Монастырь на нерли. Церковь Покрова на Нерли

Если попросить любого русского человека назвать замечательные, на его взгляд, православные храмы, он наверняка назовёт украшение Красной площади - собор гордость России - храм Христа Спасителя, и храм на Нерли. Почему так? Каким образом снискала такую любовь и всенародную известность скромная и вовсе не центральная церковь Покрова на Нерли?

Князь Андрей

И на самом деле, храм на Нерли - самый совершенный в России, более того, в мире нет настолько гармоничного произведения храмового искусства, и это один из величайших памятников искусства вообще. Знаменитой эту церковь сделала и её древняя история, и исключительно органичное соединение архитектуры и ландшафта. Храм на Нерли - сама гармония! Этот памятник, кажется, дышит всё тем же воздухом немыслимо далёких лет, когда расцветало княжество Владимирское.

Удивительный князь Андрей Боголюбский очень хотел построить ещё одну столицу на Руси, лучше Киева, красивее Константинополя, подобную Иерусалиму. Семь лет выстраивал князь Андрей свой Владимир, множество прекраснейших храмов было возведено. Венцом этого труда стало Боголюбово, а во главе - церковь Покрова на Нерли 1165 года. Здесь Нерль соединялась с Клязьмой и служила воротами многих торговых речных путей. Храм на Нерли словно вырос естественным образом на холме, а не был построен, настолько правильно выбрано для него место.

История создания

Создание этого памятника сопряжено со многими секретами, и строительными, и историческими. В летописях упоминания о строительстве очень скудны, они чаще всего не содержат дат и даже названия не указывают. В одной пишут, что из Киева прибыл князь Андрей Юрьевич, построил Боголюбный град и две церкви каменные. В другой проскальзывают сведения, что церковь на Нерли построена, и что она Покровская.

Житие Андрея Боголюбского подсказывает, что владимирцы ходили на болгар, где уже после победы погиб от ран княжич Изяслав Андреевич. Строительство началось сразу после этого похода. Сроки работы по возведению храма и для наших времён небывалые. За одно лето и храм построили, и монахов при нём поселили. Обычно даже сейчас такие здания возводятся в течение нескольких лет при всей современной технике и механизации работ.

Праздник Покрова

Не было такого праздника в Византии, на Руси просиял и прославлен был здесь же. Самые ранние иконы из дошедших до нашего времени датируются четырнадцатым веком. Покровских храмов ни в одной летописи тех лет не описано. Поэтому с князем Андреем Боголюбским и связываем мы этот прекрасный праздник, считая его учреждением на Руси именно середину двенадцатого века.

Здесь аргумент наиважнейший тот, что так названа церковь Покрова на Нерли, век за веком стоящая на княжеской земле, практически в его резиденции. Сам князь Андрей, как многие исследователи думают, написал и праздничные тексты богослужений, которые пришли к нам в списках более позднего времени. Описание храма на Нерли от Андрея Боголюбского включает "Проложное сказание", "Службу" и "Слово". Очень может быть, что идея относительно связи церкви на Нерли с заступничеством в русском походе Богородицы как-то была связана впоследствии с почитанием влахернского чуда.

Другая версия

Пишут ещё и о другом чуде, которое произошло во время войны с волжскими болгарами. Русское войско выступало под сенью Креста и образов Спаса и Владимирской Божьей Матери, от которых вдруг начали исходить огненные лучи. Именно иконе Владимирской Богоматери и было посвящено строительство церкви Покрова на Нерли. В общем-то, большинство дошедших до нашего времени источников говорят о храме не как Покровском, а как Богородичном.

Об этом же говорит и Житие Андрея Боголюбского. Очень возможно, что изначально храм был посвящён этим двум иконам, а впоследствии стал называться Покровским, хотя и не было специального переименования. Во всяком случае, то, что именно эти два святых образа поддерживали русское войско в походе, является информацией непреложной. во многих уголках мира известна более всего потому, что там выстроен такой исключительной красоты храм.

Секреты конструкции

Даже сейчас, через столько веков, современный облик этой церкви вызывает восхищение совершенством облика. Она исключительно органично вписывается в ландшафт, как будто это место было специально так создано природой, чтобы именно здесь произошло строительство церкви Покрова на Нерли. Но археологи развеивают это заблуждение своими изысканиями. Во-первых, и сам храм раньше выглядел несколько иначе, хотя этот стремящийся в небеса силуэт поменять было и невозможно. Изменения с течением времени произошли досадные, но, в принципе, частные. А вот холм!.. Его сотворила не природа, а руки человеческие.

Для храма был насыпан на сложном фундаменте. Берег тут низкий, пойменный, и никакого холма природа не предусматривала. При разливе вода поднималась на три с лишним метра. Начинать строительство при таких природных условиях никак нельзя, половодьем храм смывало бы каждый год. Поэтому сначала заложили фундамент из крупного булыжника, используя известковый раствор. Глубина фундамента - более полутора метров, вплоть до материкового слоя глины. Но одно это храм от половодья не спасло бы.

Подземная часть

На самом фундаменте лежит основание стен - здесь использовали хорошо отёсанный и очень плотно пригнанный камень. Высотой эти стены около четырёх метров, и все они полностью засыпаны и плотно утрамбованы глиной и снаружи, и внутри. Таким образом, только подземная часть храма, которым гордится Владимирская область, составляет пять метров и тридцать сантиметров.

Теперь коварные весенние воды не страшны стали церкви, стоящей на пьедестале искусственного холма. Описание памятника культуры "Церковь Покрова на Нерли" обязательно должно начинаться с этого и прославлять инженерный ум и архитектурные таланты русских людей, которые присущи им изначально, со столь древних времён. К тому же нужно отметить, что весь этот холм снаружи был покрыт белокаменными плитами, словно панцирем, где были оборудованы стоки в виде водосточных желобов, а к пристани вели красивые лестницы.

Облик храма

Цельности и законченности храма на Нерли без возвышения за счёт искусственного холма достигнуть бы не удалось. Но это лишь ядро, главный стержень, на котором зиждется ещё очень много удивительного для строителей и архитекторов современности. Это белокаменные ярусы над водой на широком холме, аркады-галереи свнушительным поясом, и сам храм с цилиндром башни барабана, и, наконец, главка и крест, стремящийся в небо, над всем этим.

Сейчас храмовая главка - луковкой, а была шлемовидная, с деревянными чешуйками. И это не все изменения. Когда-то по всей окружности храма были обустроены открытые галереи для гульбищ высотой пять с половиной метров, а на юго-западе вся эта аркада переходила в стену внушительной толщины, в которой была внутренняя лестница со входом на хоры.

Пропорции

Пропорции храма выверяли словно сами изящество и красота, хотя тип постройки совершенно обыкновенный: одноглавый, крестово-купольный, трёхапсидный, четырёхстолпный, по три нефы - продольные и поперечные. И всё-таки храм на Нерли явно отличается от большинства церквей этого типа. Главной целью строителей был эффект стройности и высоты необычайной силы, и это удалось по многим неявным на первый взгляд причинам.

Весь секрет в деталях, которые не бросаются в глаза, но ощутимо подчёркивают вертикаль сооружения. Вот средняя апсида слегка приподнята, среднее окно чуть выше остальных. Барабан выше обычного и уже, с узкими длинными окнами. И само поднятие на пьедестал всего храма особенно усиливает эту устремлённость в небо. Даже внутри храма всё пространство организовано так, что видится как единый воздушный столп, убегающий ввысь.

Украшения

Превосходная белокаменная резьба, присущая здешнему зодчеству, украшает храм. Излюбленный православными христианами образ царя Давида с настоящими и богатство традиционных орнаментов и вдруг - удивительные рельефы девичьих ликов, опоясывающих все фасады храма. Множество мотивов во внешнем убранстве остались загадкой скульптурного декора. Сейчас сохранились не все, всего девятнадцать портретов, но и они настоящая галерея скульптурных портретов.

Белокаменная резьба - дело трудоёмкое чрезвычайно. Это требует очень много времени и огромного чисто технического мастерства. Даже просто ровно обтесать такой камень - более тысячи мастерских ударов камнетёса. А фасонный камень и резьба рельефов для храма на Нерли - это около четырёх тысяч человекодней.

Перемены

Первые разрушения храму принесли княжеские усобицы после гибели Андрея Боголюбского. За ними были вторые и третьи, и бесчисленно много урона потерпел храм. А всерьёз ремонтировать его начали только к концу семнадцатого века: ветхие галереи убраны, сделана четырёхскатная крыша. Во время наводнений река подступала к самым стенам: льдины разбивались о цоколь храма. Но и это не самое страшное. Огромная опасность появилась в 1784 году, когда монастырский настоятель получил разрешение на разбор Покровского храма просто на камень, понадобившийся для строительства в монастыре. Не иначе Владимирская Заступница вмешалась: не сошлись в цене подрядчик с заказчиком.

Невежество - ещё больший бич. В 1877 году монастырь без совета с архитектором сделал храму ремонт. Тогда погибли фрески в куполе и барабане, многие белокаменные рельефы заменили гипсовыми, да и сам храм понапрасну стяжками железными обвязали, совершенно ему не нужными. В 1919 году все белокаменные храмы поступили под охрану государства. Монастыри - оба - были прикрыты до 1990 года. Тогда и церковь Покрова на Нерли была передана вновь открывшемуся а затем местному приходу. В 1992 году церковь на Нерли находилась уже в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. И навсегда это чудесное сооружение останется одним из символов России.

Храм Покрова на Нерли (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пожалуй, во всем свете не найти такого же легкого, светлого и изысканного храма, как церковь Покроваа на Нерли, что в 10 км от Владимира . Это белокаменный шедевр старорусского зодчества, образец архитектуры владимиро-суздальской школы. Секрет его изящества - в гармоничных пропорциях и прекрасном сочетании церкви с пейзажем русской равнины. Храм считается одним из красивейших в России и внесен в реестр мировых памятников ЮНЕСКО, а окружающий его Боголюбовский луг признан региональным историко-ландшафтным комплексом.

Невысокое строение символизирует стремление ввысь, к Богу, вот и дорога к храму - это небольшое паломничество. К нему идут по лугам пешком от Боголюбово , чтобы прикоснуться к многовековой истории и поставить свечу.

Немного истории

Из Жития князя Андрея Боголюбского известно, что храм построили в 1165 г., он служил мемориалом сыну князя - Изяславу, погибшему в войне с волжскими Булгарами. Позднее, князь Андрей установил на Руси праздник Покрова Богородицы и посвятил ему церковь.

Согласно преданию, белые камни для сооружения храма были привезены из поверженного Булгарского княжества.

Покрова на Нерли

Что посмотреть

Храм стоит в поистине уникальном месте: на заливном Боголюбском лугу, в излучине речки Нерль, на рукотворном холме. Здесь ощущаются чистота, высокая духовность и вдохновение, не случайно возле церкви много художников. Белокаменная настенная резьба в сочетании с вертикальными линиями и небольшим уклоном стен придает строению легкости и воздушности.

В половодье церковь будто плывет по воде: она похожа на белую лебедь, а еще ее сравнивают со свечой, невестой у алтаря и другими романтическими образами.

От небольшого крестово-купольного здания 12 века сохранились квадратный остов-четверик и глава, остальные части были разрушены временем и восстановлены в 19 столетии. Стены строго вертикальны, но из-за тонко подобранных пропорций они как будто слегка наклонены, отчего помещение кажется выше. Внутреннее убранство церкви более чем скромное: фрески были сбиты со стен при реставрационных работах 1877 г., но есть небольшой иконостас с иконами.

Cнаружи сохранились резные настенные рельефы с библейскими фигурами, птицами, животными и масками. В центре изображен царь Давид, читающий псалмы с поднятой в благословлении десницей, рядом - лев, символизирующий княжескую власть, и голубь - знак духа и кротости.

Практическая информация

Адрес: Боголюбово, Вокзальная, 10.

Добраться можно от Владимира на автобусе или электричке до станции «Боголюбово». Затем около 2 км пешком или в конном экипаже (600 RUB в час). Платная стоянка автомобилей есть возле ж/д станции, бесплатная - у входа в Боголюбский монастырь. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Церковь действующая, работает свечная лавка. Часы работы: ежедневно, с 8:00 до 18:00, вход свободный.

Весной 2009 года с благословления благочинного Ростовского округа архимандрита Сильвестра (Лукашенко) начались реставрационно-востановительные работы в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Пречистого на Нерли Ростовского района Ярославской области.

Для многих наших современников название реки Нерль в первую очередь ассоциируется со знаменитой церковью Покрова на Нерли, белокаменным храмом во Владимирской области, в полутора километрах от Боголюбова. Этот шедевр зодчества владимиро-суздальской школы воздвигнут в 1158 году в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы при владимирском князе Андрее Боголюбском. Храм стоит в живописном месте при впадении реки Нерль в Клязьму.

Для уточнения нужно сразу сказать, что существует две реки с одним и тем же названием Нерль. Клязьменская Нерль вытекает из заболоченной местности восточнее Переславля-Залесского, а вторая Нерль берёт своё начало недалеко отсюда, чуть севернее Плещеева озера, и впадает в Волгу. Обе реки в древности были единым судоходным путём благодаря волоку, что соединял их истоки. Об этом упоминают русские летописи.

Храм Рождества Богородицы, о котором у нас пойдёт речь, находится в верховьях Нерли Клязьменской, в южном углу Ярославской области. Он стоит на высоком природном холме и окружён с трёх сторон избами небольшого села Пречистое. Внизу этот живописный холм и соседний с ним, на котором в тени старых сосен стоят кресты и оградки древнего кладбища, обтекает тихая Нерль. А на противоположном берегу - снова холмы. И леса, леса... По соседству с Пречистым, тоже в окружении лесов и полей, старинные деревни - Заозерье, Покров, Остеево. Невольно вспоминаются в этих местах слова Николая Некрасова:

А там, во глубине России,
Там вековая тишина.

По своему историческому и архитектурному значению храм Рождества Богородицы безусловно уступает церкви Покрова на Нерли, но по красоте местоположения, величавому силуэту церкви с четырёхярусной колокольней второго такого памятника архитектуры в верхнем течении реки не найти. К тому же, и у этого храма есть своя небезынтересная история.

Один из главных источников, рассказывающих о селе Пречистом и его церкви, - книга купца и историка-краеведа из Ростова Великого А.А. Титова, "Ростовский уезд Ярославской губернии", вышедшая ещё в XIX веке. Книга эта, недавно переизданная, содержит достаточно обстоятельные археографические описания сёл, деревень, погостов Ростовского уезда.

Вот, что находим у А.А.Титова по нашей теме: "Село Пречистое - Пречистенское - казённое село, при р. Нерль, в 40 верстах от Ростова, в нём 17 дворов и 40 рев. душ при 23 наделах. При церкви с. Пречистого 108 дес. земли и приход из девяти селений. В 1878 года на средства местного земства учреждена сельская школа.

Местный каменный одноглавый, трапезная в связи с колокольней, храм существует с 1794 года; построен прихожанами и имеет три престола: центральный - Рождества Пресвятой Богородицы и два боковых - Живоначальной Троицы и Св. великомученика Димитрия Солунского. Из церковных рукописей сохранилась храмозданная грамота архиепископа Арсения, данная в 1787 году.

Крестные ходы, совершаемые в приходе с. Пречистого, следующие: во 2-ой день Пасхи - на то место, где стояла прежняя церковь, в 6-ое Воскресенье по Пасхе в д. Покров, 21.09 - в д. Яковково, 1.10 - в д. Буково, 20.07 - в д. Кильгено, 18.06 - в д. Итларь, 26.06 - в д. Старово, 29.06 - в д. Любильцево. Все эти крестные ходы учреждены по случаю эпидемии; 6.08 - в д. Заозерье, установлен потому, что вода в находящемся здесь озере приняла кровавый цвет и настолько испортилась, что люди и скот умирали от её употребления, но со временем учреждения крестного хода вода снова приняла свои прежние свойства; 25.09 - в селе Пречистом, по случаю сильной грозы, от которой сгорело всё селение. Но, когда были приняты крестные ходы, сведений не осталось.

Относительно возникновения с. Пречистого ничего не известно, но надо полагать, что оно существует уже давно. По преданию, до разобранной в 1794 году деревянной церкви существовали разновременно две другие, обе сгоревшие. Село называлось "Погост Пречистенский".

Можно добавить, относительно древности с. Пречистого, из рукописи Хлебникова, что в XIV веке тут стоял терем князя Фёдора Александровича Голубого, павшего в Мамаево побоище. Старший сын кн. Фёдора, князь Андрей Фёдорович ушёл в монашество, а младший, Василий, женился на княжне Наталии, дочери князя Семёна Дмитриевича Щепина-Горбатого, и этот терем передал князю Ивану Андреевичу Голени". Иван Андреевич Голень был владетель Сретенской половины Ростовского княжества и участник Куликовской битвы".

В цитируемой нами книге Титова практически каждое село или деревня имеют древнее предание о своём возникновении. Иногда такие предания носят вроде бы сказочно-былинный характер, и всё же отбрасывать их как чей-то домысел - неосмотрительно. Ведь в основе каждого предания могут лежать сведения, дающие повод для дальнейших исследований. В нашем случае книга упоминает Мамаево побоище, а это не что иное, как знаменитая Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года по ст. ст., как раз в день великого православного праздника Рождества Богородицы.

Достоверно известно, что вскоре после Куликовской битвы в разных пределах Московской Руси стали появляться храмы, посвященные этому празднику и великому воинскому событию на Куликовом поле у реки Дон. В сознании русских людей той эпохи большой Богородничный праздник навсегда связался с победой над полчищами Мамая.

В пользу существования села Пречистого ещё в XIV веке свидетельствует и то, что один из пределов храма назван в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, а второй предел, Троицкий, напоминает нам ещё и о преподобном Сергии Радонежском, создателе Троицкого монастыря (будущей Троице-Сергиевой лавры) и духовном наставнике русских воинов на Куликовом поле.

Поэтому есть основание утверждать, что здешние места обживались ещё со времен великого Московского князя Дмитрия Донского.

А упоминаемые Титовым три(!) деревянные церкви, которые сменили друг друга до того, как в Пречистом появился каменный храм? Сколько лет или даже столетий простояла каждая из них? Может быть, где-то в архивах ждут своего часа другие сведения, которые смогут подтвердить завидную древность села Пречистое.

Мы же пока перейдём к временам уже недавним, к началу ХХ века. Село Пречистое и его храм неоднократно с восторгом упоминаются в рассказах-воспоминаниях прекрасного русского живописца Константина Коровина. Вместе со своими друзьями великим Фёдором Шаляпиным и художником Валентином Серовым Коровин нередко гостит в Пречистом или на Новенькой мельнице за околицей деревни Остеево, где от старого мельника Никона Осиповича Шаляпин слушает и заучивает неизвестные ему народные песни. Уже в годы эмиграции и Коровин, и Шаляпин неоднократно с любовью и волнением вспоминают годы, проведенные на берегах Нерли.

В архитектурном плане храм Рождества Богородицы представляет собой восьмерик на четверике, одноглавый, бесстолпный, с тремя алтарными апсидами, с четырёхярусной колокольней, с трапезной, связывающей четверик и колокольню. Видимо, в самом конце XVII или начале XIX века церковь была полностью расписана, однако на сегодня сохранились лишь фрагменты стенописи: изображения евангелистов в парусах, отдельные сюжеты из Евангелия. Полностью исчез иконостас.

Разрушение храма началось с 30-х годов прошлого века.

Основные разграбления - после съёмок в 1962 году здесь, в Пречистом, антирелигиозной комедии со зловещим названием "Конец света". Для фильма частично произвели прихорашивание внешнего и внутреннего облика храма, но после окончания съёмок, по словам очевидцев, в том числе участников массовок, бо?льшая часть икон, церковной утвари и книг храмовой библиотеки была вывезена съёмочной группой. В 60-е годы XX столетия, в пору хрущёвских антерелигиозных гонений, такое самовольное "изъятие" не считалось преступлением, и сейчас практически невозможно найти следов украденных икон и церковных ценностей.

Вокруг храма, в пределах полуразрушенной церковной ограды, расположен небольшой погост. От него тоже уцелела лишь малая часть: шесть каменных надгробий. Сейчас уже невозможно найти точное место каждого захоронения, сохранились лишь два места погребения, одна могила с оградой, но без памятника с северной стороны храмового подворья и одно белокаменное надгробие. Этот памятник из белого мрамора стоит (единственный не поваленный) недалеко от южной стены храма. Вот надпись на нём:

На оборотной стороне стихотворная эпитафия:

НЕ ПЛАЧТЕ РОДИТЕЛИ
О РАННЕЙ СМЕРТИ ЧАДЪ
ИМЪ ГОСТЯМЪ НЕВИННЫМЪ
ОТЕЦЪ НЕБЕСНЫЙ РАДЪ

Здесь же, к югу от храма, лежит чёрномраморная плита с хорошо различимой подробной, будто с паспорта, надписью:

Крестьянинъ
Ярославской губернии
Ростовского уезда
Карацкой волости
деревни Заозерья
ПАВЕЛЪ ПЕТРОВИЧЪ
ТРУНОВЪ
Родился 3 ноября 1826 г
Скончался 27 декабря 1895 г.

Совсем рядом, в углу ограды у берёз ещё одна плита из чёрного мрамора. И тоже - завидная обстоятельность в описании жизненных вех почившего крестьянина:

Здесь погребено тело
крестья. Владимир губер.
Переславл. Уез. Елезаровъ.
Волости дер. Высоково
ФЕДОРА ЕГОРОВИЧА
МЕЛЬНИКОВА
род. 2 февраля 1822 г.
сконч. 31 июля 1890 г.

К востоку от храма, в нескольких метрах от центральной апсиды - памятник из чёрного мрамора.

Подъ симъ камнемъ погребено тело
жены священника сей церкви
АНАСТАСIИ ВАСИЛЬЕВНЫ
КРЕСТОВОЙ
сконч. 27 сентября 1876 г.
жития ея было 28 лет 2 мес.
и чадъ ея
ПАВЛА И ИОАННА

На северной стороне храмового подворья - ещё два поваленных надгробья. На одном из них читаем:

Подъ симъ
камнемъ погребены
дер. Старова крестьянка
ИРИНА ЕФИМОВНА
ГЛУШКОВА
скончалась 27 марта 1873 г.
и сынъ ея
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ГЛУШКОВ
Скончался 6 февраля 1881 г.
Жития его было 43 г.

У розово-мраморного надгробия Глушковых есть ещё записи на боковом торце, но мы их пока не разобрали. Нужно будет отрывать все лежащие памятники от земли и смотреть, есть ли надписи и на оборотной стороне. Но это - когда дойдут руки.

А пока хочется хотя бы в точности записать все тексты. Ведь это - тоже история, не только храма, но и людей, которые упокоились, кто ещё в XIX, а кто и в начале XX века близь своей приходской церкви.

Увы, сохранилась лишь малая часть пречистенского церковного некрополя. Уже сравнительно недавно, в 90-е годы ушедшего века большее количество надгробий было вывезено в неизвестном направлении в качестве материала для новых памятников. В то смутное время люди не страшились зарабатывать деньги даже таким кощунственным способом.

Вот почти и всё, что мы застали возле церкви Рождества Богородицы в Пречистом в канун самого начала реставрационно-восстановительных работ. А что в самом храме, громадном по сельским масштабам? Несколько больших обрушений зияют в сводчатых потолках алтаря и трапезной, растёсаны дверные проёмы под колокольней и у входа с южной стороны (чтобы удобнее было завозить внутрь машины с зерном), ни одного стеклышка не сохранилось на окнах, нет и следа полов, отопительных устройств. Как ураганом сдуло следы стропил над трапезной, заросшей высоченными берёзами. В густых зарослях и обнажённые своды алтаря, и подкупольные карнизы четверика и восьмерика. И, конечно, ни одного колокола не увидишь в пустых арках колокольни. Будто на ниточке повис крест над её куполом. А главный храмовый купол - тот вообще без креста.

Кажется, как не впасть в уныние при виде такого предельного запустения? Сколько же тут понадобится трудов и финансовых затрат, да и годов тоже?

И всё же не зря всегда говорилось на Руси: глаза боятся, а руки делают.

Первый субботник по расчистке прицерковной территории и сводов храма от деревьев и кустарника, разрушающих его стены, состоялся 23 мая 2009 года. А спустя две недели в храме, где к тому времени уже появились строительные леса, отслужил первый молебен и окропил могучие церковные стены прибывший из Ростова Великого священник отец Владимир Большаков.

Благой начаток вами положен, - сказал он, обращаясь к старым и молодым. - С молитвенным призыванием Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери всё возможете!

От первого субботника, состоявшегося 23 мая 2009 года, прошло менее полугода. За это время была проделана немалая работа по облагораживанию прицерковной территории. Огромную помощь при вырубке старых деревьев, влияющих пагубно на состояние стен храма, оказал местный житель, лесник по профессии, Иван Алексеевич Королёв. Он неоднократно показывал свой профессионализм на благо общего дела. С южной стороны храма была расчищена площадка и подняты несколько надгробий. С восточной стороны, напротив алтаря стараниями жительниц деревни Остеево была разбита клумба цветов. Основные же работы производились с помощью лесов на крыше трапезной части церкви. По периметру крыши с карнизов был сбит старый, гнилой кирпич и сделана новая кладка. На сегодня каркас крыши готов, стропила обшиты обрешеточной доской. Все работы выполнялись без помощи специальной строительной техники, своими силами и стараниями. Все материальные средства, собранные на реставрацию храма, - частные пожертвования жителей окрестных деревень. В скором времени начнётся завершающий этап по восстановлению крыши - покрытие железом. Для этих работ приглашена специальная бригада жестянщиков из Ярославля. Будем надеяться, что они успеют до наступления зимы выложить крышу, тем самым, приостановить разрушение сводов трапезной.

Со времени начала реставрационных работ в храме Рождества Богородицы отслужено четыре молебна. Первый, как уже писалось выше, состоялся 4 июня. А 11 июля в церкви служил Отец Николай Олейник, настоятель храма Казанской Божьей Матери в селе Караш, что в 15 км от Пречистого. В этот день жители соседних деревень заказывали автобус из г. Петровска, чтобы попасть на службу. Последующие два молебна, которые состоялись 19 августа, в праздник Преображения Господня, и 21 сентября, в день Престольного праздника Рождества Богородицы, отслужил отец Олег Ельцов, настоятель Храма Исидора Блаженного в г. Ростове-Великом. Особенно запомнилась последняя служба крестным ходом вокруг храма и осенней солнечной погодой, действительно праздничной.

А.А. Титов "Ростовский уезд. Ярославской губернии". Репринтное воспроизведение издания 1885 года.

Http://www.voskres.ru/idea/loshchits2.htm

Княжества при святом князе Андрее.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея - таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм - новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова . Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви . Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным .

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя , к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

Покровский монастырь

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского , когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.

В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли," усилиями которого к концу года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В - годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда "Сапсан" над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам ; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял "без пения." Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы . В этот период Покровский храм - "русское чудо" - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.

Архитектура

Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа , одноглавый , четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами , в западном из которых помещаются "восходние полати" - хоры ; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан . Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид , подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата - 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.

Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами - в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов -пилонов , завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно -колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор , его верх членит фасад на две почти равные доли.

Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань - существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу . Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане , а также на портале церкви святого Михаила в Павии .

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона : известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме , где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами "Физиологов" - сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту "Физиолога," "егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи " . По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа , охраняющего Свое духовное стадо: "Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила " .

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: "улыбающиеся" львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. "свинячьи рыла"); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и.

В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители "прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;" две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия - на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ , т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская , т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями , М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches , Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества , т. VII, М., 1877, "Протоколы," 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории "Физиолога" , СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов , Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter , Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия , ч. I "Монастыри," Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., "Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли," ВЕВ , 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates , New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., "Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление," Памятники культуры , М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими , М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков , т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album , Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., "Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.," СА , 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век , М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли , Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской , М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., "К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли," КСИА , М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников , Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.," Дубов И. В., Города, величеством сияющие , Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., "О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.," ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век , СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм... , Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., "Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)," Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г. , СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).1165 - годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. "Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли," Народный каталог православной архитектуры , статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,

Адрес: Россия, Владимирской области, Суздальский район, в 1,5 км. от Боголюбово
Дата постройки: 1165 год
Координаты: 56°11"46.6"N 40°33"40.5"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Вдали от селений и телеграфных проводов, на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли - один из самых известных памятников древнерусского зодчества.

Церковь Покрова на Нерли с высоты птичьего полёта

Вокруг - только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком . Пешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, по бездорожью, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят татаро-монгольское иго и восемь веков истории.

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Храм находится на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбский луг - церковь Покрова на Нерли». Боголюбово расположено в 10 км от Владимира по направлению к Нижнему Новгороду .

До города туристы могут доехать на автобусе, электричке или автомобиле, оставив его на стоянке у ж/д станции «Боголюбово». За отдельную плату посетителей доставят к церкви на повозке, запряжённой лошадьми.

Церковь Покрова на Нерли - храм-мемориал

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году . Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя - Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.

Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма - 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику - Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.

Церковь Покрова на Нерли - лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Технология строительства, применённая древними архитекторами, позволила избежать коварных весенних разливов: на глубине 1,6 м был заложен обычный ленточный фундамент, а над ним возведен насыпной холм высотой 3,7 м.

Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом - из густой травы заливных лугов. Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела. И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень. Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация - игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками.

Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей. Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились - они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание. В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и