Методы социологии. Методология социологического познания По способу проявления

Важным условием взаимодействия и взаимопроникновения макро- и микросоциологических исследовательских процедур является использование общеметодологических принципов. Американский социолог Ф. Гиддингс писал, что методы в не меньшей степени, чем содержание, разделяют науки друг от друга.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, познания, теория, учение) – это в самом широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения тех или иных задач. Метод предполагает определенную последовательность действий на основе четкого плана . Осуществление любой деятельности на основе того или иного метода предполагает сознательное соотнесение способов действия субъекта данной деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор альтернатив.

Методы очень сильно варьируются в зависимости от типов деятельности и сфер, в которых они применяются. Выделяют как частные методы исследования и деятельности в конкретных областях (еще их называют методиками), так и методы, применяющиеся в различных областях науки и практики (статистический, моделирования и др.). Среди методов научнопознавательной деятельности различают методы исследования в отдельных дисциплинах, междисциплинарные (например, системно-структурный), общенаучные методы (метод наблюдения, гипотезы, эксперимент и др.).

Важно запомнить!

Социология отличается от других наук об обществе своими специфическими методами исследования. Методы социологического исследования – это совокупность средств (способов, приемов, инструментов) познавательной деятельности, направленных на описание, объяснение и прогнозирование изучаемых социальных явлений в контексте их существования или прогнозирования . В рамках отдельного исследования – это логически взаимоувязанная совокупность средств, регулирующая процесс социального познания, определяющая структуру исследования и являющаяся основной частью методологии.

В эмпирических исследованиях метод – это совокупность средств формирования необходимого инструментария сбора, измерения, анализа и интерпретации данных. В роли методов выступают теоретические модели объяснения социальных феноменов и инструментальные средства их изучения. Методы различаются в зависимости от уровня абстрактности, степени формализованности (официально выраженные нормы), роли и места в социологических исследованиях. Универсальной классификации методов не существует в силу специфики социологического знания. Тем не менее, возможны классификации по различным основаниям. Существуют социологические методы выдвижения гипотез и построения теорий, сбора, обработки и анализа данных. В общем виде эти методы делятся на три типа:

  • – общенаучные методы, которые включают познавательные средства, присущие, в отличие от обыденного, исключительно научному познанию (другими словами – это методы, которые используют все науки);
  • – методы, являющиеся общими для всех социальных наук (например, исторический метод);
  • – социологические методы, т.е. методы, использующиеся только в социологии, или которые созданы в рамках решения социологических исследовательских задач (например, качественные и количественные методы эмпирических социологических исследований).

В зависимости от объекта исследования выбор методов можно представить в виде табл. 1.1.

Таблица 1.1

Социологические методы

Здесь надо учитывать, что не существует единых подходов к решению социологических задач. В процессе изучения любой науки неизбежно возникает вопрос о ее значении, о том, как она связана с решением конкретных задач, стоящих перед обществом.

Роль социологии в обществе определяется ее предметом, а реализуется посредством функций . Во многих научных источниках по-разному вычленяют и описывают функции социологии. Так, Ж. Т. Тощенко выделяет теоретико-познавательную и управленческую функции, от которых непосредственно зависят мировоззренческая, просветительная, прогностическая, профилактическая, практическая и т.п. функции. Э. Гоффман к функциям социологии как науки относит описательную, объяснительную, предсказательную и технологическую. Н. И. Лапин говорит о таких основных функциях современной социологии, как познавательная, образовательная, прикладная. В. Н. Лавриненко к важнейшим функциям относит познавательную, практическую и идеологическую. Очевидно, что исследователи признают наличие у социологии познавательной и прогностической функций, хотя и с разным пониманием их сути. Однако оптимальным можно считать выделение теоретико-позиавательной, прикладной, мировоззренчески-образовательной и гуманистической функций.

Теоретико-познавательная функция заключается в приросте теоретических и эмпирических знаний. Основной задачей социологии, связанной с теоретико-познавательной функцией, является исследование социальных явлений и процессов. Особое место здесь принадлежит социологическим теориям среднего уровня, которые на основе социологических исследований выявляют закономерности и перспективы развития общества, дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают пути и методы социального преобразования мира. При этом каждое явление, каждый процесс необходимо рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами – все это позволяет получать первичные данные об индивидах, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах поведения, об общественном мнении. Полученные знания способствуют выработке научных прогнозов развития социальных процессов в материальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Кроме того, социология оказывает конструктивную помощь в решении или прогнозировании развития практических проблем, возникающих в различных сферах общественной жизни: экономико-хозяйственных, политических, поведенческих и т.д. Речь идет о прикладной функции , которая состоит в том, чтобы на основе теоретического и эмпирического анализа социальных процессов и явлений выдвигать научно обоснованные прогнозы и разрабатывать практико-ориентированные рекомендации. Поскольку социологические теории позволяют предвидеть отдаленные перспективы социального развития, эту функцию еще называют прогностически-преобразовательной и конструктивной. В рамках прикладных функций выделяют такие подфункции, как производство информации для практических целей, социального контроля и прогностические (социальное планирование, расчет диапазона возможностей, альтернативных сценариев, побочных эффектов и пр.).

Это связано с тем, что в социальном прогнозировании важную роль призваны играть социологические теории различного уровня общности. Создание таких теорий позволяет сконцентрировать большое количество информации по широкому кругу социальных явлений, соответственно, раскрыть закономерности их развития.

Суть мировоззренческо-образовательной функции сводится к формированию общественного мнения граждан, популяризации научных знаний о социальных процессах и явлениях, повышению социологической грамотности общества, что, в свою очередь, способствует преодолению стереотипов представления о социологии как исключительно прикладной науке.

Социологические знания, научное объяснение событий, происходящих в обществе, проникают в сознание, формируют социологический стиль мышления, который заключается, по меткому выражению американского социолога П. Бергера, в умении видеть человека в обществе и общество в человеке, понимать, как сочетается индивидуальное с общественным, как происходит взаимосвязь всех социальных явлений и процессов .

Гуманистическая функция социологии заключается в разработке целей социального развития, формировании социальных идеалов и ценностей, программ научно-технического и социокультурного развития общества. Гуманистическая функция связана с изучением и формированием систем ценностей, а также сближением систем ценностей конфликтующих сторон. Кроме того, она указывает на необходимость социальных условий для эффективной реализации человека как субъекта управления.

Итак, функции социологии разнообразны, но главное в них – дать объективные знания социальной реальности, выявить негативные тенденции, предвидеть их последствия, оптимизировать управленческие решения. При этом критериями научности и объективности социологического познания выступают: 1) перепроверяемость выводов; 2) понимание ограничений и формулирование границ выявленных закономерностей; 3) проверка возможностей иных объяснений наблюдаемых социальных процессов и явлений.

Социология должна определить реальные условия для организации эффективной деятельности людей. Сверхзадачей социологии является предвидение, но не чисто интуитивное, а такое, которое опирается на научно обоснованный анализ общества. Кроме того, система функций социологической науки дает возможность конкретнее определить ее место среди общественных и гуманитарных наук.

Современные авторы решительно выступают против любых попыток реанимации "социологического империализма", т.е. обоснования "превосходства" социологии. Сегодня речь идет не о поглощении социологией других наук об обществе, а о корректном определении форм ее взаимодействия с этими науками.

  • См.: Социологическая энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 1.
  • См.: Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии.
  • См.: Бергер П. Приглашение в социологию. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Количественные методы, используемые в социологическом исследовании

Определение 1

Методы социологического исследования – комплекс правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Рассмотрим общепринятые социологией технические приемы, объединенные единой методикой социологического исследования. Для начала рассмотрим понятие «методика».

Методика – это понятие, характеризующее систему технических приемов, относящихся к конкретному методу, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

В зависимости от типа социологических исследований методы могут быть качественными и количественными, относительно этапа исследования существуют методы сбора данных, методы анализа социологической информации и методы обработки социологических данных.

Методы количественных социологических исследований – совокупность приемов, направленных на выявление в предмете наиболее общих и устойчивых признаков. Преимущество: возможность охватить большое количество объектов, способность выделить самое важное для целей исследования. К трем наиболее устойчивым классам методов сбора первичных эмпирических данных относятся:

  • прямое наблюдение,
  • анализ документов,
  • опросы.

Наблюдение – прямая регистрация социальных фактов, восприятие действительности или использование ранее проведенных специалистами наблюдений.

Анализ документов – изучение письменных, устных или фотографических данных, транслирующих социальную информацию. Анализ документов подразделяется на два типа: традиционный анализ и контент-анализ. Под традиционным анализом понимают стандартный способ осмысления содержания документов с помощью его прочтения, просматривания или прослушивания. Контент-анализ – стандартный, качественно-количественный метод изучения документов с целью выявления или измерения социальных фактов и тенденций отраженных в них.

Опрос – метод сбора информации при взаимодействии социолога с респондентами; с целью сбора сведений об общественном мнении социальных групп. Данный метод позволяет получать необходимую информацию лично от респондента при установлении полного контакта (с применением интервьюирования), или опосредованно (с применением анкетирования).

Анкетирование предполагает отсутствие личного контакта между исследователем и респондентом. Респондент самостоятельно дает ответы на вопросы, обозначенные в опросном бланке. Анкетирование может проводиться в индивидуально для конкретного индивида или в групповой форме. В зависимости от характера исследования. В процессе интервью между исследователем и респондентом устанавливается личный контакт. Данный метод, в отличие от анкетирования позволяет осуществлять сбор вербальной и невербальной информации и позволяет увидеть реакцию респондента на заданные вопросы.

В зависимости от особенностей источника первичной информации опросы могут проводиться массово (опрос участников массовых мероприятий, опрос жителей деревни, города или региона и другие) и специализированно (опрос экспертов или знатоков). Различие опросных методов обусловлено уровнем стандартизации используемого инструментария, местом проведения опроса, глубиной изучения проблемы и прочими критериями.

При анализе данных производится сопоставление обработанных данных с существующими и установленными в науке гипотезами. Далее исследователь устанавливает истинно или ложно разработанное предложение. К методами анализа данных относятся: метод типологии и классификации данных, метод гипотез, аналогии и формализации данных.

Качественные методы, используемые в социологическом исследовании

Замечание 1

Несмотря на то, что количественные методы до настоящего времени сохраняют лидерство в опросах общественного мнения, они все чаще подвергаются интенсивному давлению со стороны качественных методов. Методы качественных социологических исследований – совокупность приемов и принципов, уделяющих внимание частному, особенному в описании целостной картины социальных практик.

Ученые выделяют несколько форм качественного знания в социологии:

  • Опыт самих участников исследования, трактуемый как наиболее стандартное и традиционное качественное знание;
  • Качественная оценка, проводимая специалистами – экспертами. Может осуществляться на основе личного профессионального опыта исследователя либо в процессе участия эксперта в регистрации и сравнении опыта респондентов с применением интервью, мозгового штурма и т.д.
  • Системный анализ является альтернативой и дополнением к количественному экспериментальному подходу, который характеризуется связью с иными системами, акцентом на участвующих процессах, анализе ситуаций с разных сторон.

Методы науки – это совокупность основных познавательныхприемов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания, постигается предмет науки.

Методы социологии – это пути, средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.

Методы социологии – это правила социального познания, технологический принцип изучения объекта и его предметных областей (состояний и свойств).

Особенности социологических методов заключаются в том, что они: научные; объективные, то есть, основаны на изучении конкретных фактов, явлений; реализуются специфическими способами – посредством различных видов социологических исследований.

Основополагающие теоретические положения – это всеобщие методы мышления, мировоззренческие методы, философские, которые выражают наиболее универсальные принципы. Всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями (всеобщая связь, взаимозависимость и развитие явлений, закономерности, отношения причины и следствия, переход количественных явлений в качественные, единство и борьба противоположностей, диалектика единичного, особенного и общего, отрицание отрицания.

Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: наблюдение, описание, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, сравнение, факторный анализ, системный анализ.

Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук (статистические, психологические, прогностические, эмпирические, педагогические, кибернетические и др.)

1. Социально-философский метод . Используется в целях общего подхода к изучению, познанию, анализу и рассмотрению общества как единого организма.

2. Структурно-функциональный метод используется для анализа, рассмотрения общества через сферы – экономическую, политическую, духовную, культурную, социальную, национальную, религиозную; через субъекты – личности, классы, нации, семьи. Согласно этому методу, названные факторы рассматриваются как подсистема, выясняется их место и роль в обществе как целостной системе, их действия и взаимодействия, то есть этот метод рассматривает общество с точки зрения структуры, функционирования, развития всех его элементов.

3. Сравнительный метод . Данный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения. Он предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций, религий.

4. Методы, формирующие социологическое знание , а именно: факты, гипотезы и теории. Здесь особо выделяются методы:

– выборочного и полевого обследования;

– компаративно-историческое исследование и эксперимент;

– диалектический метод;

– наблюдение включенное и не включенное;

– опросы – интервью, анкетирование;

– статистические и методические методы;

– количественный и качественный анализ содержания;

– доказательства;

– наблюдение;

– специфический анализ документов + контент-анализ.

Социология также использует методы: субъективный (оценка явлений на основании мировоззрений исследователя), объективный, статистического анализа, позитивный (научно-инструментальный), исторический, научного анализа и верификации (практическое подтверждение научных выводов).

В процессе развития социологии существенно изменился ее методологический инструментарий благодаря ряду обстоятельств:

– произошло осознание качественного усложнения процесса развития общества; появились новые методы сбора и анализа данных, служащих созданию широкой эмпирической базы; внедрение в практику привычного обобщения эмпирических данных (итогов массового опроса, наблюдения, анализа документов, экспериментов). Выбор метода исследования стал все более зависеть от спецификации объекта и задач исследования.

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия, которые явля­ются рабочим инструментом для познания объективной реальности.

Социология – это единственная наука, изучающая общество как единое целое, развитие и функционирование которого осуществляется через взаимодействие экономической, политической, социальной и идеологической и других сфер его жизнедеятельности ив этом и заключается специфика социологического подхода к изучению общества.

Основные источники знаний об обществе и его жизнедеятельности : исторический опыт, изучение реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимостей социальных фактов.

Социология как самостоятельная наука решает ряд задач :

    изучение социальных фактов;

    исследование социальной структуры общества;

    понимание и объяснение причин и тенденций развития общества;

    выявление возможных вариантов изменения изучаемых социальных явлений процессов в будущем;

Структура социологии

Современная социология – сложноструктурированная система научного знания. Существует множество различных теорий в современной социологии, но ни одна из них не является адекватной и общепризнанной, поэтому на рубеже XX-XXI веков была предпринята создания общей социологической метатеории – теории второго порядка, обобщающая основные положения всех существующих социологических теорий.

Социология, как и большинство наук, имеет два уровня развития:

а) теоретический – знания об объектах социальной реальности, их целостных системных характеристиках, ценностных качествах, полученные в ходе умственной деятельности при помощи теоретических средств: понятий, логических конструкций, анализа, синтеза, классификации, обобщения, типологизации и т. д.;

б) эмпирический – знания о социальных процессах и явлениях, полученные при помощи эмпирических методов исследования: наблюдения, анализа документов, анкетирования, выборочного метода, социальных экспериментов и т. д.

в) по другой классификации добавляется социальная инженерия - это практическое внедрение научных знаний в практику управления и формируется на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления.

В структуре социологии выделяются различные уровни социологического знания:

а) общесоциологические теории – теоретические концепции, исследующие, описывающие и объясняющие общество в целом, его структурные элементы и их взаимодействия (теория общественно-экономических формаций К. Маркса, структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, теория социальной стратификации П. Сорокина, теория социального действия М. Вебера);

б) специальные теории – теоретические концепции, изучающие и объясняющие определенные социальные общности и их взаимодействия (этносоциология, социология молодежи, теории социальных движений Г. Блумера и А. Турена, теории социальных взаимодействий Г. Зиммеля и П. Сорокина);

в) отраслевые теории - теоретические концепции, формирующиеся на стыке социологии и других наук, изучающие особенности развертывания социальных явлений и процессов не в обществе в целом, а в его различных сферах (политическая социология, экономическая с., с. культуры, с. образования, с. науки, с. религии).

Социологические исследования в зависимости от того, что конкретно исследуют, подразделяются на:

а) фундаментальные – ориентированы на изучение основных тенденций и закономерностей развития общества, его социальной структуры, процессов социальной дифференциации и интеграции, динамику развития основных подсистем социальной системы, разработка принципов, методов и стратегий исследования социальных объектов;

б) прикладные - ориентированы на изучение и регулирование определенных социальных процессов в четко очерченных областях общественной жизни (демографические с. и., этнонациональные, производственные, политические, изучение безработицы и девиантного поведения …) и имеющие целью решение актуальных задач.

В структуре социологии существует дифференциация на макро- и микросоциологические исследования. Макросоциология – изучение крупномасштабных социальных объектов (социальные слои, группы, классы, нации, социальные институты …) и протекающих в них процессов.

Микросоциология – изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением (компания друзей, семья, производственный коллектив …).

Важнейшее место в структуре социологии занимает методология – система принципов, методов, стратегий, используемых для получения новых социологических знаний, их интерпретации и практического применения не теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях.

Методы социологии

Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая методология – система всех применяемых в социологии методов. В социологии выделяются методы:

а) общенаучные:

1. системный принцип , то есть любое явление, процесс рассматриваются как единое целое (система), обладающее определенной внутренней структурой, взаимодействие структурных элементов;

2. принцип объективности означает изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление рассматривается как многогранное и противоречивое, то есть со всех сторон;

3. принцип историзма предполагает изучение социальных явлений с момента возникновения, их становление, развитие, понимание общих тенденций развития, выявление взаимосвязей с другими явлениями;

б) специальные социологические методы .

В социологии выделяются:

- методы общей социологии :

1. структурно-функциональный анализ – исследование социальной структуры, механизма взаимодействия структурных элементов, выполняющих определенные функции;

2. кросскультурный анализ – сравнительное исследование, объект и предмет его культура;

3. сравнительно-корреляционный анализ – исследование статистической связи между различными социальными параметрами и выявление корреляционной зависимости;

- методы прикладной социологии :

1. анализ документов;

2. наблюдение;

3. опрос;

4. социальный эксперимент.

в) всеобщие:

1. анализ – расчленение целостного объекта на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью всестороннего изучения;

2. синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое;

3. индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных;

4. дедукция – способ рассуждения, когда из общего вывода делаются заключения частного характера;

5. аналогия – прием познания, при котором сравниваются похожие признаки объектов, и делается вывод об их сходстве;

6. абстрагирование – выделение и изучение интересующих свойств и отношений объекта, не беря во внимание остальные;

7. обобщение – установление общих свойств и признаков объектов;

8. классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с общим признаком;

9. статистические методы , позволяющие определять средние значения;

Методология социологического знания

План

1. Методология и методологические стратегии

2. Оппозиционные методологические стратегии в социологии

3. Согласование методологических стратегий. Плюрализм или синтез?

Литература

1. Методология и методологические стратегии

Ответ на вопрос о том, что собой представляет "изнутри" здание социологии, целесообразно начинать с вопроса об ее методологии. Понимание методологии, однако, неоднозначно. Буквально "методология" означает "учение о методе". Разночтения начинаются тогда, когда одни признают, что лишь философия занимается методологическими проблемами, то есть что существует лишь философская методология. Это - во-первых. Во-вторых, по-разному отвечают на вопрос, каково это "учение о методе". Является ли методология осознанием совокупности конкретных методов и процедур исследования или же в ней содержатся установки и положения, характеризующие основополагающие познавательные принципы, которых придерживается данная научная дисциплина?

Попробуем разобраться в том, что обозначено как "во-первых". Действительно, методология возникла и развивалась как философское знание, претендуя на анализ как общефилософских, так и конкретно-научных методов исследования. Но по мере того, как наука отделялась от философии и в ней оформлялись различные научные дисциплины, науки отвоевывали у философии право самим решать свои методологические проблемы. Более того, узаконена практика функционирования разных методологий, каждая из которых связана с той или иной конкретной наукой - методология биологии, математики и т.п. Соответственно, можно выяснять также, что собой представляет методология социологии. Вопрос лишь в том (он сформулирован выше как "во-вторых"), как понимать методологию. Выше приведены два варианта ее толкования: а) это - конкретные методы; б) это - общие ориентиры, принципиальные установки. Несомненно, то и другое связано друг с другом. И все же следует признать приоритет общих ориентиров, принципиальных подходов, которые, в свою очередь, определяют содержание и характер конкретных методов и исследовательских процедур.

Соответственно этому под методологией следует понимать совокупность принципов и установок, предваряющих получение социологического знания и обусловливающих основные методы и способы его получения, а также характер всей социологической деятельности (теоретической и практической). Создавая ту или иную теорию общества, социологи руководствуются какими-то принципами, установками, которые носят как бы предпосылочный характер. Принципы эти предваряют и построение теории, и всю социологическую деятельность. Это и есть методология. Не менее важно и другое: методология - не только система этих принципов, но и "учение об этой системе", осознание того, какими принципами мы руководствуемся, создавая социологические теории и осуществляя социологическую деятельность.

Методология выступает по отношению к социологии как своеобразная метатеория (что буквально означает "после теории"), для которой сама социология (и социологические теории) является объектом анализа. Но методология, как оказывается, это только одна часть метатеории, одна ее сторона: та именно, в которой осознаются принципы построения теории, методы осуществляемой познавательной деятельности. Но не менее важно и то, как мы "задаем" общество, что прежде всего различаем в нем, что считаем наиболее существенным. Другими словами, какую картину общества мы рисуем, каким предстает перед нами общество, теорию которого мы создаем и отбираем соответствующие способы (методы) для его изучения.

Такого рода вопросы относятся к области онтологии, науки о бытии. Осознание принципов построения картины общества, способов его "задания" также относится к области метатеории социологии. Как и методология, онтология длительное время рассматривалась как разновидность философского знания. Однако со временем все определеннее и настойчивее стали говорить о частно-научных онтологиях, которые, наряду с методологией, выступают как существенная часть метатеории любой науки. Большое значение имеет также понимание связи онтологии и методологии. Если образно представить онтологию как замок (мир, который мы хотим "открыть"), а методологию как ключ (средства, которые мы для этого используем), то естественно, что ключ к замку должен соответствовать устройству последнего. Применительно к сложным общественным явлениям это так же верно, как и в случае простейших актов человеческой жизнедеятельности.

Создавая определенную теорию общества и его отдельных сфер, выступающих как объект исследования социолога, последний, во-первых, как бы заново определяет ("переопределяет") общество (ибо научному изучению общества предшествовала обыденная его картина); во-вторых, социолог выбирает и соответствующие научной картине общества методы рассмотрения (изучения). "Концепция объекта исследования, - пишет современный английский социолог Уильям Аутвейт, - решающим образом определяет типы метода, пригодные для его изучения... В этом переопределении объектов социального исследования всякому выбору методов изучения предшествуют вопросы социальной онтологии".

Все указанные процедуры, связанные с построением картины общества ("переопределение объекта"), а также с формулированием принципиальных положений, обусловливающих способы его изучения, образуют то, что условно можно назвать "методологическими стратегиями" в социологии. Стратегии эти хотя и относятся непосредственно к области социологии (точнее, к "метасоциологии"), явно или неявно связаны с социально-философской позицией социолога, его философскими представлениями.

К этому следует добавить также, что к метасоциологии относятся также и представления, характеризующие понимание природы познавательного процесса, осуществляемого при получении социологического знания. Может ли социолог получить достоверное (объективное) знание, следует ли кэтому стремиться, что для этого нужно предпринять и т.д.? Все эти вопросы относятся к области так называемой эпистемологии (дословно - "учение об истинном, подлинном знании"), о которой подробнее речь будет идти далее. Обратим внимание также и на то, что особый интерес к социологической теории, который наблюдается в переходные, кризисные периоды развития общества, неразрывно связан также с пробуждением интереса к логико-методологическим проблемам социологии, к метасоциологии, представляющей собой средство социальной онтологии, методологии и эпистемологии.

2. Оппозиционные методологические стратегии в социологии

Следует признать сложность материала, который излагался выше. Однако характеристика методологических стратегий, наполнение понятия "методологическая стратегия" конкретным содержанием может помочь усвоению рассматриваемых вопросов. Это, в свою очередь, предотвратит догматический подход к социологическому знанию, создаст предпосылки для восприятия новых социологических идей и представлений. Последнее особенно важно, когда освоение социологического знания происходит в условиях переходного периода общественного развития, преобразования самых различных сфер общественной жизни, трансформации самой социологии.

Существуют различные классификации теоретико-методологических подходов (методологических стратегий в социологии). Остановимся далее на той, которая предполагает выделение трех пар методологических оппозиционных стратегий. Оппозиционными являются стратегии, входящие в каждую пару, то есть каждая стратегия имеет другую, основанную на прямо противоположных посылках. Основания выделения каждой пары стратегий различны. Так, в зависимости от того, какой уровень анализа выступает как основополагающий при построении теории - уровень поведения людей или общества в целом, выделяют микросоциологию и макросоциологию (поведенческий подход и институциональный подход). Различные представления о значимости объективного и субъективного в общественной жизни положены в основание объективно-предметной и субъективно-ценностной стратегий. Признание особой значимости равновесного состояния общества либо его изменчивости и развития лежит в основе функционалистской и конфликтной стратегий.

Остановимся несколько подробнее на характеристике каждой стратегии и приведем имена наиболее ярких их представителей. Заметим, однако, что не всегда можно достаточно четко охарактеризовать методологический подход той или иной теории. В одной и той же теории могут сочетаться отдельные черты прямо противоположных (оппозиционных) методологий. Поэтому правильнее утверждать, что речь должна идти о преимущественном, типичном для той или иной теории подходе. Начнем, далее, с характеристики микро- и макросоциологических подходов.

В микросоциологии (поведенческой стратегии) общество задается как взаимодействие людей. Взаимодействие образует группы, которые непосредственно наблюдаемы и многообразны. Само взаимодействие (интеграция) может толковаться различным образом. Например, Джордж Хоманс, автор теории социального обмена, считает, что решающая роль во взаимодействии принадлежит процессам интеграции и дифференциации людей в группах. Социальное взаимодействие и определяющие его процессы в принципе могут быть истолкованы, по его мнению, с позиций психологической науки. Такой подход достаточно представлен в социологии. Авторы различных микросоциологических теорий нередко обращались к психологии, заимствуя те или иные психологические понятия и представления. Как правило, микросоциология, принимая за точку отсчета человека и человеческие взаимодействия, обращала внимание не только на поступки, но и на взгляды, представления, мотивы поведения, разделяемые символы. Так, представители так называемого символического интеракционизма (Дж.Мид, Г.Блумер и др.) считали, что взаимодействие людей опосредствуется разделяемыми ими символами, в качестве которых выступают различные предметы, слова, поступки. Общение людей, по мнению сторонников символического интеракционизма, обусловлено теми значениями, которые люди придают вещам, используемым как символы. Существуют и различные другие школы, которые также можно отнести к микросоциологии, ибо так или иначе понятое человеческое взаимодействие является для их представителей решающим фактором построения социологической теории.