Миф о греческой богине афине. Афина, дочь зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница справедливости

Одно из центральных мест в древнегреческой мифологии отведено Афине Палладе. Афина - богиня мудрости, богиня справедливой войны и победы, одна из самых почитаемых богинь Греции. Афина – дочь Зевса, самого могущественного бога на всем Олимпе, бога неба, грома и молний. Зевсу подчиняются остальные греческие боги, он имеет власть над людьми, устанавливает общественный порядок, распределяет на земле добро и зло. Но справедливо будет отметить, что любимая дочь не уступает ему не в силе, не в мудрости. Во многих легендах описано, что Афина восседает на троне рядом с Зевсом. Мать Афины – мудрая океанида Метида, первая жена Зевса.
Афине приписывают изобретение флейты, колесницы, корабля. В числе ее заслуг разработка законов и учреждение Высшего Суда в Афинах. Она олицетворение грамотности и справедливости. Афина дарит мудрость и знания, учит людей искусствам и ремеслам, помогает рукодельницам, ткачихам, гончарам. С ростом греческой культуры мудрая воительница становится еще и покровительницей науки.
Дочь Зевса – богиня мудрости - являлась объектом поклонения во всей Древней Греции, ее воспевали поэты, ею восхищались скульпторы и художники. В многочисленных работах скульпторов, художников и поэтов дочь Зевса предстает перед нами в полном боевом вооружении: на ней сверкающие военные доспехи, блестящий шлем, в руках богиня держит копье и щит. Но при всем своем боевом облике, она отличается необычайной красотой. У нее серо-голубые глаза, русые волосы, божественная фигура и величественная осанка.
Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и выручает во время опасности. Так, богиня мудрости содействует Персею в расправе с Медузой-Горгоной, которая одним своим взглядом превращала все живое в камень. Афина снабдила Персея медным щитом, блестящим как зеркало, в который он смотрел, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы-Горгоны. И благодаря этому смог отрубить ей голову. Один из любимцев Афины – Одиссей. Его богиня сопровождает на протяжении многолетних скитаний, и в итоге способствует его возвращению на родной остров Итаку. По возвращении на родину, богиня превращает Одиссея в нищего старика, и таким образом очередной раз его спасает, предоставив ему возможность отомстить своим обидчикам.
Афина выступает помощницей Гераклу в борьбе с титанами, с ее помощью он выводит из Эреба пса бога Аида Кербера. Дочь Зевса поддерживает в боевых подвигах Диомеда. Помогает Прометею вынести огонь из кузни Гефеста, а Ясону - вернуть золотое руно.
Афина – хранительница городов, их стен и крепостей. Она является защитницей таких городов как Троя, Афины, Спарта, Аргос. В ее честь назван город – столица Греции – Афины. Ежегодно в городе Афины проводились панафинеи – торжество в честь богини мудрости, сопровождаемое музыкальными и спортивными состязаниями, праздничным шествием с факелами, подношением даров и жертвоприношениями. Афине были посвящены следующие земледельческие праздники:
- праздники, связанные с прорастанием хлеба - прохаристерии;
- праздники созревания плодов – каллинтерии;
- праздники предотвращения засухи – скирофории;
- праздники начала жатвы – плинтерии и другие.
Священное дерево дочери Зевса – маслина (олива), в греческом народе получившее название «дерево судьбы». Повсюду спутниками Афины являются сова и змея – символы мудрости.
О богине Афине сложено не мало легенд и мифов. Один из самых распространенных в современной литературе – миф об Афине и Арахне. Арахна – искусная вышивальщица и ткачиха. Излишне гордясь своим талантом, она вызвала Афину на состязание по ткацкому искусству и с позором проиграла. Не выдержав этого, Арахна пыталась свести счеты с жизнью, но Афина этому воспрепятствовала. В наказание за гордыню и презренное отношение к богам богиня превратила ее в паука, чтобы та вечно висела и вечно ткала. В переводе с греческого слово «арахна» так и переводится «паук».
Неоднократно в греческой мифологии встречается описание вражды между Афиной и Аресом – богом жестокой, кровопролитной войны. Но, с Афиной рядом богиня победы Ника, и в конечном итоге Афина всегда оказывается победительницей.
В честь богини мудрости построено множество храмов и святилищ. Это храмы в городе Афины – Эрехтейон, Парфенон, Гекатомпендон, храм Зевса и Афины. Были святилища Афины и в других местах – в городах Аргос и Дельфы, на островах Делос и Родос, в Спарте. Фидием - величайшим древнегреческим скульптором и архитектором - были воздвигнуты статуи «Афина Парфенос», «Афина Лемния», «Афина Промахос», «Афина Арея». К огромному сожалению, ни одна из этих работ до наших дней не сохранилась. Среди картин античной живописи, посвященных Афине – картины Клеанфа «Рождение Афины», Антифила «Александр и Филипп с Афиной» и Фамула «Афина».
Афина – воплощение мудрости и красоты – и сегодня остается объектом восхищения и музой для многих скульпторов, художников и поэтов.

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед-
ливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления
классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес-
кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя-
лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос-
редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов
и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте-
пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да-
же символический характер, так что Афина считается порождением
одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды
лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем
при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его
головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про-
изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи-
ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской
мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже

Превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре-
ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна
Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли-
жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо-
щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя-
влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс-
кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных
атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме-
евласой Медузы, который обладает огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи-
ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит
молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды.
Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев-
лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле-
бороздной").
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи-
тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе-
риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с
титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного
из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.


Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы".
Афина требует к себе священной почтительности, ни один смерт-
ный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила
зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот
случайно увидел её омовение.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функци-
ями: она покровительствует героям, защищает общественный по-
рядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел
из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и
смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно
важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она -
главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница гречес-
ких городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя
"градозащитницы".
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с
копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо-
гине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Памятником прославления мудрой правительницы Афинского
государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхи-
ла "Евмениды".

Афина всегда рассматривается в контексте художественного
ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачи-
хам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Про-
метею украсть огонь из кузни Гефеста.

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре
на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы
сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом,
наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекатель-
ностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом
удивительной красотой.
Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в
государственных делах. Для поздней античности Афина явилась
принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлю-
щей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница
афинской государственности почиталась Афина - Фратрия
("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"),
Пронойя ("провидящая").

Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и
островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фесса-
лия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Атти-
ке, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем
богини - покровительницы города). Ей были посвящены земле-
дельческие праздники. Во время этих празднеств происходило
омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского
служения богине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празд-
нествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Ови-
дия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетель-
ством организующей и напрвляющей силы разума, который упоря-
дочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом законода-
тельстве.


Образ Афины нашел отражение во многих значительных па-
мятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфе-
нос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до
н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным
копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдель-
ные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике
храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне
Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на за-
падном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание
землей Аттики.
В греческой вазописи были распространены сцены, посвя-
щенные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с
Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес-
ках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с
античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде
сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует
триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера,
"Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия
("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над
грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто,
П.Веронезе и др.).
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине пос-
лужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18
вв., в числе которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минер-
ва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжест-
вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдары
и "Паллада" П.В.Гульельми.

Ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным
шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.
Стала Афина защитницей городов, стен и крепостей, один город был назван в ее честь - Афины. Она дала людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей играть на ней) научила их делать колесницы и кроить корабли, обучала девушек рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам, даровала людям законы, учредила государство, ареопаг. Ее прозвище Паллада происходит от побежденного ею гиганта Палланта . В Троянской войне она сражается на стороне греков; покровительствует знаменитым героям Греции:

аргонавтам , Гераклу , Одиссею , Ахиллу , Персею . Когда Персей победил горгону Медузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит - эгиду . В главном святилище Афин, Парфеноне, находилась огромная статуя покровительницы города, покрытая слоновой костью и золотом, в этом же храме жила огромная священная змея, принадлежавшая Афине. Другая статуя находилась перед входом в Парфенон. Когда мореходы приближались к Афинам, блеск копья этой статуи был виден издалека. Афина имела священное дерево - оливу , когда устраивались в ее честь праздники (панрфинеи), победителям состязаний подавали амфоры с оливковым маслом. Обычай награждать победителей кубками существует и по сей день. Кроме священного дерева и священной змеи Афина имела еще священное животное - сову. Сова является символом мудрости, как и сама богиня Афина. Гомер посвятил Афине такой гимн: Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес , военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!

в греческой мифологии Афина богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова . Гомер называет Афину «совоокой» - «пестровидной змеей». Афина -покровительница змей; в храме в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости А. в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской А. Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей (Hom. Il. II 446- 449).
Многочисленны сведения о космических чертах образа А. Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. 01. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827). Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и её ипостасях, Met. XI 5).
Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она - убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).
Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделённой гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».
А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам (Hom. Od. VII 109-110), рукодельницам (Paus. X 30, 1), строителю корабля аргонавтов (Apoll. Rhod. I 551), вообще рабочему люду (Hes. Opp. 429-431) и называется Эрганой («работницей») (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). А. помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста (Myth. Vat. I 1; II 63-64). Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll. Rhod. I 721-768). А. приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона (Plut. De mus. 14). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью; Hom. Od. VI 229-237; XXIII 156-159). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой (XVIII 187-197).
Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью» (phron?sis, В 2 Diels). Мудрость А. иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности А. явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина- Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).
Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась А. в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.
В Риме А. отождествлялась с Минервой . Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности А. остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

АФИНА АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Атрибуты Афины - змея, сова и эгида - щит с головой горгоны Медузы. У Гомера Афина - защитница ахейцев. Афине соответствует римская Минерва .

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АФИНА" в других словарях:

    - (Άθηνά), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости»,… … Энциклопедия мифологии

    Афина - Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. Афина Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. Афина в мифах древних греков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В мифах древних греков богиня мудрости и справедливой войны. Родилась от Зевса и Метиды (мудрости). Зевс проглотил свою беременную супругу, затем Гефест (или Прометей) расколол его голову топором, и оттуда появилась Афина в полном боевом… … Исторический словарь

    - (Паллада, у римлян Минерва) в греческой мифологи богиня мудрости и военного дела; дочь Зевса, родившаяся из его головы; считалась покровительницей Афин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АФИНА (греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Афина Паллада) в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. Ей соответствует римская Минерва. Среди … Большой Энциклопедический словарь

    Афина - Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Афина Паллада, в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Согласно мифу, А. в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. А.… … Большая советская энциклопедия

    Минерва, Полиада, Паллада, Ника Словарь русских синонимов. афина сущ., кол во синонимов: 10 афина паллада (3) … Словарь синонимов

    - (также Паллада) одно из древнейших божеств Греции, дочь Зевса, дева воительница, греческая параллель к валькириям (см.) германской мифологии. Происхождение образа неясно: быть может в основе его лежит небесная проекция первобытного семейного… … Литературная энциклопедия

    Греческая богиня … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Афина - дочь олигарха , Мусина Маруся. Чтобы выбраться из финансовых трудностей, Муся Мусина устраивается репетитором к Афине - избалованной дочке столичного олигарха. У папаши новая молодая жена и нефтяной бизнес, но нет…



Афина Паллада, Великая Богиня-Мать

Афина Паллада – представительница высшей мировой всепобеждающей силы, одна из самых почитаемых богинь Древней Греции, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Она почиталась как богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.

Образ Афины Паллады вызывает неподдельный интерес многих исследователей, рассуждающих о сакральном значении мифов о её деяниях, имени и атрибутах.

Афина выделяется на фоне остального греческого пантеона. В отличие от других женских божеств она одета в доспехи, держит в руках копьё, и её сопровождают священные животные.

Обязательными атрибутами её изображения являются:

  • шлем (как правило, коринфский – с высоким гребнем),
  • эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Медузы Горгоны,
  • богиня Ника в качестве сопровождения,
  • олива – священное дерево древних греков,
  • сова,
  • змея.

Что же означают данные атрибуты?

Шлем и щит – это традиционные военные символы, ведь Афина – дева-воительница, что многие толковали как символ равенства между мужчинами и женщинами, а также символ мастерства в военном искусстве, поскольку Афина – богиня справедливой войны.

Ника – в древнегреческой мифологии крылатая богиня победы, она часто сопровождает Афину Палладу, так как является символом успешного результата, счастливого исхода чего-либо.

Олива – священное дерево, являющееся символом мудрости. Одно из толкований символики данного дерева дает неоплатоник Порфирий: «…маслина как символ Божественной Мудрости. Это – дерево Афины, Афина же есть мудрость… Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе… Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращён в свет… Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой даётся победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей» .

Сова – в древнегреческой мифологии это символ мудрости и познания в силу того, что природное поведение птицы напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала её символом проницательности.

Змея – также традиционный символ мудрости.

Афина Паллада является героям в древнегреческих мифах и помогает им совершать подвиги. Она помогает Персею победить Медузу Горгону, а Кадму победить дракона и стать царем Фив. Именно дева-воительница стала покровительницей Геракла и не единожды помогала ему в его подвигах. Также Афина покровительствует героям Илиады и Одиссеи. И таких примеров в греческой мифологии множество. Богиня Афина всегда сопутствует героям.

Кто же такие герои? «Герой» дословно с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель». И мне кажется, что определяющим здесь является слово «предводитель», т.е. тот, кто ведёт других людей, и, согласитесь, что как бы ни был удачлив и смел правитель, но если он лишён мудрости, то очень многие его начинания будут обречены на провал. Мудрый же человек руководствуется мыслью, но не хаотичной, как это часто бывает в нашей повседневной жизни, а той, в основе которой лежит любовь, иначе говоря, обожествлённой. «Человек должен уметь управлять своими мыслями» .

Обратимся к легенде о рождении богини-воительницы.

Её появление на свет необычно. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода, где повествуется о том, что отцом Афины был Зевс – главный из богов-олимпийцев, владеющий всем миром, а матерью – Метидаили иначе Метис, в древнегреческой мифологии она олицетворяла мудрость и была первой супругой Зевса.

Уран (бог Неба) и Гея (богиня Земли) предсказали Зевсу, что его жена родит ему сына, который превзойдёт его. Чтобы не допустить этого, когда Метида забеременела, Зевс усыпил её ласковыми речами и проглотил, после чего из его головы на третий день родилась соединившая мудрость отца и матери Афина. Её рождению помогали бог Огня Гефест и один из титанов, защитник людей Прометей. Гефест ударил молотом по разболевшейся голове Зевса, а принял Афину Прометей (его имя буквально означает «мыслящий прежде», «предвидящий»).

Что же представляет собой легенда в иносказательном плане?

Вот что пишет Геродот в своём историческом трактате: «Что до обычаев персов, то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом . То есть Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с древнегреческим отцом богов Зевсом.

В книге Марка и Элизабет Профет «Владыки и их Обители» написано: «Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием».

Иными словами, Зевс (Ахура Мазда – Санат Кумара) – это бог Разума, который, соединившись с мудростью (Метидой), создал дочь Афину Палладу.

Сейчас нам кажется странным такое необычное рождение богини. Однако в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, в частности, в приводимых фрагментах из книги Дзиан, написано: «…Волею-Рожденные Владыки, устремленные Духом Жизне-Дателем…»

Вот толкование, которое приведено в книге Т.Н. Микушиной по этому поводу:

В различных древних учениях… упоминается о Высших Духах… которые являются «перворожденными» Брамою, рожденными Разумом…»

Иначе говоря, мысль была первоосновой всего сущего, и Высшие Владыки, или Боги, изначально рождались именно с помощью её животворящей мощи.

Отсюда можно смело сделать вывод, что Афина Паллада – это воплощение божественной мысли, божественное волеизъявление, или пространственная мысль. А нам известно, что мысль – это энергия, и в Агни-Йоге написано, что «из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль», отсюда и такое почитание древних греков к богине, которая стоит рядом с Зевсом. «Даже земная мысль может двигать плотными предметами – можно себе представить всю творящую мощь мысли Высшего Мира!»

Отсюда же и разнообразие деятельности Афины Паллады. Она не только богиня-воительница, но и покровительница ремёсел, искусства, городов, целительница, предсказательница, ткачиха, т.е. она везде и во всём, что требует присутствия мысли.

И если мы будем помнить, что легенды не зря даны людям, то можно представить себе, какой космической мощью была наделена богиня Афина, в ней сочетается мудрость Метиды, сила огня Гефеста и мощь предвидения Прометея. «Космическое Дыхание есть огонь Пространства. Все космические проявления насыщаются огнём, и мысль… есть огонь» .

Афине Палладе давалось множество имён и эпитетов, которые раскрывали функции богини, помогая понять людям её значение: Арея – искупительница, Булайя – советная, Аглаврасветовоздушная, Полиухосградозащитница, Эргана – труженица – всё это имена богини, так или иначе олицетворяющие Божественную Мудрость. Ей давались различные эпитеты, помогающие понять и объяснить её функции.

У Гомера, например, используется эпитет «главкопис» (греч:), т.е. совоокая или светлоокая. И действительно, в описаниях часто подчеркиваются большие сияющие глаза богини. Даже в этой мелочи проскальзывает великая мудрость, символически зашифрованная в древних легендах: «Огонь… замечается лишь в глазах. Слово не выражает его, и начертание не изображает его, ибо пламя его в той мысли, которая не выражается через телесную оболочку. Только зеркало глаз пропускает искры высшей мысли. Те глаза различат искры космических лучей, которые грубое зрение назовёт просто светом солнца» .

Неудивительно, что для древних греков значимость Афины была приравнена к Зевсу, а иногда даже превосходила его.

Не обойдём вниманием и самое известное второе имя богини – Паллада. По одной из легенд, Афина получила второе имя, когда одержала победу над козлоподобным летающим гигантом Паллантом, который хотел совершить насилие над Афиной, когда титаны восстали против богов, но богиня сокрушила гиганта, содрала с него кожу и сделала из неё свой щит.

Если расшифровать данное иносказание, то мы получим следующее толкование.

В человеке соединяются мир духовный и мир физический. Когда человек проявляет через себя божественный мир, то становится богоподобным, когда же он отказывается от Бога, то, всё больше и больше погружаясь в материю, он становится подобен зверю. Именно поэтому в древних легендах (и не только в греческих) полулюди-полузвери чаще всего изображаются существами дикими, злобными, не умеющими себя контролировать и приносящими разрушения, например, вспомним всем известные легенды о кентаврах или оборотнях. Именно поэтому победа над звериной, т.е. плотской, частью себя самих возвышает этих существ (например, мудрый кентавр Хирон – учитель героев). Поэтому аллегорически победа Афины над титаном с животными чертами – это победа над низшей материей и использование её в божественных целях.

В результате, как утверждает русский философ и филолог А.Ф. Лосев, Афина и все её свершения являются перед нами как бы непосредственным продолжением Зевса. Она исполнительница его замыслов и воли, его мысль, осуществленная в действии. Она как судьба и Великая Богиня-Мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого.

О сакральном значении Афины Паллады писала профессор З.С. Шеломенцева в эссе «Афина-София-Менфра»: «Богиня на Земле, несущая Божественность в наш мир как Божественную Благодать. Ей было дозволено Всевышним нести не только мудрость Отца, но и Его план для нашего земного мира. Она выступает как идеолог Божественной Мудрости, как теоретик, руководитель и организатор. Она – Богиня мудрости, ремёсел и справедливой войны и, когда есть необходимость, вступает в бой, выражая своими доспехами постоянную готовность защищать Истину» .

Сегодня мало тех, кто чтит Афину Палладу как богиню Истины и божественной Мудрости, которая до сих пор стоит на страже этого мира. Поэтому мне бы хотелось завершить данную статью стихотворением, посвящённым ей.

Посвящение

«…весь мир представляет собой подарок Бога для вас…
чтобы познавать себя и окружающий мир».

Афина Паллада. «Слово Мудрости»

В дожде золотом рожденная,
В тронном зале царящая мать,
Ясноокая, мудрая, строгая,
Божественной Истины Страж!

Ты в искусстве дарила гармонию,
Красоту и покой ремесла,
Справедливость и мужество воинам,
Когда приходила беда.

Прими благодарность великую
За то, что, забытая, в мир
Продолжала отстаивать Истину,
Ясно мыслить и мудро любить.

Журкова Е.Г.



Источники:

1. Агни Йога / Под ред. Каган Г.И., Кальжанова Г.И., Родичев Ю.Е. – Самара: Рериховский центр духовной культуры, 1992. – В 3-х томах.

2. Геродот. История в девяти книгах / Перевод Г.А. Стратановского, под ред. С.Л. Утченко. – Ленинград: Наука, 1972.

3. Карчевская Лека. Посвящение (Электрон. данн.) / Стихи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2015/07/15/5117 , свободный. – Заглавие с экрана.

4. Лосев А.Ф. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – Т. 1.

5. . – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2008. – 166 с.

6. Порфирий. О пещере нимф (Электрон. данн.) / Платонополис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Заглавие с экрана.

7. Шеломенцева З.С. Афина-София-Менфра. Философско-культурологическое эссе (Электрон. данн.) / Beesona.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beesona.ru/id531/literature/ , свободный.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. – Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. – 384 с.