Краткое содержание святогор и микула селянских.

Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольта брать дани-по́дати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.

Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведёт. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.
Едут молодцы другой день до вечера, так же всё пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.

Третий день идёт к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт, как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются.
А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелко́вые. Подивился на него Вольга, поклонился учтиво:
– Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
– Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
– Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-по́дати.
– Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут всё разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шёлковую плёткою. Ну, который стоял, тот сидит, а который сидел, тот лежит.
Удивился Вольга, поклонился пахарю:
– Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.
– Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать – других мужиков не обижать.
Снял пахарь с сохи гужи шелко́вые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.
Проскакали молодцы пол пути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:
– Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
Послал Вольга трёх дружинников.
Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.
Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул. Лемехи травой вычистил.
Дело сделали и поехали богатыри дальше путём-дорогою.
Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли брёвна дубовые на мосту через речку Ореховец.
Чуть взошла дружина на мост, подломились брёвна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.
Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок да и начали злодеев чествовать.
Пахарь плетью бьёт, приговаривает:
– Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города́ хлебом кормят, мёдом поят, а вы соли им жалеете!
Вольга па́лицей жалует за дружинников, за богатырских коней.
Стали люди гурчевецкие каяться:
– Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.
Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.
Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:
– Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?
– Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.
Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном…
Ещё заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.
Тёмная ночь идёт – пахарь хлеб жнёт. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завёл. К вечеру созвал народ на почестей пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать:
– Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!

Святогор ехал через лес. Богатырю хотелось перемен. Хотелось бы с помощью силы богатырской землю на правильное место поставить. Представлял, что если бы на земле был столб до неба и кольцо на нем, он бы дернул его и планета на место стала. На земле царили бы мир и спокойствие. Он выкорчевывал дубы впервые, камни тяжелые разбрасывал, а земля не двигалась. Потом увидел, что впереди кто-то идет, хотел догнать. Но пустив коня рысью не сумел. Потом пустил вскачь, и с трудом догнал мужика. Богатырь хотел поднять сумку селянина, но не смог. Внутри находилась тяга земли. Святогор понял, что исчезла его небесная сила. Спросил у Микулы, где судьбу свою узнать. Тот порекомендовал обратиться в кузницу.

Вывод (мое мнение)

Существуют вещи, которые нам не подвластны, какой силой мы бы не обладали. Смиренно признавая это удастся избежать разочарований. Со стороны Микула казался простым крестьянином, но имел особые дары. Важно не судить о человеке по внешности.

Былины — это эпос, который многие считают выдуманным, называя описанные события сказками. Однако былина все же отличается от фантазии. Несмотря на то, что в сюжете многие вещи слишком преувеличены, ученые находят подтверждение тому, что события могли быть. Как раз былины и знакомят нас с такими героями, как богатыри. Так, былина Святогор богатырь рассказывает нам о самом сильном русском богатыре, которого даже земля не могла носить. Итак, рассмотрим краткое содержание былины, которое поможет ученикам узнать, кто такой Святогор и кто такой Микула Селянинович.

Святогор-богатырь

Святогор и Микула Селянинович

Скучно было богатырю среди утесов, но и на землю не мог он ступить, так как выдержать его вес могли только камни. Мечтает Святогор встретить кого-то, чтобы перекинуться словом, побороться силами, мечтал и о том, чтобы скинуть часть своей силушки. Лес бы рубал, так для него он, что трава. Горы бы воротил, да без надобности данная затея. Задумал Святогор тягу земли найти, тогда бы смешал землю с небом, да не знал он, где искать эту тягу.

И вот однажды, проезжая на своем коне долиной, видит впереди мужика. Пытается догнать его, да не получается. Даже несмотря на то, что Святогор гонит коня во всю прыть, в то время как путник идет медленным шагом, перекидывая с одного плеча на другое свою сумку, не может его догнать Святогор. Только после того, как окликнул Святогор мужика, тот остановился бросив сумку на землю.

Стало интересно богатырю, что в той сумке, так как попытался ее поднять, и никак у него это не получалось. Он и пальцами пробовал, и одной рукой, и двумя. Как такое может быть, чтобы такой сильный человек, не смог поднять обычную сумку. Поинтересовался он у мужика, Микулы Селяниновича, что хранится в ней. И сказал ему Микула, что земная тяга в сумке его.

Святогор и кузнец

Захотелось Святогору судьбу свою узнать и Микула советует ехать ему к кузнецу, который кует всем желающим их судьбу. Долго ехал к Северным горам наш герой и доскакал до кузницы. Старик кузнец ковал волоски и приговаривал: как совьет эти два скованные волоска, так и пара женится. Поинтересовался Святогор и своей судьбой, на что кузнец сказал, что его суженая ждет в старой избушке на краю гор. Но увидел там Святогор не красавицу, а девушку, которую сковала кора. Стало жаль ее богатырю и чтобы облегчить ее судьбу, он воткнул меч в ее грудь. Да не охнула девушка. Развернулся Святогор и давай наутек. А в это время девушка проснулась, увидела меч богатыря, да монеты золотые, что были привезены героем в дар будущей невесте. Встала она и почувствовала, как прибыла к ней сила. Посмотрела на свое отражение в озере и ахнула от удивления, ведь смотрела на нее девица — красавица.

Святогор богатырь и его суженая

На золото девушка покупает корабли, загружает их товаром и начинает заниматься морской торговлей, которая идет у нее удачно. Все хотят посмотреть на красавицу и купить у нее товара. Так странствуя морем, она приплывает к берегам Святых гор. Там и увидел ее Святогор и тут же влюбился, да и девушка ответила взаимностью. Уже после свадьбы жена рассказала мужу, как более тридцати лет кора ее покрывала, а потом вылечилась она и нашла в своем доме деньги. Не стал рассказывать ничего жене Святогор. Так и жила она с мужем на Святых горах, бросив свой торговый промысел.

К новгородскому циклу былин относится рассказ «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения позволяет читателю сравнить два разных образа: племянника князя и простого пахаря-крестьянина. По некоторым сведениям, в этой былине главными персонажами являются два Микула отвечает за земледелие, а Вольга за охоту. Орест Миллер, ученый-мифолог XIX века, нашел в произведении много схожих характеристик между главными героями и покровителями крестьян и охотников.

Встреча Вольги с Микулой

Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о приобретении житейской мудрости и силы. Вольга попросил у Владимира дружину из 30 человек, чтобы пойти с нею за данью. Киевский князь для этого выделяет племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

Выехал в поле, слышит поскрипывание сохи да насвистывание пахаря, а самого мужика не видит. Долго ехал он со своей дружиной, лишь на третий день увидел крестьянина. Во время встречи разговорились Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержание повествует о том, что князь рассказал крестьянину, куда и с какой целью держит путь, а мужик в свою очередь предупредил его о злобных жителях названных городов.

Невероятная сила пахаря

Узнав о том, что ему придется встретиться с настоящими разбойниками, Вольга попросил Микулу поехать с ним, ведь его войску не помешает такой силач, который в одиночку справился с несколькими горожанами. Князь всерьез был обеспокоен тем, что его дружину могут убить и утопить в речке Смородине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рассказывает о том, что крестьянин согласился поехать в город за данью, но, уже отъехав на приличное расстояние от поля, вспомнил, что не вытянул из земли и не закинул за свою соху.

Чтобы не возвращаться, Вольга послал пять своих молодцов, но, оказывается, выполнить задание Микулы им не под силу. Тогда на поле идут еще 10 воинов, но и те не могут рушить соху с места, вся дружина взялась ее выдергивать, но результата никакого. И тут пахарь, будто играючи, вытянул ее из земли и забросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после этого крепко подружились Вольга и Микула Селянинович.

Герои русского эпоса

И вот в город приезжают князь с крестьянином. Мужики сразу узнали Микулу, который побил их в одиночку, когда они пытались отобрать у пахаря соль, и пришли к всадникам кланяться да извиняться. Вольга своими глазами увидел, каким уважением пользуется его новый знакомый, поэтому решил дать ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим наместником и поручил ему собирать дань с мужиков.

Но есть и несколько иная трактовка былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения говорит о том, что на князя в городе напали разбойники, а пахарь его спас. Как бы там ни было, но Микула Селянинович является воплощением народного героя.

Микула Селянович и Святогор

Жил богатырь на Святых горах. На мо­гучем коне, как великая гора, ездил меж ущельев каменных.
То был Святогор-богатырь. Ему сила-могу-та дана непомерная. Святогора да его коня богатырского не носила мать - сыра земля - вот и ездил он на каменных горах.
Как-то спросил Святогор своего коня вещего:
- Хочется мне на Руси побывать. Понесёт ли нас мать - сыра земля, коли спуститься с этих каменных гор?
И проговорил конь речью человеческой:
- Лёгкой поступью поедем - земля вы­держит, а на грунь перейти либо скоком ска­кать - провалимся.
И спустился Святогор с каменных гор, едет лёгкой поступью да и задремал на коне. И проехал он заставу богатырскую, а на зас­таве стояли тогда три богатыря: Илья Муро­мец с Добрыней Никитичем да Алёша Попо­вич-млад. Заметили, усмотрели они следы Святогорова коня: из каждого копыта по печи земли вывернуто, смотреть на следы - страх берёт.
Проговорил тут Илья Муромец:
- Поеду-ка я, братья крестовые, по этим следам, поразведаю, коль не с добрым умыс­лом кто приехал, с нахвальпдиком силой по­меряюсь, ведь в бою мне смерть не писана.
Оседлал он своего бурушку-косматушку и поехал во чисто поле. Едет, коня понужает^ и невдолге настиг-застал наездника. Видит - легко богатырский конь переступывает, по печи комья земли из копыт выворачивает, а на коне великан-богатырь сидит, сидя спит, похрапывает.
Поближе подъехал Илья Муромец и зыч­ным голосом окликнул раз, другой и третий наездника. Богатырь не оглянулся, не от­кликнулся, сидит на коне, сидя спит в седле да похрапывает. Илья Муромец подивился тому, подъехал к наезднику близко-наблизко да тупым концом долгомерного копья ударил по плечам наездника. А наездник сидит, спит в седле, не оглядывается, сидя спит да похра­пывает. Удивился Илья Муромец, рассердил­ся и ударил во всю силу богатырскую наезд­ника в третий раз.
После третьего удара оглянулся богатырь. Оглянулся, повернулся и вымолвил:
- Думал, русские комарики покусывают, а тут богатырь Илья Муромец с долгомерным копьём тешится!
Он нагнулся с седла, ухватил Илью Му­ромца вместе с конём одной рукой, поднял, оглядел и сунул в седельную суму. Ехал так час и другой. Святогоров конь спотыкаться стал, а под конец на коленки пал. Рассердил­ся, закричал на коня Святогор:
- Что ты, волчья сыть, травяной мешок, спотыкаешься, а под конец и на коленки пал? Чуешь, видно, беду-невзгоду над моей головой!
Отвечал Святогоров конь:
- Потому я спотыкаться стал, что вместо одного тебя несу на себе двух могучих богаты­рей да в придачу коня богатырского, а на ко­ленки пал потому, что чую беду-невзгоду над твоей головой.
Святогор-богатырь доставал Илью Муром­ца из седельной сумы, становил его с конём на землю и говорил таковы слова:
- Будь ты, Илья Муромец, моим братом названым. Тебе в бою смерть не писана, а мне такая сила-могута дана, что худо носит нас с конём мать - сыра земля, оттого я живу да разъезжаю по каменным горам.
По чистому полю, по широкому раздолью едут два богатыря: Илья Муромец, сын Ива­нович, да Святогор-богатырь.
Едут, слышат, как орет в поле пахарь, по-нукивает, сошка у пахаря поскрипывает, омешики по камешкам прочиркивают, непо­мерные борозды оратай помётывает, из края уедет - другого не видать.
Тут увидали Святогор с Ильёй возле пашни на обочине малую суму перемётную. Святогор-богатырь поддел за лямки сумочку на конец копья долгомерного, да не может сумочку с земли поднять. Он слез с коня, ухватился за сумочку одной рукой, а сумоч­ка будто в землю вросла: не пгелохнулась, с места не стронулась. Удивился богатырь да двумя руками взялся за малую суму пе­ремётную, а сумочка лежит, не трохнется, не ворохнется.
Рассердился Святогор-богатырь и напряг­ся во всю силу-могуту свою непомерную, сам по колени в землю увяз, пот кровавый на лице выступил, а малая сумочка будто в зем­лю вросла, с места не сдвинулась.
Последние силы богатырь собрал и так напрягся, натужился, что по плечи в землю ушёл, все суставы у него перервалися, все жилы распустилися - да тут богатырю и кончина пришла. На том месте и похоронил Илья Муромец Святогора-богатыря.
А в ту самую пору издали-далече пахарь обратную борозду гнал-метал. Довёл борозду до обочины, сошку в землю воткнул, с Ильёй Муромцем поздоровался:
- Здрав буди, Илья Муромец! Ты куда едешь, куда путь держишь?
- Здравствуй и ты, крёстный батюшка, славный пахарь Микула Селянинович,- от­вечал Илья Муромец и поведал-рассказал о кончине Святогора-богатыря.
Подошёл Микула Селянинович к малой сумочке перемётной, взялся одной рукой, поднял сумочку от сырой земли, руки в лям­ки продел, закинул сумочку на плечи, подо­шёл к Илье Муромцу да и вымолвил:
- В этой сумочке вся тяга земная. В этой сумочке я ношу и тягость пахаря-оратая, и хоть какой богатырь ни будь - не поднять ему этой сумочки.
На том былина и кончилась. Синему морю на тишину, а добрым людям на послушанье.