Конспект занятия «День космонавтики в детском саду. Детям о космосе и космонавтах


































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос;
  • способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей;
  • развивать память, внимание, стремление узнать новое.

Методы, применяемые на занятии:

  • видеометод (на протяжении всего мероприятия);
  • словесный;
  • практический;
  • проблемно-поисковый (сбор материала);
  • самоконтроль и взаимоконтроль (закрепление изученного).

Формы работы:

  • фронтальная;
  • Индивидуальная.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Экран;
  • Проектор;
  • Доклады учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа по теме

1-й ученик.

Опять звезда зажглась вдали.
Летит наш новый спутник рядом
С шероховатою громадой
Плывущей в космосе Земли.
И то, что он во мгле горит,
И шлет веселые сигналы,
О межпланетной, небывалой,
Грядущей эре говорит.
Открылся в будущее путь
И мы смогли за годы эти
Построить счастье на планете
И дальше в небеса шагнуть.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)

Каждый раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звёзды. Сколько интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и да же может встретить обитателей других планет.

2-й ученик.

Вселенная.

  • Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.
  • Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.
  • Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

3-й ученик.

Галактики.

  • Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.
  • Галактики вращаются вокруг центральной точки.
  • Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.
  • Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.

4-й ученик.

Звёзды.

  • Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.
  • Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.
  • Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.
  • Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

5-й ученик.

Кометы.

  • Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.
  • Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.
  • Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.
  • Любой комете со временем суждено исчезнуть.

6-й ученик.

Солнце.

  • Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.
  • Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.
  • Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.
  • Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.
  • Солнце вращается вокруг своей оси.

7-й ученик.

Планеты.

  • Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа.
  • Вокруг Солнца движутся девять больших планет.
  • Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
  • Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.
  • Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.
  • Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

8-й ученик.

Луна.

  • Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.
  • Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.
  • На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.
  • На поверхности Луны днём бывает – жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.
  • Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.

Интерес к космосу.

Учитель: После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

1-й ученик. Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.
Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15–20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский – гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

2-й ученик. Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером – советский ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей.

3-й ученик. Юрий Васильевич Кондратюк – предложил при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника. Для посадки человека на другую планету и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль

4-й ученик. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли “Восток”, “Восход”, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.

5-й ученик. 4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик – диаметром 58 см, весом – 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

6-й ученик. Перед учеными стояла задача – вывести на орбиту живое существо.
Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.
Первыми “космонавтами” – разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.
Первая маленькая мышка – “космонавт” пробыла над Землёй почти целые сутки.
Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.

Собаки в космосе.

7-й ученик. И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых “космонавтов” набирали в: подворотнях – первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек.

Первая собака, отправленная в космос была Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары.

19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.

Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали.

9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться – точная модель полета человека. Все прошло гладко.

25 марта 1961 года стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено.

Обезьяны в космосе.

8-й ученик. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.
7 января 1997 года завершился полёт спутника “Бион – 11”. В течении 14 суток в космосе находились две обезьяны Крош и Мультик. По заключению специалистов, все эксперименты прошли успешно.
Био-объекты вернулись на землю и сегодня ученые ведут обработку полученной информации.

Юрий Гагарин.

9-й ученик. Родился в небольшом городке Гжатске в 1934 году. Рос подвижным любознательным мальчиком, с детства мастерил самолётики.
Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оринбурге.
В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.
12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома Байконур.
Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.

Покорение космоса.

10-й ученик. После Гагарина в космос летали сотни людей.
В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос
В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.
Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений.
Герман Титов провёл на орбите сутки.
Первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.

11-й ученик. Титов Герман Степанович родился 11 сентября 1935, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза (1961).
В первом отряде космонавтов СССР Герман Титов был одним из лучших и был назначен дублером Ю. А. Гагарина, на время подготовки к первому в истории космическому полету 12 апреля 1961 года. В августе 1961 года Герман Титов совершил космический полет на “Востоке-2”, продолжавшийся 25 часов. Позднее ушел из отряда космонавтов, работал летчиком-испытателем. Трагически погиб в 2000 году.

12-й ученик. Леонов Алексей Архипович родился 30 мая 1934, российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Полет на “Восходе-2” с первым в истории выходом в космос (март 1965).

13-й ученик. Терешкова Валентина Владимировна родилась. 1937, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник, общественный деятель, Герой Советского Союза. Полет на “Востоке-6” (июнь 1963) . Председатель Комитета советских женщин. С 1994 руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества.

14-й ученик. Николаев Андриан Григорьевич (1929–2004), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Востоке-3” и “Союзе-9”.

15-й ученик. Соловьев Владимир Алексеевич (родился в 1946 году), российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Союзе Т-10, -11” и орбитальной станции “Салют-7” , “Союзе Т-15”, орбитальной станции “Салют-7” и орбитальном комплексе “Мир”.

Савицкая Светлана Евгеньевна (родилась в 1948 году), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта. В 60–70-е гг. чемпионка и рекордсменка мира по самолетному и парашютному спорту. Полет на “Союзе Т-5, Т-7” и орбитальной станции “Салют-7” .

16-й ученик.

Особая профессия космонавт.

  • Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
  • Начало этой профессии было положено полётом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
  • Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.
  • Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.
  • Космонавт – медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.
  • Космонавт– это строитель, монтажник.

3. Итог занятия.

– О чем мы с вами сегодня говорили?
– Что нового услышали и узнали?

Тема космоса всегда интересна детям. Поэтому 12 апреля в день космонавтики воспитатели проводят праздники, конкурсы, познавательные занятия на тему: Космонавтика.

Мы предлагаем Вам провести для дошкольников познавательное занятие в форме тематической беседы.

Тематическая беседа ко Дню космонавтики «Человек поднялся в небо»

Цель : расширять и углублять знания дошкольников о космосе.

Задачи:

— познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;

— расширить кругозор детей и развить их воображение;

— воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

Оборудование: картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур», фотоальбомы о покорителях космоса.

Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах.

Воспитатель . Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения — это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?

Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру. Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.

Ах, этот день — двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской. Землей-планетой был усыновлен. Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней...

Динамическая пауза «Космонавты»

Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.

Чтоб космонавтом, дети, стать.

Нужно с самых малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель,

Выполнять физкультзарядку.

Встанем прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Чтобы внести разнообразие в беседу, проводится дидактическая игра «Подбери рифму».

Среди поля голубого —

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это... (солнце).

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

— Спать ложитесь, поздно! —

Потому что мать — луна,

А дочурки... (звезды).

Буква А, буква А —

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света,

«А» похожа на... (ракету).

Воспитатель . Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на самолетах? И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники... Началась подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывая организм на прочность... Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось.

Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».

Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы: Как вы считаете, ребята, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли вы сами стать космонавтами?

Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), во время которой дети рассматривают фотографии Ю. Гагарина в альбомах, посвященных освоению космического пространства.

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

Пламень был и гром,

Замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал: «Поехали!»,

Он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Пронесся над Землей.

Видео. "Знаете каким он парнем был"

Кристина Лаврентьева
Конспект занятия-беседы «День космонавтики» (подготовительная группа)

Цели :

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики .

Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.

Задачи :

Расширить словарный запас по теме «Космос » , воспитывать любознательность.

Оборудование :

Картинки с изображением портета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, глобус, макет солнечной систем, рисунки созвездий.

Ход беседы:

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что 12 апреля отмечает наша страна (ответы детей) . Сегодня мы с вами поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно день 12 апреля стал праздничным. Ребята, а скажите мне, кто такой Ю. А. Гагарин? (ответы

детей). 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю . А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Ребята, а у нас есть еще герои, которые летали в космос и благополучно вернулись на землю. Они летали в космос раньше Ю . А. Гагарина. Кто догадался о ком идет речь? (ответы детей) . Все верно! Это Белка и Стрелка. Какие вы молодцы, хорошо знаете историю Космонавтики . 19 августа 1960 года был осуществлен успешный запуск второго космического корабля на орбиту Земли. Старт состоялся с космодрома Байконур в 15 часов 44 минуты. Вес корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составил 4,6 т. На борту космического корабля находились Белка и Стрелка, а также мыши, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука, некоторые виды микробов другие живые существа. 20 августа 1960 года спускаемый аппарат с животными на борту благополучно приземлился. Полет Стрелки и Белки продолжался более 25 часов. За это время корабль-спутник совершил 17 полных витков вокруг Земли. Успешное путешествие Белки и Стрелки доказало возможность живых организмов переносить все факторы космического полета . Собаки, вернувшись на Землю, стали настоящими героями.

Ребята, знаете ли вы, что такое солнечная система? (ответы детей) . Солнечная система состоит из планет, которые вращаются вокруг нашего Солнца. В дополнение к планетам, Солнечная система также состоит из спутников, комет, астероидов, малых планет, пыли и газа. Все в Солнечной системе вращается вокруг Солнца. Солнце содержит около 98% массы всех объектов в Солнечной системе. Чем больше объект, тем большую силу тяжести он имеет. Солнце является настолько огромным, что его мощная гравитация притягивает к себе все другие объекты в Солнечной системе. А сколько планет вращается вокруг солнца, кто нибудь знает? (оветы детей) . 9 планет : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Что такое луна? (ответы детей) . Луна – естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты не менее 4 миллиардов лет. Это каменный шар размером примерно вчетверо меньше Земли. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца. Пока наша планета облетит Солнце. У нас проходит 1 год, Земля также вращается вокруг своей оси за 24 часа.

Итог занятия :

Ребята наше занятие подошло к концу . Мы повторили то, что знали и узнали много нового!

Гагарин Юрий Алексеевич

«ЗВЁЗДНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ»

День космонавтики 2016 года

12 апреля 2016 года исполяется 55 лет со дня полета первого человека в космос. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.

Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!

Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем».

БЕСЕДА

«ЗВЁЗДНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ»

Гагарин Юрий Алексеевич

12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Первопроходцем космических трасс, проложившим путь в околоземное пространство, был летчик майор Юрий Алексеевич Гагарин, сын России, уроженец Смоленщины.

Хотя его биография хорошо известна в нашей стране и за ее пределами, напомним основные вехи земного пути первого космонавта планеты. Родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Родители Алексей Иванович и Анна Тимофеевна - потомственные смоленские крестьяне, колхозники. Они много сделали для воспитания у своих детей высоких нравственных качеств, любви к земле, природе, трудолюбия, упорства в достижении поставленных целей, доброты и сердечности в отношении к людям, беззаветного служения Родине, отчему краю, передали трем сыновьям и дочери крестьянскую мудрость.

В родном селе Юрий пошел в начальную школу. Пережил ужасы фашистской оккупации. После освобождения родной земли продолжил учебу. В 1949 году, окончив шесть классов средней школы в Гжатске, поступил в ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы, получил специальность формовщика-литейщика в 1951году, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. В этом же году продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, который окончил в 1955 году. Будучи студентом техникума, поступил в аэроклуб, после окончания которого навсегда связал свою жизнь с авиацией.

В 1955 году поступил, а в 1957 году окончил Оренбургское военное авиационное училище по первому разряду. Ему было предоставлено право выбора места службы. Решил ехать туда, где труднее, - в Заполярье, в одну из авиационных частей Северного флота.

Прослужил в Заполярье 2 года. У Гагарина было отличное здоровье, он был прекрасным лётчиком. Прошёл строгий отбор и был зачислен в отряд космонавтов.

12 апреля 1961 года был совершен первый в мире полет человека в космос. Космонавтом номер один стал Ю. А. Гагарин.

Краткие эпизоды детства и юности Юрия Гагарина.

Детство Юры прошло в селе Клушине. Мама Анна Тимофеевна работала на ферме, не боялась никакой работы. Была очень дружелюбной и немногословной. Отец, по воспоминаниям самого Юрия Гагарина, был строгим, но справедливым. Он не баловал детей и не наказывал без причины, работал плотником. Именно отец научил своих детей уважать старших, научил любить труд. С детства Юра был очень упорным по характеру. Ещё дошкольником он сделал себе самодельные лыжи и уходил кататься с мальчишками в лес.

Когда Юре исполнилось семь лет, началась война, в село вошли немцы. А Юры мечтал о школе. Он думал, что война должна непременно кончиться к первому сентябрю. Но война продолжалась, и сельская учительница начала учить детей именно 1 сентября 1941 года. Незадолго перед первым сентябрём произошло в жизни Юры важное событие, он впервые увидел самолёт, впервые прикоснулся к нему руками. Один советский самолёт, подбитый немцами, упал в лесу около села. Лётчики остались живы. Они казались маленькому Юре героями. Он навсегда запомнил их.

Тяжело жилось семье Гагариных при немцах. Жили в землянке. В доме находились немцы. Семья сильно голодала. Только через три года после начала войны немцы ушли из села.

Юра продолжал учиться в школе. После уроков приходилось помогать родителям. Он рос подвижным и шаловливым, но мягким по характеру. В 4 классе сделал самодельный самолёт. Когда у его учительницы погиб на фронте сын, он сказал, утешая её: «Он был танкист. Лётчик обязательно улетел бы от врагов. Ведь самолёт быстрее всего на свете». Так думал Юрий Гагарин, мечтая быстрее стать лётчиком. Учителя вспоминают о Юре так: он был очень приветливым, исполнительным, активным по натуре (принимал участие во всех конкурсах), всегда тщательно одетый.

В 1949 году Юра закончил шесть классов. Семья бедствовала. И Юру отправили в Москву к дяде. Определили учиться в ремесленное училище в городе Люберцы. Его не хотели принимать. В училище принимали ребят, которые закончили 7 классов. Но он стал сдавать вступительные экзамены и сдал их хорошо. Его приняли. В училище ребята учились и одновременно работали на заводе. Было очень трудно, так как по вечерам Юрий ещё учился в вечерней школе. Он решил закончить седьмой класс и закончил его успешно. Со своими друзьями после работы на заводе шёл в школу, а потом ещё допоздна учил уроки. Много занимался физкультурой.

После окончания училища Гагарин поступает в индустриальный техникум. Учится очень легко и увлечённо. Ему было всё интересно. И уже твёрдо про себя знал. Он говорил: «Я не буду ни инженером и ни учёным, а лётчиком – испытателем, как Чкалов». По вечерам начинает заниматься в аэроклубе. Проявились в это время черты характера – упорство и работоспособность, целеустремлённость. Самым счастливым днём для Гагарина в те годы был день, когда он полетел на самолёте один без инструктора. После техникума он поступает в городе Оренбурге в Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. Было трудно порой, но Гагарин помнил, что осуществилась его мечта стать лётчиком. После окончания авиационного училища попросился служить в Заполярье. Был в Заполярье два года.

У Гагарина было отличное здоровье, он был прекрасным лётчиком. Прошёл строгий отбор и был зачислен в отряд космонавтов. Начались трудные тренировки. Никто не знал, когда будет первый полёт в космос и кто из космонавтов полетит. Но вот объявили: летит Юрий Гагарин, запасной космонавт – Герман Титов, дублёр Гагарина.

И вот 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» Гагарин летит в космос. Перед полётом он произносит слова: «Поехали». Эти слова облетели весь мир, став навсегда знаменитыми. Пробыл Юрий Алексеевич Гагарин в первом полете в космос 1час 48 минут.

12 апреля отмечается в нашей стране как праздник «День космонавтики».

Литература.

Лидия Обухова Звёздный сын Земли - Москва: Издательство «Детская литература», 1974.

Выполнила воспитатель второй младшей группы "Мотылек" Сидоренко Ю.В.

Образовательная: формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.

Развивающая: расширять представления детей о профессии летчика - космонавта,

стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.

Воспитательная: воспитать уважение к профессии летчика-космонавта, научить бережному отношению к планете Земля.

Словарь: Земля, небо, звезда, планета, солнце, луна, космос, ракета, космонавт.

Материал к беседе: изображение Земли, Солнца, Луны, телескопа, скафандра. Фотографии космонавта Ю. А. Гагарина, первых животных, побывавших в космосе: Белки и Стрелки.

Ход беседы: (Воспитатель начинает беседу) Земля — это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет. Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.

Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Луна — спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.

— А вы ребята хотели бы стать космонавтами?

— Кто такие космонавты?

—Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.) .

— А что можно увидеть на небе? (звезды)

— А сколько звезд на небе? (несчетное количество)

Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы - телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.

Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки - белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек.

Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток". В этот день наша страна отмечает "День космонавтики". Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

Физминутка "Ракета".

Раз, два — стоит ракета (руки вверх)

Три, четыре — самолет (руки в стороны)

Раз, два — хлопок в ладоши

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре — и на месте походили,

Тик-так, тик-так — целый день вот так (руки на пояс, наклоны в сторону)

Дидактическая игра "Семейка слов".

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе, космонавтах, о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов.

Итог беседы.

1. Как называется наша планета?

2. Для чего нужно солнце?

3. Когда мы можем хорошо рассмотреть луну?

4. Как звали человека, который первым полетел в космос?