Мини рассказ который заканчивается моралью басни обоз. План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: И.А.Крылов "Обоз"

Басня Крылова «Обоз» показывает нам людей, попавших в сложную ситуацию и по-разному реагирующих на обстоятельства – одни продолжают тихо и сосредоточенно делать свое дело, а вторые занимаются пустой критикой, хотя сами не могут сделать лучше.

Басня Обоз читать

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!



А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни Обоз

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Басня Обоз - анализ

Мораль басни Крылова «Обоз» можно выразить знакомой всем нам поговоркой: «у других в глазу видишь соломинку, у себя и бревна не заметишь». С критиками, которые готовы оспорить любое действие окружающих, мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно, но мудрый человек не должен обращать на них внимания. Так поступил Конь – он, хоть и с огрехами, но выполнил свою задачу – довез воз в целости.

Но анализ басни Крылова «Обоз» затрагивает и другую сторону конфликта – молодую Лошадь. Она не является отрицательным персонажем, автор говорит, что «многие имеют слабость ту же» - то есть, в глазах нас всех зачастую действия других людей кажутся нелепыми и лишенными смысла. Но стоит оказаться в их положении – и мы оказываемся еще хуже. Как часто приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается не соответствующей действительности! Отсюда вывод – прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?

Какова мораль басни Крылова "Обоз"? К каким жизненным ситуациям применима?

    Мораль однозначная,- не суйся под руку другим с поучениями, критикой и нравоучительством, жизнь показывает, что критиканы, оказавшись в аналогичных ситуациях, расписываются, часто, в собственной несостоятельности - неуменим оказаться наверху...

    А, применительно к повседневной действительности (самое распространенное)

    критики сидящие на пассажирских сидениях, поучающие водителей стилю-

    методам езды.

    На мой взгляд, суть морали этой басни в том, что не надо никого осуждать. Если видишь, что у кого-то что-то не получается - помоги, но не осуждай со стороны. Делать всегда труднее, чем представлять и болтать языком.Очень легко увидеть ошибки со стороны, а вот попробуй сам это же дело сделать хорошо.Только кажется, что легко, а как попробуешь, убедишься, что сложновато.Поэтому никого и никогда не надо осуждать.

    Да, именно эта басня очень актуальна для современной политики, проводимой в мире. И в большей мере это относится именно к России. Когда видишь, как некоторые молодые неопытные политики, да и пожилые пытаются всех учить, как жить и как поднимать экономику, а сами тяжелей стакана в руках не держали, то становится немного не по себе и к чему мы так можем прийти. Но тут же находятся и так называемый, чтобы не было обидно, бэк - вокал. И вот он и портит все дело, и непонятно, чем все это может кончится. Так что, действительно, У нас давно так повелось, что учат те, кто сами не умеют . Да, последняя фраза получилась как в басне Крылова. Как говорится, и стиль и смысл как в этой басне.

    Так что мне кажется, что мораль я неплохо представил выделенной фразой.

    Мораль данной басни заключается в том, что не стоит относиться предвзято к тому, как другие выполняют определенную работу. Особенно тогда, когда ты еще сам не выполнял такой работы. Есть большая вероятность того, что ты справишься с задачей хуже (или вообще не справишься, как в этой басне: лошадь слетела в канаву, все хозяйские горшки разбились), оттого будешь выглядеть еще смешнее, чем мог бы.

    В басне Обоз представлена самая наверное распространенная в жизни ситуация, когда один человек что-то делает, а другой ему дает советы, как сделать лучше. Причем советуют обычно явные дилетанты, которые имеют только поверхностное представление о выполняемой работе и не представляющие себе всех подводных камней. В итоге, когда такой советчик надоедает и ему предлагают сделать работу самому, оказывается, что работа-то ему и не по силам. Так и в басне Крылова старая опытная лошадь аккуратно спускается под гору, понимая, что тяжелый воз может понести и тогда его не остановишь, но молодая, всячески понося мастера, бросается вперед и оказывается в канаве. Мораль: не ругай работу другого, не попробовав сделать ее сам, не суди о работе профессионала будучи любителем и не лезь под горячую руку с советами.

    Текст басни Обоз И.А. Крылов:

    Мораль басни проста, советы давать очень легко, глядя со стороны на работу другого. Критикующих полно, а вот взяться да сделать правильно не всем под силу. Нужны опыт и умения.

    Кажется взялся и сделал за пять минут да еще без ошибочно верно. Ан нет. За любое дело нужно браться, сначала подумав. Поспешишь - людей насмешишь. И это еще пол-беды.

    В этой басне нет никакого потаенного глубокого смысла, мораль вся на поверхности и заключается в последнем абзаце.

    Проще всего стоять и критиковать (или даже, по нынешним временам, сидеть у компьютера и комментарии ехидные отпускать) чужую работу. Поди-ка, сделай сам. Ещ и намного хуже получится.

    Вспомнилась Оксана Пушкина в жюри шоу Ледниковый период. Сама толком кататься не научилась, но других судить (и засуживать, ставя по надуманным причинам заниженную оценку) - хлебом не корми. А как ей станут говорить: Ну давайте, Оксана, выходите на лд, покажите нам, как надо было! - В другой раз... Чтобы все горшки не расколотить, как та лошадь.

    Басня И.А. Крылова Обоз рисует нам казалось бы простую и житейскую ситуацию - обоз с горшками, который идет вначале в гору, а затем с горы. Из уст молодой лошади слышится критика излишней осторожности хозяина обоза и опытного коня, которые не торопятся в этом деле. Но жизнь (в данном случае - спуск обоза с горы), когда возу и молодой лошади пришлось спускаться с горы, подтвердил правоту хозяина и опытного коня.

    Басня Обоз - это иносказательная поддержка баснописцем тактики, выбранной полководцем Кутузовым (старым и опытным), которого вовсю критиковали многие молодые горячие головы в верхах и даже сам царь Александр I.

    Мораль басни заключена в ее последних четверостишиях:

    Она применима к очень многим житейским ситуациям. Наблюдать со стороны всегда легче, кажется, что сам сделаешь подобное легко и быстро. Но, когда доходит до дела, то оказывается, что результат получился намного хуже, чем у того, кого так яростно критиковали.

    Это же можно отнести даже к трудным эмоциональным ситуациям, о которых русская пословица говорит:

    Со стороны люди часто горазды давать советы и им кажется, что они в подобных обстоятельствах сделают все быстро и правильно, но не то получается, когда дойдет до реального дела.

Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.

Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, –

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Прощай, хозяйские горшки!

Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова – осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» – Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).

Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом – бух в канаву!»

Это еще раз подтверждает то, что И. А. Крылов – поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

Любовь и дружба как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена начиная с лириков античности. Из стихов о любви, про…

Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтом…

«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», – так определил В. Г. Белинский место и значение творчества выдающегося…

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях он бичевал лжецов и мерзавцев, крепостников и властолюбцев. Жанр басни им...
  2. В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак,...

Чтобы подготовиться к уроку по басне Крылова Обоз, стоит познакомиться с самой работой и сделать анализ этой басни. Так вот, в работе писателя речь идет о двух лошадях, старой опытной и молодой горячей. Лошади везли телеги с горшками и нужно было сойти с очень крутой горы. Старая лошадь делала все не спеша и продумывала каждый свой шаг, поэтому горшки были целыми. Молодая же лошадь поспешила, хотела сделать быстрее и лучше и как итог, горшки оказались все разбиты. Вот такая краткая суть произведения.

Смысл и мораль басни Крылова

А теперь давайте раскроем смысл басни Крылова, а также выделим мораль «Обоза». Суть заключается в том, чтобы показать читателю, насколько важно в нашей жизни продумывать свои действия и к чему может привести необдуманность и торопливость. При этом в басне автор использует аллегорию, посвящая произведение военным событиям 1812 года, когда шла война с Наполеоном. В образе старой лошади изображается Кутузов с его мудростью и военной тактикой. Он дорожил войском и смог принять решение об отступлении, чтобы потом вновь напасть и прогнать противника. В образе же молодой лошади показан Александр Первый. Он не поддерживал Кутузова, критиковал его военную тактику, и из-за своей торопливости, поспешным действиям в итоге проиграл Аустерлицкое сражение.

Какова мораль басни Обоз? Как известно, все басни имеют мораль. Есть мораль и в басни Крылова и она четко прослеживается в последних строчках произведения. Она заключается в том, что только со стороны кажется, что мы можем сделать лучше то, что делается сейчас другими. Даем советы, требуем их применения, а когда доходит до дела, наши советы к хорошему не приводят. Вот и получается, что примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже.

Послушайте басню Крылова «Обоз» прямо сейчас

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле,- у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.
В качестве примера можно привести такую историю.
Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник, и когда мы гуляли во дворе, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно безалаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму, который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань, - так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!»- это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами,- Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математической школе, сложные задачки для старшеклассников, Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так себе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя самым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительница по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался карате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то перекинулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил, что Генка - это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и генкин одноклассник попросил его помочь. «Легко!» - самоуверенно согласился тот. Оказалось, конечно, вес совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» -заявил он, посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожалел, потому что в школе сам вызвался к доске изобразить правильное решение домашнего задания, надеясь заработать хорошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с издевательским поведением их отпрыска. Учительница-то подумала, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотребной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он парень решительный, да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна: Невольно вспомнишь басни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:
Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.