Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Весна. Конспект занятия по развитию речи «Весна

Тема: «ВЕСНА».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной;

Закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;

Развивать связную и объяснительную речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

Способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне.

Организация детей: по подгруппам.

Словарная работа: весна - красна, капель, набухают почки, сокодвижение, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Методические приемы: художественное слово (стихи про весну, вопросы, игровые, анализ.

Индивидуальная работа: С Егором и Лианой согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Материалы к занятию: мнемотаблица «Весна»; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны, птиц; мяч.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках: исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.

Воспитатель: На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

О приходе какого времени года эти стихи?

Дети: о весне.

Воспитатель: Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне, о её характерных признаках. А Вы любите весну?

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем: «Здравствуй, весна! » А какие признаки весны вы знаете?

Дети: Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Воспитатель: А вы знаете, сколько месяцев длится весна? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи) .

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш) .

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев). Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки).

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда) .

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ). Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .

9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .

Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель) .Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине). Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей–ручьи

Дождь–дожди

Солнце–солнце

Скворец–скворцы

Гнездо–гнёзда

Сосулька–сосульки

Проталина–проталины

Лист–листья

Капель–капель

Насекомое–насекомые

Дерево–деревья

Воспитатель: А сейчас закончите предложения:

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

Что мы с вами только что делали?

Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о весне). Ответьте на вопросы полным предложением:

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать: Весна – красна, потому что она яркая, веселая, красивая) .

Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии.

Занятие по развитию речи «Весна идет»

Составитель: Шогляева Р.Н .

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе через поэзию классиков русской литературы.

Задачи:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе .

Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивать связную речь , словесно -логическое мышление.

- Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа : наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне , рассматривание иллюстраций по теме.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наш гости! Для начала давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щечки)

Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди)

Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)

Правильно ребята, это весна. Какое ласковое и нежное слово - весна! Весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: композиторы пишут музыку, художники - свои картины, поэты - стихи.

Посмотрите на этот портрет (слайд № 1 Орест Кипренский) Кто на нем изображен? Сейчас я прочитаю стихотворение А.С. Пушкина о весне, а вы послушайте и представьте всё то, о чем пишет поэт.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)

Воспитатель: Вы увидели весну? Как вы думаете, какое настроение передал поэт?

Ответ детей: Поэт передал радостное, весёлое настроение.

Воспитатель: Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?

Ответ детей: Закончилась холодная зима. Все радуются приходу весны. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.

Вы заметили, как стало холодно на улице. Сегодня, у входа в нашу г руппу я нашла эту красивую коробочку . Как вы думаете, что в ней?

(Ответы детей)

Давайте заглянем туда. Ой, что-то она не открывается (Воспитатель пытается открыть коробочку)

Может, надо всем дружно похлопать в ладоши? (Дети с воспитателем хлопают в ладоши, коробочка не открывается)

Может, надо всем на неё сильно подуть? (Все дети дуют на коробочку, и она медленно открывается)

Посмотрим, что же в ней лежит. Здесь лежит письмо . Интересно! А что в письме и от кого оно? Послушайте : «Ребята, помогите! Снежная Королева заколдовала меня! Освободите меня от её холодных чар! Выполните ее задания, иначе у вас круглый год будет зима»

Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? ( Весна )

Что будем делать? (нужно помочь Весне , выполнить задания Снежной Королевы)

1. «Отгадай весеннюю загадку»

1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? ( Весной )

2. Новоселье у скворца - он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы … (Скворечник)

3. Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон.

Птицам жить там тепло, дом зовут такой … (Гнездо)

4.На речке лед идет,

Значит это … (Ледоход)

2. Игра «Четвертый - лишний»

(Слайды)

3. Игра «Скажи правильно» (с мячом)

Набухают почки или листочки?

Порхают птички или лисички?

Тают снежинки или слезинки?

Журчат ручьи или грачи?

Распускаются почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Просыпаются ежики или зайчики?

Дни становятся короче или длиннее?

Игра «Скажи какой, какая, какие?» (с мячом)

Солнышко (какое?) - весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое, …

Облака (какие?) - белые, легкие, пушистые, красивые, …

Травка (какая?) - первая, молодая, зеленая, нежная, душистая, …

Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

(дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

(дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

Каждое время года приходит к нам со своей палитрой красок. (слайд №2) Посмотрите, на эту картину и скажите, какое время года в своей картине изобразил известный художник Исаак Левитан? (Раннюю весну) Как вы догадались ? (Голубое небо; много света; яркое, теплое мартовское солнце; снег под лучами солнца уже потемнел; еще тонкие, без листвы осинки; птицы еще не прилетели, скворечник пустой …)

Воспитатель: В следующем задании нам надо с помощью стихотворений создать весеннее панно. А сейчас приготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Ла - ла - ла, к нам весна пришла

(хлопают в ладоши)

Ло - ло - ло, в лесу тепло.

(сжимают и разжимают пальчики)

Пель - пель - пель, капает капель

(ударяют указательным пальцем по ладони)

Ля - ля - ля, расцветай, земля!

(делают «фонарики»)

Вот, теперь мы готовы создать весеннее панно. И поможет нам в этом музыка, которую написал композитор Пётр Ильич Чайковский «Подснежник». Кто начнет первым?

5. «Стихи о весенних приметах»

Кто начнет первым?

5. «Стихи о весенних приметах»

(дети прикрепляют картинки на панно)

Ребенок: Тепло на солнышке.

Весна берет свои права.

В реке местами глубь ясна

На дне видна трава.

- Первый признак Весны - солнце теплое , доброе

Ребенок : По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри, на ветках клена

Сколько носиков зеленых!

Вот и еще один признак Весны - на деревьях набухают почки

Ребенок: Дзинь-дзинь-дзинь, поют капели.

Ля-ля-ля, поет скворец.

Дзинь-ля-ля, на самом деле

Наступил Зиме конец!

- Следующий признак Весны - птицы возвращаются в родные края

Ребенок: Прорастает сквозь снежок.

К солнечным лучам цветок.

Маленький и снежный, -

Синенький подснежник.

- Еще один признак Весны - появление подснежников .

Ребенок: Тает снег, бегут ручьи.

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

- Какой следующий признак весны? Правильно - ручьи . Молодцы и с этим заданием справились.

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. И чтобы окончательно освободить Весну от зимних чар , давайте скажем:

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

(Дети хором проговаривают стихотворение)

Воспитатель: Мы - молодцы! Разрушили колдовские чары Снежной Королевы и освободили Весну . Весна идет , - весне дорогу !

Понравилось ли вам занятие, ребята. Что больше всего понравилось? Молодцы, дети. И вы мне очень понравились. Я рада, что вы у меня такие, умные, добрые, отзывчивые.

Данное занятие знакомит дошкольников с природой весеннего периода времени года, дети знакомятся с признаками ранней весны, такими яркими явлениями русской природы, как прилет птиц, таяние снега, разлив рек и половодье. В занятие включена дыхательная гимнастика, работа с мнемотаблицей и другие интересные задания.

Открытое занятие по развитию речи «Мы идем весну искать».

Цели:

  • закрепить и обобщить знания детей о признаках наступления весны;
  • способствовать развитию речи, памяти, расширить словарный запас;
  • способствовать воспитанию аккуратности при выполнении работы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться на поиски весны.

Идем по тропинке:

1,2.3,4,5 мы идем весну искать!
Раз – уже набухли почки,
Два – распустятся листочки,
3 – кусты по счету три зеленеют, посмотри.
Тает снег на счет 4,
Речка с каждым часом шире.
5 – на клумбе ровно 5 одуванчиков опять.
Солнце светит на бульваре.
6 – уже весна в разгаре.
7 – уже длиннее день,
Распускается сирень.
За семеркой цифру 8
Мы построиться попросим.
9 – все, конец игре!
10 – лето на дворе!

Ребята, пока мы шли по тропинке, не встречали ли вы весну?

2. Просмотр м/ф «Весенние мелодии».

Я вам предлагаю поискать весну в мультфильме.

3. Беседа по теме занятия.

Какие признаки наступления весны вы увидели в м/ф? А чтобы облегчить вам задачу, карточки помогут их вспомнить.

Прилетели грачи.
Пригревает солнце.
Под лучами солнца тает снег, и образуются проталины.
Бегут ручьи.
На деревьях набухают почки.
Появляются первые цветы.
Всюду звучит капель.
Появляются насекомые.

Долго боролась весна с зимой. Не хотела зима уходить. Загадывала свои загадки, давала сложные задания. Их много, весне одной не справиться.

Хотите, чтобы весна победила зиму и осталась с нами?

Нужно ей помочь. Если все задания выполним, победит весна, а если нет, вернется зима, опять выпадет снег, станет холодно.

Прислала весна к нам своих помощников – солнечных зайчиков, а от зимы прикатился снежок. Остановились солнечные зайчики на нашем столе, у каждого из них задание.

Заданий много, какое же выполнить первым?

В этом нам поможет снежок. Подуем на него, к какому солнечному зайчику он прибежит, то задание и выполним первым.

Дуем на снежок.

Задание №1. «Капель».

Солнечный зайчик принес с собой загадку:

Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Весну можно увидеть в капели. Про сосульки написано много стихотворений, и солнечный зайчик просит выучить одно из них.

Но прежде разомнем свой язычок, чтобы он стал послушным:

на-на-на к нам пришла весна.
ра-ра-ра пляшет детвора.
ок-ок-ок вот расцвел цветок.

Как капаю капельки с сосулек? Кап-кап.

Наше стихотворение так и называется «Кап-кап» Слушаем:

Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!
(А. Леонтьев, пер. В. Данько)

Проговариваем несколько раз по мнемотаблице.

А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Дуем на снежок.

Задание №2. «Песня для солнышка».

Солнечный зайчик спрашивает вас, любите ли вы солнышко?

Как приятно, когда оно светит, у нас и настроение становится лучше. Давайте подарим солнышку песенку.

Дети исполняют песню «День открылся на заре».

День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.
Припев (2 раза):
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Припев (2 раза)

А вот и солнышко появились? Только что-то оно не веселое.

Чего-то у него не хватает. Чего же? У него нет лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики. А с каждым лучиком будем называть какое солнышко.

  • доброе -лучистое
  • ясное — весеннее
  • веселое — горячее
  • желтое — радостное

Солнышко улыбнулось нам. Это оно вас благодарит, за то, что вы ему помогли.

Дуем на снежок.

Задание №3. «Весенняя сказка».

Весной разные чудеса случаются и волшебство.

А где бывает волшебство? В сказках.

Солнечный зайчик просит нас сочинить свою волшебную сказку. А поможет нам в этом золотое блюдечко, наливное яблочко.

Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка раскажись!

Рассмотрите картинки.

Кто на них изображен?

Подумайте и назовите главного героя сказки.

Как можно назвать сказку?

Скажите, с каких слов начинаются все сказки? Жили-были…

И нашу сказку мы начнем такими словами.

Короткий рассказ о весне для детей.

Дуем на снежок.

Задание №4. «Весенняя картина».

– Хотел солнечный зайчик подарить весне картину, стал рисовать, но только почему-то у него не получается.

Что он сделал не правильно?

Что лишнее на его рисунке?

Давайте превратим эту картину в весеннюю и раскрасим только то, что относится к весне.

Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши алые цветы локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит, кисти делают движения по часовой и Лепестки колышет. против часовой стрелки.
Наши алые цветки кисти рук наклоняются вправо и влево.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Дети раскрашивают картину пастелью.

4. Приход гостя.

Я весна — красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки,
Прогоняю с речки лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу.

Мы так ждали тебя, Весна и искали тебя везде! И приготовили для тебя рисунки.

ВЕСНА: Спасибо вам, ребята, за ваши старания. Все задания солнечных зайчиков вы выполнили и помогли мне поскорее прийти. За это награжу я вас подарками.

Дарит апельсины и уходит.

5. Итог открытого занятия.

Вот и подошла к концу наша прогулка.

Встретили ли мы весну? Где?

Что вам особенно понравилось во время нашей прогулки?

Мальцева Н.С.,
воспитатель

Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552 Город Москва Капитанская Елена Александровна

Цель:

  • показать знания и умения детей, полученные на занятиях.

Задачи:

Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна» , совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.

Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.

Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна» .

Материалы и оборудование: фланелеграф, мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев.

Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, физ. минутка.

Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно. И сегодня я буду весной. Я долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.

(На флонелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны) .

Воспитатель: Какая весна?

Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.

Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово» , только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом) .

Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)

Воспитатель: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

Назовите первый месяц весны? Третий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?

В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней) .

Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают) .

Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их. (На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать- и -мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница) . Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.

Дети: - Да, мы знаем.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.

  1. Март, апрель, май, декабрь.
  2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
  3. Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
  4. Бабочка, шмель, пчела, воробей.

Воспитатель: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.

Физминутка:

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)
Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер
И направо и налево
К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули (руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И на место снова сели.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая картинка у меня, давайте составим рассказ. (составляют рассказ) .

Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.

Воспитатель: Молодцы, а кто знает стихи о весне, цветах, птицах. (дети читают стихи)

1 ребенок:

Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -

Вдруг растают лепестки!..

2 ребенок:

Воробей взъерошил
Пёрышки-
Жив, здоров
И невредим.

Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.

3 ребенок:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

4 ребенок:

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,

Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.

5 ребенок:

Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.

Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.

Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.

Березу одели листочками.

Играли с мячом (называли весенние признаки) .

Читали стихи.

Составили рассказ о весне.

Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Фатима Хаутиевна

Цель : развитие речи по теме «Ранняя весна » .

Задачи :

Образовательные :

расширять представления о весне как времени года ;

учить составлять предложение по лексической теме «Весна » с опорой на картинки;

обогащать словарный запас по весенней тематике.

Развивающие :

активизировать словарный запас прилагательных : весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

учить согласовывать слова в словосочетании сущ. + прил.

развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

развивать долгосрочную память , продолжать учить запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Воспитательные :

1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.

Интеграция областей : Речевая, познавательная.

Предварительная работа : Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов и загадок о весне .

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. Момент

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие .

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна ) .

Вы рады весне ? (Да.) Мы долго ждали весну , значит, какая весна ? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне ? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

Воспитатель : Я хочу рассказать вам сказку о том, как поссорились весна и солнышко . Встречались весна и солнышко и вместе к людям приходили, тепло и радость дарили, а тут вдруг заспорили, кто из них главный. Солнце говорит : «Я землю согреваю, теплом зиму прогоняю» , а весна : «Я и без тебя зиму прогоню» . Обиделось солнышко и ушло. А весна как ни старалась , не смогла победить зиму и пошла к солнышко, да только разбудить солнышко не смогла. Неужели эта сказка так плохо закончится? Что произойдёт, если они не помирятся и солнышко не выйдет? –ответы детей.

Как мы можем весне помочь ? Как мы найдём дорогу к солнышку? По следам.

Воспитатель : Каждый шаг-след – это вопрос от весны . Мы пойдём от следа к следу, будем следовать за весной и соберём все ответы и солнышко проснется.

1. Игра “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Подснежник- подснежники

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Лист – листья

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т. д.

2. Составление рассказа о весне по мнемотаблице .

3. Игра «Ласковые слова» А теперь немного поиграем. Встаем вокруг меня. Я буду бросать мяч, а вам ребята, придётся хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.

Солнце – солнышко

Ручей – ручеёк

Ветер – ветерок

Птенец - птенчик

Ветка – веточка

Капля - капелька

Цветок – цветочек

Трава - травка

Лист- листик

4. Работа с мнемотаблицей.

Воспитатель : Надо солнышко позвать, вспомним стихотворение.

По мнемотаблице дети вспоминают стихотворение «Весна – красна » :

Ты, весна , весна- красна ,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов,

Принесла для елки

Новые иголки,

Для осины и берез

Свежих листьев целый воз.

5. Физминутка : «Выйди, выйди солнышко»

Воспитатель даёт «солнышко» одному из детей, который находится в центре круга детей, дети вместе поют и показывают.

«Выйди, выйди, солнышко!

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток,

Потянется на восток.

Перекинется мосток.

Мы по мостику пойдём

В гости к солнышку придём».

6. Составление рассказа о весне по картине .

Воспитатель берёт в руки солнышко :

Надо помирить весну и солнышко .

Давайте расскажем солнышку, что будет, если они помирятся.

Солнышко, послушай, какой рассказ о весне у ребят получился , но без тебя

никак не обойтись, ты главное. Понравились ли ваши рассказы солнышку? Почему?

7. Игра «Солнышко весной » Какое оно, солнышко, весной ? (Тёплое, круглое, яркое, красное, весёлое, лучистое, весеннее) .

8. Продуктивная деятельность.

Воспитатель : Солнышку понравились ваши рассказы, помирится оно с весной согреет землю , Но случилось беда когда солнышко с весной поссорились , подул ветер и порвал картинки «Весенние праздники» на маленькие кусочки. Наша задача собрать их в единую картину и назвать, какой весенний праздник и какого числа он празднуется (8 марта, День космонавтики, 9 мая) .

9. Подведение итогов :

Воспитатель : Ребята вам понравилось наше занятие ? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему ранняя весна «Выросли подснежники» Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Ранняя весна" Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях, связанных.

Тема: Веcна Цели: - активизация словаря по теме; - преобразование существительных и прилагательных единственного числа во множественное.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида». Конспект НОД по развитию речи в.