Кубасов валерий. Валерий кубасов - прикосновение космоса

Советский космонавт №18. Таким он вошёл в историю. Наш земляк - Валерий Николаевич Кубасов. Дважды Герой Советского Союза. Лётчик-космонавт СССР. А с 2016 года - Почётный гражданин Владимирской области (посмертно). Валерий Николаевич Кубасов родился 7 января 1935 года в Вязниках. В семье Николая Ивановича и Татьяны Ивановны Кубасовых. Отец будущего покорителя космоса был военнослужащим. Валерий Кубасов с детства мечтал о небе.В Вязниках он учился в средней школе №2, которую окончил в 1952-ом году, с серебряной медалью. Затем - учёба в московском авиационном институте. Самолётостроительный факультет, выпуск 1958 года. С 1966-ого - по 1968-ой - аспирантура. При Центральном конструкторском бюро. Затем защита диссертации. Валерий Николаевич Кубасов получает степень кандидата технических наук. Кстати, сразу после окончания МАИ уроженец Вязников Кубасов по распределению был направлен в ОКБ-1 (позднее – Центральное конструкторское бюро). Валерий Кубасов прошел путь от инженера до инструктора-космонавта-испытателя - руководителя летно-испытательной службы. Занимался наш земляк проектированием пилотируемых космических кораблей.

Во многом поворотным для Валерия Кубасова стал 1966 год. Пять лет спустя после легендарного полёта Юрия Гагарина, 23 мая 1966-ого приказом начальника и главного конструктора Василия Мишина Валерий Кубасов был включен в первую группу космонавтов - испытателей предприятия. И работал Кубасов в отряде космонавтов без малого 30 лет. Вплоть до ноября 1993-его.

18 суток 17 часов 59 минут. Такова общая продолжительность космических полётов вязниковца Валерия Кубасова. А их в его жизни было три. Итак, полёт первый. Его Валерий Николаевич выполнил с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера корабля "Союз-6" вместе с Георгием Шониным. Это была программа первого в мире группового полета трех кораблей "Союз-6"/"Союз-7"/"Союз-8". Именно во время этого полета впервые в мире были проведены эксперименты по реализации сварочных работ в космосе. И провел их бортинженер Кубасов.
Его позывным был «Антей-2». А продолжительность полета составила четверо суток 22 часа 42 минуты 47 секунд.

Второй свой полёт к звездам Валерий Кубасов совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера корабля "Союз-19" вместе с Алексеем Леоновым. Напомним, Алексей Архипови ч- решением Законодательного Собрания Владимирской области – также стал почётным гражданином 33 региона. Кстати, напарник Валерия Николаевича – Алексей Леонов не раз говорил: «Спасибо владимирской земле. За Кубасова». Июльский полёт 1975-ого стал событием эпохальным. 15 июля, в 15.20 с космодрома "Байконур" запущен "Союз-19". С Леоновым и Кубасовым на борту... Спустя несколько часов в США отправляется к звездам корабль "Аполлон". И вот оно, первое в истории рукопожатие советских космонавтов и американских астронавтов на орбите. Стыковка на орбите кораблей разных стран выполнена впервые. Уже в новом тысячелетии, именно на владимирской земле участники тех событий повторили то самое легендарное рукопожатие. В 2005-ом экипажи встречали во Владимирской области. Вместе с Алексеем Леоновым, Томасом Стаффордом и Вэнсом Брандом Валерий Кубасов вспоминал тот полёт. И это архивные, уже уникальные кадры.

"Корабли состыковались. Примерно это было над Эльбой, над Европой".

В экспедиции Союз-Аполлон позывным Кубасова был «Союз-2». А продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунду. "Орион-1" Это уже позывной во время третьего полёта. С 26 мая по 3 июня 1980-ого. Кубасов стал командиром космического корабля «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6». В 80-ом «космическим напарником» вязниковца стал представитель Венгерской народной республики, первый венгерский космонавт Берталан Фаркаш. Тот полёт длился 7 суток 20 часов 45 минут и 44 секунды. Космос любит точность.

Валерий Николаевич Кубасов никогда не прерывал связи с владимирской землей. А о Вязниках так и говорил: «этот город –всегда в моём сердце». Кроме того, Валерий Николаевич регулярно приезжал вместе с коллегами в Киржачский район, в Новосёлово. К месту гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. С космонавтом № 1 Юрием Гагариным он был хорошо знаком. И вот как расссказывал об этом в одном из интервью.

ВАЛЕРИЙ КУБАСОВ, ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: "Мы с ним часто сидели на тренажере, отрабатывали различные режимы возвращения на землю, спуска с космической орбиты, и я видел, насколько он увлечен космонавтикой".

Валерий Кубасов - дважды Герой Советского Союза, лауреат множества самых высоких наград. В том числе ммедали "За заслуги в освоении космоса". Герой Венгерской республики. Почетный гражданин многих городов: от Нью-Йорка до Калининграда. И, конечно, Вязников, города детства. Как вспоминал сам Кубасов, в Вязники приезжал при первой же возможности. Старался не пропускать знаменитый всероссийский Фатьяновский праздник. Подчеркивая, песни "вязниковского соловья" - Алексея Фатьянова - тот же космос. Только чувств и эмоций.

ВАЛЕРИЙ КУБАСОВ, ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: "Это мелодичные, задушевные песни, полные, глубокие.. Во всех смыслах, поэтому я их так люблю".

Скафандр Валерий Кубасова до сих пор хранится в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника - в Золотых воротах. В разделе «Герои Советского Союза». Валерий Николаеви - автор нескольких книг. Одна из главных – «Прикосновение космоса». Даже после ухода на пенсию он вел активную работу и был мудрым наставником для нынешнего поколения покорителей космоса. Знаменитого земляка- Валерия Кубасова не стало 19 февраля 2014 года. Валерию Николаевичу было 79. Похоронен Дважды Герой Советского Союза на Троекуровском кладбище Москвы. Удивительно счастливый в профессии - счастливая звезда, не иначе, таким он был и в обычной жизни. Вместе с женой Людмилой Ивановной Валерий Николаевич воспитал дочь Екатерину и сына Дмитрия. Своим выдающимся земляком владимирцы гордились всегда. В памяти нескольких поколений и конечно же, всей страны Валерий Николаевич Кубасов останется человеком из той когорты покорителей звезд. Смелых, ярких, мужественных. Валерий Кубасов - СОВЕТСКИЙ КОСМОНАВТ № 18. Герой космоса родом из Вязников.

> > > Кубасов Валерий Николаевич

Кубасов Валерий Николаевич (1935-2014 гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №18;
Космонавт мира: №40;
Число полетов: 3;
Продолжительность : 18 сут 17 ч 59 мин 22 с;

Валерий Кубасов – 18-й советский космонавт, дважды герой СССР: биография, фото, космос, личная жизнь, даты, первый полет, Союз, встреча двух стран в космосе.

Родился в знаменательный день - седьмого января 1935 года, город Вязники (Владимирская область).

Валерий окончил школу № 2 в 1952 в своем родном городе Вязники. Окончил школу с отличием и получил серебряную медаль. Потом поступил в Московский авиационный институт - факультет самолетостроительный. Успешно окончил авиационный институт в 1958 году.

Учился в ЦКБЭМ (1966 - 1968), защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук.

Космос

Работал в качестве космонавта - инженера ("Восход"). Потом был допущен к спецподготовке, но испытание не прошел: его рассматривали в качестве кандидата, но специальная комиссия 11 июня 1964 года отклонила его кандидатуру.

Кубасов Валерий Николаевич не из тех, кто останавливается после первого отказа - он проходил подготовку на борту экипажа "Союз". Во время старта КК «Союз-5» стал дублером корабля!

Первый полет

Первый полете Валерия Николаевича состоялся в 1969 году, вместе с Г. Шониным. Это был непростой полет, во время полете они должны были провести эксперимент в космосе. Эксперимент заключался в том, чтобы попробовать выполнить сварочные работы в космосе. Такой эксперимент ставился впервые в мире (аппаратура была разработана в ИЭС им. Патона).

Продолжительность полета: 004 сут. 22 ч 42 мин 47 с.

Второй полет

Второй полет космонавта Кубасова был знаменательным: впервые на орбите встретились два разных корабля двух разных стран - США «Аполлон» (всегда была соперником в для Советского Союза в изучении космоса) и СССР «Союз-19» .

Продолжительность полета:005 сут. 22 ч 30 мин 51 с.

Третий полет

В качестве командира совершил полет в 1980 году, полет был разработан по советско-венгерской программе.

Личная жизнь

Кубасов вырос в семье служащего, у него была старшая сестра -Тарасевич (Кубасова) Галина Николаевна. Кубасов Валерий Николаевич был женат один раз. Его супруга - Кубасова (Куровская) Людмила Ивановна (1943 года рождения). Жена Валерия Николаевича была близка к его профессии и оказывала мужу не только моральную поддержку, но и сама работа инженером КБ автоматических систем управления. У Валерия Николаевича двое детей: дочка - Кубасова Екатерина Валерьевна (1966 года рождения), сын - Кубасов Дмитрий Валерьевич, 1971 года рождения.

Увлечение

Недаром говорят, что космонавты не могут сидеть без дела! Валерий Николаевич не исключение, он с молодости увлекался теннисом и даже, находясь в возрасте, не покинул любимое увлечение.

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов на примере совместного полета советско-венгерского экипажа рассказывает о работе космонавтов, о том, какие сложные задачи приходится решать сегодня участникам космических полетов.

Автор раскрывает особенности ряда интересных научно-технических экспериментов по программе "Интеркосмос", рассказывает о большом народнохозяйственном значении исследований, проводимых на орбитальных станциях.

Книга адресуется широкому кругу читателей.

Глава I. НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Глава II. НА ОРБИТАХ "ИНТЕРКОСМОСА"

Глава III. ТАМ, ГДЕ НИЧТО НИЧЕГО НЕ ВЕСИТ...

Глава IV. ЯВЛЕНИЕ "ОРИОНОВ" "ДНЕПРAM"

Глава V. В КВАРТЕТЕ С "ДНЕПРАМИ"

Глава VI. "В ХОДЕ ПОЛЕТА ВЫПОЛНЕНО..."

Глава VII. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ...

Глава VIII. ЗА ТЕХ, КТО НА ЗЕМЛЕ!

Глава IX. ПРОФЕССИЯ: КОСМОНАВТ

Глава X. И СНОВА В ДОРОГУ...

Глава XI. ЗЕМЛЕ НАВСТРЕЧУ

Глава XII. ПОЛЕТ ОКОНЧЕН

НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Байконуру - четверть века! - Благословленные Королевым. - Первая четверка. - Лекарство от переломов. - Наш друг Анохин. - Космонавт, вы негерметичны! - Репортаж в никуда - На орбите советско-венгерский экипаж!

Белый с желтой полосой автобус, тот самый, что привозит космонавтов на стартовую площадку,- хотя и менее знаменитый, чем ракета-носитель, космический корабль "Союз" или орбитальная станция "Салют", но на Байконуре известный всем,- плавно отходит от гостиницы "Космонавт" и берет курс на космодром. Это прежде от места последнего перед стартом ночлега до "своей" ракеты космонавт мог дойти пешком. Понятное дело, в скафандре не очень-то походишь, но путь был недальний, куда короче нынешнего, который наш автобус с эскортом машин, обеспечивающих безопасность движения, проходит минут за сорок.

Минуем Звездоград. Теперь за окнами степь, майская, цветущая, какой она бывает лишь в это время года. День клонится к вечеру, скоро заиграют над горизонтом багровые сполохи степного заката.

Сегодня 26 мая 1980 года. Вот уже третий раз в качестве стартующего космонавта я качу по этой дороге. На этот раз мой напарник - венгерский летчик Берталан Фаркаш. Сорок минут езды - короткий тайм-аут после железного ритма многолетней подготовки, время, чтобы сосредоточиться перед стартом, подвести итог сделанному...

Не верится, что всего четверть века назад строители космодрома вбили здесь первые колышки в твердую степную землю. Тогда, в 1955 году, даже тем, кто видел огромный щит с начертанными мелом словами: "Здесь будет сооружен стартовый комплекс", трудно было представить, каким колоссом станет эта космическая гавань. Через два года после закладки Байконура отсюда стартовала ракета с первым искусственным спутником Земли. Обелиск с надписью: "Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм вселенной" - поднялся там, где стоял фанерный щит строителей.

Есть на Байконуре и другой памятник - неподалеку от первой стартовой площадки бок о бок стоят два скромных домика. В одном утром 12 апреля 1961 года проснулся старший лейтенант Юрий Гагарин, чтобы через несколько часов стать космонавтом номер один планеты Земля, в другом, приезжая на космодром, жил Сергей Павлович Королев. В эти деревянные домики, где теперь находятся музеи, приходит каждый космонавт, готовящийся к своему первому старту...

В октябре 1969 года пришел сюда и я - за несколько дней до того, как впервые на околоземную орбиту вышли одновременно три космических корабля. Вместе с Георгием Шониным мы составили экипаж "Союза-6". На следующий день после нашего старта был запущен "Союз-7" с Анатолием Филипченко, Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. Через сутки в космосе оказался третий корабль - "Союз-8", пилотируемый Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым.

Алексей Елисеев, Владислав Волков и я - представители первого поколения космических бортинженеров. Вскоре после полета Гагарина нам, тогда работникам КБ, которое возглавлял С. П. Королев, стало ясно: путь в космос не закрыт и специалистам.

Помню слова Сергея Павловича, сказанные им, когда на трехместном "Восходе" полетел первый космонавт-исследователь, один из создателей гагаринского "Востока" - Константин Петрович Феоктистов: "Отныне после полета Феоктистова дорога в космос открыта ученым. Им теперь доступны не только цифры и записи приборов, фото- и телеметрические пленки, показания датчиков. Нет, сейчас ученому доступно свое, живое восприятие событий, чувство пережитого и виденного, ему отныне представляется великолепная возможность вести исследования, тут же анализировать полученные результаты и продвигаться дальше".

Королев, лично беседовавший с каждым из первых тринадцати инженеров, подавших заявление, сам установил то основное минимальное требование, которому должен отвечать кандидат в космонавты: не менее чем трехлетняя работа в области космической техники. Человек крутого нрава, он требовал от нас четкого понимания задач космонавта-испытателя, глубокого знания космической техники, чтобы справиться с тем обширным кругом научных наблюдений и экспериментов, которые предстояло вести в космосе.

Если кандидат на прямой вопрос Королева, почему подал заявление, отвечал, что просто хочет стать космонавтом, шансов действительно стать им почти не оставалось.

Когда дошла очередь до меня, я ответил: "Хочу испытывать технику, в создании которой сам участвовал" - и, судя по всему, высказал мысль, близкую Сергею Павловичу. Вспомнил, что еще в марте 1960 года на вводной лекции для будущих космонавтов создатель первой советской жидкостной ракеты Михаил Клавдиевич Тихонравов сформулировал задачу предстоящего полета человека в космос так: "Натурные летные испытания космического корабля "Восток" в пилотируемом варианте..."

Официальной датой рождения нашей группы бортинженеров, состоявшей из восьми человек, считается 23 мая 1966 года, хотя в Центр подготовки космонавтов мы, четверо из этой восьмерки, попали лишь в августе того же года. Алексей Елисеев, Владислав Волков, Георгий Гречко и я смогли благополучно пройти строжайшие медицинские проверки и начали готовиться к полетам, чтобы в одном из них перейти из корабля в корабль. Кстати, позже это проделал Алексей Елисеев, а мне довелось быть его дублером.

Обосновались мы в профилактории Центра подготовки космонавтов, расположенном в лесной местности: я вместе с Алексеем, а рядом, по соседству, Вадим Волков и Георгий Гречко.

В комнате у нас стоял большой шкаф, две тумбочки, две кровати. На стене - репродуктор. Вот и вся нехитрая обстановка.

Шесть дней в неделю мы находились в профилактории и только по субботам уезжали домой. Заниматься приходилось тогда очень много - с утра до позднего вечера шли различные занятия. Спать ложились уже после одиннадцати, послушав "Последние известия".

Репродуктор висел над кроватью Алексея, и он, измотавшись за день, засыпал, не заметив, что радио оставалось включенным. Трансляция заканчивалась, и оно само утихало... Но утром, в 6 часов, репродуктор просыпался первым. А у нас по распорядку дня подъем только в семь. Алексей испытывал мою выдержку. Ждал, когда я проявлю слабину и выключу радио. Я не выдерживал, вскакивал, одним прыжком выхватывал вилку репродуктора из розетки и... швырял ее в Алексея! Но тот продолжал безмятежно лежать, зная, что длины шнура не хватит и вилка до него не долетит.

В один из дней в начале зимы в нашей маленькой группе случилось неприятное происшествие. Нас отправили на аэродром - на парашютные прыжки. В этом виде подготовки мы были робкими новичками по сравнению с Жорой Гречко, который имел уже немалый "парашютный" опыт. То ли он решил показать нам свой высокий класс, то ли просто не повезло, но, приземлившись, однажды так и остался лежать, не отстегнув парашют.

Подбежали, слышим стон: "Нога, нога..." Оказалось - серьезный перелом. Пришлось отправлять его самолетом в Москву, а там в госпиталь.

Вернувшись с прыжков, мы первым делом навестили Георгия. Вид у него был, прямо сказать, удручающий: нога в гипсе задрана на спинку кровати. Держится, правда, молодцом, шутит.

Ну а коньяк вы принесли? - спрашивает на полном серьезе.

Да ты что, Жора, разве можно?

Мне доктор сказал, чтобы быстрее поправиться, надо пить гоголь-моголь. А знаете ли вы, что такое гоголь-моголь для взрослого человека,- смеется Георгий,- это и есть смесь яичного желтка с коньяком!

К счастью, у него все обошлось и без гоголя-моголя. Кость срослась, и со временем врачи сняли все ограничения. А каким космонавтом стал Георгий Гречко, знают все, в частности по его продолжительной и успешной работе на орбитальной станции "Салют-6".

В ноябре 1966 года наша маленькая группа пополнилась "новобранцами" Олегом Макаровым, Виталием Севастьяновым, Николаем Рукавишниковым.

Валерий Николаевич Кубасов - бортинженер космического корабля «Союз-6»; бортинженер космического корабля «Союз-19»; командир экипажа космического корабля «Союз-36».
Родился 7 января 1935 года в Вязниках (ныне Владимирская область) в семье служащего. После окончания Московского авиационного института (самолётостроительный факультет) был направлен по распределению на работу в ОКБ-1 (КБ Королёва) в отдел баллистики. Занимался проектированием пилотируемых космических кораблей. В 1966 году зачислен в отряд советских космонавтов.
С 1966 по 1993 год выполнил 3 космических полёта общей продолжительностью 18 суток 17 часов 59 минут.
11-16 октября 1969 года совершил космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-6» вместе с Г. С. Шониным, продолжительностью 4 суток 22 часа 43 минуты. Первый групповой полёт трёх космических кораблей (совместно с «Союз-7» и «Союз-8»). Во время полета проводилось сближение и маневрирование кораблей. В. Н. Кубасов впервые в мире провёл эксперименты по сварке в условиях космоса.
15-21 июля 1975 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-19» вместе с А. А. Леоновым, продолжительностью 5 суток 22 часа 31 минут. В ходе полёта выполнена первая в мире стыковка двух космических кораблей разных стран - «Союза-19» (СССР) и «Аполлона-18» (США).
26 мая - 3 июня 1980 года совершил третий космический полёт в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-36» вместе с венгерским космонавтом Б. Фаркашом и орбитальной станции «Салют-6» продолжительностью 7 суток 20 часов 45 минут.
После ухода из отряда космонавтов продолжил работать в НПО «Энергия» в должности заместителя руководителя 5-го отделения Главного конструкторского бюро (ГКБ). С 28 ноября 1997 года был научным консультантом в 887-м отделе РКК «Энергия» имени С. П. Королева.
Жил в Москве. Умер 19 февраля 2014 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награды и звания:

Дважды Герой Советского Союза(1969, 1975);
три ордена Ленина;
медаль «За заслуги в освоении космоса»(12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР;
золотая медаль имени Ю. А. Гагарина;
Герой Венгерской Народной Республики(1980);
золотая медаль «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» (Чехословакия);
медаль «Народная техника» (Югославия).

Общественные награды:

Премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учреждённая Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

Кандидат технических наук (1968). Член КПСС с 1968 года.
Почётный гражданин городов Калининград, Калуга, Владимир, Вязники (Россия), Караганда, Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Франциско, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити (США).
Бронзовый бюст В. Н. Кубасова установлен в Вязниках. Его именем названа улица в городе Александров Владимирской области.

Официальный туристический портал Владимирской области

Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области в семье служащего. Там же в 1952 году окончил среднюю школу с серебряной медалью. Еще в школе мечтал строить самолеты, поэтому и поступил в том же году в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Окончил институт в 1958 году и по распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (КБ Королева) в отдел баллистики. С 17 октября 1962 года работал начальником группы ОКБ-1 (п/я 651). Занимался проектированием марсианского пилотируемого корабля (ТМК).

В мае - июне 1964 года был направлен на медицинское обследование в НИАГ в качестве одного из 14 кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трехместном КК «Восход» (целевой набор «Восход») в качестве космонавта-инженера. В июне 1964 года получил допуск медицинской комиссии к спецподготовке. Его кандидатура рассматривалась на заседании Мандатной комиссии 11 июня 1964 года, но к зачислению в группу он рекомендован не был.

В июле 1965 года прошел медицинское обследование в ИМБП в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и был одним из 12 инженеров, прошедших все этапы отбора.

Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по ЦКБЭМ о формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки инженеров-испытателей, был направлен на повторное обследование в ИМБП, которое вновь прошел успешно. 23 мая 1966 года прошел мандатную комиссию в ЦКБЭМ и приказом В.П.Мишина №43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ. По август 1966 года проходил подготовку в ЦКБЭМ в составе группы кандидатов в космонавты.

Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа "Союз". Готовился по лунной программе СССР. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-2" (совместно с Андрианом Григорьевичем Николаевым и Виктором Васильевичем Горбатко), старт которого был намечен на 24 апреля 1967 года. Из-за возникших неполадок на борту корабля "Союз-1", старт корабля "Союз-2" был отменен. В 1966 - 1968 годах учился в аспирантуре в ЦКБЭМ. После защиты диссертации в 1968 году получил степень кандидата технических наук. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-5" (совместно с Анатолием Васильевичем Филипченко и Виктором Васильевичем Горбатко) во время старта 15 января 1969 года.

Свой первый космический полет совершил 11-16 октября 1969 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-6" (совместно с Георгием Степановичем Шониным). Во время полета впервые в мире провел эксперименты по сварке в условиях космоса. Продолжительность пребывания в космосе составила 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд. В дальнейшем проходил подготовку к полетам на борту орбитальной станции типа "Салют" (ДОС). Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-10" (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым и Петром Ивановичем Колодиным) во время старта 22 апреля 1971 года. Позывной: «Антей-2».

С 18 сентября 1970 по 20 марта 1971 года проходил непосредственную подготовку для полета на ДОС-1 «Салют» в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе первой экспедиции (ЭО-1), вместе с А.Леоновым и П.Колодиным. 23 апреля 1971 года во время страта КК «Союз-10» был дублером бортинженера корабля.

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа КК «Союз-11» для полета по программе первой экспедиции (ЭО-1, которая не была выполнена предыдущим экипажем) на ДОС-1 «Салют», вместе с А.Леоновым и П.Колодиным. Однако за два дня до полета, 4 июня 1971 года, решением Государственной комиссии основной экипаж отстранен от полета из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в легких.

С 10 октября 1971 по 24 мая 1972 года готовился в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-2, вместе с А.Леоновым. Полет был отменен из-за аварии РН «Протон» во время запуска ДОС-2 на орбиту 29 июля 1972.

С 25 августа по сентябрь 1972 проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа к полету на 7К-Т №34 по программе автономного полета (вместе с А.Леоновым) с целью испытания новых скафандров «Сокол-К». Полет был отменен, а корабль 7К-Т №34 совершил беспилотный полет.

С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил непосредственную подготовку в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-3, вместе с А.Леоновым. Полет был отменен из-за аварии станции на орбите в мае 1973.

С мая 1973 по 16 июня 1975 года проходил подготовку по программе советско-американского полета (ЭПАС - экспериментальная программа Аполлон - Союз) в качестве бортинженера первого экипажа, вместе с А.Леоновым.

Свой второй космический полет совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-19" (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым) по программе ЭПАС. Во время полета была осуществлена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей разных стран - советского "Союз-19" и американского "Apollo". Продолжительность пребывания в космосе составила 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунды. Позывной: «Союз-2».

С 22 августа 1977 по 9 июня 1978 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) советско-польского экипажа по программе экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с З.Янковским (ПНР). 27 июня 1978 года во время старта КК «Союз-30» был дублером командира корабля.

С 20 ноября 1978 по 18 мая 1979 года проходил непосредственную подготовку к полету в качестве командира первого экипажа по программе советско-венгерской экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с Б.Фаркашем (ВНР). Полет был отложен из-за аварии корректирующе-тормозной двигательной установки (КТДУ) на КК «Союз-33». В связи с этим с 3 сентября 1979 по 12 мая 1980 года продолжал подготовку в режиме поддержания тренированности в этом же экипаже по той же программе.

Свой третий космический полет начал 26 мая 1980 года в качестве командира космического корабля "Союз-36" (совместно с венгерским космонавтом Bertalan FARKAS). Работал на борту орбитального комплекса "Салют-7" - "Союз-35" (экипаж Леонид Иванович Попов и Валерий Викторович Рюмин) - "Союз-36". Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на космическом корабле "Союз-35". Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. За 3 рейса в космос налетал 18 дней 17 часов 59 минут 22 секунды. Позывной: «Орион-1».

  • Дважды Герой Советского Союза (22.10.1969, 22.07.1975);
  • Летчик-космонавт СССР (22.10.1969);- Герой ВНР (1980);
  • Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.10.1969, 22.07.1975);
  • Три ордена Ленина (22.10.1969, 22.07.1975, 1980);
  • Медаль «Ветеран труда» (1985);
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя ВНР;
  • Лауреат национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учрежденной - Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
  • Орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

7 июля 1981 года был назначен заместителем руководителя комплекса. 1 января 1982 года был назначен руководителем 29-й службы. 12 июня 1987 года был переведен на должность заместителя руководителя 5-го комплекса. С 29 декабря 1989 года назначен заместителем начальника 5-го отделения ГКБ НПО «Энергия».

Учитывая большой вклад В.Н. Кубасова в освоение космического пространства и гордясь этим, в знак общественного признания исполком Владимирский городского Совета депутатов трудящихся присвоил Валерию Николаевичу звание Почётного гражданина города Владимира.