Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот воды в природе. Сказка про капельку или как объяснить ребенку круговорот воды в природе

— это весело и поучительно! Как объяснить малышу, откуда идет дождь и куда девается вода из луж. Можно показать картинки из энциклопедии, но мы пошли дальше. Давайте сделаем наглядный пример круговорота воды в природе.

Домашние опыты для детей. Круговорот воды в природе

Нам понадобится:
Зип-пакетик
Маркер или краски
Вода
Краски
Стакан
Скотч
Детские ручки
Немного фантазии и хорошего настроения

Ход эксперимента
1. Берем пакетик с зип замком и рисуем на пакете солнышко, тучки, волны на воде и можно даже кораблик.

2. Наливаем в стакан небольшое количество воды и добавляем в него несколько капель пищевого красителя или же просто обычной акварельной краски и хорошо перемешиваем.

3. Выливаем подкрашенную воду в пакет.

4. Закрываем пакет.

5. При помощи скотча приклеиваем пакетик в стеклу желательно на солнечной стороне.

6. Наблюдаем.

Обсуждаем с детьми результаты. Под теплыми солнечными лучиками вода испаряется из пакета и превращается в пар. При охлаждении пар оседает на стенках пакета, образуя капельки воды – это и есть конденсат. По такому принципу образуются облака. Когда в небе концентрируется большое количество воды, тогда она выпадает на землю в виде осадков. В природе это дождь или снег. Они могут выпасть в какой-то водоем или на землю. Далее вода под действием тепла испаряется и цикл снова повторяется.

Веселых и развивающих экспериментов!:)

Дарья Настенко

3. Опыты с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ксения Чуплашкина
Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы.

"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе".

1. Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

3. Опыты с водой.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.

Развивающая среда: картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе. Для опытов: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, термос с горячей водой.

Ход занятия

1. Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены реки, озера, моря. Просит объяснить, что изображено на картинах. Дети объясняют, воспитатель говорит, что все, изображенное на картинах, - это вода.

Читаем стихотворение Н. А. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Беседа о том, кому нужна вода.

Вопросы:

1) Кому вода нужна? 2) Зачем вода растениям? 3) Как они ее получают? 4) Нужна ли вода животным? 5) Нужна ли вода человеку? 6) Что он с ней делает?

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети поднимаются на носочки, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки. Дети садятся на места.

Какая вода:

А – прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить чайные ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Ответ: в воде видны, потому что она прозрачная, а молоко – нет.

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках? Нет. Животным тоже нужна прозрачная и чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоемы.

Б – у воды нет вкуса. Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода! », хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода содержит много соли, ее нельзя пить.

В – у воды нет запаха. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Вода не имеет запаха, если она чистая.

Г – вода жидкая, может течь. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Д – вода бывает теплой, холодной. Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, в каком – самая теплая. Подчеркнуть, что в реках, озерах и морях тоже бывает вода с разной температурой. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.

Вывод: родники, ручейки, озера, реки – это богатство нашей страны, но любое богатство можно потерять, если им не дорожить. Например, очень часто из плохо закрытого крана капает вода. За один час накапает стакан, за день – ведро. А если в каждой квартире не будут закрывать кран, можно потерять целое большое озеро. Давайте бережно относиться к воде!





АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Расширение кругозора детей Практическое применение знаний, умений, навыков ребенка во взаимодействии с окружающим миром Ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые: откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? И т.д.












Этапы реализации исследовательского проекта Организационный этап Определение проблемы, темы исследованияпедагог Выбор группы участниковпедагог Знакомство с новыми формами работыпедагог, родители Разработка планапедагог Привлечение специалистовмуз. руков. Сбор материаловпедагог Составление проектапедагог


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Собрание по реализации проекта Формирование проблемы, цель исследования Вхождение в проблему Игровая ситуацияВживание в игровую ситуацию Занятия с включением проблемных ситуаций Принятие проблемы Создание лабораторий Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Создание папки передвижки «как научить ребенка быть исследователем». -осознание поставленной цели; - овладение различными способами решения поставленных задач; - способность предвосхитить результат, основываясь на своем опыте. -Поиск различных средств достижения цели. Создание эмблемы. Подбор музыкальных произведений. Выставка «Кому нужна вода?» Девизы о воде. Домашнее задание. Составление рекомендаций. Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Помогает в решении задачи -Объединение детей в рабочие группы. -Формирование специфических знаний, умений, навыков. -Обогащение и расширение представлений об окружающем мире (Круговорот воды в природе). Планирует деятельность Организует деятельность Физкультминутки Чтение рассказов, сказок Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Использование элементов театрализации-Объединение детей. -Формирование знаний, умений. -Обогащение и расширение представлений об окружающем мире. Экскурсии Сочинение сказок Ведение «дневничков ученых» Пословицы о воде Наблюдения Коллективные работы Подвижные игры Внедренческий этап












Приложение 1 1.Рассматривание узоров на стекле (рассказать детям, что такое явление бывает только в морозное время. 2.Проведение подвижных игр «Снег и ветер». 3.Наблюдение за небом (хмурое, серое, ясное). 4.Загадывание загадок. 5.Наблюдение за первым снегом. 6.Чтение стихотворения Сурикова «Снег». 7.Аппликация «Падает снег». 8.Разучивание с детьми танца «Снежинки». 9.Игра «Узнай звуки природы». Январь 1.Рисование «Снегопад». 2.Наблюдение «Какой снег и сколько его на участке». 3.Загадывание загадок про зиму и снег. 4.Рисование «Снежинки».


Февраль 1.Наблюдение за сосульками. Вода (декабрь) 1.Целевая прогулка к водоёму. Январь 1.Наблюдение 1: «Делаем цветные льдинки». 2.Наблюдение 2: «Какие цветные льдинки». 3.Наблюдение 3: «Как лед превращается в воду». 4.Наблюдение 4: «Теплая и холодная вода». 5.Наблюдение 5: « Как снег превращается в воду». 6.Занятие «Кому нужна вода?» 7.Задание детям на выходные дни: - выяснить дома, кому и зачем нужна вода; -понаблюдать, как мама использует воду в хозяйстве; -время от времени посматривать на кран – не течет ли вода зря; -во время купания поиграть с водой, придумать разные игры 8. Выяснение у детей, что их мама делает с водой. Где дома надо много воды: для мытья посуды, приготовления пищи, стирки белья, уборки.


Весна Март 1.Целевая прогулка на аллею: обратить внимание на изменившийся вид (появились проталины, небо стало ярко – голубое, солнце пригревает). 2.Рассматривание иллюстраций о весне. 3.Ознакомление детей с поговорками. 4.Наблюдение за потеплением, предложить потрогать нагревшуюся на солнце одежду. 5.Рассматривание термометра, наблюдение за тем, как изменяется утренняя и дневная температура. 6.Чтение детям рассказа Л. Толстого «Весна пришла». 7.Чтение стихотворения «Весенняя песенка». 8.Рисование «Весеннее солнышко».


Приложение ВОДА 1.Наблюдение за дождем из окна. 2.Загадывание детям загадки про дождь. 3.Чтение стихотворения П.Синявского «Про дождь». 4.Наблюдение на участке за лужами. Обойти их и убедиться, какие они большие. Лужи долго не высыхают. Дать детям задание проследить, где раньше высохнут лужи – в тени или на солнце. Спросить, почему так происходит. 5. Целевая прогулка на реку Сылва. Посмотреть какие изменения произошли. 6.Проведение опыта с водой (прозрачная, без вкуса) 7.Проведение инсценировки «Кто как от дождя спасается»


Предварительная работа 1.Театрализованные игровые занятия с детьми: «Снежинки», «Сосульки», «Снеговичок», «Снежинки и сосульки», «Забавные истории», «Добрая вода». 2. Аппликация- мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали». 3. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» (зимнее окошко). 4. Аппликация «Избушка ледяная и лубяная». 5. Рассматривание альбома «Кругом вода». 6. Аппликация с элементами рисования «Сосулька на крыше». 7. Аппликация обрывная (по замыслу) «Живые облака». 8. Лепка с элементами конструирования «По реке плывет кораблик». 9. Лепка объемная «Наш аквариум». 10. Рисование дидактическое «Радуга-дуга, не давай дождя» 11. Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях». 12. Рисование: «Идет дождь», «Снеговик», «Светит солнышко», «Деревья в снегу». 13.Аппликация « Лодки плывут по реке». 14. Лепка «Рыбка»


Занятие Беседа о снеге (с включением логических задач) Сообщение детям сведений о свойствах снега: снег состоит из снежинок; снежинки от тепла тают; из мокрого снега можно лепить; сухой снег рассыпчатый, из него лепить нельзя. Цель занятия: Помочь детям установить причинные зависимости: от тепла снег тает; если воду вынести на мороз, то она замерзает. Методы и приемы: снег в теплой комнате, вода на морозе. Показать картинки и изобразить в движениях снежинки. Занятие Беседа о зиме Рассматривание картин.



Цели:

  • Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
  • обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.

Оборудование:

  • глобус,
  • рисунок-схема “Круговорот воды в природе” ,
  • 12 стаканов с водой,
  • цветные палочки,
  • термос с горячей водой,
  • 10 ч. ложек,
  • 12 сахаринок,
  • одеколон,
  • зеркальце,
  • тарелка со спичками,
  • 10 стаканов,
  • банка с водой.

Ход занятия

Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус- это модель Земли.)

А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, объясняют)

Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…..)

Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода:моря, океаны, реки, озёра)

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?

Почему? (Дети объясняют)

А что вы знаете о воде? Какая она?

Кому нужна вода?

Зачем вода нужна растениям?

А как они её получают?

Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?

А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

Правильно, пресная вода- это вода без солей. А в морях,в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, по- этому.люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

(Дети объясняют)

А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

А как вода поступает в реку?

Ребята, что такое круговорот воды в природе?

(Объяснения детей)

Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)

Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночку и собрались они сначала маленькими ручейками.встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).

Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.

Ребята, а какие вы знаете свойства воды?

Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.

Опыт 1 . Вода -жидкая.

(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.

Вывод: - Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.

Опыт 2. У воды нет формы.

Налить воду в сосуд разной формы(в пробирку, стакан, блюдце)

Вывод: Вода приобретает форму сосуда.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать,почувствовать запах.

Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.

Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса

Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар, соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её вкус.

Вывод: У воды нет вкуса,но вода может приобретать вкусы других веществ.

Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.

Опыт 6. Пар – это тоже вода.

Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)

Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

Опыт 7. Спичечные бега.

В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?

Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.

Опыт 8 . Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?

Вывод: Вода - прозрачная, а молоко - нет.

Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами” . Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?

Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам.

Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, водунужно беречь и беречь природу на нашей планете!

(Чтение стихотворений детьми)

О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

НОД детей старшей группы с элементами сказкотерапии «Ходит капелька по кругу»


Интеграция образовательных областей: Познание, безопасность, здоровье, физическая культура, музыка
Цель: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.
Задачи:
обучающие
Уточнить значение воды для всего живого.
Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.
Формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот).
развивающие
Развивать у детей познавательное отношение к природе.
Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
Развивать умение договариваться друг с другом.
Развивать интерес к экспериментированию.
воспитательные
Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.
Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.
Оздоровительные
Удовлетворять потребность детей в движениях.
Развивать основные движения детей (перешагивание через препятствия).
Осуществлять профилактику нарушения зрения.
Методы и приёмы:
Проблемный.
Наглядные: использование мультимедийных слайдов, схем, символов.
Практические: опыты, моделирование.
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Предварительная работа:
Разработала мультимедийную программу, используя информационно-коммуникационные технологии (с целью усиления визуального эффекта у детей).
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры».
Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».
Оборудование и материалы:
Декорация «Водоросли» с целью зонирования помещения.
Инвентарь для опытов: термос, зеркало, стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой.
Конверты с заданием, пустой конверт, Картинки-модели, картинки для обозначения команд, клей, клеёнки, салфетки.
Проектор, экран, ноутбук.

Ход занятия

1 слайд
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».
Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
(предложения детей)
1 этап. Проблема практики:
Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.
1 слайд Включить звук

2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
В сказке:
На проекторе анимированное изображение подводного царства.


2 слайд
Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
3 этап. Решение проблемы:
Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос).
Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
(Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(гипотезы детей)
3 слайд
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
3 слайд включить звук
Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
4 слайд
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна.
нажать на раковину и раковина увеличивается

Смотрите, какая большая жемчужина,
нажать на жемчужину она увеличивается

Да это же сказочная, скрытая подводная фотокамера.
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.


Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети отвечают)
Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.
Мы в сказке. Нам все вокруг помогают. Жемчужина решила помочь. Распечатала снимки, которые помогут нам, составить отчет для Водяного как вода путешествует.
Конверта два, значит нужно разделиться на две команды. Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды)
Воспитатель: Подходите команды к своим столам. (Команда «Снежинки» проходят к столам с изображением снежинки, а команда «Дождинки» к столам с изображением дождинки).
(Воспитатель достает из одного конверта картинки и показывая детям дает инструкцию)
Воспитатель: Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера.
Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.
И в той же последовательности разложите на схеме фотографии.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности.
Затем наклеивают)


Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Подходите все к одному столу. (Дети собираются все вокруг одного стола с готовыми отчетами)
- Ребята! Вода совсем исчезает?
- Что с ней происходит?
20 слайд
Воспитатель: (подводит итог) Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.
Воспитатель: (к детям)
- Мы эти отчеты оставим Водяному. (Складывает в конверт, вставляет конверт в водоросли).
- Водяному помогли?
- Воду пропавшую нашли?
А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.

4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»
21 слайд. Включить звук
(дети перешагивают через обруч).
5 этап. Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?
- Мы готовы всегда прийти на помощь другим?
- Кому понравилось путешествие?
- Хочу подарить вам на память о нашем сказочном путешествии вот эти веселые капельки.