Лепка из полимерной глины как вид рукоделия. Техники работы с полимерной глиной

Эта техника очень схожа с предыдущей, только она предполагает придание колбаскам из пластики различной формы, прижимая их тем или иным образом (квадратная форма, треугольная и т.д.). В итоге на срезе получается симметричный рисунок, чаще всего геометрический.

Работы мастера Яны Робертс Бензон в технике «калейдоскоп». Фото с официального сайта: http://janarobertsbenzon.com

Техника «Мокуме Гане»

Эта техника всегда с элементом неожиданности! Пласты глины укладываются друг на друга, чередуя контрастные цвета. Получившийся пласт раскатывают, разрезают пополам, складывают одну половину сверху другой и снова раскатывают. Затем в ход идут различные штампы, инструменты и формочки для вырезания или текстурные коврики: давим на пластику штампами, оставляем порезы лезвием, а также формочками, следы насилия можно оставлять как сквозные, так и не до конца. В итоге на кусочке пластики остается определенный рисунок. Затем лезвием необходимо срезать сверху листы глины. Каждый новый срез открывает новый рисунок.

Работа Мелани Мур в технике «Мокуме Гане». Официальный сайт: http://www.melaniemuir.com/

Техника «филигрань»

На основе из пластики тоненькими колбасками выкладывается узор.

Техника «филигрань» в работе Дженифер Моррис. Ее магазин на Etsy: https://www.etsy.com/shop/jennifermorrisbeads

Техника «объемной живописи»

Так же на основе из пластики маленькими кусочками разных цветов выкладывается нужный рисунок, будь то пейзаж или портрет.

На этой фотографии представлены мои работы в технике «объемной живописи».

В следующей статье я проведу мастер-класс по созданию кулона с элементами техники «филигрань». Оставайтесь с нами!

Об авторе

Приглашаю вас заглянуть ко мне в мастерскую! Я — Таня Емельянова , мастер и творец, мама трех прекрасных девочек, социолог, мечтающий стать ювелиром. Живу я в Подмосковье, в городе Видное. В свободное время я создаю украшения из полимерной глины. В своих работах мне хочется отразить чудо момента, хочется показать вот тут, прямо сейчас! Показать всю прелесть каждой секунды, ценности этого мгновения. Отсюда и название моей мастерской

Сегодня термопластика – весьма популярный материал в мире рукоделия. Лепка из полимерной глины применяется для изготовления украшений и небольших сувениров.
Предлагаем в нынешней статье рассмотреть несколько самых распространенных техник лепки из термоплоастики, основанных на использовании двух и более цветов.

1. Техника создания плавного перехода цвета. Настоящая техника достигается путем смешивания в разных пропорциях двух или нескольких цветов глины.

Так называемая, акварельная техника дает возможность добиться особенно плавного перехода цвета. При лепке из термопластика, к примеру, бусин в этой технике необходимо раскатать три листа разных цветов. Эти листы следует наложить друг на друга и слегка прикатать. Когда пластика полностью остынет, нарвите ее на небольшие кусочки и облепите кусочками заготовки бусин.

2. Техника лепки цветов.

3. Четырёхугольник с полосатым узором.

4. При работе с пластикой в технике филигрань на заготовку наклеивают мельчайшие кусочки глины, которые и образуют ажурный узор. Вам потребуются много терпения и аккуратности, дабы создать нужный узор.

5. Ромб из треугольников.

6. Выдавливание из шприца.

7. Колбасная техника также может встречаться под названиями трость, millefiori, сane, колбаса. Из кусочков выложенных слоями в разных сочетаниях пластики скатывается рулет, при разрезании которого на срезе получается составленный из разных элементов рисунок. При некоторой сноровке, используя настоящую технику, можно получить довольно-таки сложные узоры из большого количества элементов.

8. Техника калейдоскоп на колбасную технику — готовому рулету из пластики путем прижимания придается различная геометрическая форма.

В этом видео вы увидите как можно легко и просто, а главное - быстро, сделать классные валентинки к 14 февраля.

Захотелось создать керамическое панно из листьев...

В магазине Леонардо (Все для творчества) на глаза попались силиконовые молды листьев производства Таиланд. 140-160 рублей за штуку! Однако, дорого! Мастеру для творчества необходим целый десяток таких формочек!

Делюсь простым, но очень эффективным и недорогим (я потратил всего 150 рублей и пару часов, а изговил 15 формочек!) способом изготовления молд.

Интересная имитация жатой кожи из полимерной глины позволит создать очень необычные украшения.

Познавательный мастер-класс по переводу изображения на полимерную глину. Эта техника дает большой простор для декорирования изделий из полимерной глины. Пир этом не требует каких-то специализированных материалов.

В настоящее время большую популярность приобрела полимерная глина. Из этого материала можно выполнять разнообразные фигурки, украшения, кукол, пуговицы, игрушки... И этот список можно ещё долго продолжать! А всё благодаря её свойствам.

Полимерная глина – это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминающая пластилин. Для придания пластичности используют пластификаторы, которые целиком впитываются в основной материал при нагреве от 100 до 130°С (в домашних условиях изделия «выпекают» в духовке).В результате материал теряет пластичность и способность менять форму. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми красками, склеены между собой и с другими материалами.

Полимерные глины выпускают как бесцветными, так и предварительно окрашенными. Для специальных эффектов в них добавляют блестки, флуоресцентные вещества.

Производителей полимерной глины очень много, представлен большой ассортимент, и свойства выпускаемых материалов также несколько отличаются. Я хочу рассказать о некоторых из них.

Лепка пустотелых бусин (полых бусины) из полимерной глины своими руками. Полые бусины обычно делаются в два слоя из контрастных цветов. Также весьма популярно на таких бусинах применение соляной техники.

Мастер-класс по имитации кожи рептилии на полимерной глине без применения текстурных листов, только с помощью подручных инструментов.

Находит все больше признания среди рукодельниц. Она обладает отличной пластичностью, работать с ней легко. Изделия, получаемые обжигом пластичной глиняной массы, отличаются высокой прочностью и эстетической привлекательностью. Замечательным хобби для современных девушек становится такое занятие, как лепить из полимерной глины украшения, фигурки и декоративные мелочи.

Подготовительный этап

Задаваясь вопросом как пользоваться полимерной глиной, в первую очередь необходимо провести подготовительную работу. Вам понадобится специальные инструменты и материалы: острые ножи и лезвия, наждачная бумага, замшевые лоскутки, клей ПВА, миски. Для работы необходимо выделить ровную поверхность достаточной площади.

Существует множество техник лепки из полимерной глины. Выбор способа зависит от вида изделия, типа глины, а также собственных навыков.

Лепка для начинающих

Работа с глиняной массой похожа на лепку из пластилина. Если вы только начинаете осваивать техники работы с глиной, вам нужно научиться лепить простые элементы, являющиеся основами. Скатайте шарик, раскатывая его по рабочей поверхности, придерживая за один край, сформируйте каплю. Изогнув конец капли можно получить фигуру, напоминающую запятую. С помощью округлого инструмента из капли можно делать полые фигуры. Если шарик раскатывать между ладонями получится колбаска. Из нее легко вылепить острые углы.

Техника трости

Данный вид техники предусматривает выкладывание кусочков пластики слоями в определенном сочетании. Затем делается рулет, который разрезается на кусочки. Срез отдельного кусочка имеет выложенный узор.

Соляная техника

Выполняется с применением крупной соли. Из глины нужно скатать шарики, или любые другие элементы. Затем каждый шарик обваливается в соли и запекается. После остывания соль необходимо смыть. Вы получите причудливую рельефную поверхность.

Филигрань

На заготовку любой формы наклеиваются мелкие кусочки разноцветной полимерной глины. Узоры могут быть абсолютно любыми. Существуют целые каталоги с примерами рисунков и орнаментов. Данная техника требует усидчивости.

Калейдоскоп

Формуются колбаски различного размера и цвета, которым придается определенная форма: квадрат, треугольник, круг. Далее выкладываются слои в определенном наборе колбасок. Получившейся брусок разрезают на элементы нужной формы. На срезах образуется интересный узор.

Акварель

Отличной идеей, как работать с полимерной глиной и получать плавные цветовые переходы, станет применение техники Акварель. Из глиняной массы изготавливается три полоски различного цвета. Накладывая одну на одну, их необходимо слегка прижать. Получившийся элемент выдерживают некоторое время, а затем разделяют на кусочки. Этими кусочками облепливают заготовки. Как правило, такую технику применяют для изготовления бусин или шариков.

Термическая обработка

Свежеслепленные изделия нуждаются в термической обработке. В зависимости от вида полимерной глины, изделия подвергают запеканию или варке. Запекают изделия в духовке, а варят в микроволновке или на обычной плите. Главное соблюдать временной и температурный режим.

Меры безопасности

В состав глины входит сложное химическое соединение – пластификатор, за счет которого глиняная масса легко обрабатывается. Изделия при обжиге начинают выделять вредные соединения. Концентрация этих соединений невелика, однако пренебрегать мерами безопасности нельзя. При обжиге или варке изделий помещение должно хорошо проветриваться.

Работу с полимерной глиной надо правильно организовать. В первую очередь подготовьте рабочее место. Оно должно быть хорошо и равномерно освещено. Положите на стол рабочую поверхность (это могут быть разные материалы, но самый удачный - стекло, поскольку к нему глина не будет прилипать, стекло легко содержать в чистоте) и все необходимое, чтобы материалы и инструменты были под рукой.

Если вы только учитесь обращаться с пластикой и испытываете трудности с изготовлением изделий, то лучше сначала нарисовать их на бумаге, т. е. сделать эскиз, - так проще исправить обнаруженные недочеты и не придется портить материал. Если вы уверены в своих силах, то переходите к следующему этапу.

Прежде чем приступить к реализации своего замысла, глину необходимо размять, чтобы придать ей пластичность и превратить холодную массу в податливый мягкий материал. Глина хорошо нагревается от теплоты рук, поэтому никогда не пренебрегайте этой работой и не жалейте на нее времени. Помимо того, что глина станет эластичной, из нее будет удален воздух, пузырьки которого при обжиге проявятся на поверхности изделия в виде некрасивых бугров.

2


Для начала возьмите небольшой кусочек и постепенно добавляйте к нему новые. При таком методе работы вы избежите вышеперечисленных неудобств.

Правила смешивания цветов.

Несмотря на то, что цветовая палитра полимерной глины может быть очень разнообразной, все равно возникает необходимость получить новый цвет или оттенок. Поэтому надо уметь правильно смешивать цвета.

3


Смешивайте глину любых цветов (в том числе и разных производителей), но соблюдайте
пропорции.

Достаточно 3-5 минут, чтобы два цвета полностью перемешались.

Прежде чем соединять весь имеющийся материал, делайте пробники.

Помните о том, что темные цвета могут подавлять светлые.

Если не перемешивать глину разного цвета до однородного состояния, можно получить мраморную пластику.

Бывает, что нужна глина определенного цвета, но ее нет под рукой. Чтобы получить желаемый цвет, можно воспользоваться таблицей смешивания цветов.

Добавляя в любой цвет белую пластику, вы получите желаемый оттенок. Он будет тем светлее, чем больше белой глины.

Хитрости и тонкости обращения с пластикой.

Чтобы не пришлось бороться со следами от пальцев на изделии, можно надеть резиновые перчатки. Если отпечатки пальцев все же остались на поверхности, иногда достаточно смочить пальцы и смазать их. Можно воспользоваться другим способом: закончить изделие, обжечь его и обработать наждачной бумагой. Однако бумага оставляет после себя бороздки, в которые попадают мельчайшая крошка и пыль, делающие их еще более явными.

Чтобы избавиться от таких дефектов, надо вымыть изделие с мылом и щеткой, после чего покрыть его лаком. Есть мастера, которые предпочитают шкурить поделку непосредственно под струей воды, чтобы сразу видеть результат и не допускать появления в воздухе пыли.

4


Во время лепки, особенно при изготовлении разноцветного изделия, необходимо предупредить загрязнение сырой пластики. Для этого рабочая поверхность и инструменты должны быть чистыми. Кроме того, необходимо мыть руки с помощью мягкой щетки или держать рядом с рабочим местом влажные салфетки. Они содержат вещества, хорошо удаляющие жировые субстанции, к которым относятся и пластификаторы в составе полимерной глины.

Нередко возникает необходимость очистить от прилипшего мусора уже готовую работу. Для этого надо прибегнуть к шлифовке. Если это не помогает, то острым ножом аккуратно срежьте соринку.

Случается, что пластика не устраивает своей мягкостью или жесткостью. Чтобы сделать ее более мягкой, есть много способов, например соединить с вазелином, другой мягкой глиной, разогреть или ввести пластификатор Moldmaker.

5

Если глина буквально тает в руках, то либо перемешайте ее с более сухой, либо подержите на белом листе бумаги 2-3 ч, в течение которых излишек пластификатора впитается в лист. Если пластика стала прилипать к рукам после добавления пигмента или краски, то этого не исправить, так как между компонентами началось взаимодействие.

Основные техники.

Работать с полимерной глиной можно в различных техниках.

Соляная техника.

Ее можно использовать при изготовлении бус, на которых благодаря соли (подойдет и сахар) образуется эффектная рыхлая структура, напоминающая пемзу.

6


Изготовьте необходимое количество бусин. Насыпьте крупную морскую соль (или сахар), обваляйте в нем сырые бусины, вдавливая кристаллы соли. Запеките или сварите по одной в воде согласно инструкции. Обожженное изделие погрузите в емкость с водой. Дождитесь, пока растворится соль, затем просушите бусины. Если потребуется, залакируйте их.

«Миллефиори» («трость», «колбаска»).

Одна из наиболее популярных техник, при работе в которой из простых элементов можно составить сложный узор, например на листиках, лепестках и др. Для этого наложите друг на друга пласты глины нужного цвета и формы, соблюдая заданный порядок. Так образуется деталь, которую надо сжать и нарезать как колбасу. На срезе проявится рисунок.

7

«Акварель».

При этом одновременно надо работать с тремя пластами разного цвета - цветным, белым и черным (могут быть использованы и другие контрастные цвета). Наложите их друг на друга в такой последовательности: цветной (верхний), белый (средний), черный (нижний); прикатайте их; порвите пласт на небольшие фрагменты; произвольно наложите на поделку, накрыв всю поверхность.

8

«Филигрань».

Элементы этой техники - зернь и нить. Выкладывайте из нити (пропустите пластику через экструдер или скатайте вручную) ажурный узор, акценты расставляйте с помощью зерни (мелкие металлические шарики).

9

«Мокуме гане».

Как и в технике акварель, следует взять несколько пластов (не менее двух и не более шести) разного цвета, поместить их друг на друга; штамповать получившийся блок формами, продавливать любыми подходящими инструментами (например, спицей и пр.), прорезать лезвиями (волнистыми или прямыми) и т. д. Благодаря тому, что верхние слои пластики проникнут в нижележащие, на срезах возникнут необычные узоры.

10

«Мика-шифт».

В которой задействуется пластика с вкраплениями слюды. Различные манипуляции, которые можно осуществить с глиной, например перекручивание, штампование и иное, приводят к тому, что частицы слюды смещаются, создавая трехмерный эффект. Помимо этого, можно назвать техники «калейдоскоп», технику плавного перехода цвета и др.

11

Склеивание деталей.

Приклеенные детали будут прочно держаться, если правильно подобрать клей. Это может быть клей «Контакт-гель», который прочно свяжет детали с основой, например, кольца. Если надо вклеить штифт, то просверлите под него отверстие несколько большего диаметра, чтобы для клея осталось место.

Можно попробовать использовать эпоксидный клей (сначала на бросовом элементе). Как правило, он дает надежное соединение, но обладает неприятным запахом.

12


Для скрепления деталей из глины друг с другом или запеченной пластики с сырой подойдет особый запекающийся гель (жидкая пластика), например Fimo liquid deko gel, Kato liquid clay, Translucent liquid Sculpey.

Запекание готового изделия.

При запекании термопластика выделяет токсичные вещества, поэтому нельзя использовать ту же духовку, где готовится еда. Если вы планируете заниматься пластикой профессионально, лучше всего приобрести для обжига специальную печь и оборудовать мастерскую вне жилого помещения.

Имеет значение и то, на чем запекать. Можно выбрать дощечку, стекло, керамическую (не акриловую) плитку, противень, предварительно постелив на него бумагу для выпечки (иначе изделие перегреется и подгорит), тарелку (разумеется, потом ее нельзя использовать по прямому назначению) и др.

13


При обжиге нужно учитывать и форму изделия. Если оно плоское, то во избежание вспучивания надо положить на него небольшой груз; если изделие круглое, например бусина, то для того чтобы не допустить ее деформации, обжигайте изделие, насадив его на зубочистку и воткнув последнюю в скомканную фольгу.

Как долго надо держать изделие в духовке, определяется его толщиной. Если, например, она не превышает 5 мм, то достаточно и 15 мин. Соответственно, чем толще и крупнее поделка, тем больше времени требуется для ее обжига, тем более, что от этого она становится прочнее. Как правило, мастера ограничиваются 30 мин. Уделяйте особое внимание соблюдению температурного режима.

14


Очень важно правильно достать изделие из духовки, чтобы в нем от перепада температур не возникли микротрещины. Поделку надо оставить в духовке до полного остывания, просто приоткрыв ее дверцу.

Итак, если вы предпочитаете работать с запекающейся глиной, то для того чтобы результат вас не разочаровал, следуйте определенным правилам.

Соблюдайте инструкцию, разработанную производителем глины, придерживайтесь ее указаний и мер предосторожности.

Никогда не выставляйте температуру «на глазок». При правильно подобранном параметре (не более 130 градусов, о чем сказано на упаковке пластики, хотя, например, для Fimo это 110 градусов) глина издает слабый запах, и это нормально. При нарушении температурного режима в сторону его увеличения поливинилхлорид разлагается, что сопровождается выделением хлористого водорода - вещества очень токсичного. Но нельзя допускать и противоположного - уменьшения температуры ниже указанного предела, поскольку в этом случае полимеризации не происходит и изделие становится хрупким.

Обязательно тестируйте материал, взяв для обжига небольшой кусочек глины. Это позволит скорректировать работу духовки (возможно, будет достаточно переставить готовое изделие на нижнюю полку).

Помните, что пластика после запекания может изменять цвет.

Никогда не используйте вместо духовки микроволновую печь, так как в ней пластик деформируется, горит и может взорваться.

По окончании работы остудите духовку и вымойте.

Если духовка не оснащена термометром или если вы опасаетесь ее использовать, то вместо запекания проварите изделие в кипящей воде (помните, что в такой кастрюле нельзя будет больше готовить пищу). Для закрепления достаточно 30 мин.

Этот способ применим, хотя следует признать, что изделие будет менее прочным, чем при обжиге; на поделке может появиться белесый налет, для устранения которого придется нанести на нее слой растительного масла. Кроме того, заметим, что такой способ фиксации пластики подходит не для каждого вида полимерной глины, поскольку температура кипящей воды не превышает 100 градусов.

Если для моделирования вы приобрели застывающую на воздухе полимерную глину, то готовую поделку оставьте на столе до полного отвердения, на что может потребоваться от нескольких часов до нескольких дней.

Лакирование изделия.

При лакировании предварительно обезжирьте поверхность изделия, вымыв его мыльной водой или протерев тампоном, смоченным спиртом. Это особенно важно при использовании лака на водной основе.

Нанижите изделие или деталь, например бусину, на спицу и окуните в лак; извлеките ее и вращайте вокруг оси, чтобы лак лег равномерно, после чего воткните спицу в кусок поролона и удалите появившуюся капельку лака.

15


Если лак содержится в аэрозольной упаковке, интенсивность лакирования зависит от расстояния до изделия. Матовую поверхность можно получить, если держать баллон подальше и распылять лак небольшими порциями; глянцевую - если расположить баллончик поближе (но не вплотную, иначе на поверхности поделки появится пена) и давать мощной струей. Если изделие плоское, то по очереди покройте его лаком с одной, потом с другой стороны.

При лакировании могут возникать непредвиденные ситуации, с которыми необходимо грамотно справляться.

Иногда изделие через некоторое время начинает прилипать к рукам. Причин может быть несколько: во-первых, использован неподходящий лак; во-вторых, изделие плохо запечено, вследствие чего глина не полимеризовалась, а выступивший пластификатор вступил с лаком во взаимодействие. Можно попробовать дополнительно подержать изделие в духовке 10-15 минут при температуре 110-130 градусов. При отсутствии результата следует снять старое покрытие и нанести слой другого лака.

Для удаления лака на водной основе оставьте изделие на ночь в воде, положив в нее лимон или влив уксусную кислоту. Минеральный лак снимается растворителем, например уайт-спиритом, предварительно надо его протестировать на предмет реакции с лаком.

Если на поверхности изделия лак образовал разводы, причина одна - лак слишком густой. Его необходимо разбавить и использовать в качестве грунтовки, на которую потом нанести густой лак.

16


- Если изделие было покрыто лаком, просохло, но не снимается со спицы, то, скорее всего, лак и спица склеились. Подрежьте лезвием прилипший край или немного подержите изделие в духовке, чтобы лак размягчился.

Нередко белые и светлые лакированные изделия желтеют. Это возможно, если в составе лака нет УФ-фильтров. Внимательно читайте инструкцию перед применением лака.

Техника безопасности.

Полимерная глина - материал искусственный, содержащий химические вещества, поэтому вопрос о безопасности работы с ней и использования изделий из нее не теряет своей актуальности. При контакте с руками пластика не вызывает никаких неприятных последствий, т. е. она безопасна. Однако это не исключает выполнения обычных гигиенических процедур, в частности мытья рук после работы. При этом желательно использовать скрабы или пемзу, самым тщательным образом очищать поверхность ладоней и пальцев от мельчайших частиц пластики.

17


- Чтобы эффективно удалить полимерную глину с рук, нанесите на них небольшое количество растительного масла, потрите, после чего вымойте руки обычным туалетным мылом.
- Посуда и инструменты, которые вы используете во время лепки и запекания пластики, не предназначены для других целей. По окончании работы они должны быть вымыты и насухо вытерты.

Еще раз скажем, что для обжига глины необходима специальная печь.

Если вы передержали изделие в духовке (это вы поймете по резкому и неприятному запаху), то немедленно выключите ее, откройте окна и двери, выведите детей и животных и покиньте помещение, предварительно достав перегретое изделие из духовки. Если при этом выделяется дым, то для защиты органов дыхания от газообразной соляной кислоты (хлористого водорода) закройте нос и рот влажным полотенцем.

При недомогании обратитесь за медицинской помощью и обязательно проинформируйте медперсонал об обстоятельствах произошедшего. Если на столе находились ничем не защищенные продукты, то выбросьте их.

Поскольку изделия можно подвергать дальнейшей обработке, в частности шлифовке, то и здесь надо соблюдать технику безопасности. При сверлении или шлифовке следует воспользоваться респиратором, чтобы предотвратить попадание сухой пыли в легкие. Кроме того, наденьте защитные очки, чтобы пыль, мельчайшие частицы пластики и даже отскочившие предметы, например бусина, не попали в глаза.

18


- Готовое изделие из полимерной глины можно покрывать лаками.

Соблюдайте технику безопасности, особенно при использовании лака в аэрозольной упаковке. При разбрызгивании жидкости в воздух попадают мельчайшие частицы лака, которые могут оседать на слизистых оболочках (если это случилось, промойте их большим количеством воды и при необходимости обратитесь за медицинской помощью). Поэтому осуществляйте лакирование в хорошо проветривающемся помещении; защищайте органы дыхания респираторами, глаза - очками, руки - перчатками; выполняйте требования инструкции.

Часто изделия из пластика имеют вид съедобных продуктов - тортиков, пирожных и т. п, что особенно опасно, если есть маленькие дети.