Мавзолей ленина, мистика и режим работы мавзолея ленина, мавзолей внутри.

Адрес: Россия, Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1929 год
Окончание строительства: 1930 год
Архитектор: А.В. Щусев
Координаты: 55°45"13.2"N 37°37"11.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Место, где с 1924 года покоится забальзамированное тело В.И. Ленина, давно перестало быть просто ритуальной усыпальницей. Оно считается монументом ушедшей социалистической эпохе и имеет статус музея. Это одна из главных достопримечательностей Красной площади , которую посетило уже более 120 миллионов человек. Многие туристы, не зависимо от политических убеждений, специально приезжают в центр российской столицы, чтобы пройти мимо саркофага с телом коммунистического вождя.

Вид на Мавзолей, Красную площадь, Спасскую и Сенатскую башни Кремля

Как возникла идея строительства мавзолея

Лидер советских коммунистов умер 21 января 1924 года. Согласно официальной версии, идея сохранить его тело принадлежала рабочим и крестьянам, которые отправили в адрес правительства множество телеграмм. В них простые люди просили не проводить обычное захоронение.

Против сохранения тела выступал Лев Давидович Троцкий, однако он находился на Кавказе и не успевал вернуться в Москву к похоронам, которые были назначены на 27 января. Исследователи считают версию о «народном волеизъявлении» маловероятной, так как идея бальзамирования тела вождя никак не обсуждалась в печати, и ни одно из «многочисленных» писем так и не было нигде опубликовано.

По другому предположению, идея сохранения тела появилась потому, что не все желающие успевали проститься с умершим. Делегации из разных уголков России и из-за рубежа приезжали в столицу одна за другой, поэтому вдова Ленина Н.К. Крупская дала согласие поместить тело в склеп до окончания церемонии прощания. Однако она неоднократно высказывалась против бальзамирования.

Какой бы ни была истинная причина, руководство страны захотело превратить тело Ленина в «красную святыню», чтобы оно стало объектом поклонения и источником коммунистической веры. Уже через два дня после смерти лидеры государства твердо решили сохранить тело Ильича как можно более долгое время. Почти сразу же известный архитектор Алексей Викторович Щусев получил заказ на проект мавзолея. А работу по бальзамированию умершего возложили на академиков Владимира Петровича Воробьева и Бориса Ильича Збарского.

Вид на Мавзолей из ГУМа

История кремлевской усыпальницы

Усыпальницу планировали разместить на Красной площади. К тому времени ее участок возле Кремлевской стены уже являлся некрополем. Здесь лежали погибшие участники Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, и были похоронены некоторые партийные руководители. Когда шла Гражданская война, красноармейцы принимали перед могилами присягу, а в мирное время на площади проводили парады и демонстрации.

Первый мавзолей построили ко дню официальных похорон - 27 января. Стояли лютые морозы, поэтому промерзший грунт пришлось взрывать динамитом. Здание возводили в большой спешке, и сохранились свидетельства, что последние гвозди вбивали перед самым началом церемонии сноса тела в Траурный зал. Усыпальницу так и не достроили до конца, и она простояла в полузавершенном виде до весны 1924 года.

Второй мавзолей также сделали на деревянном каркасе и обшили лакированным дубом. Он был готов к августу 1924 года и прослужил шесть лет. А затем его сменил каменный мавзолей, сохранившийся до наших дней.

Когда началась Великая Отечественная война, здание усыпальницы замаскировали под жилой дом. Эти меры предосторожности были необходимы, чтобы сберечь памятник во время налетов фашистской авиации. Летом 1941 года, когда немецкие войска наступали по всем фронтам, тело коммунистического лидера эвакуировали в Тюмень. Его хранили в здании Сельхозакадемии, а в апреле 1945 года вернули в столицу.

С 1953 по 1961 годом рядом с телом Ленина лежало забальзамированное тело Сталина. А в 1980-е года за зданием мавзолея сделали пристройку с эскалатором, с помощью которого престарелые руководители страны поднимались на трибуну.

Вид Мавзолея с Красной площади

Архитектурные особенности

Мавзолей отлично вписан в архитектурный ансамбль Красной площади и гармонично смотрится на фоне зубчатой Кремлевской стены. Здание имеет ширину 24 м и высоту 12 м. Оно похоже на египетскую пирамиду и сложено из пяти ступеней, построенных их прочных и долговечных железобетонных конструкций и кирпича. В отделке усыпальницы использованы гранит, порфир (малиновый кварцит), мрамор и черный лабрадорит. А над входом красными буквами написана фамилия коммунистического вождя.

Во время парадов по Красной площади часто проходит тяжелая техника. Чтобы архитектурное сооружение не испытывало серьезных проблем от сотрясения, котлован, где находится железобетонная плита фундамента, засыпан чистым песком. Последняя реконструкция здания проводилась в 2013 году - строители укрепили его основание.

С трибуны мавзолея много лет выступали перед народом советские лидеры и руководители коммунистической партии. Однако, с 1996 года эта практика была прекращена. Сегодня, когда на Красной площади проводят массовые праздники, мавзолей ограждают щитами.

Кремлевская усыпальница считается неотъемлемой частью главной площади российской столицы. Она находится под охраной ЮНЕСКО и внесена в список Всемирного наследия.

Вход в Мавзолей

Что можно увидеть внутри

В усыпальнице всегда тихо. Посетители проходят друг за другом по одному маршруту и находятся в мавзолее около минуты. Внутри здания царит полумрак.

Траурный зал, где установлен саркофаг, представляет собой квадратное помещение 10 м на 10 м. Он декорирован в черном и красном цвете и имеет ступенчатый гранитный потолок. Напротив входа в него помещен вырезанный из камня герб СССР образца 1930 года. Однако, из-за блеклого освещения разглядеть мелкие детали почти невозможно.

Тело Ленина покоится на возвышении в стеклянном пуленепробиваемом саркофаге, который обрамляют гранитные перила. Такие меры предосторожности были предприняты в 1973 году. На Ленине надет черный костюм, и слева на нем можно увидеть значок члена Центрального исполнительного комитета СССР. Фигура коммунистического вождя специально подсвечена, чтобы проходящие мимо могли разглядеть черты лица. Она резко контрастирует с темным окружением и поэтому кажется похожей на голограмму.

Кроме Траурного зала, в мавзолее существует черная комната-колумбарий, в нишах которой планировали сохранять прах других усопших. Но это помещение так и не было использовано, и посетителей туда не пускают.

Информация для туристов

Мавзолей открыт во вторник, среду, четверг, субботу и воскресенье с 10.00 до 13.00. На время реставрационных работ расписание обычно меняется, но об этом сообщают заранее. Попасть в мавзолей можно бесплатно через пропускной пункт в Никольской башне , расположенной со стороны Александровского сада. Стояние в очереди обычно занимает около 30-40 минут.

Вид Мавзолея со стороны Спасской башни

В мавзолей нельзя вносить громоздкие сумки, рюкзаки, емкости с жидкостями и большие по размерам предметы из металла. Если туристы имеют такой багаж, они сдают его в платную камеру хранения, которая находится в Александровском саду, возле Кутафьи башни . Все желающие попасть в мавзолей в обязательном порядке проходят через металлодетектор.

Внутри усыпальницы нельзя делать фотографии и снимать видео. При входе также положено сдавать мобильные телефоны и гаджеты. Если они остались на время посещения, сотрудники охраны имеют право просмотреть последние кадры, и, как правило, просят посетителей удалить эти файлы. Возле саркофага мужчинам необходимо снять головные уборы.

СССР и КПСС нет вот уже 25 лет, а тело вождя пролетариата все еще покоится в мавзолее на Красной площади. К нему давно уже не выстраиваются километровые очереди желающих почтить память Ильича. Предложения похоронить его тело в земле звучит все чаще. Пока официальные власти России не решаются этого сделать. До сих пор есть много оправданий тому, почему труп Ленина остается в сердце столицы, где кипит жизнь, гуляют дети и проходят торжественные празднования.

Сторонники коммунистических идей против

После развенчания коммунистической диктатуры во времена Перестройки впервые прозвучало предложение убрать тело главного идеолога революции 1917 года с Красной площади. Это произошло в 1989 году. Тогда предложение произвело эффект взорвавшейся бомбы. Верные идеям социализма партийцы не могли допустить такого «кощунства».

Поколение «нулевых» мало знает о вожде мирового пролетариата. Но коммунистическая партия все еще имеет много последователей, а в условиях многопартийности уважать их мнение просто необходимо. Это один из законов демократического существования общества. По разным опросам 1911-2016 годов около 36-40% россиян против выноса останков Ленина из мавзолея. Эта ситуация пока не меняется.

Депутат Госдумы от фракции коммунистов Николай Харитонов во время политических дебатов с Владимиром Жириновским (ЛДПР) в 2011 году сказал, что нельзя уничтожать память о Ленине. Многие россияне уважительно относятся к личности Владимира Ильича (основная часть тех самых 36-40%). Оскорбление их чувств может привести к серьезной дестабилизации политической ситуации в стране.

В память о прошлом

О том, что вынос из мавзолея и последующее перезахоронение останков Ленина может привести к «разделению российского общества», высказался в начале 2016 года и президент Владимир Путин. Многие россияне считают, что нельзя каждому последующему поколению подчистую уничтожать памятники предыдущих эпох. Иначе никогда не будут сделаны выводы, которых требует переосмысление трагедий и кровавых революций прошлого.

Плохой знак

Существует также много легенд и преданий, почему тело Ленина до нынешнего времени лежит в мавзолее и на его сохранение тратится более 13 миллионов рублей в год. В разные годы православные сподвижники и даже отцы церкви делали плохие предсказания относительно этого факта. Блаженная Алипия Киевская предвидела, что после перезахоронения трупа Ленина в России начнется война.

Старец Иоанн, монах-схимник при Храме Святителя Николая Угодника, что в Ярославской области, предвещал полное разрушение Москвы после выноса тела Ленина с Красной площади: «В апреле, когда вынесут «лысого» из Мавзолея, произойдёт провал Москвы в соленые воды и мало что от Москвы останется. Грешники будут ещё долго плавать в соленой воде, но спасать их будет некому. Они все погибнут. Поэтому тем из вас, кто работает в Москве, рекомендую работать там до апреля месяца.Будет затоплена Астраханская, Воронежская область. Будет затоплен Ленинград. Город Жуковский (Московская обл., 30 км. от столицы) будет частично разрушен. Господь хотел сделать это ещё в 1999 году, но Богородица его упросила дать ещё время. Теперь времени не осталось совсем. Только те, кто из городов (Москвы, Ленинграда) уедет жить в деревню, будут иметь шанс выжить. Начинать строить дома в деревнях не стоит, не осталось времени, не успеете. Лучше покупайте готовый дом. Наступит большой голод. Не будет ни электричества, ни воды, ни газа. Только те, кто будет выращивать продукты сам, будет иметь шанс выжить. Китай пойдёт войной на нас 200 миллионной армией и займет всю Сибирь до Урала. Японцы будут хозяйничать на Дальнем Востоке. Россию начнут рвать на части. Начнется страшная война. Россия останется в границах времён Царя Иоанна Грозного. Придет Преподобный Серафим Саровский. Он объединит все славянские народы и государства и приведёт с собою Царя... Будет такой голод, что принявшие «печать антихриста» будут поедать мертвых. И главное - молитесь и поторопитесь изменить жизнь свою, чтобы не жить в грехе, так как времени уже совсем не осталось...».

Городские легенды

Вокруг факта существования мавзолея и сохраняющегося в нем тела бытует множество необычных городских легенд. По одной из них бальзамирование было проведено с проведением обряда черной магии. На место изъятого мозга вождя якобы поместили какие-то оккультные знаки, начертанные на золотой пластине. Они-то и сохраняют тело в мавзолее вот уже много десятилетий, несмотря на смену политического строя и другие изменения в стране.

На Красной площади Москвы возле Кремлевской стены с 1924 года стоит монументальное сооружение, напоминающее усыпальницу древнего правителя Мавсола. От его имени оно и получило название. Это Мавзолей Владимира Ильича Ленина, занесенный в список всемирного наследия UNESCO. За годы существования в нем побывало более 120 миллионов посетителей.

История Мавзолея Ленина.

Считается, что мысль создать Мавзолей для вождя мирового пролетариата подсказали простые люди и рядовые члены ВКП(б). Однако Н.К. Крупская и некоторые члены ЦК не поддерживали эту идею. Первые две усыпальницы строились из дерева по проекту архитектора Щусева. Обе были возведены в виде прямоугольных ступенчатых пирамид. У второго варианта деревянную обшивку пропитали лаком, из-за чего строение имело светло-коричневый цвет.

К строительству каменной усыпальницы приступили в 1929 г. Кирпичные стены строения облицевали полированными плитами из гранита, лабрадорита, мрамора и порфира. Теперь Мавзолей имел длину 24 метра, поднимался в высоту на 12 метров и состоял из пяти ступеней. Верхний уступ сместили к Кремлевской стене. В отличие от предыдущих вариантов в новом добавили трибуну. Использовалась она для произнесения тожественных речей и обращений к народу во время парадов, проходивших на 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. На трибуне перед Мавзолеем находились руководители Советского государства и приглашенные гости. Последний раз обращения к людям прозвучали с трибуны в 1996 г. Начиная с 2005 года, при проведении шествий по Красной площади Мавзолей ограждают защитными щитами.


Мавзолей Ленина – описание.

На монолитной плите из черного лабрадорита, закрепленной над входом, буквами из красного кварца написано «Ленин». Внутри Траурного зала, в который посетители попадают, опускаясь по левой лестнице, на небольшом постаменте стоит саркофаг с телом Ленина. Здесь царит покой, тишина и приглушенный свет. На вожде надет черный костюм, к которому приколот значок члена ЦИК СССР. Зал имеет форму куба со ступенчатым потолком и высотой граней 10 м. Обойдя саркофаг, посетители выходят из зала и, поднявшись по правой лестнице, покидают Мавзолей.

На время Отечественной войны тело вождя вывозили в Тюмень, где оно хранилось до апреля 1945 года. После смерти И. В. Сталина, вплоть до 1961 в усыпальнице покоились два вождя. С приходом к власти Н. С. Хрущева, тело «отца народов» вынесли из усыпальницы и захоронили возле кремлевской стены.


Караул у Мавзолея Ленина.

С 1924 по 1993 годы у Мавзолея находился пост № 1. Каждый час под бой курантов происходила смена караула. Это зрелище привлекало множество туристов. Теперь пост стоит у Могилы Неизвестного Солдата.


Мавзолей Ленина – режим работы.

Посещение мавзолея Ленина возможно с 10 до 13 часов в любые дни, кроме понедельника и пятницы. Попасть в него можно через пункт пропуска возле Никольской башни. Оплата за вход не требуется, однако непременным условием является проверка металлоискателем и соблюдение тишины. Проводить фото и видеосъемку запрещено. Мужчины в Траурном зале обязаны снять головной убор. Сумки и ручную кладь перед посещением необходимо сдать в камеру хранения.


Интересные факты о Мавзолее Ленина.

  • К интересным фактам относится то, что для сохранности тела были применены уникальные способы бальзамирования, разработанные учеными В. П. Воробьевым и Б. И. Збарским. Они позволяют хранить черты лица и тело объекта без изменений около ста лет.
  • Подобному бальзамированию подверглись многие политические деятели. В настоящее время, кроме Ленина, в целости сохранились тела Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и Хо Ши Мина.
  • В помещении Мавзолея постоянно работает специальная лаборатория, сотрудники которой следят за состоянием мумии вождя пролетариата.
  • Из-за покушений на тело Ленина в 60-е годы XX столетия в 1973 году саркофаг накрыли пуленепробиваемым куполом. Для поддержания здания в надлежащем состоянии постоянно проводятся реконструкции, последняя из которых была в 2013 году.


Основатель движения методологов Георгий Щедровицкий незадолго до своей смерти, в начале 1994 года прогнозировал, куда движется "Новая Россия". Перестройку он называл "переворотом номенклатуры", но эта номенклатура на способна на создание современного государства. Удел России - быть сырьевым, дискриминируемым придатком Запада.

Однако в отношении постсоветского пространства РФ продолжит играть роль "малого империалиста". Запад оставил РФ как "остаточную империю" для автономного поддержания устойчивости на территории б.СССР Существующая номенклатура не умеет работать с системами, обладающими мышлением и рефлексией. Верно предугадал он и контуры "нового мира": "гражданское общество" и "правовое государство" постепенно уходят, уступая место организованностям иного типа - "интеллектуальным программам", корпорациям и "регионам".

Георгий Щедровицкий с начала своей научной деятельности исповедовал экономический детерминизм, или "классический марксизм" - примат экономики над политикой, базиса и надстройки. После 1991 года он также оставался верен этому принципу, и в 1994 году в своей работе "Поисках форме", вышедшей в сборнике "Иное", говорил о настоящем и будущем России, исходя из такого марксистского анализа.

Блог Толкователя уже писал, что такое методология и на каких принципах она базируется . После смерти Щедровицкого методологи оказались не востребованы властью. Положение изменилось с приходом в администрацию президента таких видных методологов, как глава АП Антон Вайно и первого замглавы АП Сергея Кириенко. Технократический, "моделированный" подход к управленческим системам вновь стал востребованным. А потому ещё более важно посмотреть на идеи основателя методологии Георгия Щедровицкого, чтобы понять, каким видят будущее России последователи его теории и практических методов управления.

Как будет выглядеть Новый Дивный Мир

Щедровицкий ещё в 1994 году - напомню, это пик разрухи России, когда почти никому тут не было дела до визионерства - весьма точно предсказал, как будут выглядеть социально-политические отношения в новом глобализированном мире:

Существенные изменения произошли на рынке труда, где рост значения подготовительных работ (программирования, проектирования, планирования, сценирования), по сравнению с исполнительскими, и общая интеллектуализация мыследеятельности привели к сдвигу от стратегии "продажи" к принципам "аренды" (лизинга) рабочего времени.

Существенно трансформировались отношения между обществом и государством. Роль государственных институтов и концепций государственного суверенитета в решении внутристрановых и межстрановых проблем уменьшилась. Отдельные функции традиционного государства стали передаваться на надгосударственный уровень (уровень коалиций государств и сверхрегионов), а также на уровень территорий (местных органов власти, коммун, муниципий, земель). "Гражданское общество" и "правовое государство", как ведущие персонажи европейского исторического процесса, постепенно "уходят со сцены", уступая место организованностям иного типа: "интеллектуальным программам", корпорациям (сплочённым группам и ассоциациям, использующим корпоративные формы организации) и "регионам". В этих условиях усиливается конкуренция между тремя (по крайней мере) концепциями государственности: правовой, бюрократической и программно-целевой.

Буквально в течение одного столетия изменился ведущий тип политической культуры: от лидерской к партийной и от неё - к программной.

Что такое перестройка

Перефразируя К.Маркса, можно утверждать, что изменения в СССР были вызваны глобальным противоречием между уровнем развития производительных сил, характерных для мирового хозяйства, и уровнем производственных отношений, сложившихся на территории Советского Союза. Грубо говоря, необходимость перестройки диктовалась глубоким отставанием системы производства и потребления, сложившихся в СССР, от образцов, стандартов и форм организации, характерных для мирохозяйственной кооперации конца ХХ века.

Протосубъектом культурно-исторической трансформации выступила отечественная "номенклатура". Именно эта социальная прослойка, уже "почувствовав вкус приватизации" процессов и системы управления (включая существующий государственный аппарат), увидела возможности для реализации своих классовых интересов. Говоря социологическим языком, т.н. "перестройка" представляет собой "переворот", который производится "номенклатурой" (мечтающей стать бюрократией) в целях усиления самой современной бюрократии, и уже в силу этого носит верхушечный характер.

Место России в мире

В современном мировом хозяйстве нет определённого и подготовленного места для России; там нет "пустоты", которую можно было бы заполнить существующей хозяйственно-социальной морфологией. Все рыночные ниши (как актуально существующие, так и потенциальные) уже заняты, все виды непосредственного встраивания в Мировое хозяйство (МХ) через специализацию уже спроектированы и реализуются другими странами и транснациональными корпорациями (ТНК) с опережением на пять-семь, а иногда и более лет. В МХ всё есть и (без России).

Мировые процессы, обретя своего ситуативного представителя-носителя в лице отечественной "номенклатуры" и будучи реализованы в ткани существующей (сложившейся на территории б.СССР за последние 100-150 лет) культурной, социальной и хозяйственной организации, без сомнения, приобретут совершенно новую форму, удивительную и непредсказуемую, которая будет продуктом мутаций.

Существует гигантский адаптационный потенциал постсоветской социальной структуры.

Почему у России не будет места в этом мире

Место" идеологических рамок, обеспечивающих консолидацию властных групп и реализацию самих властных отношений (по отношению к другим социальным группам), сегодня занимает плохо отредактированный набор социал-патриотических и имперских идеологем. Последнее является:

а) закономерным ответом на внешнеполитические вызовы (в том числе, стремлением развитых стран сохранить Российскую Федерацию как "остаточную империю" для автономного поддержания устойчивости на территории б. СССР),

б) результатом осознания гибельности чисто националистических лозунгов для сформировавшейся за последние 300-400 лет транснациональной (мульти-национальной) социальной структуры,

в) а также эффектом рефлексии существующей пространственной организации хозяйственной и политической деятельности на территории России (в частности, значения процессов "освоения" Сибири и Дальнего Востока не только для самой России, но и в геополитической и геоэкономической перспективе).

Сегодня уже достаточно ясно обозначены претензии культурной, хозяйственно-экономической "колонизации" территорий бывшего СССР со стороны США, Европы и стран АТР. Если Россия не сможет в ближайшей перспективе (15-20 лет) стать центром новой (как по форме, так и по содержанию) континентальной консолидации (на Евразийском материке), то она станет ареной действия других континентальных и мировых империй (протоимперий).

Будучи по своему историческому происхождению результатом территориальной экспансии и колонизации, Российская Федерация сегодня не имеет устойчивых границ. Вокруг России формируется новый контур геополитических и геоэкономических напряжений; эти напряжения несут опасность серьёзных и затяжных региональных конфликтов.

Будучи дискриминированной вовне, Россия по отношению к ближайшей периферии и "внутренним колониям" ведет себя как "акула" международной конкуренции.

В конце 1960-х - начале 70-х существовала возможность занять место "новых индустриальных стран", однако она была упущена. Правящая группировка лелеяла надежду, что вторая волна индустриализации в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) не состоится, а чуть позже - что можно будет проскочить в "клуб" влиятельных стран на гребне мирового сырьевого (и прежде всего энергетического) кризиса. Однако и эти возможности были использованы крайне неэффективно. Сегодня в МХ реально входят только газовая отрасль и некоторые сегменты производства вооружений. Нефтяные ресурсы России в среднесрочной перспективе утратили роль ценности мирового значения (хотя и составляют важный сектор внутреннего хозяйственного комплекса и экономики СНГ), большая часть производств не способна выйти на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией. Но даже если это произойдет и российские экспортные отрасли "выйдут" на мировой рынок, это ещё не будет означать полноценного "включения" (участия) в МХ.

Как преодолеть отсталые системы управления Россией

Быть "элитой" сегодня, это ещё не значит контролировать основные каналы и потоки движения "ресурсов"; это значит - целенаправленно включать их в различные мировые и страновые процессы, добиваясь максимально эффективного использования и приращения самой ресурсной базы.

К сожалению, существующая "номенклатура" не имеет необходимой культуры (прежде всего и в основном социально-гуманитарной и философской), соответствующей интеллектуальной и технологической подготовки, не имеет представления о типе протекающих в обществе процессов и не может придать им необходимую скорость и направление.

В частности, это проявляется в неумении работать с массовыми политическими процессами в условиях межпрофессиональной коммуникации, неполной информации, неопределенности и коллективного действия, в условиях инноваций, кризиса; это проявляется в непонимании современных требований к научно-исследовательской и проектной работе, неумении использовать сетевые формы организации, информационные технологии, мобильные корпорации и многофокусные системы управления, характерные для "высоких" форм деятельности и мышления. Существующая "номенклатура", к сожалению, не умеет работать с системами, обладающими мышлением и рефлексией.

Грубо говоря, она попросту неграмотна в социально-гуманитарной области, и "экономизм" (как особая инъекция гуманитарного подхода) не может компенсировать радикального отсутствия комплекса социально-гуманитарного знания и современных антропотехник.

Столкнувшись с описанной выше задачей: вписать распадающуюся и вновь складывающуюся системную целостность России в системную целостность мирохозяйственного и культурного развития мышления и деятельности, номенклатура пасует и стремится подменить эту задачу целым рядом псевдоцелей: поддержкой (стабилизацией) производства, разработкой инвестиционных проектов, "восстановлением" империи или её хозяйственно-политических аналогов, сохранением идеологического контроля над процессами обучения и развития человека.

Кто придёт на смену российской номенклатуре

Кто, какая социальная и профессиональная группа придет на смену номенклатуре, мечтающей стать "бюрократией" и финансово-промышленной олигархией? Какая группа придёт на смену современной бюрократии, приватизировавшей государственный аппарат и финансовую систему в качестве субъекта воспроизводства и развития систем деятельности? Какой ресурс может быть сопоставим по мощности влияния с монополией над распределением финансов и прав? Какова динамика смены ведущего субъекта развития в мировом контексте и в специфических условиях России?

Во-первых, в мировом контексте такая социальная группа (потенциированный субъект развития и воспроизводства) должна владеть наиболее современными технологиями коллективного мышления и решения проблем новыми методами производства и использования знаний; именно "знания" (в широком смысле слова), а не капитал будет играть роль ключевого (замыкающего) ресурса для всей становящейся формации мыследеятельности.

Во-вторых, в России эту миссию сможет взять на себя только та группа, которая одновременно с решением "внутренних" (собственно российских) проблем, сможет поставить и решить мировые проблемы (поставить российские проблемы как мировые).

Для внутренней ситуации это означает, что параллельно с постсоветской "номенклатурой" и финансовой "олигархией" формируется слой свободных профессионалов, создающих рынок имён и рынок квалификаций в различных сферах деятельности. Мы уверены, что на рубеже ХХI столетия сложится популяция "интерлокеров" - стратегических посредников между различными типами знаний и типами (сферами) деятельности. Специфическим способом существования и воспроизводства для данной группы оказывается форма рамочных групп, интенциональных ассоциаций, интеллектуальных корпораций и деловых сетей.

Смена формы (или распад формы) в вышележащем этаже (управления) происходит раньше (в физическом и деятельностном времени), чем в нижележащем.

Православный философ Аркадий Малер размышляет о проблеме выноса тушки Ленина из мавзолея.

Столетие русской катастрофы 1917 года стало естественным поводом для публичного обсуждения последствий этого исторического события и одно из них – это появление на Красной площади в Москве целого некрополя коммунистических вождей с самым главным из них, В.И.Ульяновым, под всемирно известным псевдонимом Ленин. Но если все остальные кумиры РСДРП-ВКП (б)-КПСС похоронены либо в земле, либо в кремлевской стене, то для почитания Ленина созданная им власть установила огромный мавзолей, где его тело, а точнее, то, что осталось от этого тела, находится в качестве забальзамированной мумии, выставленной на всеобщее обозрение. Любой человек почти в любой день может прийти посмотреть на этот артефакт биохимических технологий, но только от него потребуется соблюдать мемориальную тишину и желательно держать руки поверх одежды, иначе его могут заподозрить в готовности осквернить это священное капище коммунистической религии. Данное определение мавзолея Ленина совсем не шутка и не гипербола, потому что потребность в искусственном увековечивании чьего-либо тела в качестве предмета обязательного всеобщего благоговения – это явление чисто религиозного сознания и именно языческого.

Поэтому совершенно логично, что для Православной Церкви, которой сам Ленин и его адепты сто лет назад фактически объявили войну на уничтожение, сохранение его тела на Красной площади – это просто нонсенс, кощунство и явное оскорбление, продолжающееся до сих пор. И хотя многие авторитетные церковные и общественные деятели не раз более или менее категорично высказывались за захоронение тела Ленина, этот вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки, как и само это тело.

Так, уже 12 марта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, воссоединившийся с Московским Патриархатом в 2007 году, открыто заявил в своем послании: «Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной Державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований».
1 апреля глава Отдела внешних церковных связей и Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополит Иларион (Алфеев) в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия» также заметил: «У нас оценка и революционным событиям, и гонениям на Церковь, которые за ними последовали, уже была дана многократно. Я думаю, что самым ярким выражением этой оценки является канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, которая состоялась в 2000 году. Мы исходим из того, что в той ситуации были жертвы, а были палачи, были те, кого мы прославляем как мучеников и исповедников, а были те, о которых мы говорим, что они выполняли разного рода карательные функции. Именами палачей нельзя называть улицы и площади, имена террористов и революционеров не должны увековечиваться в наших городах, памятники этим людям не должны стоять на наших площадях, мумифицированные тела этих людей не должны лежать и выставляться на всеобщее обозрение. Это общий принцип».
И это, действительно, общий принцип для христианства как такового, но сторонники сохранения тела Ленина в мавзолее, либо не разбираясь в самом христианстве, либо пользуясь неразборчивостью своих слушателей, с некоторых пор стали интерпретировать такие заявления церковных иерархов как некие «частные мнения», якобы не отражающие позицию большинства православных. Вообще следует заметить, что аргументация сегодняшних поклонников большевизма в защиту «светлой» памяти их вождей давно уже не имеет никакой общей логики, а преследует только одну цель – любой ценой внушить мысль о необходимости сохранить соответствующие топонимы, памятники и саму мумию Ленина в мавзолее, а то, что эти аргументы зачастую противоречат большевистской идеологии, их совсем не смущает. Поэтому в данном вопросе имеет смысл не столько спорить с самим большевизмом, сколько по отдельности разобрать все основные аргументы против захоронения Ленина, которые, к сожалению, иногда даже стали повторять благонамеренные люди, считающие себя православными.

Аргумент 1 : мумия Ленина в мавзолее на Красной площади – это уже «часть нашей истории», а мы должны помнить нашу историю и не вычеркивать из нее какие-либо значимые события и периоды.
В этом аргументе, чаще всего используемом современными коммунистами, содержится сразу три противоречия.
Во-первых, с каких пор верным сторонникам марксизма-ленинизма есть дело до сохранения «исторической памяти»? Когда Ленин захватил власть в России, то в полном соответствии со своей леворадикальной идеологией он и его партия принялись уничтожать всё, что мешало торжеству этой идеологии, и никакая «историческая память» и никакие «национальные традиции» для самих большевиков не имели никакого значения. Верные ленинцы просто создавали абсолютно новую страну, в названии которой ни одно из слов не указывало ни на ее национальную принадлежность, ни даже на ее географическое положение. Большинство неугодных памятников сносилось, множество городов и улиц переименовывалось, и никакие доводы про «историческую память» никого из коммунистов не беспокоили. Поэтому их апелляция к истории, памяти и традициям сегодня – это просто вопиющее противоречие собственной идеологии и открытое, чисто политическое лицемерие.
Во-вторых, никто не говорит о том, что мы должны «забыть» что-либо в нашей истории или что-либо «вычеркнуть» из нее – наоборот, мы должны помнить и революцию 1917 года, и все основные события советской эпохи, и ее вождей, но эта память не может быть безоценочной и индифферентной ко всему прошедшему. Если мы считаем себя православными христианами, то мы должны дать христианскую оценку всем событиям и деятелям нашего прошлого, и в частности, В.И.Ульянову (Ленину), а для этого его тем более нужно хорошо помнить и изучать во всех подробностях. Поэтому вынос тела Ленина из мавзолея, снос любого его памятника или переименование любого места, названного в честь его имени, – это не акт забвения – это акт моральной оценки. В противном случае мы не должны были бы иметь ничего против памятников Гитлеру и любому другому завоевателю нашей страны, ведь это же тоже «часть нашей истории», а тем более если бы такой памятник поставили в современной Германии, как в современной Украине ставят памятники Бандере и Шухевичу. Если же мы против этих памятников, то это означает, что сам факт заметного участия какого-либо человека в истории какой-либо страны не может быть достаточным основанием для увековечивания его имени в этой стране, потому что памятник любому человеку – это не просто напоминание о его существовании – это положительная оценка его исторической роли. И поэтому так важно, как выглядит любой памятник, какого он размера и где именно он находится, а уж забальзамированное тело политического вождя, размещенное в специально построенном для этого мавзолее в самом центре столицы свидетельствует о беспрецедентном почитании этого человека, имеющем не просто культурное, а прямо-таки религиозное значение.
В-третьих, если сам Ленин, к сожалению, действительно, является частью нашей истории, потому что он оказал на нее огромное влияние, то при чем здесь его мумия? Если же «частью истории» считать какие-либо символические предметы, то тогда, например, на кремлевских башнях должны быть восстановлены двуглавые орлы вместо красных звезд, потому что они находились там несравнимо дольше, чем эти звезды. Да и вообще тогда от любых символических артефактов советской эпохи вполне можно избавиться, потому что она продолжалась не более 74 лет, а первая звезда на кремлевской башне появилась только в 1935 году. И если так важно просто иметь в качестве музейно-научной ценности мумию Ленина, то почему она обязательно должна быть на Красной площади? Таким образом, аргумент о мумии Ленина как «части нашей истории» трижды абсурден и произносящие его просто не предполагают ответной дискуссии.

Аргумент 2 : в православной традиции есть мощи святых, часто также выставленные на всеобщий показ, следовательно, сохранение останков Ленина «не противоречит православной традиции».
Нетленные мощи православных святых – это свидетельство Божественного чуда и святости этих людей, а тело Ленина – это искусственно созданная мумия, существование которой поддерживает специально учрежденная лаборатория, с 1992 года называемая Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий при Всесоюзном институте лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). Для сохранности святых мощей не требуется никаких особых условий, а для того, чтобы останки тела Ленина окончательно не рассыпались, их нужно каждые 18 месяцев погружать в специальную бальзамическую жидкость. Заметим, что столь недешевая работа , не говоря уже о средствах, выделяемых на сохранность самого мавзолея. Если нетленные мощи часто разделяют на отдельные частицы и распространяют по разным храмам именно потому, что они нетленные, то тело Ленина пытаются сохранить в том относительном внешнем единстве, которое позволяет его увидеть в мавзолее. Следовательно, нужно просто ничего не знать о том, что такое мощи святых, чтобы приводить данное обстоятельство в качестве аргумента в пользу мумии Ленина. Но если есть какая-то правда в этой аналогии, то только в том, что объявившие войну любой религии коммунисты на деле оказались не столько атеистами, сколько носителями религиозного языческого сознания и пытались более или менее осмысленно создать собственную коммунистическую квазирелигию со своими «красными мощами», и Ленин в мавзолее настолько очевидно напоминал египетских фараонов в погребальных пирамидах, что это сравнение давно уже стало общим местом всех рассуждений на тему советской идеологии.

Аргумент 3 : Ленин уже похоронен, потому что его тело находится «ниже уровня земли».
Во-первых, главное возражение православных состоит не в том, что Ленина надо похоронить в какой бы то ни было земле, а в том, что его мумии не место на Красной площади и любом исторически значимом месте. Какова будет дальнейшая судьба тела Ленина после того, как оно перестанет быть предметом поклонения в центре Москвы, – это уже другой вопрос, не столь принципиальный с православной точки зрения. И все разговоры о том, что Ленина надо похоронить «по-христиански» – это подмена главной задачи, тем более что сам Ленин отрекся от христианства и относиться к нему как к христианину в любом смысле этого слова совершенно невозможно. Между прочим именно Ленин непосредственно способствовал пресечению христианской традиции погребения, в 1919 году издав декрет о необходимости кремации покойников, после чего возникла новая традиция «огненного погребения», установленная коммунистами самой правильной и прогрессивной страны. Построить первый советский крематорий планировалось непременно на месте какого-нибудь православного храма, но до его появления Ленин не дожил. Первый официальный крематорий был организован в 1927 году на месте специально перестроенного для этого храма Преподобного Серафима Саровского и Благоверной княгини Анны Кашинской на Новом Донском кладбище в Москве. Так что хоронить Ленина «по-христиански» не только абсурдно, но и кощунственно, и в самой Церкви об этом речь не идет. Если же говорить о том, как лучше похоронить Ленина, то, выбирая из вариантов оставить его мумию на всеобщее обозрение в центре Москвы или закопать в землю на каком-нибудь кладбище, Церковь всегда предпочтет второе. Во-вторых, нигде в православной традиции не сказано, что всех покойников обязательно надо хоронить ниже уровня земли – например, некоторые христиане были захоронены в склепах, оставленных на поверхности земли, и даже в помещении храмов и монастырей. Дело не в расстоянии от поверхности земли, а в сокрытии разлагающегося тела. Тело Ленина находится «ниже уровня земли», но оно не погребено, а выставлено на всеобщее обозрение, не будучи нетленными мощами.

Аргумент 4
: в других странах тоже есть мавзолеи с забальзамированными вождями, поэтому сохранение мумии Ленина «не противоречит мировой практике».
Ссылка на мировую практику в данном случае не имеет никакого смысла, потому что мир бесконечен в своем разнообразии и в разных религиях, культурах и странах можно найти самые разные способы обращения с трупами политических вождей. И сами коммунисты решили мумифицировать тело своего вождя не потому, что они ориентировались на какую-либо мировую практику, а потому, что хотели любым способом поддержать его культ. Если «мировая практика» подразумевает мумии глав коммунистических режимов, Мао Цзэдуна или Ким Ир Сена, то это практика самого коммунизма, доказавшего свою религиозную природу не только в России, но и во всем мире. Если же имеются в виду мавзолеи Кемалая Ататюрка в Анкаре или Улисса Гранта в Нью-Йорке, то их тела скрыты в саркофагах. Но даже если бы можно было найти некоммунистическую аналогию мумии Ленина, то само ее существование не могло бы быть основанием для дальнейшего пребывания этой мумии на Красной площади.

Аргумент 5 : если тело Ленина вынесут из мавзолея и захоронят, то в России начнется «раскол общества», будут «серьезные волнения» и «падение рейтинга» правящего Президента Путина.
Как и в случае первого аргумента о необходимости уважать историческую память, слышать из уст верных ленинцев опасения за какие-либо нестроения в обществе более чем удивительно, потому что именно их партия именно с этим вождем в ХХ веке устроила в России самые грандиозные нестроения из всех, которые только помнит наша история. Но дело не только в этом, а, прежде всего, в том, что угроза хоть сколько-нибудь реального «раскола общества» после выноса тела Ленина из мавзолея – это чисто политтехнологическая страшилка сегодняшних коммунистов, не имеющая никаких, даже самых приблизительных, оснований. Даже если обратиться к настроениям той части электората, которая неизменно голосует за КПРФ, то это в значительной степени не столько убежденные марксисты-ленинисты, сколько русские патриоты, ассоциирующие советское прошлое со стабильностью, порядком и государственным величием, как они его понимают, и мумия Ленина в этом ценностном наборе совершенно необязательна. И когда последний раз коммунистическое движение в России устраивало реальные волнения, если не считать участие красных радикалов в манифестациях «болотной» оппозиции? При этом вынос тела Ленина из мавзолея – это тот редкий вопрос, по которому безоговорочно солидарно абсолютное большинство консерваторов и либералов, как системных, так и оппозиционных, что для нашей либерально-консервативной власти должно быть хорошим поводом хоть в чем-то примирить эти политические полюса, а их суммарный вес в политике и в качественном, и в количественном отношении несравнимо больше, чем вес «ортодоксальных» коммунистов, поклоняющихся Ленину как божеству. На самом деле если наша власть примет это единственно разумное и долгожданное решение и наконец-то освободит Красную площадь от останков «вождя мировой революции», то максимум неприятностей, которые возможно ожидать от коммунистов, – это пара-тройка предсказуемо беспомощных митингов с усталой геронтократией на трибунах, каковые мы видели все последние 20 лет. И если это решение будет способствовать расколу какого-то общества, то именно оппозиции, где давно наблюдается сращение либералов и крайне левых на общей, антиконсервативной, основе.

До тех же пор, пока главный идеолог и организатор антиправославной, антидержавной и антинациональной революции в нашей стране продолжает покоиться в самом центре столицы как ее главная достопримечательность, пока его имя носят проспекты, площади и улицы, а его памятники высятся почти во всех городах, любой молодой человек может спросить – а не последовать ли примеру этого исторического «героя», раз его так уважают в нашей стране, и не повторить ли такую же революцию? Вот поэтому любое культивирование имени Ленина (так же, как имен всех остальных террористов и революционеров) чрезвычайно опасно для нашего государства именно с политической точки зрения. И вряд ли православным людям нужно объяснять, насколько это опасно с христианской точки зрения для страны, которую Господь помиловал, несмотря на ее воинствующее безбожие, инициированное и возглавленное именно этим человеком.