства Москвы Василий Фивейский . — Посмотреть изнутри, как работает город, — это дорогого стоит. С таким профессиональным багажом вы сможете работать где угодно».

Хотите сразу видеть результаты своей работы? Приходите в управу!

Заместитель префекта Западного административного округа города Москвы Мария Петросян рассказала слушателям о работе в территориальном управлении.

Все, что делает нашу повседневную жизнь комфортной, — чистые подъезды и лифты, безопасные детские площадки, красивые районные парки — воплощается людьми, работающими «на земле», в управе. Работать здесь очень интересно, потому что сотрудники своим глазами видят реальные результаты своей работы. Это мотивирует и дает силы для дальнейших свершений.

"Город очень нуждается в молодой энергии. Мы хотим расширяться, чтобы к нам приходили новые люди, давали нам новые идеи, — обратилась к слушателям Мария Петросян. Спикер рассказала, что в ее отделе самому старшему сотруднику 35 лет, а младший учится в аспирантуре. Когда к Марии приходят стажеры, она всегда спрашивает, чем конкретно они хотят заниматься, и находит им занятие по душе.

«Гарантирую: скучно у нас не бывает никогда. Надо быть готовым решать глобальные проблемы. И я думаю, что педагоги — это люди, которые нам особенно нужны. Педагоги хорошо умеют коммуницировать, а это очень важно для работы на территории. Мы все время общаемся с жителями, а каждому человеку нужен свой подход, — заключила спикер.

Будущее — за инновациями

Заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Келлер родился в 1987 году в Омске. Выучился на юриста, пришел работать в сферу соцзащиты, а в 2013-м уже стал начальником Управления организации социального обслуживания Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Павел начал свое выступление с того, что уже успел сделать для соцобслуживания столицы. В частности, он рассказал о внедрении социальных сертификатов — электронных купонов, записанных на социальную карту, которыми можно расплачиваться за определенные товары в магазинах, участвующих в социальной программе. Электронные сертификаты пришли на смену выдаче коробок с крупой и консервами. Теперь нуждающиеся семьи могут сами выбирать, что именно им важнее купить — продукты, обувь, одежду.

«Почему команде мэра нужны именно молодые? Да потому что возрастным работникам трудно объяснять про геолокацию и NFC-метки. А без этого сейчас никуда. С кем еще внедрять инновации?» — объяснил спикер.

О своем опыте стажировки рассказала действующий специалист ГБУ «Городской центр профессионального и карьерного развития» Юлия Ерофеева. «Что мне дала стажировка? Я смогла понять, чем хочу заниматься, наработать багаж знаний и контактов. Знаю, что стажеры из вашего вуза — например, Лиза Волкова — работают сейчас в Департаменте образования Москвы. Еще я смогла посмотреть на опыт Питера: стажеры Правительства Москвы регулярно ездят в командировки в северную столицу», — рассказала Юлия.

Интерактив: вопросы от студентов

— Какие вопросы, связанные со школой, могут доверить стажеру?

— Совместно со школами мы проводим различные социально значимые мероприятия, фестивали. Стажер может быть куратором мероприятия, отвечать за проект.

— Какие недостатки есть в работе в структуре города?

— Единственный недостаток — остается мало времени на личную жизнь. Причем чем интереснее работа, тем больше вы будете ей заниматься.

— Какой главный плюс стажировки в территориальном управлении?

— У стажера будет большой опыт общения с самыми разными людьми. И главное, он так вырастет как профессионал и как личность, что потом сможет работать где угодно.

— Смогу ли я улучшить свой район за 9 месяцев стажировки?

— Да, если будете проходить стажировку в территориальном управлении в вашем районе. Вы можете даже создать уникальный социальный проект и успеть запустить его.

— Могут ли немосквичи проходить стажировки?

— Конечно, могут!

Студенты, задавшие наиболее интересные вопросы, получили призы от мэра Москвы.

Цифры встречи


Сегодня мы проводим пресс-конференцию заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Келлера Павла Анатольевича на тему: «Особенности социального обслуживания бездомных граждан в современных условиях».

П.А. КЕЛЛЕР

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня тема разговора достаточно серьезная. Наступила достаточно неожиданно зима. Если говорить об особенностях работы с бездомными гражданами, то, прежде всего, нужно отметить основные направления, которые сегодня характеризуют работу Департамента - это адресный и индивидуальный подход. ФЗ №442, действующий уже 2 года, накладывает определенные особенности на регулирования отношений по предоставлению необходимой помощи. Об этом мы поговорим чуть позже. Вторая особенность социального обслуживания бездомных граждан - это межведомственное взаимодействие, эффективная работа различных органов власти. Существенной спецификой работы на сегодняшний день является взаимодействие с негосударственными организациями и НКО. Это сегодня мощный ресурс, на который все больше обращают внимание на самых высоких уровнях власти. Поддержка социально ориентированных НКО – об этом говорил Президент в ежегодном послании Федеральному собранию.
Что касается работы с бездомными гражданами, необходимо прежде отметить, кто в этой категории относится. Традиционно под бездомными понимаются граждане, не имеющие постоянного жилища и не ведущие оседлый образ жизни. Бездомным гражданином в таком определении может быть достаточно успешный человек, не имеющий определенного жилья. Но если мы говорим о бродягах, то эта категория характеризуется не только отсутствием жилья, но и отсутствием определенных занятий. Бродяги как социальная группа образуют маргинальные сообщества. Потеря жилья, отторжение прежней среды как следствие влекут выпадение из общепринятых социальных отношений, и формируется специфическая система ценностей, характерная именно для них. Эти особенности накладывают определенный отпечаток на работу органов власти, организаций с этой категорией.
Если говорить о 90-х годах как о первом этапе работы с данной категорией граждан в современной истории страны, то следует отметить указ Президента, действовавший до 2004 года о мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества. Данный документ распределял полномочия между ведомствами и определял систему работы с лицами БОМЖ. До этого момента социальные учреждения Москвы принимали только бывших жителей Москвы, имевших какие-либо документы, подтверждающие факт проживания в какой-либо период в городе. Иные бродяги находились в поле зрения милиции. До 2002 года не было выполнено требование в части преобразования приемников-распределителей в социально-реабилитационные центры. С учетом данной ситуации приемники-распределители были закрыты, и системная работа была прекращена. Это привело в 2001-2002 гг. к серьёзному росту смертности от переохлаждений. Если говорить о компетенциях органов власти, то на тот момент милиция, а сегодня полиция имеет своей целью оказание помощи гражданам, находящимся в беспомощном состоянии, либо в состоянии опасном для их жизни и здоровья. Именно поэтому по ранее действующему законодательству правоохранительные органы должны были оказывать помощь гражданам, попавшим в беду как с точки зрения охраны общественного порядка, так и с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Но на практике так не сложилось, поэтому в целях преодоления ситуации, связанной со смертностью граждан на улице и оказания необходимой помощи данная работа стала организовываться силами органов государственной власти города Москвы. Так, в середине 2000-х годов был обеспечен свободный прием в учреждения всех бездомных, вне зависимости от прежнего места жительства и не зависимо от наличия документов, подтверждающих личность. В зимний период принимались граждане и в нетрезвом виде. Главное в деятельности соцслужб города было не дать человеку оказаться на улице и замерзнуть. Второе – обеспечение питанием. Были подготовлены «Справочники бездомного», содержащие т.н. «адреса милосердия». Они размещались в виде плакатов в местах массового пребывания и метрополитене. На территории санпропускников, где бездомные проходили санобработку, были организованы станции питания и раздача чистых вещей.
Что касается результатов данной работы, к 2006 году наблюдалась существенная положительная динамика по снижению смертности граждан на улицах. Чтобы стать ближе к бездомным на улицах в конце 2000-х была приобретена первая машина, которая стала основой для создания в дальнейшем «Социального патруля» как мобильной службы. Появилась возможность проводить фотографирование и внесение необходимых данных в базу учета. Нуждающиеся получали срочную социальную помощь в виде горячего питания и одежды. Появилась возможность доставлять бездомных граждан в наши учреждения. С учетом того, что 90% бездомных являются жителями других регионов и не имеют жилье и возможность проживать в постоянном месте жительства, оказались в Москве без средств к существованию, Центру социально адаптации было дано право приобретать железнодорожные билеты для оказания помощи иногородним гражданам в проезде к прежнему месту жительства. Кроме того, в рамках взаимодействия с ТВ-программой «Жди меня» была проверена имеющаяся на тот момент база данных по учету бездомных на предмет розыска их родственников. На тот момент сразу же было выявлено 20 бездомных, которых разыскивали родные. Сейчас это сотрудничество выражается в среднем в 200 гражданах в год, которых в год мы находим таким образом. Далее, была выявлена потребность в доставке беспомощных и бездомных в центры социальной адаптации и санпропускники. Кроме того, бродяги испытывали особую потребность в медицинской помощи, санобработке и чистой одежде. В связи с этим постепенно стала формироваться мобильная служба социальной помощи бездомным гражданам, которая сегодня состоит из 30 единиц подвижной техники. Также существовала проблема со смертностью и мы стали проводить анализ данных, поступающих из судмедэкспертизы по детальной принадлежности основных случаев смерти и анализ действий, которые необходимо предпринять для профилактики данных явлений. Туда, где выявлялось большее количество смертельных случаев, направлялись письма в территориальные отделы с просьбой усилить патрулирование данной территории.
На начальном этапе работы социального патруля каждый третий бродяга нуждался в доврачебной помощи, и каждый десятый в срочной госпитализации. Имелись случаи необоснованного отказа в оказании срочной медицинской помощи, что приводило к смертельным случаям. Данная работа проводилась в тесном взаимодействии с Департаментом здравоохранения и на сегодняшний день в первоочередном порядке оказывается помощь лицам, поступившим с диагнозом «переохлаждение» для исключения смертельных случаев.
Следующая задача, которую перед собой поставили соцслужбы – объединение усилий с правоохранительными органами. В 2008 году совместно с ГУВД Москвы было организовано первое общегородское мероприятие «Социальный патруль». Для участия в нем привлекались сотрудники милиции, территориальных учреждений социальной защиты. Были разработаны методические рекомендации, сформированы бригады и маршруты. Акция показала необходимость проведения ее на регулярной основе. Территориальным центрам социального обслуживания были даны поручения по проведению регулярных выходов на территориях своих районов. В 2009 году была создана специализированная Народная дружина по социальной безопасности. Во время Всероссийской переписи 2010 года именно социальные работники, ставшие дружинниками, занимались переписью бродяг на улице. Было выявлено 6067 человек. По нашим сведениям, общее количество людей улиц составляет от 10 000 до 12 000 человек.
В начале 2010 годов стала формироваться Мобильная служба «Социальный патруль», из 30 единиц техники которой 5 – автобусы. Всего в штате состоит 124 сотрудника. Для координации деятельности бригад работает круглосуточная диспетчерская, принимающая звонки от неравнодушных москвичей. Их поступает в год порядка 5 000.
Основными задачами социального патруля являются оперативное реагирование на поступающие вызовы, выявление и доставка в социальные учреждения граждан, попавших с трудную жизненную ситуацию на улицах Москвы, оказание первой доврачебной помощи, оказание срочной социальной помощи. С помощью спутниковой системы навигации, установленной на каждом автомобиле, всегда можно определить место нахождения, и направить ближайшую к местонахождению бездомного, нуждающегося в помощи, машину.
Создана система пешего социального патруля в метрополитене. Эта работа проводится штатом в 37 единиц. Вместе с ними работают сотрудники службы безопасности метрополитена, а также работники полиции. Вся работа координируется диспетчерской службой социального патруля и дежурной службой полиции. За 10 месяцев 2016 года в московском метрополитене было выявлено 4135 бродяг, из которых 2040 получили санитарно-гигиенические услуги, 1819 доставлены в Центр социальной адаптации в Люблино, 69 отправлены к постоянному месту жительства, 2012 экстренно госпитализированы – порядка 5% из числа выявленных бродяг в метро.
Для работы пеших бригад патруля как опорные пункты используются те самые автобусы, которые находятся в местах скопления бродяг (они же используются как пункты обогрева бездомных). Они привязаны сегодня к привокзальным площадям. Если говорить о смертности на улицах, то наибольшая смертность зафиксирована именно в данных местах.
Постепенно и полиция стала заниматься проблемой работы с бездомными гражданами. Сегодня на регулярной основе проводится патрулирование парковых территорий и пешеходных зон столицы. Кроме того, проводится специальное профилактическое мероприятие «Подъезд» по совместной отработке вызовов в случаях, когда бродяги находятся в подъездах жилых домов. После изъятия бездомного из подъездов для уборки привлекаются жилищно-эксплуатирующие организации.
В ходе проведения специальных профилактических мероприятий выявлены позитивные результаты совместной работы ведомств, что способствует конкретным результатам как оказания своевременной помощи бездомным, так и позитивного самочувствия москвичей.
Категория бродяг, в основном, находится в состоянии алкогольного опьянения, и в следствие этого агрессивно настроена. Все это определяет специфику оказания помощи данной категории. Поэтому, нередко оказание помощи сопряжено с риском для жизни и здоровья работников социального патруля. Поэтому, крайне важно к этой работе привлекать и сотрудников полиции. Это к разговору о межведомственном взаимодействии.
За 10 месяцев 2016 года на улицах города было выявлено 12 946 бродяг, что чуть больше, чем за аналогичный период 2015 года – 12 786 человек. Из них 14% - бывшие жители Москвы, 8% - Московской области, 61% - регионы страны, 17% - иностранные граждане. Из числа выявленных бродяг 3 885 доставлены в социальные учреждения, 801 экстренно госпитализированы, 402 отправлены к прежнему месту жительства, 101 селены в свои квартиры. Найдено 166 человек, находящихся в розыске родственниками. Также, отработано 3 815 вызовов, поступивших в диспетчерскую – а этом году таких вызовов стало на 15% меньше. Работа ведется в части выявления заброшенных зданий и поселений бродяг - 57 заброшенных зданий выявлено и 50 поселений бродяг. С целью выявления причин нахождения в таких местах бродяг сегодня существует алгоритм, подразумевающий работу с лицами, проживающими на данных территориях, старшими по подъездам и информированием населения о возможности обращения в социальную службу.
В последнее время общество развернулось к проблеме лицом и возросло количество общественных организаций и волонтерских объединений, которые помогают бездомным. Для совместной работы с ними в Департаменте создан Координационный совет по взаимодействию с общественными объединениями. Одним из вопросов для обсуждения стало трудоустройство бездомных. В результате проводятся регулярные выездные ярмарки вакансий, проведением которых занимается служба занятости в центрах социальной адаптации.
Существует проблема с распространением туберкулеза. Заболеваемость среди людей улиц значительно выше, чем среди остального населения. Проблема была обсуждена на совещании Координационного совета. Теперь передвижные флюорографические кабинеты по графику выезжают на территорию дезинфекционных станций социальных учреждений, и лица с выявленными затемнениями в легких срочно госпитализируются. Так, за осенне-зимний период 2015-2016 гг. было обследовано 612 бездомных, из которых 33 с затемнением в легких были госпитализированы.
С увеличением числа волонтерских организаций, раздающих бесплатное питание, возникает вопрос об организации такой работы. В первую очередь жалобы от москвичей поступают именно в Департамент. Мы работаем над созданием понятных и удобных условий для организации питания бездомных. Для упорядочивания данного вопроса было принято решение за ленинградским вокзалом оборудовать пункт срочной социальной помощи на Краснопрудной улице вл.3/5. В этом пункте общественные объединения могут раздавать питание в цивилизованных условиях. Там есть возможность установить биотуалеты, мусорные контейнеры. Организованы круглосуточные дежурства социальных работников и охраны. За прошлый осенне-зимний период в этом пункте работало 17 организаций. Было роздано порядка 37 000 порций питания. За 10 месяцев 2016 года – 44 300 порций.
Есть 2 центра социальной адаптации для бездомных в Москве, общей мощностью на 1 500 мест. Они имеют 6 территориальных отделений, куда на временное пребывание по личному желанию принимаются граждане, оказавшиеся в критической ситуации, в т.ч., иногородние, без затребования документов. Для граждан, обращавшихся в учреждения только для ночлега, сегодня организовано 400 койко-мест. Кроме того, в зимний период снимается запрет на оказание помощи гражданам в нетрезвом виде.
За 10 месяцев 2016 года услугами ночлега воспользовались 11 777 человек. Из них 63% обращались за услугами ночлега не в первый раз, 87% переночевав, сразу вернулись на улицу, 86% не имели документов, удостоверяющих личность, 77% приехали на заработки или срывают цель приезда в Москву.
Забор необходимых медицинских анализов осуществляется в приемном отделении центров социальной адаптации. Бездомные престарелые граждане и инвалиды находятся в учреждениях до решения вопроса их жизнеустройства. Им оказывается содействие в прохождении медико-социальной экспертизы и назначения пенсии.
С каждым обратившимся работают психологи, осуществляющие сопровождение. В случае необходимости оказывается содействие в защите законных прав и интересов и восстановление прав, в т.ч., на жилое помещение. Трудоспособным бездомным гражданам оказывается помощь в трудоустройстве, в т.ч., с предоставлением жилья в близлежащих к Москве субъектов РФ.
Иногородним гражданам, оказавшимся в Москве, оказывается содействие в отправке их к месту проживания.
С 2015 года социальное обслуживание предоставляется признанным нуждающимся в нем в соответствии с ФЗ №442. Перечень оснований установлен ст. №15 этого закона. К их числу относится отсутствие определенного места жительства. В Москве есть Постановление Правительства от 26.12.2014 г. №829 ПП регулирует общий порядок предоставления социальных услуг по всех формах, в т.ч., гражданам БОМЖ.
Порядок признания нуждающимся предполагает наличие решения уполномоченного органа о признании нуждающимся. В Москве было принято решение передать государственную функцию по признанию нуждающимися Центру социальной адаптации «Люблино». На сегодняшний день для граждан, обращающихся в центр социальной адаптации, не требуется обращаться в какие-либо подразделения Департамента для признания нуждающимися. Все происходит на одном месте – ул. Иловайская д.2. В этом центре гражданин признается нуждающимся, ему составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, которая содержит перечень конкретных мероприятий, помогающих ему справиться с трудной жизненной ситуацией. Программа предполагает конкретный срок работы.
В центрах социальной адаптации за 10 месяцев 2016 года на ресоциализации в условиях круглосуточного временного пребывания находилось 2758 человек, которым были предоставлены различные социальные услуги: 408 прошли курс лечения в стационарных лечебных учреждениях, 200 человек получили паспорт гражданина РФ, 158 теперь имеют группу инвалидности, 148 назначена пенсия, 108 устроены в дома-интернаты, 130 трудоустроено (из них 70 на сегодняшний день продолжают трудовую деятельность), 153 человека получили помощь в проезде к прежнему месту жительства и 132 человека получили помощь в обращении в суд по вопросам восстановления прав, причем 13 гражданам право на жилье восстановлено.
Не смотря на вышесказанное, большинство бродяг предпочитают сегодня оставаться на улице и вести бродячий образ жизни. Среди московских бродяг половина не является бездомными. В основном, это экономические мигранты. Москва всегда будет являться привлекательным местом для их концентрации.
Бродяг в Москве меньше не становится. Проблемы с их антисанитарным состоянием становится значительно меньше за счет той работы, которую я сегодня осветил. Если говорить о конкретных результатах, то за чуть более, чем 10 лет больше, чем в 10 раз снизилось количество обращений пассажиров в московском метро с жалобами на пребывание в метрополитене граждан в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство. Если говорить о смертности на улицах в связи с переохлаждением, то за 10 с небольшим лет этот показатель снизился в 20 раз. Это говорит о эффективности мероприятий, которые сегодня проводятся.

Е. ПОПОВА – «Север Столицы»

У Вас есть какая-нибудь статистика по САО?

П.А. КЕЛЛЕР

Мы можем предоставить Вам ее дополнительно. Мы должны понимать, что порядка 75% бродяг - это ЦАО

У меня несколько вопросов. Вы сказали, что в 20 раз снизилась смертность. Есть ли данные, сколько лет в среднем выживает бездомный на улице?
Второй вопрос такой: Вы сказали, что большинство возвращается на улице, потому что у них складываются свои ценности, своя среда, с которой они с большим трудом расстаются. В целом, какому проценту бездомных вам удалось восстановить жилье, документы, пенсии, отправить в интернаты жить? Сколько людей ресоциализируется? Это единицы?

П.А. КЕЛЛЕР

Начну со второго вопроса. По результатам 2015 года порядка 2800 человек всего из 10 000-12 000 человек, которые находятся на улице, прошли ресоциализацию. Из них 333, т.е. 14,2% - это те, кто действительно смог изменить свою жизнь и уйти с улицы. Это крайне небольшая цифра.
Если мы говорим о трудоустройстве, то за осенне-зимний период трудоустроено 84 человека, а сегодня это 15 человек, которые продолжают осуществлять свою трудовую деятельность. За период 2016 года - это 130 трудоустроенных, из которых 70 продолжают свою трудовую деятельность.
Крайне сложно изменить мироощущение человека, когда он уже привык к данному образу жизни
К сожалению, сегодня мы не ведем, у нас пока нет эффективной системы учета граждан, достаточной и актуальной. Поэтому, сложно сказать, сколько человек и в какой момент оказались на улице, и сколько они там находятся. Тем более, это в т.ч. миграция сезонная. Летом вы мало кого увидите из знакомых лиц, а зимой они обязательно вернутся. Потому что в Москве система социальной помощи существенно отличается как по качеству помощи, так и по количеству коек. Поэтому, граждане сюда возвращаются, чтобы пережить зиму.
Было много разговоров о том, что средний возраст бездомных снижается. Это действительно так, потому что большинство из них - экономические мигранты. Численность их примерно стабильна. Кроме того, проблемой для нас является добровольно-заявительный принцип оказания социального обслуживания в целом. Принудительно мы не можем никого заставить посещать наши учреждения, проживать в них. За предыдущий осенне-зимний период выявленных социальным патрулем бездомных граждан было 7550 человек, из которых только 40% доставлены в центры социальной адаптации. Остальные отказались от получения услуг. Из 40% доставленных только 10% согласились на получение комплекса мер по ресоциализации. Остальные 90% снова вернулись на улицу. Т.е. они используют ресурс центра социальной адаптации как ночлежку. Немногие хотят ресоциализироваться. Поэтому, для нас является важным оказание психологической помощи, так и помощи по трудоустройству. Потому что только имея постоянный доход можно как-то устроиться в жизни.

С. Батова – «Российская газета»

С Вашей точки зрения, если человек пытается вернуться к обычной жизни, насколько сложно ему это сделать с учетом вашей социальной помощи?

П.А. КЕЛЛЕР

Поэтому я и начал сегодняшнее мероприятие со слов об адресном подходе. Потому что это и есть те граждане, которые в первую очередь должны получить наши услуги - желающие изменить свою жизнь, попавшие в сложную жизненную ситуацию в силу разных причин. Намного сложнее помочь человеку, который ее не хочет. Он просто злоупотребляет такой возможностью. Они и питаются по 7 раз в день, и вещи меняют по 2-3 раза за сезон. Этот образ жизни отдельных людей полностью устраивает.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Хотела уточнить, вы говорите, что зимой снимаете запрет на оказание помощи гражданам в нетрезвом виде. Т.е. летом этим гражданам не оказывается такая помощь?

П.А. КЕЛЛЕР

Естественно, состояние алкогольного опьянения является препятствием в оказании социальных услуг в центре социальной адаптации. Лето с таким гражданином вряд ли что-либо случится. При том, что они все, как правило, находятся недалеко от учреждения, и неофициально им необходимая помощь все равно будет оказана. Просто их никто не оставит в самом учреждении на этот период. Кроме того, у нас есть возможность оказания помощи в том же пункте, который есть на Краснопрудной. Там нет возможности ночлега, но в достаточно некомфортных условиях гражданин ночь провести сможет и поспать. Безопасность мы обеспечиваем в любом случае.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Хотела спросить, будут ли меняться стандарты социальной помощи? Наверное, как-то сравнивали ситуацию в других мегаполисах?

П.А. КЕЛЛЕР

Вопрос, конечно, интересный и дискуссионный, по поводу того, кому в первую очередь необходимо оказывать помощь, и в каком объеме. В Москве достаточное количество граждан, у которых невысокие доходы, и которым также необходимо оказывать помощь. Мы оказываем необходимую адресную социальную помощь и социальное обслуживание. Если говорить о городе в год, то порядка 1 млн москвичей являются получателями таких услуг. Поэтому, сейчас говорить о том. Чего мы еще не оказываем бездомным и как бы нам разнообразить количество помощи, которое сегодня есть, преждевременно. На мой взгляд, главное, что мы реализуем в городе - это обеспечение крыши над головой и горячее питание. Чтобы выйти из трудной жизненной ситуации, необходимо делание гражданина. Мы предоставляем инструменты и механизмы для этого – трудоустройство, оказание социальной помощи. Да, необходимо говорить об адресности, об индивидуальном подходе и отсутствии формализма конкретных работников и специалистов при оказании данной помощи. Но я убежден в том, что сегодня направления оказания социальной помощи широки и достаточны для человека, который хочет изменить свою жизнь.
На сегодняшний день более 6000 единиц вещевой помощи уже прибыло к выдаче для бездомных граждан, если у них возникнет такая потребность. В Москве они обеспечены не только жильем и питанием, но и теплой одеждой. Главное – это желание работать, потому что это единственный способ социализации и возвращения в общество.

М. АБРАМЫЧЕВ – «Вечерняя Москва»

Вы говорили о социальном патруле, в который можно круглосуточно обратиться. Подскажите, куда именно нужно звонить или где можно узнать телефон?

П.А. КЕЛЛЕР

Информация есть на последней странице в пресс-релизе.

ВЕДУЩАЯ

Вы сказали о том, что некоторый процент бездомных прошел ресоциализацию. Как и как долго отслеживается их дальнейшая жизнь?

П.А. КЕЛЛЕР

Я не думаю, что мы сможем установить какой-то период времени, адекватный для данной ситуации. Мы предоставляем инструменты для возможности социализации. В дальнейшем, если возникает проблема с трудоустройством, гражданин всегда может к нам обратиться за помощью снова в центр. Индивидуальная программа оказания социальных услуг составляется не однократно в течение всей жизни, а на конкретную ситуацию в конкретных условиях. Если она была завершена, но гражданин снова остался без работы, то он, обратившись к нам, снова получит необходимую помощь.
Конечно, мы отслеживаем ситуацию с теми, кто к нам обращается. Но только те, кто действительно хочет вернуться к нормальной жизни, будут снова к нам обращаться, и мы им окажем необходимую помощь. Но мы также выявляем и тех, кто не хочет заниматься этой работой - потому что это работа - вернуться к нормальной жизни, - и делаем выводы при составлении дальнейших программ.

ВЕДУЩАЯ

Куда обычно трудоустраивают бездомных граждан?

П.А. КЕЛЛЕР

В Городском банке данных порядка 37 000 граждан, признанных безработными, и более 110 000 вакансий. Естественно, в первую очередь, это рабочие профессии. Это могут быть и грузчики, и работники торговли., дворники и другие подобного рода должности. В Москве минимальный размер заработной платы составляет 16 500 рублей. трудоустройство осуществляется официально. Такая оплата труда позволяет встать на ноги. Мы также оказываем содействие и в поиске жилья. Есть социальные гостиницы, где цены доступны.