Митрополит Иона (Сысоевич) краткая биография. Значение иона (сысоевич) в православной энциклопедии древо Митрополит иона сысоевич

Ростовский и Ярославский в -1690 годах , сподвижник патриарха Никона . Он развернул в своей митрополии грандиозное строительство, плодами которого стали Ростовский кремль , перестройка близлежащих монастырей (включая Борисоглебский), ансамбль Успенского собора , Толгский монастырь в Ярославле , Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге .

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова . Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича . Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского , затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола . В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская . В 1666 году присутствовал на соборе , осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе . Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич) , продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад .

Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Иона Сысоевич
Иона Сысоевич
Портрет митрополита Ионы (XIX век)
15 августа 1652 - 20 декабря 1690
Предшественник: Варлаам (Старорушин)
Преемник: Иоасаф (Лазаревич)
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: около
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Похоронен: {{#property:p119}}
Династия: {{#property:p53}}
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова . Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича . Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского , затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола . В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская . В 1666 году присутствовал на соборе , осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе . Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич) , продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Строительство и колокольные звоны

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), церковь Спаса на Сенях (1675), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад .

Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Источники

  • // Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • . Биографическая энциклопедия
  • . Ростовский кремль

Напишите отзыв о статье "Иона Сысоевич"

Ссылки

  • Румянцева В. С. . ГМЗ «Ростовский кремль»
  • Рутман Т. А. // История и культура Ростовской земли. Материалы конференции 2003 г. Ростов, 2004.
  • Сагнак И. В. . ГМЗ «Ростовский кремль»

Литература

  • Мельник А. Г. О храмовых интерьерах второй половины XVII в. Ростова Великого, созданных по заказу митрополита Ионы // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 3. - Ростов, 1992. - С. 89-105.
  • Мельник А. Г. Byzantine Traditions in the Interior Decoration of the Churches of Rostov the Great, Created upon the Order of Metropolitan Iona (1652-1690) // Acts: XVIIIth International Congress of Byzantine Studies: Selected papers: Moscow, 1991. Volume III: Art History, Architecture, Music. / Byzantine Studies Press, Inc. - Shepherdstown, WV, 1996. P. 447-453.
  • Мельник А. Г. Новые данные о мастерах-строителях конца XVII века из вотчины ростовского митрополита Ионы // История и культура Ростовской земли. 1999. - Ростов, 2000. - С. 207-212.
  • Мельник А. Г. // Иеротопия . Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. - М ., 2006. - С. 740-753. - ISBN 5-85759-376-X.

Отрывок, характеризующий Иона Сысоевич

Моя бабушка спокойно растила своего маленького сына, а дедушка наконец-то обрёл свою давнишнюю мечту – возможность каждый день «с головой окунаться» в так полюбившийся ему алитуский лес.
Таким образом, все были более или менее счастливы и пока что никому не хотелось покидать этот поистине «божий уголок» и опять пускаться странствовать по большим дорогам. Они решили дать возможность папе закончить так полюбившуюся ему школу, а маленькому бабушкиному сыну Валерию дать возможность как можно больше подрасти, чтобы было легче пускаться в длинное путешествие.
Но незаметно бежали дни, проходили месяцы, заменяясь годами, а Серёгины всё ещё жили на том же самом месте, как бы позабыв о всех своих обещаниях, что, конечно же, не было правдой, а просто помогало свыкнутся с мыслью, что возможно им не удастся выполнить данное княжне Елене слово уже никогда... Все Сибирские ужасы были далеко позади, жизнь стала каждодневно привычной, и Серёгиным иногда казалось, что этого возможно и не было никогда, как будто оно приснилось в каком-то давно забытом, кошмарном сне...

Василий рос и мужал, становясь красивым молодым человеком, и его приёмной матери уже всё чаще казалось, что это её родной сын, так как она по-настоящему очень его любила и, как говорится, не чаяла в нём души. Мой папа звал её матерью, так как правды о своём рождении он пока ещё (по общему договору) не знал, и в ответ любил её так же сильно, как любил бы свою настоящую мать. Это касалось также и дедушки, которого он звал своим отцом, и также искренне, от всей души любил.
Так всё вроде понемногу налаживалось и только иногда проскальзывающие разговоры о далёкой Франции становились всё реже и реже, пока в один прекрасный день не прекратились совсем. Надежды добраться туда никакой не было, и Серёгины видимо решили, что будет лучше, если эту рану никто не станет больше бередить...
Мой папа в то время уже закончил школу, как ему и пророчили – с золотой медалью и поступил заочно в литературный институт. Чтобы помочь семье, он работал в газете «Известия» журналистом, а в свободное от работы время начинал писать пьесы для Русского драматического театра в Литве.

Всё вроде бы было хорошо, кроме одной, весьма болезненной проблемы – так как папа был великолепным оратором (на что у него и вправду, уже по моей памяти, был очень большой талант!), то его не оставлял в покое комитет комсомола нашего городка, желая заполучить его своим секретарём. Папа противился изо всех сил, так как (даже не зная о своём прошлом, о котором Серёгины пока решили ему не говорить) он всей душой ненавидел революцию и коммунизм, со всеми вытекающими из этих «учений» последствиями, и никаких «симпатий» к оным не питал... В школе он, естественно, был пионером и комсомольцем, так как без этого невозможно было в те времена мечтать о поступлении в какой-либо институт, но дальше этого он категорически идти не хотел. А также, был ещё один факт, который приводил папу в настоящий ужас – это участие в карательных экспедициях на, так называемых, «лесных братьев», которые были не кем-то иным, как просто такими же молодыми, как папа, парнями «раскулаченных» родителей, которые прятались в лесах, чтобы не быть увезёнными в далёкую и сильно их пугавшую Сибирь.
За несколько лет после пришествия Советской власти, в Литве не осталось семьи, из которой не был бы увезён в Сибирь хотя бы один человек, а очень часто увозилась и вся семья.
Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.
Вначале он был секретарём комсомола, из коего несколько раз уходил «по собственному желанию» и возвращался уже по желанию чужому. Позже, был членом коммунистической партии, из которой также с «большим звоном» вышвыривался и тут же забирался обратно, так как, опять же, немного находилось в то время в Литве такого уровня русскоговорящих, великолепно образованных людей. А папа, как я уже упоминала ранее, был великолепным лектором и его с удовольствием приглашали в разные города. Только там, вдали от своих «работодателей», он уже опять читал лекции не совсем о том, о чём они хотели, и получал за это всё те же самые проблемы, с которых началась вся эта «канитель»...
Я помню как в одно время (во времена правления Андропова), когда я уже была молодой женщиной, у нас мужчинам категорически запрещалось носить длинные волосы, что считалось «капиталистической провокацией» и (как бы дико сегодня это не звучало!) милиция получила право задерживать прямо на улице и насильно стричь носящих длинные волосы людей. Это случилось после того, как один молодой парень (его звали Каланта) сжёг себя живьём на центральной площади города Каунас, второго по величине города Литвы (именно там тогда уже работали мои родители). Это был его протест против зажима свободы личности, который перепугал тогда коммунистическое руководство, и оно приняло «усиленные меры» по борьбе с «терроризмом», среди которых были и «меры» глупейшие, которые только усилили недовольство живущих в то время в Литовской республике нормальных людей...
Мой папа, как свободный художник, которым, поменяв несколько раз за это время свою профессию, он тогда являлся, приходил на партсобрания с длиннющими волосами (которые, надо отдать должное, у него были просто шикарные!), чем взбесил своё партийное начальство, и в третий раз был вышвырнут из партии, в которую, через какое-то время, опять же, не по своей воле, обратно «угодил»... Свидетелем этому была я сама, и когда я спросила папу, зачем он постоянно «нарывается на неприятности», он спокойно ответил:
– Это – моя жизнь, и она принадлежит мне. И только я отвечаю за то, как я хочу её прожить. И никто на этой земле не имеет права насильно навязывать мне убеждения, которым я не верю и верить не хочу, так как считаю их ложью.
Именно таким я запомнила своего отца. И именно эта его убеждённость в своём полном праве на собственную жизнь, тысячи раз помогала мне выжить в самых трудных для меня жизненных обстоятельствах. Он безумно, как-то даже маниакально, любил жизнь! И, тем не менее, никогда бы не согласился сделать подлость, даже если та же самая его жизнь от этого зависела бы.

ИОНА (СЫСОЕВИЧ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иона (Сысоевич) (ок. 1607 - 1690), митрополит Ростовский и Ярославский.

Родился около 1607 г. близ города Ростова.

Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре.

Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

15 августа 1652 г. патр. Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского.

В 1654 и 1656 гг. присутствовал в Москве на соборах об исправлении церковных книг.

Во время удаления патр. Никона в монастырь управлял делами патриархии.

В 1663 г. участвовал в разборе дел патр. Никона.

В 1664 г. по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву патр. Никона.

В 1666 г. присутствовал на соборе, осудившем Никона.

С 1674 по 1690 г. участвовал на всех последующих соборах и съездах иерархов в Москве.

Митр. Иона известен своею ревностью к церковному благолепию. Он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил ранее бывшие церкви и монастыри. Так, в 1657 - 1658 гг. им построены храмы Благовещенский и Михаило-Архангельский в Георгиевском монастыре Ярославской губернии, а в 1691 г. - каменный храм во имя Зачатия св. Анны в Спасо-Иаковлевском Димитриевском монастыре.

Им же устроен золотой мелодичный звон колоколов новгородских и петербургских церквей, а также церквей Троицко-Сергиевой и Киево-Печерской Лавры.

О музыкально настроенных колоколах Ростовского собора он писал: "на своем дворишке лью колоколишки и дивятся людишки". Митр. Иона был большой любитель зодчества.

Литература

Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 531.

Он же Древн. святыни Ростова, 2-е изд. М., 1869, прим., с. 25, 552.

Чистович Очерк Истор. Зап.-рус. Церкви, I, с. 141.

Титов А. Летописец о Рост. архиереях.

Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич - памятники худож. старины. М., с. 23, 54, 74, 75, 82.

Булгаков, с. 1418.

Денисов, с. 923, 928.

Строев П., с. 333, 340.

Ярослав. губ. вед., 1855, № 10.

Церк. вестн., 1891, № 5, с. 71.

Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 88-101, 1888, февраль, с. 424-425, 1894, октябрь, с. 237-240, 1904, февраль, с. 700, 1906, январь, с. 304.

Русский архив, 1901, кн. 1-я, № 3, с. 362.

БЭЛ, т. VII, с. 288-289.

Н. Д., с. 24.

Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4444

http://days.pravoslavie.ru/Images/im1836.htm - изображение

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОНА (СЫСОЕВИЧ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИОНА в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в ветхозаветных преданиях пророк, которому было дано поручение от бога Яхве предупредить жителей столицы Ассирии Нивевию о грядущем наказании за …
  • ИОНА в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    ветхозаветный пророк из числа 12 малых, живший, предположительно, в IX-VIII вв. до Р.Х. Библейская книга Ионы повествует об отослании пророка …
  • ИОНА
    (голубь) - имя следующих лиц: 2Езд 9:23 - один из левитов, женатых на иноплеменницах. В 1Езд (10:23) стоит: Елиезер. Ин …
  • ИОНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1461) русский митрополит с 1448, первый фактически независимый от константинопольского патриарха. Канонизирован Русской православной …
  • ИОНА О-В в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Jona), иначе Иколмкиль, остров из группы Гебридских островов в Шотландии. В средние века славился своим аббатством, основанным в VI в. …
  • ИОНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОНА (?-1461), митрополит Московский с 1448. Возведён на митрополию по воле вел. кн. Василия II Тёмного без согласия патриарха Константинопольского. …
  • ИОНА в словаре Синонимов русского языка.
  • ИОНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иона, (Ионич, …
  • ИОНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-1461) , русский митрополит с 1448, первый фактически независимый от константинопольского патриарха. Канонизирован Русской православной церковью. - Палестинский (9 в.), …
  • ИОНА ПРОРОК в Библейской энциклопедии Никифора:
    (4Цар 14:25, Мф 12:39, Лк 11:29-30) - имя Еврейского пророка, который, очевидно, жил в царствование Иеровоама, сына Иоаса, царя Израильского. …
  • ИОНА, ПРОРОК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (VIII в. до н.э.), пророк из числа малых пророков, преемник пророка Елисея …
  • ИОНА ЯШЕЗЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона Яшезерский (XVI в.), преподобный. Память 22 сентября, в Соборе Карельских святых Преподобный …
  • ИОНА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона Шестник, Псково-Печерский (+ ок. 1480), основатель Псково-Печерского монастыря, преподобный. Память 29 марта …
  • ИОНА НОВГОРОДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона Новгородский (+ 1470), архиепископ, святитель. Память 9 марта память чуда от мощей …
  • ИОНА МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Одноушев) (+ 1461), митрополит Киевский и всея России чудотворец, святитель. Память 31 …
  • ИОНА КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Мирошниченко) , в схиме Петр (1802 - 1902), Киевский чудотворец, преподобный. Память …
  • ИОНА 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Ионы. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИОНА 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Ионы. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИОНА (САНКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Санков) (1873 - 1938), иеромонах, преподобномученик. В миру Санков Иван Андреевич. …
  • ИОНА (ПОКРОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Покровский) (1888 - 1925), епископ Ханькоуский и Маньчжурский, чудотворец, святитель (РПЦЗ …
  • ИОНА (ПАФФХАУЗЕН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Паффхаузен) (род. 1959), архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады (Православная Церковь …
  • ИОНА (ЛАЗАРЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Лазарев) (1869 - 1937), епископ Невельский, викарий Витебской епархии, священномученик. …
  • ИОНА (СВЯТОЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ)
    Иона - св., митрополит московский, родился близ Солигалича, на 12-м году постригся в монашество в Галиче, потом перешел в Симонов …
  • ИОНА (МАЛЕНЬКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Иона - иеродиакон Троице-Сергиевой лавры, по прозванию Маленький, путешественник в св. Землю, подробно описавший свое странствование по Молдавии, Турции и …
  • РОСТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростовское викариатство Ярославской епархии Русской Православной Церкви (недейств.). Не путать с действующей Ростовской-на-Дону епархией. История …

Почти сорок лет управлял митрополит Иона (Сысоевич) древней и обширной Ростовской митрополией, прославившись прежде всего как храмоздатель. В одном только Ростове и его окрестностях при этом архиерее построено 14 церквей. Толчковский Иоанно-Предтеченский храм возводился также при нем и по его благословению.

Начало жизненного пути митрополита Ионы Сысоевича

Начальная биография митрополита Ионы вполне обычна. Приблизительно в 1607 году он родился в семье священника Сысоя, служившего на деревенском погосте близ Ростова. В юности будущий владыка поступил в Воскресенский монастырь города Углича, откуда началось его восхождение по иерархической лестнице.
Сначала мы обнаруживаем его архимандритом Белогостицкого монастыря, а затем — Авраамиева (оба — в Ростове). А в 1652 году — уже митрополитом Ростовским.

Местоблюститель

Своим возвышением Иона был обязан Патриарху Никону и в ближайшие годы являлся одним из верных его сторонников во всем, что касалось книжных и обрядовых справ. Когда же Патриарх отошел от дел управления Церковью и удалился в Новый Иерусалим, митрополит Иона остался «за старшего» — местоблюстителем Патриаршего престола. В спокойной обстановке он мог бы проявить себя неплохим управителем делами Патриархии (в своей митрополии владыка распоряжался мудро и пользовался уважением), но неустойчивость ситуации ранила и стесняла его.

Процессы, запущенные Никоном, было уже не остановить. При этом сам Патриарх, находясь в Новоиерусалимском монастыре, демонстрировал неучастие в церковных делах, но время от времени все-таки вмешивался. Среди духовенства царила растерянность, назревало недовольство.

По натуре деятельный, но робкий в отношениях с людьми, Иона в итоге оказался не на высоте положения. Неожиданный приезд Патриарха Никона в Успенский собор смутил его, и он, вопреки своему «соборному рукоподписанию», принял благословение от Никона и «увлек к тому же других». Собратья-архиереи отнеслись к проступку Ионы довольно снисходительно, но тем не менее от местоблюстительства он был отстранен и уехал в Ростов. В 1666 году, однако, митрополит Иона участвовал в Соборе, осудившем Патриарха.

Большая стройка

Митрополит Иона - строитель. В этой области его способности проявились наилучшим образом. Самое знаменитое его детище — ансамбль Ростовского архиерейского дома, который ныне известен как Ростовский кремль. В то же время он не обделял вниманием и Ярославль — второй по значению город митрополии, где как раз в то время сложились все предпосылки для обширного каменного строительства. Город стремительно рос и богател, а большие пожары 1658 и 1670 годов «расчистили» площадки для возведения новых великолепных церковных зданий.

Примечательно, что документальных известий о храмоздательной деятельности митрополита в Ростове почти не сохранилось, но с Ярославлем все обстоит совсем по-другому. К настоящему времени удалось отыскать 19 митрополичьих грамот и других документов, относящихся к Ярославлю. Из них 11 являются собственно благословенными грамотами на постройку и освящение храмов.
Что касается того, насколько владыка Иона определял облик строившихся зданий, то здесь вопрос остается открытым. Бесспорно, он являлся умелым организатором, способным привлечь на «строительные площадки» митрополии лучших мастеров эпохи. Но обладал ли он достаточными познаниями для того, чтобы диктовать им свою «архитектурную волю»?

В 1690 году, после 39 лет управления епархией, митрополит Иона удалился на покой. Утружденный возрастом и болезнями, в уединении он прожил всего несколько месяцев, скончавшись в декабре того же года.

Митрополит Иона Сысоевич выдающаяся .

ок. 1607 - 20.12.1690, Ростов), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. В одном из списков «Угличского летописца» кон. XVIII в. сообщается, что И. происходил из семьи крестьян Кобановской вотчины, принадлежавшей угличскому в честь Воскресения Христова муж. мон-рю . И. рано остался сиротой и поселился при Воскресенском мон-ре, был служителем мон-ря, затем принял монашеский постриг (ГМЗРК. Р-48. Л. 116 об.). Синодики ростовского Успенского собора, ростовских и угличских обителей содержат имена родственников И., список начинается со схимника Кирилла. Имя Сысой, следующее после имени Кирилла, во всех синодиках названо без указания на духовный сан, из чего следует, что отец И. не был священником. По преданию, известному из публикаций 80-х гг. XIX в. ростовского краеведа А. А. Титова , к-рый заимствовал сведения о происхождении И. из рукописей А. Я. Артынова, И. происходил из семьи свящ. Сысоя, служившего в храме на погосте близ дер. Ангелово, за оз. Неро, в 10 верстах от Ростова. На родине И. построил «замысловатую деревянную церковь, имевшую с галереями 365 окон и сгоревшую в XVII в. от молнии» (Летописец о Ростовских архиереях. 1890. С. 21). Постриг И. принял в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления мон-ре , впосл. был иноком угличского Воскресенского мон-ря, архимандритом ростовских обителей - Белогостицкой и Богоявленской.

К 1652 г. И. являлся архимандритом ростовского Богоявленского мон-ря. После кончины патриарха Иосифа (15 апр. 1652) И. был одним из 12 «мужей духовных», выдвинутых в качестве кандидатов на Патриарший престол. 25 июля 1652 г. патриархом был избран Никон , а менее чем через месяц, 15 (или 22) авг. того же года, он возглавил хиротонию И. в митрополита Ростовского и Ярославского. 30 дек. 1652 г. И. был одним из духовных лиц, освидетельствовавших по распоряжению патриарха Никона мощи прп. Даниила Переславского. И. установил в Ярославле ежегодный крестный ход с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери в память о чудесном прекращении эпидемии чумы, свирепствовавшей здесь в 1654 г. Ростовский митрополит активно участвовал в проведении богослужебной реформы, начатой патриархом Никоном, присутствовал на Соборах 1654, 1656 гг., занимавшихся вопросами исправления церковных книг и обрядов. В 1657 г. И. принимал меры против старообрядцев: Силки Богданова и его учеников, объявившихся в Ростове на посаде (Румянцева . 1986. С. 133-136, 223-225).

В 1663 г. И. заседал в комиссии, учрежденной для рассмотрения дела патриарха Никона (в 1658 патриарх оставил престол и поселился в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова мон-ре , в 1660 он был лишен сана Собором рус. архиереев). Со 2 сент. по 18 дек. 1664 г. И. являлся местоблюстителем Патриаршего престола, сменив Сарского и Подонского митр. Питирима , ставшего Новгородским и Великолукским митрополитом (впосл. патриарх Московский и всея Руси). В ночь с 17 на 18 дек. 1664 г., во время службы в московском Успенском соборе, к-рую возглавлял И., неожиданно в храм вошел Никон в сопровождении мн. людей. Бывш. патриарх потребовал, чтобы И. подошел под благословение, тот исполнил требование, после чего под благословение к Никону подошли все духовные лица и мн. миряне. 18 дек. началось следствие в связи с приездом Никона в Москву. Царь Алексей Михайлович был разгневан поступком И. и приказал рассмотреть действия местоблюстителя архиерейскому Собору, к-рый был созван в Патриаршей крестовой палате 22 дек. Архиереи признали И. виновным, он должен был поклясться, что не имел никакого согласия и совета с бывш. патриархом и принял от него благословение, «будучи устрашен его внезапным пришествием и одержим ужасом». 10 февр. 1665 г. в Москве состоялся Собор, на к-рый прибыли почти все рус. архиереи и митрополиты Газский Паисий (Лигарид) и Сербский Феодосий. Собор вновь допросил И., и местоблюститель попросил прощения за свой проступок. Собор постановил: «Митрополиту Ионе блюстителем соборной апостольской Церкви впредь не быть, а в том его внезапном погрешении быть свободным и в соборной церкви в своей ему прежней степени сообщаться и служить невозбранно» (Дело о патриархе Никоне. 1897. С. 176). Разбирательство дела И. окончилось грамотами, разосланными царем Алексеем Михайловичем архиереям в марте 1665 г.: «Митрополиту Ионе быть на митрополии его в Ростове, а на Москве соборной апостольской Церкви блюстителем быть Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому» (Там же. С. 178). Происшествие в Успенском соборе дало основание Н. Н. Воронину предположить, что И. оставался сторонником идей Никона после удаления последнего (Воронин . 1933). Д. М. Буланин считает это предположение необоснованным, грамота И. с резкими выпадами против незаконного проклятия Никоном Крутицкого митр. Питирима противоречит выводам Воронина.

И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем Никона, в 1667 г. участвовал в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II . В 1672 г. И. был на погребении первосвятителя, в 1676 г. присутствовал при короновании царя Феодора Алексеевича , в 1682 г.- при короновании царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Участвовал в хиротониях Воронежского еп. свт. Митрофана (2 апр. 1682) и Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) (8 нояб. 1685). По проекту неосуществленной епархиальной реформы царя Феодора Алексеевича 1681 г. планировалось дать И. титул «митрополит великого княжения Ростовского» (Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 441). В 1658 г. из Ростовской в Вологодскую епархию были переданы Белозерская, Пошехонская и Чарондская десятины. В 1676 г. Пошехонская десятина была возвращена в Ростовскую митрополию. В 1667 г. была создана епископская кафедра в Великом Устюге, ранее принадлежавшем Ростовской епархии.

С первых лет управления И. Ростовской кафедрой в епархии шло активное строительство храмов и монастырей. По инициативе митрополита был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь . В 1662 г. по благословению И. в Пошехонском у. на месте часовни, в к-рой находилась чудотворная икона Рождества Божией Матери, был построен деревянный храм и учреждена Исаковская пуст. в честь Рождества Богородицы (Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Рождества Богоматери и основании Исаковой пуст. Пошехонского у. // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 615-618). Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1763 г., в Угличском у. на месте ц. мучеников Флора и Лавра на Кобыльей горе И. основал приписную к архиерейскому дому Дивногорскую пуст., к-рой в 1687/88 г. по челобитной И. из Поместного приказа были «отказываны променные земли». В 1674-1677 гг. по указанию И. была создана каменная церковь с трапезной и колокольней в угличском Воскресенском мон-ре. Архитектурный ансамбль Борисоглебского на Устье мужского монастыря (звонница, стены с 2 надвратными храмами) построен по благословению И. архим. Иосифом (Юматовым; † 1691). При И. были возведены каменные храмы в Ростове - Введенская ц. в Богоявленском мон-ре, Георгиевская ц. в Белогостицком мон-ре, Троицкая ц. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мон-ре , Рождественская ц. в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы; в Ярославле - ц. свт. Леонтия и архиерейские палаты. В 1686 г. И. была дана царская грамота о строительстве каменной ц. Благовещения в Дорогомиловской слободе в Москве на подворье Ростовских архиереев (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 104, 10).

При И. был украшен кафедральный Успенский собор (1508-1513), к которому было пристроено южное крыльцо, в 1659 г. оно было расписано ярославскими иконописцами Севастьяном Дмитриевым и Иосифом Владимировым. Для росписи Успенского собора в 1670-1671 гг. И. испросил у царя Алексея Михайловича лучших иконописцев - костромских мастеров под рук. Гурия Никитина и ярославских во главе с Севастьяном Дмитриевым (росписи сохранились только в алтаре и в жертвеннике собора). Вскоре после 1686 г. И. отождествил чудотворную икону из сказания Киево-Печерского патерика об иконе Богородицы с почитаемым в Успенском соборе Ростова списком Владимирской иконы Божией Матери . В нише алтаря Успенского собора, за Владимирской иконой, в иконостасе было исполнено настенное изображение прп. Алипия Киево-Печерского, иконописца, к-рый был автором этой иконы. При Успенском соборе построили каменную колокольню, для нее было изготовлено 12 колоколов, «весу в одном две тысячи, в другом тысяча, в третьем пятьсот, в четвертом сто сорок, в пятом сто двадцать пять пуд, в шестом восмьдесят пуд, а досталные без весу» (Там же. Л. 30). До наст. времени дошло неск. ростовских звонов, наиболее древний из них - «Ионинский», отличающийся особой торжественностью, по преданию, создан при И.

В 70-80-х гг. XVII в. рядом с Успенским собором был воздвигнут архитектурный ансамбль архиерейского дома («Ростовский кремль»), обнесенный каменными стенами с надвратными храмами; на юж. и зап. стенах устроены церкви с папертями: Воскресения (1670) и во имя ап. Иоанна Богослова (1683). Напротив митрополичьих келий, на месте сгоревшей деревянной церкви, построен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спас на Сенях) (1675). Сохранилась подробная опись архиерейского дома, составленная через неск. дней после смерти И. Возле архиерейского дома, в приписном Григорьевском мон-ре, был сооружен собор во имя свт. Григория Богослова. Уникальными по мастерству, иконографии и программе являются настенные росписи храмов архиерейского дома, выполненные костромскими, ярославскими и ростовскими иконописцами, среди к-рых были Гурий Никитин, Севастьян Савин, Сила Дмитриев, ростовский свящ. Тимофей и др. В составлении иконографической программы росписей принимал участие И.

Труды И. были оценены патриархом Иоакимом (Савёловым) , удостоившим Ростовского митрополита права «священный саккос носити и белый клобучец, подобен греческому, по чину Греческия Церкви» (Летописец о Ростовских архиереях. 1890. С. 14). Сохранилось праздничное облачение И., выполненное в строгановских мастерских: саккос 1665 г. (ЯИАМЗ), клобук, омофор (ГМЗРК). В собр. ГМЗРК хранится литургический серебряный набор - вклад И. в ростовский Успенский собор. Для ризницы И. «построил» 7 архиерейских митр (3 золотых, 4 серебряных), украшенных драгоценными камнями и жемчугом; 16 панагий (5 золотых, 11 серебряных) с драгоценными камнями и жемчугом; 11 омофоров, 4 из к-рых «низаны жемчугом»; 40 саккосов, 7 из них «низаны драгоценными камнями и жемчугом»; 7 палиц (3 украшены жемчугом); 8 епитрахилей, «низанных жемчугом»; 3 креста с драгоценными камнями и жемчугом (2 золотых, 1 серебряный) (Там же. 1890. С. 14).

Б-ка И., включавшая более чем 300 рукописных и печатных книг, хранилась в архиерейском доме в неск. дубовых «сундуках и коробьях» (Опись архиерейского дома 1691 г. Л. 25, 77, 77 об. 84, 86, 126). В книгохранительнице кафедрального Успенского собора было собрано ок. 200 книг, из них ок. 150 рукописных. Кроме лит-ры богослужебного назначения в описи архиерейского дома указаны печатные книги «Скрижаль», Киево-Печерский патерик, Летописец киевский, «Мир с Богом» киевской печати, «Библия немецкая в лицах», Маргарит и др. Имелись сочинения по истории: Летописец Московского государства, «Книга степенная царского родословия» , 3 книги Хронографа.

По собственному прошению от 5 июня 1690 г. И. был уволен на покой и вскоре скончался; погребен в ростовском Успенском соборе у юж. стены (1-е захоронение от алтаря).

Сочинения

Как архипастыря И. характеризует «Окружное послание», написанное им при восшествии на митрополичью кафедру, к-рое исследователи считают одним из лучших образцов этого жанра. И. подчеркивает значение Свящ. Писания для духовной жизни человека, призывает священников читать и толковать пастве «Божественные писания», а если «поп или диакон не учит людей, от чина своего да извержится», совершать чинопоследования «единогласно и не борзяся, со всяким благоговением». Архимандриты и игумены «чтобы в своих мон-рях учили б каждого». Монахи и приходские священнослужители должны иметь духовных отцов. Архиерей обязывает монахов и мирян трижды в году приступать к таинствам покаяния и причащения. В послании содержатся предупреждения об опасности распространения старообрядчества, обличение пьянства как среди мирян, так и среди духовенства. И. призывает паству к церковному единству и послушанию священникам («церковникам»).

После освидетельствования в 1652 г. мощей прп. Даниила Переяславского И. послал «епистолию» царю и патриарху. Возможно, митрополит редактировал уже записанные чудеса этого святого или собрал сведения о чудесах от его мощей. Сохранилось значительное число благословенных грамот И. духовенству епархии и отчасти его переписка с современниками.

Арх.: ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1; Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. // Архив ГМЗРК. Инв. № Р-1083; Богословский И. Н . Иона III, митр. Ростовский и Ярославский // Там же. Р-565.

Соч.: ААЭ. Т. 3. С. 495-499; Т. 4. С. 118-120, 138-139; 315-317, 355-356, 499-500; АИ. Т. 4. С. 172-174; Письмо Ростовского митр. Ионы к тестю царя Алексея Михайловича И. Д. Милославскому / Сообщ.: В. Борисов // ЧОИДР. 1847. Кн. 5. Смесь. С. 56; Серебриков С . Два письма: Преосвященного Ионы, митр. Ростовского и Ярославского, и казначея его иером. Вассиана, писанные в 1673 г. в Ярославль к свящ. Димитриевской ц. Иоанникию // ВОИДР. 1849. Кн. 3. Смесь. С. 2-3; Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского мон-ря, данная 16 дек. 1686 г. игум. Никону // Ярославские ЕВ. 1860. № 33. Ч. неофиц. С. 309-310; ДАИ. Т. 8. С. 327-328; Письмо Вологодскому архиеп. Симону о присылке росписи церквей и монастырей Пошехонского у., после 22 дек. 1675 г. // Ярославские ЕВ. 1864. № 47. Ч. неофиц. С. 463-464; Лествицын В . Переписка патр. Иоакима с митр. Ионою Сысоевичем // Ярославские ГВ. 1873. № 10. Ч. неофиц. С. 52-53; № 12. С. 62-63; Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной ц. в честь Сошествия Св. Духа, данная 8 сент. 1688 г. попу Макарию // Ярославские ЕВ. 1873. № 48. Ч. неофиц. С. 388-389; Титов А. А . Рукописи слав. и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. Серг. П., 1897. Вып. 4. № 80. С. 101-103 [благословенная грамота на построение новой ц. в честь Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского у. никольскому попу Никифору]; Грамотки XVII - нач. XVIII в. М., 1969. № 457. С. 282-283; Полознев Д. Ф . Благословенные и ставленные грамоты Ростовской и Вологодской епархий XV-XVII вв. из фондов ОПИ ГИМ // СРМ. 1995. Вып. 8. С. 55-56; Черкасова М. С . К изучению церк. строительства в Ростовской митрополии в XVI-XVII вв. // Там же. 2005. Вып. 15. С. 144-146.

Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 31; Никольский Ф. Я. Портрет Ростовского митр. Ионы // Ярославские ГВ. 1855. № 10. Ч. неофиц. С. 65-67; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 146-151; Строев. Списки иерархов. Стб. 333, 340; Израилев А. А., прот. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884 3. С. 235; Титов А. А. Митр. Иона III Сысоевич и его постройки в кремле Ростова Великого // ИВ. 1885. Т. 22. Окт. С. 88-101; он же. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 71-73; он же. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 11, 13; он же. Кремль Ростова Великого. М., 1905; Каптерев Н. Ф. Приезд в московский Успенский собор Никона патриарха и дело Ростовского митр. Ионы // ПрТСО. 1887. Ч. 40. С. 277-329; Барсов Е. В. Новые мат-лы для истории старообрядства ХVII-ХVIII вв. М., 1890; Летописец о Ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 13-14, 21-23; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца; Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908. С. XXXIII-XXXVI; Воронин Н. Н. Ростовский «кремль» // Из истории докапиталист. формаций: Сб. ст. М.; Л., 1933. С. 655-680; Пуцко В. Г. Ростовский потир митр. Ионы // Сов. арх. 1971. № 4. С. 250-255; Иванов В. Н. Ростов. Углич. М., 1975 2. С. 28-119; Баниге В. С. Кремль Ростова Великого XVI-XVII вв. М., 1976; Буланин Д. М. Иона Сысоевич // СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 93-98; Бусева-Давыдова И. Л. Архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии // Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 159-168; она же. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII ст. М., 2008; Румянцева В. С. Патр. Никон и Ростовский митр. Иона // ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 118-124; Никаноров А. Б. «Колокольня с нотным звоном» // СРМ. 1995. Вып. 7. С. 5-17; Смирнов Д. В. К вопросу о названии колоколов ростовской звонницы // ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 164-166; Вахрина В. И. Иконы Ростовского архиерейского дома // ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 134-143; она же. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресв. Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого // Там же. 2002. Вып. 6. С. 197-213; она же. Храмовая икона ц. Воскресения Ростовского архиерейского дома // Ростовский архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: Мат-лы конф., 21-23 сент. 2005 г. Ростов, 2006. С. 180-190; Никитина Т. Л. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002; она же. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002; она же. Церковь Спаса на сенях в Ростове Великом. М., 2002; Сагнак И. В. Два предания о происхождении митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) // ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 104-119; Виденеева А. Е . Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004 (по указ.); Рутман Т. А. Храмоздательная деятельность митр. Ионы в Ярославле // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 428-437.

В. И. Вахрина

Иконография

Известно 5 портретов И., хранящихся в собрании ГМЗРК. Наиболее ранний, предположительно кон. XVII в., написанный масляными красками на холсте (50×41 см), послужил образцом для создания других. Документальные упоминания о его бытовании в составе портретной галереи сохранились в описях Ростовского архиерейского дома с 1765 г. После перевода в 1788 г. митрополичьей кафедры из Ростова в Ярославль портрет был оставлен в бывш. архиерейском доме «за ветхостью без внимания» (Колбасова. 2004. С. 115). Первые сведения о нем опубликованы в 1855 г., когда портрет находился у свящ. Алексия из Одигитриевской ц. в Ростове ([Никольский Ф. Я.] Портрет Ростовского митр. Ионы // Ярославские ГВ. 1855. № 10. Ч. неофиц. С. 65-67). Затем он хранился у ростовского купца, коллекционера П. В. Хлебникова, в 1919 г.- в собрании А. А. Титова (Архив ГМЗРК. А-539. Л. 4 об., 15). В числе первых портрет указан в списке произведений, необходимых для передачи в Ростовский музей церковных древностей, куда поступил в 1921 г.

На портрете И. изображен оплечно, фронтально, взгляд устремлен на зрителя, лицо с широкими скулами и впалыми щеками; с небольшими зеленовато-карими глазами с тонкими ресницами; с седыми и густыми, широкими у переносицы бровями; волнистые с серебристым оттенком волосы до плеч; седые длинные усы и широкая окладистая борода, разделенная на пряди. Архиерейская шапка (митра) И. с дробницами (в центре крест), отороченная белым мехом, и ворот темно-вишневого саккоса расшиты серебряными и золотными нитями, драгоценными камнями и мелким жемчугом. Поверх светлого омофора с розовой каймой (видны фрагменты красно-коричневых крестов) - золотая цепь панагии. На светло-охристом фоне по сторонам от фигуры сделана надпись красной охрой: « (н) (т)» (Иона митрополит).

Сведения технико-технологических исследований портрета содержатся в реставрационном паспорте 1989 г. (ГМЗРК). При реставрации был удален верхний слой записи (очевидно, XVIII в.), описанный в статье 1855 г., на основе которого делались повторения портрета в сер. XIX в. Автор использовал художественные приемы, типичные для иконописи и монументальной живописи 2-й пол. XVII в. Особенности тканой основы (домотканый крупнозернистый узкий (50-52 см) холст прямого переплетения) характерны для парсуны. Лицо моделировано светлой охрой по зеленовато-оливковому санкирю, интенсивная подрумянка расположена по краям лба и на щеках, красная охра добавлена при написании верхних век и крыльев носа; краски положены корпусно. Цвет глаз определен иконописной традицией, где не было голубых и серых глаз, характерных для рус. населения (Бусева-Давыдова И. Л . Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII ст. М., 2008. С. 48-49). Лаконичность, укрупненность форм, нек-рая упрощенность приемов характеризуют автора как мастера монументальной росписи. Стилистические особенности, колористическое решение портрета указывают на близость к стенописям церквей Ростовского архиерейского дома, созданным в 70-80-х гг. XVII в. ярославскими, костромскими и ростовскими мастерами. Известны примеры изображения царей и патриархов в монументальной живописи этого времени: портреты царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в росписи 1684 г. Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (артель Гурия Никитина, работавшая в Ростове в 70-х гг. XVII в.), образы рус. патриархов 1707 г. письма костромских мастеров в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве и др. (Корнюкова Л. А . Иконный портрет в монумент. живописи XVII в. // Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: Кат. выст. / ГИМ. М., 2004. С. 26-29).В XIX в. было создано 3 портрета И., что связано с большим интересом к личности строителя знаменитого Ростовского кремля. В 1855 г. высказано пожелание, чтобы с «ветхого и поврежденного» портрета «любители древностей, из Ростовских граждан, не поскупились снять возможно - точную копию… в увековечение памяти о знаменитом иерархе, так много сделавшем для их города» (Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский. Эмаль. 1988 г. Худож. Л. Д. Самонова (ГМЗРК)

На портрете ок. 1858 г. к раннему оригиналу восходит изображение лица и архиерейской шапки И. В остальном это традиционный парадный архиерейский портрет более крупного размера, приближающийся к поколенному, исполнен в академической манере, без авторской подписи. И. написан в богослужебном облачении (на нем митра, саккос, омофор, панагия с образом Спаса), правой рукой именословно благословляет, в левой - высокий архиерейский посох без сулока. Портрет был повторен в гравюре (цинкографии), впервые опубликованной в 1885 г. (Титов. 1885), затем неоднократно воспроизводился. В нижней части гравюры поставлены инициалы мастера - «А. З.». Эстамп отличается от живописного образца нек-рыми деталями: изображение поясное, изменен рисунок панагии, орнаменты на одеждах и др.

После публикации в 1855 г. сведений о раннем портрете И. один из лучших ростовских мастеров скопировал оригинал в технике живописи по эмали на медной основе (в 1884 эмалевый образ поступил в Ростовский музей церковных древностей из ц. Спаса на Сенях). Узнаваемы лицо И. с седыми, тонко проработанными волосами и окладистой бородой, рисунок архиерейской шапки. В трактовке личного сочетаются приемы иконописи и академической светотеневой моделировки. Фиолетовый фон написан пунктиром, с более темной надписью: « (т) (т)».

В 1988 г. появился миниатюрный эмалевый поясной портрет И. на круглой крышке коробочки (худож. Л. Д. Самонова, ювелир А. А. Власычев). И. представлен в аналогичном облачении, в левой руке - жезл, персты десницы указывают на Ростовский кремль, расположенный позади иерарха. На фоне среди невысоких зеленых деревьев видны соборная звонница с колоколами и башни кремля, построенного И. На облачном небе помещена надпись: «Иона Сысоевич». Все известные изображения И. сохраняют черты портретного сходства, в них использована единая иконографическая схема, восходящая к прижизненному портрету.

Лит.: Титов А. А. Митр. Иона III Сысоевич и его постройки в кремле Ростова Великого // ИВ. СПб., 1885. № 10. С. 88-101 (отд. отт.: М., 1885); Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в.: Мат-лы и исслед. М., 1955; Колбасова Т. В. Портреты из портретной галереи Ярославского Архиерейского дома в собр. Ростовского музея церк. древностей // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 115-117, 127-128. Рис. 1, 2; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны / ГИМ. М., 2004; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 24, 112-113, 116. Ил. 88.

В. И. Вахрина