Методика проведения массажа при дизартрии. Логопедический массаж для детей в домашних условиях при дизартрии, заикании, зрр, дцп, моторной алалии, парезе, ффнр

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

делать логопедический массаж при заикании и дизартрии ? Фото: на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по —разному . Один малыш без особых проблем начинает говорить , другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов . Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста .

  • Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения , проблемы психологические , послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами , так как проблема нарушения речи не исчезнет просто . Пройдите консультацию с врачом —логопедом , определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда . Такое средство лечения в приоритете при заикании , дизартрии и дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж ?



Фото: логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения , с воздействием приемов механики на состояние нервов , тканей в речевом аппарате , где расположены сосуды кровеносные . Это техника по лечению и нормализации состояния речевого произношения , эмоциональности ребенка .

Такой массаж применяют успешно при дизартрии , заикании . Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы , общее организма состояние на физиологическом уровне .

Основными задачами такого массажа выступают :

  • активация аппарата речи , мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении . Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов . Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца .

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках . Проходит в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний , вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный : сегментируются приемы классического приема в определенных зонах . Выполняются упражнения в воротниковой зоне , в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый . Выполняется за счет использования инструмента — зонда


Фото: сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж ? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку , для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры .
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений :

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки . С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи .
Обязательно проводить все процедуры в установленный невропатологом и педиатром срок . Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики , приемы и инструменты для логопедического массажа ?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов . Существует три комплекса , целенаправленных в зону симптомов патологических .

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии , атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает :

  • нормирование тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности , ритма , переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить :

  • последовательность работы со звуками ; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков , которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии . К первоначальным симптомам на болезнь относят : ужасную дикцию , невероятные замены звуков в структуре слога , невнятную речь .

Основная логопедическая программа спланирована так :

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал , который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи , проходит устранение дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы . На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса . Здесь логопед проводит массаж , и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания . Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж на языке .

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических , которые определены на выздоровление участков тела ребенка , которые поражены
  • Длительность процедуры не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают : рвотные позывы , заболевание зубной полости , заболевания вирусно — инфекционной группы


Фото: инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе . К ним относят зонды . Делятся они на два подвида : разработанные из металла и из пластмассы . Форма их достаточно разнообразна :

  • Шарик , улитка , топорик , усы , грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка .

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения массажных упражнений :

  • Расположение — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле , с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений : кресла , коляски ). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое . Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения , проводимые при дизартрии :

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке . Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам , для их укрепления . Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами . Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка , держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка .

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий .

Дети , имеющие меньшую степень болезни быстрее восстанавливают развитие речи.

Видео: Логопедический массаж при заикании и дизартрии

Видео: Занятие ребенка с логопедом

Видео: Домашний логопед

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный логопедический

массаж при дизартрии

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Этот вид массажа применяется в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе. («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

  1. «Поза эмбриона» - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).
  2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
  3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабления мышц шеи

(пассивные движения головы)

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад: а)одной рукой поддерживает шею ребенка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки; б)медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз .

Расслабление лицевой мускулатуры

1) поглаживание от середины лба к вискам,

От бровей к волосистой части головы,

От линии лба вокруг глаз,

От переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,

От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шеи,

От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

2) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

3) надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры

1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру,

Нижней губы от углов рта к центру,

Верхней губы (движения сверху вниз),

Нижней губы (движения снизу вверх),

Носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

2) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

3) легкое постукивание по губам пальцами.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры

1)поглаживание лба от середины к вискам,

Лба от бровей к волосам,

Бровей,

Век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,

Щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

2) сжимание подбородка ритмичными движениями;

3) разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

4) перетирание щечной мышцы (указательным пальцем во рту, остальные снаружи);

5) пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры

1) поглаживание от середины верхней губы к углам,

От середины нижней губы к углам,

От углов губ по носогубным складкам к краям носа;

2) пощипывание губ;

3) покалывание губ.


С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца . Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях . При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки .

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз .

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу - шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания . Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы , что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

Для устранения речевого расстройства ребенка – дизартрии из-за короткой подъязычной уздечки, необходимо и выполнять логопедический массаж языка и корректировать звукопроизношение с помощью гимнастики: дыхательной и артикуляционной.

Показания и противопоказания к массажу языка

Логопедическим массажем можно нормализовать произношение слов и тонус мышц, устранить нарушения голоса, улучшить секреторную функцию кожи, активизировать ток крови и лимфы для увеличения газообмена между кровью и всеми тканями.

Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказано проводить массаж языка при конных и инфекционных заболеваниях, включая ОРВИ и грипп, герпес на губе, стоматит и конъюнктивит. При наличии судорог (эписиндрома), беспокойного поведения ребенка: крике, истерике с посинением носогубного треугольника и тремором подбородка массаж выполняют с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Правильное положение тела во время массажа

Чтобы нормализовать мышечный тонус, расслабить и сделать дыхание ребенку более свободным необходимо правильно определить ему положение:

  • Укладывают ребенка на спину, подкладывая под шею валик. При этом плечи приподнимаются, голова – откидывается назад. Руки – вытягивают вдоль тела, ноги сгибают в коленях, подкладывая валик.
  • Положение «полусидя» достигают в кресле с высоким подголовником, детском стульчике или коляске.

Техника выполнения массажа языка при дизартрии

Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.

При массаже языка от корня к кончику:

  1. Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.
  2. Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.
  3. Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.
  4. Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.
  5. Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.
  6. Поглаживают боковые поверхности языка с помощью большего и указательного пальцев.
  7. Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.
  8. Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, Пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.
  9. Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.
  10. Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.
  11. Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают.
  12. Продолжают массаж легким сжиманием боковых поверхностей языка, удерживая пальцы 1-2 сек
  13. Сжимают правой рукой боковую поверхность языка и легко перетирают пальцами, затем повторяют с другой стороны левой рукой.
  14. Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.

До массажа выполняют пассивную гимнастику, растягивающую и расслабляющую мышцы корня языка. Для этого:

  • Прикладывая большой палец сверху, средний и указательный – снизу средней части языка, язык поворачивают вправо, слегка потягивая его. При этом подтягивается кнаружи корень языка. Аналогично выполняют влево.
  • Подтягивают язык вперед накручиванием на указательный палец и совершают обратное движение в медленном темпе и маленькой амплитудой.

Массаж языка при дизартрии видео

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

Назначить при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам - в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов- зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.