Морской прапорщик. Воинские звания на флоте по возрастанию

Выдержка из приказа Федерального агентства морского и речного транспорта от 5 декабря 2013 г. № 84 “Об утверждении формы одежды, правил ношения, знаков различия, норм и порядка обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта"

VIII. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ должностных лиц

8.1 Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству подразделяются на:
а) нарукавные знаки;
б) наплечные знаки;
в) нагрудные нашивки.
8.2. В соответствии с замещаемой должностью установлены следующие знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству:
15 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
14 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
13 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
12 должностная категория - 1 широкий и 2 средних галуна;
11 должностная категория - 1 широкий и 1 средний галун;
10 должностная категория - 1 широкий галун;
9 должностная категория - 4 средних галуна;
8 должностная категория - 3 средних галуна;
7 должностная категория - 2 средних и 1 узкий галун;
6 должностная категория - 2 средних галуна;
5 должностная категория - 1 средний галун;
4 должностная категория - 4 узких галуна;
3 должностная категория - 3 узких галуна;
2 должностная категория - 2 узких галуна;
1 должностная категория - 1 узкий галун.

IX. ОПИСАНИЕ ОБРАЗЦОВ ЗНАКОВ РАЗЛИЧИЯ

9.1. Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству представляют собой:
а) нарукавные знаки:
б) наплечные знаки:
Наплечные знаки различия представляют собой съемную колодку из шерстяной ткани черного цвета, на которую нашиваются знаки различия из галуна золотого цвета по должностным категориям.
Наплечные знаки различия располагаются на плечах при ношении форменной шерстяной куртки, тропического костюма, рубашек и женских форменных блуз. Допускается ношение наплечного знака с полем белого цвета на рубашке (блузе) белого цвета.
Размеры наплечного знака: длина 14 см (для женщин - 12 см), ширина 5 см. Наплечные знаки различия изготавливаются съемными и крепятся малой форменной пуговицей.
Ширина галуна: широкого - 3 см, среднего - 1,3 см и узкого -0,6 см. Просвет между галунами 0,3 см.
Верхний галун образует петлю в виде ромба размером по горизонтали: для среднего галуна - 4,5 см, для узкого - 4 см.
На наплечных знаках различия размещаются: для 14 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства, а для 15 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства в обрамлении двух лавровых ветвей, наложенных на нашивки из галуна в нижней части погона согласно рисунку.
Наплечные знаки различия рядового состава нашивок из галуна не имеют.

ТАБЕЛЬ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ ФОРМА ОДЕЖДЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ПО ДОЛЖНОСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ.
10.1. ФЛОТ.
10.1.1. Транспортные самоходные, сухогрузные, пассажирские и нефтеналивные суда дальнего и малого плавания, транспортные железнодорожные и автомобильные паромы, ледоколы, спасательные суда (мощностью более 2000 э.л.с.), гидрографические (свыше 1000" БРТ) и учебные суда, транспортные буксирные суда дальнего плавания

Старший помощник капитана, первый помощник капитана,главный (старший) механик, помощник капитана по учебной части

Второй помощник капитана, помощник капитана по пассажирской части, старший инженер-оператор, инженер-гидролог, второй механик, электромеханик по общесудовому электрооборудованию, старший электромеханик, инженер-электрорадионавигатор, начальник радиостанции

Третий помощник капитана,третий механик, второй 5 электромеханик, второй электромеханик по общесудовому электрооборудованию, рефрижераторный механик, первый радиооператор, администратор пассажирской службы, помощник капитана по пожарной части

Четвертый помощник капитана, пятый помощник капитана, помощник капитана по хозяйственной части, четвертый механик, третий электромеханик, четвертый электромеханик, третий электромеханик по общесудовому электрооборудованию, ремонтный механик, крановый механик, механик по судовым системам, радиомеханик, электрорадионавигатор, второй радиооператор, боцман

10.1.2. Транспортные буксирные суда малого плавания, спасательные суда (мощностью менее 2000 л. с.), транспортные несамоходные суда дальнего плавания, гидрографические суда (менее 1000 БРТ).

10.1.3. Транспортные несамоходные суда малого плавания, буксиры, паромы, катера и боты,самоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, плавучие самоходные краны и перегружатели

10.1.4. Катера, мотоботы, мотолодки с двигателями малой мощности, несамоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, несамоходные краны и перегружатели

10.1.5. Самоходные земснаряды технического (дноуглубительного) флота

Багермейстер-капитан

Старший помощник багермейстера, старший помощник капитана, старший (главный) механик

Второй помощник багермейстера — второй помощниккапитана, второй механик, старший электромеханик

Третий помощник багермейстера — третий помощник капитана, третий механик, второй и третий электромеханики по общесудовому электрооборудованию, начальник радиостанции

Четвертый помощник багермейстера — четвертый помощник капитана, четвертый механик, четвертый электромеханик, начальник радиостанции, боцман, радиооператор

10.1.6. Несамоходные земснаряды, самоходные грунтоотвозные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.7. Брандвахты, несамоходные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.9. Плавучие доки

10.2. ПАРОХОДСТВА.

10.2.1. Начальник пароходства

10.2.2. Заместитель начальника и главный инженер пароходства, начальник управления флота в составе пароходства (на внутреннем хозрасчете)

10.2.3. Заместитель начальника управления флота; начальник службы: перевозок и движения флота, портового хозяйства и морских путей судового хозяйства, мореплавания, ледокольного флота и арктических операций, материально-технического снабжения, коммерческой, технической, по обслуживанию транспортного флота; начальник отдела: кадров, организации работы с моряками загранплавания, технического, второго; главный: диспетчер, штурман, технолог, иачальник ХЭГС, помощник начальника пароходства по технике безопасности

10.2.4. Капитан-наставник

10.2.5. Начальник отдела управления флота, заместитель начальника службы, отдела, указанных в п. 3 раздела; начальник: электрорадионавигационной камеры, базы резерва плавсостава, базы технического обслуживания флота, отдела в службе; главные специалисты в службах, указанных в п. 3 раздела; старший морской инспектор, механик-наставник

10.2.6. Начальник сектора в службе, указанной в пп. 3 и 5 раздела, старший девиатор, морской инспектор, групповой инженер-диспетчер, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер ХЭГС, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер службы портового хозяйства, инспектор (инженер) по кадрам, инженер технического отдела, инженер по технике безопасности; начальник радиоцентра, радиостанции, заведующий кабинетом

10.2.7. Инженер-диспетчер по флоту, инспектор (инженер) по кадрам, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер ХЭГС, инженер по технике безопасности, девиатор, заместитель начальника и главный инженер радиоцентра, радиостанции

10.2.8. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер), начальник городской билетной кассы, старший кассир городской билетной кассы

10.2.9. Кассир и дежурный справочного бюро городской билетной кассы

10.3 УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОГО ФЛОТА.

10.3.1. Начальник управления

10.3.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.3.3. Главный штурман, капитан-наставник

10.3.4. Начальник службы: перевозок и движения флота, судового хозяйства, мореплавания, материально-технического снабжения, по обслуживанию транспортного флота; помощник начальника управления; начальник отдела: технического, второго, кадров; главный диспетчер, начальник ХЭГС

10.3.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; старшие: девиатор, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер службы судового хозяйства, морской инспектор, инженер технического отдела, инженер по технике безопасиости, инспектор по кадрам, механик-наставник

10.3.6. Начальник электрорадионавигационной камеры, инженер по технике безопасности, девиатор, инженер-диспетчер по флоту, инспектор по кадрам

10.3.7. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер)

10.4 МОРСКИЕ ПОРТЫ.

I кат.

II кат.

III кат.

10.4.1. Началник порта

10.4.2. Заместитель начальника, главный инженер порта

10.4.3. Капитан порта

10.4.4. Начальник отдела: механизации, грузовой и коммерческой работы, помощиик начальника порта по технике безопасности, главный диспетчер, начальник портового флота; начальник участка: связи, грузового района, нефтеналивного района, грузового и пассажирского портового пункта, морского вок зала, заместитель капитана порта

10.4.5. Старший лоцман

10.4.6. Старший: инспектор по расследованию аварий судов, диспетчер, инженер по технике безопасности, капитан портового надзор заместитель: главного диспетчера, начальника отдела, подразделения, указанного в п.4 раздела, начальник смены портнадзора, заместитель начальника морского вокзала

10.4.7. Лоцман

10.4.8. Диспетчер,старший инспектор и инспектор портового надзора, начальник пассажирского портового пункта, инженер по технике безопасности

10.4.9. Дежурный по морскому вокзалу

10.5. УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИХ ПУТЕЙ И ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

10.5.1. Начальник управления

10.5.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.5.3. Багермейстер—капитан-наставник, начальник землечерпального каравана

10.5.4. Начальник службы: пути, механико-судовой; начальник: технического отдела, морской инспекции; помощник начальника управления по технике безопасности; начальник технического участка

10.5.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; начальник: морского канала, дистанций пути; механик-наставник, старший инженер по технике безопасности

10.5.6. Начальник партии, морской инспектор, групповой инженер-механик; заместитель начальника: морского канала, дистанции пути; девиатор, инженер по технике безопасности

10.6. ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОТРЯДЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ, СУДОПОДЪЕМНЫХ И ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ (АСПТР).

Отряд I группы

Отряд II группы

10.6.1. Начальник отряда

10.6.2. Заместитель начальника и главный инженер отряда

10.6.3. Капитан-наставник

10.6.4. Начальник отдела: главного механика, аварийно-спасательных и буксирно-перегонных работ, начальник территориальной группы отряда, механик-наставник

10.6.5. Заместитель начальника отдела, указанного в п. 4, начальник береговой базы; старший: водолазный специалист, производитель работ, морской инспектор; старший инженер: по подводно-техническим, судо-подъемным, подводно-взрывным и аварийно-спасательным работам, по технике безопасности

10.6.6. Диспетчер по флоту, мастер водолазных работ, инструктор-водолаз, инженер по технике безопасности

10.7. ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ БАЗЫ.

10.7.1. Начальник гидрографической базы

10.7.2. Групповой капитан, капитан-наставник

10.7.3. Заместитель начальника и главный инженер базы

10.7.4. Начальник: лоцманской службы, экспедиции, отряда, партии, электрорадионавигационной камеры; механик-наставник, групповой механик, старший инженер службы надзора за судами по предотвращению загрязнения арктических морей; девиатор; старший диспетчер, начальник маяка I класса, старший лоцман

10.7.5. Заместитель начальника экспедиции, отряда, партии, начальник лоцманской вахты, маяка II и III классов; старший: диспетчер, инженер по технике безопасности; топограф; лоцман

10.8. РЕГИСТР РФ.

10.8.1. Управление Регистра
Директор

Заместитель директора

Главный инженер

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела, главный специалист

Ведущий, старший инженеры

10.8.2. Инспекция Регистра РФ
Начальник бассейновой инспекции

Заместитель начальника бассейновой инспекции, начальник инспекции

Заместитель начальника инспекции, главный инженер-инспектор

Старший ииженер-инспектор

Инженер-инспектор

10.9 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХОЗРАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

10.10. АДМИНИСТРАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.

10.11. В/О «СОВСУДОПОДЪЕМ».

10.12. В/0 «МОРПАСФЛОТ».

10.12.1. Председатель объединения

10.12.2. Заместитель председателя объединения

10.12.3. Начальник отдела: эксплуатации и коммерческой работы, обслуживания пассажиров, эксплуатации местного пассажирского флота

10.12.4. Помощник председателя, начальник центральных морских касс

10.12.5. Заместители начальников отделов, указанных в п.3 раздела

10.12.6. Старший экономист по билетным операциям, старший диспетчер по пассажирским операциям

10.12.7. Диспетчер по пассажирским операциям

10.12.8. Старший билетный кассир, кассир центральных морских касс

10.13. ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.13.1. Начальник училища, ректор

10.13.2. Заместитель начальника училища, проректор, начальник учебного отдела, начальник (декан) факультета, начальник (заведующий) кафедры, профессор кафедры, начальник научно-исследовательского отдела, начальник филиала училища, института

10.13.3. Заместитель начальника (декана) факультета, начальник отдела кадров, начальник (заведующий) производственной практики, заместитель начальника филиала училища, института, начальник учебно-консультационного пункта, начальник учебных мастерских, доцент, старший преподаватель, заведующий аспирантурой, ученый секретарь

10.13.4. Преподаватель, учебный мастер

10.13.5. Инспектор по плавпрактике

10.13.6. Лаборант, комендант, боцман

10.14. СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.14.1. Начальник училища, директор техникума

10.14.2. Заместитель начальника училища, заместитель директора техникума, начальник (заведующий) отделения по специальности

10.14.3. Руководитель физического воспитания, начальник (заведующий) мастерских, начальник (заведующий) производственной практики, председатель цикловой комиссии, начальник (заведуюший) учебно-консультационного пункта, заместитель начальника отделения по специальности, старший преподаватель

10.14.4. Начальник отдела кадров, мастер производственного обучения

10.14.5. Лаборант, комендант, боцман

10.15. МОРЕХОДНЫЕ ШКОЛЫ.

10.16. В/0 «СОВФРАХТ».

10.17. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА.

10.17.1. Министр

14 с гербом

10.17.2. Заместитель министра

10.17.3. Член Коллегии

10.17.4. Начальник управления, Главной морской инспекции, начальник канцелярии

10.17.5. Заместитель начальника и главный инженер управления, замсститель начальника Главной морской инспекции, канцелярии; главный штурман ММФ; заместитель председателя Научно-технического совета; начальник самостоятельного отдела, помощник министра

10.17.6. Заместитель начальника самостоятельного отдела, начальник отдела в управлении и в Главной морской инспекции, помощник первого заместителя министра, ученый секретарь Научно-технического совета, заместитель начальника отдела, ведущий инспектор Главной морской инспекции

10.17.7. Заместитель начальника отдела в управлении, главный специалист, помощник заместителя министра

10.17.8. Ведущий инженер управления: эксплуатации флота и портов, технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов; ведущий инженер по технике безопасности

Моряки – это всегда уважаемые и серьезные люди, для которых работа превыше всего. Но при этом они все имеют семьи, которые их верно ждут и любят. Профессия военного моряка не только ответственная и серьезная, но и интересная. За свою карьеру служащие в ВМФ могут многое увидеть. Хотя риск для жизни также имеется.

Какие воинские звания в ВМФ

Начнем с того, что в Военно-морском флоте РФ воинские звания делятся на две категории: войсковые и корабельные. Первые имеют категории:

  1. Начинается лестница с солдат и старшин, которые, в свою очередь, делятся на солдата, ефрейтора и старшину.
  2. Далее следуют прапорщики. Это звание делится на прапорщика и старшего прапорщика.
  3. Офицеры. Здесь подкатегории такие:
  • младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • старшие: майор, подполковник, полковник;
  • высшие: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии и маршал РФ.

Корабельные звания имеют несколько другие названия:

  1. Солдаты, сержанты, матросы. Здесь звания такие в порядке возрастания: матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, 1-й статьи, главный, главный корабельный, старшина.
  2. Мичманы: мичман, старший мичман.
  3. Младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.
  4. Старшие офицеры: капитан 3-го ранга, 2-го ранга, 1-го ранга.
  5. Высшие офицеры: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота, маршал России.

Форма военнослужащих в ВМФ не всегда предусматривает погоны, на которых определены звания. Зачастую у военных моряков имеются нашивки на рукавах, которые определяют должность и ранг.

Подробнее о порядке присвоения званий

Как и у сухопутных войск, у Военно-морских сил звания служащих присваиваются в день истечения срока его воинского звания. Законодательством установлены следующие сроки:

  • чтобы стать рядовым или матросом, надо прослужить 5 месяцев;
  • год требуется прослужить для того, чтобы стать младшим сержантом или старшиной 2-й статьи;
  • три года надо выслужить для получения таких званий, как старший сержант и главный старшина;
  • такое же количество лет отводится для того, чтобы стать прапорщиком или мичманом;
  • два года надо прослужить до младшего лейтенанта;
  • три до лейтенанта;
  • еще три до старшего лейтенанта;
  • 4 года до капитана и капитана-лейтенанта;
  • 4 – до майора и капитана 3-го ранга;
  • 5 лет требуется, чтобы стать подполковником или капитаном 2-го ранга.

Чтобы получить звание высшего офицера, надо прослужить на своей прежней должности не менее 1 года. Как правило, очередное воинское звание морские военные получают спустя 2 года после получения прошлого чина. Установленный срок включает в себя:

  1. Время перерыва (если такое имеется) из-за привлечения военного к уголовной ответственности по необоснованным причинам, а также в случае незаконного увольнения с последующим восстановлением.
  2. Время остановки военной деятельности.
  3. Количество лет, проведенных в запасе.

Отметим, что за особые достижения морской военный может получить досрочно очередной воинский чин.

Какие обязанности у ВМФ

Какие и любые другие войска, ВМФ трудится на благо страны. Основные функции военно-морского состава такие:

  • использование военной силы в случае угрозы стране с морской стороны. Также ВМФ обязан сдерживать и пресекать возможные угрозы России;
  • любыми способами защищать суверенитет своей страны;
  • создание условий для обеспечения безопасности державы;
  • по указу главнокомандующего участвовать в различных операциях.

Если говорить конкретно о подразделениях, то каждый из них имеет свои обязанности. К примеру, морская авиация занимается нанесением ракетно-бомбовых ударов, а также занимается прикрытием. Береговые подразделения обороняют побережье и ведут наземные боевые действия, оберегая морскую границу.

Как попасть в ВМФ

Многие молодые ребята мечтают трудиться во благо своей Родины, а именно оберегать ее. Для того чтобы стать военным ВМФ, необходимо соответствовать всем категориям. Если быть точнее, то, чтобы стать служащим, требуется:

  1. Иметь полное среднее образование. Но предпочтительнее, конечно, окончить морское училище.
  2. Быть ростом не ниже 165 см, а также иметь минимум вторую группу психической устойчивости.
  3. Иметь категорию годности не ниже А-2 (хотя в военную пехоту с такими показателями не попасть).

Призывников, обладающих высоким ростом и симпатичной внешностью, часто берут в роту почетного караула. Однако среднее специальное образование в данном случае тоже не помешает.

Съемные погоны офицеров ВМФ с полем из шелкового галуна черного цвета образца 1963 г. (история ношения)

К.Г. Чернобуров

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1963 года «Об изменениях в описании погон военнослужащих СА и ВМФ», объявленного приказом МО СССР от 5 ноября 1963 года № 247 офицерам ВМФ были введены повседневные съемные погоны шириной 6 см с полем из шелкового галуна черного цвета без кантов с просветами. Для офицеров корабельного, инженерно-корабельного и инженерно-технического (кроме частей авиации ВМФ) просветы были установлены золотистого цвета, для офицеров артиллерии, юстиции, ветеринарной и административной служб – красного цвета, для офицеров частей авиации – голубого, интендантской службы – малинового, а медицинской службы – зеленого цвета.
Погоны изготовлялись с прокладкой внутри как из бортовки, так и из картона.
Данные погоны предназначались для темно-синего кителя и синего шерстяного платья (для офицеров женщин). Порядок их ношения в ВМФ определялся Приказом МО СССР от 29 марта 1958 года № 70 «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время)».
Для обозначения воинских званий использовались металлические звездочки золотистого цвета: для старших офицеров диаметром 20 мм, для младших – диаметром 13 мм. Порядок их размещения на погонах определялся соответственно воинскому званию:

Воинские звания Количество звездочек
Полковник,капитан 1 ранга 3 35 35
Подполковник,капитан 2 ранга 2 35 -
Майор,капитан 3 ранга 1 60 -
Капитан,капитан-лейтенант 4 30 25
Старший лейтенант 3 35 35
Лейтенант 2 35 -
Младший лейтенант 1 60 -

Воинские звания Порядок размещения звездочек на погоне
Полковник,капитан 1 ранга две нижние звездочки на просветах, третья выше первых двух на продольной осевой линии
Подполковник,капитан 2 ранга на просветах
Майор,капитан 3 ранга на продольной осевой линии
Капитан,капитан-лейтенант две нижние звездочки посередине поля, третья и четвертая на просвете, выше первых двух
Старший лейтенант две нижние звездочки посередине поля, третья на просвете, выше первых двух
Лейтенант посередине поля
Младший лейтенант на просвете
Офицеры в зависимости от принадлежности к службе носили следующие эмблемы:
Наименование службы Виды эмблем Цвет эмблемы
Инженерно-корабельная служба Раздвижной ключ и молоток Серебристый
Серебристый
Инженерно-техническая служба для офицеров (кроме частей авиации), имеющих высшее техническое образование Раздвижной ключ и молоток Золотистый
То же, в частях авиации Золотистый
Артиллерия Стволы орудий Серебристый
Медицинская служба Чаша со змеей Золотистый
Ветеринарная служба Чаша со змеей Серебристый
Юстиция Щит с двумя мечами Золотистый

Эмблемы на погонах размещались на продольной осевой линии на расстоянии от нижнего края погона до центра эмблемы 90 – 100 мм.
Звездочки и эмблемы использовались изготовленные как из тяжелого металла (рис. 1 – 7), так из алюминия (рис. 8 – 13).

Для крепления погон использовались пуговицы диаметром 14 мм в зависимости от службы золотистого или серебристого цвета, изготовленные из тяжелого металла (рис. 14 – 15) или алюминия (рис. 16 – 18):

Наименование службы Цвет погонной пуговицы
Корабельная служба Золотистый
Инженерно-корабельная служба Золотистый
Инженерно-техническая служба для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей Золотистый
Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) Серебристый
Авиация Золотистый
Инженерно-техническая служба в частях авиации Серебристый
Артиллерия Золотистый
Медицинская служба Серебристый
Ветеринарная служба Серебристый
Юстиция Серебристый
Интендантская служба Серебристый
Административная служба Серебристый

Рис.14. Золотистая латунная погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.15. Серебристая «тяжелая» погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.16. Золотистая алюминиевая погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.17. Золотистая алюминиевая цельноштампованная погонная пуговица, 14 мм.

Рис.18. Серебристая алюминиевая погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

А так выглядят погоны офицеров ВМФ различных служб.

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, имеющие высшее техническое образование

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, не имеющие высшего технического образования

Рис.21. Инженер – майор и инженер – лейтенант

Морская пехота

Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1963 года № 1036 – 361 и Приказом МО СССР от 05 ноября 1963 года № 248 офицерам вновь создаваемых частей морской пехоты введены гимнастерка полевая, черного цвета, с отложным воротником и куртка полевая черного цвета. На данные предметы обмундирования были установлены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с красными просветами существующего образца (Рис. 31).

В качестве эксперимента для офицеров ВМФ Приказом МО СССР от 1964 года № 55 были введены повседневные съемные погоны шириной 6 см с полем из шелкового галуна черного цвета с кантами из приборного сукна, такого же как просветы, цвета (Рис. 32 – 33). Параллельно с ними продолжали носить погоны образца 1963 года. Порядок ношения вновь введенных погон определялся Приказом МО СССР от 26 мая 1964 года № 130. Просуществовали они не долго, и были отменены Приказом МО СССР от 1965 года № 179.

17 сентября 1966 года приказом МО СССР № 220 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 августа 1966 года № 700 для офицеров ВМФ был введен плащ из хлопчатобумажной или синтетической ткани черного цвета, однобортный с поясом, с отложным воротником и открытыми лацканами. Такой же плащ был установлен и для офицеров МЧ ПВ КГБ. На данном предмете обмундирования носились съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета существующего образца.
Надо отметить, что фурнитуру из «тяжелых» металлов перестали выпускать в начале 60-х годов, и она постепенно была вытеснена из обращения фурнитурой из алюминия. Которая, в свою очередь, во второй половине 60-х годов претерпела изменения (Рис. 34 – 41): так звездочки младших офицеров диаметром 13 мм стали другого рисунка, да и эмблемы приобрели несколько иной вид.

В таком виде фурнитура просуществовала до момента своей отмены. Можно упомянуть только, что эмблемы артиллерии (Рис. 42) и инженерно-технической службы в частях авиации (Рис. 43), а также погонные звездочки выпущенные в 80-х годах имеют более грубое исполнение, чем изготовленные в конце 60-х, 70-х годах.

Погоны офицеров ВМФ с измененной алюминиевой фурнитурой, вторая половина 60-х годов.

Инженерно-техническая служба для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, имеющие высшее техническое образование

Рис.46. Инженер – майор и младший техник – лейтенант

Рис.47. Инженер – подполковник и инженер – лейтенант

Инженерно-техническая служба частей авиации офицеры, имеющие высшее техническое образование

Инженерно-техническая служба частей авиации офицеры, не имеющие высшего технического образования

Рис.52. Инженер – майор и инженер – лейтенант

26 июля 1969 года приказом Министра обороны СССР № 190 во исполнении Постановления Совета Министров СССР от 30 мая 1969 года № 417 "Об улучшении формы одежды военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота" в знаки различия и предметы обмундирования офицеров ВМФ внесены изменения:
- упразднены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с зелеными просветами;
- офицерам медицинской, административной, ветеринарной служб и юстиции установлены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с малиновыми просветами;
- упразднен плащ образца 1966 года;
- введена куртка синего цвета хлопчатобумажная со съемными погонами черного цвета существующего образца;
- для офицеров морской пехоты вместо полевой гимнастерки введен китель шерстяной или хлопчатобумажный черного цвета с отложным воротником, с потайной застежкой, с двумя прорезными нагрудными карманами, со съемными погонами черного цвета существующего образца.
Порядок ношения погон в ВМФ определялся Приказом МО СССР от 26 июля 1969 года № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота». Порядок размещения звездочек и эмблем на погонах, а также цвет пуговиц остался прежним.

Изображение погон офицеров медицинской, административной, ветеринарной служб и юстиции ВМФ образца 1969 года приведено на Рис. 59 – 62, для остальных категорий погоны остались прежними (Рис. 44 – 53 и 56).

Предположительно в 1973 году (документального подтверждения у меня нет) поменялось изображение якоря на пуговицах (Рис. 63 – 64).

1 ноября 1973 года вышел Приказ МО СССР № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота», который установил для всех категорий военнослужащих ВМФ золотистые пуговицы, отменив серебристые. Также было изменено название некоторых эмблем ВМФ:

Наименование службы Виды эмблем Цвет эмблемы
Офицеры корабельного состава, имеющие инженерные воинские звания Раздвижной ключ и молоток Серебристый
Офицеры, имеющие воинские звания технической службы, проходящие службу на кораблях и в штабах соединений кораблей Шестерня с трехлопастным винтом Серебристый
Офицеры (кроме корабельного состава и авиации), имеющие инженерные воинские звания Раздвижной ключ и молоток Золотистый
Офицеры авиации, имеющие инженерные воинские звания или воинские звания технической службы Красная звездочка, мотор, пропеллер и крыльями Золотистый
Артиллерия Стволы орудий Серебристый
Медицинская служба Чаша со змеей Золотистый
Ветеринарная служба Чаша со змеей Серебристый
Юстиция Щит с двумя мечами Золотистый

Эмблемы на погонах размещались на продольной осевой линии на расстоянии от нижнего края погона до центра эмблемы 100 мм.

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 1 ноября 1973 года № 250:

Юстиция

Рис.79. Капитан юстиции

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1980 года, объявленный Приказом МО СССР от 15 марта 1980 года № 85 внес очередные изменения в знаки различия военнослужащих, в числе прочего, были отменены съемные погоны из шелкового галуна черного цвета с малиновыми просветами. Офицерам медицинской, интендантской, административной, ветеринарной служб и юстиции установлены съемные погоны из шелкового галуна черного цвета с красными просветами (Рис. 80 – 84).

Рис.83. Полковник административной службы и старший лейтенант административной службы

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1981 года «О знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил СССР», объявленный приказом МО СССР от 28 мая 1981 года № 145 закрепил накопившиеся изменения в знаках различия военнослужащих и установил для офицеров авиации ВМФ ношение на погонах (Рис. 86) эмблем авиации (Рис. 85).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1984 года для офицеров были отменены особые воинские звания инженерно-технического состава, воинские звания интендантской, ветеринарной и административной служб. Офицерский состав был переаттестован.

Эмблемы серебристого цвета: «Офицеры корабельного состава, имеющие инженерные воинские звания», «Офицеры, имеющие воинские звания технической службы, проходящие службу на кораблях и в штабах соединений кораблей», «Ветеринарная служба» и «Артиллерия», а также эмблемы золотистого цвета: «Офицеры (кроме корабельного состава и авиации), имеющие инженерные воинские звания» и «Офицеры авиации, имеющие инженерные воинские звания или воинские звания технической службы» были отменены в 1986 году.

Офицерам артиллерии ВМФ были установлены эмблемы золотистого цвета (Рис. 87).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1985 года, объявленный приказом МО СССР от 1986 года № 10 были внесены изменения в описание погон военнослужащих, в том числе и съемных погон офицеров из шелкового галуна черного цвета (Рис. 88 – 93).

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 1986 года № 10:

Приказ МО СССР от 04 марта 1988 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота» изменил расстояние крепления звезд на погонах офицеров:

Воинские звания Количество звездочек Расстояние в мм от нижнего края погона до центра первой звездочки Расстояние в мм между центрами звездочек вдоль погона
Полковник,капитан 1 ранга 3 30 25
Подполковник,капитан 2 ранга 2 30 -
Майор,капитан 3 ранга 1 45 -
Капитан,капитан-лейтенант 4 30 25
Старший лейтенант 3 30 25
Лейтенант 2 30 -
Младший лейтенант 1 45 -

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 04 марта 1988 года № 250:

В 1991 году СССР прекратил свое существование. В 1994 году для военнослужащих ВС России, в том числе для офицеров ВМФ, была введена новая форма и знаки различия. Погоны образца 1963 года ушли в историю.

Литература
Приказ МО СССР от 29 марта 1958 года № 70 «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время)»;
Приказ МО СССР от 05 ноября 1963 года № 248;
Приказ МО СССР от 26 мая 1964 года № 130 «С объявлением Описания предметов обмундирования военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 26 июля 1969 года № 190 "Об улучшении формы одежды военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота";
Приказ МО СССР от 26 июля 1969 года № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 1 ноября 1973 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 28 мая 1981 года № 145 «О знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил СССР и маршальских знаках отличия»;
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1985 года «О внесении изменений и дополнений в описание и образцы (рисунки) погон военнослужащих и нарукавных знаков различия адмиралов и офицеров корабельного состава Вооруженных Сил СССР»;
Приказ МО СССР от 04 марта 1988 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота».

Благополучие и уверенность каждого государства зиждется на его армии. Именно военных, которые являются нерушимым символом силы и мощи, уважают все без исключения граждане. Кроме пехоты, десантников, танкистов и связистов, представляющих сухопутные роды войск, существует также Эта военная мощь охраняет спокойствие граждан своей страны со стороны водных границ. В соответствии с уставом, каждому военному присваивается звание. Это относится также и к морякам. Правда, у них существует несколько иная градация.

Морские звания подразделяются на:

а) квалификационно-профессиональные;

б) военно-морские;

в) почетные.

К первой категории относятся ранги моряков, которые ходят в плавание на гражданских судах. Эти морские звания впервые были применены в 18 веке. К ним относятся: боцман, шкипер и штурман. Человек мог получить одно из них лишь после прохождения специальной аттестации, утвержденной Российским Адмиралтейством. В начале 20-го века данная система подверглась тотальному реформированию, в результате чего морские чины пополнились еще одной категорией - судоводительными званиями, к которым стали относить капитана и штурмана. Достоинство каждого из них измерялось в четырех разрядах. Еще не один раз реформирование затрагивало флотилию. На сегодняшний день морские звания гражданского флота включают в себя следующие категории:

Судоводители:

а) капитаны дальнего/ближнего плавания;

б) штурманы дальнего/ближнего плавания;

в) судовые механики трех разрядов;

г) судовые электромеханики трех разрядов;

д) судовые радиоспециалисты первого и второго разряда, а также судовые радиотелеграфисты и операторы.

Присваиваются людям, вступившим или призванным на службу в военно-морской флот. Однако первоначальный ранг зависит от квалификации, специальной военной подготовки, а также навыков. Молодой человек, призванный на срочную службу на судно, получает звание матрос. Оно соответствует чину рядового сухопутных войск.

Старшему матросу соразмерно такое звание, как ефрейтор. Командиры отделений в сухопутных аналогичны старшине первой и второй статьи. Звания главного старшины и главного корабельного старшины на флоте соответствуют таким чинам на «суше», как заместитель командира взвода и старшина боевой части. Прапорщик сухопутных войск не уступает мичману на судне. По этой причине старший прапорщик не должен первым отдавать воинское приветствие старшему мичману, так как их звания равны. Аналогичной является градация лейтенантов (от младшего до старшего). Далее же начинаются отличия. Так, капитан-лейтенант на флоте соответствует капитану сухопутных войск. Адмирал флота - это тот же генерал. Самым высоким морским званием является генерал-адмирал - оно аналогично генерал-фельдмаршалу.

Морские звания и погоны - неразлучны, однако, как и звания, эполеты военных на флоте отличаются от таковых у сухопутных войск: вместе со звездами на них пришиваются полоски - волоки.

Независимо от количества уклонистов, которое ежегодно фиксируется после завершения призывных кампаний, во все времена хватало тех парней, кто желал бы посвятить свою жизнь армейскому ремеслу. Обычно здесь имеется две тенденции карьерного роста. Первая заключается в том, чтобы после срочной службы остаться в армии по контракту. Однако при подобном стечении обстоятельств рассчитывать на офицерское звание не приходится. Альтернативой является поступление в высшее военное учебное заведение.

Следует напомнить, что служба в некоторых силовых структурах, приравнивающаяся к воинской службе, является не менее престижной и желанной, но попасть в такую структуру зачастую можно после прохождения срочной службы. Причем армейские будни в элитных войсках являются ключом к любому трудоустройству.

Морской флот в мечтах юношей занимает такой же статус, как и ВДВ, спецназ или МП. Мечта может не только осуществиться, но и привести к серьезному карьерному росту, если выполнить несколько не таких уж сложных требований.

  • Обязательным считается наличие среднего образования. Диплом об окончании морского училища весьма увеличит шансы оказаться в ВМФ.
  • Ограничения по росту позиционируются на отметке 165 сантиметров. Это предельные минимальные показатели. Потребуется при проведении медицинского освидетельствования заключение психиатра о стрессоустойчивости и об отсутствии патологий.
  • Категория годности, которую члены призывной комиссии выставят в личное дело, не может быть ниже А2. То есть, определенные отклонения все-таки допускаются. В этом отношении строгость не такая, как в силовых подразделениях.

Следующим шагом, который может существенно приблизить парня к службе на флоте, является заявление в военкомате. И все же решающим моментом окажется спрос на молодое пополнение, который определяется уже в распределительном пункте. Как говорят на армейском сленге, все зависит от наличия покупателя.

Значение морского флота в обороне страны

Даже посвятив статью вопросу, охватывающему звания на флоте и в , без упоминания заслуг этого рода войск в обороноспособности государства не обойтись. Учитывая тот факт, что протяженность морских границ России составляет около 40 тысяч километров, предотвратить угрозу с моря может только надежный мощный флот.

В зависимости от пунктов базирования различают северный флот, черноморский, тихоокеанский, балтийский и каспийский. Суверенитет страны – это гарантия безопасности каждого ее гражданина. ВМФ имеет достаточно сложную структуру, он представлен подводными и надводными силами, морской авиацией и морской пехотой. Каждое подразделение имеет свою персональную задачу, военнослужащие носят отличительную форму, да и в званиях тоже есть определенные различия.

Воинские звания в российской армии

В армии существует четкое распределение прав и обязанностей всего личного состава. Причем строгая иерархия реализуется через воинские звания. Все эти звания можно разделить на два вида: войсковые и корабельные. Причем войсковые звания не обязательно присваиваются только в сухопутных войсках. С другой стороны, корабельные звания не только у тех, кто служит на корабле.

Два вида званий лишь отличаются по произношению, но общая структура иерархии одинаковая. Так, можно выделить неофицерский и офицерский состав. Каждому войсковому званию будет соответствовать определенное корабельное звание. Соблюдать субординацию военнослужащим позволяют погоны.

Морские звания по возрастанию

Для большей наглядности следует не просто перечислить все корабельные звания, но еще и провести аналогию с войсковыми, так как именно последние достаточно подробно изучаются еще в курсе ОБЖ раздела начальной военной подготовки. Становится понятным, почему среди подрастающего поколения возникает путаница именно при попытке расстановки по возрастанию иерархических рангов в ВМФ, ведь на морские звания с их погонами в школе вообще не отводится времени.

Самое младшее звание, который получает моряк при зачислении на службу – это матрос. С 1946 года данное звание было переименовано из ранее существовавшего «краснофлотец», что соответствует и до сих пор рядовому в сухопутных войсках. На погоне матроса красуется всего лишь буква «Ф», соответствующая принадлежности флоту.

За отличные достижения на срочной службе матрос может быть повышен до старшего матроса. Они стоят на одной ступеньке с ефрейторами и могут назначаться на должность командира отделения. Погон старшего матроса содержит одну металлическую полоску или матерчатую лычку золотистого цвета.

Повышение ранга на флоте подразумевает присвоение звания «старшина 2 статьи». С него начинается сержантский состав, а в войсковых названиях оно позиционируется, как младший сержант. Две полоски на погоне абсолютно аналогичны соответствующему сухопутному званию. Отличие заключается только в расцветке.

Старшина 1 статьи в ВМФ равен сержанту. На флоте, как и в любых сухопутных войсках, сержантское звание присваивается только единицам из всего личного состава срочников. Кандидат обязан обладать высокими моральными принципами, организаторскими способностями, быть подкованным в теоретическом плане, являться отличником физической и боевой подготовки. Старшина первой статьи имеет на погоне три полоски.

Предел, до которого можно дослужиться, будучи призванным по призыву, — это главный старшина. Именно это звание идет по порядку старшинства, а не старшина 3 статьи, как некоторые ошибочно думают. Последнее звание, кстати, является вымышленным.

Замыкает категорию званий сержантов и старшин главный корабельный старшина. Его погон обозначен одной широкой и одной узкой полоской. С таким званием можно пребывать на должности командира взвода. Корабельные звания встречаются в войсках пограничной службы, которые также относятся к ВМФ России.

До сих пор рассматриваемые корабельные звания хоть каким то образом были созвучны с сухопутными. Чисто морской термин – мичман означает звание, которое присваивается военнослужащему после окончания соответствующей школы. На суше аналогичные положения действуют для прапорщиков. Мичман и старший мичман на погонах имеют соответственно по две или три звезды, расположенные вдоль.

Офицерские звания начинаются с лейтенанта. На данной ступени ранжирования никаких отличий нет, даже погоны одинаковые. Вдоль погона идет золотистая полоска, которая обозначает группу младшего офицерского состава. У младшего лейтенанта одна звездочка, у лейтенанта – две, а у старшего лейтенанта – три. Три звезды располагаются треугольником, две поперек погона и одна – вдоль.

Морское звание, венчающее группу званий младших офицеров, в отличие от общевойскового звания «капитан», значится, как капитан-лейтенант. Две звезды поперек погона и две вдоль дают право получать должность командира боевого корабля. Присваивается звание капитана-лейтенанта старшему лейтенанту только после 4 лет службы.

Старшие офицерские звания начинаются с капитана 3-го ранга. По логике вещей понятно, что оно соответствует званию майора. На сленге моряков звание звучит, как «каптри». Соответственно, далее идет «капдва» или «капвторанг», а также «капраз» или «каперанг». Происхождение этих сокращений вполне понятно. Погоны по числу и расположению звезд напоминают лейтенантские, только статус старшего офицера подчеркивается двумя полосами, идущими вдоль.

Надо отметить, что не только в России, но и в ряде других стран звания военно-морского флота определены аналогичным образом. Высшее офицерское звание начинается с контр-адмирала. Можно сказать, что вице-адмирал — это третий человек по старшинству на флоте. Далее идут такие звания, как адмирал и адмирал флота.

Теперь перенесемся к войсковым званиям. Они в порядке возрастания представлены последовательностью: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал армии. Погоны их не содержат полос, но звезды, означающие градацию, по размеру больше, чем у старших офицеров. Примечательно то, что количество званий от матроса до адмирала флота такое же, как и от рядового до генерала армии. Приводить в соответствие звания войсковые и корабельные приходится по двум причинам: все они находятся в едином подчинении у маршала; при операциях, в которых участвуют одновременно несколько видов войск, для эффективности взаимодействия должно быть четко установлена схема подчинения.