На каком плече сидит твой ангел хранитель.

с ним шепчемся через правое плечо….)
Он всегда с нами…. заботится, бережет, научает по велению Божиему.

Ангел-хранитель — ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны и помощи в добрых делах.
Об этом свидетельствуют слова Иисуса Христа в Новом Завете: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).
Святые Отцы утверждают, что только верующий человек имеет рядом с собой Ангела-хранителя: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит) .
Некрещеный человек находится под властью падших духов - демонов. Ангел-хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами, поскольку «как дым разгоняет пчел,…

Об источниках знания

Безусловно, основа христианского знания — Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если…

Демоны: стоит ли их бояться?

Читают ли демоны мысли человека?

– Об этом пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) - значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около…

Об источниках знания

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Безусловно, основа христианского знания — Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные….

Фото: http://www.revix.ru
Кто такие ангелы? Откуда взялись бесы? Для чего нужны ангелы-хранители? Как отличить веру от суеверия? Попробуем ответить на эти вопросы

Об источниках знания
Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Безусловно, основа христианского знания — Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого…

Не смотря на то, что мы живем в мире развитых технологий и в эпоху стремительного развития науки, мы не перестаем верить древним приметам. Нередко свое невезение мы сваливаем на черную кошку, перебежавшую нам дорогу или на разбитое зеркало… Во всем мы пытаемся найти смысли и тайные знаки, но редко задумываемся над историей возникновения суеверий и примет.

Если мы нечаянно рассыпаем соль, то непременно ждем ссоры с близким человеком. Однако мало кто знает, что эта примета дошла до нас из Древней Руси. В старину соль была очень дорогой. Иметь соль на столе мог себе позволить далеко не каждый. Как всем известно, гостей тогда встречали «хлебом-солью», тем самым проявляли уважение и гостеприимство. И если гость захотел вдруг обидеть хозяина дома, то он ронял солонку. Просыпать соль – это проявить неуважение к хозяевам. Соответственно, между между гостем и хозяевами затевалась ссора.

Плюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить. По старым поверьям, на правом плече каждого…

нгел-хранитель — высокоорганизованная сущность, появляющаяся в непосредственной близости от энергетических оболочек (тонких тел) человека с момента рождения.

Если есть у него Ангел — наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его [Бог] умилосердится над ним…
/Иов. 33:23/

Перейти к полному списку вопросов

Ангел-хранитель

Вопрос: «Скажите пожалуйста, кто такие ангелы-хранители, существуют ли они на самом деле, если да — то какова их функция и сущность? И ещё — сколько их у человека и кто они?»

Однако, возможности Ангела-хранителя небезграничны. Например, Ангел не может вмешаться в основное…

Профессионал

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 835

Пользователь №: 211
Регистрация: 23.11.2004

Не расстраивайся.
Мозг у всех «сооружен»
одинаково.
Дело лишь в том,
какое полушарие
является доминирующим.
1. Детей переучивали
видимо для того же,
для чего заставляли
ходить в форме, строем
и т.д., т.е. для
единообразия.
Кроме того, раньше писали
перьевыми ручками,
так чтобы чернила не
размазывались.
2. Это надо к первоисточникам
обращаться (к Библии там
или Корану) а лень.
Но вообще-то это всё из
той же оперы, что Ева из ребра
Адама, и вообще женщина
вместилище греха…
Короче муть сплошная.
3. «Это» это ты о чём?
если об этом: +), то
«плюс» и «скобка закрыта»
4. Ну конечно же!
И вообще все женщины ведьмы.
А уж если рыжая,
то даже к гадалке…

Не все люди верят в неосязаемое, однако, по одной из церковных легенд. у каждого из нас есть дух-охранник, называемый также ангелом-хранителем. Это невидимое человеческому глазу существо, сотворенное, согласно писанию, Богом, оберегает все его творения, направляет нас на правильный путь и доносит информацию до самых глубин сознания. Мы предлагаем вам разобраться, кто же такие эти небесные существа, на каком плече сидит ангел-хранитель, и как следует общаться со своим персональным защитником.

Несколько фактов об ангелах-хранителях

Они присутствуют в нашей жизни изначально.

Святой Фома Аквинский считал, что, «с самого момента своего рождения человек имеет ангела-хранителя, назначенного ему» («Сумма теологии», том первый, глава 113). Более того, по утверждению святого Ансельма, Бог назначает проводника в тот самый момент, когда объединяются душа с телом. Это означает, что во время беременности женщину охраняют два ангела. Наша задача прислушиваться к их задачам…

Многие слышали, что Ангел Хранитель поддерживает человека в трудные моменты жизни. Но где искать этого Ангела? Если он сидит на плече, то на каком именно? Есть мнение, что Ангелам дозволено общаться с Богом, поэтому они всегда подталкивают нас в правильном направлении. Когда вы испытываете боль и страх, не нужно унывать — один их хранителей незримо присутствует рядом.

Кто такие Ангелы Хранители

Православные христиане полагают, что Ангел Хранитель даруется Богом при крещении каждому человеку. Это добрый дух, который по божиему велению защищает нас от напастей. Подходов к вопросу много, но правильный ответ один: каждый человек вне зависимости от факта крещения получает своего Ангела. Есть, правда, один нюанс: только душа крещеного православного христианина имеет право на заступничество. Вот несколько интересных фактов об Ангелах Хранителях:

  1. Человек с Ангелом неразлучны на протяжении всей жизни.
  2. Когда наступает время (после смерти) для перемещения души на небеса, именно Ангелы занимаются транспортировкой.
  3. Благодаря Ангелу бесы не могут сразу утащить человека в ад.
  4. На небесах Ангелы Хранители анализируют человеческие поступки, открыв «книгу жизни». Светлые мысли и действия складываются на весы, всё тщательно измеряется.
  5. Священное Писание не подтверждает наличия у человека нескольких Ангелов.

В достоверности и авторитетности источников, уверяющих, что хранителей может быть три и более, лучше усомниться. Присутствие в повседневной жизни Ангела можно ощутить, но как можно произвести рациональные подсчеты тех, кто невидим? Еще одно заблуждение, не связанное со знанием Библии, приписывает наибольшее количество «персональных ангелов» представителям актерской профессии. Какими достоинствами обладают актеры, почему им даны такие привилегии? Не стоит слепо доверять подобной информации.

Доказательства существования

Известный церковный анекдот рассказывает об иконописце, изобразившем Ангела. Приходит принимать работу к этому человеку храмовый настоятель и видит Ангела Хранителя в обычных ботинках. Такое «авторское видение» показалось настоятелю кощунством, и он поинтересовался, где обитают Ангелы в ботинках. На что иконописец ответил встречным вопросом: а где настоятель мог наблюдать Ангелов без ботинок?

Можно ли знать, исходя из личного опыта, о существовании Ангела? Каждый из нас может припомнить события, которые сложно объяснить с позиции формальной логики. Святые отцы могут привести большое количество источников, подтверждающих реальность существования Ангелов. Источники могут быть:

  • вероучительными;
  • историческими;
  • богослужебными;
  • фольклорными;
  • документальными.

В Священном писании сказано, что Иисус постоянно молился и обращался к «персональному» Ангелу Хранителю за поддержкой. Свидетелями того, что Христос вступал в контакт с Ангелами, были апостолы Иоанн и Петр. После Воскресения Сына Божьего к нему в пещеру вошла Мария Магдалина и встретилась с Ангелом, который возвестил о великом чуде. Небесные духи укрепляли веру Спасителя и сопровождали его во время скитаний по израильской земле.


Каким историческим свидетельством можно объяснить существование небесных заступников? Наиболее часто называемый случай — история Жанны Д`Арк. Воительница регулярно молилась Елизавете и Екатерине — своим святым покровительницам. Можно ли считать этих святых Ангелами? Вот что известно о взаимоотношениях Жанны с заступницами:

  1. Жанна Д`Арк могла видеть святых, но окружающим это умение было недоступно.
  2. Екатерина с Елизаветой помогли спрогнозировать победу над англичанами, хотя это и случилось после смерти Жанны.
  3. Победить французам помогло воцарение на престоле собственного короля — именно Ангелы надоумили Жанну взяться за это дело.
  4. Тяжелое ранение во время битвы едва не стоило Орлеанской Деве жизни, но святая покровительница усмирила боль.
  5. Ангелом также был послан луч света, благодаря которому воительница поверила в своё предназначение.

Общалась с Ангелами Хранителями и монахиня Евгения, умершая в Ялте в 1939 году. Ангельская помощь позволяла монахине делать важные предсказания, касающиеся жизни крымчан. Евгения предвидела жуткую войну, в ходе которой должен был подвергнуться масштабным разрушениям Севастополь. Точной даты монахиня не назвала, но покровитель поведал, что до начала военных действий послушница не доживет. В исторических анналах зафиксированы и другие случаи, доказывающие существование ангелов:

  • откровение Иоанна Богослова;
  • молитва подвижника Алексея Бортсуманского, попросившего небесных заступников даровать русским победу в 1812 году над французами;
  • пророчество матери одного из декабристов (ангелом была показана сцена казни ее сына в будущем);
  • помилование Федора Достоевского (его собирались казнить за участие в тайном обществе, но заменили наказание каторгой).

Общение с Ангелом Хранителем

Когда мы говорим об Ангелах, то представляем себе эдаких «почтальонов», курсирующих между людьми и Богом. Кое-кто из этих существ прячется за нашим плечом, готовясь помочь в минуты опасности. Слово «ангел» переводится на русский как «вестник», так что мы правильно видим картину вещей. Но общаться с этими созданиями нужно аккуратно, чтобы не отпугнуть их или случайно не обидеть.

Что же обижает ангела больше всего, выводит его из равновесия? Ответ прост: человеческая глухота.

Если вы не слышите подсказок заступника, не обращаете внимания на божественные знаки — это плохо. В подобных случаях вы обречены совершать однотипные ошибки. Чтобы не обидеть своего покровителя, избегайте следующих действий:

  • плевки через плечо (правое);
  • просьбы о причинении зла окружающим;
  • самосуд и месть;
  • любые прегрешения, нарушающие десять божественных заповедей;
  • словоблудие;
  • различные пороки.

Помните, что у ангелов можно просить помощи, но эта помощь не должна быть сопряжена со злыми поступками. Отмахиваться от ангельской помощи нельзя — в этом случае заступник может покинуть вас, а на его место придут бесы. Мы привыкли думать об Ангелах, как о чем-то неизменном, постоянно находящемся в пределах досягаемости. Но всё может перемениться в одночасье, если вы не захотите отвечать за собственные поступки.

На каком плече восседает покровитель и защитник

Забота о людях относится к числу ангельских добродетелей, поэтому небесные заступники стараются не выпускать нас из виду. Как вы помните, через правое плечо плевать нельзя — этот запрет введен не просто так. Именно там, с правой стороны, обитает наш незримый охранник. А вот за левым плечом обычно пребывают злые демоны — плевать туда можно и даже нужно когда заблагорассудится. Так вы доставите ангелу удовольствие, ведь бес — его извечный «конкурент».

Подобное расположение злых и добрых сил объясняет порядок наложения крестного знамения. Изначально рука двигается сверху вниз, после чего перемещается в правую область груди — в ангельские «владения». Опираясь на своего заступника, вы перебрасываете всё зло к демону, завершая крест в левой части груди. В соответствии с предпочтениями ангелов, мы привыкли делать и другие вещи:

  • иконы устанавливать в правый угол жилища;
  • рукопожатия осуществлять правой рукой;
  • ложку тоже удерживать правой рукой;
  • не лгать, утверждая свою «правоту».

Ангелами могут охраняться не только люди, но и вещи, которыми они пользуются. Существ, стоящих на страже дома, мы называем «хранителями домашнего очага». Освящение автомобиля убережет транспортное средство от катастрофы, угона и поломки. Заступники также помогают путешественникам и воинам.

Как призвать Ангела на помощь


Сразу настройтесь: любые наставления своего Хранителя надо воспринимать покорно, даже если они вам не нравятся. Хорошие советы тем и хороши, что они отражают реальное положение вещей. Обращайтесь к небесному посланнику с открытым сердцем и воспринимайте его рекомендации серьезно. Обычно «внутренний диалог» — это и есть общение с собственным ангелом. Поворотным моментом в судьбе может стать что угодно:

  • сломанная машина (если перед этим вы сомневались в целесообразности поездки);
  • заклинивший замок (на некоторые встречи лучше не приходить);
  • потерянный телефон (если вы собирались позвонить туда, куда не следует).

Над судьбами других людей Ангел Хранитель не имеет власти, поэтому не нужно просить его об изменении чужого характера.

Избегайте просьб, касающихся материального достатка. Лучше попросить для себя удачи, здоровья или решимости — тех качеств, которые помогут вам самостоятельно улучшить положение.

А призывать небесного заступника на помощь необходимо молитвами — ниже мы приведем самые популярные из них.

Молитва Ангелу Хранителю

Молитва к Ангелу Хранителю о заступничестве перед Богом:

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу Хранителю об укреплении веры:

Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва Ангелу Хранителю о покровительстве:

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день: и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь

Почитайте своего Ангела Хранителя, возносите ему молитвы, поступайте по чести и по совести, и тогда ваш заступник перед людьми и перед Богом никогда не оставит вас своей милостью.

Не все люди верят в неосязаемое, однако, по одной из церковных легенд. у каждого из нас есть дух-охранник, называемый также ангелом-хранителем. Это невидимое человеческому глазу существо, сотворенное, согласно писанию, Богом, оберегает все его творения, направляет нас на правильный путь и доносит информацию до самых глубин сознания. Мы предлагаем вам разобраться, кто же такие эти небесные , на каком плече сидит ангел-хранитель, и как следует общаться со своим персональным защитником.

Несколько фактов об ангелах-хранителях

Они присутствуют в нашей жизни изначально.

Святой Фома Аквинский считал, что, «с самого момента своего рождения человек имеет ангела-хранителя, назначенного ему » («Сумма теологии», том первый, глава 113). Более того, по утверждению святого Ансельма, Бог назначает проводника в тот самый момент, когда объединяются душа с телом. Это означает, что во время беременности женщину охраняют два ангела. Наша задача прислушиваться к их задачам и позволять им вести себя по дороге добра и правды.

Люди превращаются в ангелов после смерти?

Все ангелы созданы Богом в единственном виде в самом начале творения. По одной из теологических теорий, когда Господь создал свет, вместе с ним он сотворил и ангелов. Отсюда следует, что эти существа являются отдельной ступенью божественного творения, на которую нам не суждено переместиться даже после смерти.

Общение с ангелом-хранителем происходит через мысли, образы, чувства

Ангелы – духовные сущности, не имеющие тел. В редких случаях они могут принимать человеческий облик и воздействовать на материальный мир, но по своей природе являются чистыми духами. Именно поэтому основной способ общения с ними – всплывающие в нашем разуме образы, мысли и чувства, которые мы можем принять либо отклонить. Такое общение не явно, однако время от времени вам в голову приходят мысли, автором которых вы не являетесь.

Лишь в редких случаях, упомянутых в Библии и других религиозных писаниях, ангелы принимают физический облик и общаются посредством слов. Однако это не правило, а скорее исключение из него, поэтому не следует ждать явления ангела-хранителя из неоткуда.

Как призвать ангела-хранителя?

Осознайте свое желание общаться с собственным духом-охранником. Откройте разум и сердце, позвольте себе развивать эти отношения.

В тихой и спокойной обстановке расслабьтесь и закройте глаза, представьте своего ангела-хранителя. Скорее всего, вам потребуется некоторое время на то, чтобы научиться его видеть и слышать, но если вы будете регулярно практиковаться, результат не заставит себя ждать.

Оберегающий дух незримо присутствует в жизни каждого человека, помогая следовать по правильному пути, но если вам интересно знать, на каком плече сидит ангел-хранитель, то традиционно считается, что он обитает на правом плече. Однако по утверждениям теологов, эта энергосущность окружает нашу , не сосредотачиваясь на одном определенном месте.

Не смотря на то, что мы живем в мире развитых технологий и в эпоху стремительного развития науки, мы не перестаем верить древним приметам. Нередко свое невезение мы сваливаем на черную кошку, перебежавшую нам дорогу или на разбитое зеркало... Во всем мы пытаемся найти смысли и тайные знаки, но редко задумываемся над историей возникновения суеверий и примет .

Если мы нечаянно рассыпаем соль, то непременно ждем ссоры с близким человеком. Однако мало кто знает, что эта примета дошла до нас из Древней Руси. В старину соль была очень дорогой. Иметь соль на столе мог себе позволить далеко не каждый. Как всем известно, гостей тогда встречали «хлебом-солью», тем самым проявляли уважение и гостеприимство. И если гость захотел вдруг обидеть хозяина дома, то он ронял солонку. Просыпать соль – это проявить неуважение к хозяевам. Соответственно, между между гостем и хозяевами затевалась ссора.

Плюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить. По старым поверьям, на правом плече каждого человека сидит ангел, а на левом – черт. Тем самым, желая обезопасить себя от воздействия темных сил, мы и плюем на чертика, сидящего на левом плече.

Разбитое зеркало – к несчастью. Семь лет горя ждут того, кто разобьет зеркало – именно такое поверье было специально придумано в Италии богатыми сеньорами. Когда в 15 веке только начали появляться стеклянные зеркала, их стоимость была очень высокой. А прислуга богатых сеньоров нередко по неосторожности разбивала их. Вот и пришлось хозяевам запугать таким суеверием всю прислугу, чтобы те были поосторожнее. Существует и другая версия происхождения этой приметы, которая основывается магических знаниях. По мнению многих эзотериков и магов зеркало обладает магическими свойствами и способно вбирать в себя энергетику человека. Если зеркало разбивалось, то вся энергия, как положительная, так и отрицательная, высвобождалась наружу, причиняя вред человеку.

Если черная кошка перебежала дорогу – жди беды. Эта примета имеет множество корней у разных народов мира. Кошку черной окраски называли пособником дьявола. Не случайно на многих изображениях ведьм и колдунов присутствует черная кошка.

Свистеть в доме нельзя – денег не будет. Это суеверие пришло от древних славян. Предки считали, нечистая сила общается друг с другом именно с помощью свиста. Возможно, речь идет о Соловье-Разбойнике, который своим свистом заставлял людей отдавать все свои богатства. Таким образом, если свистеть дома, то можно привлечь нечистую силу, которая высвистит все деньги .

Издревле люди вешали над входной дверью подкову. Кто-то до сих пор верит, что подкова над входом приносит удачу. Откуда же пошло это поверье? Существует целая легенда, объясняющая происхождение этого суеверия. Однажды к кузнецу пришел черт и попросил его подковать. Однако кузнец вовремя сообразил, с кем имеет дело и прибил его к стене. Черт взмолился о пощаде и пообещал, что исполнит любое желание кузнеца. Тогда железных дел мастер взял слово с черта. Что то не будет мешать тем людям, у которых будет висеть подкова над дверью. Есть еще одна версия возникновения этой приметы. Был в Древней Руси период, когда металл, из которого делали подковы, был чрезвычайно дорог. И бедняки не могли себе позволить подковать коня. Однако бывали случаи, когда бедняку удавалось случайно найти на дороге подкову. Тогда он считался счастливчиком. Находку он вешал над входной дверью и верил, что если удача один раз ему улыбнулась, то непременно улыбнется еще раз.

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с этими приметами. Напишите в комментариях, какие из этих примет принесли удачу именно вам и не забывайте нажимать на кнопки и

09.07.2013 15:15

Существует народная примета, согласно которой, прыщ, внезапно возникший на носу, губе или на лбу, сулит какое-то важное...

Читают ли демоны мысли человека?

– Об этом пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) - значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

– Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный Филарет Глинский рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно - перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Диавол – существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово “Эосфорос” и латинское “Люцифер” означают “светоносец”). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.

Часто спрашивают: почему Бог допустил зло? Нет ли хотя бы косвенной вины Бога в том, что зло было привнесено в мир? Ответить на этот вопрос трудно. Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но которое человеческий ум не в состоянии осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения, – давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас – существо, созданное по образу и подобию Божию. Мы это сознаем, сознаем и то, в чем заключается наше религиозное призвание. И тем не менее нередко оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, и делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла. Нечто подобное произошло и с самим диаволом: созданный благим и светоносным, он добровольно избрал зло и стал врагом Бога.

Отпав от Бога, диавол и демоны стали носителями зла. Означает ли это, что связь между ними и Богом прервалась? Нет. Между Богом и диаволом сохранились личные взаимоотношения, которые продолжаются и сейчас. Мы можем это видеть по начальным страницам Книги Иова, где говорится о том, что диавол предстал перед Богом вместе с ангелами, в числе других “сынов Божиих”, и Господь сказал ему: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?” (Иов 1:8). Если можно так выразиться, этим вопросом Бог провоцирует диавола на некие действия по отношению к Иову. И сатана говорит: “Да, действительно Иов праведен, верен Тебе, но это потому, что Ты создал для него такие условия; измени эти условия, и он падет, как падают прочие люди”. На это Господь ответил ему, что отдает ему тело Иова, но запрещает касаться его души. Одни понимают это повествование как притчу, другие – как реальную историю, но суть дела в том, что, согласно Библии, диавол, во-первых, находится в зависимости от Бога и не свободен в своих действиях, во-вторых, он действует только в тех границах, в которых Бог это ему позволяет.

Каким должно быть отношение христианина к диаволу?

Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол – это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.

На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество “народных средств”, которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом – бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека “испортят”, сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.

Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых – к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний – в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: “Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?”, Тот отвечает трижды: “Отрекаюсь”. Священник говорит: “Дунь и плюнь на него”. Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. “Дунь и плюнь на него” значит “относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего”.

В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием – иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: “Что ж вы осла-то не уберегли?” Они с удивлением спрашивают: “Авва, откуда ты знаешь?”, – на что тот спокойно отвечает: “Мне бесы рассказали”. Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол – это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.

В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход – дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.

Приведу в пример случай, который произошел лет десять назад. Ко мне обратилась немолодая женщина, учительница литературы. В какой-то газете она прочла, что с помощью иголки, листа бумаги и особых заклинаний можно вызывать духов умерших и беседовать с ними. Она решила вызвать дух Чехова. И, представьте, “Чехов” ей явился. Поначалу все было очень занятно, она даже приглашала гостей и устраивала у себя в квартире “литературные вечера”. Но потом “Чехов” начал появляться уже без приглашения, портить мебель, бить посуду; возвращаясь домой, женщина обнаруживала, что все перевернуто вверх дном, обои порваны и т. д. Вся семья была в панике. Муж и дети боялись возвращаться в свою квартиру. Жизнь превратилась в ад, они были на грани самоубийства. К счастью, женщина вовремя поняла, что сама и теперь не может от него избавиться. Вся семья пришла в церковь. Первое, что я сказал им: “Вы должны перестать бояться”. Приехав к ним, я освятил квартиру, потом они исповедовались и причастились. “Чехова” как ветром сдуло.

Это один из примеров, подтверждающих, что, если человек открывает вход диаволу через какие-то действия вроде , колдовства, лечения у экстрасенсов, либо через наркоманию, алкоголизм и другие формы зависимости, через тяжкие грехи, которые он совершает сознательно, человек оказывается подвержен влиянию темных сил. Если же он твердо стоит на страже своего ума и сердца, своей нравственности, если ходит в церковь, исповедуется и причащается, носит святой крест, то ему не страшны никакие бесовские страхования.

Диавол прекрасно сознает свою немощь и бессилие. Он понимает, что реальной власти воздействовать на людей у него нет. Именно поэтому он старается склонить их к сотрудничеству, к содействию. Найдя в человеке слабое место, он пытается тем или иным способом на него воздействовать, и нередко ему это удается. Прежде всего диавол хочет, чтобы мы боялись его, думая, что он обладает реальной властью. И если человек попадается на эту удочку, он становится уязвимым и подверженным “демонским стреляниям”, то есть тем стрелам, которые диавол и демоны пускают в душу человека.

Приведу еще один пример. Пришла как-то ко мне женщина с дочкой, девочкой лет восьми. Девочке постоянно являлись какие-то бесовские существа, пугали ее, она видела их и днем и ночью. Девочка исповедовалась и причащалась, ничего не менялось. А началось все с того, что в каком-то монастыре они купили книжку про диавола. В этой книжке было сказано, что если диавол на какого-то человека напал, то уже не отстанет никогда, и средств избавления от него нет никаких, разве что “отчитывание”, но и оно не всегда помогает. Они, конечно, от всего переживаемого были в шоке. Я побеседовал с девочкой, спросил ее: “Ты боишься их”? – “Боюсь”. – “А ты можешь в следующий раз, как только они тебе явятся, сказать им: “Я вас не боюсь, я на вас не обращаю внимание, у меня своя жизнь, у вас своя, убирайтесь вон”. И живи так, как будто их вовсе не существует”. Примерно через неделю мать с дочкой снова пришли и говорят: “Они исчезли”. Значит, единственное средство, которым в данном случае обладал сатана, был страх. Он хотел, запугав ребенка, сделать его своей жертвой.

Приходится сожалеть о том, что книжки и брошюры, в которых роль диавола всячески преувеличивается, издаются и продаются в церковных лавках. Происходит это от невежества, от духовной нечуткости, от незнания учения Святых Отцов. Православное учение о диаволе выражено преподобным Иоанном Дамаскиным в тридцати строках. А наши доморощенные богословы пишут книжку за книжкой о диаволе и демонах, запугивают народ Божий, портят людям жизнь.
Вход диаволу в душу человека открывают, как я уже сказал, магия, чародейство, лечение у экстрасенсов и колдунов. Я не утверждаю, что все экстрасенсы и так называемые “народные целители” действуют исключительно под влиянием демонических сил. Но в подавляющем большинстве это люди, в чьих руках концентрируются силы и энергии, природу которых они сами не знают. Нередко, исцеляя одно, они повреждают другое. Были случаи, когда человек избавлялся с их помощью от головных болей, но при этом делался психически больным. И самое ужасное, что эти “целители” делают человека зависимым от себя, а всякая форма зависимости – это та самая дверь, через которую может проникнуть диавол. Наркотическая, алкогольная, сексуальная, психическая и иные формы зависимости представляют огромную духовную опасность. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы ни от чего в этой жизни не быть в зависимости, чтобы духовно и телесно быть максимально свободными. Человек, который контролирует свой рассудок, свое сердце, свои поступки, всегда может противостать сатане. Тот же, кто оказывается рабом какой-либо страсти или порока, становится неспособным отразить натиск диавола.

Вы можете спросить: насколько диавол вообще способен воздействовать на нашу мысль? Насколько он вообще знает, что происходит в наших мыслях и в нашем сердце? Насколько он компетентен в вопросах духовной жизни? У меня сложилось убеждение – отчасти под влиянием того, что я читал у Святых Отцов, отчасти на основе личных наблюдений, – что у диавола нет прямого знания о наших внутренних процессах. В то же время, будучи весьма опытным, – он ведь в течение истории имел дело с миллиардами людей и с каждым “работал” индивидуально, – он использует эти свои навыки и по внешним признакам распознает, что происходит у человека внутри. И ищет наиболее уязвимые места. Скажем, когда человек пребывает в унынии, диаволу очень легко воздействовать на него. Но единственное, на что диавол способен, – это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.

У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав “Добротолюбие” или “Лествицу” святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, “стоит на страже своего ума”, он может отвергнуть этот помысел, “дунуть и плюнуть” на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории – до тех пор, пока не охватит все его естество, – душу, сердце, тело, – и не подвигнет на совершение греха.

Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу – именно потому, что суеверие – суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек – по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств – подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: “Дуни и плюни на него”.

Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, – то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.

Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.

Я уже упомянул о так называемом “отчитывании”. Хотел бы остановиться несколько подробнее на этом явлении, имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты – люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже – те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.

Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые – это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине – потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве “отчитывания” существует множество злоупотреблений. Я, например, видел двух молодых иеромонахов, которые по собственному почину занимались изгнанием бесов из одержимых. Иногда они оказывали эту услугу друг другу – один отчитывал другого в течение двух часов. Никакой видимой пользы от этого не было.

Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.
Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: “Я не знаю, как это происходит”. Кому-то из посетителей говорил: “Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя”. Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве “отчитывания”, и не вполне понимал “механику” изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.

Нередко люди с теми или иными проблемами – психическими или просто жизненными – приходят к священнику и спрашивают, могут ли они поехать к такому-то старцу на отчитку. Ко мне однажды обратилась женщина: “Мой пятнадцатилетний сын меня не слушается, я хочу его повезти на отчитку”. То, что ваш сын непослушный – ответил я, – еще не означает, что в нем бес. Непослушание в какой-то степени даже естественно для подростков – через это они взрослеют, самоутверждаются. Отчитка – не панацея от жизненных трудностей.

Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.

В заключение хотел бы сказать о том, что действие, власть и сила диавола имеют временный характер. На какое-то время диавол отвоевал себе у Бога некую духовную территорию, некое пространство, на котором он действует так, будто является там господином. По крайней мере, он старается создать иллюзию того, что есть область в духовном мире, где он властвует. Таким местом верующие считают ад, где оказываются люди, погрязшие в грехах, не принесшие покаяние, не вставшие на путь духовного совершенствования, не обретшие Бога. В Великую субботу мы услышим замечательные и очень глубокие слова о том, что “царствует ад, но не вечнует над родом человеческим”, и о том, что Христос Своим искупительным подвигом, Своей смертью на кресте и сошествием во ад уже одержал победу над диаволом – ту самую победу, которая станет окончательной после Его Второго пришествия. И ад, и смерть, и зло продолжают существовать, как они существовали до Христа, но им уже подписан смертный приговор, диавол знает, что его дни сочтены (я говорю не о его днях как существа живого, но о той власти, которой он временно располагает).

“Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим”. Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.

Мы должны помнить и о том, о чем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: окончательная победа Христа над антихристом, добра над злом, Бога над диаволом, будет одержана. В Литургии Василия Великого мы слышим, что Христос сошел Крестом во ад, чтобы разрушить царство диавола и привести всех людей к Богу, то есть Своим присутствием и благодаря Своей крестной смерти Он пронизал Собою все то, что мы субъективно воспринимаем как царство диавола. А в стихирах, посвященных Кресту Христову, мы слышим: “Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам”; там же говорится, что Крест – это “ангелов слава и демонов язва”, это орудие, перед которым трепещут демоны, “трепещет и трясется” диавол.

Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.