Крест в соборе святой софии. Голубь над святой софией

В еличественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.

Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.

Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:

1. Голубь на кресте

Софийский собор, голубь

Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»


Голубь на кресте Софийского собора

П римечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам - форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

2. Чудеса иконы

Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:

«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»

Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

4. «Безухий» колокол Святой Софии


Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов

Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.

До сих пор у древнего города не было своего официального символа. Герб и флаг не в счет – это слишком скучно и без интересных легенд. Ведь талисман должен стать главным сувениром для туристов, тем более в преддверии 1150-летия, которое Великий Новгород будет отмечать в следующем году.

Поэтому и было принято несколько месяцев назад решение объявить общегородской конкурс на лучший символ. Причем конкурс среди главных фантазеров – детей.

В результате в Администрацию города поступило свыше 70 работ от ребятишек в возрасте 10 – 12 лет со всех учебных заведений города. По их мнению, талисманом Новгорода мог бы стать русский медведь, вечевой колокол, рыба – золотое перо, сова, подкова или домовой. На конкурс были представлены рисунки, изделия из природного материала, мягкие игрушки и даже батик.

В результате долгого обсуждения сегодня 29 мая жюри конкурса приняло окончательное решение. Главным городским символом выбран металлический голубь, который выкован на кресте Софийского собора. Именно этот образ содержало большинство представленных работ.

Да и сам голубь уже давным-давно стал неофициальным символом города. И виден он, практически, отовсюду. И легенда с ним связанная очень уж подходит не только для Новгорода, но и для всей России.

Шесть лучших детских работ будут отмечены дипломами и призами. Все они будут отправлены профессиональным дизайнерам, которым и предстоит проработать окончательный вариант талисмана Великого Новгорода.

Легенда о Софийском голубе

Главный купол древнейшего храма России очень давно имеет это необычное завершение: крест, увенчанный свинцовой фигурой голубя - символа Святого Духа. Предание возводит его появление ко временам Иоанна Грозного, когда государь Всея Руси, заподозрив в вольном городе заговор против себя, учинил кровавую расправу над его жителями. Паривший над новгородской землей голубь, узрев жестокую картину гибели тысяч неповинных людей, спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол и застыв там навеки. С тех пор новгородцы связывали с его присутствием Божественное покровительство древнему городу, говоря: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду придет конец».

В годы Великой Отечественной войны случилось так, что во время одного из артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных тросах. Комендант города Байоль распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус «Голубой» испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии. Как один из трофеев, свидетельствующих о доблести испанских солдат и сокровищах культуры захваченных славянских территорий, крест вывезли в Испанию.

В 2004 году старинный крест с голубем был возвращен Новгороду. В настоящее время он стоит возле алтаря Софийского собора. На золотом куполе после реставрации установлена точная копия креста с голубем, изготовленная современным новгородским кузнецом Виктором Корниловым.

Валерий РУБЦОВ

"Комсомольская правда"

Собор Святой Софии – один из древнейших храмов не только в Великом Новгороде, но и в России. Величавое здание уже давно является памятником древнерусского зодчества. Это главный православный храм Новгородской области, ее духовный центр.

История Софийского собора

Строительство новгородского храма было запланировано князем Владимиром. Его закладка состоялась в 1046 году. На торжественное мероприятие из Киева прибыли родители князя: мать княгиня Ирина и отец, великий Ярослав Мудрый. Софийский собор было решено разместить немного севернее места, где прежде находился деревянный дубовый храм «о 13 верхах», уничтоженный пожаром.

Окончание строительства в разных источниках указывается по-разному: либо в 1050-м, либо в 1052-м году. Сразу же состоялась церемония освящения собора, проведенная епископом Лукой Жидятой.

После свержения царя и прихода к власти большевиков началась компания по закрытию церковных приходов. В 1922 году Софийский собор в Новгороде оставили временно работать, но изъяли в пользу государства некоторое имущество. Через семь лет дело дошло и до него: приход закрыли, а здание передали под музей антирелигиозной пропаганды. Здесь советским гражданам предлагалось ознакомиться с сокровищами собора на живом примере и увидеть, каким богатством обладала церковь, обирая бедных крестьян.

Во время нашествия фашистов храм разграбили и частично повредили. После окончания войны здание отремонтировали и передали музею-заповеднику Новгорода. Во владение Церковной Епархии собор передали в 1991 году. Церемонию освящения, состоявшуюся 16 августа, проводил лично Алексий II, патриарх всея Руси того времени.

В 2005 году началась реставрация и обновление куполов собора, длившаяся два года.

Архитектура

Софийский собор в Новгороде увенчан пятью главами, выполненными в форме богатырских шлемов. Дополнительная шестая глава венчает лестничную башню, находящуюся в западной галерее. К храму прилегают с трех сторон аспиды и широкие галереи в два этажа.

Изначально были побелены только апсиды и барабаны, основные внешние и внутренние стены имели натуральный цвет камня. Своды собора были обмазаны известковым раствором и покрыты росписью. Такое оформление было позаимствовано у константинопольских архитекторов.

Приблизительно в XVIII веке к фасаду с южной и северной стороны пристроили по три контрфорса. Это было сделано для укрепления стен. Во время реставрационных работ в 1893-1900 годах, проводимых архитектором Н. С. Курдяковым, контрфорсы с южной стороны убрали, возвратив собору прежнее покрытие.

Технические особенности собора

Софийский собор в Новгороде – один из немногих пятинефных крестово-купольных храмов, построенных в XI веке. Позже строительство церквей такого типа на Руси не практиковалось. Храм выполнен в византийском стиле. Боковые аспиды храма сделаны в форме пятигранника, центральная – круглая. Широкие галереи в два этажа опоясывают здание с трех сторон. Историки считают, что галереи были построены одновременно со зданием храма. Структура здания пирамидальная, с 6-ю куполами.

Вместе с галереями собор имеет прямоугольную форму (34,5×39,3 м). Высота здания в месте центральной главы составляет 38 м (без креста). При постройке храма были выложены массивные стены. Их толщина равна 1,2 метра. Материалом для стен послужил известняк разного цвета. Для скрепления камней применялся раствор из извести с добавлением толченого кирпича. У камней отделывалась только сторона, выходящая на поверхность фасада.


Материалом для арочных проемов и сводов был выбран кирпич. Внутренние стены в районе главной аспиды и в парусах выложены керамическими сосудами округлой формы (голосниками). Некоторые голосники при строительстве специально сделали открытыми во внутреннее помещение. Таким образом русские умельцы избавились от нежелательного для храма эха. Еще одним плюсом наличия пустотелых предметов в кладке стало уменьшение нагрузки от тяжести барабана на подпружные арки.

Интерьер Софийского собора очень похож на киевский храм, только имеются небольшие расхождения в пропорциях.

Росписи Софийского собора

Первые росписи в Софийском соборе появились в 1109 году. Некоторые части фресок на центральном куполе сохранились до наших лет. На росписях изображены фигуры архангелов и пророков. Образ Христа Пантократора, находящийся в центре купола, был уничтожен в Великую Отечественную войну снарядом.


Также на Мартирьерской паперти сохранилась роспись конца XIX века, на которой изображены равноапостольные Елена и Константин. Некоторые реставраторы полагают, что данной росписи изначально предназначалось быть основой для мозаики. Об этом свидетельствуют художественный слой, написанный слишком разбавленными красками.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе города Новгород установлены три иконостаса. На главном располагаются самые древние иконы. Образа XVI-XVII веков выставлены постоянно, в праздничные дни можно увидеть ряд икон, датируемых XV веком. В будние дни они хранятся в экспозиции музея.

Рождественский иконостас украшают иконы XVI века, в том числе известный образ «Спас на престоле» XIV века.

В новгородском Софийском соборе особенно почитаются следующие образа:

  • «Знамение», икона Божией Матери;

  • Тихвинская икона Богородицы. Эту икону новгородцы брали с собой при заключении Столбового мира. Царевна София заказывала у лучших мастеров ризу для этого образа. Икона установлена в Рождественском иконостасе. Датируется XVI веком.
  • Лик Саввы Освященного;
  • В центральном иконостасе находится София, Премудрость Божия. Этот образ по значению находится на уровень выше икон такого тика, так как символизирует жертву Христа. Датируется XV веком.
  • Иконы Антония и Евфимия Великих.
  • В соборе имеются знаменитые древние Магдебургские или Корсунские врата, открываемые только по великим праздникам. Когда-то это были главные врата, через которые христиане входили в храм. В свое время бронзовые врата были отреставрированы умельцем Авраамом и установлены в западном портале.
  • На стенах собора в XIX веке был обнаружены граффити, датируемые XI – началом XII века.
  • Софийский собор был изображен на российской купюре номиналом 5 рублей, выпущенной в 1997 году.

Крест главного купола и легенда о голубе

Во время Великой Отечественной войны Новгород был оккупирован, и здание Софийского собора подверглось артобстрелу советскими войсками. Пять снарядов попали в здание храма. Стенам и своду были нанесены значительные повреждения. Один снаряд пробил центральный купол собора и уничтожил роспись 1109 года с изображением Спаса Вседержателя.

Главный крест собора после бомбежки остался висеть на цепях. Немецкое командование приказало снять его. Крест был вывезен испанскими солдатами, воюющими на стороне Германии, на свою родину. В 2002 году губернатор Новгорода обратился в испанское посольство с запросом о местонахождении креста. Оказалось, что он находится в военном музее города Мадрида. Узнав о точном местоположении святыни, настоятель собора архиепископ Лев обратился к главе государства В. В. Путину с просьбой о помощи. В результате переговоров с испанским правительством крест Софийского собора был передан нашей стране. 16 ноября 2004 года министр обороны Испании передал православную реликвию Патриарху Всея Руси Алексию II.

В настоящее время крест хранится внутри собора. Для центрального купола в 2006 году была сделана его точная копия. Ее установили 24 января 2007 года. Такую же копию по заказу Новгородской администрации сделали и отправили испанской стороне.

История храма Святой Софии неразрывно связана с птицей-символом Святого духа – голубем. Легенда гласит, что в 1570 году по приказу Ивана Грозного жители Великого Новгорода были подвергнуты жестокой расправе. Во время жуткого побоища мимо пролетал голубь. Он присел передохнуть на главный крест Софийского собора. Увидев страшную картину, птица окаменела от ужаса. Впоследствии одному монаху было видение, в котором к нему явилась Богородица и поведала, что пока голубь находится на кресте, Великому Новгороду ничего не угрожает. Люди верят, что застывшая птица является «хранителем» города.

Как добраться до собора Святой Софии

До собора Святой Софии можно доехать на автобусах № 17,17А, 26, 7, 7А. Выйти нужно на Сенной площади. Со стороны Кремлевского парка заходим в Новгородский кремль и идем около 50 м. Храм находится напротив памятника тысячелетия России с левой стороны.

В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки.

Село Николо-Архангельское. Николо-Архангельская церковь (XVIII в.)

Мы выражаем особую благодарность авторам книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста» Марине Анашкевич и Инвреру Шейдаеву за возможность оценить по истине небесную красоту, к которой в обычной жизни мы редко приглядываемся.

Основная часть этой коллекции собрана во времена Хрущевской «оттепели», а затем Брежневского «застоя». Первая выставка прошла в 1968 году, но была сразу закрыта. Только в 90-е годы коллекция получила признание и была показана не только в России, но и в Париже. Тридцать лет фотограф Инвер Шейдаев ездил по городам и весям тогда еще Советского союза и фотографировал кресты, венчающие главы русских церквей, кресты-наглавники. Что только ему не приходилось претерпевать в этих путешествиях. Однажды он даже каким-то чудом уговорил мужиков одного далекого села разобрать строительные леса, окружающие купол храма, чтобы сфотографировать крест.

А началось все в кабинете знаменитого Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984), где молодой фотограф показывал свои работы знаменитому архитектору-реставратору. Тогда Инвер был увлечен декоративными элементами храмов.

Однажды Петр Дмитриевич сказал: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Эти слова оказались пророческими. К Инверу потом с «заказами» крестов обращались не однажды. Он делал фотографии для восстанавливающихся храмов на Соловках, для храмов Тобольска и других городов.

Коллекция оказалась бесценной во времена, когда стали «собирать камни». Многие кресты восстанавливали по фотографиям из этой коллекции.

К сожалению, еще много разрушенных храмов, кресты которых фотографировал Инвер, стоят, заросшие лесами, обезглавленные. Петр Дмитриевич Барановский, повидавший на своем веку много храмов, лежащих в руинах, говорил: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он, как грудь матери - питает».

ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД

Крин - стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лили (крина) свидетельствуют о Единой в трех Лицах Святой Троице.

Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. (1525)

Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод символ Живого Христа. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1). Вологодские кузнецы особенно преуспели в мастерстве ковки виноградного орнамента на надглавных крестах. Крест церкви Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. И можно поразиться тому, как тонко передана мастерами символическая связь виноградной лозы и Святого Причастия. Этот наглавник имеет внизу полумесяц, символически изображающий Чашу.

Вологда. Церковь Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вологда. Софийский собор (1568-1570)

ГОЛУБЬ

Голубь, символ Святого Духа с незапамятных времен. «… и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь…» (Мф. 3: 16) Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.

Крест церкви жен Мироносиц Марфы и Марии в Новгороде (1510).

Если присмотреться, то можно увидеть в ажурном сердце этого креста, голубя с распростертыми крылами. Но такое изображение единственное, в основном голубки были литые и увенчивали крест. В древности голуби на кресте иногда еще и показывали, в какую сторону дует ветер, их называли ветрельниками.


Великий Новгород. Софийский собор. (1049-1050)

Этот крест и голубок на нем имеют свою легендарную историю. Существует пророчество, что Великий Новгород будет существовать, пока голубь находится на вершине креста Святой Софии. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, крест со Святой Софии был сброшен взрывной волной. Его вывезли за пределы России солдаты «Голубой дивизии» -- испанского подразделения немецкой армии. Вместо утраченной святыни на главном куполе Софии впоследствии был установлен крест-«двойник», подлинник же, хранился в Испании, в храмовой галерее Военно-инженерной академии под Мадридом, где был установлен на видном месте. Более 60 лет перед этой русской святыней молилось не одно поколение испанских христиан. Рядом с крестом была положена памятная плита с именами саперов, погибших в России. В 2004 году крест вернулся на родину - Испания добровольно передала его России. Его привез в Москву министр обороны Испании, торжественно встречали крест в Храме Христа Спасителя. Сейчас он хранится в одном из приделов Софийского собора.

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Процветшие побеги
Если из под основания креста произрастают побеги, то его называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение, Вокресение Христа из мертвых.
Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Райского сада и древа жизни, растущего в нем. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд. Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693).

Капли крови
Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на кресте. На Руси они еще назвались «слезками».

Санк-Петербург. Церковь Воскресения Христова «Спас на Крови») (1883-1907), постороенный на месте убийства в 1881 году императора Александра II.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА

Трость и копье

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника (1572).

Трость с губкой и копие - орудия Страстей Господних - нередкое явление на накупольниках. Наглавный крест с орудиями Страстей как бы замещает собой Распятие, которого не может быть на куполе (оно находится внутри храма). Но реализм страшных крестных мук Спасителя не должен затмевать главного - торжества Распятого Искупителя, победившего смерть. Завершающие крестные «ветви»цветы лилии, как нельзя лучше об этом говорят.

Псковская область, село Виделебье. Церковь Николая Чудотворца (XVIв.) Копие и губка стилизованы под два цветка, процветших на кресте.

Сейчас над главой, уже отреставрированной церкви, опять возвышается ее крест

НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ

Корона
Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя и указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного, или на пожертвования из царской казны. Корона может быть, как вполне реальная, так и очень условная.

Рязань. Спасский монастырь. Церковь Богоявления (1647)

Москва. Церковь Ризоположения в Леонове (1719-1722)

Державный скипетр
Крест может символизировать и второй знак царской власти Христа - скипетр. Придание кресту вида скипетра возможно с помощью одной, хорошо известной всем символики. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла - державного знака Византии. Впрочем, накупольники с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, царя, известного своими имперскими амбициями.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

В единстве и равенстве
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Этот вид креста символизирует Церковь Христову в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Со временем нашлись хулители четырехконечного креста, говорили, что это неправильный крест, потому что не на таком был распят Христос. Но святителя Димитрий Ростовский поставил в этом споре точку. Он предположил, что когда Христос нес на плечах Своих крест, то крест еще не был четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия, и только на Голгофе воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, приделали подножие.

Владимир. Собор Успения Богоматери (1158-1160)

Тульская область, Арсеньевский район, село Монаенки. Церковь Георгия Победоносца (XIX)


А так выглядит этот храм сейчас. Крест сохранился только на фотографии Инвера Шейдаева

Русское подножие
Один из древнейших русских крестов -- шестиконечный с косой нижней перекладиной. Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Некоторые исследователи христианских символов и, в частности, Н. В. Покровский предполагают, что косая перекладина есть ни что иное, как видоизмененная форма древневизантийского подножия креста. Так или иначе, но эта форма утвердилась в русской иконописи. Косой перекладине было присвоено значение «мерила праведного». А в народе подножие стали называть «стояло».

Вологда. Архиерейский дом. Церковь Рождества Христова (1670)

Тот Самый Крест
Семиконечный, Т-образный крест, видимо и был той, древнейшей формой христианского креста, так как именно так выглядел крест, орудие казни Спасителя.

У этого креста вид жертвенника, из-за верхней перекладины, похожей на престол. Ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, поэтому, если верхняя перекладина символично изображает жертвенник, то нижняя перекладина такого креста обозначает это крестное подножие, и указывает на жертвенное священническое служение Спасителя.

Москва. Кремль. Церковь Двунадесяти апостолов (1652-1656)

НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ

Солнце и звезды
Исходящие из цента креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые горение, тепло. Мотив, исходящего из креста «света жизни», передается каждым художником на свой лад.

Псковская область, Локнянский район, село Дуняни. Церковь Архангела Михаила (XVI-XVIII в.) Такой крест большая редкость.




Сам храм сейчас представляет из себя руины. Крест утерян.

Часто концы лучей украшались еще и звездами.

Нижний Новгород. Церковь Рождества Христова (1719)

Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. (XVIII в.)

Молнии
«Яко молние видящее крестную силу» бегут злые силы от креста. Поэтому и молнии можно встретить на храмовых крестах.

Московская область, Одинцовский район, село Юдино. Церковь Перображения Господня (1720)

Ангелы и херувимы
Прикрепляя к кресту медного ангелочка, автор подчеркивал, что у храма тоже есть ангел-хранитель. Наиболее известны и традиционны ангелы, несущие крест, подобно знамени, как на шпиле собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII)

Нередко в наглавных крестах встречаются изображения Херувимов.

Московская область, село Комягино. Церковь Сергия Ражонежского


Сейчас церковь полностью реставрировали.

ЗЕМНОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Корабль и якорь
Самые древние наши храмы, на главах которых красуется крест с полумесяцем, это Благовещенский собор Московского Кремля, новгородский Софийский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Полумесяц - это корабль церковный, ведомый кормчим Христом.

Москва. Церковь Успения Божией Матери в Гончарах.

В XIX веке тема плывущего корабля уже не ограничивается только символом полумесяца.

Так в сретокрестии восьмиконечного креста храма Воскресения Христова на Обводном канале в Санкт-Петербурге изображен штурвал морского судна, а вместо полулунного видим косое подножие.

Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста -«якоря» во многих случаях почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.

Московская область, Луховицкий район, село Дидиново. Церковь Троицы Живоначальной

Между Небом и землей
Место пересечения горизонтали с вертикалью на кресте, место средокрестия, символизирует пересечение человеческого с божественным. Крест - посредник между землей и небом. Поэтому часто это место на кресте украшали «восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину. Она образована сложением двух символов - нимба (сияние святости) и цаты (драгоценной подвески обозначающей царскую «непорочность»).

Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-1713)

В статье использованы материалы книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста». Москва, «АСТ», 2006 год.

Собор святой Софии – древнейший храм Великого Новгорода. Он был построен почти тысячу лет назад по велению князя Владимира сына Ярослава Мудрого. Это главный собор Новгородской земли. В нём хранили городскую казну, принимали послов, заключали военные союзы. На площади перед храмом собиралось новгородское вече. Жители выбирали своих старейшин, справедливых и мудрых правителей Великого Новгорода. Шесть куполов собора напоминают очертания древнерусских шлемов. На центральном золочёном куполе возвышается крест с фигуркой голубя. Голубь сидит на соборе уже более четырёх веков.

В 1570 г. к Ивану Грозному пришёл из Новгорода монах и заявил, что новгородцы хотят перейти под власть польского короля. И даже написана грамота королю, и лежит она в соборе Святой Софии за иконой Божьей Матери. Поверил царь лживому доносу, разгневался на новгородцев и пошёл с войском в Новгород. Жестоко расправился грозный царь с новгородцами. Пять недель опричники грабили и жгли город и его окрестности, истребляли скот и убивали людей.

По преданию в Новгород залетел голубь и сел отдохнуть на крест собора Святой Софии. Увидел голубь зверства опричников и окаменел от ужаса. Разорив город, царь с войском ушёл. Позже одному из новгородцев было видение Пресвятой Богородицы. Она сказала, что голубь будет охранять город, но когда слетит с креста – Новгороду беда.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. крест с голубем был сбит артиллерийским снарядом. Фашисты почти полностью разорили город. Испанские солдаты вывезли этот крест из России и поместили его в музей военно-инженерной академии Испании. В 2004 г. по просьбе настоятеля собора Святой Софии крест был возвращён в Великий Новгород. Сейчас настоящий крест с голубем находится внутри собора, а на центральном куполе установлена точная его копия.

Сотни паломников приходят в собор Святой Софии поклониться святыни. В соборе три иконостаса 14 – 16 вв. Здесь находится чудотворная икона 12 века – Знамение Божьей Матери, покоятся мощи князя Владимира – основателя храма и его святителя. Величественный храм – древний хранитель русской истории в Великом Новгороде – собор Святой Софии.