Минерва греческая богиня. Минерва - богиня мудрости в римской мифологии: описание, интересные факты

Минерва - богиня мудрости в римских мифах. В греческой мифологии ее образу соответствует Афина Паллада. Особенное почтение Минерве оказывали древние этруски. Этот народ считал ее молниеносной богиней гор, нужных изобретений и новых открытий. Римляне также относились к небожительнице. На это указывают гладиаторские бои, которые проводились в период празднования Квинкватрии, главного торжества в честь богини.

Кем почиталась?

Древние римляне считали Минерву дочкой Юпитера, которая покровительствовала городам и жителям, работающим мирно и спокойно. Художники, музыканты, доктора, скульпторы, ремесленники и другие люди, которые имели благородную профессию, были удостоены особого расположения прекрасной богини. В ее честь проводили празднество под названием Квинкватрия. Торжество проводилось в конце марта и продолжалось в течение пяти дней.

Великий праздник

В первый день торжества учащихся освобождали от занятий, а школьники приносили своим учителям плату за обучение. Если в это время велись военные действия, то их прерывали. Все горожане приносили бескровные жертвы богине в виде лепешек, меда и масла. После этого начинались гладиаторские игры. В последний, пятый день празднества, Минерва, богиня мудрости, «принимала дары» от мирных жителей, которые приносили ей жертвы в специальных помещениях сапожников. Кроме того, торжественно освящали трубы, музыкальные инструменты, которые находились под особым покровительством Минервы. В древние времена в Риме сословие трубачей считалось важной частью городской жизни. Музыканты принимали участие в торжественных церемониях, играли на похоронах и всевозможных обрядах. Для флейтистов же этот праздник проводился в середине июня и продолжался три дня.

Среди трех небожителей

Римская богиня Минерва состояла в божественной троице, где, кроме нее, находился Юпитер и Юнона. В честь этих трех божеств древние римляне построили прекрасный храм. Капитолийский холм стал местом сооружения великолепного дворца. Храм был воздвигнут на высоком постаменте. Также были построены отдельные святилища для трех великих божеств. В храме поставили статую Юпитера, которую изваял знаменитый этрусский скульптор Вулка. Зодчий изобразил верховного бога сидящим на троне. Юпитер держал в руках скипетр и молнию. Вскоре неизвестный злоумышленник поджег храм. Он сгорел, но спустя некоторое время его восстановили. Двускатная крыша храма была покрыта позолоченной медью. Центральный тимпан демонстрировал рельефный вид Рима. Статуя Юпитера была размещена в центре крыши. Скульптура богини Минервы находилась слева от верховного бога, а Юноны - справа.

История богини

Древние римляне верили, что Минерва выпрыгнула из головы Юпитера. Согласно мифам, в один прекрасный день у главного римского бога начала сильно болеть голова. На помощь Юпитеру пришел Эскулап, который считался признанным врачевателем. Но даже он не смог помочь разрешить эту проблему. Юпитер так сильно мучился от приступов боли, что обратился к своему сыну Вулкану с просьбой разрубить ему голову. И тот согласился. Вулкан расколол голову своего отца топором и оттуда выпрыгнула Минерва - богиня, краткое описание истории появления которой было записано в римских мифах. Небожительница появилась из головы Юпитера, распевая военные гимны. Ее тело было заключено в доспехи, а в руках она держала щит и острое копье.

Изображения богини. Ее символы

Древние римляне стали называть Минерву богиней мудрости. Кроме того, жители Рима считали, что она является справедливой освободительницей от войны. Минерва благодетельствовала развитию наук. Она покровительствовала женскому рукоделию, защищала художников, учителей и врачей. Под особой опекой богини находились музыканты. Прекрасная небожительница изображалась художниками и скульпторами как молодая и красивая девушка, в руках которой находилось оружие, а тело было облачено в доспехи. Зачастую рядом с образом богини находились змеи или совы. Ведь именно эти существа считаются символами мудрости и любви к раздумьям. Еще одним узнаваемым символом богини является оливковое дерево. Древние римляне утверждали, что именно Минерва создала его.

Роль богини

Минерва - богиня, которая играет в римской мифологии очень важную роль. Она давала советы самому Юпитеру, верховному богу римлян. В тяжелые времена войны Минерва вооружалась своим щитом с головой Медузы Горгоны, который носил имя Эгис, и защищала безвинно страдавших людей. Богиня отстаивала правое дело. Она не питала страха перед сражениями, но и не была склонна к кровопролитиям. Минерву противопоставляли кровожадному богу войны Марсу. В мифах богиня предстает очень женственной и привлекательной девушкой. Но она никогда не жаловала своих воздыхателей. Богиня очень гордилась тем, что сохранила свою девственность. Целомудрие и бессмертие Минервы древние римляне объясняли тем, что истинная мудрость не подвержена ни совращению, ни уничтожению.

Жертвоприношения

Минерва - богиня мудрости и военная покровительница древнеримского народа. Этот факт подтверждается тем, что великие полководцы Рима приносили ей огромные дары и жертвы после очередной блистательной победы. К примеру, после покорения Македонии Луций Эмилий Павел приказал сжечь огромную часть добычи. Тем самым он показал, как сильно он благодарен богине за ее содействие в завоевании Македонии. Таким же образом поступили еще несколько римских полководцев. Несмотря на то, что Минерва покровительствовала людям искусства, а также женщинам, которым она помогала во всех их работах, богиню почитали и уважали все военные люди Рима. Они считали, что без благосклонности Минервы одержать победу в сражениях просто не удастся.

Несколько интересных фактов

Минерва - богиня мудрости в мифах древних римлян. Ее не забывают и в наши дни. К примеру, поговорку «Сова Минервы вылетает по ночам» используют до сих пор. Она означает, что именно ночью к человеку приходят самые лучшие идеи. В 1867 году был открыт астероид, который назвали в честь справедливой и мудрой богини. А с 1838 года во Франции профиль Минервы изображался на всех серебряных изделиях в качестве единого клейма.

Римская богиня мудрости Минерва соответствует греческой воительнице Афине Палладе. Римляне относили свою богиню мудрости к триаде верховных богов, Минерве, Юпитеру и Юноне, которым был посвящен храм, построенный на Капитолийском холме.

Римский культ богини мудрости Миневы

Культ Минервы был широко распространен во всей Италии, однако чтили ее больше как покровительницу науки, ремесел и . И только в Риме ее больше почитали как воительницу.

Квинкватрии – празднества, посвященные Минерве, проходили 19-23 марта. В первый день праздника студентам и школьникам полагалось благодарить своих наставников и расплачиваться за обучение. В этот же день прекращались все боевые действия, и осуществлялось подношение даров - меда, масла и лепешек. В другие дни в честь Минервы устраивались гладиаторские бои, шествия, а в последний день – жертвоприношение и освящение городских труб, участвующих в различных церемониях. Младшие квинкватрии праздновались 13-15 июня. В основном это был праздник флейтистов, которые считали Минерву своей покровительницей.

Минерва в римской мифологии

Согласно мифам богиня Минерва появилась из головы Юпитера. В один прекрасный день у римского верховного божества очень сильно разболелась голова. Никто, даже признанный врачеватель Эскулап, не смог облегчить его страдания. Тогда измученный болью Юпитер попросил сына Вулкана разрубить ему голову топором. Как только голова оказалась расколотой, из нее выпрыгнула распевающая военные гимны Минерва, в доспехах, со щитом и острым копьем.

Появившаяся из головы своего отца Минерва стала богиней мудрости и справедливой освободительной войны. Кроме этого, Минерва покровительствовала развитию наук и женского рукоделия, опекала художников, поэтов, музыкантов, актеров и учителей.

Художники и скульпторы изображали Минерву как молодую красивую девушку в военных доспехах и с оружием в руках. Очень часто рядом с богиней находятся змея или сова – символы мудрости, любви к размышлениям. Еще один узнаваемый символ Минервы – оливковое дерево, создание которого римляне приписывали этой богине.

Роль Минервы в римской мифологии очень велика. Эта богиня была советницей Юпитера, а когда начиналась война – Минерва брала свой щит Эгис с головой Медузы Горгоны и шла защищать тех, кто безвинно страдал, отстаивая правое дело. Минерва не боялась сражений, но не приветствовала кровопролитие, в отличие от кровожадного бога войны Марса.

По описаниям в мифах Минерва была очень женственна и привлекательна, но не жаловала своих поклонников – богиня очень гордилась своей девственностью. Целомудренность и бессмертность Минервы объяснялись тем, что истинную мудрость нельзя ни совратить, ни уничтожить.

Греческая богиня Афина

В греческой мифологии богине Минерве соответствует Афина. Она также была рождена из головы главенствующего бога – Зевса, и являлась богиней мудрости. О том, что греческая богиня старше своего римского близнеца, говорят многие легенды, например - о городе Афины.

Когда в провинции Аттика был построен великолепный город, верховные боги стали спорить в честь кого он будет назван. В конце концов, все боги кроме Посейдона и Афины отказались от своих притязаний, но двое спорщиков никак не могли принять решение. Тогда Зевс объявил, что город будет назван в честь того, кто принесет ему наиболее полезный дар. Посейдон ударом трезубца создал прекрасного и сильного коня, достойного служить царю. Афина же сотворила оливковое дерево и объяснила людям, что они могут использовать не только плоды этого растения, но и его листья и древесину. А, кроме того, ветвь оливы является символом мира и благополучия, что, несомненно, очень важно для жителей молодого города. И город был назван в честь мудрой богини, которая к тому же и стала покровительницей Афин.

И его первой супруги Метиды («мысль, премудрость»), которая сама предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной. Юпитер, напуганный таким предсказанием, обратился за советом к Гее (Земле), и та посоветовала ему проглотить Метиду, что он и исполнил. Спустя несколько времени Юпитер почувствовал сильную головную боль; ему казалось, что череп его готов разлететься на куски. Он попросил Вулкана разрубить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Вулкан исполнил его просьбу, как из головы Юпитера вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада (Минерва), «могучая дочь могучего отца», как ее обыкновенно называет Гомер . Несколько древних памятников искусства (между прочими – Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Минервы. Она есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Юпитера.

Это сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как она родилась не от матери, а прямо из головы Юпитера, то ей чужды все женские слабости; она отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти; она – вечная девственница, любимица Юпитера, его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне , она поступает против воли отца. Здраво и ясно смотрит она на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Она всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и его жены Пенелопы , руководительницей их сына, Телемаха .

В ней как бы олицетворяется человеческая культура; она изобрела много полезных предметов, как то: плуг и грабли; научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Полагают, что она первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное. Она научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала им все время, пока продолжался их знаменитый поход . Минерва – богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель; этим она отличается от мужского бога войны Марса , которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение.

Бой Марса с Минервой. Картина Ж. Л. Давида, 1771

Минерва является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней; она обладает зорким глазом; древние поэты называли ее «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой». Ею был учрежден афинский ареопаг , и ее почитали, как покровительницу, музыканты, художники и все ремесленники.

Минерва была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Культ Минервы существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения. Сохранилось много монет с изображением головы Минервы; на одной из них изображена также сова – птица, посвященная этой богине.

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия – Афина Парфенонская. Черты лица этой статуи стали прототипом всех статуй Минервы. Знаменитый ваятель изобразил ее со строгими, правильными чертами: у нее высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы просто откинуты по сторонам лица и вьются слегка по плечам.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Минерва часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что она примирилась с Нептуном , которому была посвящена лошадь (два этих бога спорили за покровительство над Афинами). Минерва всегда носит эгиду с головою горгоны Медузы , она всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный. На одной из античных камей на богине, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей. Иногда на монетах ее шлем украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Она всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие Минервы – копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Юпитера; она также часто держит на руке статую Ники – богини победы. На самых древних памятниках Минерва изображается с поднятым щитом и копьем. Эгида, которую она всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую она прикрепила голову Медузы; эта эгида заменяет ей иногда щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Минерва должна носить эгиду как отличительный признак. На архаических статуях она употребляет эгиду вместо щита; в эпоху золотого века греческого искусства она носит эгиду на груди. Голова Медузы – также один из отличительных признаков этой богини и изображается или на эгиде, или на шлеме. Эта голова должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами богини, когда она появлялась перед ними. На одной фреске, открытой в Геркулануме , богиня одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; она закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Знаменитая статуя Фидия «Афина Парфенонская», была изваяна из слоновой кости и золота. Богиня стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Она держала в одной руке копье, а в другой – статую богини победы Ники. На шлеме у нее был сфинкс – эмблема божественного разума; по бокам его были изображены два грифона; над забралом – восемь коней, несущихся во весь опор, – символ быстроты мысли. Голова и руки богини были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем. На наружной стороне щита, поставленного у ног богини, была изображена битва афинян с амазонками , на обратной стороне – борьба богов с гигантами ; миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале.

Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию Павсания , дошедшему до нас. Прекрасная бронзовая статуя Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых древних статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Целомудренная богиня Минерва никогда не изображалась древними художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют ее в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса », то это по незнанию древних традиций. До нее никогда не касались стрелы бога любви Амура , который ее всегда избегал и оставлял в покое. Венера , недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала его за это упреками. Он оправдывался, говоря: «Я боюсь ее, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у нее на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и, дрожа, бегу от нее» (Лукиан ).

Минерва нашла однажды оленью кость, сделала флейту, стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие. Но, заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, она, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть. Ее нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого Аполлона на состязание с ним. Он не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Кроме мифа о Марсии с Минервой тесно связаны сказания об Арахне и о первых афинских царях – Кекропсе и Эрихтонии .

Название Minerva может, прибыло от индоевропейского корня "человек", из которого интелект и ум также были получены. Однако у неиндоевропейского народа Этрусков была богиня Менрва (Menrva), таким образом, название может иметь полностью неизвестное происхождение.

Минерва была дочерью Юпитера и Метиса. Она, как полагали, была девственной богиней воином, покровительница поэзии, медицины, мудрости, торговли, ремесел, и считалась изобретательницей музыки. Как Минерва Медиса ("Minerva Medica"), она была богиней медицины и докторов.

Приспосабливая греческие мифы об Афине, римляне сказали, что Минерва не родилась обычным способом, а скорее выпрыгнула полностью вооруженная из мозга своего отца; это изображение очаровало Западных авторов и художников через века.

Овдий называл ее богиней тысячи работ. Минерве поклонялись всюду по Италии, хотя только в Риме она приобрела воинственный характер. Минерва обычно изображается, нося кольчугу и шлем, и неся копье.

В храме на Капитолийском Холме ей поклонялись вместе с Юпитером и Юноной, с которой она сформировала сильную триаду богов Древнего Рима.

Другой храм ее был расположен на Холме Авентине. Церковь Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) основана на остатках одного из ее храмов.

Каждый год с 19 по 23 марта проводился фестиваль Квинкватрия (Quinquatria), первично названный фестиваль - Минервы. Этот фестиваль, главным образом, праздновался ремесленниками, но также и студентами. 13 июня праздновался младший Quinquatrus. Минерва, как полагают, является изобретателем чисел и музыкальных инструментов.

Она, как думают, имела этрусское происхождение, как богиня Менрва (Menrva) или Менерва (Menerva). Позже ее стали сравнивать и сопоставлять с греческой богиней Афиной (Athena). В начале 20-ого столетия, Мануель Хосе Эстрада Кабрера (Manuel Jose Estrada Cabrera), президент Гватемалы, попытался продвинуть Культ Минервы в своей стране. Согласно легенде, игральная карта Дама пик изображает Минерву.

Римляне праздновали ее фестиваль с 19 марта до 23 марта в течение дней, которые называют, Quinquatria, праздник ремесленников. Меньшая версия, Minusculae Quinquatria, проводилась 13 июня, флейтистами, которые особенно отдавали честь ее религии. В 207 году до н.э., гильдия поэтов и актеров была сформирована, чтобы выполнить исполненные по обету в храме Минервы на холме Авентине. Среди других среди его участников был Ливий Андроницус (Livius Andronicus). Храм Минервы на холме Авентине продолжал быть важным центром искусств для большой части средней римской республики.

Минерве также поклонялись на Капитолийском Холме как одной из Капитолийской Триады наряду с Юпитером и Юноной, в Храме Минервы Медики (Minerva Medica), и в Храме Минервы, последний храм был основан приблизительно в 50 году до н.э. в Помпеии, там где стоит современная церковь Santa Maria sopra Minerva (около современной Базарной площади Делла Минерва и Пантеон).

Как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь - Квинкватрии (Quinquatrus).

Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел , закончив покорение Македонии , сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме . Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам , сапожникам , врачам , учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, - музыкантам ; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Главное празднество в её честь - Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта , - было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение - minerval.

Минерву иногда ошибочно отождествляли с богиней мудрости Будте - персонажем литовской мифологии .

В честь Минервы назван астероид (93) Минерва , открытый в 1867 году.

Напишите отзыв о статье "Минерва"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Минерва

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.
В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.