Кто такие монополисты. Монополия: определение и виды

Введение.

Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.

В античном мире хорошо знали, что такое монополия и какие выгоды она сулит (само слово происходит из греческого языка). Например, известный философ Аристотель, живший в IV в. до н. э., вообще считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В==качестве примера он рассказывал о том, как "в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто". Очевидно, такие ситуации не были чем-то редким или исключительным для хозяйств античного мира.

Более того, даже регулирование монополии началось уже в античном мире. "Некто" из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением.

Средние века: цехи и привилегии

В средние века появление монополии часто происходило по следующим двум причинам. Существовал способ организации производителей, который получил название цеховой системы. Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором умеренном уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто не могло гарантировать, что у руководства цеха не возникало желание "чуточку" повысить цену, коль такая возможность была.

Другим распространенным случаем образования монополий была выдача монархами различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом желания практически любого купца или производителя, которые стремились избежать таким образом конкуренции со стороны соотечественников или иностранцев.

В Англии в XVII в. такие привилегии раздавал в большом количестве король Карл I. Существовали монополии отдельных лиц или ассоциаций на производство мыла, стекла, тканей, булавок и других благ. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской компанией, и потом продавал их по монопольным ценам. Вскоре монополии настолько ухудшили положение на рынках, что к концу XVII в. король лишается права давать привилегии без согласия парламента.


Иногда привилегии носили совершенно произвольный и абсурдный характер. Например, французский король Людовик XIV, не отличавшийся особенной мудростью в управлении страной, в знак расположения подарил некой графине Д`Юзес право распоряжаться всеми угольными копями королевства. Графиня поспешно переуступила это право другим заинтересованным лицам, которые, как указывалось в одном документе того времени, "сделались единственными хозяевами на угольном рынке и добывали уголь лишь в таком количестве, которое позволяло им продавать его по высокой цене".

Но монополии могли возникать и при появлении возможности захвата рынка с помощью какого-либо ресурса. При том же самом Людовике XIV возникла монополия "масляничных горшков". По словам одного каннского интенданта, это был союз "трех частных лиц, которые скупили 60 000 пустых горшков и хотели таким образом стать хозяевами в торговле изиньским маслом и поднять цены на горшки на одну четверть прежней цены".

Или другой пример такой монополии. В XVII в. парижские печи топились дровами, которые доставлялись в город путем сплавления по реке, так как другие способы перевозки делали благо "дрова" слишком дорогим. В 1606 г. главные портовые торговцы организовали "товарищество" для продажи дров, и в результате цена дров выросла с 4 до 110 ливров (!) за воз. Население обратилось с жалобой к городским властям, и те распустили "товарищество".

В некоторых случаях, как вы увидите в главе 6, монополистом решало стать само государство для получения дохода. Выбирался товар с неэластичным спросом = соль, водка, табак = и объявлялась государственная монополия на его продажу.

Развитие монополий на рубеже XIX=XX вв.

Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные "общества", которые по сути являлись монополистическими объединениями.

Самыми простыми формами были ринг (от англ. ring = "круг") или корнер (от англ. corner = "угол") = временные соглашения о единой политике в продажах. Долгосрочное соглашение называлось синдикатом (от гр. syndikos = "действующий сообща"). Иногда эти синдикаты принимали форму пулов (от англ pool = "котел") = в этом случае у фирм была общая касса, которая объединяла прибыль, делившуюся впоследствии между фирмами.

Трест (от англ. trust) представлял собой наиболее полное объединение фирм, когда возникало общее управление производством (весь трест являлся одной фирмой).

Во второй половине XIX в. монополистические объединения начали появляться в очень многих отраслях (например, в производстве сахара, табака, нефтепродуктов, в металлургии, на транспорте). Во многих отраслях тресты контролировали практически весь объем производства. Например, в самом конце XIX в. American Sugar Refining Companyконтролировала 90% всего производства сахара.

Иногда эти монополии были естественными (существование двух фирм в отрасли было не выгодно), и в этом случае монополистом становилась первая фирма, начавшая производство блага. Например, в 1866 г. первая американская телеграфная компания Western Union надолго осталась единственной фирмой в своей отрасли.

Некоторые тресты представляли собой внушительные производственные империи с огромным количеством рабочих и капитала. Например, в конце XX столетия Дж. Д. Рокфеллером был организован гигантский трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи всей нефти в Америке. Отчасти это было обусловлено владением сетью трубопроводов (естественная монополия), что позволило ему оказать влияние на независимые нефтедобывающие фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company имела около 400 предприятий, 90 тысяч миль трубопровода, 10 000 железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных пароходов.

Россия не была исключением в этом процессе монополизации промышленности, хотя развитие монополистических объединений началось несколько позже и иногда инициировалось иностранными партнерами российских фирм.

В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при участии немецких предпринимателей в 1886 г., когда объединились шесть фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это уже был синдикат "Гвоздь", который контролировал 87% всего производства гвоздей. В 1887 г. возникает сахарный синдикат, который к=началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат "Продамета", объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката "Продуголь" вызвало кризис на рынке угля, так как политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат "Кровля", объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался синдикат "Медь", контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат "Продвагон", который контролировал 97% всех заказов на железнодорожные вагоны.

Антимонопольное законодательство

Конечно же, повышение цен монополиcтами не могло не вызвать протест со стороны потребителей. Для регулирования монополий нужно было принять соответствующее законодательство, и в 1890 г. в США был принят первый антитрестовский закон = закон Шермана. Вскоре такие законы были приняты практически во всех странах.

Принцип действия антимонопольного закона заключается в следующем. Сначала необходимо определить наличие монополии или ситуации, близкой к монополии, в некоторой отрасли. Для этого используются различные показатели = например, доля продаж в фирме в общем рынке. Если эта доля превышает 60%, считают ситуацию близкой к монополии.

Реализация этого принципа на практике представляет собой нелегкое дело, и поэтому первые антитрестовские законы обычно оказывалась несовершенными, и впоследствии многие страны принимали новые варианты этих законов или делали поправки к старым.

Регулирование может осуществляться по-разному. Если монополия возникла путем искусственного объединения нескольких фирм, то ее просто разъединяют. Если же монополия естественная и ее разделить невозможно, то устанавливают максимальные цены, которые фирма может назначать на свой продукт.

Многие из фирм, названия которых вам известны, имели проблемы с антимонопольными органами и участвовали в судебных разбирательствах = это IBM, Proctor&Gamble, Eastman Kodak и другие.

В настоящее время на некоторых рынках продолжают существовать монополии (или почти монополии). В большинстве случаев это естественные монополии (электричество, водопровод и т. д.), регулированием которых занимается государство.

Но существуют и искусственные монополии. Например, южноафриканская компания De Beers контролирует около 80% всей мировой добычи алмазов.

Монополия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторитаристским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация монополиста проводится:
1) по объему покупки (опт и розница);
2) покупателю (по доходам, возрасту). Например, продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, так как они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
3) разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема (в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем), которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 14.1):

В отличие от рынка современной конкуренции, цена монополиста превышает MC

Таким образом P m и Q m – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Q m был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по P k (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как P m > P k , а P m > MR=MC, следовательно P m P k – величина монопольной власти(L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

Рис.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста P m > P z (себестоимость Q M), величину прибыли характеризует прямоугольник P m mzP z .

Монополия - фирма, единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Фирма обладает монополией, если она - единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Основная причина возникновения моно­полии -барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам всту­пить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.

Правительство предоставило исключительные права на производство некото­рой продукции одной фирме.

Издержки производства таковы, что максимальная эффективность производ­ства возможна при наличии на рынке единственного производителя.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

1.2. Виды монополии

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая .

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Современная теория выделяет три типа монополий: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как соглашение; 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

увеличится.

Социально-экономические издержки

Благосостояние на монопольном рынке, как и на любом другом, включает в себя благосостояние производителей и благосостояние потребителей. Всякий раз, когда потребитель переплачивает лишний доллар монополисту, на ту же сум­му возрастает благосостояние производителя. Но эта «утечка» денег от потреби­телей товара к монополии не изменяет общего рыночного излишка. Иными словами, монопольная прибыль сама по себе не означает уменьшения размера экономического «пирога»; просто кусок побольше достается поставщику, а потребителю приходится довольствоваться малым. Если вы не считаете (руководствуясь какими-то особыми соображениями) потребителей более достойными субъектами рынка - а такое суж­дение лежит вне области понятия экономической эффективности, - монопольная прибыль не представляет проблемы для общества.

Проблема монопольного рынка связана с тем, что уровень производства про­дукции находится ниже значения, максимизирующего суммарный излишек. Без­возвратная потеря - мера уменьшения размеров экономического «пирога». Сни­жение эффективности - неизбежное следствие монопольно высокой цены: при цене выше предельных издержек уменьшается объем потребления товара. Однако прибыль, которую приносит реализуемая продукция, не создает проблем. Проблема состоит в неэффективно низком объеме производства". Или, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, если бы высокая цена монополии не отбивала желания у некоторых потребителей покупать данный товар, она просто увеличивала бы излишек производителя ровно настолько, насколько уменьшается излишек потре­бителя; общий излишек оставался бы тем же самым, как если бы монополией управлял вышеупомянутый прекраснодушный плановик.

Из этого заключения может быть, однако, одно исключение. Предположим, что монополия несет дополнительные издержки для сохранения своего исключи­тельного положения. Например, монополия, созданная правительством, несет за­траты на расширение рядов лоббистов, необходимых для продления ее монополь­ных прав. В этом случае она может использовать часть своей монопольной прибыли на покрытие дополнительных расходов. Тогда социальные издержки мо­нополии включают в себя, наравне с безвозвратной потерей, возникающей из-за несоответствия цены предельным издержкам, и эти необоснованные затраты

Антимонопольная политика государства – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации. Основа монополизма в экономике заключается в доминирующем положении хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, позволяющем ему:

Оказывать решающее влияние на конкуренцию

Затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Основные признаки монополизации: ограничение конкуренции; дискриминация потребителя;искусственное завышение цен;снижение выпуска продукции.

Экономическое содержание монополии – это власть поставщика товара (услуги) над условиями его сбыта.

Противоположностью монополизма является конкуренция. Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власти над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологии.

В системе антимонопольного регулирования экономики в любой стране само понятие монополиста определяется через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определённого товара (услуги), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. Недобросовестной конкуренцией считают любые действия, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. Это – распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; ложная информация о потребительских свойствах и месте изготовления продукции; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Антимонопольная деятельность государства предполагает:

2.государственно-властные меры, препятствующие захвату отдельными организациями доминирующего положения на рынке;

3.поддержку предпринимательства путём осуществления мер по стимулированию увеличения объектов производства дефицитной продукции , способствующих насыщению рынка дефицитными продуктами и услугами.

В Украине органом исполнительной власти со специальным статусом является антимонопольный комитет, к основным функциям деятельности которого относятся:

подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения;

развитие товарных рынков и конкуренции;

осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

контроль крупных сделок по купле-продаже акций;

контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Целями антимонопольной деятельности государства являются :

насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;

развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование тем самым цивилизованных рыночных отношений;

ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;

борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;

поддержка новых и, прежде всего, негосударственных экономических структур;

защита прав потребителей.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором, во-первых, удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; во-вторых, товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товара.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий включает: целевое регулирование (в том числе тарифов на электрическую и тепловую энергию); определение потребителей для обязательного обслуживания; установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с украинским законодательством.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

капитал, контролирующий значительную часть производства и сбыта продукции, получающий монопольно высокую (выше средней) прибыль на устойчивой основе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Монополия

от греч. monos - один, poteo - продаю) - исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности; господство на рынке товаров и услуг одного производителя или продавца или небольшой группы продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, установления контроля над ценами (см. Концентрация производства, Централизация капитала). М. сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет ей установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной прибыли. М. характеризуется тем, что вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентная М., М. на источники сырья и т. д.); цена определяется исключительно монополистом; отношения между М. и аутсайдерами складываются как отношения сильного и слабого (т. е. монополист диктует условия заключения контрактов). М. - крупное, высококонцентрированное, централизованное производство. Обычно М. - это крупные компании (фирмы, корпорации) или их объединения (картели, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты) (см. Картель, Трест, Концерн, Консорциум, Конгломерат). Фирма-монополист полностью контролирует производство и рынок. Чистая М. в жизни встречается довольно редко в основном из-за действия антитрестовского законодательства, призванного обеспечивать конкурентные условия на рынке (см. Антимонопольное законодательство). Очевидно, что такие образования, как технологические М., государственные естественные М. и те монополистические структуры, которые основаны на преимуществах, связанных с лидерством в научнотехническом прогрессе, не противоречат устройству современного рыночного хозяйства и вполне с ним совместимы. Но даже области естественного монополизма отнюдь не постоянны. Монопольный режим постепенно утрачивает свои былые преимущества, что подтверждает необходимость антимонопольной политики. Основными отрицательными последствиями монополизации экономики являются: нерациональное распределение ресурсов; замедление темпов научно-технического прогресса; неравенство в доходах; угроза политической демократии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В детстве многие из нас играли в увлекательную игру под названием «Монополия». Но детство быстро заканчивается, а во взрослой жизни всем управляет экономика, термины и понятия которой необходимо знать сегодня каждому.

Так что же такое реальная монополия, кому она выгодна и почему против нее борются правительства многих стран?

Монополия – слово, имеющее греческое происхождение. Оно образовано от двух слов древнегреческого языка:

«μονο» (моно) – т.е. один и «πωλέω» (полео) – продаю. Так принято называть предприятие, которое единолично производит продукцию или всецело контролирует ее производство, не допуская при этом возникновения конкурирующих предприятий, предлагающих потребителям аналоги этой продукции.

Компания может стать монополией благодаря экономическому удушению более мелких , вследствие естественных причин или других факторов – в частности, экономической политики государственных органов.

Предприятие, не имеющее конкурентов на рынке и предлагающее потребителю нужный ему товар, называется монополией. Это положение является чрезвычайно выгодным для бизнес-предприятия, так как оно получает возможность устанавливать любые цены и условия для реализации своего товара или услуги.

Монополист диктует цены поставщикам сырья и материалов, так как с большой вероятностью эти материалы никто, кроме него, не будет покупать. Благодаря этому доходы монополии становятся непропорционально большими, и она получает возможность расширять сферу своих интересов дальше.


Если государство не воспрепятствует этому процессу, в конце концов рынок в стране окажется поделенным между несколькими монополистами, каждый из которых безраздельно властвует в своей отрасли. Таким образом, крупнейшие представители бизнеса окажутся более могущественными и влиятельными, чем и получат возможность неограниченно эксплуатировать народ.

Из-за риска возникновения такой ситуации подавляющее большинство государств борется с монополиями, строжайше следя за тем, чтобы ни одно предприятие не смогло получить преимущественные права и возможности в своей сфере рынка.

Исключение составляют естественные и государственные монополии, однако их число невелико, и все они находятся под жестким контролем.

В некоторых случаях производство и/или реализацию отдельных видов товаров берет на себя государство, которое получает от этого существенные доходы, пополняющие бюджет. Так, в Российской Империи государство обладало монопольным правом производить и продавать водку, которую в определенный период времени даже называли в народе «монополькой» (так же именовали питейные заведения где водка продавалась).


Государственная монополия может быть полной или частичной. В первом случае государственные предприятия и производят, и продают товар, во втором – только производят или только продают. В современном мире госмонополии существуют, к примеру, в Италии – на табак, спирт, пиво и спички, в Японии – на табачные изделия, соль, спирт и опиаты, и во многих других странах.

В некоторых случаях товар или услуга не может предлагаться большим количеством участников рынка, так как, чем больше игроков, тем выше себестоимость их предложений. В этом случае возникает так называемая естественная монополия, которая нередко полностью или частично контролируется государством.

Так, в России, да и во многих других странах, добычу, торговлю и транспортировку природного газа осуществляет естественный монополист. Такой же естественной монополией является сеть железных дорог, которая представляет собой единый технологический и технический комплекс. Любое дробление железнодорожного комплекса приводит к ухудшению его работы, падению качества услуг и снижению безопасности людей.

Объяснить, что такое монополия, проще всего на наглядном примере. Представьте себе городок, окруженный со всех сторон горами. В нем работает десяток небольших пекарен, каждая из которых славится своим особенным хлебом. И вот в городок приезжает и скупает все пекарни, после чего повышает цену хлеба. Хотя его качество ухудшается, жители вынуждены покупать, потому что больше никто хлеб не продает.


Вскоре богач отказывается покупать муку у местных мельников, из-за чего они разоряются, и богач скупает их мельницы. Затем он устанавливает низкие закупочные цены на пшеницу и скупает поля всех окрестных крестьян.

Т.е. он становится полным монополистом в своей отрасли, и какие бы цены на хлеб ни установил, люди будут вынуждены их платить. Вот чем опасна монополия и вот почему государственные власти с ними борются, принимая антимонопольные законы.

Представим себе, что некоторое предприятие занимается выпуском уникальной продукции, аналогов которой нет у других. Как раз уникальный товар и создает статус монополии предприятию, так как у него нет конкурентов. Сделаем вывод, что монополия – это предприятие , которое полностью контролирует выпуск уникального продукта и его цену , а также не имеет конкурентов ввиду того, что другие не выпускают этот продукт.

Преимущества монополии

Одно из самых главных преимуществ – контролирование рынка. Если в олигополии равняются на ценового лидера, то здесь не нужно ни на кого равняться – ты выпускаешь продукцию и сам назначаешь ей цену. Но ставить слишком высокую ненужно – так как люди начнут искать похожие товары с низкой ценой. Тем более за этим следит антимонопольная служба , которая контролирует деятельность монополистов. Поэтому не все так просто – монополии не могут поставить высокую цену или ставить условия другим, они должны соблюдать антимонопольное законодательство.

Недостатки монополии

Наверное, контроль ФАС уже является недостатком для монополии, но соблюдение закона необходимо. Если подойти с другой стороны, то недостатком монополии как раз может являться отсутствие конкуренции , ведь при их наличии предприятия стараются улучшать свой продукт, тем самым идет процесс развития. Если не с кем бороться – тогда зачем что-то менять. Не подумайте, что уникальный товар не будет со временем меняться – это будет происходить медленнее.

Как вступить на рынок монополии

Это очень сложно. Обычно монополисты – это крупнейшие предприятия , они не просто контролируют рынок, они еще и могут с легкостью давить конкурентов, тем более новичков. А небольшим фирмам просто не хватает той мощи, которая есть у монополиста. Иметь конкурентов невыгодно, поэтому крупной компании не составит труда задавить небольшой предприятие. Есть много способов это сделать, но это уже другая тема.

Существует ли монополия? Примеры монополии

Естественная монополия редко встречается в жизни. Обычно это инфраструктура. Приведем монополии, железная дорога (РЖД). По сути они являются монополистом в этой сфере, так как других компаний нет. Из-за этого качество обслуживания не улучшается. Как ездили поезда 50 лет назад, так и сейчас. А современные стоят очень дорого и ездят только через Москву и Санкт-Петербург.