Логопедические игры с песком презентация. Презентация опыта работы "Пескотерапия – помощник логопеда"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель-логопед Кунах Светлана Михайловна Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно. К. Г. Юнг

В чем сила песка? песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент; песок - демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать; песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца; песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды; песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость;

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картинки из песка, придумывая разные истории, мы в наиболее органичной форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Направления арт-терапии МУЗЫКОТЕРАПИЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ИГРОТЕРАПИЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИЗОТЕРАПИЯ КУКЛОТЕРАПИЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И МНОГИЕ ДРУГИЕ

История метода Метод песочной терапии берет начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт М.Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским терапевтом Дорой Кальфф. Она дополнила технику Ловенфельд психоаналитическим подходом. Благодаря работам Кальфф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, формой выражения метода «активного воображения».

Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами -игры на развитие фонематического слуха, -коррекции звукопроизношения, - по развитию связной речи, -по развитию грамматического строя речи, - во время обучения чтению и письму, -во время работы над разнообразными понятиями (овощи, мебель, посуда и др.). -В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Показания к применению Метод песочной игры подходит для детей от трех лет, применяется для работы с проблемами: Трудности в общении Взаимоотношения детей и родителей Кризисные ситуации (развод, переезд и др.) Психологические травмы Расстройства настроения Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства Проблемы поведения (агрессия и др.) - Помимо общепринятых направлений используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

ПРИНЦИПЫ ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ - Основной принцип игр на песке - создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Реализация этого принципа позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. -Еще один принцип - реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов.

Присоединение к ребенку Искренняя заинтересованность, заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Что нужно для игры в песок?

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Текст к презентации мастер класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим с вами о песке. Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Сл.3

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Сл.4

Чем же так хорош песок.

песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;


песок - демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать;

Песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца;


песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях,


песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость;

Сл.5

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.

Сл.6

Что такое арт терапия я останавливаться подробно не буду. В двух словах это лечение искусством. Направлений арт терапии сейчас много и психологам они все хорошо известны и применяются на практике, принося положительные результаты. И мы логопеды взяли на вооружения некоторые виды или элементы от этих методик.

Сл.7

Метод песочной терапии берет начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт М.Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским терапевтом Дорой Кальфф. Она дополнила технику Ловенфельд психоаналитическим подходом. Благодаря работам Кальфф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, формой выражения метода «активного воображения».

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Но как известно все новое – хорошо забытое (или незабытое) старое. Все мы знаем как полезно рисовать пальчиками на манке, перебирать мелкие предметы, сравнивать тактильные ощущения, ощупывая разные по структуре поверхности. Все это нам дает применение игр с песком на наших коррекционных занятиях.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.

С помощью песочницы мы можем проводить игры на развитие фонематического слуха. Например: Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук.

Можно работать над звукопроизношением. Например: При автоматизации свистящих, шипящих мы можем произносить корригируемый звук одновременно с движением пальчиков или ладошек по песку (ползет змея, едет велосипед. Звук Р – едет машина)

Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Для развития связной речи песочница представляет собой множество вариантов. Это и рассказы по только что созданной картине, по построенной волшебной стране и разыгрывание сказок и т.д. В общем применения песочницы могут ограничиваться только вашей фантазией.

Сл.9.

Использовать песок можно с детьми начиная с 3 летнего возраста.

Сл.10

- Основной принцип игр на песке - создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Реализация этого принципа позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Сл.11.

Как показывает практика включение игр с песком в занятия приносят положительные результаты в коррекции речевых нарушений. Ребенок с большим интересом идет на занятие.

Сл.12

Что нам нужно для занятий? Это всевозможные мелкие игрушки, камушки, ракушки, защищенные карточки, конструктор и т.д.

Сл.13

И в заключении хочу добавить. Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Играем с песочком, учимся правильно и красиво говорить. Пескотерапия – помощник логопеда. Опыт работы учителя –логопеда, воспитателя МКДОУ «Детский сад п. Солнечный»Пухановой Л. Н.

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.







А я хочу вам рассказать, как я использую песок и пескотерапию в логопедической работе.

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.

Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимаю мышечную напряжённость; развиваю мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю чтению и письму.







Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.



Я использую разные упражнения с песком на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.


Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.



«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.



Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. Выложить фишками геометрическую фигуру. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.



  • Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
  • Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
  • Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..
  • Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.



  • Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
  • При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
  • Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.


  • Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
  • «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни.от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
  • Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
  • «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.






  • «Дорожки из песка». Покажите ребёнку.как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
  • Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
  • Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
  • Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к"] – братцы. Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

  • Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
  • Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
  • Игра «Какой звук лишний?» - А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) - А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок: - р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф) - д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м) - ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) - з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

  • Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. - та-ка-па - па-ка-та - ка-на-па - га-ба-да - па-ба-па - по-бо-по - пу-бу-пу - пы-бы-пы - та-да-та - да-та-да - ла-га-ка - га-ка-га С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
  • Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.


  • Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
  • При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
  • Упражнение "Необыкновенные следы". "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").




  • Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - обучающиеся чувствуют себя более успешными; - повышается мотивация речевого общения;
  • - развиваются первичные произносительные умения и навыки;
  • - пополняется и активизируется словарь;
  • - корректируется грамматический строй речи, связная речь;

P. S. При организации игр с песком необходимо помнить о соблюдении санитарно – гигиенических правил и правил техники безопасности!!! Обязательно должны быть созданы условия для мытья рук, иметься в наличии влажные и сухие салфетки и т. д.

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!









МОУ «Начальная школа – детский сад №3, с. Елово»

Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна. 2011 г.

Слайд 2

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Слайд 3

Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:

Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

Успешная социализация детей с дефектами речи.

Слайд 4

Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.

Слайд 5

Нетрадиционные логопедические технологии.

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
  • Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.
  • Слайд 6

    • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
    • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
    • Музыкотерапия– воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
    • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
    • Литотерапия- терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
    • Имаготерапия– театрализация.
    • Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
    • Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.
  • Слайд 7

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

    Слайд 8

    · развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

    · снимают мышечную напряжённость;

    · помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

    · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

    · стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

    · позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

    · преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

    · развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

    Игры с песком

    Слайд 9

    · совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

    · способствуют расширению словарного запаса;

    · помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

    · позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

    · способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    · помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

    Слайд 10

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.

    Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина).

    Слайд 11

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Слайд 12

    Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.

    Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

    Слайд 13

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

    • Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
    • Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
    • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
    • В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
  • Слайд 14

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко.






    Пескотерапия Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; способствуют расширению словарного запаса; помогают освоить навыки звукового и слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико- грамматических представлений; помогают в подготовке к обучению грамоте, освоению навыков чтения и письма


    Пескотерапия Наборы игрушек для игр с песком люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе; наземные животные (дикие, домашние, доисторические); летающие животные (дикие, домашние, доисторические); обитатели водного мира (рыбы, млекопитающие, крабы, моллюски); жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, мебель); домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); деревья и другие растения; объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга); транспортные средства; объекты среды обитания человека; объекты ландшафта Земли; аксессуары (бусы, ткани, пуговицы, ювелирные изделия,..)

















    Глущенко Ирина Александровна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №3 "Родничок"
    Населённый пункт: город Чита
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: Здоровьесберегающая технология "Живой песок" в работе учителя-логопеда ДОУ.
    Дата публикации: 06.09.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Здоровьесберегающая технология

    «Живой песок»

    в работе учителя-логопеда ДОУ.

    «Самая лучшая игрушка

    для детей – кучка песка»

    К.Д. Ушинский

    «Часто руки знают, как решить задачку,

    с которой интеллект боролся напрасно»

    К.Г. Юнг
    Речь является одной из важнейших психических функций человека. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в речи. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется обширный практический материал по эффективному речевому развитию детей, а так же широкое распространение получили нетрадиционные методы воздействия: сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, глинотерапия, воскотерапия, кристаллотерапия, фитотерапия, ароматерапия, хромотерапия, мызукотерапия, пескотерапия и др. Все эти методы относятся к здоровьесберегающим технологиям. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. Но нам хочется остановиться на той, которая, на наш взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой- либо символ в глубине бессознательного».
    Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает и снова строит. Но именно это простое действие уникально - на смену старому, разрушенному всегда приходит новое. Малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Можно сделать отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, развивают речь, произвольное внимание и память, что очень важно для детей с нарушениями речи. Так как песок уже в течение многих лет используется педагогами в различных видах деятельности и постоянно доступен детям, для коррекционной работы нами был выбран живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand).
    Живой песок
    – это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен - с одной стороны, с другой – «текуч». До него дотрагиваешься – он «движется», «оживает». С песком можно работать на любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсических веществ, поэтому может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Начали мы свою работу с живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand) с создания долгосрочного проекта «Живое чудо». Разработали план работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступили к работе. Для родителей и педагогов ДОУ провели мастер-класс «Живое чудо», консультации: «Живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand) – универсальная игрушка в работе с детьми, родителями и педагогами», написали статью в групповом журнале для родителей «Живой песок», «Игры с живым песком». Разработали картотеку игр и игровых упражнений, систематизировали игровой материал для игр с песком. Игры с использованием песочной терапии делятся на три направления: 1).
    Обучающие игры:
    направлены на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, развитие речи, словарного запаса слов, развитие восприятия различного темпа речи, развитие высоты и силы голоса, дыхания, внимания и памяти, фонематического слуха. 2).
    Познавательные игры,
    с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
    3).
    Проектные игры,
    с их помощью мы осуществляем психолого- педагогическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Основная деятельность дошкольника – игра. Игры с песком позволяют:  развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  снимать мышечную напряжённость;  совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;  расширять словарный запас;  освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;  развивать фонематический слух и восприятие;  развивать связную речь, лексико-грамматические представления;  изучать буквы, осваивать навыки чтения и письма. Для игры с живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand) не требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Живой кинетический песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.
    Общие условия организации работы

    живым (Living Sand) и кинетическим песком (Kinetic Sand).
    В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос или поверхность стола. Для организации игр с песком у нас имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее). В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе игр с песком:  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);  летающие животные (дикие, домашние, доисторические);  обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);  жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);  домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);  деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);  объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);  транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
     объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);  объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);  естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и прочее). Перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в мини- песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе живой (Living Sand) и кинетический песок (Kinetic Sand). Перед тем, как начать играть с песком, проговариваем стихотворение: Песок чудесный и приятный, Течет сквозь пальцы, как вода. Он замечательный и увлекательный, Мы будем мять его всегда! Можно строить и чудить, Можно много говорить. Будем мы с песком играть, Язычок свой развивать!
    Игры и упражнения, используемые при работе с

    живым (Living Sand)

    и кинетическим песком (Kinetic Sand)

    :
     Скользить, «ехать» по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);  «Сказочники песчаной страны». Моделируем из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.  «Идут машины, санки, коньки». Скольжение ладонями по поверхности песка зигзагообразными, круговыми движениями, а так же движениями в разных направлениях.
     «Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу». Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.  «Там на неведомых дорожках». Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Логопед предлагает представить, чьи это могут быть следы.  «Волшебные узоры». Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.  «Делай как я». В паре с логопедом или другим ребенком – повторение движений рук, пальцев по песку в зеркальном отражении.  Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Трубочка», «Блинчик», «Чашечка»);  «»Попади в цель». На развитие силы воздушной струи - слепить маленький шарик и дуть на него через трубочку от коктейля, можно задувать в песочные ворота или мишень; игра «Гольф» - задувать теннисный мячик в ямки из песка;  «Песочный вернисаж». Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг можно проговаривать звук или слог;  Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук;  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам (можно использовать на введение звука в слоги);  Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;  «Веселые превращения». Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», «Р» в «В», «В» в «Ь» и т.д.; «Кто спрятался?» Найди спрятанные в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук; найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово, предложение.  «Допиши букву, слово». Логопед пишет букву или слово, засыпает или стирает его часть, предлагает ребенку восстановить написанное.  «Напиши, что скажу». Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.  Можно делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок;  Игра «Горки» (на дифференциацию). Ребенок строит две горки, далее логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук [с] на одну горку, а в которых есть звук [ш] - на другую. Можно в каждую
    горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.  «Археология» (на автоматизацию). Закопать игрушку. С помощью кисточки ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано.  Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су- м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.  Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Логопед достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Дети делают домики для животных. Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару (по принципу твердый-мягкий).  Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.  Упражнение «Необыкновенные следы».«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.  «Отыщи и назови». Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.  «Что скрывает песок?». Дети находят в песке таблички со словами, считывают, классифицируют.  «Кто быстрее?». Игра-соревнование, проводится с детьми в парах, тройках в разных песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.  «Что ты чувствуешь?». Описание детьми своих ощущений при взоимодействии с песком.  «Сюрпризы для друзей». Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, киндеров, цветных камешков, ракушек.  «Мина», «Сопер». Осторожноеоткапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.
     «Море волнуется». Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф. Закончить игры с песком можно тоже стихами: Мы с песком играли, И в ладошках его мяли. Спасибо, волшебный песочек, Наш дорогой дружочек! Опыт работы показал, что использование живого (Living Sand) и кинетического песка (Kinetic Sand) дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; - дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата; - на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками. Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы. МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Родничок» учитель-логопед Глущенко И.А.