Наблюдения за кошкой. Наблюдение за кошкой Дневник наблюдения за котом

Разделы: Работа с дошкольниками

1.Учить детей распознавать живой объект "кошка с котятами", отвечать на
вопросы воспитателя.
2. Закрепить знания детей о внешнем виде - повадках; пище домашнего животного (кошки). Упражнять в понятии "большой, маленький", в имитировании голоса,
закрепить знания о геометрических фигурах - круг, овал, треугольник.
3. Формировать у детей бережное отношение к миру, создавать условия, позволяющие ребёнку активно проявлять своё отношение к миру.
4. Развивать диалогическую речь.
5. Воспитывать любовь к животным (кошке), заботу о ней, доброе отношение, создать у ребят радостное настроение.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: котятки, детки, лакает, пушистая, шелковистая, смешные, несмышленые, интересные, точит коготки, трётся.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: корзинка, кошка с котятами, молоко, блюдце, геометрические фигуры, магнитофон, аудиозапись, иллюстрации разнообразных кошек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть

Воспитатель организует детей с помощью сюрпризного момента.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать что за сюрприз ждёт нас, нужно пройти по этой дорожке. А дорожка эта не простая, на пути нам будут встречаться различные задания.
- А вы хотите узнать, что за сюрприз нас ждёт?
Дети: Да, хотим узнать.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.

2 часть

На дорожке разложены загадки о домашних животных. Дети отгадывают загадки и продвигаются по дорожке.

Воспитатель : Вот мы добрались до сюрприза. Я посмотрю, что там интересного (заглядывает в коробку). Ой, ребята! Вот это сюрприз! А кто, вы узнаете послушав вот эту запись. (звучит запись "кошка с котятами")
Дети: Кошка с котятами.
Воспитатель : Верно, это кошка с котятами. Давайте тихо сядем и прежде чем познакомиться с нашей гостьей, а зовут её Дашенька, мы вспомним, как нужно наблюдать за домашними животными?
Дети : Не шуметь, не кричать, не бегать, сразу трогать всем вместе руками животного.
Воспитатель : А почему так нужно себя вести?
Дети : Потому что животное можно убежать, испугаться, укусить, оцарапать, уколоть.
Воспитатель : А, чтобы всем было видно, я возьму нашу кошечку к себе на руки. Ой, да она не одна - у неё маленькие ….
Дети : котятки, детки, ребятки.
Воспитатель : Ребята, я взяла в руки Дашу, как она себя ведёт?
Дети : Она стала волноваться, тревожиться за своих деток?
Воспитатель : А почему она стала волноваться за своих деток?
Дети : Потому что она не знает как мы к ней будем относиться?
Воспитатель : А как мы будем к ней относиться? Хорошо или плохо?
Дети : Хорошо
Воспитатель : Хорошо это как?
Дети Будем её гладить, не будем обижать, брать за хвост, бросать, играть с ними.
Воспитатель : Что Даша делает с котятками?
Дети : Защищает их, прячет их, мяучет, облизывает их.

Воспитатель : Давайте расскажем о кошке, какая она?
Дети : Кошечка большая, цвет серый, у неё есть голова, на голове уши, глазки рот, усы, туловище, хвост, 4 лапы, на лапках царапки. Это домашнее животное.
Воспитатель : А почему это домашнее животное?
Дети : Потому что живёт рядом с человеком, мы за неё ухаживаем, кормим.
Воспитатель : С кошками надо обращаться осторожно, могут оцарапать. А когда кошечка выпускает свои царапки?
Дети : Когда её обидят, когда она злится, если к ней приблизиться чужой человек, которого кошка не знает.
Воспитатель : А если мы её будем обижать, она нас не поцарапает. Дети, а что любит кушать Даша?
Дети : Молоко, мясо, косточки, рыбу, колбасу, сметану и т.д.
Воспитатель : А как разговаривает кошка? Какой у ней голос?
Дети : Мяу - мяу - мяу, грубоватый голос.
Воспитатель : А как кричат котятки?
Дети : Мяу - мяу - мяу, тоненько, тихо.
Воспитатель предлагает погладить котят.
Воспитатель : А какая у котят шёрстка?
Дети : Мягкая, пушистая, гладкая, шелковистая

Воспитатель : А какие котятки?
Дети : маленькие, забавные, шустрые, смешные, несмышленые, есть туловище, голова и т.д. очень любят играть, ходят мягко, тихо, легко, цвет пепельный.
Воспитатель : А что любят есть котята?
Дети : Молоко.
Воспитатель : Давайте маме с детками дадим молока и посмотрим, как они пьют (смотрят). Когда кошка пьёт молоко, мы говорим - лакает язычком. Почему мы говорим лакает?
Дети : Потому, что они не умеют пить, как мы.
Воспитатель : А какие животные ещё лакают?
Дети : Медведь, лиса, волк, собака и т.д
Воспитатель : Что делает кошка? (если лакает, объяснить детям, что видя доброе отношение уже не боится, если не лакает, сказать, что ещё не привыкла находиться в другом месте). Давайте не будем мешать кошечке, а споём Даше песенку.

3 часть

Воспитатель : Давайте споём для наших гостей песню "Серенькая кошечка" (дети поют песню и выполняют движения согласно песне)

"Серенькая кошечка"

Серенькая кошечка
Села на окошечко, (дети приседают на корточки)
Хвостиком махала (показывают рукой хвостик)
Деток поджидала.

Где ж мои ребятки, (дети встают)
Серые котятки? (Пожимают плечами)
Спать пора ребяткам. (Кладут руки под голову, как будто засыпают.)

4 часть

Воспитатель : А сейчас давайте расскажем потешки о кошечке (дети рассказывают)

Как у нашего кота коток
Шубка очень хороша
Как у нашего котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Котя, котенька,
Мягкие лапки,
На лапках царапки,
Где ты?

Киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!

5 часть

Рассказ воспитателя о кошках.

Воспитатель : Кошка спит, свернувшись клубком. Просыпается - зевает, выгибая спинку, потягивается, садится и начинает умываться. Становится на задние лапы точит коготки о палку. Подходит к блюдцу и принимается лакать молоко. Снова умывается, почёсывается, подходит к хозяину и мурлычет, трётся головой и выпрашивает лакомый кусочек, играет с клубком, или бумажками от конфет. Кошки бывают разные: белые, чёрные, трехцветные (показ картинок). Человек нуждается в кошке, кошка помогает человеку ловить грызунов.

6 часть

Конструирование из геометрических фигур.

Воспитатель : У меня на столе загадка. Нужно будет выложить всем один портрет животного, а какого мы узнаем. Давайте подойдём к столу и рассмотрим, какие геометрические фигуры тут есть.
Дети : Овал, круг большой, два круга маленьких, большой треугольник, два маленьких треугольника.
Дети по очереди выкладывают детальки (большой круг, сверху два маленьких треугольника, большой треугольник, овал (сбоку), два маленьких круга). КОШКА.

Воспитатель : Что получилось, чей портрет?
Дети: Портрет кошки.
Если дети затрудняются показать, что начать с самой большой части - туловища. Сравнить уши: зайца? (нет, у зайца уши длинные), медведя? (круглые), а это острые - кошкины.

Цель: -расширять знания о домашних животных (о кошке);

знать особенности жизненных проявлений: где живут, чем питаются, как передвигаются, какие издают звуки;

учить отвечать на вопросы;

накопление словаря и развитие фразовой речи

развивать познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение)

Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным. Оборудование: - живой объект (кошка);

ванночка; - корм;

грамм запись, стихи, загадки.

Ход:

1 . Отгадайте загадки

"Острые ушки, на лапках подушки, Мохнатенькая, усатенькая,

Усы как щетинка. Дугою спинка. Молоко пьет,

Днем спит, на солнышке лежит. Песенки поёт.

Ночью бродит на охоту ходит. -Кто же это? (кошка)

Вы видели, как кошечка лакает молочко? Как она это делает?

Она вытягивает язычок вперед, затем поднимает кончик языка вверх и язычок

возвращается в ротик. Как зовут детенышей кошки? (Котята)

погуляем, помоем лапки.

г Вам понравилось молочко?

Какое молочко? (теплое, вкусное, сладкое, белое) г Где живут котята? (дома, рядом с человеком) -Значит, какое это животное? (домашнее)

2. Наблюдение за кошкой.

г Ребята, а у меня для Вас сюрприз закройте глазки, (выносят кошку) -Это Кошка. Зовут её Мурка.

г Какая Мурка? Что у кошки есть? (ушки - чуткие, мордочка - хитрая, глазки - зеленые, усы - длинные, хвостик - пушистый, лапки - бархатные,

в лапках спрятаны острые -коготки, шубка шелковая) - Как вы думаете, что любит Мурка делать? (песенки петь, на солнышке лежать, мышей ловить)

Вы со мной знакомы близко.

Я - приветливая киска.

Кверху -кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках. Мя- у! Мя - у!

Чистоплотна, аккуратна.

Если гладят - мне приятно.

Не таю своих привычек

Я люблю мышей и птичек.

Мя~ у! Мя - у!

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно

Я царапаюсь ужасно! Мя-у! Мя-у!

А ещё она любит умываться? (Как только появилась свободная минутка, Мурка сразу моет лапки, спинку) Кто знает, как умываются котята? (язычком)

А знаете, почему так часто кошки моются? (чтобы мышки не учуяли)

3. Физминутка «Зверобика»

Уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть, Понаблюдав за ней немножко её движения можем повторить. 1,2,3 - Ну- ка повтори! 3,4,5 - Повтори опять!

4.За кошкой нужно ухаживать. - Кто знает, как нужно ухаживать? (нужно вовремя кормить, купать)

Чем питается кошка? (Показ: рыбой, мясом, молоком, специальный корм); а так же у неё должна быть своя миска.

Ребята, если кто в квартире держат кошек, то у них должен быть туалет специальный, его нужно мыть, чтоб не было запаха.

А еще кошке нравится, когда её. гладят, или вычесывают старый мех.

5. - Кошка доктор. Есть такая примета, если у больного человека кошка посидит часок, то боль проходит.

6 Итог

Ребята у кого есть дома кошка или кот? Как их зовут? ошечка будет для Вас другом, если Вы будете за ней ухаживать и её любить.

(данный дневник, изрядно погрызенный, был найден бабушкой Валей под подстилкой, на которой спал домашний кот Васька)

На каникулы нам задали вести дневник наблюдений за живой природой. Сначала я вел наблюдение за кактусом. По-моему, он не совсем живая природа. Потому что я каждый день пересчитывал колючки, и за месяц ни одной не прибавилось.
Тогда я решил поменять объект наблюдения. Целый месяц я буду у бабушки в гостях, чтобы наблюдать за ее котом. Потому что дома ни одной живой природы, кроме кактуса, нет (Родители не считаются).

1 июля.
Объект наблюдения: кот.
Характеристика объекта: серый кот с серыми полосками (полоски немного темнее, чем сам кот). Кличка – Васька. Отзывается на: Ваську, кис-кис, Вась-Вась. Издает звуки: мяу (когда голодный) и мур-мур (когда его гладят). Глаза зеленые. Характер вредный. Когти острые (очень).

2 июля. Исследовал рацион объекта (то, что он ест). Предварительный опрос показал, что рацион объекта состоит из рыбной похлебки и рыбы вареной. Исследования провел во время обеда, то есть, скармливал объекту различные продукты. Выяснил, что объект ест: мясо из супа, колбасу, сырую картошку, свежий огурец (немного). Не ест: творог, хлеб, кашу манную, клубнику. Ест ли котлету, выяснить не удалось, потому что бабушка запретила давать ее объекту, мотивируя запрет тем, что объект «совсем избалуется». Отложил дальнейшие исследования рациона до более подходящего времени.
Вывод: Кошки едят не все, что едят люди. Обратное пока не изучено.

3 июля. Объект поймал живую мышь. Бабушка мышей боится, поэтому восприняла принесение объектом мыши на кровать как личное оскорбление. По просьбе бабушки я отвлек объект, в результате чего мышь убежала под кровать и забилась в щель между стеной и плинтусом. Бабушка сказала, что теперь будет бояться уснуть, потому что мышь обязательно придет к ней ночью. Поэтому под кровать была поставлена мышеловка («и это при живом-то коте»), в которую примерно через полчаса попалась та же самая мышь. Бабушка выпустила ее в сад. Еще через полчаса объект принес на бабушкину кровать все ту же мышь, которая опять сбежала.
Вывод: мыши не входят в рацион объекта.

4 июля. Ночью бабушка почти не спала, ожидая нападения мыши. Объект изучения преспокойно дрых в кресле и не обращал внимания на бабушкино ворчанье, делая вид, что он тут ни при чем.
Вывод: у котов очень крепкие нервы.

5 июля. Тайком от бабушки дал объекту котлету. После чего объект весь день не отходил от меня ни на шаг. Бабушка, не зная истинной причины такого поведения объекта, умилялась и говорила, что дети и животные понимают друг друга с полуслова.
Вывод: котлеты – любимое блюдо объекта.

6 июля. Бабушка заметно ревнует ко мне объект изучения и удивляется, почему он отказывается от обычной рыбной похлебки. Вечером она застукала меня за скармливанием объекту очередной котлеты. Объект был отшлепан, я отруган, котлета отобрана.
Вывод: рацион объекта необходимо согласовывать с бабушкой.

7 июля. Объект вновь отказался от рыбной похлебки, а после обеда стащил со сковородки куриную ногу, сдвинув головой тяжеленную чугунную крышку. Бабушка с криком «помогите, грабят» бросилась за объектом и загнала его в угол, где пыталась отобрать ногу. Объект сердито урчал и ногу не отдавал. В борьбе животного и человека победил человек, и нога была водворена на место. Правда, в конечном итоге победило животное, потому что, после того, как нога была стащена третий раз, бабушка сдалась.
Вывод: у объекта сохранились хищнические инстинкты.

8 июля. Бабушка обнаружила дневник наблюдений и заметила, что у объекта сохранились хищнические инстинкты только в отношении куриной ноги, а в отношении мыши, которая вот уже третью ночь не дает бабушке нормально выспаться, они почему-то исчезли. После того, как мышь была обнаружена бабушкой сидящей на кухонном столе, объекту был сделан выговор, а бабушкой выпито три стакана валерьянки. Объект, не обратив на мышь должного внимания, обратил его на валерьянку.
Вывод: продолжить изучение странной тяги объекта к валерьянке.

9 июля. Объекту предъявлен пузырек с валерьянкой. Пузырек обнюхан, облизан и погрызен объектом, после чего объект стал кричать низким утробным голосом и метить шторы и ножки стола. Бабушка сказала, что я своими исследованиями сведу кота с ума, а ее – в могилу.
Вывод: тягу объекта к валерьянке и его странное поведение объяснить не могу, но исследования в этом направлении по настоянию бабушки придется свернуть.

10 июля. Объект ушел из дома утром и весь день не появлялся. Вечером бабушка сказала, что готова скормить объекту все котлеты, лишь бы он вернулся. Потом мы пошли искать объект и пугали прохожих криками «кис-кис» и «Васька, куда ты пропал, зараза этакая». Из одной калитки выглянул небритый дяденька и ответил: «Я здесь». Больше ни один Васька не отозвался.
Вывод: объект очень дорог бабушке.

11 июля. Объект не вернулся. Утром я написал кучу объявлений о том, что нашедшему серого кота Ваську гарантируется вознаграждение, и развесил их на ближайших фонарных столбах. К вечеру в дом стали приходить разные люди с разными же котами. Ни один из них не оказался Васькой (я про котов, потому что у людей имен не спрашивал). Сначала бабушка умилялась, как много у нас хороших отзывчивых людей, но выяснилось, что хорошие люди отозвались на фразу о вознаграждении. Но бабушка не собиралась вознаграждать за чужих котов, поэтому мне пришлось снимать все объявления. Когда я вернулся, бабушка отбивалась от последнего посетителя и принесенного им нахального рыжего кота, норовившего прошмыгнуть в дом. Вечером я слышал, как бабушка тихонько всхлипывала и укоряла мышь в том, как несправедлива жизнь – мышь жива и здоровехонька, хотя ее мог бы съесть кот, а кота до сих пор нет, а вдруг его кто-то съел. Мышь отвечала сочувственным попискиванием.
Вывод: в конце концов, чтобы бабушка не очень тосковала, можно приручить мышь.

12 июля. Бабушка смирилась с присутствием мыши, которая ест Васькину рыбную похлебку, почти не скрываясь, и только причитала: вот, мол, до чего дело дошло, один кошачий обед ест другой кошачий обед.
Васька появился вечером, грязный и худой. Бабушка схватила его в охапку, заплакала от радости и все норовила поцеловать. Кот вырвался из ее объятий и бросился к миске, как бы говоря: сначала бы накормила добра молодца, потом в бане искупала, а потом все остальное. Он отогнал мышь от миски, доел то, что в ней осталось, потом - тройную добавку плюс две котлеты. Поскольку Васька был очень грязный, мы с бабушкой решили его вымыть. Купание продлилось довольно долго. Истошные Васькины вопли заглушались бабушкиными криками «держи крепче, а то вырвется». После купания кот стал немного чище, а мы с бабушкой были с ног до головы мокрые. Остаток вечера мы мазали йодом царапины, а кот сох, завернувшись в любимый бабушкин плед, и даже не обращал внимания на шуршание мыши под кроватью.
Вывод: объект не любит мыться. Когти у объекта после трехдневного отсутствия стали намного острее.

13 июля. Объект кругами ходит вокруг моего дневника. Похоже, что я пролил на дневник немного валерьянки. Меня не оставляют нехорошие предчувствия. Да и число сегодня какое-то несчастливое.

(Приписка рукой бабушки Вали)
Васька избаловался совершенно, ест только котлеты и позволяет мышатам играть с его хвостом. Да ладно, пусть его, лишь бы не пропадал!

Из всех одомашненных животных кошка осталась самой свободной, самостоятельной и независимой. При проведении исследования разобраться в характере нашей кошки Налы, её темпераменте и интеллекте нам помогут специальные тесты, разработанные заводчиками кошек, психологами и просто опытными кошатниками.

Определение уровня интеллекта кошки Налы с помощью тестов

Тест 1. «Исследование любопытства кошки»

Цель: выяснить, на сколько, кошка Нала любопытное существо.

Оборудование : большой бумажный пакет, кошачий корм «сухой », кошка Нала.

Проведение:

1. Положили большой, раскрытый пакет на пол.
2. Проследили, чтобы кошка увидела пакет.
3. Вели наблюдение за кошкой и записывали с мамой в дневник.
4. Начислили баллы по шкале и записали в таблицу №1.

Шкала начисления баллов:

А. Кошка с любопытством подходит к пакету - 1 балл.

Б. Какой-нибудь частью тела касается пакета (носом, усами, лапкой и т. д.) - 1 балл.

В. Кошка заглядывает в пакет - 2 балла.

Г. Она заходит в пакет, потом сразу выходит - 3 балла.

Д. Кошка заходит в пакет и остается там не менее 10 секунд - 3 балла.

Тест №2.«Встреча» Налы с зеркальным «близнецом»

Цель : жизни людей очень часто встречаются близнецы. Вот и мы подумали, что будет делать кошка, увидев своего «близнеца »

Оборудование : зеркало размером 60 - 120 см, кошка.

Проведение:

1. Прислонили зеркало к стене.
2. Поставили кошку перед зеркалом.
3. Вели наблюдение за поведением кошки. 4. Начислили баллы по шкале и записали в таблицу №1.

Шкала начисления баллов:

А. Кошка подходит к зеркалу - 2 балла.

Б. Замечает свое отражение в зеркале - 2 балла.

В. Бьет по зеркалу лапой, играет со своим отражением - 3 балла.

Тест №3.«Поймай-ка »

Цель: исследовать поведение домашней кошки.

Оборудование: веревка длиной около 1 метра, подушка, любимая игрушка кошки, кошка Нала.

Проведение:

1. Взяли подушку и веревку. К веревке прикрепили любимую игрушку кошки.
2. Положили подушку перед кошкой.
3. Медленно протянули под подушкой веревку так, чтобы она постепенно исчезала с одной стороны подушки и появлялась с другой.
4. Вели наблюдение за поведением кошки.
5. Начислили баллы по шкале и записали в таблицу №1.

Шкала начисления баллов:

А. Кошка следит глазами за движением веревки - 1 балл.

Б. Лапой касается веревки - 1 балл.

В. Смотрит на то место подушки, куда исчезла веревка, - 2 балла.

Г. Пытается лапой поймать конец веревки под подушкой - 2 балла.

Д. Приподнимает подушку лапой, чтобы посмотреть, там ли веревка, - 2 балла.

Е. Смотрит на подушку с той стороны, где появится или уже появилась веревка, - 3 балла.

Таблица 1. «Определение уровня интеллекта кошки Налы с помощью тестов »

Часть 2. «Определение уровня интеллекта на основании повадок кошки»

При ответе «редко или никогда» ваша кошка получает 1 балл «как правило, да»- 3 балла, «очень часто» - 5 баллов.

  1. Кошка чувствует изменения вашего настроения в течение дня?
  2. Кошка выполняет минимум два словесных приказания, например, «Брысь! », «Нельзя! »?
  3. Кошка распознает выражение лица хозяина, например, улыбку, выражение боли или испуга?
  4. Кошка выработала собственный язык для выражения своих чувств и желаний, например, мурлыканье, писк, урчание, крик?
  5. У кошки есть определенный порядок умывания, например, сначала моет лапкой мордочку, затем лижет спину и задние лапы?
  6. Кошка ассоциирует определенные события с чувствами радости или боли, например, поездка в машине, визит к ветеринару?
  7. У кошки есть «долгая » память: помнит места, в которых была раньше, любимые кушанья?
  8. Кошка выносит присутствие других животных, даже если они подходят к ней ближе, чем на 1 метр?
  9. У кошки есть ощущение времени, например, она знает время кормления, расчесывания и т. п.?
  10. Кошка использует для умывания определенных участков мордочки одну и ту же лапку

Таблица 2. «Определение уровня интеллекта кошки с помощью вопросов »

Часть 3. «Определение уровня интеллекта кошки на основании наблюдений за животным»

  1. Кошка хорошо ориентируется в квартире: бежит к окнам и дверям, если за ними происходит что-то интересное, - 5 баллов.
  2. Кошка выпускает предметы из лапки в соответствии со своим желанием, но не роняет предмет случайно - 5 баллов.

Таблица 3.«Определение уровня интеллекта кошки на основании наблюдений за животным »

Часть 4. «Оценка результатов»

Подсчитали общее количество баллов по шкале и записали в таблицу №4.

Шкала начисления баллов:

  • 141 и более баллов - ваша кошка гениальна.
  • 131 - 140 баллов - ваша кошка талантлива и очень умна.
  • 121 - 130 баллов - ваша кошка очень умна.
  • 111 - 120 баллов - умственные способности вашей кошки выше средних.
  • 90 - 110 баллов - умственные способности вашей кошки средние.
  • 81 - 89 баллов - умственные способности вашей кошки немного ниже средних.
  • 71 – 80 баллов - ваша кошка глуповата.
  • 70 и менее баллов - у вашей кошки масса достоинств, но ум не главный из них.

Таблица 4. Оценка результатов исследования интеллекта Налы »

Заключение

1. Подсчитав общее количество баллов (82) набранных Налой, мы выяснили, что её умственные способности немного ниже средних.

2. В результате наблюдений установили, что если кошку окружить заботой, правильно ухаживать за ней, любить её, то она может стать и другом, и объектом восхищения.Это самые любимые и ласковые животные в доме. Они очень умные и добрые, поэтому люди так любят этих животных.

3. Исследовав повадки и поведение нашей Налы, убедились, что все кошки обладают определенным уровнем интеллекта, а это значит, что наша гипотеза подтвердилась.

4. Изучив информацию из разных источников и проведя эксперименты, я стал специалистом в области знаний о кошках.

5. Развил в себе навыки исследователя, учился работать с разными источниками информации и выбирать главное, учился наблюдать, анализировать и делать вывод.

6. Представил результаты своей исследовательской работы ребятам, и они узнали много нового и интересного о кошках.

В природе всё мудро устроено. Каждому животному даны те свойства, способности и качества, которые помогут ему выжить и сохранить своё потомство.

Библиография

1. Дебора Гилл Мини - Энциклопедия «Кошки »-«Все обо всем » 2001 - 260с.

2. Николай Непомнящий – «200 кошачьих «Почему? » - 1995 – 361с.

3. Антуан де Сент- Экзюпери – «Маленький принц » - 1943 –102 с.

4. Афонькин С.Ю. – «Кошки. Школьный путеводитель » - 2017 – 96 с.

Введение ……………………………………………………………………………… 2

I .Теоретическая часть

    1. 1.1.Из истории происхождения и одомашнивания кошек…………………………………………………………………………4

      1.2.Характеристика биологических особенностей семейства кошачьих……………………………………………………..........................4

1.3.Особенности поведения …………………………………………….5

1.4.Народные приметы, по которым можно определить погоду

на завтра……………………………………………………………………....7

II .Практическая часть

Исследование зависимости поведения домашних кошек от температуры воздуха.

2.1.Методы и объекты наблюдений………………………………………9

2.2. Характеристика объектов наблюдения……………………………..9

2.2.Результат и анализ исследования……………………………………10

Заключение …………………………………………………………………...15

Список литературы ………………………………………………………….17

Приложение …………………………………………………………………..18

Введение

Меня всегда интересовали кошки, потому что с раннего детства они всегда были рядом со мной. Любимей животных у меня нет, это самые удивительные существа, которые когда-либо так успешно сосуществовали с человеком. Не перестаю удивляться их грациозности, самостоятельности и независимости. Кошки преспокойно могут жить без общения с человеком, а вот человеку без кошки в наше время, полное стрессов, обойтись трудно.

Не представляю себе, как бы я жила сейчас без своей кошки Кнопы. Научилась я за ней ухаживать, правильно кормить, воспитывать, приучать к порядку и следить, чтобы она ничего не сделала плохого. Когда нам предложили выбрать тему для проекта, ни минуты не сомневаясь, свой выбор остановила на моих любимых животных.

Кошки от природы ласковые создания, нуждающиеся в физическом контакте с другими кошками, с другими животными или людьми. Они чутко реагируют на ласку, поглаживания или объятия и сторицей вознаградят вас любовью и преданностью. Кошка может быть другом, который научится реагировать на ваше настроение. А если вы заболеете, она весь день не сойдёт с вашей постели, радуясь, что сидит рядом. Если вы счастливы, кошка тотчас улавливает ваше расположение духа и приглашает вас поиграть с ней. Из-за своих привычек и особенностей, очень характерных, непохожих на особенности других домашних животных, кошка и стала моей любимицей. Поэтому, наблюдая за разными котами, я заметила, что они по-разному себя ведут в зависимости от того, какая на улице погода, и поэтому я решила проверить, могут ли наши кошки предсказывать погоду.

Цель : изучить изменения в поведении кошек в зависимости от погодных условий.

Задачи :

    Изучить биологические особенности кошки домашней.

    Провести наблюдения за кошками, выявить изменения в поведении.

    Сравнить полученные результаты с изменениями погоды.

Гипотеза : по поведению кошек можно предсказывать изменения погоды.

Объект исследования : кошка домашняя.

Предмет исследования : поведение кошек.

В работе использовались методы исследования :

Наблюдение,

Систематизация,

Обобщение.

I .Теоретическая часть

1.1. Из истории происхождения и одомашнивания кошек

«… кошки произошло примерно 9500 лет назад на , где зародились и развивались древнейшие человеческие цивилизации. Одомашнивание кошки началось при переходе человека к оседлому образу жизни, с началом развития земледелия, когда появились излишки пищи, и возникла необходимость их сохранения и защиты от грызунов. И в настоящее время кошка является одним из самых популярных …». [ 3 ]

Несмотря на то, что одомашнивание кошек произошло достаточно давно, большинство из них способны выживать в условиях нахождения вне человеческого жилья, пополняя ряды вторично одичавших животных, так как в условиях бродячей жизни кошки обычно быстро повторно дичают. Вторично одичав, они часто живут уединённо и охотятся в одиночку, но иногда образуют небольшие из нескольких самок с котятами.

1.2. Характеристика биологических особенностей

семейства кошачьих

«…Температура тела кошки считается нормальной при показаниях 38-39,5° С. Обычный пульс кошки - 100-120 ударов в минуту. Частота дыхания у молодых кошек составляет 40 дыхательных движений в минуту, а в среднем 20-30. Очень часто животное может высовывать язык, так у него нормализуется теплообмен...». [ 1 ]

Усы кошек - видоизмененные волосы, у основания которых находятся нервные окончания, и потому они сверхчувствительны к прикосновению.

Если отрезать у кошки усы, то этим поставишь ее в крайне неприятное положение: она делается беспомощной, обнаруживает заметное беспокойство и неуверенность, которые по мере отрастания усов пропадают.

Чуткие уши улавливают звуки, недоступные человеческому уху. Они слышат малейший шорох на большом расстоянии и правильно оценивают его происхождение. Могут различать самое осторожное, незначительное шуршание почвы под ногами животного и могут посредством слуха находить добычу, даже не видя ее, хотя ушные раковины у них редко бывают большими.

Зрачки круглых глаз расширяются, чтобы впустить максимальное количество света. Отражающий слой на дне глаза усиливает свет.

Типичным представителем семейства кошачьи является домашняя кошка.

1.3.Особенности поведения

О кошках мы часто говорим, что они спят, едят, спят, едят и снова спят. Действительно, «…взрослые кошки спят до 16 ч в сутки. И это еще одна их биологическая особенность. Цитата доктора Клейра, владеющего в населенном пункте Кроули графства Суссекс небольшой ветлечебницей для мелких домашних животных: «Их способность спать просто восхищает. Каждый этап они выполняют с особой тщательностью, ничего не пропускают. Сначала выбирают безопасное место, повыше над землей, такое, чтобы оно было теплым, мягким и желательно включало бы в себя угол. Потом сооружают удобное гнездышко из подушки (или чьих-то колен). Затем потягиваются, растягивая при этом каждый мускул до предела, и расслабляются. И наконец, успокаиваются на приготовленном месте. И нет ничего удивительного в том, что после такой подготовки засыпают они легко и быстро…».. И действительно, они покоятся в объятиях Морфея практически до 16 часов в сутки, именно поэтому создается впечатление, что они только едят и спят.

«…Кошачий хвост – лучший, точнейший «прибор» для оценки настроения животного. Характер и сила эмоций кошки прекрасно считывается по показаниям этого «измерителя». Подергивание кончика хвоста означает нервное, обеспокоенное состояние кошки. Испытывая досаду, гнев или боевой задор, животное станет бить хвостом по земле или по полу, а, испугавшись, опустит его или зажмет между задними лапами. Зато хвост, возведенный кверху, показывает доброе и веселое состояние хозяина…».

Кошачьи – быстрые и искусные охотники. Они могут подкарауливать добычу из засады, могут преследовать ее или медленно подкрадываться к ней. Обычно они охотятся ночью и видят в темноте примерно в 6 раз лучше, чем человек.

По меньшей мере, час в день, кошки посвящают своему туалету, вылизывая мех шершавым, как, терка, языком. Это процедура помогает им охлаждать тело в жаркую погоду. Когда она пьет, то загибает язык крючком и быстро забрасывает им капли жидкости в рот. Кошка не отхлебывает воду, а лакает. У взрослой кошки 30 зубов.

Кошки спят вдвое больше других млекопитающих, проводя три четверти суток во сне. Некоторые отделы мозга активно работают и во время сна. То есть он никогда не отключается. Длительность сна определяет уровень жизни кошки и ее условия. Например, задача уличной кошки оберегать свои владения, ловить добычу и размножаться. Они, конечно, меньше спят. А домашние кошки, особенно стерилизованные, ведут спокойный образ жизни, поэтому и любят поваляться и поспать.
Если кошке не давать спать, то она становится агрессивной, начинает плохо есть и зачастую становится воинствующей.

В домашних условиях кошки любят играть с небольшими предметами: мячиками, клубками ниток, палочками, скомканной бумагой, специальными игрушками для кошек. Нередко кошек привлекают болтающиеся и подвешенные предметы, так как они обладают способностью двигаться в воздухе, чем имитируется охота кошки на птиц. Особенно склонны к играм котята, у которых уже есть охотничьи инстинкты, но ещё нет навыков охоты и точной координации движений. Домашние кошки играют в любом возрасте.

Кошке необходима независимость и свобода. Домашняя кошка считает человека в некоторой степени родственником, в то же время, осознавая свою независимость от него в некоторых вопросах, поэтому в сознании кошки хозяин занимает значительное место. Жизнь же рядом с человеком обеспечивает безопасность и защиту территории – вряд ли кто приведёт в свою квартиру стаю уличных котов. Готовый стол и дом позволяют кошке уделять меньше внимания охоте ради утоления голода.

Характер домашних кошек в некоторой степени зависит от их окраски. Чёрные кошки очень нервные, чувствительны, любопытны, весьма любят ласку. Чёрно -белые общительны, легко привязываются к хозяевам, быстро находят контакт с детьми. Полосатые, напротив, скрытны, замкнуты, ценят свободу и независимость, избегают контактов не только с человеком, но и с их сородичами. Рыжие и бело-рыжие уважают покой, домашний уют и, как правило, флегматичны. Белые капризны, обидчивы и больше других подвержены инфекционным заболеваниям.

1.4.Народные приметы, по которым можно определить погоду

на завтра

Народные приметы - это ненаучно (а чаще всего и научно) обоснованные наблюдения в форме краткого вывода, основанного на прошлом опыте, на протяжении длительного периода времени. Критерием научности здесь служит повторяемость и логическая оценка явлений. За поведением кошки внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.

«…Согласно народным поверьям, «Кошка чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому». Считается, что, наблюдая за поведением кошки, можно предсказывать погоду. У русского народа с этим любимым зверем связано много разных примет, которые во многом переплетаются с приметами других народов.

Кошка крепко спит или брюхом кверху - к теплу и жаре.
Спит мордочкой под брюхо - к непогоде или холоду .
Свертывается клубком - к морозу.
В печку садится - к стуже на дворе.
Распускает хвост - к метели.

Лижет хвост - к метели.
Лижет хвост, прячет голову - к ненастью и дождю.
Лижет лапу, моется - к вёдру (солнцу).
Лижет лапу и приглаживает шерсть на голове - будет хорошая погода.
Вылизывает шкуру - к ненастью.
Заднюю лапу поднимает - к дождю.
Чешет за ухом - к дождю или снегу.
Скребёт лапами стену - к ветру непогожему .
Пол скребёт - к метели, вьюге, ветру.
Точит когти о ножку стола - погода переменится.
Чихает кот - к дождю.

Если кошка лежит животом вверх или три раза обведёт лапой вокруг мордочки, то будет хорошая погода . (Грузинская примета).

Если кошка лежит спиной к очагу - быть грозе.

Когда кошка моется, повернувшись к востоку, это предвещает хорошую погоду , а если к западу - худую погоду . (Сербская примета).

Кошки моются лапками, повернувшись в ту сторону, откуда подует ветер (Болгарская примета )…».[ 8 ]

II .Практическая часть

Исследование зависимости поведения домашних кошек от температуры воздуха

2.1. Методы и объекты наблюдений

Наблюдения велись с 24 декабря 2012 года по 23января 2013 года включительно с 21.00 до 22.00. часов. Оценивалось поведение 10 домашних кошек, принадлежащих разным владельцам.

Наблюдения проводились одновременно по методике, разработанной специалистами экологического центра в 2008 году. Ежедневно в этот промежуток времени владельцы кошек фиксировали все поведенческие акты, совершенные животным. Учитывалось законченное действие: сон, прием пищи, передвижение. Далее все данные заносились в дневники наблюдений, на основании которых оформлена сводная таблица суммарных значений (Приложение1) . По ней анализировали данные исследований. Из всего вышеперечисленного формировались выводы.

2.2. Характеристика объектов наблюдения

Наблюдения проводились над кошками разного происхождения, разного пола и возраста, физического состояния:

    Кошка Кнопа, русская голубая (1,5 года). (Приложение 4)

    Кот Эмиль, беспородный (2 года). (Приложение 4)

    Кот Яша, беспородный (2 года). (Приложение 5)

    Кот Пушистик, беспородный(2 года). (Приложение 5)

    Кошка Чита, беспородная(3 года). (Приложение 6)

    Кошка Ася, беспородная (3 года). (Приложение 6)

    Кот Макс, беспородный (4 года). (Приложение 7)

    Кошка Амалия, беспородная (4 года). (Приложение 7)

    Кот Снежка, кастрированный сиамский (5 лет). (Приложение 8)

    Кот Мурзик, беспородный (5 лет). (Приложение 8)

Учитывались следующие показатели поведенческих реакций:

    Спит в теплом месте, нос спрятан.

    Спит, вытянувшись во весь рост.

    Спит, свернувшись клубком, нос не спрятан.

    Сидит спокойно.

    Ест, пьет.

    Умывается.

    Чешет за ухом.

    Играет.

    1. 2.3. Результаты и анализ исследования

    Дневники наблюдений за кошками заполнялись с помощью их владельцев, которые каждый день отмечали их в таблице. Затем я провела математическую обработку результатов (Приложение 1) и сравнила зависимость поведения животных от температуры воздуха на основании данных изменения температуры воздуха в г.Тара /период с 24 декабря по 23 января 2013 года/ (Приложение 2) .

    Анализируя данные графика и таблицы, делаю вывод, что с понижением температуры воздуха:

      Животное чаще находится в состоянии покоя.

      В начале периода, когда температура воздуха составляла -34 0 С ночью, все животные спали в теплом месте, спрятав нос. При повышении температуры воздуха этот показатель заметно снижается.

    Таблица 1

    Количество кошек, которые спали в теплом месте, нос спрятан

    День

    Коли-чество

    Рисунок 1 , которые спали в теплом месте, нос спрятан

    Количество кошек, которые спали, вытянувшись во весь рост увеличивается на пятый, девятый, пятнадцатый день наблюдений и достигает максимального количества на тридцатый день, когда температура воздуха составляла -7 0 С.

    Таблица 2

    Количество кошек, которые спали, вытянувшись во весь рост

    День

    Количество


    Рисунок 2 . График изменения количества кошек , которые спали, вытянувшись во весь рост

    При повышении температуры воздуха на третий день наблюдений восемь из десяти кошек спали, свернувшись клубком, нос не спрятав. Их количество так же увеличивалось на семнадцатый и последний день наблюдений.

    Таблица 3

    Количество кошек, которые спали, свернувшись клубком, нос не спрятан

    День

    Количес-тво


    Рисунок 3 . График изменения количества кошек , которые спали, свернувшись клубком, нос не спрятан

    Двигательная активность кошек сохранялась примерно на одном уровне, что свидетельствует о том, что это может зависеть больше от образа жизни хозяев, темперамента самого животного, чем от изменения атмосферного воздуха.

    Таблица 4

    Количество кошек, которые сидели спокойно

    День

    Количество


    Рисунок 4 . График изменения количества кошек, которые сидели спокойно.

    Количество пищи так же не зависело от изменения температуры воздуха на улице, скорее от двигательной активности самих животных, возраста и пола животного. Таким образом число приемов пищи у котов выше, чем у кошек.

    День

    Количество

    Таблица 5

    Количество кошек, которые пили и ели

    Рисунок 5 . График изменения количества кошек, которые пили и ели

    Умывались кошки в разном количестве, что не дает возможность связать эти показатели с изменениями температуры.

    Таблица 6

    Количество кошек, которые умывались

    День

    Количество


    Рисунок 5 . График изменения количества кошек, которые умывались

    Таблица 7

    Количество кошек, которые чесали за ухом

    День

    Количество


    Рисунок 7 . График изменения количества кошек, которые чесали за ухом

    Количество игравших кошек так же больше говорит о характере, темпераменте животного, чем об изменениях погодных условий.

    Таблица 8

    Количество кошек, которые играли

    День

    Количество


    Рисунок 8 . График изменения количества кошек, которые играли

    Заключение

    Гипотеза подтверждена. Кошки действительно реагируют на изменение температуры воздуха.

    На активность кошек могут влиять различные факторы.

    Например: режим дня владельца, особенности темперамента животного, температура воздуха в помещении. Большинство кошек, как мы видим, демонстрируют изменения поведения от температуры воздуха на улице. Видимо, они реагируют на связанные с этим изменения атмосферного давления.

    Следующие выводы можно сделать, только сравнивая результаты наблюдений за кошками в нескольких повторностях (в нашем случае их десять), наблюдая только за своей кошкой, таких выводов не сделаешь.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Литенецкий И. Б. Изобретатель – природа. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986

      Непомнящий Н. Кошки. - М., 1991

      Теремов А., РохловВ. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей.-М.:АСТ_ПРЕСС,1999

      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2001.

    Интернет-ресурсы:

      . Прогноз погоды

      . Кот и кошка.

      Сайт о кошках.

    Приложение 1.

    Таблица 1. Суммарные значения результатов наблюдений.

    Число месяца

    День наблюдения

    Спит в теплом месте, нос спрятан

    Спит, вытянувшись во весь рост

    Спит, свернувшись клубком, нос не спрятан

    Сидит спокойно

    Ест, пьет

    Умывается

    Чешет за ухом

    Играет

    Температура

    день

    Явления

    Температура

    вечер

    -23

    -27

    -27

    -18

    -19

    -7

    -7

    -17

    Явления

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Приложение 2

    Дата

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    День

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    Темпе-ратура

    /день/

    -26

    -27

    -25

    -14

    -9

    -7

    -11

    -10

    -7

    -15

    -19

    -17

    -18

    -21

    -20

    -24

    -20

    -16

    -24

    -17

    -16

    -17

    -15

    -19

    -22

    -28

    -18

    -20

    -16

    -7

    -4

    Явления /снег/

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Темпе-ратура

    /вечер/

    -34

    -34

    -29

    -12

    -7

    -8

    -9

    -11

    -12

    -19

    -22

    -17

    -21

    -27

    -25

    -27

    -19

    -20

    -25

    -18

    -14

    -13

    -28

    -23

    -27

    -27

    -18

    -19

    -7

    -7

    -17

    Явления /снег/

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    Приложение 3

    Приложение 4

    Фото 1. Кошка Кнопа.

    Фото автора

    Фото 2 . Кот Эмиль.

    Фото автора

    Приложение 5

    Фото 3 . Кот Яша.

    Фото автора

    Фото 4 . Кот Пушистик .

    Фото автора

    Приложение 6

    Фото 5 . Кошка Чита .

    Фото автора

    Фото 6 . Кошка Ася.

    Фото автора

    Приложение 7

    Фото 7. Кот Макс.

    Фото автора

    Фото 8. Кошка Амалия.

    Фото автора

    Приложение 8

    Фото 9 . Кот Снежка

    Фото автора

    Фото10 . Кот Мурзик

    Фото автора