Крещенская вода как всепланетное явление. Крещенская вода: когда набирать, время активности

19 января великий праздник в жизни христианин. Он посвящен событиям, когда Иисус Христов был крещен в реке Иордан в возрасте 30 лет. Этот день именуется Крещение Господне и Богоявление. Освящение воды на крещение стало уже традиций, так как крещенская вода – это уникальная вода. Есть много верований, что такая вода способна исцелять и очищать. Даже ученые, после многочисленных исследований, подтвердили, что крещенская вода по своему составу и свойствам схожа с водами, которые текут в реке Иордан, где некогда был крещен Иисус. Возьмите с собой пирожки с вишней из дрожжевого теста в духовке: рецепт с фото .

Именно поэтому, большинство верующих на Крещение отправляются в храм и на освященные открытые источники, чтобы набрать в них воды. Учитывая, что 18 января также является праздничным днем, Крещенским сочельником, и вечером этого дня в храмах проводятся службы и освещение воды, то встает вопрос, когда набирать Крещенскую воду 18 или 29 января?

Разница между крещенской водой 18 и 19 января
Первое освещение крещенской воды проходить вечером 18 января, ближе в полуночи. Второе освещение совершается 19 января. В это время можно приходить со своей тарой и набирать крещенскую воду для хранения дома. Отвечая на вопрос, когда набирать Крещенскую воду 18 или 19 января, следует отметить тот факт, что освещение воды вечером 18 января и 19 января проходить совершенно одинаково. Освящение воды проходить одним чином, используются одни и те же молитвы, поэтому разницы между крещенской водой 18 и 19 января нет. Запасы воды в разные дни обладают такими же свойствами и годятся для применения с целью очищения, исцеления.

Научно доказано, что крещенская вода не портится. Хранить ее можно на протяжении долгого времени, она сохраняет свои уникальные свойства. Это касается и той воды, что набрана 18 января, и той, что набрана 19 января. Вода 18 и 19 января является крещенской только после процедуры освещения воды церковнослужителем. Службы, которые проходят вечером 18 января являются тоже праздничными, как и службы, проходящие 19 января, поэтом набирать Крещенскую воду можно и в тот и в другой день.

Бытует мнение, что наиболее ценная крещенская вода, которая обладает сильными активными свойствами, это та вода, которая была набрана в ночь с 18 на 19 января. Однако, церковнослужители подчеркивают тот факт, что разницы между водой нет, и что можно приходить набирать воду как в ночь с 18 на 19 января, так и весь последующий день.

Следует помнить, что в первую очередь действие святой воды зависит от веры человека. Так как вода 18 и 19 января является крещенской, следует понимать ее значение в религиозном мире. Согласно Библии, вода есть олицетворение всего живого на Земле. Поэтому, набирать и употреблять Крещенскую воду следует только со светлыми мыслями, произнося мысленно молитвы.
Освящение воды в день Богоявления по своим благодатным свойствам схоже с водоосвящением на таинство Крещения. Освященная вода на день Богоявление и вода к таинству Крещения имеет даже одно и то же название – Великая Агиасма.

Ежегодно вода на Крещение освящается дважды, и разницы между такой воды нет.

Что нельзя делать со святой водой
Несмотря на то, что крещенская вода универсальна в использовании, есть несколько строгих запретов, когда такую воду нельзя использовать:
Крещенскую воду нельзя использовать с целью гадания и свершения каких-либо магических ритуалов.
Нельзя поддерживать действиями суеверия, которые связаны со святой водой. Например, о том, что для достижения наивысшей благодати следует набрать крещенской воды в трех разных храмах.
Нельзя использовать крещенскую воду с целью очищения от грехов. Это возможно только на исповеди.

Когда Иисус, который не нуждался в очищении души, вошел в реку Иордан, он своей Самим Собой очистил всю водную стихию, без которой невозможна человеческая жизнь. Поэтому относится к крещенской воде и к празднику Богоявления следует почтительно. А когда набирать крещенскую воду 18 или 19 января решается индивидуально, в зависимости от свободного времени.

ВСЯ ЛИ ВОДА СТАНОВИТСЯ СВЯТОЙ НА КРЕЩЕНИЕ, ВОДА ИЗ-ПОД КРАНА СТАНОВИТСЯ СВЯТОЙ В КРЕЩЕНИЕ? Вся ли вода становится святой на Крещение? В ночь на 19 января ежегодно православный мир отмечает один из главных праздников - Крещение Господне. В этот день христиане вспоминают величайшее событие - крещение Иисуса Христа на реке Иордан.

С Крещением связано немало предрассудков. В канун праздника иерей Георгий Воробьев, являющийся настоятелем храма в честь священномученика Андроника, рассказал журналистам «АиФ-Прикамье» о самых распространенных ошибках и заблуждениях, касаемых Крещения Господня.

Вся ли вода становится святой на Крещение и становится ли святой в Крещение вода из-под крана?

В народе существует поверье, что в Крещенскую полночь, с 18 на 19 января, вся вода становится святой. И якобы из-под крана также течет святая вода. По этой причине многие считают, что не обязательно идти за святой водой в храм, а можно набрать ее дома. Ответ иерея Георгия Воробьева: Крещенской водой является та вода – над которой священнослужитель совершил особый церковный обряд - Чин Великого освящения воды. Этот чин совершается накануне праздника – 18 января, в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещение Господне, 19 января. На этот вопрос ранее изданию «Православная жизнь» ответил архимандрит Спиридон (Ходанич). По его словам, если вникнуть в молитвы и особенности чина освящения воды на Крещение, то становится очевидным, что святой является только та вода, которую освятили священнослужители в храме или на реки (водоеме).

Из ответов представителей Православной церкви можно сделать вывод, что освященной (святой) в Крещение Господне является вода, над которой священником был совершен особый чин освящения.

МОСКВА, 18 января. /ТАСС/. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения воды в четверг, Крещенский сочельник, и в пятницу, 19 января, в праздник Крещения Господня. Торжественные богослужения пройдут в храме Христа Спасителя и Богоявленском соборе в Елохове, сообщил пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.

"По древней традиции великое освящение воды совершается дважды: в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня 19 января. В навечерие Богоявления, то есть Крещенский сочельник, патриарх совершит литургию и чин освящения воды в храме Христа Спасителя. Затем, вечером 18 января, всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе. В праздник Крещения Господня предстоятель совершит литургию и чин освящения воды также в Богоявленском соборе, для которого этот праздник является престольным", - рассказал Волков.

День Крещения Господня называется также Богоявлением, так как, согласно Евангелию, в момент крещения Иисуса в водах Иордана Бог был явлен в трех своих ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа. В канун праздника, в сочельник, полагается строгий пост.

Крещенская вода

Крещенская вода считается великой святыней, ее пьют для прибавления духовных сил и здоровья, окропляют ею жилища.

"Абсолютно непринципиально, когда принести домой освященную воду - 18 или 19 января, - рассказал ТАСС настоятель Богоявленского собора в Елохове Александр Агейкин. - Но если говорить о традициях нашего первопрестольного города, то многие хотят взять воду, освященную предстоятелем Церкви. И поэтому еще со времен патриарха Сергия предстоятель всегда совершает это освящение сам. Не каждый житель Москвы сможет отстоять очередь в храм Христа Спасителя, поэтому у патриарха есть традиция освящать воду в Крещенский сочельник - в храме Христа Спасителя, а в сам день праздника - в Богоявленском соборе".

Чтобы принять участие в богослужениях, на престольный праздник в кафедральный Богоявленский собор - один из известнейших и красивейших храмов Москвы, который не закрывался и в советские времена - 18 и 19 января стекается множество народу. Поэтому уже не первый год власти столицы перекрывают для автомобильного движения Елоховский проезд на время праздника. В этом году автомобилисты не смогут проехать здесь с 07:00 18 января до 17:00 19 января.

Народная традиция

Водосвятие совершается также на реках и озерах. Традиционные русские купания в крещенских прорубях является народной традицией, а не религиозной, и символизируют праздничное ликование и молодецкую удаль. Патриарх Кирилл поддерживает смельчаков, но призывает относиться к таким погружениям с благоговением, помня, что это не развлечение, не часть фольклора, а это участие в таинстве соприкосновения со святыней.

"На Крещение важнее пойти в храм, а не окунуться в прорубь", - отметил митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала "Россия 24 " в преддверии праздника. Он подчеркнул, что обычай купания - это не часть церковной традиции, но ничего плохого в нем нет, если только человеку это позволяет здоровье и организм достаточно подготовлен. Владыка Иларион рассказал, что и сам каждый год погружается в прорубь, но делает это не только в этот день.

В этом году в Москве при содействии властей оборудованы 59 купелей с раздевалками и удобными входами в воду. Возле них будут дежурить спасатели и медики.

В ночь с 18 на 19 января в эту необычно теплую зиму синоптики обещают в столице морозы. Температура опустится до минус семи-девяти градусов, ожидается также сильный, порывистый ветер.

19 января празднуется великий православный праздник – Крещение. В этот день вся вода обладает благодарными свойствами, поэтому используется для очищения тела, придания сил и крепости духу. Крещенскую воду употребляют внутрь, в ней купаются, освящают дом и скотину. Именно поэтому каждый православный человек должен знать, когда святят воду на Крещение 18 января или 19 января. В этой статье мы рассмотрим, когда правильно набирать и святить воду на Крещение, и основные традиции праздника.

Особенности воды на Крещение

В преддверии Крещения после праздничной службы в храмах происходит великое очищение воды. Оно так называется из-за торжественного обряда, который заключается в упоминании события, ставшего первообразом таинства омовения грехов водой. Речь идет о крещении Иисуса, который освятил собой воду в реке Иордан. Поэтому вода в этот день называется крещенской. Водосвящение происходит дважды. Первый раз 18 января, а второй раз – в сам праздник.

Освящение воды на Крещение Господне или Богоявление, а также на Сочельник Крещения происходит одинаково. Поэтому освященная в эти дни вода ничем не отличается. Чтобы освятить воду, необходимо прийти во двор храма, где в эти дни стоят большие очереди. Если человек не может прийти в храм из-за болезни или того, что живет слишком далеко от храма, он может набрать воду в крещенскую ночь из любого водоема. Такая вода также считается крещенской, однако она не приобретает метафизическую силу святой воды.

На праздник Крещения вода в храме освящается по особому чину. Поэтому такая вода является не только святой, но и крещенской. Отношение к такой воде должно быть особое. После Крещение воду необходимо хранить в доме, чтобы она защищала его от нечистой силы, а людей – от болезней и проблем. Однако запасаться водой не следует. Ведь такое отношение считается жадностью.

Когда набирать и святить воду

Многие считают, что вода в Сочельник и на Крещение имеет разные свойства. Однако двойной чин освященной воды присущ только Русской Церкви. Считается, что наибольшей силой обладает вода в ночь на Крещение. Поэтому на вопрос, когда набирать крещенскую воду 18 или 19 числа, ответ прост. Воду желательно набирать именно ночью.

Праздничная служба проходить в церкви вечером накануне Крещения. После чего у источника происходит Великое водоосвящение. Однако из-за того, что расстояние между селами в России большое, и не в каждой деревне есть своя церковь, возник обычай освящать воду повторно и на сам праздник Крещение. Это позволяет каждому желающему добраться на церкви, чтобы набрать крещенской воды. Однако по традиции лучше взять воду в Сочельник после праздничной службы. Но если нет возможности взять освященную воду в Сочельник, то можно набрать ее и 19 января. Но вода, освященная в Сочельник и на Крещение, обладает аналогичными свойствами, поэтому набирать ее дважды точно не стоит.

Основные свойства крещенской воды и лечение ею

Крещенская вода – одна из наиболее сильных, поэтому она помогает от болезней и укрепляет дух. Пить такую воду необходимо понемногу. Считается, что если ежедневно выпить по чайной ложке крещенской воды, то проблем со здоровьем не будет. Утром следует встать, перекреститься, поблагодарить Бога за новый день и помолиться. После чего выпить чайную ложку святой воды натощак. Если человеку назначены какие-либо лекарственные препараты, которые необходимо также пить натощак, то сначала нужно выпить святую воду, а после этого уже лекарства. Только после этого можно завтракать и заниматься привычными делами.

Православные христиане считают, что святая вода является лучшим лекарством от душевных и телесных недугов. Детям при болезни также рекомендуется давать по чайной ложке крещенской воды. Но не стоит забывать, что такая вода будет иметь силу только в том случае, если человек верит в Бога и в силу воды. Как говорится, с верой даже ложечка поможет, а без веры и полканистры не поможет. Также крещенской водой можно умыть больного. Женщинам в критические дни воду пить не рекомендуется. Но если женщина в эти дни заболела, то крещенская вода поможет и ей.

Существует также традиция освящать свое жилище при помощи крещенской воды. Делать это рекомендуется в сам праздник. Однако если возникли проблемы, частые ссоры или финансовые потери, окропить жилище крещенской водой можно в любой день. Этим мы просим благословения своего дома у Господа, просим помощи в богоугодной и честной жизни. Также этот обряд позволяет защитить жилище от нечистой силы. Перед тем, как окропить крещенской водой дом, хозяйка должна начертить кресты над всеми дверями и окнами в доме. Это даст дополнительную защиту от злых сил.

Как набирать и хранить крещенскую воду

Освященная вода является святыней, которая требует к себе благоговейного отношения. Поэтому хранить ее нужно около домашних икон. Она обладает удивительной силой, поэтому не портиться на протяжении нескольких лет.

Если у вас нет возможности посетить храм, чтобы набирать святую воду в 2018 году, вы можете набрать воду из-под крана. Делать это нужно с 00.10 до 01.30 в ночь на Крещение. Воду из-под крана можно набрать и в другое время 19-го января, но именно в этот период она считается наиболее сильной. Безусловно, такую воду нельзя назвать святой, но она также обладает уникальными метафизическими свойствами. Не смотря на то, что освящения воды не происходило, любая вода в этот день обладает уникальными свойствами.

Крещенская вода в отличие от обычной длительное время не портится и сохраняет прозрачность. Поэтому ее необязательно хранить в холодильнике. Даже в прохладном темном месте она способна храниться на протяжении нескольких лет без появления неприятного запаха и вкуса, а также оставаясь идеально прозрачной. Однако хранить крещенскую воду необходимо исключительно в стеклянной емкости, закрытой бумажной салфеткой.

Традиции в Крещение

Все традиции и обычаи этого праздника так или иначе связаны с водой. После утреннего богослужения принято отправляться к реке или другому открытому водоему. Каждый присутствующий должен набрать и реки воду, которая в этот день является святой. Раньше считали, что чем раньше наберешь воды из реки, тем большей силой она будет обладать.

Существует также традиции купаться в этой день в реке. Считается, что простудиться в Крещение от купания в ледяной воде невозможно. Девушки в этот день умывались в реке. Считалось, что это помогало долго сохранять молодость и придавало красивый цвет лица.

Несколько дней после праздников было запрещено стирать в реке. По поверью, при погружении священником в воду креста оттуда выпрыгивала нечистая сила. А по грязному белью нечисть могла забраться обратно в реку. Чем дольше женщины не будут стирать после праздника, тем больше нечисти вымерзнет.

Январь богат на праздники, только прошло Рождество, и уже близится Крещение. Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.

Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника - сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.

История происхождения

Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея - Крещение Иисуса.

Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.

На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».

Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица - Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление или Феофания, когда люди узрели Троицу.

В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви - 19 января.

Появившееся в результате святки заканчиваются навечерием Крещения.

Икона «Крещение Господне»

Крещенский пост

Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост - кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо), которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива).

Кроме этого, кушать нельзя ничего до того момента, как вынесут свечи сразу после божественной литургии ранним утром 19 января. Стоит также упомянуть, что первой пищей должна быть освященная крещенская вода, которую следует выпить до первого приема пищи после поста.

Важно! Во время Крещенского поста нельзя кушать и пить ничего, кроме сочива.

Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами. Если же человек по немощи не может выдержать воздержание от пищи, ему можно выпить кружку чая или скушать несколько кусочков хлеба.

После окончания поста (это происходит сразу после вечерней службы 18 января) можно съесть пищи растительного происхождения, смешанную с елеем, а запить простой водой или соком.

Когда Навечерие приходится на выходные дни, постится можно по облегченному варианту: кушать не один раз, а два. Первый раз покушать можно после литургии и второй раз после освящения воды.

Ход празднования

Утром Крещенского Сочельника происходит литургия Василия Великого, духовенство проводит ее в торжественном облачении. Перед ней же священник читает пророчества из Ветхого завета о Христе.

Сама же литургия имеет в основе более древнюю литургию, а та, в свою очередь, по преданию, была написана апостолом Иаковом. Позже ее переработали на современный язык (около 5 века) святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

После совершения литургии 18 января священники начинают процесс освящения воды (обычно ее приносят прихожане прямо в храм). Это действие называют великой Агиасмой, что в переводе означает «великая святыня», или крещенской водой.

Этот процесс отличается торжественностью и совершается дважды:

  • в Крещенский сочельник (18 числа);
  • в праздник Крещения (19 числа).
Важно! Оба действия освящения воды совершается одинаково, поэтому вода не отличается по своей сущности в эти дни. Делается это дважды, во-первых, по Иерусалимскому уставу, а во-вторых, чтобы все люди успели прийти в храм и освятить воду. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Традиционно люди вместе со священником после освящения воды у стен храма отправляются крестным ходом до ближайшего водоема, чтобы освятить его. Эта традиция имеет корни в еврейской культуре, ведь евреи шли к Иордану для ритуального омовения, а после шли туда, чтобы получить крещение у Иоанна Крестителя.

Среди людей есть хорошая традиция освящать свой дом в эти дни, окропляя его святой водой и проговаривая Богоявленского тропаря. Делать это можно самостоятельно или же пригласить священнослужителя. Святую воду употребляют в течение года, в идеале - до следующего Крещения, во время причащения вместе с просфорой. Также ее можно употреблять во время болезней или искушений.

Внимание! Следует помнить, что святая вода - это освященный предмет, и он требует к себе соответственного отношения. Поэтому ее лучше всего хранить в отдельной емкости и не использовать для мытья рук или полов. Лучше всего вода хранится в стеклянных емкостях под крышкой.

Крещение воды в храме

Традиции и поверья

Как и любой другой праздник, Крещение на Руси смешалось с некоторыми народными обрядами и традициями. Некоторые из них Церкви запрещает, например, гадание, а другие не воспрещает.

В давние времена 18 января люди помечали свой дом над всеми отверстиями крестами, нарисованными мелом, считая, что это защитит жилище от нападения злых духов и бесов. Христиане сегодня знают, что их дом защищает сам Господь, но дополнительно освящают его окроплением святой воды. Так народная традиция (имеющая языческие корни) модифицировалась в христианский обычай со светлым смыслом.

Но главная традиция касается воды.

Считается, что купание в проруби после освящения водоема смывает с человека всю мирскую грязь и грехи. Конечно. Церковь имеет четкую позицию по этому поводу - освящает человека и прощает ему все грехи только Господь Бог, но купание в проруби не запрещается, поскольку это народная традиция, приносящая пользу человеческому телу. Более того, по преданию старцев, в ночь Крещенского Сочельника вода везде становится подобной водам Иордана в тот момент, когда в него зашел Христос.

Поэтому купание в такой воде более чем полезно для тела и духа, ведь предание говорит и о ее исцеляющей способности.

Совет! Купание в проруби на Крещение не запрещается, но следует помнить, что это не принесет спасения человеческой душе, только искреннее покаяние на это способно. Это не магический ритуал, поэтому ему не стоит придавать некий магический смысл. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы, это лишь купание в проруби.

Посмотрите видео о Крещенском сочельнике

18 и 19 января во всех православных храмах страны можно увидеть большие очереди людей, стоящих за святой водой. Среди них можно встретить не только прихожан того или иного храма, но и людей маловерующих, а то и вовсе далеких от Бога. Всех их, таких разных по своим воззрениям на жизнь, объединяет в эти дни одно – надежда на милость Божию, явленную в Великой агиасме, способной, по вере нашей, исцелять нас от телесных недугов.

Согласно церковному Уставу, великое освящение воды совершается в навечерие Богоявления (5/18) января, а также в сам день Богоявления (6/19 января). Свое название «великое» водоосвящение получило благодаря особенно торжественному чинопоследованию, содержащему в себе воспоминания евангельских событий, относящихся к Крещению Господа Иисуса Христа. Именно с этими воспоминаниями связаны слова второго тропаря из чина водоосвящения: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает воды, Владыку зря крещаема ». Своим погружением в Иордан, в котором люди омывали свои грехи, Господь освятил его воды. Этим Господь показал нам, что Он пришел в этот мир, чтобы взять на Себя наши грехи, дабы затем, через Крестную Жертву освободить человечество от рабства греха, диавола и смерти.

«Количество благодати в воде зависит не от дня ее освящения, а от силы веры каждого из нас»

Освящение воды совершается два раза: в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения. Это исторически сложившаяся церковная традиция, которая не имеет ничего общего с народными представлениями о различном воздействии благодати Божией на воду, взятую 18 и 19 января. Чин освящения воды абсолютно один и тот же, и совершается он по тем же молитвам тех же священнослужителей. Количество благодати в воде зависит не от дня ее освящения, а от силы веры каждого из нас. Только в случае наличия веры крещенская вода будет иметь силу исцелять, очищать и освящать душу и тело, наши дома и принесет нам всякую пользу.

Крещение и Богоявление – два названия одного праздника, связанного с Крещением Иисуса и явлением народу Пресвятой Троицы: Бога Отца в виде голоса из отверзшихся небес, Бога Духа Святого в виде голубя и Сына Божиего, явленного в личности Христа. Поэтому деление воды на Крещенскую и Богоявленскую не имеет никакого смысла.

Церковное освящение воды совершается не только в храмах, но и в водоемах с проточной водой: реках, озерах, источниках. Хождение на «Иордан» совершается в день Богоявления и сопровождается оно торжественным крестным ходом. Важно помнить, что существующее мнение о том, что в этот день освящается вся вода на земле, не соответствует действительности. Становится святой только та вода, над которой был совершен особый молитвенный чин. Вода из-под крана, набранная в эти дни, может быть употребляема как святая, но только в случаях, не продиктованных ленью и нежеланием присутствовать на церковной службе. Если человек, в силу одиночества и физических ограничений, не в состоянии покинуть стены своего жилища, то он, имея веру в Бога и особое дерзновение, может пользоваться такой водой как освященной.

Святую воду можно брать не только в Крещенский сочельник и в праздник Крещения Господня, но и на протяжении всей недели, состоящей, согласно Уставу, из праздничных дней. Емкости для святыни следует заготовить заранее. Это должна быть чистая посуда: баки, стеклянные банки, пластиковые бутылки. Мысль, что святая вода освятит и бутылки, взятые из-под фанты, кока-колы или пива, кощунственна, и будет свидетельством нашего пренебрежительного отношения к агиасме. Не следует приходить в храм с большим количеством посуды с целью набрать побольше воды. В том случае, когда она заканчивается, ее можно добавить в чистую воду и затем пить с верой и молитвой, не сомневаясь в том, что она обладает благодатными свойствами. Хранить воду следует в отдельном месте, желательно возле икон и просфор.

Вода, освященная в эти святые дни, может быть использована для питья, для окропления себя или жилища. Все эти действия должны быть сопровождаемы молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Великую агиасму следует принимать натощак, но в случае крайней нужды можно и нужно пить независимо от времени суток и времени употребления пищи. Нередко верующие берут воду для своих больных, но далеких от церковной жизни людей. Безусловно, они могут пить ее, но при этом желательно, чтобы они помолились, хотя бы своими словами. В том случае, если святая вода испортилась, ее следует вылить в чистое и не попираемое ногами или чем-либо нечистым место.

Отдельно хотелось бы коснуться обычая, связанного с купанием в праздник Крещения. Эта традиция не несет за собой никакого сакрального смысла и неспособна заменить собой таинства Крещения, открывающего нам врата в Царство Божие и делающего нас родом избранным и царственным священством (1 Петр. 2, 9). Чтобы стать полноправным членом Церкви, недостаточно заставить себя окунуться в январские морозы в проруби. Здесь требуется гораздо более значимая и трудная жертва – искреннее осознание своей греховности и горячее желание в корне изменить свою прежнюю жизнь, далекую от Бога и Его заповедей.

Вконтакте