На что способен Tegra K1? Обзор игр для Tegra: что это такое и с чем их едят Nvidia tegra k1 игры.

Пожалуй, каждый человек, интересующийся новостями из мира мобильных технологий, просто обязан знать, что в данные секунды в далеком Лас-Вегасе проходит международная выставка потребительской электроники, более известная под аббревиатурой CES. Количество представленных новинок прямо-таки зашкаливает, однако в общем их можно поделить на две категории. Первая — продукты, дата релиза которых еще неизвестна. Хорошим примером такого являются , которые обзаведутся поддержкой приложений для операционной системы . Впрочем, есть и другие новинки, которые не только очень скоро выйдут в массовое производство, но и качественно изменят нашу жизнь. К последним относится новый чип Tegra K1, внутри которого поместился 192-ядерный графический процессор Kepler. Похоже, игры для устройств под управлением Android выходят на качественно новый уровень.

Наверное, большинство из вас сразу же задалось вопросом о причине смены идеологии названий чипов. Представители компании Nvidia, напомним, до этого использовали довольно простую схему наращивания цифр. Две предыдущие модели получили название Tegra 3 и Tegra 4 соответственно, а потому многие пользователи ждали логического продолжения. Но нет, подобного не произошло, и по этому поводу высказался генеральный директор Nvidia Джен-Хсун Хуанг (Jen-Hsun Huang):

Мы использовали данное название по причине кардинальных отличий от предыдущих поколений. Tegra K1 попросту несравнима с ее предшественниками. Это лучшая архитектура, которую мы когда-либо создавали.

Впрочем, не спешите закатывать глаза от столь огромной цифры. Главная причина, из-за которой Nvidia уместила 192-ядерный процессор, — это, конечно же, маркетинг. 192 звучит куда более солиднее 4, не так ли? Что же касается центрального процессора Tegra K1, то он представлен четырехъядерным Cortex A15.

Еще одним заметным улучшением стала улучшенная энергоэффективность и увеличение допустимого объема оперативной памяти до 8 ГБ. Кроме того, чип может похвастать поддержкой Unreal Engine 4, OpenGL 4.4 и DirectX 11, что в совокупности со всем вышеизложенным должно позволить запускать на смартфонах и планшетах на Android игры уровня топовых персональных компьютеров или игровых консолей последнего поколения.
Выпускаться чип будет в двух версиях. Первая основана на 32-разрядном процессоре и станет частью устройств уже в первой половине 2014 года, тогда как вторая получит 64-разрядный процессор собственного производства. Вторая итерация выйдет в свет во второй половине этого года.
Впрочем, если все эти цифры абсолютно ни о чем вам не говорят — не спешите расстраиваться. Специально для этого представители компании Nvidia создали ролик, главной целью которого является демонстрация возможностей Tegra K1.

Пожалуй, оценить мощность чипа после просмотра видеоролика смогут даже те, кто далек от мира мобильных игр.
Tegra K1 вовсе не ограничится работоспособностью на смартфонах и планшетах. Помимо этого, чип также сможет работать с игровыми консолями под управлением Android и даже автомобилями.

Вокруг NVIDIA сложилась какая-то нехорошая аура. Телефоны с чипсетами Tegra 3 нещадно нагреваются и съедают аккумулятор в считанные часы, при этом почему-то принято винить NVIDIA, а не производителя, не сумевшего адаптировать свой софт под чипсет и расположить элементы конструкции таким образом, чтобы уменьшить нагрев или как-то держать его в рамках приличия. Ситуация на планшетах, как правило, значительно лучше. Но это дела железные, а как обстоят дела с самим контентом – играми?

Существует специальное приложение Tegra Zone, которое по каким-то причинам редко предустанавливается на те или иные устройства и, как по мне, зря. В нем собраны все оптимизированные под Tegra-гаджеты игры, а также различные новости, из которых иногда можно почерпнуть много интересного о топовых мобильных играх, о том, что думают разработчики и каким образом создавались те или иные проекты. Существует также и веб-версия приложения, но только на нескольких языках, среди которых русского нет. Зато он есть в самой программе, хотя локализация и качество перевода местами (в текстах новостей, описании игр) хромает. Тем не менее, программой удобно пользоваться, она даже позволяет читать обзоры на некоторые игры, а вот то, что ее нет на всех Tegra-девайсах – решение странное, усложняющее геймерам жизнь, и вынуждающее искать подходящие игры и само приложение в Google Play вручную. На сегодняшний день количество оптимизированных игрушек в Tegra Zone равняется 67 штукам. Среди них есть, как и простенькие аркады, так и интересные приключенческие экшены и топовые шутеры.

Многие пользователи считают оптимизацию под Tegra-устройства маркетинговой уловкой, так как на деле игры якобы совершенно не отличаются от таковых на iOS и некоторых Android-устройствах, да и выходят обычно намного позже. В реальности же ситуация несколько иная. Да, в Tegra Zone существуют игры с минимальными, но, тем не менее, имеющимися отличиями от обычных версий. Это могут быть чуть улучшенные частицы, пара новых деталей в облике персонажа и несколько дополнительных графических дополнений в игре, вроде перекатывающихся камней под ногами. Помимо них существуют игры и с более существенными графическими отличиями, демонстрирующими визуальную составляющую совершенно иного уровня. Что касается появления в магазинах приложений, то эксклюзивы Tegra первым делом, естественно, дебютируют на Android, а уже спустя какое-то время приходят на iOS. Как известно, с остальными играми обычно ситуация противоположная. В таком случае бывает, что популярная iOS-игры в конечном итоге появляется и под Android, причем часто оказываются именно в Tegra Zone, то есть доступными только для Tegra-устройств, потому что несут изменения и дополнения, отображаемые только на таких девайсах. Кто-то скажет, что неофициальными путями можно получить графику Tegra-уровня на непредназначенных для этого устройствах, однако данные методы не гарантируют полной работоспособности игр и их надлежащего качества. Например, игра может работать в таком виде только несколько уровней, а потом появляются баги и проблемы, от которых пользователи Tegra-устройств защищены, благодаря оптимизации именно под их гаджеты. Проблемы неофициальных установок никто из разработчиков игр решать не будет, так что любителям пиратить придется ждать фиксов неизвестно сколько времени и неизвестно от кого и мучиться, наблюдая артефакты и глюки.

Видеообзор игр и Tegra 3

Признаться честно, я до недавнего времени сам считал Tegra маркетинговым трюком, пока не сравнил напрямую несколько игрушек на разных платформах и не узрел отличия, как значительные для некоторых игр, так и не очень значительные для других. Но давайте посмотрим, какие вообще сейчас топовые и интересные игры доступны для Tegra-устройств и что они из себя представляют. В тех из них, где я имел возможность наблюдать графические отличия от версий под другую ОС, буду делать примечания. Начать хотелось бы с простеньких, но интересных и приятных внешне игрушек.

Скриншоты и описание популярных Tegra-игр

Вместо того, чтобы продемонстрировать Tegra 5 на выставке CES 2014, Nvidia показала следующее поколение мобильных процессоров с именем К1, способное убедить в своей производительности одними только 192 ядрами.

Консольные характеристики К1 делают возможными высоко детализированные игры на планшетах, что Nvidia предлагала опробовать на десятке 7-дюймовых планшетов, оборудованных новым процессором. Потрясающую графику можно было заметить сразу в двух полноценных играх.

Android-версия Serious Sam 3 смогла перейти на новую платформу и сохранить свободный стиль шутера от первого лица, благодаря K1, способного обыграть движок Unreal Engine 4. Его способности к 3D-графике обеспечили нас всеми текстурами, которые мы только могли ожидать от ПК-версии игры. Обнаружить размытые детали, которые обычно встречаются в портированных шутерах с ПК на Android, нам не удалось.

Безусловно, важным дополнением к невероятному демонстрационному опыту стали беспроводные контроллеры Nyko, которые заставили игры не только выглядеть, но и чувствовать себя подобно ПК-версиям. Конечно, великолепная графика сделала своё дело, ударив по частоте кадров, которая порой проседала, но нам объяснили, что проблема скорее в памяти, нежели в графическом процессоре.

Tegra K1 с 2 D-играми и демонстрационными роликами

Trine 2 не является 3D-игрой, это, скорее, головоломка в 2D (или 2.5D), которая потребляет производительности столько, сколько и серьезная полноценная игра.

Тестируемые планшеты c Nvidia Tegra K1 демонстрировали результаты программного обеспечения, подобно Xbox 360, PS3 и Wii U, благодаря динамическому освещению в сочетании с активной анимацией на экране. Это именно то, чего недоставало Android-играм, поэтому Trine 2 становится очень привлекательной демонстрацией новых возможностей чипа.

Гостиная демонстрационного ролика оживает.

Демонстрационные ролики для чипа K1 разработаны на основе полноценных видеоигр с технологической обработкой Digital Ira Faceworks, что позволяет воссоздать фотореалистичную гостиную комнату, даже мурашки по коже.

Демонстрационные видеоролики продемонстрировали реалистичную визуализацию, пусть даже они не гоняли чип К1 интенсивными действиями, как Serious Sam 3 и Trine 2.

Nvidia Tegra К1 за стеклом и за радиатором

Процессор Nvidia K1 можно было увидеть за пределами планшета, но его покрывал стеклянный лист. Наряду со стеклом, процессор покрывал достаточно большой радиатор, чтобы обеспечить процессор необходимым уровнем охлаждения.

Этот радиатор смутил многих людей, что видели К1 впервые на выставке CES, потому что чип должен быть крошечным (28нм). Радиатор, охватывающий графический чип, был вдвое больше, что делает крошечный процессор гораздо менее дружественным новым планшетам на старте.

И в то время как система охлаждения пока не догнала процессоры следующего поколения от Nvidia, графические решения компании соответствуют тому, что Microsoft и Sony делают с видеоиграми нового поколения, но Nvidia собирается дать их планшетам.

Nvidia с гордостью демонстрировала диаграмму, сравнивающую DirectX11-совместимый Tegra K1 с DirectX9-совместимыми Xbox 360 и PS3. К1 демонстрирует высокую производительность процессора и GPU, требуя при этом меньше энергии, только 5Вт.

Nvidia Tegra K1 против Xbox One и PS3.

Предварительный вердикт

Tegra K1 становится большим шагом для графических возможностей планшетов. В случае успеха, чип Nvidia может дать смысл мультиплатформенным играм, когда будет запущен в 32-разрядном 2,3 ГГц и 64-разрядном 2,5 ГГц вариантах. В конце концов, разработчики могут поддаться искушению перевести все планшеты на К1, чтобы создать платформу не меньше Xbox 360 и PS3.

У консоли NVIDIA Shield появился близкий родственник — сегодня компания представила одноимённый планшет с очень впечатляющими характеристиками. В его основе лежат , построенный на той же архитектуре Kepler, что и видеокарты GeForce серий 600 и 700, и 2,2-гигагерцовый 4-ядерный процессор A15. Объём оперативной памяти — 2 Гб. Консоль NVIDIA Shield, напомним, оснащена чипом предыдущего поколения — Tegra 4.

Диагональ дисплея, созданного по технологии IPS, — 8 дюймов, разрешение — 1920х1200. NVIDIA планирует выпустить две модели: с 16 Гб памяти для хранения данных (только Wi-Fi) и с 32 Гб (Wi-Fi + LTE). Ничем иным они не отличаются. У обеих есть фронтальные стереодинамики с фазоинвертором, поддержка карт microSD до 128 Гб, передняя и тыловая видеокамеры разрешением 5 Мп, порты mini-HDMI, хост micro-USB 2.0, фирменный стилус для технологии DirectStylus 2, модули GPS и ГЛОНАСС, плюс полный набор стандартных сенсоров. Весит устройство 390 г.

Как сообщили на вчерашней презентации в московском офисе NVIDIA , аккумулятора с полным зарядом хватает, чтобы 10 часов кряду играть во что-нибудь простенькое типа или смотреть HD-видео. Более серьёзные игры (например, Android-версия , анонсированная вместе с планшетом) «съедят» батарею за 3-5 часов.

Разумеется, запуск игр для Android — лишь малая часть того, на что способен Shield. Как и консоль-«раскладушка», планшет умеет стримить игры из «облака» или напрямую с РС — либо на свой экран, либо на подключенный к нему телевизор в разрешении 1080р. Мы увидели это на примере — картинка выглядела отлично. Кроме того, Shield обучен делать скриншоты, сохранять видеозаписи геймплея, вести прямые трансляции через Twitch и YouTube.

Помимо стандартного набора кнопок, есть несколько служебных (для регулирования громкости, а также системные Back и Home), плюс разъём для стереогарнитуры, встроенный микрофон (в том числе для голосового управления), небольшая сенсорная панель (серебристый треугольник внизу).

На запуске будут доступны 7 игр, оптимизированных для Tegra K1 (поддерживающей, помимо прочих технологий, OpenGL 4.4 и DirectX 12). Это: ,

Прямо перед стартом выставки CES 2014, традиционно прошедшей в Лас-Вегасе, компания NVidia анонсировала два мобильных чипа с общим названием Tegra K1 . У обоих процессоров есть существенные отличия, но объединяющие факторы серьезнее и главный из них - 192-ядерный видеоускоритель Kepler. На презентации CEO NVidia утверждал, что Tegra K1 может заткнуть за пояс не только любой мобильный чип, но и начинку консолей прошлого поколения. Появившиеся в Сети тесты показывают, что Джен-Сан Хуанг (Jen-Hsun Huang) на этот раз не преувеличивал.

Мы уже писали о том, что NVidia Tegra K1 вышел из стадии чертежей, у производителя даже имеются прототипы одной из версий чипа. Более того, они были установлены в референсные планшеты , с помощью которых живьем демонстрировалось демо-приложение Ira. Оказывается, Nvidia даже передали прототипы некоторым крупным партнерам, одним из них являются Lenovo. На выставке CES стенд этой компании украшал 4K-монитор со встроенной вычислительной платформой - ThinkVision 28.

Характеристики более чем хороши и для использования этого устройства в качестве отдельного "мега-планшета": NVidia Tegra K1, 2 ГБ оперативной памяти DDR3, 32 ГБ eMMC под данные, несколько USB-портов, Bluetooth, Wi-Fi, слот под карты памяти, камера, микрофон, NFC и многое-многое другое. Диагональ экрана составляет 28 дюймов при разрешении 3840x2160 (4K) , а в качестве ОС используется Android 4.3.

Журналисты Tom"s Hardware смогли получить доступ к стендовому Lenovo ThinkVision 28 и запустить на нем ряд приложений. Знаменитая программа CPU-Z, перекочевавшая на Android из Windows, подтвердила часть начинки, распознав вариант Tegra K1 с ядрами Cortex-A15, объединенными в систему 4-PLUS-1 . Интересно, что максимальная частота основной четверки указана как 2 ГГц, что несколько меньше, чем заявляли NVidia во время анонса чипа. Это доказывает, что внутри стендового ThinkVision 28 не финальный вариант, а прототип.

Естественно, самой интересной частью Nvidia Tegra K1 является 192-ядерный видеоускоритель, именно он делает этот чип особенным. И первое же тестирование, проведенное с помощью 3DMark от Futuremark, показало превосходство нового процессора над имеющимися. После прогонки стандартных тестов в Offscreen-режиме с разрешением 720p бенчмарк выдал следующие результаты: 22 285 баллов за Ice Storm Unlimited, 24 927 баллов за производительность графики и 16 299 за обсчет физики. Сравнение с некоторыми другими устройствами вы можете видеть на диаграмме выше. Подводя итоги можно сказать, что даже прототип Tegra K1 с пониженной частотой CPU (а возможно и GPU) в 3DMark не имеет конкурентов.

Следующим бенчмарком, в котором проверили Tegra K1, стал заслуживший доверие кроссплатформенный GFXBench. Tom"s Hardware уточняют, что на "мониторе" Lenovo была установлена не самая свежая версия приложения. В 1080p-версии T-Rex HD устройство показало результат в 48 кадров секунду , что почти в два раза выше, чем у ближайшего конкурента в лице Apple iPhone 5s. Для справки, Snapdragon 800 смог достигнуть результата лишь в 23 fps. А вот в Onscreen-тесте Tegra K1 от NVidia на последнем месте с 16 кадрами в секунду, виной тому сверхвысокое разрешение экрана и, хочется верить, нефинальная ревизия процессора.

Не слишком удачно новинка от NVidia справилась и с AnTutu. Она получила лишь 33 917 баллов и проиграла своему предшественнику , впрочем, оставив далеко позади Qualcomm Snapdragon 800. Сложно предположить, что стало причиной провала прототипа Tegra K1, но можно утверждать наверняка - финальный экземпляр будет иметь иные результаты.

Еще одна порция интересной информации пришла из Китая. Согласно ей, референсный планшет с Tegra K1 в Offscreen 1080p-тесте T-Rex HD, являющемся частью GFXBench, достиг результата в 60 кадров в секунду . Это больше упомянутого выше показателя ThinkVision 28 от Lenovo, а значит, в последнем, действительно, стоит какой-то промежуточный прототип нового чипа. Более того, NVidia Tegra K1 здесь обошел даже ноутбук с Intel i5 и интегрированной видеокартой последнего поколения - HD Graphics 4400. Жаль, но до Intel i7 с мобильной GeForce 740 смартфонно-планшетный чип все же не дотягивает.

Интересно будет сравнить финальный NVidia Tegra K1 с Qualcomm Snapdragon 805, в котором обещали не только улучшенные CPU, но и новый ускоритель. Впрочем, кроме производительности важны фирменные инструменты для разработчиков и поддержка технологий. И если DirectX 11 поддерживают оба чипа (поклонники Windows и Windows Phone должны быть довольны), то полноценным OpenGL 4.4 может похвастаться только процессор NVidia . Правда, нужно еще дождаться, чтобы хоть кто-то из крупных создателей игр начал разработку с его использованием.