Когда бьют куранты. Кремлевские куранты: история и современность

Фото: Stepan Kildishev/Rusmediabank.ru

Неотъемлемым атрибутом Красной площади являются часы на Спасской башне Кремля.

Без них мы не представляем себе , по ним отмеряем московское время. А ведь у кремлевских курантов довольно бурная история, которая началась 700 лет назад…

Человек с молотом и небесный циферблат

Первые башенные часы в Кремле появились в XIV в. при Великом князе Василии I. Они представляли собой сложный механизм и состояли из человеческой фигуры, железного молота и колокола. Каждый час «человек» отбивал время, ударяя в колокол. В 1491 году, когда вместо белокаменного возводили кирпичный Кремль, на Фроловской (впоследствии Спасской) башне были установлены первые «классические» куранты.

В летописях упоминается, что в 1624 г. пришедший в негодность кремлевский хронометр «списали» и продали Спасскому ярославскому монастырю за «смешную» цену в 48 рублей. Какое-то время Спасская башня оставалась вовсе без часов. Однако, вступив в 1625 г. на российский престол, царь Михаил Федорович Романов сделал заказ на новые башенные часы известному английскому часовых дел мастеру Христофору Головею. «Команда профессионалов» под руководством Головея изготовила и водрузила на Спасскую башню часы с тринадцатью колоколами. Правда, узнать по ним время было не так-то просто: часы обладали огромным вращающимся циферблатом, но не имели обычных стрелок…

Циферблат был сколочен из досок и выкрашен в голубой цвет, имитируя небо. По нему было разбросано множество звездочек из жести. Наверху находилось изображение солнца, испускавшего неподвижный луч, который и играл роль часовой стрелки. Деления были обозначены буквами старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола, перезвон которых слышался более чем за 10 верст.

Увы, в 1626 г. часы сгорели. Их отреставрировали, но они постоянно барахлили, а в конце XVII столетия и вовсе вышли из строя…

Петровские нововведения

В 1705 г. ввел в России единый суточный отсчет времени и отдал распоряжение заменить старомодное «диво» голландскими башенными часами с двенадцатичасовым циферблатом. Они отбивали не только каждый час, но и четверти часа, а также играли музыку. Однако, часы постоянно ломались. Во время пожара 1737 г. деревянная «внутренность» Спасской башни сильно пострадала, а куранты получили настолько сильные повреждения, что перестали проигрывать мелодии.

Екатерининские и николаевские

Екатерина II отдала распоряжение демонтировать старые часы. На их место были установлены другие, из Грановитой палаты Кремля. Монтажом на сей раз занялся немецкий часовых дел мастер Фац. Так в 1770 г. на башне появились четвертые по счету куранты, игравшие легкомысленную песенку «Ах, мой милый Августин».

Новые куранты, прозванные Екатерининскими, продержались достаточно долго. Во время пожара Москвы в 1812 г. они перестали идти, но были восстановлены через три года часовщиком Яковом Лебедевым, за что его удостоили особого звания - «мастер Спасских часов». После этого они исправно шли более восьмидесяти лет. В 1851 г. их отреставрировали, но для этого пришлось заменить всю начинку. Количество колоколов увеличилось с 24 до 48: 16 переместили сюда с Троицкой и 8 - с Боровицкой башен. По повелению императора Николая I отреставрированные куранты отныне в 3 и 9 ч. играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», а в 6 и 12 ч. - марш лейб-гвардии Преображенского полка.

Конец музыки…

Октябрьская революция, разумеется, внесла свои коррективы. Во время штурма Кремля рабочий механизм курантов был поврежден артиллерийским снарядом. У часов переломилась стрелка. Починку поручили опытному слесарю Николаю Беренсу. К июлю 1918 г. часы удалось исправить. Правда, теперь в 12 ч. дня они в соответствии с веяниями времени исполняли «Интернационал», а в полночь - «Вы жертвою пали в борьбе роковой…»

В 1932 г. по указанию был изготовлен новый циферблат, который представлял собой точную копию старого. Мелодию оставили одну - «Интернационал». Правда, шесть лет спустя и он перестал звучать: музыкальный механизм был признан изношенным…

В последний раз в советскую эпоху реконструкция Кремлевских курантов проводилась в 1974 г. специалистами из НИИ часовой промышленности. Часы были остановлены на 100 дней. За это время удалось полностью разобрать механизм и заменить изношенные детали. Также отныне куранты стали управляться электронным, а не ручным способом. Но музыки они больше не играли.

Символ возрожденной России

В следующий раз часы исполнили музыкальную мелодию лишь в 1996 г., на инаугурации первого президента России Бориса Ельцина, избранного на второй срок. В полдень и в полночь отныне звучала «Патриотическая песня», с 1993 по 2000 год являвшаяся официальным гимном страны, а в три и девять часов – ария «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».

Начиная с 1999 г. кремлевские куранты стали исполнять новый, официально утвержденный гимн России…

Подавляющее большинство россиян считает,что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Но это не так.

Новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов,

то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года

Такое заблуждение было связано с тем, что россияне путали сигналы точного времени, передаваемые по радио (где начало шестого сигнала означало начало нового часа) с боем курантов Спасской башни.

Кремлёвские куранты установлены на Спасской башне Московского Кремля, занимают 8-10 ярусы и выходят на четыре стороны башни.

Диаметр циферблата - 6,12 метра, высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки 2,97 метра, минутной —-3,27 метра.

Всего на Спасской башне было трое часов

Первые часы на Спасской башне

На существование часов ещё в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В 1613—1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами — буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

Вторые часы на Спасской башне

В 1705 году по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов (Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Однако, голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили. В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 году был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 году кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 года они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы. В феврале 1813 года часовщик Яков Лебедев написал в своем докладе, что механизм часов разрушен и предложил отремонтировать их своими коштом и материалами его рабочими людьми. Получив разрешение на проведение работ с условием, что он не испортит механизм Лебедев приступил к восстановлению. В 1815 году часы были запущены, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов. Однако, время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 года значится:«Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки,…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.»

Третьи часы на Спасской башне

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 годах на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца. Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 года. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни. Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя. Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий. Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром - Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером - молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом. После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. В условиях обстановки в Советской России 1918 года с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади)

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа — «Вы жертвою пали…»

В 1932 году был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат — точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным.Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 году предупреждали братья Бутенопы: «проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 году куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный. В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 году. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 году Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 году. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки. В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году. Куранты стали исполнять государственный гимн России.

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне) , которые установлены на московского Кремля, - наверняка, самые известные башенные часы в Российской Федерации (России).

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского - Василия - их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от .

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель - монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Когда появились часы с курантами на Спасской башне, точно неизвестно. Саму башню выстроили к 1491 году под руководством зодчего Пьеро Солари. Произошло это во время правления государя Ивана III.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов - мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов - мастер-литейщик.

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом - нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше - в устроенном восьмерике.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час - один удар, второй - два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру - 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

… чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен … более чем на 10 верст.

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля - иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года , пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года - в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Нынешние Кремлевские куранты установили в период с 1851 по 1852 годы. Механизм изготовили голландцы - братья Бутеноп, чьи мастерские располагались на Мясницкой улице, 43. Для благозвучия звона и более точного воспроизведения мелодии, к имевшейся уже звоннице добавили 24 колокола, которые демонтировали с Троицкой и Боровицкой кремлевских башен.

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии - «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Часы на Спасской башне после Октябрьской революции

2 ноября 1917 года во время обстрела московского Кремля из артиллерийских орудий, снаряд угодил прямо в циферблат, при этом перебив одну из стрелок и разрушив механизм их вращения. Часы стали!

Восстановительные работы начались лишь в августе 1918 по личному указанию Ленина. Сначала обратились в часовые фирмы Рогинского и Буре, но отказались от их услуг из-за неподъемной цены. За работу решил взяться Николай Беренс, который работал в Кремле слесарем. Он знал этот механизм, так как его отец работал мастером у братьев Бутеноп и передал сыну свои знания.

Беренс приступил к работе вместе с художником Михаилом Михайловичем Черемных, который занялся новой партитурой для боя курантов. С большим трудом был изготовлен полутораметровый маятник весом в 32 килограмма, взамен поврежденного, изготовленного из свинца с нанесенной позолотой.

В сентябре 1918 часы на Спасской башне вновь запустили. В перезвоне курантов зазвучали «Интернационал» (в полдень) и «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (в полночь).

В 1932 году провели очередную реконструкцию: отремонтировали часы; заменили циферблат; цифры, обод, а также стрелки покрыли позолотой, израсходовав, в общей сложности, 28 килограммов благородного металла. В качестве звона оставили только фрагмент «Интернационала», который звучал и 12, и в 24 часа.

С 1938 года мелодия курантов прекратила звучать, оставили лишь ежечасный и четвертной короткий перезвон. Такое решение приняла специальная комиссия, которая признала звучание неудовлетворительным из-за изношенности механизма.

В 1941 году «Интернационал» вновь проигрывался на Спасской башне при помощи специального электро-механического привода. Правда, просуществовал он совсем недолго.

В 1944 году Сталин приказал настроить куранты и в качестве перезвона установить музыку нового гимна Советского Союза, автором которого был Александр Васильевич Александров. Работа не заладилась, и куранты Спасской башни Кремля замолчали на долгие годы.

В 1974 году провели крупную реставрацию с остановкой часов на 100 дней. Тогда разобрали и отреставрировали весь часовой механизм, заменили изношенные детали, смонтировали систему автосмазки, но куранты так и не зазвучали - до них руки просто не дошли.

В 1991 году приняли решение на Пленуме ЦК КПСС о восстановлении кремлевских курантов, но вопрос встал из-за нехватки 3 колоколов, необходимых для воспроизведения гимна СССР.

К вопросу вернулись в 1995 году, но Союз уже распался, а гимном новой России стала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки.

В 1996 году, в день инаугурации Бориса Николаевича Ельцина, после 58-летнего молчания, куранты вновь зазвучали. Недостающие для тона колокола заменили металлические била. Теперь в полночь и полдень исполнялся гимн, а каждую четверть - фрагмент оперы «Жизнь за царя» все того же композитора Глинки.

Последняя на сегодняшний день реставрация пришлась на 1999 год. Помимо восстановительных работ был изменен звон с прежнего гимна на новый, утвержденный 8 декабря 2000 года.

Интересные факты о кремлевских курантах

И напоследок, несколько слов об устройстве механизма часов и курантов на Спасской башне Кремля.

  • Общий вес - 25 тонн.
  • В приводе часового механизма используются три разновесные гири от 160 до 224 килограмм.
  • 32-килограммовый маятник длиной 1,5 метра обеспечивает точность хода часов.
  • Диаметр четырех циферблатов, расположенных с четырех сторон башни, равен 6, 12 метров.
  • Длина минутной и часовой стрелок - 3,27 и 2,97 метров, соответственно.
  • Высота цифр - 72 сантиметра.

Механизмы хода, боя четвертей и боя часов расположены на отдельных уровнях с 7 по 9 этажи. Над ними, на открытой площадке, защищенной высоким шатром, расположены 9 колоколов для отбоя четверти и большой колокол для отбоя часов. Кстати, часовой отлит еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным.

Колокола, из-за разности размеров, могут издавать звуки в диапазоне от низкого баса до дисканта. Вес - от 320 до 2160 килограммов. В ансамбле курантов сохранились колокола, относящиеся и к 1702, и к 1628 году, отлитые в Амстердаме.

Часы на Спасской башне (кремлевские куранты) заводят дважды в сутки - в полдень и в полночь. Для этих целей используются три электромотора - отдельно для каждого из механизмов (систему внедрили еще в 1937 году). Перевод стрелок производится только вручную.

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге:

На существование кремлёвских часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что у Спасских, Тайницких и Троицких находились на службе часовники. В 1624 г. старые часы были проданы Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками были установлены часы. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время. Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы, купленные им в Голландии. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов. Однако, голландские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц. В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских поданных братьев Иоганна и Николая Бутеноп. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г.

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 г.

2 ноября 1917 г. при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 г. по указанию Ленина („Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком“) кремлёвские куранты было решено восстановить. Для этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Он хорошо знал устройство курантов, так, как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. С большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 кг, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 г. с помощью сыновей Беренс смог запустить куранты. Художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

В 1932 г. был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовано 28 кг золота. В качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 г. работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную.

С 1996 г. в полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г.

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими. Общий вес курантов - 25 т. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 кг. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2 160 кг.

Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Заводятся часы 2 раза в сутки. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 г. их заводят с помощью трёх электромоторов.

Первые часы на Спасской башне Кремля появились еще в XVI веке, по крайней мере, об этом свидетельствует упоминание часовщиков, находящихся на службе при Спасских воротах. За труды им полагалось неплохое годовое жалованье: по 4 рубля и 2 гривны деньгами, а также по четыре аршина на кафтан. Однако первые часы были проданы Спасскому монастырю в Ярославле на вес, так что англичанин Кристофер Галлоуэй изготовил новые.

Циферблат показывал дневные и ночные часы, в зависимости от времени года и долготы дня их соотношение менялось. При этом вращалась не стрелка, выполненная в виде золотого луча солнца, а сам циферблат.

Галлоуэй то ли в шутку, то ли всерьез объяснял это тем, что «так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Эти куранты сгорели в 1656 году. Часовщик на допросе после пожара сказал, что «заводил часы без огня и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». Современники рассказывали, что когда царь Алексей Михайлович, вернувшись из литовского похода, увидел обгоревшую Спасскую башню, то горько заплакал. Восстановить часы решили только спустя 13 лет. Все металлические части «мылись в большом корыте», а затем двое суток варились в огромном пивном котле. После тщательной чистки всех металлических частей, на что пошел целый воз мелкого речного песку, их протерли ветошью и обильно «смазали квашеным салом». Однако к 1702 году они пришли в полную негодность.

Петр I распорядился доставить в Москву новые часы «с колокольной игрой с танцами, на манер, каковы в Амстердаме». Из Голландии механизм, купленный за 42 тыс. серебряных талеров, привезли на 30 подводах. Звон 33 колоколов, установленных на Спасской башне Кремля, был слышен, по воспоминаниям иностранцев, «в окрестных деревнях более чем на десять верст». Также там установили дополнительные колокола-набаты, оповещающие о пожарах в городе. Циферблат на петровских часах наконец-то стал привычного вида, с 12-часовыми делениями.

Мелодию часов, которую москвичи услышали в 9 утра 9 декабря 1706 года, история, к сожалению, не сохранила. Куранты прослужили до 1737 года и погибли в очередном пожаре. Чинить их не спешили — столица к тому времени была перенесена в Петербург. Спустя почти 30 лет в Грановитой палате нашли большие английские курантовые часы, невесть как туда попавшие. Установить их пригласили немецкого мастера, который настроил их так, чтобы они играли мелодию «Ах, мой милый Августин».

Это единственный в истории страны случай, когда куранты играли иностранную мелодию.

К 1851 году от пожаров (включая охвативший весь город в 1812 году) и ремонтов куранты пришли, по характеристике компании «Братья Бутеноп», «в состояние, близкое к совершенному расстройству». Эти же братья изготовили новый механизм и провели реставрацию часового помещения. Новые железные циферблаты были установлены на всех четырех сторонах. Николай I распорядился оставить для звона две мелодии из 16 наиболее знакомых москвичам: «…чтобы часовые куранты разыгрывали утром — Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером — молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». При этом от исполнения «Боже, царя храни» колоколами император отказался, написав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год, пока Ленин не решил: «Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком». Таким образом восстановленные часы с 18 августа 1918 года начали играть «Интернационал» в 6 утра, а в 9 утра и в 15 часов — «Вы жертвою пали…». Впоследствии «Интернационал» оставили на полдень, а «жертв» — на полночь, но с 1932 года остался только «Интернационал». Впрочем, властвовать над ушами горожан ему пришлось недолго: поскольку устройство курантов подвергалось деформации от времени и морозов, мелодия становилась неузнаваемой. Так что в 1938 году часы замолчали — на целых 58 лет! Во время инаугурации Ельцина куранты с добавленными колоколами сыграли «Патриотическую песню» Глинки. Позже к этой мелодии добавился хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

Сейчас куранты бьют Государственный гимн Российской Федерации в полдень, полночь, 6 утра и 18 часов, а в 3 и 9 утра, 15 часов и 21 час исполняется «Славься». Интересно, что многие считают удары колокола (первый или последний) в полночь 31 декабря возвещающими наступление нового года.

Однако на самом деле новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

Часы на здании Центрального телеграфа

Первая телеграфическая станция размещалась в здании Николаевского вокзала на Каланчевской площади (ныне — Ленинградский вокзал на Комсомольской площади). Через четыре года, с целью удобства пользования телеграфом во время пребывания императора в Москве, принято Предположение на устройство телеграфической станции в Кремлевском дворце в Москве. В этом документе предписано: «Назначено устроить телеграфическую станцию с учреждением на оной приема депеш как частных». В 1859 году в связи с развитием телеграфной сети в Газетном переулке открывается Московская телеграфная станция.

Со стороны Никитского переулка можно увидеть огромные часы, а внимательные наблюдатели заметят, что цифра «четыре» на циферблате сделана на старинный манер — IIII, тогда как на той же Спасской башне она обозначается традиционно — IV.

Сам часовой механизм, который необходимо заводить каждую неделю, изготовлен фирмой «Сименс-Гальске». На тот момент это была самая практичная и высокотехнологичная система контроля времени. И самая точная — именно с этими часами сверялись министерства и Московский университет. Еще в Положении о приеме и передаче телеграфических депеш по электромагнитному телеграфу, утвержденном Александром II в 1855 году, имелся особый параграф «...о поверке часов всех станций на всех телеграфах империи», так что внимание точному времени уделялось огромное.

Часовая станция, размещенная в «сердце» телеграфа, бесперебойно работает уже около 80 лет, передавая импульсы на все вторичные часы здания. А «наружные куранты» установлены в чердачном помещении. Примечательно, что все это время часы отмечают каждые полчаса и час боем колоколов. Правда, жители соседних домов еще в 30-е годы прошлого века пожаловались на шум, и с тех пор часы бьют тише. А в наше время их звона не слышно вообще из-за шума Тверской улицы.

Кстати, колокол телеграфа, как и крыша, зеленого цвета. Но это не медная патина, а краска, нанесенная на объекты в военное время в целях маскировки, — ведь телеграф всегда являлся важным стратегическим объектом и первой целью в воздушных налетах.

Кроме необычных часов, на здании Центрального телеграфа ныне можно увидеть один из ранних проектов герба Советского Союза (1923): земной шар окружен колосьями, вверху красная звезда, по сторонам серп и молот.

Часовая башня главного здания МГУ

Часы на главном здании МГУ вполне могут называться «русским Биг-Беном». Точнее, четырьмя «биг-бенами», поскольку на каждой башне по два циферблата, смотрящих на разные стороны света. Инженеры так и называют их: Восточные часы, Северные, Южные и Западные. Диаметр их циферблата девять метров, как и у лондонской достопримечательности. Раньше они считались самыми большими в мире, но сейчас отодвинулись в конец десятки и делят место с часами железнодорожного вокзала швейцарского городка Арау. Длина минутной стрелки — более четырех метров, и однажды часы чуть ее не лишились. Мастера при очередной смазке ослабили шестерни немного больше, чем следовало, и огромную стрелку буквально пришлось удерживать руками, чтобы она не рухнула вниз.

Часы были установлены в 1953 году, когда было завершено строительство главного здания МГУ. Изначально маятниковый механизм приводили в движение тяжеленные гири, спускавшиеся на тросах в шахты глубиной в шесть этажей. Однако обслуживать систему приходилось множеству людей, что было просто невыгодно. Поэтому в 1957 году все башенные часы МГУ были переведены на работу от электродвигателя. Кроме того, советский инженер Евгений Лапкин изобрел, сконструировал, внедрил и запатентовал уникальную разработку. А именно часовую электрическую станцию с системой обратного контроля, связавшую все 1500 часов, находящихся в зданиях университета. Если ход хотя бы одних часов нарушался, сигнал об этом тут же поступал на табло, и мастер на станции точно знал место неисправности.

В 1983 году случился курьез.

Бдительные советские пенсионеры написали письмо в газету «Правда» с жалобой на то, что часы на разных башнях МГУ показывают разное время.

Дескать, непорядок. Поднялась шумиха, срочно выслали корреспондента, который, прибыв на место, к собственному удивлению, выяснил: оказывается, на университете установлены не только часы, но и самые крупные в мире барометр и термометр, которые и «показывали время» вразнобой.

После первого и единственного крупного ремонта в 2000 году у часов появилось новое «сердце» — современный мотор. Часовая станция теперь автоматически корректирует время по сигналам радиотрансляционной сети. Кроме этого, управляет звонками, извещающими о начале и конце занятий, что для МГУ немаловажно. Если же происходит временное отключение электричества, часы «запоминают» время на срок до 30 суток и автоматически выставляют все 1500 вторичных часов. А ведь когда-то часы останавливали и дожидались момента, когда положение стрелок совпадет с «правильным» временем.

Часы на Центральном театре кукол имени Образцова

Знаменитые часы, сделанные из того же материала, что и детали для реактивных самолетов, на здании кукольного театра были установлены в 1970 году параллельно с открытием самого центра. Часы на унылой бетонной коробке без окон привлекают внимание необычным видом: это ансамбль из 12 домиков с коваными закрытыми дверцами. Когда стрелка указывает на домик, они распахиваются, раздается кукареканье и под музыку «Во саду ли, в огороде» из домика выходит какой-либо сказочный персонаж — животное или птица. В «зверинце» есть осел, сова, кот, заяц, лиса и другие персонажи, меняющиеся от времени суток. В полдень и в полночь из домиков выходят сразу все животные, часто собирая большую толпу зрителей.

Поначалу громкое кукареку разносилось чуть ли не по всему Садовому кольцу, причем петух кукарекал и ночью, вызывая у жителей соседних домов желание свернуть ему шею.

Поэтому позже часы перевели на два режима работы: ночной и дневной.

Идея с кукольными часами, строго говоря, не нова: еще в Средние века большие, так называемые башенные часы часто устанавливали на монастырях и в городских ратушах Германии, Англии и Италии. Затейливые фигуры иногда разыгрывали целые представления, а появляясь в ночи, пугали случайных прохожих.

Что касается московских часов, то в театре для них раньше была выделена целая комната, где располагался механизм, а два человека из специальной службы часов следили за техникой и включали магнитофоны с записями соответствующих «голосов». После того как часы стали полностью электронными, качество техники сильно снизилось. Они перестали корректироваться контрольными часами, поэтому могут иногда отставать или спешить, а крик петуха теперь еле слышен даже днем, особенно учитывая вечно ревущее Садовое кольцо.

Часы породили такое понятие, как «час волка», знакомое каждому любителю выпить в советские времена.

Находящийся напротив театра гастроном торговал водкой ровно с 11 утра. В это время на часах кричал петух, а из домика показывался волк. И все, у кого после вчерашнего «горели трубы», словно дети, радовались появлению этой фигурки с ножом, намекающей о нарезке закуски.

Часы на Киевском вокзале

Башня с механическими часами — визитная карточка Киевского вокзала. Автор здания Иван Рерберг долго не мог решить, на каком месте можно построить башню, и в итоге вынес ее за пределы основного строения.

Крышу башни охраняют четыре скульптуры двухметровых орлов, восседающих на углах технического балкона. Такие же орлы стоят на Бородинском поле, а столетие одноименной битвы отмечали в год начала строительства вокзала.

Впрочем, от голубиного нашествия хищные птицы не спасают, и именно из-за голубей часы пришлось дважды останавливать, 40 и 10 лет назад.

Циферблаты часов выполнены из витражного мозаичного стекла белого цвета и расположены со всех четырех сторон башни. Механизм часов был изготовлен в Швейцарии, по сути это простые ходики, почти не отличающиеся от часов с кукушкой. В 1918 году устройство подняли на башню с помощью лебедки и установили в деревянной будке-футляре. С тех пор они отсчитали уже более 50 млн минут. Сам механизм часов (весом 250 кг) до сих пор подводится вручную, как и на кремлевских курантах, а всего таких часов по всей России не более десятка.