Круговорот воды в природе. Опыты для детей

Экологическая сказка о круговороте воды в природе "Приключения капельки".

1. Объяснить детям по средствам сказки такие природные явления как облака,осадки, круговорот воды в природе.

2. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
3. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Сказка "Приключения капельки".

Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.

В качестве подкрепления полученных знаний можно провести эксперимент.

Круговорот воды в природе

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание"

Почему с неба идёт дождь и куда исчезают лужи? Рассказать малышам об этом можно не только по картинкам в энциклопедии. Предлагаю сделать вместе с детьми интересный опыт, который можно провести, не выходя из дома. В результате у вас получится наглядный пример того, как происходит круговорот воды в природе. Такие опыты для детей в домашних условиях позволяют в игровой форме объяснить многие сложные вещи, интересные для маленьких почемучек.

Делаем наглядное пособие своими руками

Что понадобится для изготовления наглядного пособия:

  • Зип-пакет
  • Скотч
  • Перманентный маркер
  • Банка
  • Пищевой краситель или жидкая акварельная краска
  • Ножницы


На зим-пакете перманентным маркером (чтобы не смывался) рисуем любой природный сюжет. Например, море, солнце и облака.

Подкрашиваем воду в банке.

Выливаем воду в пакет и крепко закрываем.

При помощи скотча проклеиваем зип-застёжку пакета, чтобы получилось прочнее.

Крепим пакет с опытом на окно при помощи скотча. Желательна солнечная сторона.

Наблюдаем за процессом круговорота воды в природе.

Расскажите детям о том, как происходит круговорот воды в природе. Тёплые солнечные лучи нагревают землю или водоём, в результате чего вода испаряется и превращается в пар. Когда пар охлаждается, капельки воды — конденсат оседают на пакете. В природе таким образом получаются облака. Затем вода выпадает в виде осадков — дождя или снега и возвращается назад — на землю, в моря, океаны, реки и озёра.

Такие опыты в домашних условиях обычно очень нравятся детям и позволяют в игровой форме изучить окружающих мир и его законы. В дальнейших статьях я продолжу рассказывать о том, как сделать домашние опыты своими руками.

Например, в этом видео вы узнаете, как сделать интересный опыт по проращиванию зерна в СД-диске.

    Похожие записи

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

на тему : «круговорот воды в природе»

(возраст дошкольников: 5-6 лет)

педагога – организатора

По экологии

Максимовой С.А.

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Основные задачи :

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», иллюстрации по теме. Презентация к теме«Круговорот воды в природе» (6 слайдов). Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, губка, цветные карандаши (синий, коричневый, жёлтый, зелёный).

Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.

На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.

Методические приемы:

Беседа

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность);

Загадки.

Сюрпризный момент.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Педагог эколог входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. В центре круга глобус скрыт большой салфеткой.

Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой отгадывая загадку:

На ноге стоит одной крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны.

Дети отгадывают загадку, снимают салфетку.

Беседа с детьми о глобусе

На экране слайд № 1 глобус и вид нашей планеты из космоса

Воспитатель: Что это такое?

Дети: это глобус.

Воспитатель: А, что такое глобус?

Дети: это модель Земли?

Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?

Дети: круглая.

Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?

Дети: это вода (моря, реки, океаны.)

Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?

Дети: Это суша.

Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)

Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части, для наглядности закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе.

Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.) Примеры из нашей жизни, что помыли посуду, искупались и выключили воду,т.к.ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки, т.к. вода нужна животным и растениям.
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Слайд № 2, Слайд № 3, Слайд № 4

Воспитатель: - А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?

Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).

Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.

Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом).

Физкультминутка:

Слайд № 5 Свойства воды

А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Ребята! Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?

Дети: это круговорот воды в природе

Послушайте сказку о путешествии капельки… “Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.

Продолжение каждый из вас может придумать сам, зарисовать на раскрасках которые я вам раздам (раскраска Н.А.Рыжовой – «Круговорот воды в природе»)на каждого ребёнка.

Воспитатель:

Опыт № 1

Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь. Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Опыт №2

Воспитатель: А сейчас понаблюдаем как образуется облако. Поймаем облако в 3-х литровую банку и понаблюдаем за ним.

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см), сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела

Во что превратилось наше облако? (Дождь)

Как называется это явление? (Круговорот воды в природе)

Слайд № 6 Круговорот воды в природе.

Подведение итогов.

Для организации детей педагог предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

Что понравилось больше всего?

– Что хотели бы рассказать?


(возраст дошкольников: 5-6 лет)

Цели и задачи:

Образовательная область: «познание »

Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.

Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.

Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Объяснять детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе очистки.

Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.

Образовательная область: «коммуникация »

Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, фильтр, оборудование.

Способствовать развитию мышления, любознательности

Оборудование и материалы:

Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», шапочки к подвижной игре, иллюстрации по теме, детские рисунки на тему: «Море и его обитатели». Одноразовые стаканчики - 30 штук, марля, сложенная в несколько слоев, фильтр «Барьер», салфетки, картинки для дидактического упражнения, фартуки.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.

На занятии использовались - игровые, экспериментальные, музыкальные виды детской деятельности.

Ход занятия:

Первая часть: (информационно-познавательная)

Дети под веселую музыку заходят в группу, проходят на свои места.

Воспитатель: - ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.

Я туча, и туман

И ручей, и океан.

И летаю и бегу

И стеклянной быть могу (Вода)

Воспитатель: - Правильно, речь идет о воде, сегодня мы с вами поговорим о воде.

Узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.

Показываю детям сосуд с водой, в это время раздается стук в дверь, заходит переодетая девочка в костюм Феи Воды.

Воспитатель: поздоровайтесь ребята, к нам в гости пришла Фея Воды из своего волшебного царства.

Дети приветствуют Фею Воды.

Воспитатель: Ребята давайте пригласим нашу гостью в наше удивительное путешествие.

Вперед!

Фея садится вместе с детьми.

Воспитатель: Загадываю детям загадку:

На ноге стоит одной крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны.

Дети: это глобус.

Воспитатель: А, что такое глобус?

Дети: это модель Земли?

Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?

Дети: круглая.

Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?

Дети: это вода (моря, реки, океаны.)

Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?

Дети: Это суша.

Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)

Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Когда космонавты летят над нашей планетой, то Земля представляется им голубым шариком (показываю картинку Земли из космоса). А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?

Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).

Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода, а теперь наша гостья хочет загадать вам загадки (Фея Воды берет волшебную палочку).

Фея Воды: Ребята, на кого я покажу палочкой тот и отвечает, хорошо!

Загадки:

Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода)

Мы говорим: она течет, мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, но никогда не убегает (речка)

Книзу летит капельками, а кверху невидимкою (пар)

Ни рук, ни ног не имеет, а гору прорубить умеет (вода)

Сама пить не пьет, а нас вынуждает (вода)

В голубенькой рубашке бежит по дну овражка (ручеек)

Молодцы, ребята хорошо отвечали за это вам подарки (раздает маленькие шарики, наполненные водой)

Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом). Обсуждение с детьми.

Дидактическое упражнение: «Времена года»

На столах у детей картинки с состояниями воды (дождь, снег, лед, туман)

Фея Воды выходит к таблице с временами года и просит ребят показать в каком состоянии вода на Земле в разные времена года). Дети показывают картинки, отвечают.

Воспитатель: На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Есть вода соленая и пресная. Ребята, а какая вода пресная, может вы, знаете?

Дети: пресная вода - это вода без соли.

Воспитатель: Правильно, пресная вода нужна нам для жизни. Она находится в реках, озерах. А в морях и океанах - соленая вода, нам для жизни она не пригодна, но в ней, так, же как и пресной воде живут разные организмы, приспособленные к жизни в соленой воде (Показываю иллюстрации с морскими обитателями).

Скажите, а как вода попадает к нам на Землю? (Дети дают ответы)

Воспитатель: А еще происходит волшебное превращение в природе, которое называется - круговорот воды в природе (подхожу к схеме «круговорот воды в природе», показываю наглядно).

Вторая часть: Физкультминутка.

Выходит Фея Воды и предлагает поиграть ребятам в игру «Тучка и капельки», детям надеваю шапочки капелек, солнышко, Фея Воды - тучка.

Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы- тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели (звучит шум дождя), напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами, звучит шум ручейка). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум речки), вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка). Все радуются, игра закончена.

Фея Воды: Вот так ребята в природе происходит круговорот воды, дети отвечают на вопросы Феи Воды, еще раз рассказывают, как вода возвращается на Землю.

Третья часть: Исследовательская.

Фея Воды: притомилась я с дороги, очень хочу пить, по дороге я набрала воды (достает баночку с водой, она мутная, грязная)

Воспитатель: - Подожди, Фея Воды не пей эту воду, мы с ребятами должны посмотреть эту воду.

Ребята, посмотрите какая вода у нашей феи?

Дети: Вода мутная, грязная.

Воспитатель: а можно ли пить такую воду? (нет) Фея скажи, пожалуйста, а где ты взяла эту воду?

Фея Воды: я набрала ее в речке, которая течет возле нового завода.

Воспитатель: ребята, а можно ли набирать такую воду возле завода? (нет)

Правильно ребята, эту воду пить нельзя, так как некоторые заводы загрязняют воду, сбрасывают в нее плохие вещества, которые и делают воду грязной и непригодной для питья и жизни живых организмов (рыб, растений).

Чтобы уберечь от загрязнения реки, ученые придумали разные фильтры, с помощью которых воду можно очистить. В больших городах нужно много воды - воду берут из рек, чтобы к нам попала чистая вода, ее нужно очистить.

Воду очищают в водоочистных сооружениях, где стоят специальные фильтры, за которыми следят лаборанты - это люди, которые следят за оборудованием, после очищения, вода попадает в водопровод.

Скажите, ребята, а как дома мы можем очистить воду?

Дети: Фильтром «Барьер»

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас мы отправимся в волшебную лабораторию, где будем очищать воду для Феи Воды, как настоящие лаборанты.

Дети садятся за столы, которые стоят полукругом, на столах приготовлено:

По три одноразовых стаканчика, марля, сложенная в несколько слоев, салфетки, фартуки, фильтр «Барьер». Дети одевают фартуки. Повторяем правила поведения в лаборатории.

Воспитатель: - Приступаем к очистке воды: дети берут грязную воду у Феи Воды, наливают в 1 стаканчик воду, 2 стаканчик покрывают марлей и переливают воду, убирают марлю, смотрят, вода стала чистая.

Воспитатель: Ребята, скажите, а, как можно еще очистить воду?

Дети: С помощью фильтра «Барьер»

Воспитатель: правильно, в фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду. Дети выливают всю воду в кувшин, через некоторое время вода очистилась. Наливаем воду в три стаканчика и смотрим, какая стала вода, сравниваем ее с первоначальной.

Дети приносят стаканчик воды для Феи и показывают, какая она стала чистая, прозрачная.

Фея Воды благодарит ребят: - Спасибо, дорогие ребята вы, как настоящие лаборанты умеете очищать воду, показали хорошие знания. Скажите, пожалуйста, а как вы будите вести себя, когда приедете на речку отдыхать? Дети: Нужно сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Фея Воды: молодцы, правильно нужно беречь и охранять природу. Если в реках, озерах будет грязная, мутная вода, то живые организмы - рыбки, растения, жить в такой речке не смогут.

Дети читают стихи:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать.

Без чего мы скажем прямо человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (все) ВОДЫ!

Итог занятия:

Вместе с гостьей подвести детей к рисункам, где ребята рисовали море и его обитателей, беседуем, подводим итоги: о чем шла речь, что понравилось, что запомнилось? Гостья уходит и желает детям добра и счастья!

3. Опыты с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ксения Чуплашкина
Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений для подготовительной группы.

"Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе".

1. Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

3. Опыты с водой.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.

Развивающая среда: картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе. Для опытов: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, термос с горячей водой.

Ход занятия

1. Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены реки, озера, моря. Просит объяснить, что изображено на картинах. Дети объясняют, воспитатель говорит, что все, изображенное на картинах, - это вода.

Читаем стихотворение Н. А. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Беседа о том, кому нужна вода.

Вопросы:

1) Кому вода нужна? 2) Зачем вода растениям? 3) Как они ее получают? 4) Нужна ли вода животным? 5) Нужна ли вода человеку? 6) Что он с ней делает?

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети поднимаются на носочки, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки. Дети садятся на места.

Какая вода:

А – прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить чайные ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Ответ: в воде видны, потому что она прозрачная, а молоко – нет.

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках? Нет. Животным тоже нужна прозрачная и чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоемы.

Б – у воды нет вкуса. Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода! », хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода содержит много соли, ее нельзя пить.

В – у воды нет запаха. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Вода не имеет запаха, если она чистая.

Г – вода жидкая, может течь. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Д – вода бывает теплой, холодной. Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, в каком – самая теплая. Подчеркнуть, что в реках, озерах и морях тоже бывает вода с разной температурой. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.

Вывод: родники, ручейки, озера, реки – это богатство нашей страны, но любое богатство можно потерять, если им не дорожить. Например, очень часто из плохо закрытого крана капает вода. За один час накапает стакан, за день – ведро. А если в каждой квартире не будут закрывать кран, можно потерять целое большое озеро. Давайте бережно относиться к воде!