На сколько частей делится сон обломова. «Сон Обломова»

/ / / Сон Обломова (анализ 9 главы романа Гончарова «Обломов»)

В первой части романа Гончарова « » мы знакомимся с главным героем произведения . Обломов был ярким представителем дворянства середины 19 века. Писатель показывает нам своего главного героя, как человека, у которого нет смысла жизни. Обломов был очень ленивым, а его основным занятием было лежание на диване. Свою жизнь Илья Ильич проводит в мечтаниях, представляя себе великим человеком, которого все любят и почитают. Реже он мечтает о спокойной жизни с любящей женой и детьми. В один из дней Обловом, размышляя о своем существовании, задался вопросом: «Почему я такой?». Но не найдя ответа на поставленный вопрос, Илья Ильич погружается в сладкий сон. Ему снится родная Обломовка.

Сон Обломова можно разделить на три части. В первой части мы видим главного героя маленьким мальчиком лет семи. Стоит отметить, что маленький Илюша был очень живым, любознательным и подвижным ребенком. Рос мальчик окруженный заботой и присмотром нянек, которые не давали ему самостоятельно ступить и шагу. Илюша был очень наблюдательным мальчиком, он замечал каждую мелочь. Именно эта наблюдательность за размеренной и неторопливой жизнью определила характер главного героя. Нужно сказать, что такой порядок жизни был по нраву Обломову, но такая жизнь была полна недостатков. Однообразие и скука не могут быть примером для подражания.

Одним из важнейших занятий семьи Обломова был прием пищи. Еда для них стала неотъемлемым ритуалом, повторяющимся изо дня в день. Готовили еду, как правило, крепостные, а подбором продуктов занимались родители Илюши.

Гончаров с иронией показывает нам родителей мальчика. Они тоже не были ни чем заняты, жили за счет своих крепостных и радовались каждому прожитому дню.

После обеда все имение Обломовых погружалось в сон, и тогда у маленького Илюши появлялась возможность быть самостоятельным.

Вторая часть сна переносит нас в один из зимних вечеров, когда няня Обломова рассказывала ему сказки. Илюша очень любил слушать рассказы няни. Размеренна жизнь в Обломовке, казалась ему продолжение сказки. Со временем сказка смешалась с жизнь уже взрослого Ильи Ильича, который так и остался ребенком, не умеющим жить реальной жизнью.

Третья часть сна Обломова показывает нам Илью уже мальчиком-подростком. В тот момент ему было тринадцать или четырнадцать лет. Не далеко от Обломовки было село Верхлево. Там он учился у одного немца по фамилии Штольц. Вместе с Ильей занимался сын Штольца Андрей, который позже станет лучшим другом Обломова. Возможно, Штольц бы и научил Илюшу чему-то, воспитал в нем сильную личность, но Верхлево было частью Обломовки, и там тоже царила медленная и размеренная жизнь. Беззаботные картины окружающего быта давали ложное представление о настоящей жизни. Все это в конечном итоге и показало Илюше, как «правильно» нужно жить.

Кроме того, обращает на себя внимание отношение автора к происходящим событиям. С одной стороны он негативно относится к укладу жизни семьи Обломова, он осуждает поведение родителей Илюши, которые не позволяли мальчику быть самостоятельным. Илюша учился только ради аттестата, а не знаний.

С другой стороны Гончаров тоже вырос в такой семье. Он с трепетом описывает детство главного героя, ведь оно напоминало ему свое детство. Но Гончаров сумел «вырваться» из такой «сонной» жизни, он воспитал в себе сильные черты характера и стал настоящим человеком. А маленький и любознательный Илюша стал заложником окружающей среды, при которой развиваться в ином направлении было не возможно.


План: 1. «Благословенный уголок земли»

2. Семилетний И. И. Обломов в родительском доме:

Распорядок дня ребенка

Восприятие окружающей действительности ребенком

Занятия воспитанием и обучением мальчика

3. Чудесная страна. Сказки няни.

4. И. И. Обломов в возрасте 13-14 лет.

Образование

Взгляды жителей Обломовки на существование

Сон играет особую роль в жизни героя.

Так как он позволил увидеть и понять, как воспитание и рост юного героя, что влияло на формирование личности. Сон – литературный прием, с помощью которого автор хотел показать мысленные терзания героя. В то же время это своего рода отражение мечты об идеальной жизни главного персонажа: спокойствие, беззаботность, естественность, гармония с природой, мир и согласие с окружающим миром.

Через сон мы узнаем распорядок дня героя, так он вставал, одевался с помощью своего слуги. Потом молился не очень религиозно. Потом пил чай с матушкой, его ласкают, кормят. Весь день проходит одинаково: гуляет, отдыхает и иногда учится.

Обломов был иногда шаловлив, хотел познать мир, но родители не давали такой возможности.

Во сне Обломова появляется «Чудесна страна», о которой рассказывала ему няня.

Это прекрасный мир спокойствия, который стал идеалом для героя.

Становится очевидным, что Илья Ильич не сразу родился лентяем, а его так воспитали. Бездельником маленький мальчик не был, он отличался подвижностью и живостью. Он озорничал, был шалунишкой. Ограничивая свободу Ильи, родители не давали открыться желанию Ильи. Они заботились о своем любимом сыночке, воспитывали в традициях своего рода. Столкнувшись с реальной жизнью Обломов, вспоминал об Обломовке. Одни из взглядов на жителей Обломовки - спокойствие и миротворство, так их образ жизни был размеренным и всегда одинаковым. Образованием занимали плохо, так, например, родители поощряли лень Обломова и часто оставляли его дома, не пуская на учебу.

Обновлено: 2017-12-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова - олицетворение мещанского быта. Это молодой человек, помещик, ведущий "созерцательный" образ жизни, что подразумевает под собой совершенное бездействие. Герой тяготится таким положением дел, однако на борьбу

с самим собой он не способен. В первой части романа, в 9 главе, автор рассказывает о становлении мировоззрения Обломова, о его жизненных идеалах. Глава называется краткое содержание ее таково: Илья Ильич заснул, и во сне ему привиделись эпизоды далекого детства: родное поместье, деревня Обломовка. Деревня располагалась в глуши, до ближайшего города было около двадцати верст, и поэтому обломовцам были чужды всякие веяния прогресса, веками люди жили патриархальным строем, всерьез верили в приметы и сказки. Жизнь текла сонно, своим чередом, крестьяне жили беззаботно, как дети, ни к чему не стремясь, и не знали и не хотели другой жизни.

Хозяин поместья, Обломов-старший, ничем не отличался от своих крепостных, был ленивый и вялый. Его ежедневные занятия - прогулки или сидение у окна. Все интересы семейства -

вкусно поесть и крепко поспать, в перерывах неторопливо занимаясь домашними делами. Родители запрещали Илюше заниматься какими-либо делами самому, что впоследствии сформировало в нем ту неистребимую черту характера, с которой Обломов безрезультатно боролся - лень. В родительском доме не придавали никакого значения воспитанию и образованию наследника, в школу Обломов ходил неохотно, домашние задания ему помогал делать его самый близкий друг - Андрей Штольц, сын учителя.

"Сон которой приведено выше, является ироничным описанием "рая на Земле". В этой главе автор беспощадно высмеивает самодовольный, бездействующий образ жизни большинства помещиков того времени.

Вместе с тем Гончаров изобразил своего героя отнюдь не отрицательным персонажем. Отношение автора к нему, конечно, местами резкое, однако вместе с тем жалостливое. В Обломове были все задатки для развития деятельной и образованной личности. В главе "Сон Обломова", краткое содержание говорит об этом, упоминается о том, что Илья Ильич в детстве был очень любознательным ребенком, с поэтическим складом ума, однако родительское воспитание

погубило в нем все данные природой таланты и оставило лишь возможность наблюдать за водоворотом жизненных событий с удобного дивана. Реальную жизнь героя можно описать теми же словами из главы "Сон Обломова". Текст, краткое содержание которого дано выше, полностью характеризует образ жизни повзрослевшего Илюши, изменилось лишь место действия. Он не раз предпринимал попытки изменить свой характер, преодолеть апатичность, заняться самообразованием, однако все его намерения таковыми и оставались. Заказанные книги так и лежали на полках, ни разу не открытые, чистота комнаты целиком зависела от слуги Захара, визит в родную Обломовку все откладывался на неопределенный срок.

"Сон Обломова", краткое содержание которого дает представление об окружавшей маленького мальчика атмосфере, многие критики считают увертюрой романа, так как в этой главе вкратце описывается вся будущая жизнь главного героя, иной его судьбы даже представить невозможно. В отличие от Обломова описана в романе скупо, наверное потому, что самое худшее в его жизни уже свершилось. Это была даже не смерть, а лишь конец существования, "будто в один прекрасный день забыли завести часы".

Илья Ильич Обломов — главный герой романа И.А. Гончарова- характер трагичный, противоречивый. Его личность — результат его воспитания в детстве и юности, влияния на него обычаев деревни Обломовка. Эпизод «Сон Обломова» как нельзя лучше раскрывает это утверждение.

Эта глава сюжетно закончена и не влияет на ход остального повествования. Ее функция — более глубокое раскрытие образа главного героя Обломова. Здесь подробно представлено детство героя, из описания которого становится ясно, что лень привита Илье его родителями и няньками и вовсе не является врожденным качеством.

Деревня Обломова

Деревня Обломовка овеяна ленью и праздностью, все ее жители похожи один на другого. Все, что отличалось от привычного уклада обломовцев, устрашало их. Единственной заботой для обитателей деревни была добыча пищи и обустройство условий для отдыха.

В начале сна Обломов предстает в облике семилетнего мальчика. Он весел, игрив, все ему интересно, все вызывает у него восторг и любопытство, он стремится познать мир во всех его проявлениях. Но гиперопека матери и няни мешают ему в его начинаниях. Ему не позволяют играть на солнышке, чтобы голову не напекло, в непогоду одевают так, что он шевелиться не может. В середине дня во всей деревне наступал час сна, когда засыпала даже няня. В эти недолгие мгновения ребенок был предоставлен сам себе.

Детство

Далее Илья видит себя уже тринадцатилетним. Обычаи жизни Обломовки уже достаточно прочно засели внутри него. Он уже не знает, что можно жить как-то иначе, чем его родители. Учительство его не привлекает, во-первых потому, что ради этого приходится выбираться в соседнее имение к Штольцам, а во-вторых, Илья не видит в нем смысла. Любое желание, изъявленное подростком, тут же исполняется двумя-тремя слугами, а вся забота матери сводится к тому, чтобы сын был весел, здоров и толст.

Слуга Ильи Захар до сих пор одевает мальчика, напоминает о необходимости умыться и завязывает шнурки. Обломов больше ничем не интересуется. А если и возникнет у него желание что-то сделать самому, родители кричат в один голос — зачем? Так все его стремления и сошли на нет.

Сказка

Интонация повествования напоминает сказочную, передает поэзию старинного деревенского уклада, народного сказания, заунывной песни. В Обломовке одухотворена природа: солнце светит ярче, а небо клонится к земле, чтобы крепче обнять ее. А Обломов спит и видит сказочные сны, путая их с реальной жизнью.

Роман Ивана Александровича Гончарова "Обломов" опубликован в 1859 году,но глава "Сон Обломова" напечатана десятью годами раньше в "Иллюстрированном сборнике" при "Современнике".В своем романе Гончаров описал жизнь барина "от черты до черты",показал, как Обломов становится нравственно "мертвым",постепенно охладевает к жизни.И сам автор,и его герой задумываются над тем, почему Илья Ильич такой.В конце восьмой главы первой части романа Обломов мучается этим вопросом, спрашивает себя:"Отчего же я такой?"Так и не ответив на поставленный самим собою вопрос,герой засыпает и видит сон.Именно этот сон и помогает нам понять,как сформировался характер Обломова.

В "Сне..."можно условно выделить три части.В первой Гончаров рассказывает нам о детстве Илюши, когда мальчику только семь лет.Он очень резвый и бойкий,хотя растят его в неге и заботе,постоянно опекают и никуда не отпускают одного,везде только под присмотром няньки.Илюша наблюдателен,ничто "не ускользает от пытливого внимания ребёнка;неизгладимо врезается в его душу картина домашнего быта;напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни,его окружающей".Хотя маленькому Обломову и нравится такая жизнь,она не так и хороша,чтобы служить примером для подражания.В ней много недостатков:все в Обломове происходит изо дня в день одинаково, и не никаких изменений в жизни ее обитателей,она скучна и однообразна.Наиболее важной ее частью является еда:обломовцы очень много внимания уделяют ей,тщательно выбирают блюда на обед.Приём пищи для них является ритуалом.Приготовлением занимаются крепостные, а родители Ильи лишь советуют,какие продукты лучше использовать и что приготовить.

Автор иронизирует над ними, говорит:"они тоже не без занятий".Как и их родители их родителей,они занимаются ничегонеделанием,живут за счет труда своих крепостных и радуются каждому прошедшему дню,который они благополучно прожили.

Немаловажным ритуалом в Обломовке является сон после обеда,в это время жизнь замирает,все спят.

Во второй части Гончаров описывает нам другую пору:длинным зимним вечером вечером няня рассказывает Илье Ильичу сказки.Ребёнок очень впечатлителен и принимает все повествования няни за явь, окунаясь в мир фантазий.Потом уже, когда он станет взрослым,он узнает,что не существует "добрых волшебниц",медовых и молочных рек",но все же Обломов втайне от других понимает,что "сказка у него смешалась с жизнью,и он бессознательно грустит подчас,зачем сказка не жизнь,а жизнь не сказка." Илья Ильич так навсегда и остается большим ребенком,мечтающим о Милитрисе Кирбитьевне.Также и отец его,и дед,и прадед,слушавшие в детстве те же сказки,на всю жизнь остались детьми, не умеющими построить свою жизнь.

В третьей части "Сна..." мы видим Обломова-мальчика лет тринадцати или четырнадцати,когда он уже учился в селе Верхлёве,расположенном недалеко от Обломовки.Его учителем является строгий и рассудительный немец Штольц,а занимается Илья вместе с его сыном,Андреем.Может быть,Илюша и научился бы чему-нибудь в пансионе,но Верхлёво находилось всего в пяти верстах от Обломовки,и там,кроме дома Штольца,"все дышало тою же первобытною ленью,простотою нравов,тишиною и неподвижностью."Обломовщина царила и там,она разлагающе повлияла на подростка.У него сложилось яркое представление о том,как следует жить:так,как "живут около него взрослые."Вы,конечно,спросите как они живут.Я отвечу:не зная ни забот,ни тревог,не задумываясь о смысле жизни;"снося труд как наказание",ища предлог,чтобы от него избавиться.Однообразие их жизни ничто не нарушает,не тяготятся они ею,да и не смогли бы они жить иначе."Другой жизни и не хотели,и не любили бы они."На становление характера Ильи Ильича повлияло и то,как относились к учёбе его родители.Увы,для отца и матери главным было получение аттестата,а не знаний.

Нельзя не обратить внимание на двойственные отношения Гончарова к тому,что он описывает.С одной стороны,автор резко осуждает обломовцев за леность и барство,он частенько с иронией описывает описывает нам их быти характеры,например времяпрепровождение родителей главного героя.Ивану Александровичу не нравится то,что Обломов окутан любовью и лаской,которой слишком много.Автор понимает,что постоянная опека родителей,нянек,теток не дала возможности ребенку полностью развиваться.Все попытки к самостоятельной деятельности опровергались доводом:"Зачем?А Васька,а Ванька,а Захарка на что?"Захочется ли Илье Ильичу чего-нибудь,как тут же слуги спешат выполнить его малейшую прихоть."Ищущие проявления силы обращались внутрь никли,увядая",-заметил автор.

С другой стороны,Гончарова многое привлекает в жизни обломовцев.Здесь никто не злословит о других,все спокойно и тихо.Автор любуется тем, что описывает,потому что и его детство сходно с детством Обломова,он вырос в той же среде,воспитывался в тех же традициях, что и его герой.Но последующие стадии жизни Обломова не похожи на жизнь Гончарова.

Гончаров не был ленивым,безвольным,бездеятельным,безразличным к жизни,пассивным,апатичным,неспособным к труду.Обломов стал таким под влиянием обстановки,в которой он воспитывался в детстве.Вся жизнь в Обломовке способствовала деградации его личности.В семь лет Илья был любознательным,энергичным,подвижным мальчиком,но с каждым годом он становился все более ленивым,в нем зарождалась апатия,помимо этого,ему было неинтересно учиться,самосовершенствоваться,он считал труд скукой,не умел и не любил трудиться.Обломову был знаком труд души,из него вышел бы замечательный поэт или писатель,если бы он не был столь ленив.

Истоком жизни на диване,которую провел Илья Ильич,было развитие в среде,где его нежили,лелеяли,не давали самостоятельно развиваться.