Мизантропия, или Что делать, если я ненавижу людей? Ненавижу людей: советы по борьбе с таким состоянием.

Ненавижу! Ненавижу! Ненавижу! В бессильной ярости мы стискиваем кулаки и бьемся лицом об подушку. Как так можно? Как он может быть таким (делать так, поступать так, говорить так)? И в тоже время мы понимаем, что ничего не сможем сделать с этим. Что нам придется дальше так жить. Дальше терпеть. Дальше ненавидеть. “Пусть он умрет! Пусть он сдохнет!” - мы зарываемся все глубже в ненависть, буквально утопаем в ней. "Успокойся, уймись, тебе же от этого хуже!" - кричит здравый смысл, но ничего не помогает. Мы продолжаем одновременно люто ненавидеть и страдать от этого.

Ненависть - какое интересное чувство, яркое, критично неприятное.

Интересно оно, конечно, только тогда, когда мы наблюдаем его со стороны в других людях. Как теоритическая часть науки психология. А вот неприятно, когда сами сталкиваемся с «уродами, которых неизвестно как носит этот мир». Это чувство настолько убийственно для человека, что зарываясь в ненависть, мы понимаем - оно больше вредит нам самим, чем объекту ненависти. Да, конечно, нам самим было бы намного проще не ненавидеть! Но как это сделать? Если ничего не предвещает того, что объект ненависти изменится так, как хочется нам.

Природа ненависти не так сложна, как кажется. Вернее даже сказать, она слишком проста. И корень ее следует искать не в раздражителях, а в самом себе. Когда мы испытываем ненависть, то это всего лишь свидетельство наличия собственных острых нехваток в желаниях. Стоп! Вы думаете, что вам опять будут предлагать «забыть все обиды», «взяться за руки», «не обращать внимания» и «меньше париться»?

Нет, всем давно понятно, что это не работает, ведь это всего лишь сомообман. Нельзя полюбить, если не любится, и нельзя перестать ненавидеть, если ненавидишь всем сердцем. Так что же предлагает нам системно-векторная психология Юрия Бурлана?

Первое, что нужно понять – это что на самом деле раздражает вас в этом человеке? Не то, что он богат или красив, это лишь ширма, а в чем настоящий корень проблемы?

Простой пример: человек с кожным вектором хочет быть богат, хочет, чтобы у него был дом – полная чаша, яхта и самолет, а вместо этого ему приходится работать за мизерную зарплату и снимать комнату в общежитии. В пике своих нехваток он испытывает чувство ненависти, зависти, неприязни к богатым людям. Только человек с кожным вектором способен испытывать подобную неприязнь.

Другой пример, человек с анальным вектором хочет быть профессионалом во всем. Любое дело, за которое он берется, должно быть сделано до конца, на «отлично». Но если ему не дают этого сделать, например, в работе подгоняют или кричат, чем вгоняют в ступор, в нем поднимается чувство ненависти, жестокости к тем, кто может реализоваться в своем стремлении к качеству. Будучи нереализованным, анальник ненавидит всех почитаемых писателей, известных ученых, отличных режиссеров и поливает их грязью всеми доступными способами. Так же может ненавидеть женщин, так как его бросила его жена, и теперь он ненавидит их всех. Да, в анальном векторе обобщение может быть довольно резким.

В каждом векторе у каждого человека ненависть, прежде всего, возникает к тем, кто обладает такими же векторами. У развитого кожника раздражение вызывает кожник архетипичный, он подсознательно как бы чувствует, что мог бы быть в его состояниях.

Но, кроме того, когда мы сами не реализованы в должной мере, то испытываем неприязнь и к людям, с другим набором векторов. Так, кожника раздражают медлительные, на его взгляд, анальники. Анальника, в свою очередь, раздражает бессовестность кожника, И так далее. Все это ведет к острым нехваткам, а значит к пикам ненависти.

Я человек с кожным вектором. Я люблю зарабатывать все больше и больше. Я работаю менеджером по продажам и получаю от каждой сделки удовольствие. Я люблю свою работу, и я счастлив. А я – человек с анальным вектором. Я хочу делать качественно и не могу спешить в деле. Я тоже работаю менеджером по продажам, но не могу врать, обманывать и всучивать то, что по моему мнению не нужно покупателю. Я получаю маленькую зарплату, я испытываю постоянный дискомфорт в жизни, я ненавижу.

Некоторые люди также имеют склонность к ненависти к самому себе. Не справляясь с задачей, они упрекают сами себя – ведь я сам забыл, потерял, не успел, Я САМ ВИНОВАТ! Такое самобичевание не приводит ни к чему хорошему – сколько бы ни обвиняли и ненавидели мы себя, это не помогает нам стать более удовлетворенными.

Реализованный человек не может испытывать ненависть к другому человеку. А ненависть – это всего лишь сигнал. И не о том, что кто-то что-то сделал плохо или поступил неправильно, а о том, что мы сами нуждаемся в крутых изменениях в жизни.

Что будет, если желания ненависти внедрить в жизнь?

Когда мы ненавидим, часто нам хочется сделать что-то плохое объекту ненависти. Ударить, подложить свинью, испугать – да хоть что-нибудь.

Нам кажется, что от этого нам самим станет легче.

Но это заблуждение. Все будет в точности наоборот.

Наполнение в состояние ненависти всегда разрушительно, приводит к психосоматическим заболеваниям и впоследствии к еще большему несчастью того, кто зависает в состоянии ненависти.

Основная проблема современных людей состоит в том, что они не знают, как стать счастливым, как наполнить свои вектора, как получить удовольствие от жизни, какая работа им подходит. К сожалению, факт остается фактом – ненавидеть другого просто, а вот понять самого себя – тяжело. А если, по правде сказать, то невозможно самостоятельно. На сегодняшний день есть единственный способ самопознания – этот путь лежит через тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Добавить в избранное

Ненависть — это ярко выраженное чувство неприятия, настойчивое желание и цель, нанести вред, сопровождаемое стойким отвращением к живому существу, человеку, событию, предмету, явлению.

Одной и причин возникновения чувства Ненависти – это отсутствие понимания у человека четкой, однозначно понятной структуры жизни и расположения себя относительно точки и оси — Ненависть и оси — . Где начало координат и точка отсчета шкалы Добро — Зло?

Ненависть и Любовь противоположные чувства, однако, эти понятия эмоционально и логически взаимосвязаны. Если основным лозунгом является желание – бескорыстно отдать и принести радость, то основным лозунгом Ненависти является желание преднамеренно забрать и принести боль. С первого взгляда такое утверждение, как бы является спорным, однако оно правильное.

Ненависть очень сложна к полному пониманию, структурированию, позиционированию в связи с многогранностью проявлений. Есть предположение, что у людей это состояние Ненависти и Враждебности существует для выживания вида, прогресса в развитии и стимулирования в развитии видов и подвидов.

Сила связи между Любовью и Ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры самого человека. Человек может сам страдать от скрытой формы Ненависти, направлять ее против всего живого и не догадываться об истинных ее причинах.

Серьезное влияние на и формирование основ Любви и Ненависти закладывается у ребенка при общении с родителями, детском саду, школе. Наибольшее влияние оказывают родители.

В дальнейшем, обиды и неправильное отношение у ребенка внутри себя и проецирование взгляда на общество, социум, родителей – транслируется на всю оставшуюся жизнь. Получая образование, человек схватывает из легких и непроверенных источников дополнительные данные и установки. Наслаиваясь дополнительными панцирями и слоями Ненависти, транслируемыми от взаимоотношений в социуме, интернета, телевидения человек полностью закрывается от возможности самому проявить любовь к другим и слышать любовь.

Возрастные невозвратные состояния человека.

Это то состояние психики и собственно суть человека, в котором он уже не сможет полностью стереть неправильно полученные знания или неправильные взгляды на жизнь. Это состояние называется стагнация умственного развития.

По предварительным данным работы с клиентами, и моим наблюдениям, возраст закрытия человека и глубокое поражение женщин Ненавистью составляет 39 лет. У мужчин возраст , состояние глубокой Ненависти и невозможности вернуться, составляет 59 лет . В этом возрасте и мужчины, и женщины, их характер, взгляды на жизнь, внутренние убеждения и отрицательные установки, подвергнуты очень сильному прессингу и коррозии. Вот пример реальных, легко узнаваемых бытовых психовирусов, транслируемых людьми. Примеры психовирусов и крылатых выражений разрушающих психику людей и взращивающих Ненависть в человеке:

  • Ты меня совсем не любишь.
  • Ты меня в гроб загнать хочешь.
  • Почему ты так ненавидишь своего брата?
  • Ты обо мне вообще не заботишься.
  • Совсем забыл свою семью? Решил нас бросить?
  • Слабак, импотент, баба.
  • Будешь дворником работать.
  • Да, второй ребенок у нас дурачком родился…
  • Шлюха. Только и думаешь, к кому бы в койку прыгнуть.
  • Он тебя бросит.
  • Тебя снова обманут.

Ненависть – это не всегда следствие наших мыслей и действий в создании или непримиримого противоречия между нашим видением и восприятием чего-то и тем, что есть в реальности.

Теперь взглянем на возникновение этого отрицательного чувства с позиций межличностных отношений. К примеру, жена воспитана в традициях крепкой, дружной семьи, основанной на любви, преданности и верности друг другу. Ее внутренний потенциал – это отдать свою любовь и забота о семье и муже. Соответственно, она не приемлет, измены и ложь в семье.

Муж воспитан на других принципах. Какое-то время он играл роль примерного семьянина, но встретил другую женщину и бросил семью, оставив жену с двумя детьми.

Если бы жена была бы с жизненной позицией, не сильно разнящейся с мужними взглядами на семью, расставание могло пройти без мощных эмоциональных потрясений для нее, однако все дело в том, что она любила мужа, и его вероломство потрясло ее до глубины души. Внешние реалии, связанные с изменой и расставанием с мужем, не соответствуют ее внутренним представлениям и установкам.

В данном примере у каждой стороны были разные взгляды и разная позиция – оценочные действия нужно производить максимально приблизивших к каждой из сторон. Возможно Ненависть со стороны жены, будет выглядеть как пожелание счастья и наоборот.

Точка относительности Любовь — Ненависть

Казалось бы, ненависть, по своей структуре должна быть однородна и одинакова для всех. Достаточно дать определение – это хорошо, это плохо, это Любовь, а вот это Ненависть. Однако это не совсем так, это значительно глубже. Зададим вопросы:

Где проходит точка относительности - это Добро, а это Зло?

Где общепринятая, мировая шкала ценностей? Где проходит точка относительности - это Любовь, а это Ненависть? Где Ваша личная шкала ценностей и точка относительности? Какова единица измерения Любви или Ненависти? Каковы самые крайние положения этих чувств. Наше общество и человеческое развитие, двигаясь в сторону техногенного общества, придумало и дало уценку очень многим параметрам физических величин, однако нет строгих величин и оценок по степени воздействия разрушительных психовирусов. Можно сказать, что причина ненависти – мы сами и наши завышенные ожидания, и представления, однако это не совсем правильно.

Собственная ось зла и Ненависти есть у всех. К примеру собаки, ненавидят кошек. мусульмане ненавидят христиан.

Поиск правды и отношения к Ненависти осложняется позицией начальной точки координат и точки относительности. Рассматривая с разных точек даже это простой пример, можно увидеть, что у кошек есть также глубокие основания ненавидеть собак, а у христиан ненавидеть мусульман.

Завышенные ожидания и собственные взгляды

Ненависть – это непримиримое противоречие между нашим завышенными ожиданиями, представлением о чем-то, видением чего-то и тем, что есть в реальности. Это наши завышенные ожидания, взгляды, позиция в жизни.

Наша боль и разочарования, проистекающие из завышенных ожиданий, - не только в браке, в любых отношениях это смертоносный яд, который поражает любые отношения в самое сердце. Это проблема всей нашей жизни.

Браки заканчиваются разводом по одной-единственной причине: завышенные ожидания двух людей. Между внешними реалиями и требованиями человека образуется зияющая пропасть разочарования. Эта пропасть, глубина этой пропасти и есть Ненависть.

Причины возникновения Ненависти

Причинами возникновения Ненависти служат преднамеренные и непреднамеренные действия. Непреднамеренные — это отсутствие правильного воспитательного процесса и правильного объяснения реалий жизни и выдуманных идеалистических картинок мира. Причиной также является собственное невежество родителей в этих вопросах.

Преднамеренная Ненависть, транслируется извне, это метод разжигания конфликтов в социуме, вражды между людьми. Трансляция негатива, открытые лживые потоки информации, искажение фактов и взращивание ненависти – это методы развязывания войн. Объектам Ненависти могут быть дети, подростки, группы людей, социум города, нация, страна, континенты, страны, государственный строй, религии и др.

Развязывание открытой информационной пропаганды, можно рассматривать, как факт агрессии против объекта, страны, государства. Это неотъемлемый инструмент ведения Войн, универсальный уничтожающий метод истребления всего живого. Это элементы Агрессии со стороны врага.

Ненависть может носить скрытый характер. Она крайне опасна и от нее трудно убежать. Скрытая ненависть направлена не на тех людей, которые в действительности вызвали ее, а на любого встретившегося на пути.

Ненависть превращаясь в различные рода искажения характера, может сохраняться в течение всей жизни и представлять серьезную угрозу не только для окружающих людей, но и для самого человека, носящего ее в себе.

Правильное воспитание детей и прививка Любви

Ваши дети, как продолжение –это своеобразное отражение агрессии своих родителей. Причем накопленная ими агрессия намного превышает Вашу. Если вы пронизаны ненавистью, повышенную ответственность несут ваши дети, так как у них действует усиленная программа по уничтожению объекта ненависти.

Если вы ненавидите людей, запросто можете получить сына – убийцу. Для того чтобы искоренить ненависть, надо, прежде всего, прекратить ее оправдывать. Многие считают, что есть своеобразный закон сохранения ненависти в природе, что если вы перестаете ненавидеть того, кто сделал вам плохо, вы начинаете ненавидеть себя, что ненависть – это проявление нашей жизненной силы, что если человека лишить ненависти, это будет ампутацией всей его эмоциональной жизни.

Энергетика Ненависти

Некоторые философы пытаются доказать, что Ненависть может быть не только разрушительным, но и созидательным чувством, как Любовь. Всё это попытки обелить Ненависть, не затруднив себя анализом истинной сути этого сильного и глубокого чувства – лишь заблуждение.

Если возникло чувство Ненависти – реализуйте планы Мести или простите. Поверхностное видение в рамках неприятие – ненависть – наказание не раскрывает сути проблемы. Если ненавидеть, то нужно реализовать это желание и чувство, получить эмоциональное удовлетворения и закрыть этот поток отрицательной энергетики, который опустошает. Иными словами – действуйте, приведите планы мести в реальную силу, получите удовлетворение, погасите внутреннюю неудовлетворенность.

Не накапливайте и не усиливайте, чувство Ненависти, не подливайте дополнительными фактами или сравнениями, выводами. Чем быстрее Вы снимете очаг напряжения, тем более продуктивным и спокойным будет Ваше будущее спокойствие. Прочитайте и запомните понятия что такое Месть и Прощение.

Следует знать последствия этого чувства. Характер проблемы или болезни зависит от силы и направления Ненависти. Испытывая чувство ненависти, мы выплескиваем в пространство мощный заряд негативной энергетики и притягиваем более мощный негатив.

Нереализованный и бесконтрольный выход энергии, в виде вспышек Гнева и адреналина могут провоцировать опухоли, тяжелые кожные заболевания, прыщи. Глубина и длительность воздействия чувством неудовлетворенной Ненависти могут вызвать серьезные проблемы и дополнительные отрицательные качества личности как Обида, Злоба, Мстительность, Непрощение, Злопамятность, Неуступчивость и другие состояния, и чувства.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Характер и качество Личности Отрицательные свойства Характера Положительные Свойства Характера Красота Женская красота Простые и сложные понятия О ничтожестве женщин Животные инстинкты человека Твои Сильные Стороны Поступки Обязательные знания Источники счастья Эмоции Положительные Эмоции Отрицательные Эмоции Что такое Убеждения Технологии Эзотерика Мыслительный Процесс Самопознание Рекомендации Что такое Что значит Смысл жизни Что происходит? Основные ценности в жизни Основные ценности Основные цели человека Жестокость Бизнес Деньги Сортировать Название Похожие

Человек - существо социальное. Это неоспоримый факт. Но есть люди, которых тяготит общение и большое количество людей вообще. Такой человек называется мизантропом. Он придерживается главного принципа своей жизни - «ненавижу людей» - и делает все, чтобы избегать тесного контакта с ними. Иногда такая жизненная позиция является следствием каких-либо фобий, например, социофобии . А порою просто становится жизненной философией.

Мне хорошо от негатива

Есть цветы, которые любят солнце. А есть, которым больше по душе затененная местность. По аналогии, большинство людей рады позитивному взаимодействию с окружающими. Но мизантропы, наоборот, получают удовольствие от ненависти. Но главное не в этом. Такие личности свято верят, что на явной или скрытой ненависти построены все межличностные отношения, и такие понятия, как любовь, преданность, привязанность - лишь красивый вымысел писателей и поэтов. К чему лукавить и притворяться? Можно быть откровенными и просто «не любить».

История знает примеры знаменитых «нелюдимов», которые при этом покорили мир. К ним относятся А. Шопенгауэр, А. Гордон, А. Малыгин и многие другие.

Почему появляется ненависть?

Существует множество факторов, которые способствуют появлению мизантропии. Попробуем описать лишь самые распространенные варианты.

  1. Любая критика - неправда. Есть люди, неуверенные в себе настолько, что любая критика со стороны вызывает у них просто бурю эмоций и способна долго мешать им вновь заняться делом. Поэтому таким личностям легче просто отгородиться от всего света, чтобы не слышать и не переживать даже грамма негатива (или того, что они за него приняли).
  2. Больно замечать свою «соринку», лучше обсудим чужое «бревно». Сейчас мы не будем обсуждать, что в босоногом детстве вызвало комплекс неполноценности. Но и с этим чувством, и с самой детской психотравмой работать порою бывает крайне болезненно. В чем же можно увидеть выход? В том, чтобы «обливать грязью» других и отмечать для себя все недостатки окружающих. Ведь чувствовать себя лучше можно не только стараясь развиваться самому, но и унижая других.
  3. Если я такой умный, почему же я такой бедный? Часто мизантропию порождает банальная зависть. Не важно к чему: внешним данным, успехам, материальному состоянию. Но ни прикладывать усилия, ни признаться себе в такой банальной «зеленой жабе» не хочется. Поэтому лучше подменить понятия, говоря о ненависти вообще.
  4. А судьи кто? Часто приступы ненависти зависят от особенностей воспитания. Представим себе пожилую бабушку, которая вынуждена, в силу сложившихся обстоятельств, поднимать сама внуков. Видя шикарные машины и дорогую одежду других людей, она проецирует свою боль и усталость, обзывая их «ворюгами», «бандитами» или «проститутками». Поскольку, по ее убеждению, честным трудом такие «деньжищи» заработать невозможно. Таким образом, внуки будут усваивать такое же отношение к окружающим. А возможные обиды в классе будут только усугублять ненависть к людям. Классическим примеров является история двух братьев - бандитов и убийц, которые совершали свои злодеяния в течение трех лет. Когда после поимки их спросили о причинах такого поведения, они ответили, что их мама, бывшая дворянка, указывая на пароходы и старинные дворцы, постоянно внушала им, что если бы не «все эти людишки», отнявшие у них в 17-м все состояние, то сейчас бы они жили так, как им это предназначалось - купались бы в роскоши и возможностях. Естественно, что вместе с болезненным самомнением она воспитала в своих детях жгучую ненависть к другим людям.

Так к кому же ненависть?

Если еще раз перечитать все вышесказанное, то получается странная картина: такой человек, по большому счету, ненавидит сам себя, а не других. За то, что не может чего-то добиться, не имеет машины, квартиры, дачи, не может наладить близкие и теплые отношения.


Почему тяжело работать с мизантропией?

А все потому, что ярко выраженные мизантропы не видят в ненависти ничего плохого и вряд ли захотят от нее избавиться. Если есть желание что-то изменить - значит, вы еще находитесь в самом начале «пути отчуждения», и все в ваших руках:

  1. Осознайте, что ваши эмоции - это только ваше дело. Остальным, по большому счету, все равно, что вы о них думаете.
  2. Решите раз и навсегда, что вы хотите избавиться от ненависти. Это сложно, потому что такие эмоции - отличный защитный механизм, своеобразный «панцирь». Подумайте, под силу ли вам его снять.
  3. А для этого четко поставьте себе цель, для чего вы будете изменяться. Общие и размытые понятия не годятся. Все должно быть ясно и очень личностно. Например, хочу ребенка, дом, стать руководителем. Для этого намечаю план взаимодействия.
  4. Обязательно подберите себе психолога или психотерапевта. Многие ступени преодоления внутренних протестов очень болезненные, и лучше их пройти со специалистом.

А есть ли другая причина ненависти?

Увы, но мизантропия - это приобретенные навыки взаимодействия с окружающей действительностью. Но существуют и другие случаи, одним из признаков которых может стать ненависть к людям. Давайте разберем некоторые из таких:

  1. При шизоидной психопатии не совсем уместно говорить о «ненависти». Однако можно констатировать, что общество вообще воспринимается как «стадо баранов», поэтому шизоид не хочет подстраиваться под ряд принятых норм и не умеет проявлять заботу даже по отношению к очень близким людям. Это «неприятие надоедливых людишек» и может трактоваться как ненависть. Однако отличительным признаком такого человека принято считать тот факт, что сам негатив не прельщает. Он более поглощен своими внутренними умозаключениями и просто отгоняет людей, как надоедливых мух. Если это про вас, хочу констатировать, что самому с этой проблемой не справиться. В этом случае обязательно потребуется помощь психолога или даже психиатра.
  2. Ответная реакция на сверхстресс. Это тема для отдельного длительного разговора. Если же кратко, то порою жизнь преподносит немыслимые испытания: жестокие изнасилования, террористические акты переворачивают мировоззрение клиента .

Во время крушения судна «Адмирал Нахимов», например, одна из потерпевших описывала, что мужчина ради спасения себя утопил женщину с ребенком, отобрав у них какой-то плавучий предмет.

Еще пример. Женщина не справилась с управлением и вылетела с оживленной трассы, получив серьезнейшие травмы. Ее малолетний сын безуспешно пытался позвать на помощь. Никто из водителей не останавливался. А когда он добрался пешком до ближайшего населенного пункта, то еле допросился вызвать на место аварии скорую.

Внутренние конфликты на почве религиозных верований и этнические противостояния приводят к массовым «зачисткам», свидетелями которых могут становиться дети и подростки.

Естественно, что такие вещи способны спровоцировать ненависть как к определенной группе людей, так и к людям вообще. И здесь работа должна обязательно начинаться с консультации психиатра, а затем - психотерапевта.

  1. Подростковый максимализм. Еще одна интересная и мало изученная тема касается «вселенской нелюбви» как проявления становления личности . Подростки в период активной гормональной перестройки вообще склонны к частым и скачкообразным сменам настроения. Поэтому незначительное разочарование, которое в другое время прошло бы незаметно, может вызвать глобальную нелюбовь. Кстати, гормонально обусловленная ненависть из-за чувства глубокой обиды может возникнуть не только у подростков, но и у беременных, молодых мамочек или у людей (заметим - не только у женщин) в период возрастной менопаузы (да, оказывается у мужчин она тоже бывает). Такие проблемы требуют комплексного подхода. И, помимо психолога, возможно потребуется консультация педиатра, эндокринолога, гинеколога или иных специалистов узкого профиля.

В заключение хочется сказать, что нерешаемых проблем в жизни не существует. Но не стоит ожидать, что кто-то поможет вам без вашего на то желания. Разве вам хочется, чтобы психолог догнал вас на улице и насильно «сделал добро»? Примите тот факт, что это ваша проблема, и бороться с ней, если есть желание, будете именно вы. А психолог, врачи и близкие люди способны лишь немного вам в этом помочь.

Мизантроп - это человек, который придерживается принципа «ненавижу людей». Он крайне нелюдим, вовсю избегает общества и зачастую страдает смежными болезнями: социофобей или боязнью общества. В некоторых случаях мизантропия может стать главой жизненной философии, когда человек ненавидит людей и общество , при этом не познав счастья любви и дружбы, но наслаждаясь такими чувствами, как: гнев, злоба, ненависть и раздражение.

Мизантропия с древнегреческого обозначает неприятие или ненависть к человечеству, презрение к «правилам» и общепринятым моральным ценностям. Это слово особенно распространилось по миру после выхода в свет комедии Мольера «Мизантроп».

Несмотря на то, что быть мизантропом сегодня - не так уж и «странно», хочется понять, откуда у этого свойства характера ноги растут? Должны же у человека, который заявляет: «Я ненавижу людей», быть на это какие-то причины?

Ненависть мизантропа ко всему человечеству предположительно характеризует:

    Все в штыки. Этот человек очень сильно не уверен в себе, потому зависит от мнения окружающих. При этом мизантроп не выдерживает и грамма критики на свой счет, и лучшим способом ее не слышать для него становится попытка избежать контакта с миром.

    Ценная неполноценность. Как мы знаем, большинство психологическим проблем - родом из нашего детства , и неуверенность в себе в том числе. Именно она и является прародителем чувства неполноценности, когда человек пытается самоутвердиться за счет людей, его окружающих.

    Зависть зеленая. Возможно, мизантропию провоцирует и неравное материальное положение человека по отношению к большинству, потому он выдает зависть за неуважение и ненависть к другим.

    Трудности воспитания. «Чем удобряли, то и выросло» - иными словами, именно неправильное воспитание во многом влияет на причины появления ненависти к окружающему миру и людям.

Получается, что в глубине души мизантроп ненавидит не другого человека, а самого себя? За то, что не имеет квартиры и машины, не так умен и красив, не умеет хорошо говорить или излишне стеснителен для нового знакомства. Проецируя зависть в окружение, мизантроп начинает испытывать ненависть и гнев по отношению к тем, кто такими качествами и вещами обладают!

Ненависть никак не победить?

Конечно, представить себе мизантропа, который на досуге решает проблему: «как перестать ненавидеть людей?», довольно сложно. Их в принципе не волнуют пути отступления от того, на что они «заточены». Однако, если вас беспокоит эта проблема и вы только начали сознаваться себе в ненависти к людям, то можно будет попробовать ее побороть .

Конечно, без помощи квалифицированного психолога тут не обойтись, но начать можно вот с чего:

    Найдите причину ненависти, ответив на вопрос «почему я ненавижу людей?». Что именно вас в них раздражает? Поведение людей, их материальные блага, собственные тараканы в голове? Будьте честны, вас никто не услышит, ведь если вы найдете в себе силы в этом признаться, то это станет первым шагом к исцелению.

    Поймите, что ненависть - разрушительное чувство, и никому оно не доставляет столько проблем, сколько вам самим. Все болезни от нервов, помните? И выплескивая гнев на окружающих людей, вы можете навредить себе как в плане здоровья, так и в плане судьбы.

    Если вас вдруг начинает переполнять гнев, досчитайте до 20-ти. Помните сказку о старухе, которая вместо того, чтобы ссориться с мужем, набирала в рот заговоренной воды? И уже через пару недель в их доме воцарился покой и уют.

    Запишите на листочке такие фразы: «У каждого из людей свои интересы», «Меня не волнуют сплетни », «Я всего добьюсь», и смотрите на них почаще. Визуализация целей всегда помогает достигать их намного быстрее.

  • Перевод

И как заставить его думать по-другому

Ребёнком я увидел версию фильма «Планета обезьян» от 1968 года. Как будущий приматолог я был им заворожён. Много лет спустя я нашёл анекдот о съёмках этого фильма: в обед люди, игравшие шимпанзе, и люди, игравшие горилл, ели отдельными группами.

Говорят, что «В этом мире есть два типа людей: те, кто делят людей на два типа, и те, кто не делят». На самом деле первого вида людей гораздо больше. И последствия деления людей на «наших» и «не наших», членов нашей группы и остальных, людей и «других», могут быть очень тяжкими.

Все люди проводят разделительную черту «свой/чужой» по расам, этническим признакам, полу, языковой группе, религии, возрасту, социально-экономическому статусу, и так далее. И в этом нет ничего хорошего. Мы делаем это удивительно быстро и эффективно с нейробиологической точки зрения. У нас существует сложная систематика и классификация способов, которыми мы наговариваем на «них». Мы делаем это с изменчивостью, варьирующейся от мелкой минутной агрессии до дикарской резни. А также мы постоянно определяем, что плохого в «них», основываясь на чистых эмоциях, за которыми следует примитивная рационализация, которую мы путаем с рациональностью. Грустно.

Но, что главное, существует повод для оптимизма. По большей части потому, что у всех нас в голове существует множество различных определений мы/они. «Они» в одном случае могут оказаться принадлежащими к категории «мы» в другом, и переход оттуда сюда может занять мгновение. Так что есть надежда, что с помощью науки землячество и ксенофобия могут поутихнуть, возможно, даже до такой степени, что голливудские шимпанзе и гориллы смогут обедать вместе.

Сила идеи «своих» против «чужих»

Существенные данные свидетельствуют о том, что разделение мира на своих и чужих глубоко укоренилось в нашем мозге, и является древним эволюционным наследием. Для начала отметим, что мы определяем различия между своими и чужими с потрясающей скоростью. Засуньте человека в фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) – сканер мозга, обнаруживающий активность в различных участках мозга при определённых обстоятельствах. Быстро показывайте ему фотографии так, чтобы каждая из них задерживалась всего на 50 миллисекунд – 1/20 секунды – это едва превышает уровень распознавания. Примечательно, что даже в такой ситуации мозг будет обрабатывать изображения чужих не так, как своих.

Этот эффект всесторонне исследовали по отношению к разным расам. Быстро показывайте человеку фотографии людей своей или другой расы, и, в среднем при просмотре изображений людей другой расы у человека возбуждалась мозжечковая миндалина, участок мозга, связанный со страхом, волнением и агрессией. Более того, лица людей других рас меньше активируют веретеновидную кору , специализирующуюся на распознавании лиц. Кроме этого, люди хуже запоминают лица других рас. Просмотр фильма, в котором руку человека кололи иглой, вызывает «изоморфный рефлекс», в котором активируется часть двигательной области коры, связанной с движениями руки, и рука смотрящего дёргается – если в фильме не показана рука человека другой расы, в случае чего такой эффект заметно слабее.

Ошибки мозга, связанные с делением на Нас и Них также демонстрирует гормон окситоцин. Он известен своим участием в социальной активности – он заставляет людей становиться более доверчивыми, отзывчивыми и щедрыми. Но так он влияет только на ваше поведение по отношению к людям вашей группы. По отношению к аутсайдерам он действует прямо противоположно.

Автоматическая, бессознательная сущность реакции свой/чужой свидетельствует о глубинной природе этого механизма. Это можно продемонстрировать при помощи чертовски хитроумного теста на скрытые ассоциации. Допустим, вы сильно настроены против троллей, и считаете, что в развитии они находятся ниже людей. Это можно обнаружить при помощи теста на скрытые ассоциации, где испытуемые смотрят на изображения людей или троллей, совмещённые со словами позитивного или негативного характера. Эти пары могут поддерживать вашу склонность (допустим, лицо человека и слово «честный», лицо тролля и слово «коварный»), или могут идти вразрез с нею. И у людей уходит немного больше времени, некая доля секунды, на обработку противоречивых пар. Это происходит автоматически – вы не приходите в ярость по поводу бизнес-практик тролльских кланов или тролльской жестокости в Битве при Гдетобурге в 1523 году. Вы обрабатываете изображения и слова, и ваша антитролльская склонность заставляет вас подсознательно останавливаться из-за диссонанса, связывающего тролля с «красивый» или человека с «вонючий».

Мы не одни, кто делит всех на своих/чужих. Не секрет, что другие приматы могут проводить жестокие разделения на свой/чужой. Шимпанзе собираются вместе и систематически истребляют самцов соседней группы. Недавние работы, адаптирующие теста на скрытые ассоциации к другим видам, свидетельствуют, что даже у других приматов есть скрытые отрицательные ассоциации с чужими. Макаки-резус смотрят либо на изображения членов своей группы, либо на изображения чужаков, спаренные с картинками вещей с позитивным или негативным подтекстом. Макаки дольше смотрят на пары, не соответствующие их склонности (к примеру, изображения членов их группы, спаренные с изображением пауков). Эти макаки не просто дерутся с соседями за ресурсы – они связывают с ними негативные ассоциации. «Те ребята похожи на гадких пауков, а мы, мы похожи на ароматные фрукты».

То, насколько сильно концепция свой/чужой укоренилась в мозге, проявляется через: скорость и минимальный набор стимулов, необходимый для обработки групповых различий мозгом; тенденцию к построению группы на основании произвольных критериев, и наделение этих критериев якобы рациональным смыслом; бессознательная автоматизация подобного процесса; его рудименты у других приматов. Как мы увидим, что обычно мы думаем о своих, но не о чужих, достаточно прямолинейно.

Природа своих

У разных культур и на протяжении всей истории людей, входящих в группу своих, рассматривают в превосходящем ключе – мы самые правильные, умные, высокоморальные и достойные. Также сюда входит раздувание преимуществ особенностей, присущих своим – рационализация того, почему наша еда вкуснее, музыка более вдохновляющая, язык более логичный или поэтический.

Принадлежность к своим подразумевает наличие обязательств по отношению к представителям группы – к примеру, во время исследования на спортивном стадионе учёный, притворявшийся фанатом и одетый в свитер одной из команд, с большей вероятностью получал помощь от другого фаната этой команды, чем от фанатов противника.

Внутригрупповой фаворитизм поднимает главный вопрос – нужно ли нам, чтобы у своих было всё хорошо путём максимизации уровня благосостояния, или просто лучше, чем у чужих, путём максимизации разницы между нами и ними?

Обычно мы заявляем о стремлении к первому варианту, но при этом можем тайно желать второго. Это может быть благом – в сложной гонке проигрыш ненавистного соперника третьему лицу будет таким же желанным, как победа своей команды, и у спортивных фанатов оба варианта одинаково активируют мозговые участки, отвечающие за вознаграждение и выработку нейротрансмиттера дофамина. Но иногда выбор «лучше чем» вместо «хорошо» может приводить к катастрофе. Вряд ли стоит радоваться выигрышу в Третьей Мировой войне, если у нас осталось две глиняные хижины и три факела, а у них – только по одному того и другого.

Одно из самых социально направленных наших действий по отношению к членам группы – готовность прощать им проступки. Когда чужие делают что-то не так, срабатывает эссенциализм – это потому, что они такие по сути, всегда были и всегда будут. Когда ошибаются свои, мы склоняемся к ситуационным интерпретациям – мы-то обычно не такие, и вот вам смягчающие обстоятельства, объясняющие, почему мы поступили так. Ситуационные объяснения проступков объясняют, почему адвокаты подыскивают присяжных, которые будут рассматривать подзащитного как одного из своих.

Нечто совсем другое и довольно интересное может произойти, когда чей-то проступок открывает грязное бельё своих, подтверждая отрицательный стереотип. Внутригрупповой стыд может привести к жестоким наказаниям, от которых выигрывают аутсайдеры. Взять Рудольфа Джулиани [американский политический деятель, мэр Нью-Йорка в 1994-2001 годах от Республиканской партии – прим. перев.], выросшего в Бруклине в итальяно-американском анклаве, где заправляла организованная преступность (отец Джулиани сидел за вооружённое ограбление, а потом работал на мафиозного ростовщика). Джулиани прославился в 1985 году в качестве прокурора, обвинявшего глав «пяти семей» на суде против мафии , что, в результате, уничтожило их. Ему очень хотелось опровергнуть стереотип, по которому «итальянский американец» был синонимом организованной преступности: «Если успешного обвинения будет недостаточно, чтобы устранить связанное с мафией предубеждение, то, вероятно, уже ничто не поможет его устранить». Если вы хотите, чтобы кто-нибудь свирепо судил члена мафии, найдите гордого итальянского американца, которого злят стереотипы, создаваемые мафией.

Таким образом принадлежность к своим несёт с собой целый список ожиданий и обязательств. Возможно ли переключаться из одной категории своих в другую? Это легко сделать в спорте – когда игрок переходит в другой клуб, он не служит пятой колонной, плохо играя специально для того, чтобы его старая команда получила преимущество. В центра контрактных взаимоотношений лежит равноценность нанимателя и нанимаемого.

На другом конце шкалы находится принадлежность к своим, не подлежащая обсуждению. Люди не переходят из шиитов к суннитам , из иракских курдов к саамским оленеводам . Редкая курдка захочет быть саамкой, а её предки, вероятно, перевернутся в гробах, когда она прикоснётся к своему первому оленю. Перебежчикам часто мстят те, от кого они откололись – Мериам Ибрагима приговорили в Судане к смерти в 2014 году за то, что она приняла христианство – и с подозрением встречают те, к кому они присоединились.

Природа чужих

Осознанно или эмоционально мы не любим чужих?

Когнитивное оправдание деления на своих/чужих легко формулируется. Правящие классы совершают удивительные кульбиты для оправдания своего status quo. Также приходится прилагать усилия к тому, чтобы оправдать хорошего чужого, помогшего нам в чём-либо: «А, этот чужой отличается от остальных».

Для представления чужих в угрожающем свете требуются когнитивные тонкости. Боязнь быть ограбленным чужим изобилует притворством и партикуляризмом. Но для того, чтобы бояться того, что чужие заберут наши рабочие места, будут манипулировать банками, разбавлять наш генофонд и т.п., требуется экономика, социология и псевдонаука.


Когда генерал Конфедерации был ранен во время гражданской войны в США, он подал секретный масонский знак, распознанный офицером Союза, защитившим его и отправившим его в Союзный госпиталь.

Несмотря на роль рассуждений, суть деления на своих/чужих эмоциональна и автоматическая, и это описывается заявлениями типа: «Не могу сказать точно, почему, но неправильно, когда чужие делают это». Джонатан Хаидт из Нью-Йоркского университета показал, что часто рассуждения оказываются оправданиями испытанных в прошлом чувств и интуиции, и нужны, чтобы убедить себя в рациональности нашего выбора.

Это можно продемонстрировать в исследованиях с использованием снимков мозга. Когда человек видит лицо чужого, его миндалина активизируется. И это происходит гораздо раньше (на временной шкале работы мозга) активизации коры, отвечающей за сознательные рассуждения. Эмоции срабатывают первыми.

Самым убедительным доказательством того, что отрицательное отношение к чужим появляется во время эмоциональной, автоматической обработки, служит то, что якобы рациональными рассуждениями о чужих можно подсознательно манипулировать. Вот вам примеры результатов проведённых экспериментов. Покажите испытуемым слайды с фотографиями малоизвестной страны; если между слайдами будут появляться лица людей, выражающие страх, причём на такие короткие промежутки, что их можно воспринять только подсознательно, то у испытуемых останется более негативное впечатление о стране в целом. Нахождение рядом с неприятно пахнущим мусором заставляет людей более консервативно относится к особенностям представителей чужих групп. Христиане хуже отзываются о тех, кто не принадлежит к этой религии, если они только что прошли мимо церкви. В другом исследовании люди, добирающиеся на работу на поезде, на остановках транспорта, находящихся в местах, где проживает преимущественно белое население, заполняли анкеты по поводу политических пристрастий. Затем на половине станций в течение двух недель ежедневно появлялись пары мексиканцев. Они были консервативно одеты и тихо разговаривали. Интересно, что наличие таких пар привело к тому, что люди стали больше поддерживать уменьшение легальной иммиграции из Мексики и закон, назначающий английский язык официальным, и меньше поддерживать амнистию нелегальных иммигрантов. При этом их отношение к азиатам, неграм или арабам не менялось. В другом исследовали выяснилось, что женщины во время овуляции более негативно относятся к мужчинам.

Иначе говоря, наши интуитивное и эмоциональное отношения к чужим обусловлено скрытыми силами, о существовании которых мы не подозревали. А затем наше сознание стремиться догнать эмоциональное «я», создавая набор фактов или достоверную фальшивку, объясняющую, почему мы ненавидим чужих. Это своего рода вриант такого когнитивного искажения, как склонность к подтверждению своей точки зрения : запоминать подтверждающие точку зрения факты лучше, чем опровергающие; проверять вещи так, чтобы результаты поддерживали, но не опровергали гипотезу; более скептически относиться к результатам, которые вам не нравятся, чем к тем, что вам нравятся.

Неоднородность чужих

Конечно, различные типы чужих вызывают различные чувства (и различные нейробиологические реакции). Чаще всего чужие видятся угрожающими, злыми и недостойными доверия. В экономических играх люди относятся к представителям других рас как к менее достойным доверия или взаимности. Белым людям кажется, что лица негров злее, чем лица белых, и чаще склонны относить злые лица неопределённой расы к расе, отличной от своей.

Но чужие вызывают не только чувство угрозы; иногда это отвращение. Тут вступает в игру часть мозга под названием островковая доля , или островок. У млекопитающих она реагирует на вкус или запах гнили, и вызывает спазмы желудка и рвотный рефлекс. Иначе говоря, она защищает животных от ядовитой еды. Однако у людей она управляет отвращением, связанным не только с ощущениями, но и с моралью – если испытуемые вспоминают какой-либо свой мерзкий поступок, или видят изображение отталкивающих с моральной точки зрения действий, у них активируется островок. Поэтому нет никакой метафоры в том, что нас тошнит от отвратительных с моральной точки зрения вещей. И чужие, вызывающие отвращение, активируют островок не меньше, чем миндалину.

Сложно испытывать неприятные чувства на интуитивном уровне по отношению к чужим; островку тяжело справляться с отвращением, связанным с абстрактными верованиями другой группы. Маркеры свой/чужой предоставляют основу для этого. Вот если мы говорим о том, что наше отвращение по отношению к чужим связано с тем, что они едят отвратительные, священные или очень милые вещи, обливают себя отвратительными ароматизаторами, вульгарно одеваются – такие характеристики островок проглотит с лёгкостью. Говоря словами психолога Пола Розина из Пенсильванского университета: «Отвращение служит этническим маркером или признаком принадлежности к группе». Решение о том, что чужие едят отвратительные вещи, облегчает решение, что у чужих есть отвратительные идеи, допустим, в области деонтологии .

А ещё бывают чужие, которых можно высмеивать – то есть, использовать юмор как оружие. Когда чужая группа высмеивает нашу группу – это оружие слабых чужих, пытающихся ослабить субординацию. Но когда наша группа высмеивает чужую – это укрепляет негативные стереотипы и иерархию.

Чужих также часто рассматривают как более однородную массу, чем свои, с упрощёнными эмоциями и уменьшенной чувствительностью к боли. К примеру, будь то Древний Рим, средневековая Европа, имперский Китай или довоенный Юг, у элиты есть оправдательные стереотипы для рабов – они тупы, похожи на детей, неспособны на независимость.

Таким образом, различные чужие бывают разных видов, но с одной сущностью – они угрожающие и злые, отвратительные и отталкивающие, примитивные и недифференцированные.

Холодные и/или некомпетентные

Важная работа Сюзан Фиск из Принстонского университета изучает систематику чужих, находящуюся в нашем сознании. Она обнаружила, что мы пытаемся делить чужих на категории по двум осям: теплота (принадлежит ли личность или группа к врагам или друзьям, желает блага или зла) и компетентность (насколько эффективно может личность или группа выполнять задуманное).

Эти оси независимы. Попросите испытуемого оценить кого-либо; если давать ему намёки на статус человека, это влияет на рейтинги по шкале компетентности, но не теплоты. Если давать ему намёки на конкурентоспособность, эффект получается обратный. Две этих оси образуют матрицу с четырьмя углами. Сами мы оцениваем себя высоко как по шкале теплоты, так и по шкале компетенции (В/В). Американцы так оценивают обычно добрых христиан, негров-профессионалов и средний класс.

Есть и другая крайность, низко оцениваемая по теплоте и компетентности (Н/Н). Такие рейтинги присваиваются бомжам и наркоманам.

Существует область высокой теплоты и низкой компетентности (В/Н) – люди с психическими проблемами, инвалиды, дряхлые старики. Низкая теплота и высокая компетентность (Н/В) – то, как люди из «развивающихся стран» оценивают колонизировавших их европейцев (здесь компетентность – не набор навыков или знаний, а эффективность, с которой люди, допустим, крадут землю ваших предков), и то, как многие меньшинства США относятся к белым. Это враждебный стереотип, с которым к азиатам относятся в США, к евреям в Европе, к индусам в Восточной Африке, к ливанцам в Западной Африке, к китайцам в Индонезии, к богатым бедные – они холодные, жадные, замкнутые в своём кругу, но если вы серьёзно заболели, идите к такому доктору.

Каждый крайний случай вызывает стойкие ощущения. В/В (к примеру, свои) – гордость. Н/В – зависть и возмущение. В/Н – жалость. Н/Н – отвращение. Просмотр людей категории Н/Н активирует миндалину и островок, но не веретенообразную извилину, отвечающую за распознавание лиц; то же самое получается, допустим, от просмотра фотографии раны, поражённой личинками. Наоборот, просмотр изображений людей категорий Н/В или В/Н активирует эмоциональную и познавательную часть лобной коры.

Места, расположенные между крайностями, вызывают свои характерные реакции. Люди, вызывающие чувства между жалостью и гордостью, вызывают стремление помочь. Между жалостью и отвращением живёт желание унизить и выгнать. Между гордостью и завистью находится желание привлечь и получить выгоду. Между завистью и отвращением – самое враждебное желание атаковать.

Больше всего мне нравится смена чьего-либо деления на категории. Самые понятные изменения – это смена статуса высокой теплоты и высокой компетентности (В/В)

  • От В/В до В/Н: один из родителей, скатывающийся в деменцию, вызывает желание заботиться о нём.
  • От В/В к Н/В: бизнес-партнёр, многолетнее воровство которого только что раскрылось. Предательство.
  • От В/В к Н/Н: редкий случай, когда у успешного знакомого случилось страшное, и теперь он бездомный. Отвращение, смешанное с удивлением – что пошло не так?
Ещё бывает переход от Н/Н к Н/В. Когда в 60-х я был ребёнком, местническое отношение американцев к Японии относилось к первой категории. Тень Второй Мировой порождала неприязнь и презрение, а лейбл «Сделано в Японии» относился к дешёвому пластиковому барахлу. А затем внезапно «Сделано в Японии» стало означать преимущество над американскими автопроизводителями.

Когда бездомный человек тратит много усилий на то, чтобы вернуть чей-то кошелёк, и вы понимаете, что он честнее ваших друзей – это переход из Н/Н в В/Н.

Интереснее переход из Н/В в Н/Н, вызывающий злорадное ликование и помогающий объяснить, почему с гонением групп Н/В обычно связано унижение и низведение их до статуса Н/Н. Во времена Культурной революции в Китае представителей отвергнутых элит сначала обрядили в шутовские колпаки, а потом направили в трудовые лагеря. Нацисты избавлялись от психически больных людей, уже принадлежавших к категории Н/Н, просто убивая их; по контрасту, в обращение с евреями (Н/В) перед смертью входило ношение жёлтых нарукавных повязок, обрезание бород, оттирание тротуаров зубными щётками на виду у глумящихся толп. Когда Иди Амин выгнал десятки тысяч индо-пакистанских граждан (Н/В) из Уганды в 1970-х годах, сначала он предоставил своей армии возможность грабить, избивать и насиловать их. Самые варварские случаи поведения человека связаны с переводом чужих из категории Н/В в категорию Н/Н.

Сложностей с разделением чужих на категории полно. Существует феномен ворчливого уважения, даже чувства товарищества с врагом. Апокрифическим примером будут асы Первой Мировой, где между людьми, пытающимися убить друг друга, проскакивает «своя» искра. «О, месье, в другое время я бы с удовольствием обсудил с вами аэронавтику за бутылочкой хорошего вина». «Барон, для меня большая честь, что именно вы собьёте меня». А ещё есть сложности с разделением экономических и культурных врагов, новых и старых, далёких чужеземных и местных, живущих по соседству. Хо Ши Мин [первый президент Демократической Республики Вьетнам – прим. перев.] во время американских военных действий во Вьетнаме отверг помощь китайцев, утверждая: «Американцы уйдут через год или через десять, а китайцы, если их пустить, останутся на тысячу лет».

А ещё есть удивительный и странный феномен, когда член группы чужих приносит с собой негативные стереотипы, связанные с его группой, и предпочитает членов вашей группы. Его продемонстрировали психологи Кеннет и Мэми Кларк в своём «исследовании с куклами», проведённом в 1940-х годах. Тогда чернокожие дети, как и белые, предпочитали играть с белыми куклами, а не с чёрными, и давали белым более позитивные характеристики. В судебном разбирательстве Брауна против Министерства образования было упомянуто, что такой эффект сильнее всего проявляется у чернокожих детей в школах с сегрегацией. Или рассмотрите случай человека, резко протестующего против прав геев, который оказывается скрытым гомосексуалистом – лист Мёбиуса в мире патологий, обозначающий осознание того, что ты принадлежишь к клану страшных чужих. Мы далеко обгоняем даже такие сложные проявления психики обезьян, как связь чужих обезьян с пауками, когда потакаем своим психологическим капризам, связанным с делением мира на своих и чужих.

Многообразие своих

Также мы признаём, что другие люди принадлежат к различным категориям, и меняем представления о том, какие из них имеют наибольшее значение. Неудивительно, что большая часть таких раздумий связана с расой, и мы пытаемся понять, действительно ли такое разделение на категории превалирует над остальными.

У превосходства расы есть притягательность народной мудрости. Во-первых, раса – атрибут биологический, бросающаяся в глаза идентичность, вызывающая рассуждения в духе эссенциализма. Более того, люди эволюционировали в условиях, в которых отличающийся цвет кожи явно говорит о принадлежности к чужим. И далее, в большом проценте культур до контакта с Западной цивилизацией существовало статусное деление по цвету кожи.

Тем не менее, доказательства говорят об обратном. Во-первых, хотя в различиях рас есть и очевидные биологические моменты, раса – это биологический континуум, а не чёткая категория. К примеру, если только вы специально не подберёте свои данные, то генетические вариации внутри расы обычно будут такими же сильными, как различия между расами. И в этом нет ничего удивительного, если задуматься над многообразием внутри расовых категории – сравните, допустим, сицилийцев и шведов.

Кроме того, раса не справляется с ролью фиксированной классификации. В разное время истории США мексиканцев и армян считали расами; южных итальянцев и северных европейцев классифицировали по-разному; человек с одним чёрным прапрадедом и семью белыми считался белым в Орегоне, но не во Флориде. Такая раса – продукт культуры.

Неудивительно, что расовая дихотомия свой/чужой часто отступает перед другими классификациями. В одном исследовании испытуемые смотрели на изображения людей, белых или чёрных, связанные с утверждениями, а затем им нужно было вспомнить, какая раса была связана с каким утверждением. Расовая категоризация была автоматической – если испытуемый путался в принадлежности цитаты, то правильные и неправильные лица, скорее всего, принадлежали к одной расе. Затем половина чёрных и белых на изображениях были одеты в одну и ту же заметную жёлтую рубашку, другая половина – в серую. Теперь испытуемые чаще всего путали утверждения согласно цвету рубашки. Также половая переклассификация подавляет бессознательную расовую категоризацию. Ведь расы в истории гоминидов появились сравнительно недавно (возможно, всего несколько десятков тысяч лет назад), а все наши предки, почти вплоть до инфузорий-туфелек, по-разному относились к разным полам.

Важное исследование Мэри Уилер, изучавшей активацию миндалины изображениями людей другой расы, показало, как изменяется категоризация. Когда испытуемых просили смотреть на точку, которая видна на каждом изображении, лица других рас миндалину не активировали. Вторая группа должна была оценить, насколько лица на изображениях старше определённого возраста, и в этом эксперименте миндалина активировалась. Третьей группе перед фотографией лица показывали изображение овоща, и предлагали оценить, нравится ли человеку этот овощ. В результате миндалина оставалась в покое.

Почему? Вы смотрите на чужих и думаете о том, какая пища им нравится. Вы представляете, как они делают покупки или заказывают еду в ресторанах. В лучшем случае вы решите, что вы с ними разделяете пристрастия к овощам – произойдёт небольшое сближение своих и чужих. В худшем вы решите, что различаетесь с достаточно мирным чужим – в истории вряд ли найдутся примеры пролитой крови из-за вражды между приверженцами брокколи и цветной капусты. Самое важное, что вы, представляя чужого за обедом, наслаждающегося едой, думаете о нём, как о личности – это наилучший способ ослабить автоматическую категоризацию свой/чужой.

  • В Битве при Геттисберге, генерал конфедератов Льюис Армистед был смертельно ранен. Лёжа на поле брани, он подал секретный масонский сигнал, надеясь, что его распознает другой член этого общества. И его узнал офицер Союза Хирам Бингэм, защитивший его и доставивший в госпиталь Союза. Мгновенно категории свой/чужой по шкале Союз/Конфедерация померкли перед масон/не масон.
  • Во Второй Мировой британские коммандос похитили немецкого генерала Генриха Крайпе на Крите, а затем последовал опасный 18-дневный переход к берегу для встречи с британским кораблём. Однажды отряд заметил снег на высочайшем пике Крита. Крайпе пробормотал про себя на латыни первую строку из оды Горация, посвящённой заснеженной горе. Британский командир Патрик Ли Фермор тут же продолжил цитату. Два человека осознали, что, по выражению самого Ли Фермора, «пили из одних и тех же фонтанов». Рекатегоризация. Ли Фермор проследил, чтобы Крайпе вылечили раны и обеспечил его безопасность. Они общались и после окончания войны, а несколько десятилетий спустя встретились на греческом телевидении. «Без обид», – сказал Крайпе, похвалив их «дерзкую операцию».
  • Наконец, в рождественское перемирие в Первой Мировой воевавшие друг с другом солдаты в траншеях провели день в песнопениях, молитвах и развлечениях друг с другом, играли в футбол, обменивались подарками и всячески пытались продлить перемирие. Понадобился всего один день, чтобы противостояние британцев и немцев сменилось пониманием того, что это противостояние солдат и офицеров, находящихся в тылу, заставляющих нас убивать друг друга.
В нашем сознании живёт множество дихотомий, и те, что кажутся неизбежными и критичными, в нужных обстоятельствах могут мгновенно исчезнуть.

Уменьшая влияние деления на свой/чужой

Как же мы можем избавиться от этих дихотомий? Есть варианты.

Контакт. Длительный контакт с чужими может влиять на работу категоризации свой/чужой. В 1950-х психолог Гордон Олпорт предложил «теорию контакта». Её неправильный вариант: соберите своих и чужих вместе (допустим, подростков из двух враждующих наций в летнем лагере), и тогда враждебность будет исчезать, а сходство начнёт преобладать, и все превратятся в «своих». Более правильный вариант: соберите вместе своих и чужих в конкретных условиях и либо произойдет что-то подобное, либо ситуация взорвётся и станет только хуже.

Пример эффективных конкретных условий: стороны примерно совпадают по численности, ко всем относятся одинаково и однозначно, контакт длится долго и на нейтральной территории, существуют осмысленные задачи, над которыми все трудятся вместе (допустим, превращение луга в футбольное поле).

И даже тогда эффект обычно ограничен – свои и чужие быстро теряют связи, изменения бывают кратковременными и иногда получается, что «Я ненавижу этих чужих, но один из них, с кем я познакомился прошлым летом, в принципе нормальный парень». Фундаментальное изменение отношений происходит при действительно длительных контактах. Тогда происходит прогресс.

Подход к подсознательному. Если вы хотите уменьшить влияние неосознанной категоризации свой/чужой, один из способов – предоставить контрпример стереотипу (например, всеми любимая звезда из лагеря чужих). Другой подход – сделать скрытое явным; укажите людям на их когнитивные искажения. Ещё один мощный инструмент – разговор с другого ракурса. Представьте, что вы – это они, и расскажите, чем вы недовольны. Что вы чувствуете? Почувствуете ли вы обиду, некоторое время проведя на их месте?

Замена эссенциализма индивидуацией . В одном исследовании белых испытуемых спрашивали, как они относятся к расовым различиям. Половину изначально склонили к эссенциализму, объявив, что «учёные нашли генетические подтверждения различию рас». Другая половина узнала, что «учёные нашли, что у различия рас нет генетического базиса». И члены второй половины выразили меньшее согласие с неравенством рас.

Уменьшение иерархии. Слишком развитые иерархии усиливают различия свой/чужой, ибо те, кто наверху, оправдывают свой статус, наговаривая на нижних, а последние рассматривают правящий класс с отношением низкая теплота/высокая компетентность. К примеру, существует культурный троп говорит о том, что бедные люди более беспечны, они ближе к реальной жизни и способны наслаждаться её простыми удовольствиями, а богатые – несчастны, испытывают стресс и находятся под давлением ответственности. Точно также миф «они бедные, зато полны любви» относит бедных к классификации высокой теплоты/низкой компетентности. В одном исследовании 37 стран выяснилось, что чем больше разрыв между доходами богатых и бедных, тем сильнее богатые поддерживают такую точку зрения.

Заключение

От чрезмерного варварства к мелким неприятностям, доставляемым микроагрессией, деление на своих и чужих приводит к большому количеству неприятных последствий. Но я не думаю, что целью должно стать «излечение» от привычки делить людей на категории свой/чужой (не говоря уже о том, что при наличии миндалины это невозможно).

Я сам склонен к одиночеству – много времени я провёл, живя в палатке в Африке, изучая другой вид. Но самые мои счастливые моменты связаны с ощущением того, что я среди своих, что меня принимают, что я в безопасности и не один, что я – часть чего-то большего и окружающего меня, чувство, что я нахожусь на верной стороне и у меня всё хорошо. За некоторые разделения свой/чужой я – заумный, кроткий, аморфный пацифист – готов и убить, и умереть.

Если мы примем, как данность, что разные стороны будут всегда, очень трудно находиться на стороне «хороших». Не доверять эссенциализму. Помнить, что рациональность – часто лишь рационализация, попытка догнать подсознательные силы, о существовании которых мы не подозреваем. Сфокусироваться на общих целях. Практиковать взгляд со стороны. Заниматься индивидуацией. И вспоминать, как часто в истории реально злонамеренные чужие прятались и подставляли некую третью сторону. Добавить метки