Краткий пересказ лес и степь тургенев. Лес и степь тургенев

Иван Сергеевич Тургенев, один из тех авторов, которые несмотря на свою принадлежность к дворянскому роду, хорошо знали жизнь простого народа и не боялись писать об этом. Произведения Ивана Сергеевича всегда имели сюжетную линию, рассчитанную на диалоги. Автор считал, что именно так его работы будут лучше поняты.

Произведение «Лес и степь» своеобразное исключение, где писатель, в виде многочисленных зарисовок, описывает красоты средней полосы России и отражает всё величие природы. Рассказ «Лес и степь» подчеркивает талант писателя, завоевавшего сердца любителей литературы.

Рассказ «Лес и степь» выразительно описывает красоту природы в любое время года. Начало произведения открывает события, связанные со сборами и дальнейшим выездом на охоту ранним утром весной. Иван Тургенев детально описывает, как телега покрыта ковров, а в ногах можно увидеть ящик, самовар. Все жители дома еще спят… Слышится храп сторожа.

Телега начинает ехать, а кучер тем временем посвистывает. Дорога, по которой едет телега, пролегает вдоль течения реки, холмов. Через четыре версты начинает светлеть… Слышится пение птиц. Именно эти признаки свидетельствуют о наступлении утра.

В избах зажигаются лучины и слышатся сонные голоса только проснувшихся людей. Тем временем над просторами восходит багровое солнце.

Об активной жизни свидетельствует следующее описание: кони идут крупной рысью, а навстречу им движется стадо из деревни.

События дополняются красивым описанием:

Небольшая гора;

Река, которая протекает среди зеленых лугов;

Пологие холмы, виднеющиеся вдали;

Чибисы, вьющиеся над болотом.

Каждый человек чувствует, насколько легко, вольно дышится.


Следующая часть посвящена описанию летнего утра… В это время охотник прогуливается по лесу и кустам, стараясь найти дичь. На росистой траве удается увидеть его следы. Воздух наполняется травянистыми запахами. В это время подъезжает косарь на телеге, оставляя лошадку в тени. Солнце начинает припекать, прогревая воздух все сильнее. Косарь подсказывает охотнику, где в овраге можно найти источник с холодной водой и близлежащим тенечком. Однако… Внезапно надвигается туча и начинает сверкать молния. От грозы удается укрыться в сарае, потому советы о роднике, который изначально освежил ассоциативный ряд произведения, оказываются ненужными. Ливень вскоре заканчивается, оставляя напоминания о себе в ароматах земляники, грибов.

Следующее описание раскрывает прелести вечерней природы, когда половина неба охвачена зарей, звездами. Всходит луна после того, как темнеет… Наступает время ужина, ночлега. Сквозь небольшое окошко русской избы удается разглядеть стол, на котором уже расставлены блюда к ужину. Эта часть описания, посвященного прекрасной природе и жизни обычных людей, вызывает трепетные эмоции у каждого читателя.

Столь же прекрасно и следующее описание, посвященное беговым дорожкам и возможности поехать в лес на охоту рябчиков. В это время можно насладиться тенью, тишиной. Мошки вьются высоким столбом, и слышится прекрасный голосок малиновки. Но тут! Выскакивает беляк, за которым бежит лающая собака. Описание позволяет понять, как быстро прекрасные мгновения могут смениться жутчайшими обстоятельствами.

Осенний лес также оказывается прекрасным, ведь именно в это время удается поохотиться на вальдшнепов. Кое-где удается заметить золотые листья… Несмотря на живописную природу осени, чувствуется тревога в сердце. Неожиданно начнется черед воспоминаний, стремительно сменяющихся друг друга и показывая быстротечность уходящей жизни.

Охотники не пылают любовью к летнему туману, но Иван Тургенев уверен в прелести таких моментов. Почему? Ничто не может шевелиться в беловатой мгле, но затем туман остается в прошлом и наступивший день подчеркивает яркость жизни.

Безупречный рассказ «Лес и степь» также посвящен описанию степи, где природа оказывается совсем другой. Туда можно доехать только мимо постоялых дворов и через протяженные поля. По дороге удается увидеть женщин с граблями, карету помещика, усталого прохожего с котомкой, небольшие домики, овраги и холмы… И только после этого открывается степь, являющаяся олицетворением другого мира.

В рассказе «Лес и степь» можно встретить описания зимней природы, где бывают высокие сугробы и очаровательные зайчики. Зиму сменяют мартовские проталинки, но именно с весной легче всего расставаться…

Анализ рассказа «Лес и степь»

Иван Тургенев в середине XIX столетия в отечественном журнале «Современник» напечатал ряд рассказов, которые впоследствии были включены в цикл «Записки охотника» и вышли отдельной книгой. Большинство рассказов обладает определенным сюжетом, в котором участвуют персонажи. Природа зачастую дополняет интересные диалоги персонажей. Исключением является рассказ «Лес и степь», литературная форма которого до сих пор не определена. Одни критики уверены в том, что рассказ является очерком, а другие – рассказом.

Рассказ «Лес и степь» не обладает прямой речью. Повествование построено на монологе опытного охотника, имя которого все-таки оказывается известным читателям. Охотника зовут Петр Петрович Каратаев. Он обладает способностью к наблюдению за жизнью и природой, прогрессивными взглядами. Петр Каратаев очень любит родную природу, в которой способен находить многочисленные нотки красоты.

«Лес и степь» может считаться необычным эпилогом к сборнику «Записки охотника» и удивительным гимном и даже одой русской природе, ведь рассказ олицетворяет красоту пейзажа. Основной текст раскрывается после представления эпиграфа, что оказывается «изюминкой» произведения. Тургенев практически не использовал эпиграфы для своих рассказов.

«Лес и степь» - это произведение, которое подчеркивает ценный факт того, что Тургенев является мастером пейзажа. Каждое описание природы, представленной в рассказе или очерке, оказывается совершенным, ведь слова удивительным образом подобраны друг к другу.

Иван Тургенев в небольшом отрывке может передать многочисленные нюансы восприятия природы:

Цвет;

Свет;

Запах;

Звук;

Движение;

Тактильные ощущения.


Все это способствует тому, чтобы каждый читатель сумел представить определенную картину природы, понимая ее удивительную красоту. Красота пейзажей средней полосы России предусматривает использование многочисленных литературных приемов и ассоциаций:

Приемы литературы, раскрывающие писательский талант Тургенева;

Богатая палитра цветов и их оттенков, переданная в словесной форме;

Богатство и разнообразие языковых средств: наречия, глаголы, прилагательные.


Например, Тургенев подобрал сразу три определения для неба:

Бледно-голубое;

Смутно-ясное;

Бледнеет.


Такие определения позволяют представить, как все сменяется и как природа открывает свои различные грани…

Иван Тургенев проявляет мастерство в утонченном владении словом, поэтому он отражает описание природы с особенной эмоциональностью и пониманием русского мира. Стихия природы озаряет внутренний мир обычного человека и определяет его эмоциональное состояние.

Важно отметить, что у Ивана Тургенева осенний пейзаж не вызывает даже капли грусти:

Речные воды радостно, стремительно мчатся;

Роще легко стоять голой, так как она улавливает нотки веселья.


Тургенев старается олицетворять природу:

Осины могут лепетать;

Дуб напоминает могучего бойца;

Липа удивляет красотой.


Более того, Иван Тургенев успешно использует ароматы, с помощью которых почти каждый читатель еще больше погружается в эмоциональные рассказы:

Весна обладает свежим дыханием;

Лето наполняет воздух гречишным медом и горечью полыни;

Зимой удается прочувствовать острый морозный воздух.


Даже звуки находят место в литературном произведении:

Слабый шум деревьев глубокой ночью;

Лязганье косы;

Скрип проезжающей телеги;

Тишина утреннего леса.


Многочисленные описания и правильно подобранные слова способствуют созданию глубокого произведения «Лес и степь», яркой и целостной композиции.

Роль природы в творчестве Тургенева


Иван Тургенев – это, прежде всего, писатель-пейзажист. Почти в каждом произведении природе отводится большая роль. Цикл «Записки охотника» раскрывают удивительные грани пейзажа, каждая из которых способствует созданию подробной и верной композиции. Иван Тургенев проявляет мнение, выражает чувства знающего и понимающего человека. Рассказ «Лес и степь» доказывает, что Тургенев обладает глубоким и задушевным контактом с природой родного края.

Каждое произведение Ивана Тургенева оказывается психологичным, глубоким, верным, близким для каждого человека. Но рассказ «Лес и степь» - особый шедевр, где писатель фактически объяснился в любви родному краю, родной земле. Это настоящий гимн русской природе.

Записки охотника: Лес и степь
Краткое содержание рассказа
“Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, – утверждает автор “Записок”. Его любовь к природе и свободе вполне передается и читателю; талантливые, подлинные картины очищают и вдохновляют душу.
Вот читатель вместе с охотником выезжает весной до зари.
“Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кой-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью…
А летнее июльское утро!.. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух”…
А вот летний июльский вечер. “Заря заныла пожаром, обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою… А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? – пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни…
А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны…
И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши; их надобно искать вдоль опушки. Ветра движенья; ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями… Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются… Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всей своей душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шума”… (Все это лишь отрывки, лишь короткое, предварительное знакомство с удивительным текстом…).
“А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья…
Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана… Над вами, кругом вас – всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, – и вот опять все заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей вышине…
Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам – вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников… Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строеньями, старинным мостом над глубоким оврагом… Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами,… старенький господский дом с своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она, наконец – безграничная, необозримая степь!..
А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега… А первые весенние дни, когда кругом все блестит,… поют жаворонки, и с веселым шумом и ревом из оврага в овраг клубятся потоки… “
В этом месте автор “Записок” прощается с читателем: “весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль”…


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Краткое содержание Записки охотника: Лес и степь – Тургенев Иван Сергеевич

«Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, - утверждает автор «Записок». Его любовь к природе и свободе вполне передается и читателю; талантливые, подлинные картины очищают и вдохновляют душу.

Вот читатель вместе с охотником выезжает весной до зари.

«Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кой-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью…

А летнее июльское утро!.. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух»…

А вот летний июльский вечер. «Заря заныла пожаром, обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою… А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? - пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни…

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны…

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши; их надобно искать вдоль опушки. Ветра движенья; ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями… Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются… Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всей своей душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шума»… (Все это лишь отрывки, лишь короткое, предварительное знакомство с удивительным текстом…).

«А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья…

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана… Над вами, кругом вас - всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, - и вот опять все заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей вышине…

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам - вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников… Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строеньями, старинным мостом над глубоким оврагом… Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы - какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами,… старенький господский дом с своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она, наконец - безграничная, необозримая степь!..

А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега… А первые весенние дни, когда кругом все блестит,… поют жаворонки, и с веселым шумом и ревом из оврага в овраг клубятся потоки…»

© Вольская Инна Сергеевна, 1999 г.

Охота с ружьем и собакой сама по себе прекрасна, но даже если вы не охотник, а просто любите природу, вы не можете не завидовать нашему брату. Какое наслаждение выехать весной из дому до зари! На темно-сером небе мигают звезды, влажный ветерок набегает легкой волной, слышится неясный шепот ночи. Но вот край неба алеет, просыпаются птицы, светлеет воздух. Вот уже золотые полосы протянулись по небу, подул предрассветный ветер – и тихо всплывает багровое солнце. Погода будет славная. Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный дыханием весны!

А кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить летним июльским утром по кустам. Вы раздвигаете мокрый от росы куст, и вас обдает теплым запахом ночи. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Солнце все выше. Вот уже стало жарко. Сквозь густые кусты орешника вы спускаетесь в овраг, где под самым обрывом таится источник. Вы напились и остаетесь в тени, дышите пахучей сыростью. Внезапно налетает ветер. Кругом еще светит солнце, но на горизонте уже слабо сверкает молния. Туча накрывает свод темным рукавом, и вы прячетесь в сенном сарае. Как после грозы свеж воздух, как пахнет грибами и земляникой!

Но вот заря охватила пожаром полнеба, солнце садится. Вместе с росой на поляны падает алый блеск, от деревьев и кустов побежали длинные тени. Солнце село, синеет небо, воздух наливается мглою. Пора домой.

А то заложишь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенками высокой ржи. Лес встречает тенью и тишиной. Вы едете по зеленой дорожке все дальше. Лес глохнет, кругом дремотно и тихо. И как же этот лес хорош поздней осенью, когда в мягком воздухе разлит осенний запах. Вся жизнь развертывается перед человеком, как свиток, и ничего ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шуму.

А осенний, ясный, утром морозный день, когда солнце уже не греет, небольшая осиновая роща вся сверкает, а береза стоит вся золотая, как сказочное дерево. Хороши также летние туманные дни, когда вокруг невыразимо тихо. А в зимний день ходить по сугробам, дышать морозным острым воздухом и щуриться от ослепительного сверкания мягкого снега. А первые весенние дни, когда вокруг все блестит и тает, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей и на проталинках поют жаворонки.

Однако – пора кончать. Весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль…

(No Ratings Yet)

Краткое содержание рассказа Тургенева “Лес и степь”

Другие сочинения по теме:

  1. Вечером мы с Ермолаем отправились охотиться на вальдшнепов. Ермолай – охотник, человек лет 45, высокий, худой, с длинным носом, узким...
  2. Однажды осенью, в середине сентября, я сидел в березовой роще и любовался погожим днем. Незаметно для себя я заснул. Проснувшись,...
  3. Недалеко от моего имения живет молодой помещик, офицер в отставке, Аркадий Павлович Пеночкин. Человек он рассудительный и воспитанный, о подданных...
  4. Дело было в десятых числах июля. Я прилег отдохнуть после удачной охоты на тетеревов, когда ко мне вошел Ермолай и...
  5. Поразительна разница между внешностью и бытом мужиков Орловской и Калужской губерний. Орловский мужик мал ростом, сутуловат, угрюм, живет в осиновых...
  6. В одно прекрасное июльское утро заехал я к моему молодому соседу Ардалиону Михайловичу с предложением поохотиться на тетеревов. Он согласился...
  7. Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. В дороге меня застала сильная гроза. Кое-как схоронился я под широким...
  8. Осенью я бродил с ружьем по полям. Мелкий и холодный дождь заставил меня искать какое-нибудь убежище. У древнего старика, сторожившего...
  9. Лет пять тому назад я попал в Лебедянь в самый разгар ярмарки. Я остановился в гостинице, переоделся и отправился на...
  10. Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них – отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович...
  11. Однажды Ермолай предложил мне поехать в Льгов – поохотиться на уток. Льгов – большое село на болотистой речке Росоте. Верст...
  12. Небольшое село Колотовка лежит на скате голого холма, рассеченного глубоким оврагом, который вьется по самой середине улицы. В нескольких шагах...
  13. В 80-х годах Чехов искал спасения от своего пессимизма в толстовщине (позже, к 1894г Чехов, не найдя с помощью толстовщины...
  14. Года два спустя на Пантелея Еремеича Чертопханова обрушились всевозможные бедствия. Первое из них было для него самое чувствительное: от него...

«Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, - утверждает автор «Записок». Его любовь к природе и свободе вполне передается и читателю; талантливые, подлинные картины очищают и вдохновляют душу.

Вот читатель вместе с охотником выезжает весной до зари.

«Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кой-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью…

А летнее июльское утро!.. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух»…

А вот летний июльский вечер. «Заря заныла пожаром, обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою… А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? - пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни…

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны…

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши; их надобно искать вдоль опушки. Ветра движенья; ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями… Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются… Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всей своей душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шума»… (Все это лишь отрывки, лишь короткое, предварительное знакомство с удивительным текстом…).

«А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья…

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана… Над вами, кругом вас - всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, - и вот опять все заволоклось.