Мифология. Молох: кто это? «Человеческие жертвоприношения Ваалу и Молоху в Ханаане и Карфагене

В священной книге христиан местами упоминаются разные божества. Причем многие из них постоянно нуждались в человеческих жертвах, регулярно приносимых язычниками. К числу таковых древних идолов относился Молох, почитаемый у карфагенцев, финикийцев и палестинцев.

Он считался главным в пантеоне божеств, о которых рассказывает мифология. Молох фактически по значимости не уступал другим своим «коллегам», каковыми были Мильк (у аммонитян) и Мелькарт (в Тире) у народов, принадлежащих к западно-семитской группе. Можно предположить, что в нем сверхъестественным способом воплотился могущественный (Ваал).

Происхождение Молоха и его сущность

Чтобы понять сущность этого божества, имеет смысл провести небольшое исследование его имени. Если обратиться к древнейшему переводу книг иудейского Священного Писания, то обнаруживается, что «Молох» является производным еврейского варианта «Молех» или «Мелех». Последнее употреблялось в значении «царь». Имя бога — Мильк — кстати, имеет тот же перевод. Это очень похоже на историю имени Баал, которое является составляющей божественного названия израильского Ишбаала. В то же время оно созвучно с термином «бошет», что переводится как «срам» или «мерзость».

Некоторые ученые мужи выдвинули гипотезу, отождествляющую Молоха с Они ссылаются на слова который произнес их от имени Речь идет о том, что в «долине сынов Хиннома» были сооружены возвышенности для сожжения мальчиков и девочек. Ужас и страх наводил на многих людей Молох. Мифология рассказывает о том, что этот бог поощрял жертвоприношения.

Первенцы в дар

Молоха отличала одна особенность — своеобразная любовь к маленьким детям. Как правило, первенцы оказывались в роли жертв, во время жуткого ритуала их бросали в огонь. Муки сгорающих младенцев доставляли наслаждение Молоху, а материнские слезы утоляли жажду бога. Не зря ему был присвоен титул «властитель страны слёз».

О многих существах рассказывает нам мифология. Молох — это ожесточенный и ненасытный бог, жаждущий видеть страдания женщин, которые были вынуждены отдавать ему своих детей.

Попытки запретить жертвоприношения Молоху

В Ветхом Завете упоминается существующая практика жертвоприношений у семитских народов, в том числе и евреев. Даже мудрый царь Соломон грешил идолопоклонством, на склоне своих лет он построил Милькому жертвенник. Чтобы задобрить Молоха, высоты Тофета, расположенные в долине Енномовой, в дальнейшем использовались для сожжения младенцев. Такие правители иудеи, как Ахаз и Манассия, не стали исключением, тоже пожертвовали своими наследниками.

Закон Моисея, регламентирующий поведение евреев, отменил пережиток языческого прошлого. Отныне всякий, кто пытался выполнить ритуальное принесение в жертву младенцев, мог поплатиться жизнью. Места, где осуществлялось жертвоприношение (жертвенники Тофета), были разрушены по приказу Иосией, царем иудеев. Что такое Молох, знал каждый, проживавший в те времена. Вслух не произносили имя этого дьявола и бога в одном лице.

Запреты, от кого бы они ни исходили, не могли полностью искоренить у евреев желания почитать Молоха. Избранный народ не торопился расстаться с языческой традицией.

Плохие привычки искореняются

Первыми пробовали бороться с этим явлением ассирийцы, а потом вавилоняне. Период завоеваний ими палестинских и финикийских земель приходится на 8—6 века до н. э. Пленение евреев Вавилоном в 586 году до н. э. имело положительный эффект в вопросе борьбы со страстью всесожжения детей. Проводимые царем Иосией (Иошияху), преобразования в религиозной сфере также должны были положить конец ритуалу детского жертвоприношения. Об этом упоминает дошедшая до наших времен мифология. Молох перестал быть авторитетом, ему бросили вызов чужестранцы, покорившие земли.

Римляне, покорившие Карфаген во втором веке нашей эры, приучили местное население к мысли, что поклонение Молоху — плохая привычка.

Как очищается аура с помощью огня Молоха?

Из-за кровожадных наклонностей Молоха вряд ли его можно заподозрить в доброте. Согласно законам мироздания, подобно Сатане, в нем нашли воплощение тёмные силы, он одновременно выступал в ипостаси и бога, и дьявола. Неоправданно жестоким был Молох. Мифология, сохранившая жуткие легенды и изображения, доказывает это.

Ритуал обычно приходился на декабрь месяц. Если следовать умозаключениям магов, в течение года душа и аура накапливали грязь космического света. Так вот, именно с помощью огня происходило волшебное очищение, избавление от энергии мифического мастерового, создателя мира, который известен под именем Демиург. Разными существами наполнена мифология. Молох — это воплощение людских страхов. Народ готов был жертвовать своими детьми ради призрачного блага.

Вначале маг зажигал алтарную свечу. Ключевыми составляющими ритуала были медитация колдуна и очерчивание кинжалом красной сияющей пентаграммы. Постоянно вибрируя и выкрикивая имя Молоха, маг поглощает вовнутрь в себя Тем самым он взывает к очищающему огню. Заканчивается ритуал восхвалением «детоубийцы». Молох — божество, которое сумело владеть умами людей, заставляя делать

Олицетворяли враждебные силы природы, которые подвергают людей бедствиям и гибели и должны умилостивляться ужасными жертвами и самоистязанием.Молох был воплощением палящего солнечного зноя и пожирающего, но вместе и очищающего огня. Когда опустошало страну нашествие врагов, когда засуха губила поля, когда зараза истребляла население, финикияне приносили в жертву Молоху людей, чтобы смягчить его гнев и очистить народ; но приносили в жертву не иноплеменников, не рабов или пленных, как делали другие народы для умилостивления враждебных божеств, – нет, финикийцы приносили в жертву мальчиков или юношей из семейств граждан. Приносился в жертву первородный или единственный сын царя, в искупление грехов нации, приносились в жертву сыновья знатнейших людей. Жертва умилостивляла враждебного бога лишь, когда она была добровольное пожертвование тем, что было самое милое и дорогое приносящему ее.

Сожжение детей в финикийском культе Молоха

Этому богу был посвящён неукротимый в своей ярости бык; потому колоссальная медная статуя Молоха, которую ставили перед его храмом, имела бычачью голову. В раскаленные руки её, протянутые для принятия дара, клали приносимых в жертву, и они катились в наполненное пламенем жерло статуи. И до такой бесчувственности доводило людей религиозное заблуждение, что при ужаснейших мучениях страдальцев не слышалось от родных голоса сожаления; мать, смотрящая на мучения сгорающего сына, должна была таить в груди терзающую ее скорбь; а если и были рыдания, то они заглушались звуками флейт и бубен. Сначала, финикияне клали своих милых близких в раскаленные руки злобного Молоха только при исключительных обстоятельствах: при важных предприятиях, при великих общественных бедствиях или опасностях, чтоб отвратить его ярость и снять грехи с народа «искуплением». Но впоследствии, эти жертвоприношения совершались ежегодно в определенные дни; вероятно и число приносимых в жертву было увеличено.

Демонология. Видеофильм. Рассказ о Молохе - в конце ролика

Как и Баал , Молох был тоже богом солнца, и их иногда соединяли в двойном образе Баала-Молоха. Но если Баал олицетворял благотворное действие этого светила, которое порождает жизнь на земле, то Молох был зной солнца в летнее и в полуденное время, когда оно губит растительность, сжигает цветы и траву, когда от него вянут и падают листья деревьев. Он – разрушительный огонь, который уничтожает дела рук человеческих, он – губительная сила войны, опустошающей поля и города, он – сила природы, разоряющая и убивающая людей. Но, как пламя огня, Молох с тем вместе и сила очищающая. Он страшный бог, губящий людей за их грехи и преступления. Ярость его отвращается только чистыми жертвами искупления. Эти жертвы были двух родов: одни приносились ежегодно по известным дням и в самой Финикии, и в её колониях, в том числе и в Карфагене ; это были жертвы очищения. Другие приносились только при великих бедствиях: при войне, заразе, засухе и т. п.; это были собственно жертвы искупления. При начале важных предприятий: при основании города, перед началом похода, тоже умилостивляли Молоха принесением людей в жертву. Иногда царь города отдавал в жертву своего первородного сына, для искупления грехов всего народа, представитель которого, царь, заменял своим сыном самого себя и народ. Такие жертвоприношения когда-то были, по-видимому, и у древних евреев . В Ветхом Завете , у пророка Михея мы читаем (VI, 7), что израильский народ, сознавая свои грехи и желая искупить их, восклицал: «Разве дам Ему (Господу) первенца моего за преступление мое и плод чрева моего за грехи души моей?»

Бедствия считались наказаниями от бога за неисполнение обязанности приносить жертвы ему. На войне с Агафоклом , рассказывает историк Диодор , карфагеняне проиграли сражение в Сицилии. Они приписали это гневу Сатурна (Молоха), в жертву которому прежде каждый год приносили мальчиков из знатнейших карфагенских семейств, а в последнее время знатные люди стали вместо детей отдавать в жертву купленных мальчиков, называя их своими детьми. Произведено было расследование; оказалось, что многие отцы утаили своих детей. В искупление того, было теперь принесено в жертву 200 мальчиков из самых знатных фамилий. Кроме того, 300 граждан, подозреваемых также в утайке сыновей, сами отдали себя в добровольную жертву для искупления отечества. При владычестве персов финикиянам было запрещено приносить детей в жертву. Когда Александр Македонский осаждал Тир , некоторые граждане предложили возобновить прежний обычай, чтобы предотвратить взятие города; но предложение было отвергнуто сенатом.

Обрезание, существовавшее у некоторых из ханаанских (палестинских) племен, было, возможно, символическою заменою прежних жертвоприношений Молоху. Некоторые ученые полагали, что сожжение детей часто заменялось тем, что их только проводили через огонь, но другие опровергают такое мнение.

Множество существ упоминаются, как способные поглотить души своих жертв. Нередко такую способность приписывают , которые собирают души людей, заключивших контракт с . Иногда такую способность приписывают и , которые поглощают душу выпивая кровь. Множество видов нежити обладают такой способностью. Но если откинуть гончих, то среди демонов эта способность уникальна и принадлежит она поистине титаническим существам из адских легионов - Молохам.

Внешне молохи обладают гигантскими габаритами. Их рост достигает в высоту роста шести или семи человек, их ширина подобна ширине нескольких быков. Они обладают огромной силой, а руки их выглядят по-разному. Левая рука этих демонов вполне себе обычна - огромная, мускулистая, заканчивается пятипалой ладонью с огромными когтями. А вот правая представляет собой клубок переплетающихся змей, на подобии плети. Лица молохи не имеют, вернее они не имеют постоянного лица - черты этой части тела меняются в соответствии с чертами последней, поглощённой добычи. Огромные нетопыриные крылья этих существ никогда не служили для полёта - скорее для защиты от физического воздействия со спины или как оружие, поскольку заканчиваются они острыми шипами.

Молохов не так уж и много - это своего рода охотники преисподней. Но интересен механизм их появления. Ни один демон не сможет стать молохом, даже при всём своём желании. Напротив, демоны надеются не стать ими. Бытность молоха — это наказание для смертных, которые заключили контракт и продали не только свою душу или привели к контрактам с демонами других людей. Особая, изощрённая пытка, придуманная владыкой преисподней. Ведь молох испытывает бесконечный голод, обладает огромной силой, но никогда не может насытиться, поскольку он лишь сосуд.

Молохи служат сосудами для душ. Они всего лишь транспортируют их из мира смертных в мир демонов. Поглощая душу молох обретает часть её воспоминаний, но воспользоваться ими не может, он не может поглотить не ту душу, только душу, отмеченную контрактом с другим демоном. Однако на сборе функция молоха не заканчивается - ему еще предстоит доставить мечущуюся внутри себя душу в нижний мир. И ведь душа имеет все шансы пробить оболочку молоха и сбежать и тогда сборщику предстоит заново отыскать и пленить её.

Способности молоха

Внешний облик молохов предполагает, что это не слишком поворотливые, но очень сильные существа. Так оно и есть. Сам по себе молох довольно медлительный и способностью к полёту не обладает. Вместо этого для перемещения он использует телепортацию на короткие дистанции. В мифах и легендах упоминается, что молохи не один раз сталкивались с попытками сражаться с ними. Когда целые племена стремились защитить вождя и не дать тому уйти. Но такое мелкое препятствие редко мешало молохам, наоборот забавляло их в бесконечной пытке существования.

Израненный тысячами ударов молох, мгновенно залечивал все раны, стоило ему нанести точный удар по противнику. Просто-таки титаническая выносливость этих существ позволяет им терпеть удары бесконечно долго, пока соперник не ослабит бдительности и не допустит ошибку. Собранные в битвах души по праву принадлежат молоху и усиливают его. Попытка других людей защитить кого-либо от наполнения этого грозного сосуда - единственная возможность молоха освободится. Гибель не остановит это существо, поскольку он едва ли способен погибнуть.

Ритуалы изгнания не действуют на молоха поскольку во многих смыслах он даже не демон. А столь любимый многими трюк с ударами освящёнными предметами разве что доставит молоху малое неудобство, когда другого демона убил бы на месте. В одной гавайской легенде говорится, что могучий колдун сумел заклясть молоха превратив его в ящерицу. Возможно колдовство единственная защита от этих демонов.

В любом случае никогда встреча с молохом не сулит ничего хорошего. И если он пришёл за кем-то другим, лучше отступить с дороги...



В древнем фольклоре и народных сказаниях немало почитаемых божеств, которым преклонялись и даже приносили в жертву людей. Одним из таких является Молох, мифология о котором говорит, что это был некий медный идол с бычьей головой и человеческими простертыми руками.

Кто такой молох?

Этим именем называли и Ваала или Баала. Это Бог древних западных семитов – покровитель солнечного света, оплодотворения, а позже и войны. Его изображали в облике могучего быка или воина в шлеме с рогами. Считается, что Молох демон является сверхъестественным воплощением Баала. Центр культа был расположен в Тире, откуда традиция служения и приношения человеческих жертв распространилась по всей территории древнего Израильского царства.

Кто такой молох в Библии?

В священном писании о нем упоминается как о божестве, почитаемом моавитянами и аммонитянами. Библейский молох был боготворен и карфагенцами, финикийцами, палестинцами. Некоторые ученые отождествляют его с Яхве – Иеговой, опираясь на слова пророка Иеремии, произносимых от имени Бога Яхве. В Ветхом Завете есть немало упоминаний о практике жертвоприношений у семитских народов. Молоха задабривал царь Соломон, Ахаз, Манассия и другие, и только с правлением Иосия эту традицию стали искоренять.

Молох – демонология

В средние века с появлением знаменитых гримуаров, описывающих жителей Преисподней, этого Бога стали считать демоном. К единому мнению согласно того, является ли он определенной персоной или же Молох – это какая-то разновидность демонов, археологи, демонологи и историки прийти не могут. По преданиям жертву ему приносили путем сожжения и называли это «проведение через огонь». Есть мнение, что Молох являлся Богом удачи и после того, как Карфаген был спасен от греков, вера в это только укрепилась, ведь накануне в жертву ему принесли около 500 детей, 200 из которых – знатных фамилий.


Молох – жертвоприношения

Такое божество как Молох, мифология связывает с геенной огненной и это далеко не случайно. Само название «геенна» произошла от названия долины Енном, что неподалеку от Иерусалима. Здесь приносилась кровавая жертва Молоху. Ритуал планировали на декабрь месяц, так как считалось, что за год душа и аура успевают накопить грязь космического света, а посредством огня они очищается. Вначале руководящий ритуалом зажигал импровизированную свечу, очерчивал кинжалом пентаграмму, а кульминацией обряда было само жертвоприношение.

При этом детей, а в этом качестве использовали малышей до 7-ми лет, причем первенцев, помещали в жаровню, расположенную внутри металлического идола. По другой версии их клали на раскаленные руки идола. В последствие, когда евреев захватили вавилонцы и стали бороться со страшным ритуалом, в долине просто сжигали мусор и тела животных, а металлическое сооружение уничтожили.

Примечательно, что матери детей, предназначенных для принесения в жертву, обязаны были присутствовать на ритуале, но ни в коем случае не плакать, не рыдать и не горевать, а гордиться оказанной честью. Считается, что Молох, пожирающий своих детей, является «властителем страны слез» и наибольшее наслаждение ему доставляли муки горящих заживо младенцев.

Примечательно, что в его честь назвали ящерицу, проживающую в Австралии и имеющую незаурядную внешность. Она сплошь покрыта разноцветными шипами и колючками и даже имеет два возвышающихся нароста, напоминающих рога. В зависимости от температуры окружающей среды ящерица может менять оттенки кожи. Зоологи говорят, что этот ходячий кактус и нрав имеет соответствующий, поэтому она вполне оправдывает свое название.

Ныне, когда идеология «прогрессивного гуманизма» стала все присущей, стало как-то не популярно писать о былых жертвоприношениях дохристианской поры.

Христианство «де-факто» осуждено как ретроградная идеология. В связи с этим фактом после 1945 года требования к европейскому обществу руководствоваться его постулатами всегда могут трактоваться как «фашизм», поэтому «прогрессивной» общественности как-то неудобно напоминать о том, в каком состоянии общество было до победы христианской церкви, ибо в языческих культах того времени ныне «цивилизованный мир» и ищет свои идеалы.

Конечно, известны примеры дикости и развращенности нравов на дворах римских императоров из свидетельств римских же авторов, которых нельзя было заподозрить в симпатиях к христианству, в частности Гая Светония, личного секретаря императора Адриана, автора сборника биографий «Жизнь двенадцати Цезарей».

Все же можно справедливо заметить, что изначально тот же Рим характеризовался куда более высокими морально-нравственными свойствами, присущими изначально человечеству в силу того, что человек сотворен Богом-творцом.

В Риме язычество совершало постепенную эволюцию от человека к нечеловеку, и в не малой мере эта эволюция, по мнению римских же авторов, происходила под влиянием различных языческих культов из Ближнего Востока и Северной Африки. Эти регионы представляли собою колыбель язычества того времени, по крайней мере тех культов, которые ныне и распространяются в «цивилизованном обществе», и потому для оценки нравов этого язычества более характерным примером были нравы финикийцев, хорошо описанные античными авторами еще до появления христианства.

При этом ныне как то забывается, что финикийцы были частью тогдашней цивилизации и народом «европейского» облика, а не каким-то негроидным племенем.

Однако религия, точнее культ поклонения богам Ваалу и Молоху, сделали из этого народа чудовищного монстра.

Известны из Ветхого завета примеры жертвоприношения в Ханаане богам Ваалу и Молоху, к которым "прилепилась душой" часть тогдашнего Израиля, создавшая в долине сынов Енномовых капище Ваалу, где совершались человеческие жертвоприношения, как и ритуалы магии (Книга пророка Иеремии 19;1-6 и 32;29-35)

Молох

Подобные массовые кровавые жертвоприношения сопровождались как мужской, так и женской храмовой проституцией. Все это и объясняет ту нетерпимость к Ханаану, которую испытывал народ древнего Израиля, живший земледельчеством и скотоводством и имевший высокие моральные устои.

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица своего» (Втор.18:9-12).

Однако со временем культ того же Ваала стал широко распространяться в Древнем Израиле и о человеческих жертвоприношениях Ваалу, совершаемых израильтянами, говорится, например, в книге пророка Иеремии

Как пишет исследователь Библии Рафаэль Патэ в своей книге "Иудейская Богиня", археологические находки "не оставляют сомнений в том, что вплоть до самого заката иудейской монархии поклонение ханаанским богам было составной частью религии иудеев". Более того, "культ Богини играл намного более важную роль в этой религии, чем культ богов". Например, при раскопках холма Телль-Бейт-Мирсим (библейский город Давир к юго-западу от современного Хеврона) наиболее часто встречающимися предметами культа в поздних слоях Бронзового века (XXI-XIII вв. до н.э.) были так называемые фигурки или бляхи Астарты. И даже в 1300-1200 годах до н.э., когда город был заново отстроен после его разрушения во время иудейского нашествия, как замечает Патэ, "археологические свидетельства не оставляют сомнений в том, что эти фигурки были очень популярны среди иудеев".

Бог финикийцев Молох из Ветхого Завета был все тем же Баалом или Ваалом, также упоминающемся в Ветхом Завете.

Существует мнение, что имя Молох произошло от слова "molk", означавшего принесение в жертву.

На месте раскопок города Угарит в Сирии найдены в 1928 году несколько клинописных табличек на угаритском языке, на котором говорили народы Ханаана.

На этих табличках было записано несколько мифов, ключевыми из которых были мифы о Баале - боге плодородия, называемого еще «всадником облаков», который являлся также богом молний и грома, поэтому еще носил имя сирийского происхождения - Хадад.

В текстах на этих табличках роль Астарты играла сестра Баала - Анат, которая убивала его врагов, навешивая на себя головы и руки убитых ею и ходя по колено в крови («Мифология Ближнего Востока». Самуэль Хук. «Центрполиграф». Москва. 2009 г. ("Midlle Eastern Mythology". Samuel H. Hooke)).

На табличках подробно описывается враг Баала - бог морей и рек Йам-Нахор. В дальнейшем же станет известно, что в Ханаане существовал бог Дагон, который изображался с рыбьим хвостом, хотя нет абсолютных доказательств тому, что он соответствовал Йаму-Нахору. На этих же табличках появляется и богиня моря Асират, как жена Элла, мать всех богов, как и богиня солнца Шапаш.

Однако главным врагом Баала является бог преисподней - Мот, который побеждает Баала, уводя его в преисподнюю, откуда его, как и в мифе о Тамузе и Иштар, выводит богиня солнца Шапаш. В другом варианте мифа Мот уже не упоминается, а из преисподней Баала выводит богиня Анат.

Само же имя Баал на финикийском языке означало «господин». В найденных табличках, Баал является сыном верховного бога Эла, живущего в доме у источника всех рек. Эл, что на семитском языке означает «бог», был, однако малозначителен по сравнению с Баалом, с которым исследователи ассоциируют также бога молний под именем Решеф.

Культ Баала отличался кровавыми человеческими жертвоприношениями, описанными еще античными историками. Так Диодор Сицилийский описывал медную статую Баал-Хаммона, на руки которой ставился жертвенный младенец, который потом заживо сжигался, скатываясь по рукам статуи - «Ибо у них была медная статуя Кроноса с руками, наклоненными таким образом, что ребенок, положенный на них, скатывался в глубокую яму, наполненную огнем".

Баал-Хаммон

Об этом обычае писал также и Плутарх, дополняя сообщением, что при подобном жертвоприношении должны были присутствовать матери жертвуемых младенцев, одетые в праздничную одежду и с веселыми лицами. Естественно, этот обычай со временем стал забываться, однако при осаде Тира Александром Македонским, он был повторен финикийцами, вызвав отвращение греков.

Нечто похожее происходило и в соседней Финикии - Сирии, в которой существовал культ бога Хадада также требовавший кровавых жертв, и прежде всего новорожденных детей. Об этом свидетельствуют не только исторические источники, но и археологические открытия - близ остатков алтарей в храмах Хадада найдены огромные скопления детских костей.

Невозможно отрицать исторические факты, описанные античными историками, которые и не предполагали, что описание жертвоприношений когда-нибудь будет квалифицировано как клевета, тем более, что эти факты в ХХ веке были подтверждены археологами.

Сам культ Баала, возникший по некоторым предположениям в древнем городе Петра, достаточно подробно описан в Ветхом Завете. Вопреки столетней критике этого описания сторонниками «свободного разума», этот культ, вызвавший отвращение к финикийцам у других народов, был подтвержден в ходе археологических раскопок святилища Танит в Карфагене. Эта карфагенская богиня плодородия Танит в самом Ханаане была известна под именем Астарты.

Находка тысячи гробов, в которых находились скелеты младенцев возраста до двух лет в святилище Таннит при раскопках Карфагена, полностью подтвердили описание Тофета под Иерусалимом в долине сыновей Еннома, разрушенного царем Иосией (4-я книга царств, глава 23).

Камень с символом богини Танит

Согласно книге Дональда Хардена «Финикийцы - основатели Карфагена» богиня Танит в Карфагене некоторыми учеными считалась отражением Баала ("Финикийцы. Основатели Карфагена". Дональд Харден. (Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год).

Богиня Танит на западе Средиземноморья и Астарта - на востоке, своей ролью уподобляются богине Иштар в Месопотамии по отношению к Таммузу, с которым часто ассоциировался Баал.

Статуи богини Танит имели на себе знаки полумесяца, голубя.а так же египетского иероглифа обозначавшего жизнь и она нередко изображалась в виде крылатой женщины с лунным диском в руках

Камень с символом богини Танит. Источник - edwebproject.org

Баал являлся главным богом города Тира, и потому часто назывался еще Мелькарт (как «правитель города»). Силий Италик описывал, что выходцы из Тира культ Мелькарта перенесли в Карфаген и в созданный в Испании город Гадес-храм, в котором горел «вечный огонь».

Помимо этого в Сидоне существовал культ бога Эшмуна, также перенесенный в Карфаген.

Широко почитаем в Карфагене был и бог Решеф, имя которого означало «Пламя» или «Искра», а в руках он держал лук.

Баал, также носил имя Баал-Хаммона в западных колониях финикийцев. Существуют расхождения в описаниях его культа в разных городах-колониях и его супруги - богини Танит. Знаком отличия Баала был знак, состоявший из треугольника, увенчанного диском, разделенным горизонтальной чертой прямого или изломанного облика, над которым нередко сверху находился полумесяц, под которым иногда помещался другой диск ("Финикийцы. Основатели Карфагена". Дональд Харден.(Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год).

Сам Карфаген или Карт-Хадаш (новый город) был основан финикийцами в честь бога Ваала и богини Танит.

Карфаген

В книге "Финикийцы. Основатели Карфагена" Дональда Хардена (Donald Harden-"The Phoenicians) о раскопках этого святилища пишется следующее: «...Итак, мы подходим к последнему типу святилищ, жертвенному участку или "тофету", упомянутому в Библии, который находился в долине детей Еннома за Иерусалимом».

Множество артефактов обнаружено в Норе, Сульхе, Мотии, а также на нескольких площадках Северной Африки, например в Хадрумете (Сусе), где Синтас раскопал несколько слоев, датируемых от шестого века до нашей эры до римских времен. Однако самым важным является святилище Таннит в Саламбо, в Карфагене. Здесь впервые обнаружено достаточно доказательств древних историй о приношении детей в жертву Молоху финикийцами и хананеями и осквернении Иосией иерусалимского тофета в период разрушения им идолопоклонничества в Иудее. Иерусалимский тофет был действительно тем местом, где человек "мог провести своего сына или дочь сквозь огонь Молоха". Теперь очевидно, что отвращение других народов к финикийцам из-за подобного ритуала было основано на действительных фактах.

На этом очень большом участке (до сих пор не полностью раскопанном) найдены тысячи урн с кремированными останками маленьких детей до двенадцати лет, но большинству детей - меньше двух лет. Попадаются также птицы и маленькие животные, пожертвованные в качестве замены человеческих жертв (фото 58). Этот участок (рисунок 51), находящийся всего метрах в пятидесяти западнее прямоугольного порта, использовался в течение всего существования пунического города и занимает три, а некоторые полагают - четыре слоя (фото 27; рисунок 23). Самый нижний слой, лежащий прямо на наскальном основании и ниже уровня воды (фото 26) относится к восьмому и началу седьмого века. Найденные там урны раннего типа с костями кремированных детей, в основном красные с черным линейным рисунком, лежали на скале каждая под маленькой пирамидкой из камней. Иногда рядом находили статуэтки (рисунок 220). Следующий уровень, отделенный от первого слоем вязкой желтой глины, совсем другой и, судя по изменению керамики, относится к седьмому веку. Урн в нем в четыре-пять раз больше, они проще и грубее и лежали под крупнозернистым известняком в форме тронов, или (позже) маленьких домиков, или просто прямоугольных надгробий (фото 30;33; рисунок 24). Иногда несколько урн лежат под одной стелой (фото 27). Обычно на стелах нет надписей, хотя иногда встречаются посвящения. Например, в одну стелу из крупнозернистого известняка (фото 31) вставлена плита из мелкозернистого известняка, на которой перечислено не менее семнадцати поколений жрецов Таннит. Чаще на стелах грубо вырезаны изображения богини или знака Тиннит (фото 33; рисунок 24б, ц, ф). В какой-то момент истории этого слоя стеллы стали делать из твердого мелкозернистого известняка в форме обелисков, грубо обработанных с трех сторон и отшлифованных с четвертой стороны, на которой часто выполнялись надписи, символы или другие украшения (фото 32,35; рисунок 25,28,67). Судя по керамике, эти изменения начались примерно в конце пятого века, и по ним некоторые археологи отличают слои друг от друга, признавая всего четыре. Однако захоронения под стелами из крупнозернистого известняка, хотя лежат обычно чуть выше, попадаются и среди более ранних захоронений (фото 27) и реальных изменений в погребальном уровне не наблюдается.

Ближе к вершине уровня 2 местами встречается слой горелого мусора, пепла и т.д., однако этот слой не постоянный и не одинаковой толщины, а потому не образует четкой границы между этим уровнем и следующим. Возможно, это остатки погребальных костров в местах святилища, временно не используемых для захоронений. Слой 3, вероятно, начинается незадолго до 300 года и представляет собой последние 150 лет пунического города. В этом слое находились меньшие урны и несколько стел, однако он был сильно поврежден более поздней деятельностью на площадке (рисунок 23), включая римские подвалы припортовых лавок. Поскольку в мусоре встречается множество разбитых стел, можно предположить, что многие другие были украдены и употреблены в качестве строительного материала. Этот участок использовался до самого падения Карфагена.

Расположение этого участка так близко к портам имеет важное значение. Синтас, проводивший его частичные раскопки, нашел в нетронутой земле под погребальными урнами самого нижнего слоя маленькое сооружение, которое счел самым ранним центральным храмом этого культа (рисунок26), храмом моряков из числа первых колонистов. Правда надо отметить, что найденные им предметы, явно связанные с этим храмом (рисунок 27), относятся не к Х веку, как он первоначально предположил, а, самое раннее, к концу IX века, главным образом, ко второй половине VIII века, что и должно быть датой этого хранилища. Пока не обнаружено долгой пунической жизни этого святилища. Даже святилище в Сусе, как мы видели, появились позже, а другие североафриканские святилища, такие как в Бир-бы-Книссии, Сьягу, Константине и других местах, в основном появились во время Пунических войн, хотя часто использовались (как в Сусе) и в неопунический период.

Святилище Танит

Жрецы, ритуалы

Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках. Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают, что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в нескольких поколениях, а на одной из могил есть эпитафия пяти поколениям. Мы также обнаруживаем, что жрецы женились на жрицах. Как в некоторых других странах, священники были только культовыми служителями и не выполняли обязанностей судей. Однако, похоже, что временами одна и та же персона выполняла эти роли, а финикийские цари и царицы совмещали обе обязанности, как, например Малх в Карфагене в VI веке до нашей эры. Пикар предполагает, что жрецы кроме религии, были и хранителями финикийских традиций, и главной опорой интеллектуальной жизни, и именно жречество так долго помогало сохранять финикийские обычаи и язык в Северной Африке. Существует достаточно фактов доказывающих подобную точку зрения...

Есть информация и о ритуальных жертвоприношениях. В те времена многие предметы могли, приноситься в жертву: еда и питье, птицы и животные и даже люди. Две надписи из святилища Таннит в Карфагене недвусмысленно говорят о приношении в жертву детей. Нам знаком рассказ Диодора о бронзовой статуе, на руки которой клали жертвы, падавшие оттуда в пламя. А пока ребенок лежал на руках статуи, родственники гладили его, чтобы он не плакал. Описанием ритуала древних историков воспользовался Флобер в своем романе "Саламбо". Хочется думать, что с течением времени детские жертвоприношения становились реже и дети подменялись маленькими животными и птицами, во всяком случае, можно надеяться, что когда содержание погребальных урн святилища Таннит будет полностью изучено, мы получим доказательства смягчения нравов. Пока мы лишь можем сказать, что кости птиц и маленьких животных попадаются в урнах, однако костей младенцев гораздо больше. Взрослых в Финикии и ее колониях приносили в жертву реже, однако исторические источники упоминают жертву трех тысяч пленных в Гимере в 409 году во искупление гибели Гамилькара в сражении 480 года (странно, что месть задержалась более чем на семьдесят лет). В Карфагене ежегодно приносили одну человеческую жертву Мелькарту. Приведем для сравнения надпись на моавитском камне. Она утверждает, что Камош убил 7000 людей Нево, «посвятив жертву Астарте-Кемош"..."

Римский историк Плиний (Plin, N.H. XXXVI. 39) описывает ежегодный обычай пунийцев приносить в жертву человека, заживо его сжигая.

Так же и Диодор (Diod, XX, 65; Diod XIII, 62,4) описывает обычаи принесения в жертву Баалу тысяч пленных, в первую очередь самых красивых. Диодор так же пишет, как в ходе нападения Агафокла на Карфаген карфагеняне совершили массовое жертвоприношение, дабы умилостивить своих богов, и ими тогда было сожжено пятьсот младенцев. Обычаи принесения в жертву своих детей были согласно Диодору распространены в Карфагене, хотя некоторые семьи, чтобы защитить своих младенцев, покупали чужих детей, выращивали и выкармливали их, а затем отдавали в жертву, чем спасали своих детей. Вместе с тем свое поражение от Агафокла, сами карфагеняне приписали гневу богов, которые им мстили за использование подставных жертв.

Одержимость карфагенян культом Баала была невероятно высокой и, как пишет С.В. Авдиев в работе «Пунический Карфаген в свете новейших раскопок», даже когда Карфаген был давно уничтожен, римская полиция время от
времени вылавливала в тех краях жрецов Ваала, которые тайно совершали
человеческие жертвоприношения...

Конечно, нельзя думать, что карфагеняне поступали так в силу собственной необразованности - наоборот, они были хорошо образованы и знали ради чего приносят жертвы.

По мнению исследователя первобытной культуры Эдварда Тайлора, жертвоприношение берет начало в той же анимистической системе, что и молитва. Подобно тому, как молитва есть такое обращение к божеству, как будто оно - человек, так и жертвоприношение есть приношение даров божеству как человеку.

Как пишет в книге «Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн» (Воронеж, 1996 год), автор Боровникова Т.А: «жертвоприношения в честь ханаанского бога Баала-Элагобала требовали постоянные и массовые человеческие жертвоприношения» и эти обычаи после падения Карфагена были переняты вместе с культом Баала и римлянами.

Так в Риме, во время восхождения на престол императора Гелиогабала, принадлежавшего к сирийскому аристократическому роду Вариев,потомственного жреца финикийского бога солнца Элагабала, во всей Италии отбирались красивые мальчики (Элий Лампридий, VIII, 1 Дион. 79.1.3) для жертв этому сирийскому богу, представлявшему все того же Баала.

Император Гелиогабал

Историк Геродион описывает, что у алтарей храма Баалу в Риме каждое утро приносились обильные жертвы вином, животными и людьми, причем внутренности жертв ритуально обносились жрецами в золотых чашах вокруг алтарей. По завершению же ритуала начиналась пляска Гелиогабала и его соплеменниц - жриц Баала перед подготовленными к сожжению горами трупов.

Сами римляне к финикийской религии, относились резко отрицательно, в том числе и из-за жертвоприношений, так как в ходе Пунических войн в жертву карфагенянами приносились и сами римляне. Так Ганнибал Магон,после битвы под Гимером в 408 до Р.Х. на алтаре Ваала принес в жертву 3000 пленных.

Аналогично вели себя карфагеняне и в ходе трех Пунических войн которые вели против Рима и потому война Рима против Карфагена, как писал Честертон, была войной за сохранение каких-то нравственных норм.

Список используемой литературы

1.​ «Финикийцы. Основатели Карфагена». Дональд Харден.(Donald Harden-"The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва. 2004 год

2.​ «Мифология Ближнего Востока». Самуэль Хук. «Центрполиграф». Москва. 2009 г. ("Midlle Eastern Mythology". Samuel H. Hooke).

3.​ «Жизнь двенадцати Цезарей». Светоний

4.​ «Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн». Боровникова Т.А. Воронеж, 1996 год

5.​ «Иудейская Богиня». Рафаэль Патэ

6.​ «Танит (Тиннит)».Сайт "Иллюстрированная мифологическая энциклопедия" http://mifolog.ru/