Контрольная работа на тему "связь психологии с другими науками". Психология и её связь с другими науками


Кафедра «Социальные технологии»

РЕФЕРАТ

«Психология и её связь с другими науками»

Тольятти 2008г.

Введение

    Связь психологии с философией

    Связь психологии с медициной

    Связь психологии с правом

    Связь психологии с менеджментом

    Связь психологии с педагогикой

    Связь психологии с финансами и кредитом

Введение

Психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность строго объективного подхода - подхода к человеку как к "явлению природы".

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы.

Связь психологии с науками естественными вполне очевидна - особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование неких общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики.

Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют "психологические школы" в рамках истории, социологии и языкознания.

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.

1. Связь психологии с философией

Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.

«Философия – искусство понимания», - писал Н.А. Бердяев. Действительно, философия, не будучи прикладной наукой, сама по себе воспитывает мыслью и словом и является в человеческих отношениях зеркалом социального устройства жизни, а также служит основой для других наук, в частности, психологии и педагогики. Образно говоря, она сама является психологией и педагогикой – их средством и методом понимания и воспитания человека.

Философская задача психологии и педагогики в том, чтобы лечить исковерканные души и утверждать целостные. Образование имеет корень «образ», который должен соответствовать человеческому образу.

Философия, в отличие от других наук, образовывает душу в целом. Еще Платон мечтал о таком идеальном государстве, в котором будут править философы, так как сознавал великую воспитательную силу философии, которая одна только и способна научить людей самостоятельно, свободно, т.е. творчески мыслить.

Философия есть воспитание, педагогика, так как она формирует мышление человека, тем самым воспитывая его личность в творческой свободе. Об этой главной, характерообразующей, психолого-педагогической функции философии, о ее педагогико-практическом назначении сказал еще Эпикур: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Еще четче эту мысль выразил Протагор: «Главная задача философии – воспитывать людей». В этих словах выражена идея, в которой заключается главная практическая ценность философии: она формирует посредством мышления личность нового человека. В этом проявляется ее тесная взаимосвязь с психологией и педагогикой.

В психологии все теории и конкретные вопросы возводятся, как отмечали С. Гессен и Л. Выготский, к философским проблемам. Философия составляет основу всех древних и современных психологических и педагогических теорий и исследований. Фразу Д. Локка «В разуме нет ничего, чего не было бы сначала в чувстве» можно перефразировать так: «В психологии и педагогике нет ничего, чего не было бы сначала в философии». В психологии, как и в педагогике, проявляется философское воззрение человека на окружающий мир. Понять и переосмыслить связь философии с психологией и педагогикой необходимо не только для решения психологических и педагогических проблем, как считал Л. Выготский, но и для самой философии.

Роль любых философских теорий сугубо практическая: преобразовывать мир – в этом проявляется ее психолого-педагогический характер. Психолого-педагогическая задача философии – сформировать самостоятельное мышление, раскрыть философско-психологические закономерности воздействия социального опыта на человека, которое носит педагогический, воспитывающий характер.

Философия и психология имеют общую основу: опыт человека. Но есть и разница: если в психологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социального опыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то к философии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философского опыта, не имея своего. Ибо философствование – не пустое теоретизирование, а такое осмысление своего опыта с помощью чужого философского опыта, выраженного в философских понятиях, когда пережитые человеком страдания приобретают особое значение, словно открывая ему мир заново. Через этот душевный опыт, который Д. Локк называл внутренним, и формируется личность, способная думать самостоятельно.

Философствование, будучи занятием глубоко личным, тем не менее, не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже в самом личном переживании подспудно содержится глобальный, всеобщий мировой опыт, связующий человека с другими людьми.

2. Связь психологии с медициной

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

Изучение влияния тех или иных болезней на психику;

Изучение различных проявлений психики в их динамике;

Изучение нарушений развития психики;

Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Особо выделю основанную А.Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С. Выготского, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов). Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии развития. Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.

Понятие о предмете психологии. Связь психологии с другими науками. Особенности психологии как науки. Современная структура психологии. Методы психологического исследования.

Общее понятие о предмете психологии

Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.

К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.

Сознание всегда принадлежит тому или другому отдельному человеку - индивидууму. Оно отличается характерными особенностями в зависимости от индивидуальных черт личности этого человека. Таким образом, психология включает в свой предмет не только психические процессы, но и психологические особенности личности человека - направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека.

Как психические процессы, так и психологические черты личности всегда проявляются в деятельности человека. Они могут быть познаны только через свое выражение в этой деятельности.

В предмет психологии обязательно входят так­же и психологические особенности различных видов человеческой деятельности - труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и т. д.

Современная научная психология рассматривает сознание, психику как свойство высокоорганизованной материи - мозга, как субъективное отражение объективного мира.

Психологическая наука пришла к этому единственно правильному взгляду на природу психики не сразу, а в процессе длительного развития.

На протяжении всего своего существования психология была ареной ожесточенной борьбы двух мировоззрений - материалистического и идеалистического. Для правильного понимания предмета психологии необходимо познакомиться с основными этапами этой борьбы.

Связь психологии с другими науками

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь : в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интеллектуальной деятельности. Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центр «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол -- общественные науки, нижний правый -- философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественным и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное мест, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественно-научное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, Обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические) причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Этопознавательные (гносеологические) причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным насчитывается не менее ста отраслей психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека выступает предметом следующих отраслей психологии:

  • * генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;
  • * дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;
  • * возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека; психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология);
  • * детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;
  • * педагогическая психология исследует закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;
  • * социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

  • * психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;
  • * инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;
  • * авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;
  • * медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
  • * клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения. В рамки клинической психологии как обособленный раздел входитпатопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;
  • * юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;
  • * военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.

Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную ее разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования -- факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию -- с техническими науками, через педагогическую психологию -- с педагогикой, через социальную психологию -- с общественными и социальными науками и т.д.).

В практической психологии различают такую важную область, как психологическое консультирование по самым разным проблемам (неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.). Еще одна область практической психологии --психологическая коррекция и психотерапия, направленная на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.

Канадский ученый Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог - эргономист, психолог-консультант.

Психология — это наука, изучающая психику человека, её механизмы и закономерности. В своём развитии эта наука брала достижения других человеческих знаний и делилась своими изобретениями. Таким образом, психология имеет свои истоки от философии, что в древности была девиантной наукой. Это понятие обозначает нечто, что не подчиняется правилам и устоям, берёт за основу факты и выдумки, становясь фундаментом для теорий.

В своём развитии психология перешла четыре стадии:

1. Наука о душе. Самое древние объяснение поведения человека и его состояния – наличие души, что приобрело особый характер поклонения в эпоху анимизма.

2. Наука о сознании. Во время развития естественных наук и значимых открытий люди стали наблюдать за собой, описывая все возможности и желания человека, как сознание. Философы перестали считать душу божественной, как в первой стадии, они считали душу чем-то материальным, таким, как и остальные части человеческого тела.

3. Наука о поведении. Стадия, в которой психология изучает модели поведения, ставит эксперименты для получения знаний о реакции и мотиве. Составление специальных методик для выявления первопричин различного поведения.

4. Наука о механизмах. Изучение психологии, нахождение закономерностей и механизмов психики.

Психология, как наука, кратко: наука о психике и её явлениях. Психикой называют отражение окружающего мира и осознание его.

Так как психология изучает психику, то невозможно вообразить, чтобы это наука существовала сама по себе. Дело в том, что реакция на окружающий мир – следствие биологических, социальных, исторических и других особенностей.

Связь психологии с другими науками очень велика и при изучении играет большую роль. Дело в том, что психология не только берёт знания других наук в безвозмездное пользование, но и радушно отдаёт свои открытия, подтверждая многие теории. Этот симбиоз способствует преумножению знаний и возможностей применять их на практике.

С какими науками и каким образом связана психология?

  1. Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека. Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы.

2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.

3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.

4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.

5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.

6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.

Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):

  • Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.

  • Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
  • Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.

Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.

Связь психологии с другими науками was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего с другими науками о человеке - философией, социологией, историей.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

В заключение надо сказать, что психология - очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это - наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции - вопросу о соотношении научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Назовем вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как, мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной психологии, - это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф.М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четвертое различие состоит в методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей - развития восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И.П. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы, в конце концов, проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в "курьезных" действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.

О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство "биения жизни" в научных занятиях.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.