Конспект занятия по исследовательской. Конспект НОД "Свет мой, зеркальце" (познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе)

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5–6 лет

«Познание» является одной из ключевых областей образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС. Формирование и дальнейшее расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на занятиях НОД и в рамках программ по художественно-эстетическому развитию. Новые сведения о взаимоотношениях в обществе старшие дошкольники получают во время бесед о социальной роли человека, посредством выполнения трудовых заданий и наблюдений за людьми различных профессий. Как функционирует человеческий организм и что такое здоровый образ жизни, становится понятно на занятиях физической культурой. Ответственность за сохранность природы прививается детям через участие в экологических проектах и мероприятиях. Таким образом, познание мира во всём его многообразии открывается ребёнку ежедневно, исследовательская активность проявляется во многих формах образовательной деятельности.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ - формирование познавательных интересов и желания самостоятельного поиска знаний у детей. Педагогу следует показать возможность получения информации в увлекательной для ребёнка форме, чтобы у него возникло стремление изучить намеченный вопрос, решить сложившуюся проблему.

Задача педагога - заинтересовать воспитанников исследовательской деятельностью, учить замечать интересное в окружающем мире

Возрастные особенности старших дошкольников

Планировать совершенствование исследовательских способностей у старших дошкольников нужно с учётом их возрастных особенностей:

  • У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Под собственно экспериментирование отводится около 15 минут образовательного занятия. Возможно наблюдение длительных процессов на прогулках и во время проведения опытов.
  • Дети способны к произвольному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и приёмы действий для практической работы.
  • Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
  • Расширяются интересы в исследованиях. Старших дошкольников привлекают не только объекты ближайшего окружения, но и необычные события из прошлого, явления из отдалённых, ранее невидимых миров. Дети интересуются темой космоса, фактами доисторического периода Земли (динозаврами, мамонтами, первобытными людьми), подводными глубинами, дальними континентами.
  • Мелкая моторика развита, дошкольники хорошо работают с мелкими деталями. Они умеют обращаться с различными инструментами, выбирая необходимые для проведения исследования.
  • Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, работать в команде, распределяя роли в предстоящей исследовательской деятельности.

Область исследовательских интересов у старших дошкольников расширяется

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Занятия по познавательной деятельности направлены на решение ряда образовательных задач:

  • Формирование разносторонних представлений детей о предметах живой и неживой природы, явлениях окружающей действительности, отношениях в общественной жизни.
  • Обучение построению плана исследовательской деятельности, побуждение к проговариванию этапов экспериментирования.
  • Развитие умений самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности в творческом ключе, стимулирование воображения.
  • Обогащение активного словарного запаса детей, совершенствование построения высказываний, грамотной формулировки мыслей.
  • Создание дружеской атмосферы в группе, повышение уровня сплочённости, положительной мотивации к коллективной деятельности.

Совместное проведение экспериментов повышает уровень сплочённости в группе

Методы и приёмы

Воспитатель старшей группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Во время проведения опытов должны соблюдаться необходимые меры предосторожности. Воспитатель знакомит детей с техникой выполнения исследования, проводит инструктаж по технике безопасности.
  • Деятельность по экспериментированию не должна превышать 25 минут согласно нормам СанПиН. Занятия исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, во время прогулок и экскурсий за пределами детского сада).
  • Во время исследовательской деятельности каждый воспитанник должен получить заряд положительных эмоций, почувствовать значимость выполняемых действий и полученного результата.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Ребята получают новые знания и во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, фиксируя изменения природных объектов в течение года.

Во время экспериментирования каждый воспитанник получает положительные эмоции

Среди приёмов, используемых педагогом для развития исследовательских способностей детей, актуальны в работе со старшими дошкольниками:


Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Описание . Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.
Материал интересен и полезен для воспитателей ДО.
Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи.
Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухи и добывать новые.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, нагревается, растворяет).
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.
Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; шарик и бутылка, ведерко с горячей и холодной водой, цветные картинки, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар.
Предшествующая работа.
Чтение художественной литературы «Мойдодыр» «Федорино горе» «Снегурочка»
Просмотр мультфильма «Путешествие капельки»
Наблюдение за свойствами воды на прогулке, в режимных моментах.
Заучивание стихотворения о воде.
Экологическая прогулка на реку.
Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

Ход занятия.

Ребята, вам нравится что мы здесь собрались? И мне нравиться, а давайте об этом расскажем товарищу.
Музыкально -коммуникативная игра «Как здорово»
Звучит фонограмма «Я водяной»
Воспитатель.Кажется это поет водяной, как вы думаете, а почему он такой грустный? А давайте отправимся к нему в гости и ему станет весело так же, как нам сейчас. На чем мы можем к нему добраться. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Хотите? А нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. - Воздух.
Открываю изображение воздушного шара

Скажите, а зачем под шаром расположена горелка?(предложения детей)
- А давайте сейчас узнаем что происходит с воздухом, когда его нагревают..
Опыт 1 .
Пустой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
Что вы видите? (шарик надувается) Ребята, это происходит потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите? (шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит (Предложение детей). Да, ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается.Кто же сделает вывод, каким свойством обладает с воздух?
Давайте все возьмемся за руки. Итак включается горелка–воздух нагревается - расширяется и шарик заполняется и мы летим - вот горелку выключили - воздух охлаждается, сжимается и мы приземляемся. (дети бегут на стульчики) Вот мы с вами оказались на берегу реки.


Ребенок Вы слыхали о воде – говорят она везде
В луже, море океане и в водопроводном кране
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда
Без неё нам не умыться, не наесться,не напиться
Смею я вам доложить – без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Давайте посмотрим по сторонам - нет ли здесь нашего Водяного?.
Зрительная гимнастика. (Музыкальная игра «смотрит влево-смотрит вправо)Входит Водяной.
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Спасибо, что вы пришли, а то мне так скучно, знаете у меня здесь столько воды и я так привык шлепать босыми ногами по лужам, купаться,брызгаться, после этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки) И еще, на днях я хотел искупаться в свое любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Ребята,попробуем ответить на вопросы Водяного? Проходите в нашу лабораторию. Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Опыт 2 . Запах воды.
Водяной, а скажи, как можно узнать есть ли у воды запах?
Водяной. Я не знаю
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды?

Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 3. Вкус воды
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать)
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе?

Сделай вывод.
Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой.
Опыт 4.
Цвет воды и прозрачность.
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна.
Пальчик и наши устали. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра.(упражнения под музыку Елены Железновой)
Воспитатель. А откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А давайте с вами поиграем в капельки. Вот вы сейчас капельки, вы слились в лужицу,


солнышко вас пригрело, и вы улетели на небо, там холодно и вы прижались друг к другу, стали тяжелыми и опять упали на землю (играем 2 раза)

Водяной. Ой, какие вы умные, только я все сразу и не запомнил, напомните мне еще разок, о чем мы сегодня говорили.
Воспитатель. Ребята, кто хочет стать доктором наук и еще раз рассказать Водяному, что нового мы сегодня узнали?
(Ребенок, используя схемы - алгоритмы) повторяет свойства воды.
Водяной, нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шарик?
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Ой, а мы уже и приземлились. Ребята, а как вы думаете, смогли мы сегодня все узнать о воде?
Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя.

В подготовительной к школе группе №4 «Лучики» по теме «Невидимые (симпатические) чернила»

Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие задачи:

    Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Формировать представление о веществах, используемые для получения симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил.

Развивающие задачи:

    Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: проведение опытов с лимоном, его применение, исследование водоплавающих птиц, их пользы для человека, домашнее задание про инструменты для письма, просмотр презентации «Как появилась письменность».

Методические приёмы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов, соревнование). Наглядный (использование разрезных картинок, оборудование для проведения опытов). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: аудиозапись, usb-устройство (музыкальная колонка), телевизор, ноутбук, письмо от Профессора Почемушкина, посылка с дипломами, смайлик, емкости: с молоком, лимонным соком, водой, с раствором йода; ватные палочки, утюг, салфетки, клеенки, картинки с изображением: живой природы, неживой природы и предметов, сделанных руками человека.


Демонстрационный материал: разрезные картинки, презентация «Симпатические чернила».

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(дети садятся полукругом на стульчики на ковре)

Сюрпризный момент.

Звучит запись «Входящее сообщение».

Сообщение:

«Здравствуйте ребята группы «Лучики». Это снова я- Профессор Почемушкин. Я спрятал в группе посылку с вашими дипломами, но чтобы её открыть, прочтите инструкцию в письме. Удачного вам исследования и до новых встреч…»

Что будем делать? (искать посылку)

(Нашли посылку, а на ней кодовый замок; письмо с инструкцией)

Какой интересный замок. Что это за замок, вы знаете? Как его открыть? А мы знаем код? Как вы думаете, где может быть код? (ответы детей)

Правильно, профессор сказал, чтобы открыть посылку, нужно прочитать инструкцию в письме.

(письмо открывается добрыми пожеланиями и улыбкой)

Психологический настрой.

Дети говорят добрые пожелания друг другу и передают смайлик. Как все сказали, письмо открывается.

А смайлик я повешу на доску, пусть улыбается нам все занятие. Согласны? (ответы детей)

Письмо:

(в письме 2 листа, с записанным кодом невидимыми чернилами)

Мотивация/ целеполагание.

Итак, что нам нужно сделать? (ответы детей)


Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

Этапы работы: узнать

Что такое чернила;

Чем писали раньше, чем пишут сейчас;

Какими чернилами может быть написан код;

2. Основная часть

Актуализация ранее приобретённых знаний.

(картинки с живой, неживой природой и предметов, сделанных руками человека)

Ребята выберите себе картинку и найдите своё место за столом. У одного из вас картинка со знаком вопроса: для него отдельный стол.

(3 стола с эмблемами Профессора Почемушкина: «живая природа», «неживая природа», «сделано руками человека»; на столах конверты с разрезными картинками, на отдельном столе - знак вопроса)

Итак, у нас 3 команды. У каждой на столе конверты. Нужно собрать картинку, работайте дружно, помогайте друг другу. Какая команда соберет быстрее, поднимет руки вверх. Приготовились, начали.

(собирают картинки: перо для письма, перьевая ручка, шариковая ручка; индивидуальное задание: сажа, древесный уголь , баночка с растворителем)

Молодцы, справились с заданием. Кто-то был побыстрее, кто- помедленнее, но правильно выполнили все.

Добывание и принятие нового знания.

Вопросы для индивидуального задания:

Ребята, посмотрите, что получилось у ….(имя ребёнка).

Как вы думаете, почему эти картинки вместе?

Ваши предположения - гипотезы.

Из этого делали первые (переворачиваю картинку, там написано «ЧЕРНИЛА»)

Что же такое чернила? (ответы детей)

Чернила - жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов.

Ваше предположение подтвердилось/ опровергалось?

Мы ответили на один из вопросов Профессора Почемушкина? (что такое чернила?) (да)

К какому разделу относятся чернила: живая природа, неживая природа, сделано руками человека?

Почему? (ответы детей)

Итак, чернилами пишут с помощью писчих инструментов.

Где же мы их можем увидеть? (на столах)

Вопросы:

Что у вас получилось?

Это как - то связано с нашим исследованием?

Ваши предположения - гипотезы: как же это связано?

Что нам нужно было узнать? (чем писали раньше, чем пишут сейчас?)

В каком порядке появлялись эти писчие инструменты? (приклеиваю на доске: гусиное перо; перьевая ручка; шариковая ручка)

А правильно ли мы думаем, узнаем после Физминутки.

Физминутка. (видео-файл: «Барбарики»)

Индивидуальные домашние задания: мини - рассказы детей о каждой картинке.

Гусиное перо:

«В период с 600 по 1800 годы н. э. испанцы, жители Севильи обнаружили, что если использовать особым образом заточенное гусиное перо, то этот инструмент - самый оптимальный для того, чтобы писать. Более того, при помощи пера можно писать наклонными буквами - так ведь удобнее, и буквы можно делать не такими большими. Так получились прописные буквы. Любопытно, что до VI века н. э. прописных букв попросту не существовало, при письме использовали только заглавные буквы. Спасибо гусиным перьям! Гусиные перья просуществовали длительное время - до конца XVIII века. Их обтачивали у корня наискось, чтобы получился срез, этим срезом макали в чернила, какое-то количество чернил скапливалось в стволе пера, и писать было удобно. Заостряли кончик специальным ножом. Кстати, именно перья дали название складному ножу, которым поправляли и затачивали перья. Речь идет о перочинном ножике».


Перьевая ручка:

«Гусиные перья существовали долго на рынке писчих предметов. Но в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что хозяину его приходилось много писать, и он не успевал менять сточившиеся перья, а слуга не успевал бегать за гусями. Чтобы облегчить хозяину - да и себе самому - жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Первоначальная конструкция была далека от совершенства, т. к. он не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось, и началась история перьевой ручки».

Шариковая ручка:

«В XIX веке изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу, нужно было создать долго пишущую ручку с чернилами внутри. В 1945г. - шариковая ручка появилась на рынке товаров США и стоила 12,5 долл. Ручка продавалась как «первая ручка, которая пишет под водой. Интересно и то, что до сегодняшнего дня, в уже наступившей эре компьютеров, интерес к модернизации шариковых ручек не спадает, благодаря чему в продажу поступают все новые их варианты».

Спасибо за интересные рассказы.

Ребята, мы правильно предположили? (да)

Симпатические чернила.

Ребята, а какими чернилами написан код для замка на посылке, мы видим эти чернила? (нет)

Значит они какие? (невидимые)

Невидимые чернила называются «Симпатическими».

Из чего же они делаются, ваши предположения?

Проверим?

(показ фото-презентации «Симпатические чернила»)

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1460

(дошкольное отделение)

Конспект открытого занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе.

Тема «Свойства веществ»

Подготовила и провела
воспитатель Лохмотова Г.Б.

Цель . Развитие способностей к преобразованию. Развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.

Задачи

Образовательные:

  • формирование действий превращения;
  • формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ;
  • активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать), подбор антонимов.

Развивающие:

  • развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества;
  • развитие экологического сознания;
  • развитие двигательных действий.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к предметам ближайшего окружения.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»; «Физическая культура».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.

Материалы и оборудование: кусок льда, молоток; у каждого ребенка деревянные палочки, кусок мела, стакан с водой, пустой стакан, кубики, карточки-символы твердых веществ (кружки красного цвета) и жидких веществ (кружки синего цвета), пластилин; подставка для поделок.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Буратино. Он, также как и мы, собирается в этом году в школу. Он пришел к нам с проблемой. Вчера он рисовал красками, и у него сломалась кисточка. Буратино узнал, что мы с вами занимаемся превращениями и просит нас превратить его сломанную кисточку в целую. Как вы думаете, мы сможем ему помочь, сможем превратить его кисточку в новую? Ответы детей.

Ребята, а давайте расскажем Буратино, что такое превращение?

«Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится».

Приведите примеры превращений.

Дети приводят примеры превращений.

Воспитатель: Ребята, а всегда ли возможно превращение? Ответы детей .

Сегодня мы станем вновь станем исследователями , отправимся в нашу научную лабораторию и попробуем выяснить, всегда ли возможны превращения. Буратино отправится вместе с нами. А чтобы пройти в нашу лабораторию, вам необходимо сдать тест на исследователя – назвать противоположное по смыслу слово

Твердый-жидкий

Горячий-холодный

Жесткий-твердый

Гладкий-шершавый

Глубокий-мелкий

Светлый-темный

Острый-тупой

Толстый-тонкий

Полный-пустой

Половина-целое

Чистый-грязный

Тяжелый-легкий

Горький-сладкий

Мокрый-сухой

Правда-ложь

Ясный-пасмурный

Полезный-вредный

Быстрый-медленный

Веселый-грустный

Высокий-низкий.

Дети садятся за столы.

Воспитатель . Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она? (Твердая). А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек? (Две палочки.) Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается? (Нет, не получается.) Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя. Хорошо.

Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел? Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.) А теперь сломайте этот кусочек мела. (Дети ломают мел.)

Был один кусочек мела, а стало? (Два.) Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.

Дети пытаются соединить кусочки мела.

Воспитатель спрашивает: «Ну что? Не получается? (Не получается.) А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел что у них общего? (Они твердые.) Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Ребята, а что будет, если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек? (Ответы детей). Дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.

Воспитатель берет большой кусок льда и говорит: «Посмотрите – это один кусок льда. Сейчас мы его разобьем и будет много кусочков». Разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда. Воспитатель продолжает: «Ну-ка, попробуем соединить их в целое. (Берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.

Давайте проведем еще один опыт».

Воспитатель дает каждому ребенку стакан с водой и пустой стакан и предлагает: «Сломайте“ воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды».

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель . У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну. Дети переливают воду обратно в один стакан.

Воспитатель . Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Почему? Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Качают руками вверху

Вправо-влево наклоняет:

Наклоны вправо-влево

Раз – наклон, два – наклон,

Наклоны туловища вперед

Зашумел листвою клен.

Качают руками вверху

Мы ногами топ-топ,

Топают

Мы руками хлоп-хлоп,

Хлопают

Мы глазами миг-миг,

Мигают глазами

Мы плечами чик-чик.

Поднимают плечи

Раз – туда, два – сюда,

Повороты вправо-влево

Повернись вокруг себя.

Поворот круговой

Приседают, встают

Руки кверху все подняли.

Руки вверх поднимают

Шагают на место

Дети садятся за столы.

Воспитатель раздает им по кусочку пластилина.

Воспитатель. Пластилин какой? (Твердый.) Давайте помнем его пальцами вот так.

(Показывает, как надо разминать пластилин.) А теперь пластилин твердый? (Нет.) А какой он? (Мягкий.) Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (Два.)

Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.) Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Воспитатель выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.

Воспитатель . Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается, ребята? (Да, получается.) Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу был мягким? (Нет). Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали). Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает), то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь), то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает), если мы его положим в стакан (кладет), то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым.

Ребята, так что мы ответим Буратино? Сможем мы сделать его кисточку целой? (Нет). Но ты, Буратино, не огорчайся. Мы подарим тебе новую кисточку. (Дарит). А сейчас приглашаем тебя поиграть с нами в игру.

Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким? ».

Воспитатель . А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким?». Я называю слово или показываю картинку, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое, а потом уже поднять символ: красный кружок – твердое вещество, синий кружок – жидкое вещество.

Приготовились? Начали!

Жидкие вещества : суп, камень, компот, сок, керосин, бензин, духи в бутылочке, одеколон, нефть, йогурт, растворитель, кетчуп, сметана.

Твердые вещества: металл, дерево, керамика, стекло, камень, бетон, фарфор, пластмасса, золото, серебро.

Дети показывают соответствующие символы.

На этом наша деятельность сегодня заканчивается. Вы были все молодцы. Давайте уберем все со столов на место. Дети убирают пособия на приготовленные места.

Ветер тихо клен качает,

Качают руками вверху

Вправо-влево наклоняет:

Наклоны вправо-влево

Раз – наклон, два – наклон,

Наклоны туловища вперед

Зашумел листвою клен.

Качают руками вверху

Мы ногами топ-топ,

Топают

Мы руками хлоп-хлоп,

Хлопают

Мы глазами миг-миг,

Мигают глазами

Мы плечами чик-чик.

Поднимают плечи

Раз – туда, два – сюда,

Повороты вправо-влево

Повернись вокруг себя.

Поворот круговой

Раз – присели, два – привстали,

Приседают, встают

Руки кверху все подняли.

Руки вверх поднимают

Раз, два, раз, два – заниматься нам пора.

Шагают на место

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Топают

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Хлопают

Киваем головой, киваем головой.

Кивают головой вправо – влево

Мы руки поднимаем,

Поднимают руки вверх

Мы руки опускаем

Опускают вниз

Мы руки разведём,

Разводят в стороны

По кругу все пойдём!

Ходят по кругу.

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый-жидкий

Горячий-холодный

Жесткий-твердый

Гладкий-шершавый

Глубокий-мелкий

Светлый-темный

Острый-тупой

Толстый-тонкий

Полный-пустой

Половина-целое

Чистый-грязный

Тяжелый-легкий

Горький-сладкий

Мокрый-сухой

Правда-ложь

Ясный-пасмурный

Полезный-вредный

Быстрый-медленный

Веселый-грустный

Высокий-низкий

Тема: Вода и подсолнечное масло.

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становления сознания;
  • развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • продолжать учить читать схемы;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации растений;
  • круги Эйлера;
  • схема свойств воды;
  • две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал:

  • рабочие карточки для исследования;
  • фишки красного и зеленого цвета;
  • одноразовые стаканчики;
  • ложечки;
  • соль;
  • кисточки;
  • набор картинок подсолнуха и капельки воды;
  • клей;
  • салфетки;
  • дощечки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде.
  2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
  5. Экскурсия на кухню.

Ход НОД

1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.

— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?

2. Мотивация

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что- то важное.

(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)

— Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы?

3. Беседа

Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

4. Дидактическая игра «Назови растение»

Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец.)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5. Исследовательская деятельность

— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию.

6. Практическая деятельность

Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

  1. Дети нюхают воду.
  2. Пробуют на вкус.
  3. Кладут сахар и размешивают.
  4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

  1. Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
  2. Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
  3. Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
  4. Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
  5. Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
  6. Растворитель? (Да – зеленый кружок)
  7. Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7. Физминутка

Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой

  • определить прозрачность;
  • имеет ли вещество цвет;
  • есть ли запах;
  • растворяет ли сахар в нашем случае;
  • остается ли след на руках.

9. Вывод

— Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10. Работа с кругами Эйлера

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

(посмотреть по листу)

11. Работа с микроскопом

— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Итог занятия

— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.