Лаптев что открыл. Братья лаптевы

Сегодня мы решили вспомнить людей, в честь которых были названы моря в Северном Ледовитом океане и их окрестностях, а также разобраться, чем еще они были знамениты.

Виллем Баренц

Голландский мореплаватель и исследователь.


Его именем названы Баренцево море, один из островов и город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.

Именем Виллема Баренца названо Баренцево море


Три раза (1594, 1595, 1596—1597 гг.) Баренц отправлялся в путешествие в поисках Северо-Восточного прохода из Европы в Азию. Во время первых двух экспедиций достиг архипелага Новая Земля. В ходе третьей обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли; корабль при этом оказался затёрт во льдах. После арктической зимовки команда отплыла на материк, погрузившись в две шлюпки.


Корабль Баренца, вскоре раздавленный льдами, в 1596 году


За время своих путешествий Баренц совершил столь значительные географические открытия и составил такие точные карты, что поныне остается одним из крупнейших исследователей Арктики. Метеорологические данные, собранные им, до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.

Витус Беринг

Именем Беринга названы остров, Берингов пролив ( пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами ) и Берингово море (на севере Тихого океана ), а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

Почтовая марка выпущенная Почтой СССР в 1981 году в честь 300-летия со дня рождения Витуса Беринга.

Именем Витуса Беринга названы пролив и море, а также Командорские острова

Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив ).

В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова ). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.


Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.

Дмитрий и Харитон Лаптевы

Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке — во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления и уровень географических знаний тоже был не очень высок.


Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.

Море Лаптевых было названо в честь братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых


С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна «Якутск» вместо погибшего в экспедиции Прончищева. Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше. Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне «Иркутск» смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Поразительное упорство, целеустремленность и любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

Сэр Фрэнсис Бофорт

В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике.


Также Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира.

Сэр Френсис Бофорт был избран членом Ирландской королевской академии


С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований.

Море Линкольна

Море было названо полярным исследователем Адольфусом Вашингтоном Грили, во время его экспедиции 1881—1884 годов. Имя Линкольна связано не с 16-м президентом США Авраамом Линкольном, а с его сыном, военным министром США Робертом Тоддом Линкольном.


Роберт Тодд Линкольн (слева) и Адольфусом Вашингтоном Гриль (справа)

Море Линкольна было названо сына Авраама Линкольна


Адольф Вашингтон Гриль был американским ученым и путешественником, а также полярным исследователем. С 1868 года находился на службе правительственного сигнального бюро. В 1881 году стоял во главе экспедиции в Гренландии, посланной правительством США для устройства одной из 13 околополюсных станций для метеорологических наблюдений согласно плану, выработанному на Гамбургском международном конгрессе 1879 года. На обратном пути в 1883 году часть его команды погибла от голода, один был застрелен по приказу Грили. Полумёртвые выжившие вместе с самим Грили были спасены военным кораблём, высланным на поиски экспедиции. Грили — автор многих трудов по метеорологии и изотермических карт.

Уильям Баффин

Английский мореплаватель, обнаруживший в 1616 году море, носящее его имя, и остров Баффинова Земля.


Портрет Уильяма Баффина работы Хендрика ван дер Борхта

О его молодости ничего не известно, кроме того, что он, вероятно, рождён в Лондоне. Впервые он упоминается в 1612 году в связи с экспедицией по поиску Северо-Западного пути в Индию, в качестве первого помощника капитана Джеймса Холла. Капитан был убит в бою с аборигенами на западном берегу Гренландии. Следующие два года Баффин занимался китобойным промыслом.

В 1615 году ему была поручена повторная экспедиция по поиску Северо-Западного пути в Индию. На корабле «Дискавери» Баффин исследовал Гудзонов пролив. Точность астрономических наблюдений Баффина в этом путешествии была подтверждена сэром Эдуардом Пари на два столетия позже, в 1821 году.


После экспедиции 1615 года, когда он побывал в Гудзоновом заливе, он уверился, что Северо-западный проход может пролегать только через пролив Дейвиса (между названной по имени мореплавателя Баффиновой Землей и Гренландией). Этим проливом он проследовал во время своей пятой экспедиции (1616) и вследствие благоприятного состояния льдов ему удалось проникнуть в названный его именем Баффинов залив вплоть до пролива Смита. Определение долготы в море при свете луны, как считают многие, было первым в своем роде экспериментом. Баффин точно закартографировал все берега «своего» залива, но открытия экспедиции в Англии сочли фантастикой и позже сняли с карт. Такая несправедливость продолжалась до 1818 года, когда Джон Росс вновь открыл Баффинов залив.

Они встретились после почти пятилетней разлуки, и их радость была безмерна. Позади остались томительные зимовки с пережиданиями бесконечных полярных ночей, трескучие морозы, ледяное дыхание ветров, от которых дубело лицо и болью сводило пальцы на руках и ногах, однообразная, осточертевшая пища - все позади теперь, что приходилось терпеть ради единой великой цели.

Здесь, в Петербурге, такими далекими кажутся эти лишения... И только могилы погибших товарищей, оставленные в белой тишине одиночества, в земле, которую они открывали, не дают отринуть в забвение те далекие дни.

Братья Харитон и Дмитрий Лаптевы долго не разжимали объятий...

…Лишившись Прончищева, Семен Челюскин принял на себя команду экспедиционным отрядом. К началу декабря он уже составил карту морского побережья от устья Лены до залива Фаддея на восточном берегу Таймырского полуострова. В середине декабря, с огромным трудом раздобыв собачьи упряжки, он двинулся на Якутск и, преодолев невзгоды и лишения зимнего пути, в конце июля 1737 года появился в стенах поселения, откуда два года назад и начался трагический поход дубель-шлюпки «Якутск». Позже в Якутске отдал якорь и побитый льдами корабль.

Начальником отряда был назначен недавно произведенный в лейтенанты Харитон Прокофьевич Лаптев. Зарекомендовавший себя человеком энергичным, решительным, он сразу же начал готовиться к экспедиции. Он изучил причины гибели Прончищева, нашел, что во многом сказалось плохое снаряжение, недостаточное внимание к провианту, и, видимо, был прав в основном.

Подготовился Лаптев основательно. Экспедиция была снабжена гораздо обильнее прежнего. «Якутск» тщательно, под особым наблюдением отремонтирован, поставлен новый такелаж. На тот случай, если самим придется делать лодки для сплава по мелким рекам, приготовлены необходимые инструменты. Собрали ездовых собак и оленей. Даже несколько семей из Якутска перевели с устья Оленька далеко на запад - на реки Анабару и Хатангу - на случай, если придется в тех местах зимовать. 9 июня 1739 года Лаптев, приказав поставить все паруса на «Якутске», пошел вниз по Лене навстречу своей судьбе.

В конце июля, выгребя («Якутск» был парусно-весельным судном) из западного рукава дельты Лены, они вышли в море. Мрачная, безрадостная картина перед ними открылась. До самого горизонта простиралось сплошное ледовое крошево. Льды сразу же начали теснить небольшой корабль, с жутким треском ударяя в борта и в шорохе сходясь за кормой. Двери в кубрики отворялись сами собой, когда «Якутск» резко кренился, или, наоборот, их заклинивало, и не представлял ось возможным открыть. Мачты скрипели, дрожали, и нередко обжатие льдов было столь сильным, что мореходы «теряли надежду на спасение, пробираясь то на парусах, то на веслах, распихиваясь шестами и даже окалываясь иногда пешнями, нередко удерживаемые на одном месте по нескольку суток», — вписал Лаптев в дневник. Через три дня «Якутск» прошел устье Оленька и еще через четыре зашел в бухту Нордвик, которую, несмотря на многие трудности, геодезист Никифор Чекин успел снять. И снова схватка со льдами при выходе в море, да такая, что «спасение с великим трудом получили». Каждый шаг, малейшая попытка вперед продвинуться давались с огромным трудом. Но крепки борта у «Якутска» и крепки духом те, кто ведет его дальше, на север.

Хмуро смотрит Харитон Лаптев на высокий скалистый берег Таймыра - ни подойти, ни пристать, а ведь пора подумать и о зимовье... Вскоре берег понизился, сгладился, но по-прежнему суров, неприютен он. Здесь уже побывал Василий Прончищев, но нынче ведется более точная съемка и более детальная опись.

Вскоре неподалеку от мыса Св. Фаддея «сплошные стоячие льды совсем прекратили дороги». Холодные дожди все чаще стали сменяться снегопадами, усилились заморозки... Теперь, перед сплошным ледовым полем, и безумец оставит всякую надежду дальше пройти... И Лаптев приказывает возвращаться в Хатангскую губу, на зимовку. Место нашли удобное, вполне подходящее - в маленькой бухточке между устьями небольших рек Блудной и Попигая. Лаптев спокоен: провизии для зимовки вполне достаточно — вовремя он позаботился, чтобы дощаники доставили сюда свои грузы. И, что тоже спасло людей от цинги, Лаптев строго следил за тем, чтобы люди, пусть даже и против желания, но все-таки ели строганину-сырую мороженую рыбу.

Зимой они на лавках в тепле не отсиживались. Лаптев решил использовать это время для обследования внутренних районов Таймыра и отправил боцманмата Медведева вместе с одним солдатом на реку Пясину для описи ее устья и берега моря к востоку от устья реки Таймыры. Более двух тысяч километров в оба конца проделали эти двое отважных, и только великая стужа при постоянных сильных ветрах заставила их вернуться в зимовье.

А по весне и геодезист Чекин на десяти нартах, погоняемых якутами и тунгусами, прихватив с собою на всякий случай оленей, пересек весь Таймыр с востока на запад. Остались его записки: «Ездил до реки Тайморы, и оною Таймурою до моря, и от нее около моря по морскому берегу к западу, около ста верст, где уже земля пошла к югу; а далее затем не поехал, что себе провианта и собакам корму стало мало очень, с которым далее, в безвестное место ехать было опасно...»

Но и так они сделали много! Ведь впервые удалось доказать, что Таймыра впадает в Карское море гораздо западнее, чем раньше предполагалось, западнее даже, чем думал Прончищев. И вот что еще: поход Чеки на утвердил Лаптева в мысли, что лучше всего опись берегов Таймыра делать не в летнее время - казалось бы, наиболее для того подходящее, а именно зимой, — как Чекин делал, по сухому пути. Надобно только о провизии и корме для собак как следует позаботиться. А то ведь вот Чекин почти всех собак потерял, пешком вернулся и в самой крайней нужде...

И все-таки Лаптев, отважный, упрямый Лаптев делает еще одну попытку пробиться через морские льды на запад - до Енисея. Летом 1740 года он с трудом миновал устье поздно вскрывшейся Хатанги и двинулся на север вдоль берега Таймыра. Проходя мимо открытой в прошлом году земли и принятой им за полуостров, установил, что на самом деле земля та отделяется от материка проливом. Это остров Большой Бегичев. А дальше все произошло в точности так же, как и в прошлогодней попытке: корабль вмерз в сплошное ледовое поле, потерял управление и отдался на волю ветрам и течению. Лед неумолимо тащил «Якутск» на север, беспомощный, «обламывающий и утопающий»...

Зима нагрянула рано и обрушилась на мореходов внезапными вьюгами, морозами, которых в такое время никто не ждал. Ледовое поле пришло в движение, в грохоте орудийной канонады стало дробиться и с ходу долбить деревянные борта «Якутска». Открылась сильная течь. Ни мгновения не медля, Лаптев отдает команду заделать пробоину. Матросы, стоя в ледяной воде, предпринимают отчаянные попытки спасти корабль. Для защиты от новых ударов вдоль бортов спустили на воду бревна. Но это только отсрочка. Ясно: корабль обречен. Лаптев приказывает провизию и теплые вещи сгружать спешно на лед.

Ночь была бессонной, тяжелой. Грохотал крушащийся лед, трещали обшивка, шпангоуты. В каюте Лаптева в дрожащем свете свечи проходит совет: покидать корабль или все-таки попытаться спасти его. Берег недалеко - в пятнадцати милях на запад, но по такому льду эти мили становились смертельно опасными. Корабль решили оставить.

Трое суток пробивались к берегу. Обмороженные и изможденные, тащили за собой тяжелые нарты и волокуши и бросить их не могли: холодная, голодная смерть ожидала первопроходцев без этого груза...

Но и земля, скованная морозом, пустынная, приюта им не дала. Плавника в тех местах не было, костров развести не смогли, кое-как выдолбили неглубокую яму и согревались в ней, прижавшись друг к другу. Ветер заметал их жестким, колючим снегом...

Лаптев понимал, разумеется, что здесь не выжить. Люди бросали работу, которую он поручал, и безвольно опускались на землю в предчувствии гибели. Лаптев поднимал их и сам брался за дело. Его пример увлекал товарищей, уверенность в свих силах постепенно к ним возвращалась. Увидев это, Лаптев объявил: «25 сентября выступаем в поход к месту прежней зимовки».

Но лишения на том не закончились. Преодолев уже почти половину пути, остановились перед рекой, по которой быстрое течение несло кружащийся лед. Лодок не было, переправиться они не могли, вернулись обратно. Только через месяц, когда река стала, изможденные, изверившиеся в надежде люди добрели до прежней зимовки. Не все дожили до этого дня...

Лаптев, углубленный в себя, молчалив, сосредоточен на собственных мыслях. Что ж, обогнуть Таймыр морем не удалось, и кто знает, удастся ли кому-нибудь в будущем. Но если хорошо подготовиться, использовав весь огромный, ценой неимоверных лишений приобретенный опыт, то можно попытаться описать берега Таймыра и с суши.

По весне три партии отправились в путь. Первым вышел в дальний поход Семен Челюскин - на трех собачьих упряжках. Его дорога лежала к устью реки Пясины, а потом вокруг северо-западного мыса к востоку - до устья реки Таймыры.

В противоположную сторону вышел Никифор Чекин, тоже на трех нартах. Ему Лаптев предписал двигаться восточным берегом на запад, обогнуть северо-восточный мыс и прибыть к устью Таймыры. Сам же Лаптев пошел на север - обследовать внутренние области восточного Таймыра.

Теперь, кажется, ему удалось предусмотреть все. На Таймыру, к месту условленной встречи партий, отправлено двенадцать нарт с провиантом и сушеным кормом для собак и, кроме того, еще семь нарт к Таймырскому озеру, а также и две нарты с провизией нарочно для Чекина. Всех остальных людей и экспедиционные грузы Лаптев отправил на ста оленях на Енисей, чтобы уж оттуда двинуться на Туруханск... Вряд ли кто еще мог так все продумать и организовать, как это сделал Харитон Прокофьевич Лаптев.

И вдруг неожиданно возвращается Чекин. И он, и его спутники почти совершенно ослепли от сияния белых снегов. Сделать он, можно считать, ничего не успел. Челюскин же вполне благополучно достиг Пясины и ее обследовал. А Лаптев, преодолев все невзгоды пути, добрался до устья Таймыры, определил его широту, дошел до северо-западного мыса, вычислив и его широту.

Ну а теперь, когда дело сделано, в Туруханск, на зимовку. А потом и в столицу. Кончилась ледовая одиссея. Открыт полуостров Таймыр, положено на карту более трех с половиной тысяч километров между Енисеем и Леной. Результат замечательный. Да, можно с гордо поднятой головой в Петербург возвращаться.

А что же брат его двоюродный, Дмитрий Яковлевич Лаптев? Где он? Куда его заметнула судьба? Что выпало на долю его?

Третий отряд Великой Северной экспедиции разделился. Одна партия, как мы помним, во главе с Прончищевым пошла на запад, другая, которую повел Питер Ласиниус, по происхождению швед, двинулась на восток. Осмотрительный Ласиниус, предполагая, что экспедиция может продлиться года два, а то и поболее, в первую зимовку сильно урезал паек, и в результате от скудной, однообразной пищи, а также и от недостатка движения - как же прав был Харитон Лаптев, заставляя своих людей через силу двигаться! - умер сам Ласиниус и еще около сорока человек. Остатки людей его, еле живые, с огромными трудностями добрались до Якутска.

Вот этих-то людей, а также и других, данных в его начало, возглавил лейтенант Дмитрий Лаптев. В последний день мая 1736 года он вышел из Якутска на трех дощаниках - больших, длиной до 28 метров, одномачтовых плоскодонках и без приключений спустился до устья Лены. Оставив здесь грузы, отряд дошел до трагического зимовья Ласиниуса, заново переоснастил палубный бот «Иркутск», сделал на нем попытку прорваться на восток, однако же безуспешную. После зимовки в пяти построенных юртах на Лене он вернулся в Якутск.

Положение отряда, его задачи - все было как бы в тумане для Лаптева. До Беринга, начальника всей экспедиции, далеко, до Петербурга во много крат далее, но Лаптев все же принимает решение отправиться в столицу и получить лично инструкции.

А в Адмиралтейств-коллегии, хоть и с понятием отнеслись к трудностям, о которых Дмитрий Лаптев рассказывал, о невозможности морем пройти на восток, все же на. стаивали на плавании. Вдобавок еще и польстили: такой добросовестный, искусный моряк, знающий тамошние места, — кому, как не ему, осуществить сие мероприятие? Кроме того, ему ведь дается полная власть, а руки при этом не связываются.

Весной 1739 года Дмитрий Лаптев спустился на «Иркутске» до устья Лены. Теперь в его экспедиции было около 60 человек, и все полны решимости одолеть сопротивление льдов.

И снова - непроходимый ледовый заслон. За день удавалось преодолеть не более пяти километров. В иные дни казалось, что вот, еще удар одной только льдины, и судну грозит неминуемая гибель. Ночи проходили еще томительней, еще напряженней. «3акрепясь за одну льдину, — записывал Лаптев, — ночь провели с великим беспокойством и страхом. На другой день, про рубившись и пробившись сквозь лед, пошли далее, непрестанно сопровождаемые льдами, лежавшими на севере, как пояс...»

Иногда, когда позволяла то обстановка, Лаптев приказывал спустить на воду шлюпку и отправлял людей для описи берегов, для поиска подходящей для отдыха бухты. И вот однажды моряки заметили, что возле берега вода стала пресной. Они не знали, что находятся как раз против устья Индигирки. С Романовым - одним из матросов, уже после того, как лодка вернулась, Лаптев отправляет нескольких человек на поиски устья реки: не может вода в море сама по себе пресной быть!

А они не вернулись. И на следующий день ждали напрасно. И еще пять дней вглядывались до боли в глазах, высматривая товарищей, ушедших на разведку, но тщетно. Исчезли бесследно...

Лишившись единственной, судя по всему, лодки, Лаптев оказался отрезанным от берега. А ему очень нужна была эта связь. Кто-то из корабельных умельцев предложил ободья, снятые с бочек, соединить жердями и обтянуть парусиной. Лодка не лодка, но плыть-то в таком сооружении, видимо, можно. Нашлись и смельчаки, вызвавшиеся таким способом разведывать берег.

Все шло относительно хорошо до тех пор, пока точно так же, таинственно и бесследно, не исчезла самодельная лодка под командой штурмана Михаила Щербинина. Лаптев мрачнее тучи. Щербинин был его первым помощником. Четверо суток ожидал их «Иркутск», силясь. на якорях удержаться на месте. Море сначала замерзло, прямо на глазах превратившись в ледяное гладкое поле, а потом нагрянувший шторм взломал лед и поволок судно от берега в море. Пятнадцать часов океан носил судно, грозя в любую минуту погибелью. Потом, более чем на сорок верст утащив от берега в противоположную сторону и словно вымотавшись, бросил его как раз против устья реки Индигирки, возле ее восточной протоки.

Отдав якорь, моряки переправились на берег и, к великому своему изумлению и еще большей радости, нашли всех товарищей, которых считали погибшим и, — и тех, кто пошел вместе с Романовым, и тех, кого увел с собою Щербинин! Но сколь же ужасен и жалок был их внешний вид... «Обмокшие, без огня и без пищи, они терпели жестокий холод и едва не умерли с голоду, питаясь травою и встречаемыми песцами...»

А до спасения было еще далеко. И Лаптев лучше других понимал это. Взятый запас дров давно уж иссяк, и на борту «Иркутска» едва ли было теплее, чем на берегу. Разве что от ветра можно было укрыться. Кроме того, усилились морозы и надежно сковали судно. До берега оставалось одиннадцать верст, но добраться до него, ввести «Иркутск» в Индигирку уже не оставалось возможности. Вопрос дней, а то и часов, когда неминуемое сжатие льдов судно раздавит...

Лаптев отдает приказание оставить судно и перебраться на берег. Там, на земле, шанс выжить еще остается.

Но только не здесь. Не на этой пустынной, мерзлой земле. Надо идти в поселение «Русское жило». Далек путь - 150 верст, но другого выхода нет. Этот переход они совершили и перезимовали успешно.

И даже в такое трудное время, когда приходилось бороться за жизнь, они не думали лишь о себе. Лейтенант Дмитрий Лаптев - человек долга, не забывает о том, ради чего он и его люди пришли на эти суровые берега. Ради России. Ради того, чтобы легла на карту земля ее во всей необъятности.

Отправляется в самостоятельную экспедицию геодезист Иван Киндяков. Он положил на карту бухту Буор-Хая и морское побережье до дельты Яны - около 500 километров! Солдат Алексей Лошкин, показавший себя изрядным картографом, тоже заснял около 500 километров - берег между Яной и мысом Святой Нос.

Своего главного дела - похода морем на восток Лаптев меж тем не забывал. Более всего его беспокоила судьба оставленного во льдах «Иркутска» — близилась весна, и при вскрытии льда судно, уже сильно и без того потрепанное, вряд ли останется в целости. Существовал и другой вариант экспедиции, предложенный в Петербурге: если окажется невыполнимой основная задача - идти на Колыму и заняться описанием ее берегов. Академик Миллер говорил как-то ему, что раз в старину русские мореходы ходили по морю в этих краях, нет причин и теперь не сделать того.

Так-то оно так, соглашался Лаптев и добавлял: «Суда по северному морю от Лены подле берегов выходили, но хотя б одно из них имело счастливое возвращение, или прошло в желаемый путь, тому, по видимым обстоятельствам, статься не можно, и по берегу, у реки Яны и у реки Индигирки, от устья к востоку и западу суда, выброшенные из моря с давних лет, и якоря и снасти и поныне есть, что видели высланные из бота служители, и следует, что они пропадали». Он так говорил, но все же в мыслях своих намеревался пройти тем путем. Если, конечно, «Иркутск» уцелеет.

План предполагаемой экспедиции Дмитрий Лаптев изложил в подробном письме и отправил с нарочным в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

«Иркутск», брошенный на произвол судьбы, устоял. Это был великий подарок. Весной 1739 года Лаптев вышел из дельты Лены и пошел на восток. Только через месяц, преодолев ничтожное расстояние, он добрался до бухты Буор-Хая, глубоко врезавшейся в сушу, затем, обогнув острый мыс, попал в тесный канал, забитый плавающими льдинами, и в двадцатых числах августа, пройдя пролив, названный впоследствии его именем, вывел «Иркутск» в Восточно-Сибирское море. На подходе к тому проливу он открыл два небольших островка, нанес их на карту, назвал островами Меркурия и Диомида и уточнил координаты мыса Святой Нос, выяснив, что он располагается на 400 километров южнее, чем ранее предполагалось.

Тех островов больше не видели. Считалось, что померещились они Лаптеву и всем его людям, и только недавно удалось доказать: были они! Только к началу прошлого века море их источило и превратило в мелководные банки.

В июне 1740 года вернулся нарочный из Петербурга. В ответном письме, что он привез, говорилось: «Исполнять, усмотряя по тамошнему состоянию, с крайнею возможностью и ревностью, по наилучшему его рассуждению; а Чукотский Нос, ежели возможно, обходить водою; ежели ж, за препятствием от льдов, водою идти будет невозможно, то сухим путем». Забыли, напрочь забыли о Дежневе...

В этом же месяце с помощью местных людей, прорубив топорами, ломами в толстом льду канал длиною в версту, Лаптев вывел «Иркутск» на чистую воду. Казалось бы, теперь наконец путь на восток им открыт... Но внезапно матерый лед снова пришел в движение и выволок корабль на мель. И вновь тяжелый, изнурительный труд ради его спасения... С «Иркутска» временно сняли все, что было можно, даже мачты, спилили веский бушприт, сняли палубу до последней доски и только потом, подведя снизу ваги, подняли корабль. Мучительная же была эта работа - в ледяной воде и на морозных ветрах...

В последний день июля в который уж раз освобожденный от плена льдов «Иркутск» пошел на восток, и новая преграда... Нет, не дается океан смельчакам... «И проходя те густые льды, часто ботам об оные стучались и в страхе были, что проломит от тех ударов; но нужда была нам из них выходить». Что делать... Повернули обратно.

Зимовали у Нижнеколымского острога, в поселении, насчитывающем всего-то одиннадцать дворов. Но жить среди своих людей, даже и вдалеке от большого жилья, все-таки можно.

Летом Дмитрий Лаптев предпринял последнюю и уже отчаянную попытку пробиться к востоку. Месяцы выдались теплыми и как будто бы обещали успех. Но и на сей раз дальше Баранова Камня, лежащего чуть восточнее устья Колымы, пройти не удалось. Плотные, многолетние льды стояли на пути «Иркутска» стеной.

Работа по описи северной российской окраины проделана была колоссальная, однако сам Дмитрий Яковлевич считал в целом экспедицию неудачной: не удалось же пройти к Чукотскому Носу... Словно бы в долгу считал он себя.

Летом 1742 года он самолично описал Анадырь вплоть до устья. Лишь после того счел возможным вернуться в Петербург. Спустя семь лет после начала своей экспедиции. Вот тогда-то они и встретились с Харитоном Прокофьевичем.

Как же дальше судьба их сложилась? Харитон Прокофьевич дослужился до должности обер-штер-кригс-комиссара флота, а Дмитрий Яковлевич произведен был в контр-адмиралы. Даты его рождения и смерти, как ни обидно, ни странно, до сих пор не установлены. Видно, не оценили при жизни современники по достоинству труд, им проделанный.

А море Лаптевых - память о них. И не только о них, а и о тех еще, кто шел вместе с ними и сложил свои головы на далеких, холодных берегах российской окраины.

На своей земле. И ради нее.

Море Лаптевых, фото и описание которого представлены в статье, принадлежит бассейну Северного Ледовитого океана. Суровый нрав этого моря, как и всей Арктики, вызывает интерес у исследователей уже на протяжении нескольких столетий. Но только сегодня ученые могут дать достоверные ответы на вопросы, касающиеся особенностей климата, животного и растительного мира этого загадочного края. Хотя еще некоторое время назад такие задачи казались неразрешимыми.

Море Лаптевых на карте

В 1735-1742 году, благодаря усилиям и долгой работе русских исследователей, береговая линия моря была нанесена на географическую карту. Например, двоюродные братья Дмитрий и Харитон, в честь кого названо море Лаптевых, посвятили исследованию региона многие годы своей жизни. Находясь на службе военно-морского флота России, они являлись участниками грандиозного научного исследования, которое было организовано Петром I и получило название Великой Северной экспедиции.

Сегодня границы моря установлены совершенно точно, но начало этой трудной и опасной работы положили в те далекие годы именно такие самоотверженные люди, как братья Лаптевы - Дмитрий и Харитон, Семен Дежнев и многие другие наши соотечественники.

С запада море омывает восточные берега от мыса Арктический до материкового берега Хатангского залива. На севере морские границы проходят от мыса Арктический до северных берегов острова Котельный. В восточной части воды моря омывают западные берега островов Котельный, Малый и Большой Ляховский остров. Затем рубежи проходят по и Дмитрия Лаптева.
С юга граница моря проходит по северным берегам Евразии от мыса Святой Нос до Хатангского залива. Именно эти морские рубежи исследовали братья Лаптевы. Протяженность береговой границы составляет 5254 километра. Расстояние от юго-восточных берегов до северо-западных - 1300 километров. Это наибольший показатель, характеризующий размеры моря.

История исследования региона

Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке - во времена, когда развитие многих наук, в т. ч. и мореплавания, находилось на этапе становления. Уровень географических знаний тоже был не очень высок.

Неоценимый вклад в организацию работ по изучению северного побережья Евразии по всей его протяженности и морей бассейна Северного Ледовитого океана внесли отважные путешественники. Многие исследователи являлись офицерами русского морского флота.

Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.
В 1734 году Дмитрий Яковлевич Лаптев был введен в состав Великой Северной экспедиции как один из лучших офицеров русского флота. Репутация его была так высока, что он занял должность одного из помощников Витуса Беринга, который был назначен руководителем этого масштабного мероприятия.

Дмитрию Лаптеву предписывалось занять место погибшего капитана судна "Иркутск". Именно на нем была предпринята попытка исследовать воды морей, омывающих материк от устья Лены курсом на восток. Экспедиция оказалась крайне неудачной, так как в ее ходе от холода, цинги и других заболеваний погибла почти вся команда.
В августе 1736 года "Иркутск" под командованием Дмитрия Лаптева, выйдя из дельты реки Лены, снова оказался в открытом море. Но уже через несколько дней плавание пришлось прервать и повернуть корабль обратно, так как мощные льды преградили путь мореплавателей. Капитан, учитывая опыт предыдущей экспедиции, решил сохранить жизни людей и перезимовать на суше.

Трагичной была судьба и тех мореплавателей, которые на судне "Якутск" должны были двинуться от устья Лены в западном направлении (для исследования морских просторов). Обстоятельства сложились так, что Дмитрию Лаптеву лично пришлось отправиться в Петербург за получением инструкций, касающихся дальнейшего изучения региона. Сам он тоже имел план и готов был предложить его руководству, надеясь на понимание. Положительный исход экспедиции больше всего волновал русского офицера.

Братья Лаптевы

Итак, с 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна "Якутск" вместо погибшего в экспедиции Прончищева.
Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше.

Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне "Иркутск" смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.

Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.

Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Это понимает каждый, кто прикасается к изучению истории Поразительное упорство и целеустремленность, безграничная любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.

Геологическое строение дна моря

Глубина моря Лаптевых очень контрастна. Это обстоятельство было обнаружено еще более 200 лет назад, когда суда первых экспедиций неоднократно садились на мель. Нужно отметить, что наибольший показатель глубины составляет 2980 метров, наименьший - 15, а средний - 540 метров. Это можно объяснить крутым материковым склоном того участка, где находится море. Учитывая показатель глубины, его делят на южную и северную часть. Ориентиром при этом служит параллель, где расположен залив Вилькицкого.

На характер грунта дна моря Лаптевых большое влияние оказывают впадающие в него реки. Они несут большое количество песка, ила и других осадочных пород. Их накопление составляет 25 сантиметров в год. Кроме того, в мелководной зоне на дне моря встречаются валуны, крупная и мелкая галька.

Огромные ледники Северной Земли способствуют образованию айсбергов. В толще воды моря Лаптевых содержится большое количество льда. Его таяние и волноприбой активно разрушают береговую линию. Иногда в результате таких процессов уходят под воду небольшие острова.

Климатические условия

Существует несколько факторов, определяющих суровый климат региона.
Рассматривая море Лаптевых на карте, можно сделать следующие выводы:

  • оно расположено в высоких широтах Северного полушария;
  • близость Центрального Арктического бассейна не может не оказывать влияния на климат региона;
  • удаленность моря от Атлантического и Тихого океана лишают его возможности получать отепляющее воздействие вод.

Над морем большую часть времени преобладает спокойная малооблачная погода. Лишь циклоны, которые проходят южнее акватории, приносят обильные снегопады, сопровождающиеся сильными ветрами.

В южной части моря Лаптевых холодно в течение девяти месяцев, а в его северных районах отрицательная температура фиксируется на протяжении 11 месяцев. Самый холодный месяц зимы - январь. Среднемесячная температура воздуха составляет 26-28 градусов ниже нуля. Известны случаи понижения ртутного столбика до отметки -61 о С.
прохладное лето здесь - далеко не редкость редкость. Скорее даже наоборот - значительное повышение температуры (например, до 24-32 градусов) - явление редкое и необычное. Самым теплым летним месяцем считается август. В это время термометры фиксируют +7...+9 градусов на юге и +1 о С в северной части моря. Главная отличительная характеристика климата моря Лаптевых - сильное и длительное охлаждение при относительно спокойном ветровом режиме.

Соленость и температура воды. Течения и ледники

На распределение солености воды в море Лаптевых существенное влияние оказывает тот факт, что крупнейшие реки материка несут сюда значительный объем пресной воды. В связи с этим соленость южных районов моря значительно ниже, чем северных. По этой же причине процент содержания соли повышается зимой, а в теплое время года наблюдается опреснение воды. Реки Лена, Хатанга, Яна, Оленек именно летом приносят до 90 % годового стока пресной воды. В это же время происходит интенсивное что тоже влияет на показатель солености. Необходимо отметить также, что этот показатель неодинаков в поверхностных и глубинных слоях толщи морской воды. На поверхности соленость ниже.

Глубина моря Лаптевых определяет температуру воды. Зависит данный показатель и от расположения вод относительно прибрежной части, влияния течений, времени года. Чаще всего он равен нулю. В летний период в отдельных прибрежных зонах и на мелководье температура равна 4-6 градусам по Цельсию. В бухтах, которых, к слову, насчитывается очень много, она приближается к отметке в 10 о С, а в открытом море не превышает двух градусов.

Система течений в море Лаптевых изучена недостаточно хорошо. Однако известно, что большую роль в этом снова-таки играют реки, несущие огромные объемы воды в море.
Среди постоянных течений моря Лаптевых можно назвать Новосибирское и Восточно-Таймырское. Нужно отметить, что скорость движения вод невелика, сила течений слабая неустойчивая.

В конце сентября на всей акватории начинается процесс образования льда, что значительно затрудняет судоходство. С октября по май воды моря Лаптевых скованы льдом. При этом приблизительно на 30 % его площади образуется припай, остальная часть покрыта дрейфующими льдинами. В июне и июле происходит их таяние. Однако лишь к августу большая площадь поверхности моря освобождается от ледяных оков.

Животный и растительный мир

Флора и фауна моря Лаптевых является типичной для Арктики. Фитопланктон представлен водорослями. Морские инфузории, копеподы и амфиподы, коловратки являются типичными представителями зоопланктона.

В морских глубинах распространены такие породы рыб, как сибирский сиг, омуль, нельма, осетр. Моржи, белухи, тюлени - представители отряда млекопитающих. В ледяных пустынях водится грозный житель Арктики - белый медведь.

Острова моря Лаптевых

На территории моря находится около двух десятков крупных и малых островов. Примечателен тот факт, что учеными на них были обнаружены останки мамонтов. Они хорошо сохранились, поэтому находки представляют большую научную ценность. Современными обитателями островов являются песцы и белые медведи.
Вблизи от побережья континента небольшие острова обычно располагаются группами. Речь идет о таких участках суши, как о-ва Комсомольской Правды, Фаддея, Петра, Аэросъёмки, Дунай. Имеются и более крупные, расположенные одиночно. К ним относится Большой Бегичев, Песчаный, Муостах, Макар.

Реки моря Лаптевых

Как говорилось ранее, крупнейшие реки, впадающие в море, оказывают значительное влияние на многие факторы. Их расположение в направлении с востока на запад выглядит следующим образом: Яна, Лена, Оленек, Анабар, Хатанга. Именно эти водоемы активно использовались исследователями края - Харитоном и Дмитрием Лаптевыми, в честь кого названо море Лаптевых.

Перечисленные реки влияют на уровень содержания соли в морской воде. Благодаря работе упомянутых водных артерий сформировался рельеф морского дна, очертания его береговой линии, состав осадочных пород и взвесей.

Перспективы развития региона

Сегодня море Лаптевых включено в программу исследований, которые ведутся совместными усилиями ученых России и Германии уже на протяжении двадцати лет. Современные ученые всегда помнят о том, что начало сему мероприятию было положено еще Петром I. А такие отважные путешественники, как Витус Беринг, Лаптевы Дмитрий и Харитон и многие другие полярники, навсегда вписаны в историю изучения Арктики.

Сейчас программа исследования моря Лаптевых и прилежащих к нему территорий получила статус международной. Около 15 российских и 12 немецких научных организаций различного профиля включены в упомянутую деятельность. Проведение работ рассчитано до 2015 года. И уже сегодня учеными сделано немало сенсационных открытий.

Результаты, полученные во время исследования рассматриваемых нами территорий, являются уникальными. Благодаря материалам, добытым в ходе морских и наземных экспедиций, ученые могут узнать много интересного о прошлых климатических эпохах Арктики, понять условия формирования климата, существующего в регионе сегодня.

Огромным хранилищем льда и пресной воды принято считать море Лаптевых.
Экспедиция, проводимая усилиями двух государств с использованием самой современной техники, приборов и научных методик, позволит расширить представления людей об Арктике, использовать полученные научные данные в практических целях.

Дмитрий Яковлевич (1701-1767)

Харитон Прокофьевич (1700-1764) русские полярные исследователи

Петр I положил начало грандиозной научной экспедиции к берегам Северного Ледовитого океана - Великой Северной экспедиции. Эти берега были хорошо известны поморам, которые издавна плавали здесь на своих ладьях и кочах. И сибирские казаки, выходя из устья сибирских рек, проходили вдоль почти всего побережья океана. Однако поморы и казаки, будучи отважными мореходами, не умели составлять точные географические карты. При составлении географических карт в начале XVIII века возникла необходимость в установлении точных очертаний берегов Северного Ледовитого океана.

Великая Северная экспедиция, работавшая с 1733 по 1743 год, своей задачей ставила изучение и точное описание русских берегов океана от Югорского Шара до Камчатки и нанесение этих данных на карту. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Руководил экспедицией до 1741 года Витус Беринг. Он назначил командиром двухмачтового палубного бота «Иркутск» своего ближайшего помощника лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева, а командиром дубель-шлюпки «Якутск» его брата - Харитона Прокофьевича Лаптева. Они служили во флоте с 1718 года, с тех пор, как были зачислены гардемаринами. В 1721 году братья были произведены в мичманы. Далее пути их разошлись. Д. Я. Лаптев, зарекомендовавший себя опытным и образованным морским офицером, на различных судах бороздил воды Балтийского моря. С 1730 года он был переведен на Северный флот, а в 1734 году был включен в состав Великой Северной экспедиции.

Х. П. Лаптев в эти годы также служил на кораблях Балтийского флота, ездил на Дон, отыскивал места, пригодные для организации судостроительной верфи.

Д. Лаптев в 1736-1739 годах, возглавляя отряд на боте «Иркутск», впервые в истории провел съемку берега от устья Лены до устья Колымы, составил карты этого побережья на математической основе и с ориентиром на астрономические точки. В 1740 году он начал морской поход от устья Колымы в Тихий океан. Пройдя около 80 километров, экспедиция вынуждена была остановиться, так как сплошной лед не позволял плыть дальше. Даже лодки, которые Лаптев взял с собой, не могли пройти вперед и с трудом выбрались изо льда. Д. Лаптеву со своим отрядом пришлось вернуться в Нижнеколымск. Однако экспедиции все же удалось добраться до тихоокеанского побережья: осенью 1741 года они двинулись из Нижнеколымского острога в поселок Анадырский острог. Так как выпал снег, большую часть пути они прошли на собачьих упряжках. Перезимовав там и построив две большие лодки, отряд Д. Я. Лаптева спустился вниз по реке. Во время этого путешествия были получены достоверные сведения о природных условиях этой части Сибири. В 1743 году Дмитрий Лаптев поехал в Петербург с рапортом Адмиралтейств-коллегий, но в столице узнал, что принято решение считать работу экспедиции законченной.

Отряд Харитона Лаптева в эти же годы вел исследования самого северного и наиболее насыщенного льдами участка сибирского побережья. Он первый выявил очертания и размеры огромного полуострова Таймыр. В 1739 году Х. П. Лаптев вышел на «Якутске» из устья Лены, повторяя плавание своего предшественника лейтенанта В. В. Прончи-щева. Льды не позволили отряду Х. П. Лаптева пройти так же далеко на север, как прошел В. В. Прончищев, однако он смог более точно выполнить съемку восточного берега Таймыра и уточнил положение прибрежных островов. Сплошной лед преградил путь на север, и Х. П. Лаптев повернул назад к устью реки Хатанги. Здесь отряд остался зимовать.

Чтобы не было цинги, Х. П. Лаптев и члены его отряда в трудные зимние месяцы питались сырой мороженой рыбой. В следующем, 1740 году ледовая обстановка сложилась еще более тяжелой. Выйдя из Хатангского залива, «Якутск» попал в ледовый плен: льды зажали судно и тяжело повредили его. Команда вынуждена была выгрузить провиант и по дрейфующим льдам добраться до побережья. Предстояло еще пройти 500 километров до своего зимовья на Хатанге. В пути несколько человек погибли от цинги и лишений. Потеря судна не остановила исследователей. Харитон Лаптев начал вести съемку неизвестных берегов, передвигаясь на собачьих упряжках. В 1741-1742 годах он и его самый деятельный помощник С. И. Челюскин описали большую часть берега полуострова Таймыр, но не смогли достигнуть самой северной его части. Отряд двинулся на зимовку в город Туруханск, расположенный на берегу реки Енисей. Весной 1742 года Челюскин снова начал описание побережья. В мае он добрался до невысокого каменного мыса на севере Таймыра. Это была самая северная точка Евразии, которая впоследствии стала называться мысом Челюскина.

В то же время Х. П. Лаптев проехал от туруханска до устья реки Таймыр и послал навстречу Челюскину нарты с провиантом, которые сопровождал один из членов отряда. В конце лета 1743 года экспедиция Х. П. Лаптева доплыла по Енисею до города Енисейска и затем вернулась в Петербург.

Кроме официального отчета Х. П. Лаптев оставил интересное географическое и этнографическое описание огромной и сильно выдвинутой к северу территории, лежащей в междуречье Енисея и Лены. Тогда Таймыр еще не имел этого названия, оно было дано ему в 1843 году исследователем А. Ф. Миддендорфом.

После окончания экспедиции братья продолжили морскую службу на Балтике. Мало что известно об их дальнейшей судьбе. Есть лишь достоверные сведения о том, что Дмитрий Лаптев вышел в отставку в 1762 году в чине вице-адмирала, а капитан I ранга Харитон Лаптев скончался в 1764 году.

Отмечая заслуги братьев Лаптевых, в 1913 году Русское географическое общество приняло решение назвать одно из крупнейших арктических морей, которое лежит к востоку от Таймыра и берега которого были исследованы братьями, морем Лаптевых. В честь Дмитрия Лаптева назван пролив между островом Большой Ляховский и материком, а западное побережье полуострова Таймыр, которое находится между реками Пясина и Таймыр, названо Берегом Харитона Лаптева.

Харитон Прокофьевич ЛАПТЕВ(1700 - 1764),мореплаватель, исследователь Арктики, капитан 1-го ранга. Его именем названы морской берег на полуострове Таймыр, мыс на восточном берегу полуострова Челюскин, а также море Лаптевых Северного Ледовитого океана, названное так в честь Харитона и его двоюродного брата Дмитрия Яковлевича ЛАПТЕВА.
Харитон Лаптев




Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы (XVIII в.)

Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и учёных, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, лейтенанты флота - Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, замечательные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции.

Пётр I положил начало одной из грандиознейших научных экспедиций всех времён - Великой Северной экспедиции. Первая, так называемая Камчатская, экспедиция ставила своей задачей определить, соединяются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен командор Витус Беринг, по происхождению датчанин, ещё в молодости принятый Петром I на службу в русский флот и прослуживший в нём 37 лет. Эта экспедиция, успешно проведённая с 1725 по 1730 г., явилась прологом ко второму этапу работ - Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом. Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Два из них под командой лейтенантов Прончищева и Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по Лене в море, обследовать и произвести опись побережья - Прончищев от Лены до Енисея и Ласиниус - от Лены до Колымы и далее до Камчатки.

Отряды не выполнили своей задачи.

Лейтенант Пётр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте "Иркутск" с командой в пятьдесят человек вышел из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выбравшись из лабиринтов Ленской дельты в открытое море, взял курс на восток.

Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье реки Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращён рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Однако вспыхнула цынга. Умер Ласиниус и ещё сорок один человек из его команды. Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот "Иркутск" остался в устье Хараулаха. Новым командиром "Иркутска" Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.

Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблём "Фаворитка", через два года стал командиром фрегата "Святой Яков", а затем пакетбота заграничного плавания. С 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведён в Северный флот и плавал на фрегате "Россия". Д. Я. Лаптев зарекомендовал себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включён в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.

Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море, на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый "Иркутск".


Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжёлые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, стал на зимовку несколько выше Булуна.

Снова пришла цынга. Но Д. Я. Лаптев учёл печальный опыт своего предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно - переболели цынгой все, но умер лишь один человек.

Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лейтенант Прончищев на построенной в Якутске двухмачтовой дубельшлюпке "Якутск" летом 1735 г., как и Ласиниус, вышел из Якутска, спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленек. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г. Прончищев отправился к устью реки Анабар и, миновав его, повернул на север вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°З1` сев. широты, Прончищев встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленека. На обратном пути Прончищев и его жена умерли. Командование взял на себя штурман Ласиниус, который после зимовки в устье Оленека привёл судно на следующий год в Якутск.

Маршрут отряда Дмитрия Лаптева

Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план будущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.

Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром "Якутска" Харитона Прокопьевича Лаптева.

X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты "Декроне".

В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для продления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.

По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на "Иркутске" с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.




Согласно принятому плану, Д. Я. Лаптев отправил отряд под начальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью реки Яны по суше, и второй отряд - к устью реки Индигирки под начальством геодезиста Киндякова. Так же предполагалось организовать выполнение работы и дальше - между Индигиркой и Колымой. 8 июля "Иркутск" достиг устья реки Яны и продвигался постепенно всё далее к востоку, пока в районе устья реки Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.

Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно вышло на чистую воду.

Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, "Иркутск" был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.

Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял ещё одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижнеколымск.

Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.

Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1738 г., несколько позже, чем его брат. Команда "Якутска", плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семён Челюскин.

17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название "Нордвик". Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на зимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.

Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.

На месте зимовки X. П. Лаптев оставил большие запасы продовольствия и снаряжения. С наступлением весны были начаты сухопутные описные работы. К устью реки Пясины был направлен боцман Медведев, а к устью реки Таймыры - геодезист Чекин с отрядами и продовольствием. Эти два отряда не смогли выполнить работу, но они выяснили обстановку и дали X. П. Лаптеву сведения, необходимые для успешного выполнения работ в будущем. Сам X. П. Лаптев в августе 1740 г., сразу по вскрытии льдов, предпринял ещё одну попытку обойти Таймырский полуостров морем с севера. Попытка не удалась. Судно было зажато льдами и погибло. Экипаж и грузы были по распоряжению X. П. Лаптева заранее переведены на лёд.

Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыры.

Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.

Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения и развернул работу.

Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю и пошёл навстречу Челюскину.

Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Туруханске на Енисее. Весной 1742 г. Семён Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достиг там крайней северной точки Азии - скалистого мыса, названного впоследствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43" северной широты и 104°17" восточной долготы.

Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.

Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.

На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.

О Х. П. Лаптьеве:Берх В., Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны, с присовокуплением обозрения физических свойств того края, Спб., 1821-1823, ч. 1-2 (О плавании братьев Лаптевых, Малыгина, Прончишева и др. участников Великой Северной экспедиции); О плавании российских морских офицеров из рек Лены, Оби и Енисея; "Записки Адмиралтейского департамента", 1820, ч. 4; История плавания россиян из рек Сибири в Ледовитое море, "Сибирский Вестник", 1822, ч. 17-18; Соколов А., Северная экспедиция 1733-1743 гг., Спб., 1852; Повседневная запись замечательных событий в русском флоте, Спб., 1894; Островский, Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг., Архангельск, 1934; Визе В. Ю., История исследования Советской Арктики, Архангельск, 1934; Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспедиции Беринга (1725-1744), Л., 1935; Дьяконов М. А., Путешествия в полярные страны, Л., 1933; Дитмор Б., Краткий очерк истории открытия Северо-восточного и Северо-западного проходов, М., 1909; Башмаков Д., Лаптев, "Советская Арктика", 1941, № 6.