Методика исследования автор несуществующее животное. Психологический тест "Несуществующее животное": расшифровка результатов

Тест «Несуществующее животное» некогда был построен на теории психомоторной связи. Для того, чтобы зарегистрировать состояние психики испытуемого, используется исследование моторики, в частности, это касается моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения и/или рисунка.

Методика

И.М.Сеченов в свое время говорил, что любое представление, возникающее в психике человека, заканчивается движением.

Если реальное движение по той или иной причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц накапливается определенное количество энергии, необходимое для осуществления ответного движения: представление — мысль. Например, мысли, образы и представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в мышцах ног и рук. В случае ответа на страх это вполне необходимая и оправданная реакция, так как человек может спасаться бегством или защищаться с помощью рук – наносить удар, заслоняться от противника.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: приближение, удаление, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, с его помощью можно зафиксировать отношение к пространству, то есть возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.

Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху, связана с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона, соответствующая доминантной правой руке, — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест является ориентировочным, поэтому как единственный метод исследования обычно не используется, требуя объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция к тесту:
Сейчас Вам необходимо будет придумать, а в последующем и нарисовать некое несуществующее животное, при этом дав ему несуществующее название. Не думайте о красоте рисунка. При обработке данных имеет значение лишь смысл, вложенный в рисунок, а не его художественные особенности.

Анализ теста и интерпретация результатов

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно.)

Положение «анфас», то есть голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Трактовка идет в сочетании с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент)

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек — кудрей; цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т.д.) Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная и отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии, контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.

Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном, несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание.

То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «водит карандашом по бумаге», не нажимая на него. Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (то есть к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегемот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т.п.).

Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора

Лапы животного, постамент, опору и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.

Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост

Отражает самооценку ребенка.
Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.

Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

Рисунок №1.

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами - словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост - достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок №2.

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок не уверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова - тенденция к деятельности, то есть Надя - "человек действия", но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим - тревожность.

Для того чтобы глубже исследовать личность ребенка (реже взрослого человека), выявить существующие проблемы и трудности, психологи часть используют тест «Несуществующее животное».

Инструкция проста – на листе А4 предлагается нарисовать животное, которого не существует в природе и дать ему название. Рисование может проводиться простым или цветными карандашами. Ручку или фломастеры не желательно использовать, так как они не дают возможность точно оценить рисунок.

Интерпретация рисунка достаточно сложна и неоднозначна, поэтому она должна производиться при диалоге с «художником», его пояснениями и уточнениями.

1. Расположение рисунка В норме рисунок должен располагаться по середине листа. Его он тяготеет к верхнему краю, то это может говорить о завышенной самооценке испытуемого и неудовлетворенности своим местом, занимаемым в обществе. Если же рисунок располагается в нижней части листа, то это свидетельствует о неуверенности в себе, нерешительности.

Сдвиг в правую сторону – экстравертность, склонность к бунтарству, лидерству, активность. В левую сторону – интровертность, застенчивость, бездеятельность, пассивность.

2. Части тела а. Голова – одна из центральных фигур. Крупнее, чем все остальные части тела – стремление к интеллектуальному развитию. Поворот головы в правую сторону – высокая целеустремленность, отчасти упрямство.

Поворот в левую сторону – склонность к размышлениям, фантазиям, хорошо развито воображение. Анфас – направленность испытуемого на себя, эгоцентризм.

Б. Глаза Крупные, хорошо прорисованные и широко открытые глаза – страх. Ресницы – стремление быть в центре внимания, потребность во внимании, одобрении.

В.Рот Зубы – словесная защита, агрессия. Язык – потребность в общении. Открытый рот без зубов и языка, заштрихованный– недоверчивость, опасливость. Хорошо прорисованные губы – романтичность, эмоциональность.

Г. Уши Символизируют потребность ребенка в информации. Чем больше ушей, тем важнее для испытуемого то, что о нем говорят и думают окружающие. д. Лапы животного (опора) Если лапы основательные, крепкие, одинакового размера, то это интерпретируется как склонность «художника» к рациональности, обдуманности действий, умению принимать решение. Если же лапки маленькие, то это говорит о некой легкомысленности, отсутствии личных суждений или их поверхности. Прикрепление лап к туловищу так же имеет свою интерпретацию и говорит об умении испытуемым контролировать свои суждения, высказывания.

Е. Хвост. Также очень важен для трактовки. Поднят вверх – бодрость, опущен вниз – недовольство собой. Разветвление или присутствие на рисунке нескольких хвостов – противоречивость самооценки или зависимость.

Д. Дополнительно на рисунке могут появляться такие элементы, как рога (защита от агрессии), перья (желании самоутвердиться, демонстративность), грива, прическа, шерсть (чувственность). Выступы по краям – ожидание опасности. Панцирь – закрытость от окружающих, психологическая защита (особенно если панцирь снабжен шипами, чешуйками и другими элементами).Декоративные части (украшения) рисуют испытуемые, которые хотят обратить на себя внимание.

3. Линии Жирные с нажимом, штриховка – дети, склонные к повышенной тревожности. Слабые, паутинообразные линии – крайне чувствительные, ранимые, быстро утомляемые дети. Твердые и аккуратные линии – уверенность в себе и своих силах, стойкость характера.

4. Название. Также несет информацию о характере ребенка. Повторяющиеся элементы – инфантильность, незрелость. Длинные названия – склонность к фантазированию, творческие натуры Названия без всякого смысла – легкость характера, легкомысленное отношение к окружающему. Юмористические названия – простое и открытое отношение к тому, что окружает. Функциональное название – рациональность. То, о чем я сейчас рассказывала в своей статье, является лишь небольшой частью интерпретации рисунка, однако и этого достаточно, чтобы понять и оценить существующие проблемы. И конечно же не стоит пугаться, если вы увидели на рисунке вашего малыша огромные клыки, рога и широко раскрытые глаза. Постарайтесь выяснить, почему он это нарисовал, что его тревожит. Ведь очень часто решение проблемы лежит на поверхности и стоит приложить совсем немного усилий, чтобы с ней разобраться.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Тест «Несуществующее животное» относится к проективным графическим методам. В основе его построения лежит теория психомоторной связи, полагающей, что актуальное состояние психики отражается в моторике рисующей доминантной руки, это фиксируется в виде графического следа движения, т. е. в рисунке.

Теория психомоторной связи

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» основан на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По Сеченову И.М., всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально – «Всякая мысль заканчивается движением»).

Когда реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующей группе мышц «суммируется» напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения. Например, образы и представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры (чтобы убежать от опасности) и в мышцах рук (чтобы ударить или заслониться). Если ребенок часто испытывает агрессивное состояние, тревогу, страх, накопление энергии неосуществленного движения проявляется в судорожном, высоком тонусе мышц рисующей руки. На рисунке это отражается в виде резко продавленной (жирной с нажимом) линии, которая видна даже на обратной стороне листа.

Помимо показателей психомоторной связи, толкование рисунка проводится и по отношению к пространству. Лист бумаги, на котором рисует испытуемый, символизирует собой модель пространства. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом (настоящим, прошлым и будущим), а также с тенденцией человека действовать или рассуждать. Поэтому расположение рисунка на листе бумаги дает возможность определить жизненный стиль человека, ведущий тип его мироощущения. Например, если рисунок расположен в нижней части листа и голова изображенного на нем существа повернута влево, то это говорит о нерешительности, отсутствии стремления к самоутверждению, нежелании активно действовать для реализации своих планов, тенденции к рефлексии, размышлениям, низкой самооценке, неуверенности в себе.

Важным информативным параметром выступает величина изображаемого существа, контуры его фигуры, особенности частей тела (особенно головы). Здесь для толкования используются теоретические нормы оперирования символами. Например, если животное имеет когти, рога, клыки – это трактуется как проявление агрессии; перья, ресницы – тенденция к демонстративности, самоукрашению или самооправданию. Определенным образом анализируются также имя, придуманное животному, и ответы относительно образа его жизни.

Материал для тестирования : лист бумаги А4 (либо близкий по размеру к формату); цветные карандаши.

Инструкция . Лист бумаги предлагают использовать целиком (а не сгибают пополам), дают его в руки испытуемому (чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать) и не делают на нем никаких надписей. Комментарий к заданию: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Это существо не должно быть персонажем из сказки или мультфильма, ты его должен придумать сам. Придумай также для него несуществующее имя». После окончания рисования ребенку задают вопросы:

  • Где живет это существо (какое у него жилище)?
  • Чем оно питается?
  • С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?
  • Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?
  • Кто его враги?
  • Кто (из живущих на Земле) его друзья?
  • Что ему нужно для полного счастья?

Показатели и интерпретация

Размер

Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер – больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок, тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно, малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т. д. Однако если рисунок так велик, что не умещается на листе, то это также проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Расположение рисунка на листе

Ось «верх – низ»

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Степень близости рисунка к верхнему краю листа прямо связана с уровнем самооценки: как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и славу, тенденция к самоутверждению.

Приближение рисунка к нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Кроме того, расположение рисунка относительно оси «верх – низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

  • Счастье – верх; грусть – низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.)
  • Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние – вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь, встает.
  • Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз.)
  • Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе – вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху.)
  • Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает господство над ними.)

Ось «левое – правое»

Расположение рисунка крайне справа – склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в экстремальных ситуациях – аутоагрессивность.

Если рисунок расположен слева на листе, то для испытуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Обследуемые, у которых проявилась данная характеристика, практически всегда уходили от конфликтных ситуаций.

Маленький рисунок в верхнем левом углу – высокая тревожность; часто встречается у людей, склонных к суициду.

При интерпретации расположения рисунка относительно оси «левое – правое» также необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:

1. Традиция чтения слева направо. Соответственно, левая сторона находится сзади, правая спереди.

2. Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева.

На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа – направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры – голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо – устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумыва ется и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево – тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Расположение самого листа

Если автор не меняет положения листа и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют вертикально, а несуществующее животное и людей – горизонтально), это значит, человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым – женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подвергаться тестированию.

Подчеркнутая человекообразность «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус.

Симметричность – асимметричность

Асимметричность фигуры интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичностью, инертностью.

Контур рисунка

Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур направлен против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний – против подчиненных, или зависимых. Боковые – недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.

Характер линий и графических движений

Сплошные линии характеризуют людей последовательных, уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей.

Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение – нарушение сенсорной координации.

Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.

Цвет

Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функцию в мире растений, животных и человека (Gudin, 1992). В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. «Так же точно, как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость – белым, спокойствие голубым, восстание – красным» (Л. С. Выготский). Использование определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированной эмоциональной потребности. Для определения этой потребности могут быть использованы методы, применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Способы конструирования

Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т. п. Этот тип характерен для художественно эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения – и рациональном, и художественном, – если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме: животное – это голова с глазами, туловище, конечности. Поэтому оно всегда несколько похоже на что то существующее. При третьем способе конструирования рисунок может не содержать указанных деталей живого существа, например, животное может быть нарисовано в виде геометрической фигуры.

Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, скомбинировать элементы пяти животных сложнее, чем нарисовать собаку с птичьим клювом. Для определения уровня «художественного» способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что то напоминает, и чем больше оно похоже на что то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях.

Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала – к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/б часть листа или муха во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Домашние животные . Выбор домашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить» свою жизненную энергию.

Собака – тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.

Кошка – потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.

Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на них) – тенденция к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненных проявлений, нередко присутствует самолюбование.

Корова и другие полезные животные, служащие источником питания, – отождествление себя с «кормильцем» или «кормилицей», стремление давать больше, чем получать, оставлять окружающих в роли должников (часто неосознанно).

Вьючное животное – негативное отношение к себе («на мне все ездят»). Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий. При позитивном отношении к персонажу – восприятие своих жизненных и телесных проявлений как источника энергии и силы.

Дикие животные . Их образы могут быть выбраны по разным причинам.

Выбором конформного образа, например голубя – «символа мира», обследуемый хочет выразить, что он – очень добрый человек. Можно предположить, что это свидетельствует об его отказе от исследования проблем, связанных с собственными жизненными проявлениями.

Выбор презираемых, подземных и ночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др.) – представление о жизненных проявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.

Опасные животные (скорпионы, волки и др.) символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своих жизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция к самоподавлению.

Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и др.), – восприятие своих жизненных проявлений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.

Животные – сказочные герои (клиенты иногда игнорируют инструкцию) интерпретируются в соответствии с ролью того или иного персонажа.

Стилизованные и фантастические животные – персонажи книг и мультфильмов (Винни Пух, Чебурашка, Микки Маус и т. д.) – отказ от анализа своих проблем.

Изображения конкретных животных, принадлежащих человеку. Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

Внешний вид животного

Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми, – это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Или сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим».

Если у вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило, это встречается лишь в случае истинного невроза.

Детали, соответствующие органам чувств : глаза, уши, рот

Глаза

Глаза – символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки.

Ресницы – истероидно демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин – женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши

Значение детали «уши» – прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих. Необычно большое количество глаз, ушей – разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы, сигнализируют об остром чувстве тревоги.

Рот

Приоткрытый рот с прорисовкой губ – большая речевая активность в сочетании с чувственностью. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный – легкость возникновения страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчивание рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности.

Рога

Рога являются символом защиты и агрессии.

Опорная часть фигуры

Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и форма. Основательность – обдуманность, рациональность при принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части – это свидетельство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве.

Части над фигурой

Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности: уверенность в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности.

Перья

Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически

Грива, шерсть, волосяной покров интерпретируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Хвост

Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх (хвост трубой или морковкой) – уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) – недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном. Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетворенность в связи со своими мыслями, упущенным моментом, собственной нерешительностью.

Характер линий

Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Название несуществующего животного

Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того, название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия.

  • Псевдонаучные – с латинскими окончаниями – это демонстрация своей образованности и своего интеллектуального уровня.
  • Названия с повторяющимся слогом – инфантильность.
  • Название с ироническим звучанием – ироническое отношение к людям и ситуации тестирования.
  • Название, не имеющее никакой связи с рисунком, – несерьезность, поверхностность

Все описанные признаки и их характеристики сведены в единую таблицу:

Уровни интерпретации

В зависимости от глубины поставленной задачи, опыта и квалификации специалиста можно выделить несколько уровней интерпретации одного и того же проективного рисунка. На самом поверхностном уровне в соответствии с таблицей интерпретатора выделяется список особенностей личности. При этом специалист не заботится о составлении целостного портрета.

Более глубокий уровень предполагает установление связей между определенными чертами рисунка, первичную иерархиза цию выделенных черт. При таком подходе как значимые рассматриваются только симптомокомплексы – свойства, подтверждаемые разными элементами рисунка. Таким образом, незначимые элементы впрямую не интерпретируются. Например, наличие глаз средней величины при отсутствии каких либо признаков агрессии или защиты, демонстративности и т. п. может не интерпретироваться как страх. Этот уровень позволяет дать характеристику отличительных особенностей личности.

Следующий уровень анализа рисунка позволяет нарисовать динамическую картину личности с точки зрения ее основной проблематики. На этом уровне специалист способен выделить основные проблемы, которые формируют характер личности, стиль поведения и проявления в различных ситуациях.

Рисунок несуществующего животного – довольно популярный тест, который вы можете провести на себе. Возможно, он даст возможность узнать о вашей личности что-то новое или просто развлечься.

На фото: рисунок несуществующего животного. Источник фото: http://engels.ucoz.hu

Тест «Рисунок несуществующего животного»

Тест «Рисунок несуществующего животного» довольно простой для выполнения и быстрый. Вам не придется вести мучительные подсчеты или копаться в памяти. Достаточно отдаться на волю воображения и не ограничивать свою фантазию рамками.

Для выполнения теста «Рисунок несуществующего животного» вам понадобится всего лишь лист бумаги и карандаш.

Методика теста «Рисунок несуществующего животного»

Методика теста «Рисунок несуществующего животного» проста и не требует много времени. Порядок действий следующий:

  • Нарисуйте животное, которое не существует даже в Чернобыльской зоне. Здесь главное дать волю своей фантазии и избегать любых шаблонов. Чебурашка или курица-мутант в качестве несуществующих животных не подойдут. Вам придется почувствовать себя Творцом и изобрести нечто совершенно новое.
  • Придумайте имя для несуществующего животного. Лучше, если оно тоже будет новым.
  • Придумайте историю животного: где оно живет, чем питается, имеет ли друзей и врагов и так далее.
  • Не читайте статью дальше, пока не закончите рисунок!
  • Закончили? Теперь можете прокручивать колесико мыши и узнавать о себе много нового!

На фото: рисунок несуществующего животного. Источник фото: 2diggers.ru

Рисунок несуществующего животного: интерпретация

Итак, что же вы делали все это время? Попробуем объяснить.

Тест «Рисунок несуществующего животного» относится к проективным (как и «Дом, дерево, человек» или знаменитые «Пятна Роршаха»). «Проективный» означает, что вы проецируете, переносите на то, что делаете (в данном случае, рисуете) особенности собственной личности.

Проще говоря, ваше несуществующее животное – это… вы сами!

А теперь давайте приступим к интерпретации вашего рисунка несуществующего животного.


Кстати, сотрудники сайт тоже нарисовали своих несуществующих животных:

Где вы расположили свое несуществующее животное?

Если ваша зверушка находится в центре листа, значит, вы в ладу с самим собой и ваша самооценка адекватна. Чем выше к верхнему краю листа находится несуществующее животное, тем выше ваша самооценка. Расположение зверя внизу листа говорит о неуверенности в себе и нерешительности.

Если ваше несуществующее животное на рисунке смотрит направо, то ваши планы чаще всего воплощаются в жизнь. Если же голова зверя повернута налево, вы часто занимаетесь самоанализом, прокручиваете в уме давние разговоры, придумывая остроумные реплики, которые не пришли в голову вовремя – в общем, это называется «задним умом крепок». Если же животное изображено анфас – вероятно, вы общительный человек, легко заводящий друзей.

Как выглядит несуществующее животное?

Если ваше несуществующее животное на рисунке одето как человек или напоминает человека, это может говорить о вашей инфантильности.

Есть ли у вашего несуществующего животного орудия защиты или нападения? Если, например, зверя сверху покрывает броня, значит, вы склонны защищаться от тех, кто по рангу находится выше вас. Если же у животного прикрыта нижняя часть – вероятно, вас беспокоят те, кто слабее или равен вам. Орудия защиты (броня, иголки и т.п.) по бокам говорят о готовности защищаться всегда и везде.

Прорисованы ли у вашего несуществующего животного ноги? Если да, вы уверены в себе и принимаете продуманные решения. Если нет, вероятно, вы легкомысленны и склонны к импульсивности. Отсутствие ног – признак неуверенности в себе.

Большую голову несуществующему животному пририсовывают те, для кого важна эрудиция и рациональность. Большие уши говорят о том, что вам важно мнение окружающих. А открытый рот – признак разговорчивости. Если же у вашего зверя «такие большие зубы» - вероятно, вы склонны к вербальной агрессии.

При прорисовке глаз явно выделен зрачок? Вероятно, вас что-то тревожит. А тщательно прорисованные ресницы – признак чрезмерного внимания к собственной внешности.

Рога – признак агрессии. А вот защита это или нападение, вам лучше знать.

Если же вашего несуществующего зверя украшает хохолок или перо, значит, вы стремитесь выделяться из толпы.

Хвост – это ваши незаконченные дела или намерения. Хвост торчком – свидетельство того, что вы своими поступками гордитесь. А вот опущенный или поджатый хвост говорит о сожалениях.

Как зовут ваше несуществующее животное?

Если в имени вашего несуществующего животного соединены две смысловые части, понятные вам (китоконь, рыба-камнеед и т.п.), это говорит о практичности и стремлении придерживаться общепринятых норм.

Название, похожее на научное (котонариус, западно-американский кретарин и т.п.) показывает, что предмет вашей гордости – начитанность и эрудиция.

Набор звуков, не имеющий смысла (брдынепен и т.п.) – свидетельство легкомыслия.

А повторяющиеся слоги или звуки (крю-крю и т.п.) означают инфантильность.