Крещение в реке иордан. Река иордан делает поворот обратно назад и течет вспять в день праздника крещения господня

После раннего завтрака, с вещами садимся в автобус. Едем через город по крутому спуску, где мы поднимались вчера от берега Галилейского моря. Проехали это чудесное озеро. Здесь нам показали, где вытекает из него река Иордан. Едем в город Ерихон , который находится в восточной окраине Иордании. Он неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Завете. Дорога занимает около часа. Река Иордан течёт с севера на юг, и её длина здесь в 2 раза больше. Название реки Иордан означает спускающаяся, ниспадающая. Вода её по библии целебная. По библейским преданиям был исцелён человек от проказы. Едем по Иорданской долине. Слева от нас вдали видна полоска Мёртвого моря. Жаль, что туда мы не поедем. Уровень мёртвого моря – самый низкий в мире. Справа на горе видим крепость. Рядом проходят поля с саженцами. Между рядов проезжает небольшой трактор и поливает их. Теперь едем по пустыне. Слева и справа пески и камни. Наконец подъехали к реке Иордан. Выходим из автобуса, и идём в тростниковые раздевалки.

Опять надеваем купальник, белые рубахи и идём по ступенькам до реки. Река здесь неширокая 15-20 метров. Вода зеленоватая и непрозрачная. Посредине реки стоит пограничный столбик, по другую сторону находится Иордания, и заплывать далее границы нельзя. Здесь же находится пограничный пост, и пограничники, которые наблюдали за нами.


Наша группа паломников выстроились у воды и вместе с батюшкой стали читать молитвы. Напротив, нас на другом берегу паломники Иордании. У них крещение по-другому, они заходят в воду по щиколотки, священники с молитвой обливают их сверху небольшим количеством воды. Мы же русские — стоим облачённые белыми рубахами в молитвах.

Наш батюшка освящает воду крестом.

Вникаем в смысл священных слов. Множество мух слетелось к нам, они мешают и щекочут ноги. Туристы с того берега с любопытством разглядывают и фотографируют нас. Здесь на реке в библейские времена Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Место очень святое. Наконец наш батюшка с молитвой освятил воду большим крестом. Теперь можно заходить.

Вода показалась прохладной. Окунулась трижды с молитвой «Отче Наш». Ощущения незабываемые. Солнце, вода и Дух Святой. Мне так понравилось, и вода уже не казалась холодной. Теперь идём одеваться в раздевалки, и к автобусу. Снова едем по Иудейской пустыне. Небо сине-голубое, жёлтые пески, местами вдоль дороги растут красивые красочные кусты.

Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка.


Приехали в Ерихон , самый древний город мира к греческому монастырю пр. Герасима Иорданского . Он расположен неподалёку от впадения реки Иордан в Мёртвое море. На этом месте останавливалась Богородица с Младенцем и Иосифом по дороге в Египет.

Монастырь Св. Герасима — один из древнейших в Палестине. Он был построен преп. Герасимом в 455 году. Св. Герасим был родом из Мир Ликийских. Монастырь представлял собой каменную крепость, рассчитанную примерно на 70 монахов. На середине лавры находилась » киновия» (общежитие) для новоначальных. Монахи «достигшие степеней совершенства», помещались в отдельных келиях.

Пять дней недели каждый пребывал в своей келии, не вкушая ничего, кроме хлеба воды и фиников. В субботу и воскресение отшельники собирались все вместе, и по причащении Св. Таин, за общей трапезой вкушали варёную пищу и немного вина. Они не имели никакого имущества, кроме одежды, и, уходя не затворяли дверей своих келий. В пустыне подвизались другие св. отцы; пр. Феоктист, преп. Феодосий и др.


Память святого празднуется 4 марта. Пр. Герасим был столь воздержан, что весь Великий пост пребывал без пищи, довольствуясь только причастием Св. Таин. Преподобного изображают обычно вместе со львом. Этот лев, после того, как Св. Герасим исцелил его, стал преданным и неразлучным «послушником» преподобного, и использовался на монастырских работах.

Со времени арабского нашествия 637 года сведения об монастыре становятся малочисленнее, и затем исчезают. В 12 веке русский паломник игумен Даниил застал в монастыре 20 монахов.

Нынешний монастырь находится в нескольких милях от сада по направлению к Мёртвому морю. Он похож на небольшую крепость в пустыне. Примечательно, что неизвестны ни место погребения св. Герасима, ни сведения о его мощах.

Полы в храме из старинной мозаики. Мне понравилась огромная икона — крещение Иисуса Иоанном Предтечей.


Во внутреннем дворике очень уютно. Монахи нас угощают рисовой похлёбкой с хлебом.

Церковная еда всегда сытна и вкусна. Здесь в углу находится клетка с огромными зелёными попугаями. Справа небольшая церковная лавка.
Едем к следующему монастырю Пророка Елисея . Во дворе сохранилось знаменитое дерево Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя.


Справа от нас источник святой воды. Можно пить, и умыться свежей водой. Заходим в храм.

Далее едем в монастырь «Русская миссия ». Здесь во все стены висят огромные иконы. Мне понравились с библейскими событиями — Крещение Иисуса, где Спаситель сам излечивал больного и т.д.

Снова выходим на улицу, погода стоит очень тёплая. На термометре у входа я заметила температура воздуха +26 С’. Рядом фруктовый сад с лимонами и апельсинами. Далее наш путь в Каранталь к Горе Искушений . На этой горе Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей после Своего Крещения, и здесь же Диавол искушал Его. Автобус остаётся внизу на стоянке, а мы идём 30 минут пешком в гору по каменистой дороге.

Добрались первые до железных ворот монастыря. Здесь находится греческий православный монастырь Искушения , построенный в 4 веке, и недостроенный монастырь на вершине горы. Стучим в двери. Наконец нас услышали, и открыли дверь. Здесь необычные проходы с открытыми сводами. Вместо потолка свешивающиеся склоны горы.

Выходим на длинный балкон, который нависал прямо над пропастью.

Главной святыней монастырского храма является камень, на котором молился Иисус. Мы по очереди в благоговении прикладываемся к нему. Ознакомившись с внутренними помещениями, выходим из храма и спускаемся уже за 15 минут к автобусу. Едем обратно, туда, где нас оставил гид Дмитрий. Ему нельзя ездить сюда, так как у него гражданство Израиля. Такие здесь дикие порядки.
Теперь едем из Эрихона к востоку. Здесь раскинулась удивительная своей каменистой дикостью Иудейская пустыня. Путь проходит по извилистой дороге. Автобус остаётся на стоянке. Со смотровой площадки открывается сказочный вид на пустынную, сезонную реку Нахаль Прат (на иврите) или Вади Кельт (на арабском), которая за многие годы образовала в скале каньон впечатляющих размеров. Длина глубокого и узкого ущелья — около 28 километров, а перепад высоты – более 1000 метров. На дне каньона есть три ручья: Эйн-Прат, Эйн-Мабуа и Эйн-Кельт. Нам на этот раз предстоит спуститься глубоко вниз к храму, что находится в каньоне. Нас предупредили, что некоторые паломники могут остаться наверху. Дорога состоит из больших плит. Местные извозчики с ослами, предлагают свои услуги по крутому спуску, но никто из наших паломников не пожелал. Здесь необычная природа. Горы резко обрываются вниз в виде каньонов.

Постепенно вечереет, воздух насыщен свежестью, и незнакомыми горными запахами. Мы неспешно спустились, последний отрезок пути надо пройти с подъёмом.

Наконец подошли к вратам храма пр. Хозевита , основанный, около 480 г. и посвящён Пресвятой Богородице. В пещерах ущелья, по соседству с храмом, располагались кельи иноков. Некоторые кельи виднелись в почти отвесной стене. Далее идём в пещерный храм Ильи Пророка , в память искушения Христа Дьяволом. По преданию это происходило на этом месте. Здесь скрывался и молился пророк Илия во время трёхлетней засухи. В этой же пещере св. Иаким получил от Ангела известие, что его жена родит долгожданную дочь Марию – Богородицу.

На улице уже темнело. В одном из залов храма балкон выходит на ущелье. Картина необычна перед закатом солнца. Вместо обзора во весь пролёт виднелась каменная стена. Добродушные монахи угостили нас кофейным напитком, чтобы подкрепить наши силы для обратной дороги. Теперь наш путь обратно, нужно подняться по крутому склону извилистой дороги.

Несколько человек согласились ехать на ослах, их сопровождали пешие погонщики. Я не поехала на осле, а пошла пешком, чтобы прочувствовать всю вечернюю красоту гор. Поднялись довольно скоро, и времени потратили почти это — же, за которое спустились. Меня это даже удивило. Вот, что значит освящённый кофейный напиток. Садимся в автобус.
Едем в Вифлеем , который находится в 8 км от Иерусалима по территории Палестины . Наш Гид опять нас временно покинул, так как ему нельзя находиться на чужой территории. На улице уже темно. Приехали в гостиницу, разместились по своим номерам. Номер у нас немного прохладный. Включаем кондиционер, но он, то перегревает комнату, то отключается.



Крещенское чудо Иордана, дерево Винни-Пуха и леший.

Быть на Святой Земле и не окунуться в реке Иордан — это все равно что не быть в Израиле вовсе. Потому как вот уже более двух тысяч лет Иордан — одна из главных точек христианского паломничества.

Именно здесь Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Именно здесь было первое явление Пресвятой Троицы. Здесь началось спасительное служение Иисуса Христа. Иордан считается величайшим местом поклонения, связанным с земной жизнью Спасителя. А погружение в эту реку паломники называют "вторым крещением", после которого у многих жизнь меняется, происходят исцеления от болезней и другие чудеса.

Ярденит.

Ярденит. Символическое место Крещения. Здесь Иордан красив и широк.

Как оказалось, на Святой Земле окунуться в святой Иордан можно не только в христианском центре "Ярденит", куда в первую очередь везут группы верующих и туристов. Ярденит считается символическим местом, хорошо оборудованным для посещения. А вот истинное место крещения Христа находится совершенно в другой стороне, неподалеку от Мертвого моря, куда проезд со стороны Израиля до последнего времени разрешался лишь дважды в год: в Великий Вторник на Страстной седмице и в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления. Нынче доступ к подлинному месту крещения у городка Вифавара открыт круглый год, но доезжают туда только самые настойчивые паломники. Туристы ограничиваются погружением в Ярденит.

Сразу скажем, что Ярденит выглядит гораздо чище и приятнее, чем истинное место крещения у Вифавары. Во-первых, Ярденит — самая широкая и глубоководная часть Иордана. В нем даже поплавать можно, тогда как Иордан у Вифавары переплывать категорически запрещено — можно случайно оказаться в соседнем государстве — Иордании, и нажить множество проблем с возвращением на Святую Землю!

Во-вторых: на Ярдените нет блокпостов и сидящих рядом с паломниками девушек в военной форме с автоматами наперевес. Вода в Ярдените чистая, бирюзовая, тогда как в истинном месте Крещения Христа она мутного желтого цвета из-за глинистых почв.

Наши белые рубашки для погружения (купленные заблаговременно еще в Назарете за $4, тогда как возле Иордана их продают уже по $8—12) после погружения в Вифаваре были желтоватые, а самые правильные — кто трижды с молитвой окунулся в Иордан с головой, потом еще долго смывали с волос песок. И все же Иордан есть Иордан. Одно только осознание, что ты погружаешься там же, где и Спаситель, наполняет сердце неимоверным трепетом. А после погружения благодать в душе — непередаваемая. Действительно было ощущение второго крещения, полного обновления.

Дерево Винни-Пуха.

Побывали мы еще и на одном из трех истоков Иордана, который красивым водопадом стекает с горы Ермон (Хермон) и бурлит в камнях и деревьях. Кстати, в зимний период здесь — лыжные трассы.

После любования водопадом сестра Елена повела нас горными тропками через подвесной мостик к… "дереву Винни-Пуха", расположенного аккурат на обрыве. По традиции, туристы спускаются к дереву и залезают в углубление в стволе, которое столь огромно, что в нем можно даже спрятаться! Сфотографироваться в "дупле" с высунутой головой, размахивая руками, — "святое дело"!

После веселой фотосессии сестричка рассказала нам древнюю историю этих мест.

"О пещерах горы Ермон говорят, что их невозможно измерить. Легенды даже повествуют, что Моисей, которому Господь так и не дал возможности дойти до Земли Обетованной, страстно просил Господа, чтобы Он дал хотя бы возможность пройти через пещеры горы Ермон. Исток Иордана плавно течет по равнине, и, попадая в гористую местность, пробивает себе путь в застывшей лаве и нагромождении скал. Оба берега густо покрыты высокими деревьями и кустарниками. Может поэтому жители в древности назвали город Паниас (в честь греческого бога лесов Пана, израильтяне называют его Банияс). В нише, высеченной в скале, была статуя Пану, густо покрытому шерстью. Пан как божество стихийных сил природы наводил на людей панический страх, отсюда слово "паника". Христиане причислили Пана к бесовскому миру, именуя его бесом полуденным, а город Паниас еще звали городом лешего".

В городе лешего.

"Видимо, город был основан в 4—3 веке до Рождества Христова, — продолжает наш гид. — А под нишей в скале, где стояла статуя Пана, до сих пор сохранилась греческая надпись с упоминанием нимфы Эхо. Паниас попал во владения Птолемея, преемника Александра Македонского. В 200 году до Рождества Христова город Паниас упоминается как место битвы между птолемеями и селевкидами, правившими в Сирии. Когда римляне захватили Иудею, император Август подарил Паниас своему другу, Ироду Великому, и тот выстроил святилище в честь Августа возле пещеры с каменными нишами.

Словом, это было культовое языческое место. Во времена правления сына Ирода Филиппа Паниас даже был столицей округа, Ирод переименовал его в Кесарию Филиппову. Вот именно под таким названием город упоминается и в Евангелии: "Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников своих: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?", и когда Петр ответил: "Ты Христос — Сын Бога Живого", тогда Иисус сказал: "Ты — Петр, и на сим камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то и будет связано на небесах. И что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах".

Поэтому это место для нас очень важное. Здесь Господь символически "вручил" Петру ключи от Царства Небесного и указал путь спасения человечества.

Кроме того, из Кесарии Филипповой была родом святая Вероника — женщина, которая, по преданию, 12 лет страдала от кровотечений, а дотронувшись до края одежд Господа, исцелилась. Именно из Кесарии Филипповой Господь с тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — отправляется на гору Фавор, где было Преображение Господне". Даже сегодня разрушенный Паниас с остатками каменных ниш и колонн производит сильное впечатление. Кстати, в этом истоке Иордана воду можно просто зачерпывать и пить — настолько чистой она стекает с гор.

Святой Иордан.

Вообще воды Иордана считались святыми и чудотворными еще с ветхозаветных времен.

"Первое чудо произошло во времена Иисуса Навина, который вел еврейский народ в Землю Обетованную после смерти Моисея, — рассказывает монахиня Елена. — Евреи подошли к реке со стороны Иордании. Тогда Иордан был намного полноводнее и глубже. Пешком, как сейчас, через него не перебраться. Так вот, когда евреи с Ковчегом Завета стали погружаться в Иордан, воды расступились, как в Чермном море (с церк.-слав. — "Красное море"), пока Иисус Навин с Ковчегом не перешли на другой берег".

Чудеса.

В наше время самое большое чудо в Иордане происходит как раз на праздник Крещения Господня. Точнее, на сочельник, накануне Крещения, когда на Иордане совершается водосвятный молебен. Воду освящает обычно патриарх Иерусалимский или кто-то из архиереев, назначенных им.

"Согласно Евангелию, когда Господь крестился, воды Иордана повернулись вспять. Во время освящения воды, по традиции, в воды трижды погружают крест. Так вот что интересно: когда погружают крест первый раз — течение Иордана немножко приостанавливается. После второго раза в реке появляется небольшой водоворот, в виде воронки. А после третьего — Иордан начинает течь в обратном направлении. В этот момент люди стараются бросить какой-то предмет, чтобы убедиться, что это не выдумка. Брошенный ими предмет действительно плывет в другую сторону", — говорит сестра Елена.

Исцеления.

Вообще, у реки Иордан очень много чудес происходит.

"Одна из паломниц в моей группе целую историю пережила, — вспоминает наш гид. — У женщины была хорошая работа, а семейная жизнь не складывалась, хотя ей уже около 40. И еще ее квартиру все время грабили, где бы она ни жила. Однажды ее матери приснился сон о том, что дочь окунается в Иордане, после чего ее жизнь меняется. Дочь, хоть и не сильно верующий человек, поддалась на уговоры мамы и приехала вместе с ней на Святую Землю. И тут начались приключения. Во-первых, у этой дочери какая-то негативная реакция на темнокожих. А нас на Иордан мало того, что водитель-араб вез, так на Иордан еще и толпа темнокожих туристов прибыла. Кроме того, на реке тогда была аномально холодная вода, войти было крайне сложно. Стоим в очереди, среди темнокожих, а мама еле дочь сдерживает — у последней какое-то беснование началось, она рвалась назад в автобус. В итоге я попросила людей пропустить беснующуюся женщину вперед. Только она как ступила в холодную воду — тут же бросилась наутек. Все, что я успела, это водой Иордана побрызгать ее спину. И что вы думаете? Через полгода мне написала ее мама, что дочь изменилась, встретила свою любовь, кроме того, ее квартиру перестали наконец грабить. Через год они с мамой снова приехали и уже окунулись в Иордане как положено. В этом году мама приболела, так дочь просто окунула в Иордане ее белую рубашку".

Я тоже окунула свою рубашку в Иордане, а в гостинице тщательно просушила, и храню как память о своем погружении, как и свидетельство с датой своего погружения — читай дату своего второго Крещения. И, конечно, у меня тоже случилось маленькое чудо. После окунания в реку Иордан я перестала страдать бессонницей, и впервые за многие годы сплю спокойно всю ночь.

Редакция благодарит наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Павла за помощь в организации паломнической поездки.

Flickr.com, grandpamony

Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.

Вифара за Иорданом

В Евангелии от Иоанна указывается адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель - недалеко от селения Вифавара за Иорданом. Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.

Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия в городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли с указанием всех христианских святынь.

Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки в местечке Вади эль-Харар (на территории современной Иордании).

Кроме того, в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды на данный момент уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита, на которой, как предполагают, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа. Именно эта колонна часто упоминается в письменных источниках паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

После бурных дебатов ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Читать еще

Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар - величайшая христианская Святыня.

Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Считается, что храм основан на том самом месте, где Иисус Христос оставил свою одежду перед тем, как окунуться в воды библейской реки.

Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.

Ярденит в Израиле

Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль , хотели бы иметь возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан.

Но река Иордан практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой стороны находятся под пристальным наблюдением военных.

С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря). В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит.

Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан на Иисуса сошел святой дух в виде голубя: “И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” . (Мк. 1, 9-11) Именно эти слова, написанные на мемориальной стене на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.

Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять напрокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, различную сувенирную и косметическую продукцию земли Израиля.

В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают “рыбой Святого Петра”.

История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы. Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

Ежегодно сотни тысяч христианских паломников со всех уголков земного шара посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, которые совершают здесь обряд Крещения.

Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: “Можно ли пройти обряд крещения еще раз, но на этот раз в водах реки Иордан?”. Дело в том, что крещение - это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую - в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той или иной конфессии.

Паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.

Как добраться: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.

Часы работы:

понедельник - четверг: 08:00 - 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 - 17:00

Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).

Иисуса Христа крестил Иоан Креститель в водах реки Иордан. Хоть по современному её руслу и проходит граница между Иорданией и Израилем, за две тысячи лет русло сместилось и историческое место крещения Христа осталось на территории Иордании.

Православные и католические паломники по-разному относятся к этому месту. Католики в целом спокойно, а вот православные почитают особенно рьяно.

Сама река шириной метров десять. Один берег Иорданский, другой Израильский. Несмотря на то, что Иордания спокойная и безопасная страна, отношения с Израилем у них не очень. Особенно чувствуется это на реке.

По факту это приграничная зона, и запрещены все контакты с людьми на том берегу. Забавно на это смотреть в тот момент, когда с обоих сторон преимущественно русские туристы.

У православных принято залезать в воду и окунаться три раза, подражая библейским событиям. Для этого на входе продают специальные балахоны, чтобы не нырять голышом. Правда, не многие догадываются остаться в белье под балахоном. После водных процедур тонкая хлопковая ткань налипает на тело и может случится легкий конфуз...

Пропускной пункт, где проверяют и досматривают туристов. Организованные группы не сильно кошмарят, просто сверяют с гидами списки:

3.

Тропинка к месту крещения организована очень хорошо. От палящего солнца укрывает навес:

6.

Это - историческое место крещения. Сейчас тут развалины и странная лужа:

7.

Вокруг идут раскопки. На сегодняшний день здесь обнаружено пять храмов построенных с пятого по тринадцатый века. По концентрации религиозных сооружений и сделали вывод об истинном месте крещения:

8.

Ближайшее же место на изменившемся русле сейчас протекает тут. С Иорданской стороны построена деревянная платформа с навесом. У израильтян все монументальнее:

9.

Во время нашего визита с другой стороны тусовались итальянцы. Ребята вели себя очень бодро, пели песни, играли на гитаре:

10.

Вообще, со стороны Израиля туристов значительно больше. Не протолкнуться:

11.

Если с израильской стороны доступен лишь небольшой лягушатник, обнесенный буйками, то со стороны Иордании - все пространство реки открыто для водных процедур:

12.

На середине очень сильное течение. Вода чистая, но мутная из-за песка и глины:

13.

14.

Охрана правопорядка на израильской стороне:

15.

А со стороны Иордании никого из военных я не видео. При желании можно было поднырнуть под буйки и вынырнуть в Израиле. Правда, боюсь, досмотр в этом случае будет даже покруче, чем в Бен Гурионе:

16.

Рядом с местом крещения много пещер, которые, как считается, были убежищем от жары и зноя в стародавние времена:

17.

Греческая православная церковь:

18.

19.

Еще одно знаковое место для христиан - холм вознесения Пророка Илии:

20.

Отсюда, если верить преданию, пророк унесся на огненной колеснице:

21.

Неподалеку есть еще несколько церквей других конфессий:

22.

А это русский паломнический центр. Король Иордании отдал гектар земли под этот комплекс, и сегодня у наших соотечественников есть возможность посещать культовое место с комфортом:

23.

Открывал центр президент России и король Иордании:

24.

Разумеется, во главе всего - русский православный храм:

25.

26.

В ближайших постах я расскажу еще много всего об Иордании, будет интересно! Stay Tuned!

27.

Дорога к Иордану вспоминается прежде всего как сочетание желто-бурого цвета пустынных равнин, небесно-голубого озера Кинерет, бледно-лазурного Мертвого моря. А между ними – зеленовато-желтая вода Иордана. Плюс ярко-зеленые оазисы оливковых рощ, виноградников, банановых и финиковых садов, пальмовых плантаций.

Священная река Иордан. Окунувшись в ее воды, каждый христианин ощущает
неизъяснимую благодать, очищение от грехов и неопровержимую реальность
произошедшего здесь великого события – Крещения Господня

Кинерет

Несколько часов езды от Иерусалима, и вот оно – море Галилейское, или, по-другому, Тивериадское (Геннисаретское) озеро, ныне вернувшее себе древнее название Кинерет. Дорога плавно огибает береговую линию, открывая взору водную гладь. С высоты окружающих холмов оно кажется куском неба, опрокинутым на землю. Нам это озеро известно прежде всего из библейских текстов. Фактически вся история до прихода Иисуса в Иерусалим разворачивалась на его берегах. Именно по этому озеру, «аки посуху», ходил Христос. На этих берегах после Воскресения явился своим ученикам, которые вернулись без единой рыбы после ночного лова. Тогда по слову Спасителя произошел необыкновенный улов, который не могли вместить сети. Здесь и сегодня вылавливают около 2000 тонн рыбы в год, большая часть которой – знаменитая рыба святого Петра, или тиляпия. Игумен Даниил, посетивший эти места в XII веке, писал о Генисаретском озере: «Рыбы в нем очень много, и есть одна рыба, дивная и чудная, эту рыбу и Христос любил есть, очень вкусная рыба. И я сам ел много раз эту рыбу, когда был в Тивериаде». Сегодняшние паломники тоже не отказывают себе в удовольствии отведать тиляпии, несмотря на немалую цену.

Ярденит

Еще полчаса пути, и автобус заруливает на просторную стоянку, плотно заставленную машинами. Выложенная каменными плитами дорожка, обрамленная пальмами, ведет к красивому современному зданию. Широкие двери постоянно открываются, пропуская группы людей, говорящих на разных языках, – здесь священники и монахи, паломники и экскурсанты. Одни, едва войдя внутрь, сразу бросаются в магазин сувениров, другие спешат на берег реки, оборудованный удобным спуском в воду. Эта суета не сразу позволяет осознать тот факт, что перед нами Ярденит – заводь в Иордане, в которую мечтают окунуться христиане всего мира. Мутноватая вода мирно течет между зелеными берегами так же, как текла она и две тысячи лет назад. И лишь постепенно до тебя начинает доходить: ведь именно в этих водах Иоанн Предтеча крестил сынов Израилевых, здесь принял крещение Христос.

В воду Иордана безостановочно погружаются все новые верующие. И едва только человек ступает в неспешный поток, его лицо будто преображается. Несколько минут назад на нем читалась усталость от долгого пути или азарт приобретателя сувениров, и вот уже его черты разглаживаются, и на них проступает совсем другое выражение – благоговения и ожидания чуда. Строго говоря, крещение Иисус Христос принял не здесь. Но разве это так важно? – ведь святыми считаются сами воды Иордана! И вполне естественным кажется, когда к самым ногам верующего вдруг подплывает огромный сом или среди камышей бесстрашно высовывает любопытную мордочку выдра.

На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках написаны евангельские слова: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9–11).

Вифавара

Так где же все-таки произошло Крещение Господне? Считается, что ниже по течению Иордана, примерно в пяти километрах от его впадения в Мертвое море. Здесь исстари существовала переправа через реку, а во времена царя Давида даже действовал паром. За двенадцать столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский по пути в Землю Обетованную. Сейчас это территория Королевства Иордания, и река служит границей между ним и Израилем.

Из всех евангелистов только св. апостол Иоанн Богослов указал место Крещения Господня: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). Точно определить его помогло изучение евангельского повествования и записей паломников византийского и более поздних периодов. С 1967 года, со времени «шестидневной войны», это место было закрыто для верующих, и только несколько лет назад оно стало доступным для туристов и паломников, которые теперь ежегодно становятся свидетелями чуда: в день Крещения Господня воды Иордана поворачивают вспять. В этот день от стен греческого монастыря Иоанна Предтечи, находящегося в полукилометре от реки, начинается крестный ход. Процессия, ведомая Иерусалимским Патриархом, спускается к Иордану, на берегах которого уже толпятся тысячи верующих. Здесь Патриарх служит водосвятный молебен, по окончании которого он троекратно выпускает в небо по одному белому голубю – это символизирует явление из воды Святого Духа. Процессия спускается прямо к реке. Здесь Патриарх троекратно опускает крест в воду. И происходит чудо. Вода начинает бурлить, и Иордан поворачивает вспять под ликующие возгласы собравшихся.

Дом паломника

В 2006 году правительство Иордании приняло историческое решение: передать Российской Федерации в бессрочное и безвозмездное пользование участок земли у реки Иордан в евангельской Вифаваре – для устройства русского паломнического центра.

В ноябре 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил паломничество на Иордан. «Освящая воду, мы призываем силу благодати Божией, силу Духа Святого, чтобы она соединилась с природным естеством оды и наполнила воду, которая при этом продолжает сохранять все свои физические и химические качества, силой иного бытия. Мы знаем, что так и происходит и святая вода, обладая этой силой, вспомоществует людям в болезнях, печалях, воздыханиях», – сказал Патриарх.

И вот шесть лет спустя, 26 июня 2012 года, состоялось освящение странноприимного дома и часовни при нем. Его совершил Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. Вечером того же дня Президент России Владимир Путин возглавил церемонию открытия странноприимного дома.

А 13 ноября 2012 года в странноприимный дом на реке Иордан прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил великое освящение воды Иордана у Русского дома паломника. «Освящая воду, мы призываем благодать Святого Духа, чтобы она соединилась с физическим естеством воды и наполнила воду силой иного бытия. Знаем, что так и происходит – святая вода помогает людям в болезнях, в печалях», – сказал Патриарх Кирилл.

Комплекс состоит из основных и вспомогательных зданий общей площадью 8,5 тыс. кв. м и включает в себя паломническую гостиницу, храм, трапезную, дом приема почетных гостей, инженерные сооружения. И если, по промыслу Божию, в этом регионе сохранятся мир и согласие, православные верующие смогут беспрепятственно приезжать в Русский дом паломника как со стороны Иордании, так и со стороны Израиля, чтобы именно здесь, в Вифаваре, приобщиться к великому таинству Крещения Господня.

Советы паломнику

Ваше паломничество начинается уже в аэропорту. Регистрация на рейс – за 3 часа до вылета. Сотрудники авиакомпании (как на территории РФ, так и на израильской территории) могут задавать вам самые разные и неожиданные вопросы. Отвечайте спокойно, без раздражения, не пытайтесь иронизировать или разговаривать на отвлеченные темы.

Обувь

Обувь должна быть удобная, проверенная, желательно не новая. Возьмите с собой запасные туфли (ботинки, кроссовки) и тапочки, а также пластырь (и привычная обувь иногда начинает натирать ноги).

Одежда

Одежды должно хватить на всю поездку. Ваше пребывание на Святой Земле будет очень насыщенным, а стирать, сушить и утюжить вещи будет некогда. Поэтому предпочтение отдавайте немнущимся, удобным и компактным вещам. Не забудьте зонтик или легкую куртку. Желательно иметь с собой полотенце и резиновые тапочки, а также купальный костюм, солнцезащитные очки и крем, а также увлажняющие кремы.

Для посещения церквей просьба одеваться соответствующим образом: вам не позволят войти в храм в шортах и слишком открытых платьях, колени и плечи должны быть прикрыты.

Сувениры

Святыни, которые вы сможете приобрести в Израиле:

33 свечи, связанные в пучок и символизирующие количество лет Христа;

Масло от Гроба Господня;

Воду из Иордана;

Вино из Канны Галилейской;

Маленький деревянный крест со святой землей, который обычно паломники несут с молитвой по Крестному Пути;

Иконы и книги (путеводители по Израилю).

Омовение в реке Иордан

Для омовения нужно иметь специальную длинную сорочку с рукавом. Ее можно взять из дома или купить в Израиле, непосредственно у реки Иордан, по цене от 5 до 25 долларов. Под рубашку лучше надеть купальник: белая ткань при намокании становится прозрачной. Если пользуетесь своей рубашкой, вам придется оплатить услуги раздевалки – 2 доллара.

Требы

Почти во всех храмах на Святой Земле требы принимаются на пожертвование примерно около 1 доллара. Просьба заранее подготовить дома все записки, чтобы не тратить время, которого будет мало на святых местах. Напечатайте примерно по 30 одинаковых записок о здравии и упокоении на русском языке (печатными буквами), по 10–15 имен в записке.

Чаевые

Обслуживающему персоналу, гиду и водителю принято оставлять чаевые. Рассчитываются они, как правило, по 1–2 доллара с человека в день для водителя и для гида. Необходимо также взять с собой деньги для оплаты входа в святые места, закрытые для общего доступа. По стандартной программе это, как правило, составляет около 25 долларов.

Борис Владимиров